9. традиционная культура - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Традиционная культура 1 31.86kb.
Шелестюк Е. В. К вопросу содержания понятия «речевое воздействие»... 1 113.22kb.
Организационная культура Э. Шейн: организационная культура (ОК) 1 43.69kb.
34. Элитарная и массовая культура: общее, особенное, единичное Элитарная... 1 141.25kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре (среднее 1 161.96kb.
Информационная культура – понятие, сущность, структура 1 163.94kb.
«За трусость в бою»: Цивилизация и Культура как стороны одной медали 1 67.51kb.
1. Понятие об экономике как науке 1 9.22kb.
Форма контроля: Зачет, экзамен (традиционная форма) 1 36.95kb.
1 Итоги реализации Программы развития школы за 2005-2010 г 2 546.96kb.
Организационная культура управления современных предпринимательских... 1 393.87kb.
Предмет, метод, принципы, система экологического права 14 1493.91kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
9. традиционная культура - страница №1/1


Учитель Сборцев С.Н.

11 класс (11-летка)

ЧОГ (Углубленный)

Тема 9. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.

  1. Традиционное общество: социальные характеристики.

  2. Религиозное миросозерцание - основа традиционной ментальности.

  3. Ценности и нормы традиционного общества - традиционной культуры.

Основные категории: эпоха античности, традиционное общество, культурная традиция, религиозное миросозерцание, сакральные ценности.

  1. Архаичное общество эволюционирует крайне медленно. Его культура как бы застыла, все время возвращаясь к своим истокам. Каждое новое поколение повторяет образ жизни предшествующего, не слыша до поры до времени общественного вызова. Вместо общества говорит природа голосом естественных катастроф, голодовок, климатических изменений. Но это неподвижность кажущаяся. Общество делает незаметные шаги, удаляющие его от животного мира, создает обрабатывающие технологии, совершенствует социальные институты, усложняет структуру мифов. В конце концов, происходит глубинный социальный переворот. Из недр архаичного общества вырастает традиционное. Этому повороту соответствует в Европе переходная культурная эпоха - эпоха античности, давшая миру демократию, изобразительное искусство и философию - и все это на основе мифологической культуры, адаптировавшей и новые рыночные типы хозяйства и развитую политическую организацию - в римском варианте правильно управляемые республику и империю, и сложный социальный строй с многочисленными и разнообразными группами населения.

Если с исторической дали античный мир представляется быстро пролетевшим «детством человечества», то следует помнить, что он в разных формах просуществовал восемь веков - много больше, чем современная европейская цивилизация. Здесь следует учесть и то обстоятельство, что античная культура предвосхитила культурные формы не только последующей, но и более поздних цивилизаций. Это свойственно переходным эпохам, когда причудливые комбинации из разнородных культурных форм порождают, на первый взгляд, нежизнеспособные институты, которые, тем не менее, остаются в исторической памяти человечества и всплывают на поверхность при совершенно иной культурной ситуации.

Так или иначе, античная эпоха подготовила основания для утверждения ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.



Построим его теоретическую модель, выделив структурные элементы:

    • Это общество аграрное. Сельское хозяйство (земледелие и скотоводство) - доминирующий сектор экономики. Более того, вся жизнь подчинена природным циклам. Ручной труд с применением животной силы быков и лошадей - основа производительных технологий. Продуктивность сельского характера низкая. Посеянное хлебное зерно дает урожай сам-третей, в лучшие годы - сам-четверть Нищета (Ж.Дюби).

    • Это общество локальное. Оно складывается из малых поселений, находящихся на большом удалении друг от друга. Между ними дремучий лес, воспринимавшийся современниками в разных ситуациях как пустыня, источник дохода, или мир приключений. Локальность не означает замкнутость. Люди традиционного общества все время мигрируют, перемещаясь с места на место поодиночке или целыми общинами (Ж. Ле Гофф).

    • Это общинное общество. Его основной социальной ячейкой является община - замкнутое объединение людей, сплоченных по локальному или родовому принципу. Община выступает посредником в отношениях человек - земля. Можно выделить несколько типов общин: крестьянскую, феодальную, имеющую вид корпорации , и городскую - цеховую. Положение человека определяется типом общины, к которой он принадлежит по праву рождения, и его местом в ней.

    • Это иерархическое общество. Между различными группами общества поддерживается социальная дистанция. Главное основание иерархии - происхождение. Иерархия предполагает неравенство прав и обязанностей различных групп в обществе. Группы, отличающиеся друг от друга государственными и общественными повинностями и правами, передаваемыми по наследству, именуются сословиями. Господствующим сословием в традиционной Европе является рыцарство.

    • Это феодальное общество с господством внеэкономического принуждения, осуществляемого вооруженными рыцарями, организованными в корпорации со сложными внутренними взаимоотношениями по отношению к крестьянам и горожанам.

    • Это общество консервативное. В нем преобладает личное общение. Знание передается через устную традицию: проповедь, повествование, рассказ. Это обуславливает постоянное воспроизводство одних и тех же культурных моделей.

    • Это общество публичное. В нем нет разделения на жизнь общественную и личную. Вся жизнь человека открыта для прямого социального контроля со стороны общины.

Таким образом, в традиционном обществе социальные отношения приобрели характер особых социокультурных институтов, отделились от природных оснований. Порядок их функционирования определяется культурной традицией, передаваемой из поколения в поколение посредством прямого межличностного контакта.

  1. Содержание культурной традиции следует искать в ментальности общества.

Главной ее чертой можно считать религиозность.

Религиозное миросозерцание предполагает четкое и недвусмысленное деление мира на две половины: потустороннюю и посюстороннюю или, как писали в России ХУШ века - на очную и заочную. Реальны оба мира, но в разной степени. Заочный мир более реален. Это мир божественный, вечный и совершенный. Замкнутый на земле очный мир был открыт миру заочному, он простирался вверх, к божественному небу.



Земная жизнь посвящена небесной, является испытанием для человека, который обязан исполнять божьи предначертания, спасаясь от греха молитвой и подвигом. Спасение принимает ритуальный характер: требует регулярных посещений церкви, исповеди священнику в грехах, святого причастия, наконец, материальных пожертвований в пользу церкви.

Человек постигает свою греховность и обязан искупить ее лично. Религия через голову общины или корпорации вводит человека в целостный, вечный мир, в котором имеет значение лишь чистота души, но не социальное или этническое происхождение.

Религиозное миросозерцание человека традиционного общества чувственно и конкретно. В его ментальности Бог телесен и подобен человеку (антропоморфен), созданному по его образу. Более того, Бог напоминает феодального сеньора или могущественного царя. Богу противостоит дьявол - вероломный подданный, предатель. Добрый поступок исходит от Бога, дурной - от Сатаны. В день Страшного суда праведники пойдут в рай, грешники - в ад.

Ментальность средневекового общества не знает полутонов. Черное и белое. Середины нет.

Ментальность средневекового общества проникнута жаждой чуда сверхъестественного явления, исходящего от Бога или дьявола. Творить чудеса могут и люди, причем как праведники, так и грешники. Средневековое общество изобилует людьми, истово верящими, что они одержимы дьяволом.

Итак, ментальность традиционного общества - ментальность религиозная. Она определяет представления о времени от происхождения мира до Страшного суда: линейные и необратимые. По замечанию М.Блока, отношение к времени у людей традиционного общества на редкость безразличное. Люди европейского средневековья представляли землю плоской - в виде огромного диска, поддерживающего небесный свод и со всех сторон окруженного океаном, центром мира был Иерусалим - город, где принял смерть и был вознесен на небо Христос. Мир расколот на части: царство добра и царство зла.

Традиционная ментальность неоднородна. В ней складываются различные подходы к постижению мира, пусть на общей религиозной основе, но преломленные через сословный опыт. Так, можно выделить особое крестьянское, церковное и даже рыцарское время.


  1. Ментальность традиционного общества определяет его культуру: ценности, нормы, модели поведения, средства.

Попытаемся представить иерархию этих ценностей.

Высшей, несомненно, является БОГ. Именно стремление к нему формирует самые глубинные мотивы поведения, Бог в человеке - это его бессмертная душа, достойная того, чтобы не погубить ее грехом нечаянным или осмысленным. Бог есть воплощение высшей справедливости, источник добродетели и благонравного поведения.

Служение Богу ставило людей в ситуацию выбора, заставляя предпочитать одни занятия и отказываться от других, исполненных греха. К таким относились, в первую очередь: торговля, коммерция, ростовщичество. Более того, оно придавало особый смысл экономическим категориям - богатству, например. Быть богатым, значило много жертвовать церкви, много раздавать сирым и убогим.

Иной ценностью можно признать АСКЕЗУ - добровольный отказ от земных благ во имя обретения благ небесных, страдание, смирение.

Следующей ценностью - ВЕРНОСТЬ, проявляющуюся в беспрекословном служении Богу, но также земным установлениям, в т.ч. и кодексу поведения. Чем выше социальное положение корпорации, тем жестче нормы (А.Гуревич).

Обратим внимание на то, что все ценности носят сакральный (священный) характер.

В традиционном обществе складываются также и ценности второго порядка, не канонизированные церковью, тем не менее, весьма влиятельные. Укажем на ПРАЗДНОСТЬ, толкуемую как уклонение от физического труда, в т.ч. и от земледельческого. Отношение к труду у людей традиционного общества противоречиво. С точки зрения рыцарства, благородные занятия ограничивались войной и охотой, турнирами. Труд - удел простолюдинов.

Согласно Библии, безгрешное состояние человека также не предполагало труда. С другой стороны, церковь рассматривала земледельческий труд как благородное дело.

Суммирующим смыслом различных культурных образцов стало отношение к труду как к повинности и связанное с ним стремление уйти от подневольного и чрезмерного труда. В результате треть дней в году считались праздничными, запретными для работы.

Если праздность, хотя по-разному толкуемая, является ценностью всеобщей, то в традиционном обществе складываются и сословные ценности, прежде всего, рыцарские: честь, воинственность, личная независимость.

Традиционное общество, таким образом, располагает широким набором ценностей. В нем доминируют сакральные ценности, но, наряду с ними формируются и ценности мирские.

Традиционное общество навязывает своим членам жесткую систему норм, также сакральных по своему происхождению.

Нормы опираются на обычай более, нежели на писаное право. Чем норма старше, тем она авторитетней. Традиция выступает оправданием для тех или иных правил.

Светские (мирские) нормы имеют сословный характер. Они жестко регламентированы уставами, статутами, кодексами поведения, писанными или традиционными.

Причем все они разрабатывались внутри общины (корпорации) на основе согласия и самоуправления.

Любая корпорация требовала от своих сочленов жесткой дисциплины, следования определенным стандартам поведения.

В традиционном обществе складываются разнообразные модели культуры, свойственные не только отдельным сословиям, но и внутрисословным группам: общинам и корпорациям.

Отступление от норм карается жесткими санкциями: прежде всего, изгнанием из общины.

Традиционная культура знает и совсем иные модели поведения: празднично-карнавальные. В особые дни люди перестают стеснять себя установленными правилами. Они их не просто на время отменяют. Они их выворачивают наизнанку, побуждая себя и других делать именно то, что в будни запрещено: смеяться над святынями, ниспровергать авторитеты, пародировать самые важные ритуалы, пить и безобразничать. Праздник означал временное унижение и даже отрицание культурного порядка, принятого в обществе.



Таким образом,

    • Культура традиционного общества РЕЛИГИОЗНА. Религиозность означает двухмерность мира небесного и земного, а также сакральность основных моделей культуры.

    • В традиционном обществе складывается дифференциация культуры по сословному принципу.