9. Экзаменационные вопросы: I. Общая и частная психиатрия - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Экзаменационные вопросы по дисциплине "Экономическая теория" 1 31.12kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «Политология» 1 17.78kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «История Отечества» 1 18.75kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «Рынок ценных бумаг» для студентов... 1 36.3kb.
Экзаменационные вопросы для студентов 3 курса стоматологического... 1 52.82kb.
Экзаменационные вопросы по предмету «Мировая экономика» для студентов... 1 14.43kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине 1 35.08kb.
Экзаменационные вопросы по истории 1 21.88kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине "Менеджмент" 1 18.29kb.
Экзаменационные вопросы к государственному междисциплинарному экзамену... 1 45.85kb.
Экзаменационные вопросы для устного экзамена 1 41.25kb.
Tasya meierhold поэзия. Книга 12. Как управлять людьми 5 1593.61kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
9. Экзаменационные вопросы: I. Общая и частная психиатрия - страница №1/1

9. Экзаменационные вопросы:
I. Общая и частная психиатрия

1) Понятия: общая психопатология, частная психиатрия, феноменология.

2) Клиническая сущность понятия: симптом, синдром, болезнь.

3) Позитивные и негативные расстройства, психопатологические регистры.

4) Особенности первого возрастного криза.

5) Особенности пубертатного криза.

6) Специфические психические феномены детского возраста.

7) Специфические психические феномены подросткового возраста.

8) Страх и тревога в детском возрасте.

9) Особенности депрессивных сосмтояний у детей и подростков.

10) Депрессии в младенческом возрасте.

11) Депрессии с поведенческими расстройствами.

12) Соматизированные депрессии у детей и подростков.

13) Критерии отграничения соматического заболевания от соматизированной депрессии.

14) Ступидные депрессии в детском возрасте

15) Клинические проявления мании и гипомании в детском и подростковом возрасте.

16) Хронические и фазные гипомании.

17) Маниакально-депрессивный психоз и циклотимия у детей и подростков.

18) Ранняя детская шизофрения.

19) Одноприступные шизофрении в детском возрасте.

20) Понятие активного периода болезни при шизофрении у детей и подростков.

21) Психические расстройства при органических поражениях ЦНС.

22) Гиперактивность в детском возрасте.

23) Неврозы в детском и подростковом возрасте.

24) Психопатии и акцентуации характера у подростков.

25) Истерическая психопатия.

26) Возбудимая психопатия.

27) Группа эмоционально тупых.

28) Шизоидная психопатия.

29) Психопатия неустойчивого круга.

30) Психопатия психъастенического круга.

31) Гебоидный синдром у детей и подростков.

32) Синдром сверхценных увлечений у детей и подростков.

33) Патологическое фантазирование в детском возрасте.

34) Клиника нервной анорексии.

35) Клинические проявления дисмофомании.


II. Детская социальная психиатрия

1. Понятие социальной дизадаптации у детей и подростков.

2) Понятие школьной дизадаптации.

3) Факторы риска по социальной и школьной дизадаптации.

4) Основные проявления школьной дизадаптации.

5) Роль собственно школьного фактора в происхождении школьной дизадаптации.

6) Роль семейного фактора в происхождении социальной и школьной дизадаптации у детей и подростков.

7) Роль соматического фактора в происхождении школьной дизадаптации.

8) Роль психического фактора в происхождении школьной дизадаптации.

9) Основные принципы функционирования детко-подростковых коррекционно-профилактических центров.

10) Закон о психиатрической помощи

11) Функции и методы работы медико-психолого-педагогического консилиума.

12) Методы учета и контроля при междисциплинарной коррекционно-профилактической работе с детьми и подростками.

13) Способы профилактики и коррекции школьной дизадаптации при гиперактивности у детей и подростков.

14) Способы профилактики и коррекции школьной дизадаптации при церебрастении у детей и подростков.

15) Способы профилактики и коррекции школьной дизадаптации при депрессиях у детей и подростков.

16) Понятие “школьной фобии”.

17) Тактика при психологической работе с семьей аутичного ребенка.

18) Тактика при психологической работе с семьей ребенка с ранней детской шизофренией.

19) Тактика при психологической работе с семьей депрессивного ребенка.

20) Тактика при психологической работе с семьей ребенка с психосоматическими расстройствами.

21) Понятие “ятрогенной” дизадаптации у детей и подростков.

22) Основания для недобровольного стационирования детей и подростков.

23) Тактика при коррекционной работе с возбудимым подростком.

24) Основные принципы коррекционной работы с аутичным ребенком.

25) Тактика при коррекционной работе с тревожно-мнительным подростком.



III. Задачи:

1. К вам как к семейному консультанту обратилась семья в связи с конфликтной ситуацией, главным образом обусловленной изменением поведения старшего ребенка - мальчика 3-х лет. 5 месяцев назад он был помещен в детский сад, но до сих пор плачет, упирается, не желая по утрам отправляться в детский сад, там печален, мало играет с детьми, почти не ест, каждый вечер жалуется, что его обижают дети. Дома вечерами возбужден, непослушен, иногда груб, особенно агрессивен к младшему брату 1 года, может ударить, ущипнуть, отнимает игрушки, говорит, чтобы младшего братика "выбросили", что он "им не нужен", говорит, что родители его не любят, тянется больше к бабушке. К родителям относится настороженно. В течение последнего года (еще до сада) очень часто болеет простудными заболеваниями (иногда по 2 раза в месяц, с перерывом в 2-3 дня). Отец и особенно мать жестоко наказывают мальчика за агрессию к младшему ребенку, ругают за нежелание посещать детский сад, неласковы, мало времени проводят с ним.

Как Вы объясните эту ситуацию? Какие советы дадите родителям?
2. Ребенок 10 месяцев, активный, любознательный, живой, веселый, научился сам вставать, стоял без поддержки, произносил отдельные слова:"ма-ма, па-па, ба-ба, дай". После перенесенной пневмонии с помещением в больницу (вместе с матерью) стал безучастным, безразличным, перестал вставать, сидит целый день, отвернувшись, не играет в предложенные игрушки, перестал произносить слова, играет только в собственные руки, раскачивается в кровати, спит днем и почти совсем не спит ночью, лицо хмурое, часто без причины плачет, отказывается от любой пищи, кроме молока.

Как расценить состояние ребенка? Что посоветовать родителям?


3. К Вам за советом обратились родители девочки 15 лет. Девочка замкнутая, неоткровенная, не имеет подруг, одаренная , учится в математической школе, но в последние месяцы стала пропускать занятия, стала еще более молчаливой, враждебно относится с родителям, особенно к матери, не подпускает ее к себе, перешла жить к тетке, с которой также вскоре перестала общаться. Перестала менять одежду, отказывается от новой одежды, не моется, употребляет крайне однообразный набор продуктов, ест только когда никого нет в кухне, никого не пускает в свою комнату, не моется. С ранних лет одевается и стрижется, как мальчик, не признавая женской одежды, украшений; движения неуклюжие, размашистые, всегда носит брюки, свитера, ковбойки. Прочитав о возможности изменения пола, требует консультации хирурга и операции.

Как расценить состояние девочки? Что посоветовать родителям?


4. Девочка 14 лет рассказала родителям и подругам, что познакомилась на улице с певцом Женей Белоусовым, в которого была до этого влюблена. Ежедневно рассказывала о развитии их отношений; как-то сказала, что приглашена к своему кумиру на День рождения, в связи с чем бабушка купила в подарок "достойную" юного дарования книгу. Вскоре родители узнали, что девочка рассказала подругам и тетке об утрате девственности, о том, что порой "продает себя за деньги", а в дальнейшем - о том, что "заразилась плохой болезнью". В этот период была взбудоражена, многоречива, ежедневно сообщала все новые подробности своего "падения". В то же время забросила учебу, начала пропускать, а затем совсем прекратила посещать школу, почти не выходила на улицу, стала меньше спать и значительно прибавила в весе. Родные не знали, что предпринять, но в особенное смятение их привело то, что они нашли книгу, которую девочка должна была подарить Жене Белоусову, спрятанной в ее комнате.

Как оценить ситуацию? К какому врачу направить подростка?


5. Мальчик 14 лет, ученик 8 класса. В 1 и 2 классах был отличником, с 3 по 5 классы учился на 4 и 5. В течение последних 3 лет неоднократно обследовался в различных отделениях общесоматической больницы по поводу длительного повышения температуры (до 37 - 37,5), болей в животе, в сердце, приступов сердцебиения, во время которых испытывал страх смерти. За эти годы стал пассивным, не хотел встречаться со сверстниками, играть в подвижные игры, боялся выходить на улицу, расставаться с матерью, постепенно совсем прекратил посещать школу, уроки делал только в присутствии матери, с трудом осмышляя учебный материал, утратил интерес к учебе. По рекомендации педиатра обучался индивидуально на дому. После осмотра на городской медико-педагогической комиссии был установлен диагноз "олигофрения в степени дебильности" и предложено обучение во вспомогательной школе.

Можно ли сомневаться в таком диагнозе? Что посоветовать родным ребенка?


6. К Вам за советом обратились родители из наблюдаемой Вами семьи в связи с требованием администрации школы: проконсультировать у психиатра их сына 10 лет и принести выписку из истории болезни с диагнозом ребенка в школу.

Что Вы посоветуете родителям мальчика? Каковы в этом случае права родителей и администрации школы?


7. Мальчик 11 лет, ученик 5 класса. С раннего детства замкнутый, неконтактный, избегает детей, не мог адаптироваться ни в одном дошкольном детском учреждении, не мог переносить смены режима и уклада жизни, странный, чудаковатый, нелепый, с вычурными манерами, жестами, интонациями, предпочитающий обычным детским играм рисование схем метро, игру в одиночестве в фантастический подземный город, изучение придуманного им языка. Наряду с этим постоянно возбужден, болтлив, суетлив, злобен при замечаниях, прямолинеен и совершенно неприспособлен в быту. В связи с тем, что не мог соблюдать установленный порядок в школе (вставал, громко говорил, возражал учителю, не отвечал у доски, занимался только тем, что ему нравилось), во 2 и 3 классе был переведен на домашнее обучение, а в 4 классе снова учился в школе. За это время друзей не появлилось, но стал спокойнее на уроках, выполнял задания, усвоил некоторые правила школьной жизни. Успевал хуже, чем при индивидуальном обучении. В начале 5 класса родители, считая индивидуальное обучение своего ребенка более простым и продуктивным, стали настаивать на возобновлении домашнего обучения.

Правы ли они? Что Вы им посоветуете? Какие аргументы в данном случае за и против индивидуального обучения?


8. Ребенок из полной, дружной семьи, интеллигентной семьи, 7 лет, проходит обследование перед поступлением в 1 класс. Он не знает букв, счета, не любит слушать чтение, не может пересказать простого текста, запас его знаний и речь крайне бедны. При обследовании ребенка врачом и психологом выявлено явное снижение интеллекта - олигофрении в степени дебильности. В то же время, поскольку диагноз олигофрении пока не является официальным (ребенок консультирован не в районной поликлинике), родители настаивают на том, чтобы определить его в обычную школу.

Что посоветовать таким родителям?


9. Классный руководитель и администрация школы настаивает на отчислении ученика 10 класса, 16 лет. С конца 9 класса стал пропускать школу, успеваемость снизилась с 5 и 4 до 2 и 3. Стал нелюдим, мрачен, груб и резок при попытках его "воспитывать", поссорился со своими друзьями, после вызова в школу родителей и громкого разбирательства на педсовете совсем отказался ходить в школу. Время проводит или лежа на диване у телевизора, или (по вечерам) в компании асоциальных подростков, где неоднократно выпивал, пробовал употреблять наркотики. С трудом встает, совсем не читает, перестал посещать секцию классической борьбы, отказался летом ехать на сборы. При расспросе выяснилось, что ему трудно сосредоточиться, порой ощущает "пустоту в голове", мысли путаются, обрываются, считает, что переутомился, чувствует себя поглупевшим, стремится избежать интеллектальных нагрузок. Двигаться не хочется, постоянно испытывает сдавление головы ("как обручем"), сердцебиение и замирание сердца, руки и ноги постоянно холодные, влажные, появилось большое количество угрей, запоры, потерял аппетит, засыпает к 2-3 часам ночи, спит беспокойно, с тяжелыми, страшными сновидениями. Стремится избежать всякой нагрузки, чтобы разгрузить мозг, отдохнуть. Не видит ничего хорошего впереди, нередко появляются мысли о бессмысленности жизни и самоубийстве.

Как оценить это состояние? Какие меры должны быть приняты?


10. Девочка 15 лет трижды совершила попытки самоубийства: первый раз (в 13 лет) выпила 10 таблеток анальгина - после того, как мать не пустила ее гулять с мальчиком; второй раз (в 14,5 лет) поверхностно порезала вены - после скандала с матерью по поводу неудовлетворительных отметок; третий раз (в 15 лет) выпила 20 таблеток радедорма - после настойчивых требований матери возобновить посещение занятий в школе, которые пропускала в течение месяца. Во всех случаях ее действия носили демонстративный характер, о них были извещены и родители, и подруги. После 2 и 3 суицидальных попыток короткое время находилась в больнице, но оттуда выписывалась домой без осмотра психиатра. Родители скрывают поведение девочки от окружающих и сомневаются в необходимости консультации психиатра.

Что посоветовать родителям?


11. Мальчик 13 лет был оперирован по поводу врожденного порока сердца и был выписан домой. Состояние значительно улучшилось, но он страдал мучительной икотой в связи с послеоперационным раздражением диафрагмы. Врачом-кардиологом ему был назначен аминазин (до 4 таблеток в день) как противоикотное средство. В течение последних 3 недель стал подавлен, пассивен, бездеятелен, молчалив, избегает общества родных и сверстников, на протяжении всего дня сидит, опустив голову, или лежит, отвернувшись к стене. Несмотря на удачную операцию, которой очень ждал, надеясь на возвращение к нормальной жизни, говорит о бессмысленности существования, безысходности, бесперспективности жизни, о желании умереть.

Как расценить это состояние и с чем его возникновение может быть связано?


12. Мальчик родился в синей асфиксии, закричал через 5 мин. после специальных медицинских манипуляций. До года был очень беспокойным, плохо спал, часто болел, наблюдался невропатологом по поводу мышечного гипертонуса, дрожания рук, задержки психомоторного развития. Ходит с 1 года 3 мес., первые слова - к 1,5 годам, фразовая речь - в 3 года с нечетким произношением многих звуков. До 6 лет - ночной энурез. Отмечаются частые смены настроения: от веселого, благодушного к раздраженно-злому или печальному со слезами. Не переносит езды в автобусах, машинах, самолетах - "укачивает", тошнота, рвота, головокружение. Не любит качаться на качелях. В школе - с 7 лет. Учится слабо, на 3, очень устает в конце учебного дня, после 20 мин. занятий не может сосредоточиться, отвлекается, занимается посторонними делами или болтает. К концу недели, четверти, особенно осенью и весной становится вялым, часто жалуется на головные боли, ссылаясь на плохое самочувствие, избегает приготовления домашних заданий, в школе выглядит сонным, безучастным, безразличен к снижению отметок.

Чем можно помочь такому мальчику? Что посоветовать родителям?


13. До 2,5 лет мальчик развивался с опережением в сфере интеллекта и речи, с некоторым запаздыванием становления двигательных функций и навыков самообслуживания. Рос очень активным, любознательным, но был не очень общителен, избегал общества детей, предпочитал играть в предметы быта, а не в игрушки. В возрасте 2,5 лет стал очень возбужденным, беспокойным, не спал ночами, чего-то боялся, плакал, кричал, в испуге показывал в угол, говорил, что там змеи, баба-Яга, бандиты. В испуге прятался за мать при приходе в дом посторонних, задавал однотипные вопросы. Стал часами бегать по кругу, вертел веревочку, прыгал до изнеможения на диване. За 3 мес. почти полностью утратил фразовую речь, говорил только отдельные слова в присутствии матери, перестал проситься на горшок, пользоваться ложкой, самостоятельно пить из стакана, одеваться. Упирался, в страхе кричал при всякой попытке его одеть и вывести из дома. Родители не хотят показывать мальчика психиатру, опасаясь учета, надеясь на хороший исход и обосновывая состояние ребенка испугом (случайно посмотрел фильм ужасов) и сменой квартиры.

Как оценить состояние ребенка? Какова Ваша тактика?


14. Девочка 12 лет, ученица 7 класса. В возрасте 1,5 и 5 лет у нее отмечались два судорожных приступа на высоте температуры (грипп в тяжелой форме): на 2-3 мин. потеряла сознание, наблюдалось потягивание всего тела, после чего была очень вяла, сонлива. Когда девочке было 9 лет, школьные учителя и учительница музыки стали замечать у нее кратковременные (на 1-3 сек.) "застывания", которые иногда сопровождались закатыванием и подергиванием глазных яблок. В возрасте 12 лет как-то не пришла на занятия музыкой, ссылалась на то, что уже вечером оказалась в незнакомом районе, не помнила, как она туда попала. Со временем стала медлительной, долго готовила уроки, значительно хуже успевала. Отличается чрезмерной аккуратностью, не позволяет нарушать порядок в своем уголке, педантична, пунктуальна, тщательно одевается, причесывается. Злопамятна, мстительна, обстоятельна. При любом замечании отмечаются вспышки злобы, при этом может ударить мать, жестоко избить любимую собаку, к которой обычно нежна до слащавости. Мать не замечает болезненности в состоянии девочки, застывания и закатывания глаз расценивает как дурную привычку, часто ей делает по этому поводу замечания, наказывает; не поверила рассказу девочки о том, что та не помнила, как оказалась в чужом районе, считает все это "отлыниванием" от учебы.

Какое заболевание можно заподозрить у девочки? Как вести себя с ее матерью?


15. Вы наблюдаете семью 15-летнего подростка, расстройство отношений в которой в основном обусловлены изменением поведения мальчика: он стал пропускать школу, резко снизилась успеаемость, часто посещает подвал, в котором собираются подростки выпить, покурить, послушать магнитофон, поссорился со своими прежними друзьями, не хочет готовиться к поступлению в институт. В процессе наблюдения Вы замечаете, что мальчик все время разный: то бледный, потухший, с синевой под глазами, сидит опустив голову, молчит, едва отвечает на вопросы, то, наоборот, румяный, с сияющими глазами, разбитной, говорливый, грубоватый. При расспросе родителей оказывается, что на протяжении 1,5 лет его настроение постоянно меняется: 2-3 недели сидит дома, никуда не выходит, ни с кем не встречается, мрачен, подавлен, бездеятелен, много лежит, мерзнет, жалуется на слабость, головные боли; потом неожиданно встает радостным, бодрым, чрезмерно подвижным и суетливым, бросает начатое дело, ничего не доводя до конца, стремится к обществу сверстников, не воспринимает запретов, сердится при попытке его урезонить, по любому поводу ссорится с приятелями и педагогами, слишком легко одевается, открывает окна, мало спит.

Как оценить состояние мальчика? Что посоветовать родителям?


16. Девочка 15 лет, милая, добрая, ласковая, послушная, постепенно изменилась в поведении: ей все не нравится в родителях, критикует их за старомодность, неуменье жить и заработать деньги, за жалобы на здоровье, за примитивность, узость кругозора; перестала подчинеться их требованиям, отстаивает свою независимость, носит недостойную, с точки зрения матери, одежду (чрезмерно короткие юбки, обтягивающие брюки), сделала "мокрую" химию, вдела 2 серьги в одно ухо; все делает наоборот, никуда не хочет выходить с матерью, увлечена поп- музыкой, часто бывает резка, не терпит замечаний. Много времени проводит с подругами, к ним внимательна, стала встречаться с мальчиком, ходит на танцы. Продолжает отлично учиться, занимается на курсах для подготовки в институт, занимается в секции фигурного катания. Тепло относится к бабушке, часто ее навещает, с нею более откровенна, чем с родителями.

Как расценить состояние подростка? Что посоветовать родителям?


17. К Вам обратилась женщина 29 лет, мать 2-месячного ребенка. Говорит, что оказалась не готовой к материнству, винит себя в том, что недостаточно любит своего первенства, не умеет за ним ухаживать, не справляется с домашней работой и с уходом за ребенком, страдает от того, что оказалась несостоятельной, мечется, не знает, что предпринять. Одним из оснований своей никчемности считает то, что на руках у ее матери (бабушки) ребенок не плачет, успокаивается, засыпает. Считает свое положение безысходным, думает, что без нее было бы легче всем - и ребенку, и мужу, и матери. ничего не умеет.

Почему плачет ребенок? Как помочь этой женщине?


18. Мальчик 8 лет - внешне очаровательный, нежный, ангелоподобный, подчеркнуто вежливый с посторонними, предупредительный. Хорошо учится, не очень общительный, близких друзей нет. Мать жалуется, что ребенок издевается над ней и бабушкой, никогда не проявляя этих качеств при отце, которого побаивается. Он стремится причинить им боль, может ущипнуть, ударить, уколоть иголкой, произносит нецензурные слова, оскорбляя, выбирая самые больные места, мучает кошку. В присутствии посторонних может испортить воздух, рассказать похабный анекдот, сказать гадость о матери и бабке. При этом испытывает удовольствие, улыбается. Отмечаются фантазии садистического содержания, отождествляет себя с отрицательными героями сказок. Собирает всякий хлам, любит копаться в помойках. Мать и бабушка понимают необычность, болезненность поведения ребенка, отец же настроен против всякого консультирования со специалистами.

Как расценить описанное состояние? Как помочь семье?


19. Девочка 16 лет, целенаправленная, дисциплинированная, общительная, активная, отличница, с некоторой тенденцией к повышенному весу,постепенно в течение 0,5 года сократила прием пищи, в настоящее время пьет только соки и съедает три яблока в день. В случае, если ее удается накормит, вызывает рвоту. Делает специальную гимнастику, поднимается на 10 этаж без лифта, одевается во все черное, затягивает талию широкими ремнями. Стала готовить пироги, торты, которыми стремится закармливать свою младшую сестру, сердится, если та не ест. Слабеет, не может ежедневно посещать школу, настроение снижено. Потеряла в весе 18 кг. На теле явления шелушения, запах ацетона изо рта, появилось оволосенение в области рук и спины. Несмотря на все уговоры, отказывается от нормального питания и консультации врачей.

Как расценить состояние подростка? Какие меры нужно предпринять?


20. Мальчик 10 лет, ученик 5 класса, чрезмерно подвижный, крайне неусидчивый, постоянно в движении. Во время урока не может усидеть на месте, постоянно двигает руками и ногами, болтает, отвлекается. На переменах бегает, шалит. Очень плохой, некрасивый, неровный почерк. Во время приготовления уроков стремится делать сразу несколько дел, вскакивает, убегает, уроки учит только в присутствии взрослых, много часов подряд. Интеллектуально достаточно высокий, но учится посредственно. Любит только подвижные игры, любит гулять, легко знакомится, любит детей озорных, всегда готов к новым развлечениям и приключениям. Внушаем, подчиняем. Интересы игровые, учиться не любит.

Что посоветовать родителям мальчика и педагогам в школе?


21. Мальчик перенес в 1,5 года ангину, как будто не очень тяжелую, без гнойников, но с высокой температурой. И вот уже полгода у него продолжает держаться повышенная температура, порой за 38 градусов. Где только его ни обследовали, лечили всеми возможными антибиотиками, другими лекарствами, возили к экстрасенсам и колдунам - все бесполезно. Никто не может сказать ни его диагноза, ни как его вылечить.

Как расценить его состояние? Какие специалисты могут помочь ему?


22. Почему у малыша могут возникнуть какие-то психосоматические нарушения, если он растет в спокойной, благополучной обстановке, в семье нет пьяниц, не бывает скандалов. Ссоры, конечно, случаются, но никогда в присутствии ребенка. В чем же дело?
23. Если семья подпадает под одну из категорий как способствующая возникновению психосоматических расстройств у ребенка, то что с этим делать? Ведь все семьи такие, какие есть, и вряд ли могут измениться. Значит, ребенок обречен на психосоматические болезни?
24 . Чтобы помочь ребенку с психосоматическими расстройствами, следует своевременно обратиться к нужному специалисту. Как заметить, как понять, что эти, как будто совершенно телесные (соматические), нарушения выражают у малыша какие-то душевные проблемы?
25. Ребенок с 5 класса жалуется на боли в сердце, головные боли, у него выявляют нарушения пульса, колебания артериального давления; он многократно обследуется абулаторно, лечится месяцами в стационаре, врачи освободили его от физкультуры, запретили любые нагрузки, но состояние не улучшается. Наконец, он остался в 6 классе на второй год. Родители стали жаловаться во все инстанции на врачей, грозят судом, считая, что ребенка "залечили". Правы они или нет?