А. А. Остапец от кружка школы до экспериментального центра - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
3. 2 результаты экспериментального обучения 72 заключение 73 литература... 1 897.08kb.
Территориальный проект «Команда молодости нашей» моу изумрудновской... 1 113.76kb.
Вот уже на протяжении нескольких лет коллектив школы работает над... 1 71.58kb.
Сравнительная характеристика казенного, бюджетного и автономного... 1 148.09kb.
Программа астрономического кружка для 8-9, 10 и 11 класса общеобразовательной... 1 87.11kb.
Совет Центра Директор Е. П 1 113.07kb.
Программа развития Ресурсного центра космического машиностроения... 1 164.78kb.
Программа кружка по валеологии (1 4 классы) 2008 г. Ббк 34 56 г 54 1 227.93kb.
I. Общие положения Экономист вычислительного (информационно-вычислительного) 1 55.65kb.
Экспериментальный проект 1 154.8kb.
Классификация наук 1 44kb.
Лисневская Ирина, Богданова Анастасия, Демина Наталья, Подоличенко... 1 15.63kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
А. А. Остапец от кружка школы до экспериментального центра - страница №1/5

Правительство Москвы

Департамент образования г. Москвы

Восточное окружное Управление образования
Экспериментальный Центр

детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина»



А.А. ОСТАПЕЦ

ОТ КРУЖКА ШКОЛЫ


ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕНТРА

МОСКВЫ И РОССИИ



(20 лет клубу и центру «Родина»)

Москва 2002 г.
Автор: Остапец-Свешников Александр Александрович,

доктор педагогических наук, профессор,

мастер спорта и инструктор-методист по туризму,

директор Экспериментального Центра

детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» (ЭЦДЮТЭ).
Редактор: Г.Н. Абросимова

ЭЦДЮТЭ «Родина». 1997 и 2002 г.

Компьютерная обработка – «Русское Поле» (В.В. Казанцев). 2008 г.
В книге обобщен двадцатилетний опыт туристско-краеведческой и экологической деятельности одного из ярких детско-юношеских объединений Москвы – ЭЦДЮТЭ «Родина».

Показано становление и развитие этого во многом новаторского коллектива, раскрываются теоретические принципы его построения и деятельности, методика работы с учащимися от среднего дошкольного возраста, начальных классов до старшеклассников и студентов, то есть туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в системе непрерывного образования. В книге даются схемы, таблицы, модели такой деятельности, походно-экскурсионное самоуправление, ступени туристско-краеведческого мастерства учащихся, традиции, правила и законы юных туристов – «Кодекс юного туриста-краеведа-эколога».



Александр Александрович Остапец


ОТ КРУЖКА ШКОЛЫ

ДО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ЦЕНТРА

МОСКВЫ И РОССИИ

(20 лет клубу и Центру «Родина»)



(Второе издание книги – по тексту 1988 г.)


ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. От кружка к школьному клубу 1
Часть II. От клуба школы к клубу микрорайона 27
Часть III. От клуба микрорайона к клубу района 45
Часть IV. От клуба района к окружному клубу 63
Часть V. От межшкольного клуба района к экспериментальному центру округа

Москвы и России 69


Приложение. 85
Список рекомендуемой литературы. 99

«Закались, познавая Родину;

отдай свой труд и силы

Родине!»


Девиз Центра «Родина»
Часть I

ОТ КРУЖКА К ШКОЛЬНОМУ КЛУБУ
Туристско-краеведческий межшкольный детско-юношеский клуб «Родина» (с ноября 1991 г. Экспериментальный центр детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа МКО) расположен в одном из новых микрорайонов столицы – Южном Измайлове, огромном современном жилом комплексе, окруженном зелёной зоной Измайловского лесопарка и лесами Подмосковья.

20 лет назад здесь была всего одна средняя школа № 377. Там в сентябре 1977 года и организовали туристско-краеведческий кружок учащихся 7 9 классов. На первое занятие кружка, несмотря на красочное объявление и устные сообщения по классам, явилось всего шесть человек.

Начали с «пробного» пропагандирующего туризма – пешего похода в ближнее Подмосковье по местам Московского сражения 1941 42 годов. Фотогазета, выпущенная участниками после похода, а затем и устное выступление перед учащимися старших классов об этом первом туристском мероприятии оказались настолько действенными, что на последующие походы пришлось создавать не одну, а две туристские группы. Работой кружка руководило бюро, в которое вошли учащиеся 8-х и 9-х классов. Актив кружка сразу же взял в свои руки проведение всех массовых туристско-краеведческих мероприятий в школе и организацию интересных дел самих кружковцев. Широкая опора на самих ребят дала возможность руководителям туристско-краеведческой работы уже в первый год организовать и провести туристский слёт школы, несколько массовых выходов классов на линию обороны Москвы и четыре дальние многодневные экспедиции в каникулярное время: ноябрьская экспедиция по Приокско-Террасному заповеднику, январская лыжная – по Карпатам, мартовская – по западному Крыму и летняя велосипедная II категории сложности – по трём республикам Прибалтики. После каждой экспедиции их участники провели вечера-отчёты для учащихся старших классов с устным рассказом об экспедиции, показом слайдов и кинофильмов, выступлением походной агитбригады, написали и сдали в библиотеку Московского городского турклуба письменные отчёты о своих путешествиях.

Во втором учебном году туристско-краеведческий кружок школы настолько расширился, что пришлось выделить из него отдельную группу, оформившуюся затем в кружок среднего школьного возраста.

Ещё через год был образован кружок младшего школьного возраста, как экспериментальный, поскольку подобных кружков и программ для их работы еще не существовало. Кружок этот был организован во втором классе учительницы начальных классов Ольги Кузьминичны Кулехиной, сын которой был одним из самых активных общественных руководителей туристско-краеведческой работы в школе, хотя и учился в 7-м классе.

Актив старшеклассников осуществлял не только общее руководство массовой туристско-краеведческой работой школы, но и помогал руководителям клуба – учителям Дежурновой, Иловайской и Остапцу (научный сотрудник АПН СССР) проводить работу в туристско-краеведческих кружках.

Таким образом, за два года работы в школе организовались и начали вести работу три туристско-краеведческих кружка: младшего, среднего и старшего возраста. Первый кружок работал по экспериментально разработанной программе, кружки среднего и старшего возрастов – по программам, разработанным ЦДТЭС МП СССР для кружков общеобразовательной школы и внешкольных учреждений, но со значительными изменениями, отражающими специфику системы, разработанной и апробированной в 70 х годах в школах №№ 411, 415, 733 Калининского района г. Москвы. За основу брались программы М.И. Краймана «Юные туристы», В.М. Куликова «Пешеходный туризм» и В.В. Титова «Младшие инструктора туризма». В такой последовательности эти три программы и проходились в течение 3 4 х последующих лет. Но поскольку ни одна из этих программ не содержала поиска конкретного краеведческого материала о районах будущих четырех годовых каникулярных экспедиций будущего туристско-краеведческого цикла клуба, приходилось при планировании работы кружков на год включать такой вид занятий, как самостоятельная работа в этом направлении. Объем этой краеведческой конкретной работы в кружке был не меньше, чем изучение и освоение технико-тактических вопросов туризма. Кроме того, по строго соблюдаемой системе туристско-краеведческой деятельности – подготовка похода (экспедиции и т.д.), проведение его и подведение его итогов, – то есть полное выполнение туристско-краеведческого цикла, – предусматривалась определенная работа по формированию умений и навыков, товарищеского, доброжелательного и справедливого общения и честной деловой работы всех членов туристско-краеведческого коллектива: освоение законов, правил и традиций этой деятельности, непрерывно возникающих, утверждающихся и закрепляющихся в клубе.

Но для того, чтобы успешно осуществлять работу коллектива, состоящего из трех кружков разного возраста, нужен был другой орган управления, отличающийся от бюро туристско-краеведческого кружка более широким охватом видов, форм и содержания этой деятельности. Решение актива было единым – создать общий Совет уже не кружка, а клуба. К тому времени ребята не один раз предлагали различные названия своих кружков и название будущего клуба. Долгое время один из кружков назывался «Юный турист Измайлова». Но на выборах Совета было предложено назвать клуб просто и понятно – «Родина». Кто-то даже пояснил: «Ведь вот прошли же мы уже 5 республик страны, нашей Родины, и будем стремиться пройти и остальные, а название само нас к этому и зовёт». И хотя сразу название не утвердили, но оно зазвучало в районе и городе, ребята к нему привыкли и менять на другое уже не стали.

Девиз клуба сначала звучал так: «Закались, познавая Родину!» Но очень скоро ребята стали говорить, что он не совсем соответствует истине, ведь они постоянно ведут на маршрутах общественно-полезную работу, могут приносить ещё большую пользу и будут это делать. Так к этим словам девиза были добавлены еще несколько, и девиз, наконец, стал отвечать основным задачам клуба: «Закались, познавая Родину; отдай свой труд и силы Родине!».

В те первые три года помещений для занятий у клуба не было, так как школа работала в две полные смены. Познакомившись с работой клуба и признав её хорошей и нужной, Исполком Первомайского Совета (секретарь Совета Л.П. Кезина) выделил для него отдельное помещение – однокомнатную квартиру в расположенном рядом со школой доме. Это был очень щедрый подарок, и просить к нему ещё что-либо ребята просто не имели права (так считал Совет клуба). Поэтому всю перестройку жилой квартиры под туристско-краеведческий детско-юношеский клуб ребята и их руководители произвели своими силами. Помогла и школа (директор В.С. Подмазо) партами и скамейками, доской для занятий. Большую помощь оказали клубу родители ребят. Кухня превратилась в методическую комнату и склад снаряжения, ванная – в кино-фотолабораторию, а единственная комната – в класс для занятий и клубную комнату для товарищеских встреч, вечеров и празднований.

Второй год работы принес новое в массовую систему работы с учащимися школы: были проведены три раздельных слёта – 4-5 классов, 6-7 классов и двухдневный слёт 8-10 классов. Это позволило более о дифференцированно подготовить и маршруты переходов классов до места слёта, и программу туристско-краеведческих соревнований и конкурсов. Значителен был и охват учащихся – многие классы вышли почти всем своим составом. Массовые походы классов на линию обороны Москвы осуществлялись также полным составом учащихся. Для того чтобы привлечь как можно больше педагогов и учащихся, разрабатывались маршруты с невысокой нагрузкой. Активность учителей в туристско-краеведческой деятельности значительно повысилась. Совершенствовалось мастерство и актива клуба. Так, на втором году работы, были проведены дальние многодневные экспедиции в Долину Славы (Дальнее Подмосковье), зимняя лыжная экспедиция 1-й категории сложности по Южному Уралу, пеший поход по Западному Кавказу, байдарочная экспедиция I категории сложности по Верхне-Волжским озёрам и Селигеру. Третий год актив клуба начал ноябрьской пешей экспедицией по Смоленской области на место сражения Западного и Резервного фронтов с фашистскими войсками в октябре 1941 года, в январе совершил поход по дальнему Подмосковью, дорабатывая сбор материала одно-трёхдневных походов выходного дня, в марте прошел на велосипедах Молдавию, а летом вышел на маршрут III категории сложности по Закавказью (Азербайджан – Грузия).

Как обычно, все эти экспедиции были достаточно тщательно подготовлены: физическую подготовку ребята получали в школьном спортивном зале один раз в неделю и в местных Подмосковных походах в субботне-воскресные дни; краеведческую подготовку сначала вели руководители кружков, изредка привлекая к этой работе учителей школы (географа, историка, биолога); техническую подготовку те годы также вели руководители кружков, иногда привлекая в помощь себе отдельных членов актива клуба. Перед самой экспедицией начиналась обычно подготовка программы походной агитбригады. Причем она состояла не только из номеров концертной программы, но также из лекций, посвященных обычно важнейшим событиям нашей страны. В те годы, предшествующие ХХ Олимпийским играм в Москве, учащийся А. Супруненко подготовил лекцию: «ХХ Олимпийские игры» и выступал с ней перед различными аудиториями, встречающимися на маршрутах следования тургрупп.

В период подготовки дальних экспедиций и в послеэкспедиционный период туристские группы клуба «Родина» совершали походы по родному краю, собирая материалы о природе, культуре, истории и экономике Подмосковья. Если в первых агитационных походах больше места уделялось боевой славе советского народа и эта романтическая тема давала возможность привлечь к занятиям довольно сложных подростков, в том числе и стоящих на учете в детской комнате милиции, то теперь можно было вести комплексное изучение района путешествия, не опасаясь потери интереса учащихся к этой деятельности.

Комплексное исследование очень много давало и учителю, и учащемуся, позволяя понять взаимосвязь и взаимозависимость многих природных и социальных явлений. Так, в многодневном зимнем лыжном походе по северо-западному Подмосковью, сопоставляя виденное и слышанное от местных жителей и специалистов сельского хозяйства, учащиеся сделали очень интересный и полезный не только для себя вывод: при существующем несправедливом уравнивании колхозов, имеющих богатые поливные земли, и колхозов, их не имеющих в зоне Нечерноземья, слабые хозяйства так и останутся слабыми. Необходим дифференцированный подход к хозяйствам в зависимости от плодородия их поля. Удивительнее всего, что прямо так ни колхозники, ни руководители хозяйств – директора совхозов, председатели колхозов, агрономы – ребятам не говорили. Но, проходя от зоны неполивных земель к зоне Яхромской поймы, ребята видели, как от деревни к деревне богаче становится жизнь сельского труженика. Такой подход значительно сильнее любого учебника показал немедленную и острую необходимость решительных перемен.



Однако и тогда походы боевой славы народа оставались важным средством привлечения всё новых и новых членов в коллектив турклуба «Родина». Шла временная смена поколений – старшие ребята из актива клуба в ноябрьский призыв должны были уйти в ряды Советской Армии, необходимо было вводить в актив «молодёжь». И в сентябрьские дни 1980 года, в дни празднования 600 летия Великой победы русского оружия на Куликовом поле, актив клуба на велосипедах отправился туда. Это уже было второе поле славы русского оружия. Перед этим члены одной из групп клуба побывали на Бородинском поле. Два поля русской славы, славы русского оружия! У ребят родилось желание в будущем посетить и третье великое поле – поле Сталинградской битвы.
Наша задача – гармоничное развитие личности

С самого начала своей деятельности клуб поставил основной целью – всестороннее развитие учащихся средствами туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы. Использовались и другие средства воспитания учащихся, такие, как общественно полезный труд, производительный труд, походная самодеятельность или агитбригада, школьное (клубное) лесничество и другие. Основной общественно полезной деятельностью членов клуба, особенно его актива, являлись организация и проведение всех школьных туристско-краеведческих мероприятий, помощь районному Дворцу пионеров и школьников в проведении четырех районных соревнований по контрольно-комбинированному маршруту (ККМ 4 5 кл., ККМ 6 7 кл., ККМ 8 кл. – зимний лыжный и ККМ 9 10 кл. Двухдневный – «Вахта памяти»), помощь в работе младшему и среднему по возрасту туристским кружкам, подготовка всех массовых туристско-краеведческих пропагандистских мероприятий (вечера-отчёты о проведенных путешествиях, вечера туризма и краеведения) и многие другие мероприятия. В начале третьего года существования клуба юные туристы организовали совместно с преподавателем труда своей школы Юрием Дмитриевичем Образцовым производство сувениров и деревянной посуды. Отдел цен Мосгорисполкома утвердил два сувенира – подставки для ручек и деревянную хлебницу-конфетницу. Так началось производство простейших изделий для Росгалантереи, которая обязалась принять товар и оплатить за него, перечислив деньги на спецсчёт школы, откуда уже легко было получить их на проведение дальних многодневных экспедиций клуба, на приобретение туристского снаряжения и оборудования помещения клуба. Первую партию сувениров и хлебниц-конфетниц Росгалантерея приняла почти без забраковки изделий. На вырученные средства актив клуба совершил две экспедиции – по Южному Уралу и Молдавии. К сожалению, это производство вскоре прекратилось из-за сложности в приобретении материалов. Но уже этот небольшой опыт показал, что, организовав подобное производство, юные туристы могут сами, без привлечения родительских средств, обеспечить свои дальние экспедиции по стране. Производительный труд не был забыт в клубе. Когда актив клуба готовился к многодневной велосипедной экспедиции по Западному участку Байкало-Амурской магистрали, перед участниками путешествия встал вопрос: где достать такую большую сумму как 180 рублей на каждого учащегося. Было решено не рассчитывать только на дотацию Исполкома, выделяемую обычно на летнюю оздоровительную работу, а заработать недостающую сумму за два месяца работы на туристской базе ЦСЮТур РСФСР групповодами, устроиться работать на почту и другие работы. Недостающие суммы были заработаны в срок, и средств на совершение такой большой 36 дневной экспедиции хватило. Подрабатывали ребята и на другие экспедиции, поскольку совершение 4-5 дальних многодневных экспедиций в году ложилось на плечи некоторых родителей серьёзным грузом финансовых расходов – до 150 рублей в год. И надо сказать, что почти никогда Совет клуба, его актив, руководители не слышали жалобы от родителей по этому поводу. Родители членов турклуба «Родина» считали и считают, что туристско-краеведческая, экскурсионная и музейная работа, проводимая клубом с их детьми, полезна, что она хорошо развивает кругозор ребёнка, подростка, юноши, позволяет быстро приобрести жизненно необходимые навыки и умения, закаляет физически, т.е. формирует личность всесторонне и гармонично.
Наша агитбригада

Особое место в общественно полезной деятельности членов турклуба «Родина» занимала агитбригада. Безусловно, и она потерпела серьёзную эволюцию от своего зарождения как деятельность чисто развлекательная туристско-краеведческого направления с преобладанием юмористических номеров. Но уже в первый год туристско-краеведческой работы в 377 й школе, на третьем вечере-отчёте начали звучать в выступлениях походной агитбригады большие и серьёзные темы войны и мира, защиты окружающей среды. А после велосипедной экспедиции по Прибалтике, где силами походной агитбригады было дано 12 выступлений для тружеников промышленности и сельского хозяйства, воинов Советской Армии, учащихся, студентов, программа выступлений всё больше стала носить политически заострённый характер. Первая часть любого выступления посвящалась важнейшим событиям в жизни страны. Благодаря этому актив клуба стал называть свои вечера-отчёты, посвященные итогам дальних многодневных экспедиций, – уроками патриотизма, интернационализма и мужества. И это соответствовало истине. К примеру, вечер отчёт о Прибалтийской экспедиции клуб провел как урок дружбы народов СССР, как память о героях пограничниках, первыми принявших на себя удар врага 22 июня 1941 года. Рассказали ребята, как, преодолевая сильную жару, значительно пересеченную местность литовского озёрного края, они сделали на своих дорожных велосипедах около 130 километров за день и никто, даже девочки, «не пищали», хотя рюкзаки были не лёгкими, а путь тяжёлым. Этот и подобные вечера-отчёты были наглядными примерами высокого воспитательного воздействия туристско-краеведческой деятельности на учащихся, включающих их самих в пропаганду высоких жизненных идеалов и активного вовлечения их сверстников в одну из эффективных форм деятельности, утверждающей здоровый образ жизни.

Уже с Прибалтийской экспедиции первая часть выступления походной агитбригады стала идейно насыщенной, патриотичной. По подлинным документам поставлена ребятами инсценировка подвига Краснодонских молодогвардейцев. Каждый из участников этого выступления исполнял роль кого-то из молодогвардейцев. Документы, раскрывающие момент казни юных героев, настолько трагичны, что каждый раз сценка игралась на предельном напряжении душевных сил, вызывая в зрителях глубокую внутреннюю и внешнюю реакцию переживаний.

В основу первой части выступлений агитбригадовцев всё больше и больше входила тема Великой Отечественной войны советского народа, раскрываемая на материале родного края – Московской битве. В течение всех двадцати лет существования т/к «Родина» его многочисленные туристские группы и классы школы, и сводные клубные в одно-трёхдневных походах выходного дня регулярно проходили маршруты западного Подмосковья, где осенью и зимой 1941 года и зимой, весной 1942 года шли ожесточённые бои с фашистскими захватчиками. В этих походах проводились съёмки фильмов и слайдфильмов, в которых запечатлены места сражений, братские могилы советских солдат, очевидцы тех далеких событий. Их рассказы подробно записывались ребятами на магнитофон или письменно. Весь этот очень интересный материал, сопровождаемый слайдовым показом, и составил первую часть выступлений походной агитбригады. В зависимости от событий, которые страна переживала в данный период, первая часть выступлений походной агитбригады изменялась. Так, в дни, предшествующие ХХ Олимпийским играм и во время их, выступление агитбригады начиналось лекцией о ХХ Олимпийский играх, раскрывающей благородную сущность олимпийского движения. Когда страна отмечала 60 летие образования СССР, в первой части агитбригадной программы значительное место заняла тема дружбы народов СССР. Материал об этом у турклуба «Родина» накопился к тому времени немалый – ведь его туристско краеведческие экспедиции уже прошли 8 союзных республик и имели достаточно и кинофильмов, и слайдфильмов об этих республиках. В отчётах о путешествиях по союзным республикам нашей страны был также собран живой, самый свежий и достаточно яркий материал об успехах в жизни народов этих республик, о природе, культуре, истории и экономики их. Безусловно, использовался и материал, выпущенный различными издательствами к этому юбилею.

Нередко включались в программу материалы, тесно связанные с местом, районом предстоящего путешествия. В одном из походов по Восточному Крыму в первую часть программы своей агитбригады ребята включили инсценировку из произведений Александра Грина «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Страна отмечала столетие со дня рождения писателя, и туристская группа как раз шла по местам его жизни и творчества. Как отмечали сами ребята, инсценировка этих произведений помогла им глубже понять поэзию этих произведений А. Грина, полюбить его искренне и сильно.

Были инсценировки и классических произведений А.П. Чехова, Н.В. Гоголя.

Почти в каждом выступлении походной агидбригады турклуба «Родина» был материал об охране природы, окружающей среды, охране памятников культуры и истории. Причём нередко этот материал брался прямо на месте, и тогда он звучал особенно сильно, действенно. Однажды в байдарочной экспедиции по Верхне Волжским озёрам и Селигеру туристской группе клуба «Родина» пришлось выступать на Осташковском кожевенном заводе. При подходе к городу на широченном Осташковском плёсе ребята заметили большое количество крупной рыбы в безжизненном состоянии болтающейся по поверхности плёса. Поднятая вверх, она тут же развалилась на куски. Такая массовая гибель рыбы поразила ребят. Уже в городе они узнали, что причиной гибели является Осташковский кожевенный завод, спускающий свои отходы (среди которых есть и дубильные вещества) в воды Селигера, этой жемчужины среднерусской полосы России. Сначала ребята просто захотели зайти к директору предприятия и заявить ему протест по поводу загрязнения озера, но затем передумали. Они решили выступить перед всем коллективом предприятия с концертом своей агитбригады и пригласили на этот концерт через комитет комсомола всё руководство кожевенного завода. После выступления агитбригады, когда стихли продолжительные аплодисменты и закончил свою благодарственную речь парторг, вперёд вышла комиссар тургруппы Оля Чистякова, и в притихшем зале прозвучало: «Извините нас, товарищи, но мы не можем спокойно смотреть, как уничтожается природа нашей Родины, как гибнет одно из прекраснейших озёр нашей страны – озеро Селигер! Мы заявляем решительный протест вам и вашему руководству за загрязнение вод озера, требуем прекратить это безобразие и будем жаловаться на ваши действия выше, вплоть до Совета Министров СССР!» Выступление комиссара группы было ещё и потому воспринято серьёзно, что ни один агитбригадовец не подвёл – все стояли по стойке «смирно» с очень серьёзным и даже суровым выражением лица.

Ребята действительно написали письма в Калининский областной Совет депутатов трудящихся, а копию послали на имя председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина. Не ясно, письмо ли ребят сыграло решающую роль или ещё чьи-то письма, а может, уже готовилось такое постановление, но через несколько месяцев завод был закрыт из-за отсутствия очистных сооружений и открылся только после того, как они были введены в таком объёме, что стали очищать не только заводские сбросы, но и отходы города.

Агитбригады клуба играли значительную роль в краеведческо-познавательной работе ребят на самом маршруте движения группы. Так, во всех без исключения экспедициях, после выступления агитбригады местные жители не покидали помещения, а по просьбе ребят оставались для ответов на многочисленные вопросы ребят по интересующему их краеведческому материалу. Иногда такие беседы затягивались надолго, с ребятами оставались старожилы, местные краеведы, хорошо знающие свой родной край, и ребята получали от них исключительно ценный материал вплоть до фотографий, старых статей, других реликвий краеведческого характера, не говоря уже о рассказах очевидцев о важнейших исторических событиях в жизни нашей Родины. Видимо, другим путём, помимо агитбригадного выступления, собрать всех жителей маленьких поселков или деревень было бы очень трудно. Но главное даже не в этом. После каждого выступления люди с готовностью отвечали на самые сложные и трудные вопросы и не жалели времени на общение с ребятами, которые только что своим концертом доставили им большое удовольствие.

Агитбригада повышала и культурный уровень ребят, эстетику их поведения, культуру речи, отчасти музыкальную культуру, давала возможность развить своё воображение, приобрести артистические навыки и многое-многое другое.

Но самое главное, она давала ребятам глубокое удовлетворение своей общественно-полезной деятельностью.
Бригадный метод

На четвертом году жизни турклуба «Родина» в коллективе, наконец, была полностью утверждена система и традиции, позволяющие руководителям снять со своих плеч такие серьёзные обязанности, как тренерские, работа с кружком в его полном объеме. В туристско-краеведческом клубе установился «бригадный» метод ведения занятий. Даже недавно пришедшие в турклуб Дмитрий Кудряшов и Марат Салеев, а также обе пионервожатые школы Виолетта Мишина и Любовь Ерошкина стали помощниками старшей группы (старшего актива) в этой деятельности. Некоторые из наиболее опытных ребят, такие, как Алексей Супруненко и Андрей Радченко, будучи уже младшими инструкторами туризма, взяли на себя ведение собственных кружков. Однако бригадный метод снимал и с них нагрузки непрерывных занятий с кружком. Он заключался в привлечении к занятиям с кружками младшего и среднего возраста всего туристского актива клуба, но каждого по его «специальности», или точнее, по тому туристско-краеведческому материалу, которым данный активист владел особенно хорошо. Так, к примеру, Андрей Радченко вёл с ребятами среднего и старшего возраста занятия в спортивном зале по физической подготовке и туристской технике; Алексей Супруненко с теми же ребятами, но в другой день вёл занятия по теории туризма и технике ориентирования, Люба Ерошкина готовила с ними программу походной агитбригады, А.А.Остапец – краеведческую подготовку. Это давало возможность осуществления полной и качественной туристско-краеведческой подготовки ребят младшего и среднего возраста с минимальной затратой сил взрослых руководителей турклуба. Кроме того, на занятия кружковцев перед выходом их в экспедицию приглашались учителя школы, чтобы ознакомить ребят с особенностями района их будущего путешествия. Учитель географии – с ландшафтом данного региона, учитель биологии – с животным и растительным миром, учитель истории – с историческими событиями, которые совершались в данной местности и т.д. Это не были обычные уроки географии, биологии или истории. Это были, скорее, лекции на данную, очень конкретную тему, очень близкую для ребят, нужную им, поскольку уже через несколько дней они должны были встретиться с этим «материалом», что называется, лицом к лицу, в самом походе. И хотя нередко учителям надо «поднять из памяти» нужную информацию, а иногда и серьёзно подготовиться к таким выступлениям, отказа с их стороны никогда не было. Единственное, о чём они просили, – это предупреждать их заранее о возможном выступлении.

«Бригадный метод» давал возможность подключить к такой работе многих активистов клуба, так как от каждого из них не требовалось хорошо знать всю систему туристско-краеведческой работы в целом, а имея общее представление о ней, достаточно хорошо владеть каким-либо видом, формой, разделом этой деятельности.

Правда, даже при бригадном методе работы каждый кружок клуба всё же имел своего постоянного руководителя, следящего за общим состоянием коллектива, готовящего и осуществляющего вместе с ребятами походы и путешествия.

Бригадный метод помогал активу клуба быстро встать на самостоятельные ноги как будущим кружковцам-тренерам, руководителям детских коллективов. Благодаря ему у актива клуба вырабатывались важнейшие организаторские качества, такие, как целеустремленность, умение определить главное в любой работе, правильно и справедливо распределить обязанности и проконтролировать выполнение заданий, хорошо провести анализ выполнения работы. При организации любого дела актив клуба личным примером вовлекал весь коллектив в деятельность.

Неудивительно, что многие активисты клуба, увлеченные этой деятельностью, поступили затем в педагогические институты или педагогические училища, среди них юноши – Алексей Супруненко, Андрей Радченко, Александр Чадин, Юрий Костин. С успехом закончив педагогические институты, они создали в своих школах туристско-краеведческие кружки, но продолжали контактировать с клубом «Родина», считая эти кружки филиалами клуба. Туристско-краеведческая практика в клубе «Родина» дала им не только довольно широкую педагогическую практику, но и могучее воспитательно-образовательно-оздоровительное средство, которым они с успехом могут пользоваться в своей дальнейшей педагогической деятельности в классном коллективе и в целом в школе.

Бригадный метод давал возможность осуществления межпредметных связей и позволял учителю углубить интерес ребёнка к его предмету, значительно расширить кругозор учащихся.

Бригадный метод – это лишь часть системы туристско-краеведческой, экскурсионной и музейной работы общеобразовательной школы при создании клубной её основы, без которой просто невозможно осуществить её.


Планирование по циклам

Другой особенностью системы работы туристско-краеведческого клуба «Родина» было планирование не по мероприятиям, а по туристско-краеведческим циклам, которых, как уже говорилось, было 4-5 в календарном году. Их неукоснительное соблюдение по структуре: подготовка – проведение – подведение итогов; их стыковка-слияние в единый годовой процесс туристско-краеведческой деятельности; легкость, гибкость и подвижность этой модели при её создании и использовании, при разработке на её основе плана-графика и детализированной, уточненной проработке плана, его конкретизации; возможность по этой модели в любое время проверить выполнение работ туристско-краеведческого цикла – все эти преимущества доказывают необходимость именно на их основе вести планирование туристско-краеведческого процесса как в общеобразовательной школе, ПТУ, так и во внешкольных учреждениях туристско-краеведческого профиля. Такая система была принята в турклубе «Родина» и на четвёртый год его деятельности. Поскольку цикловая система давала возможность быстро строить круглогодичную модель туристско-краеведческой работы, значительно упрощалось и перспективное планирование на три-четыре года вперед. А это, в свою очередь, позволяло значительно быстрее прогнозировать и планировать дальше туристско-краеведческую деятельность, сочетая её с задачей всестороннего гармоничного развития личности учащегося. Это и предприняли актив и Совет турклуба. Так, в перспективном плане развития клуба были намечены большие и ответственные экспедиции по Байкало-Амурской магистрали, в которых клубные туристские группы, последовательно проходя участки великой стройки, могли бы изучить её в том огромном природно-социальном комплексе, который и представляет собой магистраль века. В этой стройке особенно ярко отражаются все преимущество социалистической системы и те недостатки, которые испытывала страна в своем продвижении вперед. Эти экспедиции требовали очень длительной серьёзной подготовки и значительных материальных вложений. Совет клуба выдвинул идею проводить такие экспедиции не каждый год, а раз в два года, что и осуществлялось в течение восьми лет: экспедиция по Западному БАМу 1982 года, экспедиции по Центральному БАМу 1984 и 1986 годов и экспедиции по Восточному БАМу 1988 года. Экспедиции были достаточно хорошо подготовлены, их участники – это активисты клуба, не менее чем с трехлетним опытом серьёзных велоэкспедиций, почти все имели второй спортивный разряд по туризму и звание инструктора туризма, учащиеся – младшего инструктора, взрослые – инструктора; члены туристских групп хорошо знали друг друга – коллектив был схожен в предыдущие годы. Неплохо была подготовлена и техника к такому ответственному путешествию, а механики экспедиций имели всё необходимое, чтобы устранить на месте имеющиеся неисправности. Группы были обеспечены средствами на доставку снаряжения и свой проезд на начало маршрута и возвращение с конца маршрута в Москву. Экспедиции по Байкало-Амурской магистрали – дело очень серьёзное: они проверяли не только каждого участника на физические и морально-волевые качества, но и, в целом ту организацию, которая их готовит и проводит. Туристский клуб «Родина» доказал своими туристско-краеведческими экспедициями по БАМу, что является сильным сплоченным коллективом, способным решать сложнейшие экспедиционные задачи. В ходе пяти экспедиций был собран богатейший материал, большая часть которого является уникальной (многие музеи БАМа этих материалов не имеют). Более 16 часов записей бесед строителей магистрали сделали звукооператоры туристских групп, около 800 слайдов снято на объектах магистрали, много ценных экспонатов подарили строители туристским группам клуба в благодарность за 36 выступлений походной агитбригады. На основе собранных экспонатов и другого материала при клубе «Родина» создан первый в Москве музей Байкало-Амурской магистрали.

Вся эта работа проведена планово и систематично во многом благодаря тому, что на основе годичных туристских циклов была построена перспективная линия развития коллектива в таких дальних серьёзных экспедициях, а в них – и каждого члена этих туристских групп.


Походно-экскурсионное самоуправление

Значительным элементом введенной в клубе системы является строго разработанная туристская и краеведческая должностная инструментовка каждого походного отряда, группы с самого начала очередного туристского цикла. Краеведческие должности, введенные для участников дальних многодневных экспедиций, экскурсий преследовали основной своей целью – содействие комплексному изучению всего региона, по которому будет проходить маршрут данной туристской группы. Поэтому набор этих должностей должен был охватывать основные направления комплексного изучения любой местности, любой территории страны. В то же время, мы руководствовались основной методологической посылкой, устанавливающей, что в своем комплексном значении ТУРИСТСКО КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩАЯ СЛИЯНИЕ В ЕДИНОМ ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПОМ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЛЮБОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Туристские и краеведческие походные должности для учащихся должны были быть по возможности связаны с предметами школьного курса, с воспитательными задачами школы и помогать школе в закреплении основ знаний и формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. На основе этого краеведческие должности, отвечающие всем этим требованиям и исторически сложившиеся, и утвердившие себя в детско-юношеском (и, частично, во взрослом туризме), были установлены для туристско-экскурсионных групп такие: историк древнего периода, историк Великой Отечественной войны, историк современного периода, этнограф, метеоролог, геолог, топограф, гидролог, экономгеограф по сельскому хозяйству, экономгеограф по промышленности, ботаник, зоолог, фенолог, эколог, литературовед, искусствовед (см. схему). Такой набор позволял каждому по своей краеведческой должности наиболее крупно изучить, а если надо, и исследовать не только местность по маршруту путешествия, но и в целом, примыкающий к ней район. Комплексное изучение района (региона) будущего путешествия до выхода на маршрут по письменным источникам, затем изучение его уже наглядно в ходе самого путешествия, затем последовательная обработка полученных материалов после путешествия и сбор недостающих материалов вновь по письменным источникам позволяли диалектически правильно представить возникшие и возникающие явления в природе и социальной сфере данного региона, наглядно показывали ребятам, что без такой комплексной системы работы они бы, наверно, не полностью представляли себе явления, которые наблюдали, осуществлялось развитие диалектического и исторического мышления учащихся.

В подсистеме должностного самоуправления туристской группы важнейшее место занимают туристские должности, такие, как командир, комиссар, главный краевед, заведующий питанием, заведующий снаряжением, главный штурман, санитар, казначей, физорг, культорг, ремонтный мастер, редактор дневника, редактор газеты, главный оператор, руководитель художественной самодеятельности (агитбригады). Причём полный набор туристских должностей даётся туристским группам с 4-го по 11-й классы. Учащиеся 1 го класса осваивают только туристские должности командира, заведующего питанием (завпита), физорга, культорга, санитара. Учащиеся 2 го класса осваивают уже туристские должности командира, штурмана, завпита, физорга, культорга, санитара, заведующего снаряжением (завснара), фотокорреспондента. Учащиеся 3 го класса осваивают почти все туристские должности, кроме главного оператора и руководителя художественной самодеятельности (агитбригады).

Кроме этих постоянных туристских должностей (так они называются потому, что «работают» на всем протяжении туристского цикла), существуют еще и временные туристские походные должности: дежурный командир, дежурный штурман, дежурный фотокорреспондент, дежурные повара; могут быть и дежурные санитары, ремонтные мастера (особенно в лыжных, велосипедных или водных экспедициях. В подобных экспедициях их обычно называют дежурными механиками, а основного механика – главным механиком.)

С самого начала создания туристско-краеведческого кружка в 377 й школе эти должности в полном их наборе уже действовали в туристских группах. Должности эти сложились давно – ещё во взрослых группах в предвоенный период. Но во взрослом туризме их выполняют, в основном, только в период самого похода. Другое дело – в детско-юношеском туризме. Здесь основные постоянные должности действуют, как сказано выше, на протяжении всего туристско-краеведческого цикла, то есть при подготовке, проведении и подведении итогов туристско-краеведческого мероприятия. Конечно, даются и просто задания, но основная работа каждого – это строгое выполнение своего должностного функционала. За этим следят не только командир и главный краевед группы, но и руководители путешествия. Во взрослом туризме на завершающей стадии отчёт о путешествии (экспедиции) готовит сам руководитель. В детско-юношеском туристско-краеведческом мероприятии и заключительную часть – обработку материалов экспедиции и создании отчёта о ней – готовят её участники, все до одного, соответственно своей туристской и краеведческой должности. В этом особая воспитательно-образовательная ценность должностной подсистемы общей туристско-краеведческой деятельности любого образовательного учреждения.

Другая, не менее значительная ценность этой подсистемы состоит в том, что при деле находится каждый участник туристской группы. Командир тургруппы и его заместитель по воспитательной работе контролируют каждого. То же самое по краеведческим должностям: главный краевед знает краеведческую должность каждого и её приблизительный функционал и контролирует выполнение его работы в период подготовки похода, в самом походе и при обработке собранных материалов после него. Таким образом, в самом начале туристского цикла начинается работа туристско-краеведческого самоуправления. Если командир и главный краевед – достаточно опытные туристы, хорошо знающие эту должностную подсистему, то вмешательство руководителей в эту работу необязательно – ребята сами проведут подготовку данного туристско-краеведческого мероприятия. Но самое главное, после распределения походных должностей резко возрастает дисциплина и организованность в туристской группе, появляется конкретность, ясность в решении всех стоящих пред каждым участником вопросов. Вот эта дисциплина действительно сознательная, потому что каждый понимает, что без серьёзной подготовки никакой, даже небольшой экспедиции совершить нельзя. В клубе «Родина» был введён несколько позже важнейший принцип должностной работы, который ещё выше поднял престиж любой туристской должности. Его можно сформулировать так: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СВОЕЙ ДОЛЖНОСТНОЙ ФУНКЦИИ, СВЯЗАННОЙ С УЧАСТИЕМ В НЕЙ МНОГИХ ИЛИ ВСЕХ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ, ТУРИСТ, ЧЬЯ ФУНКЦИЯ СЕЙЧАС ДЕЙСТВУЕТ, НАХОДИТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ КОМАНДИРА, И ВСЯ ГРУППА ОБЯЗАНА ЕМУ ПОДЧИНЯТЬСЯ. Благодаря введению в жизнь туристских групп этого принципа почти каждый участник многодневного похода получал возможность каждый день хоть раз находиться в положении командира. Кроме того, временные командирские должности, особенно должность дежурного командира, давала возможность участникам путешествия (экспедиции) многосторонне оттачивать свои организаторские качества.

Названия туристских должностей для туристских групп начальной школы почти не меняются, только не все использовались в 1 3 классах, а краеведческие должности в 1 3 классах имеют совершенно другие названия, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Каждой краеведческой должности в группах начальной школы предшествовало слово «знаток»: знаток деревьев, знаток кустарников, знаток трав, знаток погоды, знаток животных, знаток рыб, знаток птиц, знаток улиц микрорайона (района), знаток транспорта района, знаток службы быта микрорайона, знаток почты, знаток магазинов, знаток медицинских учреждений и т.д. и т.п. Такое «внешнее» оформление краеведческой должности очень нравилось ребятам, они с удовольствием носили эти звания, гордились ими, а в своих прогулках, экскурсиях и туристских прогулках даже называли для оперативности друг друга не по имени, а по краеведческим или туристским должностям, к примеру: «Завпит, пора готовить!» или «Знаток птиц, это кто такая? Вот там на ветке сидит?»

В эту подсистему входила методика, согласно которой в течение нескольких лет школьник проходил через все туристские и краеведческие должности, совершенствуя своё туристско-краеведческое мастерство. Для контроля за последовательной сменой должностей и сравнения качества их освоения, а в целом – для стимулирования работ по туристским и краеведческим должностям, каждый кружок клуба имел свои таблицы туристско-краеведческого мастерства, где отмечались после очередного цикла прохождения каждым юным туристом-краеведом его походные должности, но только в том случае, если они были выполнены качественно, т.е. он полностью справился со своими обязанностями.

Прохождение всех туристских и краеведческих должностей возможно только в результате не менее 15 многодневных походов. А поскольку таких походов в году для одного и того же туркружка туристской группы может быть 6 (да и то это удавалось сделать турклубу «Родина» лишь дважды, а обычно – 4 5 дальних многодневных походов-экспедиций), то для прохождения всех должностей необходимо 3 4 года. Если ребята начали заниматься туризмом рано, ещё в начальной школе, то они уже хорошо знакомы с функционалом этих должностей, хотя настоящего мастерства они еще и не приобрели – не было у них многодневных дальних и ближних походов-экспедиций. В которых по-настоящему шлифуется туристское и краеведческое мастерство. Но вот с 5 го класса начинаются такие экспедиции и по-настоящему совершенствуется мастерство ребят. Значит, если ребята, не пропуская ни одних каникул, будут ходить в эти экспедиции, то где то к 8 му классу их туристско-краеведческое мастерство и будет на достаточно высоком уровне. С таким расчётом и была построена работа в турклубе «Родина». Уже после четвёртого года жизни туристского клуба некоторые ребята, особенно мальчики, освоили достаточно хорошо основные туристские и краеведческие походные должности. К этому времени они уже перешли на программы для младших инструкторов туризма и успешно их закончили. МосГорСЮТур присвоила ребятам звание младшего инструктора туризма.
Спираль изучения окружающего мира

В систему туристско-краеведческой деятельности входила подсистема концентрического освоения окружающей действительности (см. схему). Согласно этой подсистеме познание окружающей действительности учащимися проходило в три этапа: ознакомление, изучение и изучение с элементами исследования. Причём, кроме этого качественного отличия, существовало и количественное освоение окружающей действительности: по концентрической спирали – от своего микрорайона до района, области, республики, страны.

Начальная школа, а к тому времени в клубе уже занимались два начальных класса – первый и второй, осуществляла освоение своего ближайшего окружения – школа, микрорайон. Район (ознакомление с природной и социальной сферой).

Учащиеся 4 6 классов осваивают родной край, изучая его комплексно.

Учащиеся 6 8 классов, продолжая знакомиться со своим родным краем, начинают совершать длительные многодневные походы (экспедиции) по стране.

Учащиеся 8 11 классов выходят на более сложные маршруты страны и, наравне с изучением, начинают вести исследовательскую работу по освоению природной и социальной среды своей Родины, в то же время продолжая глубоко научно исследовать родной край.

Такая концентрическая система освоения окружающей действительности, являясь важным элементом общей системы туристко-краеведческой деятельности учащихся, позволяет планово, систематично и педагогически целесообразно осваивать окружающую действительность – природную и социальную среду – и развивает учащегося и в познавательном плане, расширяя его кругозор, и в воспитательном, формируя основы научного мировоззрения.
Система наращивания нагрузок

Другой подсистемой ТКД учащихся является подсистема оздоровительно-спортивного совершенствования. В последнее время в детско-юношеском туризме, на начальной стадии его, стали утверждаться новые нормативы в классификации нагрузок, позволяющие более последовательно и щадяще совершенствовать учащимися свое физическое развитие. Так, для учащихся начальной школы до 3 го класса было установлено и рекомендовано совершение экскурсий, прогулок и туристских прогулок (не более 3,5 4,0 км дневного перехода или один час активного передвижения). Переносимый груз ограничивался 2 4 кг веса. Для учащихся 3 4 классов это могли быть уже походы однодневные и двухдневные с прохождением в один день до 6 7 км. Переносимый груз для мальчиков и девочек не должен превышать 5 6 кг. Для учащихся 5 6 х классов это уже могут быть трёхдневные степенные походы по родному краю и дальние многодневные экскурсии для 6 го класса. Переносимый груз для мальчиков не должен превышать 8 кг, а для девочек – 7 кг. Дневные переходы не должны превышать 10 12 км по среднепересеченной местности. Для учащихся 7 8 х классов многодневные походы могут быть уже 1 й категории сложности. А переносимый мальчиками груз достигать 10 14 кг, а для девочек 8 9 кг. Дневные переходы не должны превышать 15 18 км. Для учащихся этого возраста возможно уже не только выполнение норматива на значок «Турист России», но и получение 3 го спортивного разряда по туризму. И юные туристы этого возраста в одно-трёхдневных и многодневных походах также продолжают освоение своего родного края. Учащиеся 9 11 х классов, продолжая осваивать в местных походах свой родной край, совершают многодневные безкатегорийные и категорийные походы до III категории сложности, также дальние многодневные экскурсии по стране. Для этого возраста возможно уже выполнение 2 го взрослого спортивного разряда по туризму. Юноши этого возраста могут переносить до 16 20 кг, а девушки – 10 14 кг. Дневной переход ребят этого возраста может достигать 25 30 км.

Эта система постепенного наращивания нагрузок способствует равномерному физическому развитию учащихся и профилактике перегрузок и травматизма при занятии туризмом. Только такое неукоснительное соблюдение этих важнейших принципов туристской педагогики даёт возможность удержать в туризме на долгие годы учащихся и добиться того, чтобы эта полезная деятельность стала их потребностью, чтобы они испытали чувство «физической радости» при покорении пространств родной земли, осознали преимущества здорового образа жизни.

В общей системе туристско-краеведческой деятельности учащихся в турклубе «Родина» этой подсистеме придавалось большое значение; именно поэтому многие ребята без особого напряжения проходили самую начальную стадию адаптации к этой деятельности.


В новом помещении

В самом конце четвертого года существования турклуба «Родина», на вечере-отчёте о велосипедной многодневной экспедиции по Закавказью актив клуба узнал, что Исполком районного Совета народных депутатов предоставил клубу новое дополнительное помещение бывшего молочно-раздаточного пункта в 170 кв. метров полезной площади. Ребята этому даже не поверили. Это был и подарок, и трудовой «заработок» актива клуба за работу в микрорайоне и районе. Но осмотрев помещение, все пришли к мнению, что только своими силами такое помещение не привести в порядок. Бывшая квартирная секция из четырех квартир (блок) насчитывала двадцать одно помещение, из которых пятнадцать были очень маленькими и непригодными для клубной работы. Совет клуба вынес решение – такой щедрый подарок принять, просить помочь материалами и специалистом-консультантом, а все остальное ребята решили сделать своими руками, т.е. методом народной стройки. Как говорит пословица: «Глаза страшатся, а руки делают». Так и приступили к реконструкции помещения силами самих кружковцев и их родителей. Но прежде был объявлен открытый конкурс на лучшую планировку помещения. В его основу была положена идея создания профильного туристско-краеведческого детско-юношеского клуба школьного и по месту жительства одновременно, то есть межшкольного. Актив клуба не хотел уходить от своей «альма-матер» – 377 й школы не только потому, что уже сработался с педагогами и администрацией, но и по тому чисто потребительскому принципу, что со школой всегда удобней.

Но самое главное, что не оттолкнуло от школы на автономию – это туристско-краеведческие кружки, которые работали в школе уже не только с помощью актива клуба, но и в отдельных классах под руководством своих классных руководителей. Школа явно принимала туристско-краеведческое направление. Но свои требования на клуб предъявил и ДЭЗ № 27, ведь формально, поскольку клуб находился на его территории и пользовался его помещением и к тому же оплата за все коммунальные услуги проводилась решением Исполкома также «из кармана» жилищного фонда, он имел на это свои законные права. Большое значение имело ещё и то, что ДЭЗ отчислял на культурно-массовую и спортивную работу 3% от квартплаты. Это давало возможность клубу пополнить свой склад новым туристским снаряжением. До этого туристское снаряжение приобретала для клуба школа и кое что передали родители. Поэтому использование фонда ДЭЗа было далеко не лишним.
Личное и групповое снаряжение

Турклуб «Родина» особенно не нуждался в туристском снаряжении и оборудовании. Всё, что необходимо было брать из снаряжения на многодневные сложные экспедиции, доставали в прокате взрослого турклуба Москвы или через родителей. Да и хранить это снаряжение не было места. Поэтому уже в самые первые годы работы кружка перед его членами было поставлено условие: всё туристское снаряжение до похода достает сам участник. При поступлении первых палаток и канов (плоских, вставляющихся одно в другое вёдер) принцип несколько изменили, и он стал постоянным правилом клуба: КЛУБ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЛИШЬ ГРУППОВЫМ ИНВЕНТАРЕМ (ПАЛАТКАМИ, ВЁДРАМИ ДЛЯ ВАРКИ, БАЙДАРКАМИ, ВЕРЁВКАМИ, КАРАБИНАМИ И ДР.), ЛИЧНОЕ ТУРИСТСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ КАЖДЫЙ УЧАСТНИК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СВОЁ, ПОТОМУ ЧТО ОНО ЛИЧНОЕ, А НЕ ГРУППОВОЕ.

Этот принцип освободил актив клуба и его руководство от вечной возни с мелким снаряжением и снаряжением, которое каждый турист обязан иметь в своем личном туристском наборе.

Совет клуба определял это так: групповое снаряжение – то, которое используется для всей группы в целом или для нескольких его членов независимо от того, кому оно принадлежит – самому клубу или временно, напрокат отдано клубу одним из его членов. По этому определению, групповым считалось такое снаряжение, как киноаппарат, принадлежащий одному из участников, но используемый в данной экспедиции, фотоаппараты, плёнки к ним, чья то личная палатка, взятая на данный поход, и т.д. Может возникнуть вопрос: к чему, мол, такая сложность, нужна ли она? Практика пятнадцатилетнего опыта турклуба «Родина» показала, что этот принцип, особенно в период организации работы туристского клуба, кружка, очень нужен, грубо говоря, «выгоден» начинающему коллективу, да и намного облегчает жизнь туристской группы. Нужно только установить особое отношение всех членов коллектива к общественному, групповому снаряжению как к личной собственности. Для этого в клубе был введён ещё один принцип: ОБЩЕСТВЕННОЕ СНАРЯЖЕНИЕ БЕРЕГУТ ВСЕ.

К личному снаряжению по определению Совета клуба, относится всё то, что использует в своей туристской жизни лично участник похода. В связи с таким определением в личное снаряжение попали и лыжи, и велосипед. А вот байдарка, запасные части к ней и даже к велосипеду, лыжам – всё это относилось к общественному снаряжению. К общественному имуществу относились и предметы кинофотодела – чёрно-белые и цветные отснятые плёнки, кинофильмы, слайдфильмы. В клубе действовал закон: никто не фотографирует лично для себя в походе, поскольку весь киноматериал – принадлежность клуба. Но после похода каждый мог взять (с ведома члена Совета, отвечающего за кинофотолабораторию) интересующий его материал и переснять или отпечатать с него фотокарточки для себя. Оригиналы всегда оставались в клубе. Таким образом клуб смог накопить за прошедшие годы более двух десятков фильмов и шесть тысяч слайдов, много чёрно белой плёнки о его экспедициях и местных походах.

Вопросы снаряжения для многих туристских кружков являются острейшими проблемами, тормозящими движение вперед, развитие коллективов. Туристский клуб «Родина», а ещё раньше его кружок, и в период своего становления, и в более поздний период не придавал этой проблеме той остроты, которую часто придают другие. Актив считал, что всегда можно добиться того, что родители, шефы, школа и сами ребята, в первую голову, найдут возможность приобрести или сшить, изготовить себе необходимое туристское снаряжение ничем не хуже того, какое продается в магазинах сегодня. В любом коллективе всегда найдутся ребята – «золотые руки», которые, как присадка, поведут за собой в этом направлении и остальной коллектив. Конечно, взрослый актив клуба не позволял особенно разгуливаться фантазиям ребят, а непрерывно заземлял их на обычное, но прочное, надежное снаряжение. Вспоминается такой факт. Шел сбор группы первого велосипедного путешествия, предстояли первые тренировочные походы. На собрании родителей была одна установка помочь в подготовке машин дорожного типа. Один из родителей встает и говорит:

– Вообще-то у нас дорожный велосипед, но на эту экспедицию мы покупаем ему «Спутник» или «Турист». Что вы посоветуете?

А какой у вас дорожный велосипед: нормальный взрослый или подростковый, складной? – спросил руководитель похода.

– Обычный – «Украина».

– Вот и хорошо! Покупать ничего не надо. Во-первых, это самый первый их поход и скорости тут будут самые спокойные, небольшие; во-вторых, не все могут купить, как вы, такой дорогой велосипед ребёнку, да за него ещё и поработать должен подросток; в-третьих, и самое главное, все машины должны быть одного типа: или дорожные, или полугоночные, иначе нам надо будет брать двойной ремонтный набор и специально готовить себя к работе с такой техникой.

Но главное было не в технике, конечно, а в возникшем неравенстве, которое создало бы некоторое разделение в туристском коллективе.

Для того чтобы в серьёзных походах иметь хорошее снаряжение, надо было его шить самим. Поэтому еще в старом маленьком своем клубе ребята превратили методическую комнату в ремонтную базу. Здесь шились и коллективные спальные мешки на 3 4 человека для зимних многодневных экспедиций по северу, и куртки-пуховички, и станковые самодельные рюкзаки; переоборудовались обычные лыжи «Турист» на особые с металлическими рантами под плотный снег, глетчерный лед, изготавливалось и другое снаряжение для походов. Все это делалось на родительских швейных машинках из отбросов текстильных фабрик, которые доставали и родители, и сами ребята, помогали и шефы.



Уже тогда возникла идея иметь хорошую ремонтную базу, пусть пока 4х4 размером, где можно было бы установить хотя бы верстак.
Строим свой клуб

И вот когда встал вопрос о проекте помещения под профильный клуб туристско-краеведческого направления и Совет дал указание быстро представить его проекты, то выяснилось, что без ремонтных мастерских туристско-краеведческий общественно работающий клуб обойтись просто не может. Причём это помещение должно быть рядом со складом туристского снаряжения и инвентаря. Этот вопрос ни у кого не вызвал сомнения, как и предложение о помещении для кинофотолаборатории и классно-клубной комнате, где можно было проводить занятие кружка и в то же время вечером посидеть с товарищами за самоваром, вспомнить старые походы, просмотреть слайды, кинофильмы, помечтать о будущих дальних и ближних путешествиях-экспедициях, принять друзей из других клубов, принять специалистов в области туризма и краеведения. Да и всех, кто хотел бы познакомиться с работой клуба, обменяться опытом своей работы. Эта комната для отдыха и общения была уже в представлении ребят самым главным компонентом клуба. Такая же комната была в их старом клубе, но в ней была и библиотека, и выставка их походов – будущий музей туристской славы. Не вызывало сомнения и предложение об отдельной комнате для библиотеки клуба. Поскольку этой работой вот уже третий год занимался Алексей Супруненко, одновременно выполняя обязанности председателя МКК клуба, решили, что отдельное помещение для клубной библиотеки будет одновременно и комнатой МКК, где, кроме отчётов о походах и путешествиях и книг, в основном, краеведческого содержания, находятся атласы и карты, маршрутные документы и документы на оформление спортивных разрядов и званий. Но там надо было обязательно поставить хотя бы один стол, чтобы тот, кто хочет поработать с материалами, не уносил их в другие комнаты. Таким образом, уже вырисовывалась картина будущего клуба по его внутренней структуре. Острые споры все же возникли по предложению руководителей выделить одно помещение под инструкторскую и одно под чисто методическую комнаты. Авторитет руководителей возымел свое действие. В результате этих споров пришли к такому окончательному и письменно закрепленному Советом решению: создать на основе переданного нам Исполкомом молочно-раздаточного пункта детско-юношеский туристско-краеведческий клуб со следующими помещениями: раздевалка, инструкторская, кинофотолаборатория, мастерская со складом, библиотека, методический кабинет, комната-класс для занятия кружков, музей клуба и комната для отдыха и занятий кружков (клубная комната). Теперь предстояло составить проект, по которому будет идти на слом старое помещение и создаваться новое. Лучшим стал проект Алексея Супруненко, хотя каждый отвечающий за помещение (а Совет уже давно за каждым ветераном клуба закрепил помещение) старался получить площадь побольше и получше и потому вносил в отобранный проект свои коррективы. Наконец, этот проект утвердили. Был назначен декадник ударного труда на строительстве клуба. Никто не предполагал, что так быстро можно все разломать: и стены, и многочисленные туалеты, и коридорчики-тупички. Но в три дня все, что не нужно, было разломано и выброшено. Теперь уже никто не смог бы восстановить прежнее жилое помещение. На его основе из 21-й комнаты и комнатки было сооружено вначале всего восемь помещений под запланированные Советом функции детско-юношеского туристско-краеведческого клуба.

ПЖРО, после обычных дебатов выделило необходимые материалы и консультанта строителя, а затем и двух маляров, и в течение нескольких дней строительная эпопея была закончена. Конечно, это не были, как рассчитывали Совет и актив клуба, капитально разгороженные помещения, но, в целом, ребята получили профильный клуб для занятий туристско-краеведческой деятельностью. Чтобы не мешать жильцам дома, вход в клуб перенесли из лестничной системы на улицу, и теперь клуб был вполне автономным внешкольным учреждением: он занимал всю правую половину четырнадцатиэтажного здания (башни). Этаж цокольный, приподнятый, к нему сбоку здания подходила через лоджию своя лестница.

Но помещения клуба, переделанные согласно проекту, были пустыми, требовалась большая работа по их оформлению. Еще в старом клубе были многочисленные стенды, посвященные главным экспедициям каждого года. Они, конечно же, могли войти в основу музейного оформления клуба. Но на теперешнюю площадь этого оформления не хватило бы. На библиотеку также были и стенды, и книги, которые собирались путем полупринудительным: каждая группа, совершая путешествия, должна была привезти из дальних мест литературу краеведческого содержания, карты, буклеты и т.д., рассказывающие о достопримечательностях этого региона.

Таким образом, уже на четвертый год существования турклуба «Родина» его библиотека накопила значительный краеведческий материал по многим регионам нашей страны. Этот материал и письменные отчёты туристских групп о своих экспедициях составляли хороший краеведческий фонд для других групп, готовящихся к походам и экспедициям. Каждый главный краевед туристской группы при подготовке очередного путешествия, экспедиции отбирал необходимый краеведческий материал и передавал его для изучения членам своей туристской группы, своего туристско-краеведческого кружка: атласы, карты, другие книги о данной местности. члены очередного туристического отряда, собирающиеся идти в дальний район, изучали эти документы как первичные. Конечно, особое значение имели отчёты предыдущих туристских групп. Вот из таких материалов и складывалась библиотека клуба. Но не было ни стеллажей, ни столов, ни стульев, ни занавесок на окна. На помощь пришли школа, Дворец пионеров им. А.В. Косарева, родители учащихся.

Серьёзные работы проводились в кинофотолаборатории под руководством её хозяина Бориса Лавренова. Помещения для этого подразделения клуба составляли бывшие туалет, ванная и кухня. Из трех помещений надо было сделать два: одно, служащее для открытой обработки пленки – монтажная, и второе – для обработки темной – проявочная. Бригада Бориса Лавренова быстро справилась с переоборудованием предоставленных им помещений в кинофотолабораторию. Но вот необходимых для работы приборов и инвентаря в ней ещё не было. Борис передал клубу весь свой домашний набор фотоаппаратуры: увеличители, ванночки, фонари и т.д. Кое что принесли и ребята. И тут нам повезло: Исполком закрепил за нашим клубом как шефов Всесоюзный научно-исследовательский институт по защите металлов от коррозии (ВНИИК). Организация эта небольшая и, кроме клуба, имеет ещё нескольких подшефных. Однако к клубу она отнеслась хорошо, и первым подарком была, правда, не новая, но ещё работающая аппаратура для съёмок и обработки плёнок как кино, так и фото.

Следующим объектом, в который старший актив клуба – 9 и 10 классы – вложили не жалея свои силы, были склад и мастерская. Ответственных шефов здесь было хоть отбавляй, но главными всё же оказались братья Радченко – Андрей и Юрий, Дмитрий Кудряшов и Вячеслав Граблев. Их силами полностью отремонтированное помещение было разделено на два – склад и мастерскую и оборудовано: первое – стеллажами, сваренными самими ребятами из подаренных шефами труб; второе – верстаками, инструментом и некоторыми станками, подаренными уже школой. Причём мастерская была оборудована не как школьная учебная мастерская, а значительно более солидно. Теперь в ней можно было ремонтировать лыжи, велосипеды, байдарки и другой инвентарь.

Не хватало обычной мебели. И опять клубу очень и очень повезло. Зная о бедствиях коллектива, РУНО разрешило Дворцу пионеров и школьников передать турклубу как своему будущему филиалу по месту жительства часть списываемой, но находящейся ещё в более-менее хорошем состоянии мебели: банкетки, стулья, три стола и шкаф, а также шторы на окна. Это был очень щедрый подарок.

Когда всё было готово и турклуб мог уже принять ребят, всем вдруг так жалко стало своего старого маленького клуба, что было даже предложено оставить там что-то вроде краеведческого музея по экспедициям и дальним экскурсиям, совершённым клубом за прошедшие годы. Но шёл уже пятый год жизни клуба и коллектив готовил себя к большой, рассчитанной на ряд лет экспедиции по стройке века – Байкало-Амурской магистрали. И возникла идея оставить это помещение под будущий музей БАМа. Предложение это выдвинули новые руководители клуба (с пятого года у руководства клуба стали и его старшие воспитанники – Алексей Супруненко и Андрей Радченко. Позже к ним присоединились Борис Лавренов, Вячеслав Граблев, а еще позже – Дмитрий Кудряшов, Марат Салеев, Любовь Ерошкина, Виолетта Мишина, Влада Николаева и Александр Чадин).




следующая страница >>