6 современное российское государство учебные вопросы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психологов образования «Психология и современное российское образование»... 1 150.04kb.
Семейная политика в странах постсоциализма в контексте проблем социальной... 1 137.07kb.
Российское образование решает вопросы личностно-ориентированного... 1 303.21kb.
Учебные вопросы 4 914.07kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Деньги, кредит, банки» 1 43.02kb.
19 избирательный процесс учебные вопросы 1 168.87kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы нейропсихологии» 1 37.2kb.
Вопросы для сдачи зачета 1 20.45kb.
17 политическая социализация учебные вопросы 1 152.45kb.
14 политическое сознание и политическая психология учебные вопросы 1 150.3kb.
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы 4 720.64kb.
Формирование мировоззренческих позиций учащихся при изучении экологии 1 90.21kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
6 современное российское государство учебные вопросы - страница №1/1



Тема 6

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Учебные вопросы.

1. Государство в политической системе России и его функции.

2. Формы правления и территориального устройства России.

3. Конституционные основы и особенности российского федерализма.

4. Россия – социальное и правовое государство.

5. Этапы становления современного российского государства.
«В стране, где есть порядок, будь

смел и в действиях, и в речах.

В стране, где нет порядка, будь

смел в действиях, но

осмотрителен в речах»

Конфуций
Стержнем любой политической системы выступает политическая власть. Формой организации политической власти и управления социальными процессами в обществе является государство. По мнению М.Вебера: «Государство есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (то есть считающееся легитимным) насилие как средство». Факторами возникновения государства являются: углубление общественного разделения труда, способствовавшее обособлению управленческой деятельности; возникновение частной собственности и разделение общества на классы; рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, упорядочение брачных отношений а также антропологические, психологические, рациональные и другие факторы. (Слайд 3)

Российское государство появилось на политической карте мира в период распада системы социализма, крушения мировой великой державы СССР, на таком историческом этапе, когда для поддержания общественного порядка потребовалось обособление политических групп, способных управлять обществом и обладающих легитимностью.


1. Государство в политической системе

России и его функции
Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы. (Слайд 3)

Черты Российского государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

1. Универсальность государственной власти. Российское государство - это субъект политической системы, который объединяет все российское общество в целом, т.е. универсальный субъект. Ни один другой субъект в российской политической системе не может конкурировать с государством по сфере охвата россиян.

2. Российское государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и другими силовыми и надзорными структурами. Определенными средствами принуждения (пропаганда, реклама и т.п.) обладают и другие субъекты, однако, эти средства не являются столь действенными.

3. Российское государство создает правовую основу для формирования, организации и деятельности других элементов политической системы. Во внутренние дела других субъектов политической системы российское государство не вмешивается (в теории - по нормам права), но именно оно оформляет их деятельность.

4. Российское государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

5. Российское государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок россиян в политической системе, то государство - выражает именно всеобщий интерес.

6. В российской политической системе существует прерогатива федеральной государственной власти как составляющая его суверенности. Это значит, что только государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

7. Российское государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Таким образом, в Российской Федерации именно государство является центральным субъектом политической системы, т.к. политическая система российского общества появилась на свет вместе с Российским государством, а без государства не может быть и политической системы.

Под функциями российского государства, как основного субъекта политической системы России будем понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед российским обществом на том, или ином этапе его развития. (Слайд 4) Для раскрытия функций Российского государства воспользуемся общепринятой в политологии их классификацией.

Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга.



Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны и классифицируются по сферам жизнедеятельности общества:

Политические: принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, контроль за их соблюдением; определение порядка федеративного устройства Российской Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств (данная функция носит не только политический, но и экономический, социальный, и духовный характер); формирование и регулирование организации и деятельности системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, государственной службы; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного развития Российской Федерации и др.

Экономические: регулирование деятельности экономических служб, фондов регионального развития, энергетических систем; формирование бюджета государства; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического и экологического развития, ценовой политики Российской Федерации, а также правовых основ единого рынка; управление ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, оборонным производством, федеральными государственной собственностью, транспортом, путями сообщения, информацией, связью и другими объектами, находящимися в ведении Российской Федерации.

Социальные: установление основ федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, их реализация и др.

Духовные: установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития и их реализация, награждение государственными наградами и присвоение почетных званий Российской Федерации и др.

Другие: организация и ведение судоустройства; организация деятельности прокуратуры, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства; правовое регулирование интеллектуальной собственности и др.

Необходимо отметить, что данное деление функций по сферам жизнедеятельности общества весьма условно. Многие из них пересекаются и дополняются друг другом.



Внешние функции направлены на решение задач государства на международной арене: ведение внешней политики, международных и внешнеэкономических отношений Российской Федерации, подготовка, подписание и выполнение международных договоров Российской Федерации; вопросы войны и мира, обороны и безопасности; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и др.

В зависимости от степени участия Российского государства и его субъектов в той или иной сфере жизнедеятельности общества в Конституции России (ст. 72) установлены их совместные функции: обеспечение соответствия конституций, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина, семьи, материнства, отцовства и детства, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режима пограничных зон; вопросы природопользования, владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами и объектами, находящимися на территории субъектов Российской Федерации.

Формы реализации функций российского государства делятся на правовые и организационные. (Слайд 5)

Основная форма осуществления функций российского государства - правовая. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Осуществляя свои функции, государство использует набор конкретных средств. В механизме российского государства образованы соответствующие органы, в государственном бюджете для их функционирования ежегодно выделяются необходимые средства, создана и постоянно модернизируется законодательная база для регулирования конкретного направления деятельности российского государства.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер. Они существуют, чтобы обеспечить деятельность российского государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (Федерального собрания, Правительства и др.) и др.

В российском государстве для обеспечения его функционирования создан государственный аппарат - это комплекс специальных органов и учреждений, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими и правовыми возможностями для реализации функций государства, решения задач управления обществом и защиты его основных интересов. Основу государственного аппарата составляют его служащие. По данным Федеральной службы государственной статистики численность госчиновников России на 1 октября 2008 г. составила 846,307 тысячи человек. По сравнению с показателем на 1 января 1999 года их количество увеличилось в 1,74 раза. Сегодня, к сожалению, государственный аппарат в России погряз в коррупции, подкупе, продажности, отличается непрофессионализмом и имеет низкий рейтинг среди россиян (не более 30%, в зависимости от региона и сферы деятельности чиновника). С целью поднятия уровня доверия россиян к этому обязательному субъекту государства в 2009 году была разработана и принята федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». В ходе реализации программы ожидается повышение доверия к чиновникам к 2013 году в 1,3 раза. Однако эта реформа обойдется бюджету в 691 млн. руб.

Таким образом, государство в политической системе России является основным субъектом, который наделен всеми необходимыми правами для выполнения возложенных на него функций.
2. Формы территориального устройства

и правления в России
Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.

Российская Федерация является федеративным государством. Федеративное устройство России закреплено в Конституции 1993 года. Федерация - это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. (Слайд 6)

Конституция России закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Федерации. В соответствии с Основным Законом государства (ст. 5) в состав Российской Федерации входит 83 равноправных субъекта (на момент принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году в состав России входило 89 субъектов), в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Количественное изменение субъектов Федерации в последние годы связано с укрупнением некоторых из них.

Согласно Федеральному конституционному закону «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ, расширение Российской Федерации возможно путём присоединения к ней в качестве субъектов федерации иностранных государств или их частей согласно свободному волеизъявлению народов, проживающих на этих территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. Однако в связи с крайне малой вероятностью осуществления последнего условия применительно к части иностранного государства реальное расширение России возможно только за счёт независимых государств, в том числе территорий, которые могут когда-либо получить такой статус (например, Абхазия или Южная Осетия).

Для Российской Федерации, как федеративного государства характерны следующие признаки: (Слайд 7)



во-первых, существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

во-вторых, возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

в-третьих, две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако установлен приоритет федеральных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

в-четвертых, субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

в-пятых, двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Отношения центра и субъектов Федерации в России постав­лены на правовую основу. Конституцией разграничены предметы ведения и полномочия каждого субъекта Федерации (ст. 71-72): определено, какие вопросы решают только центральные органы правления (внешняя политика, оборона, федеральные энергетические сис­темы, транспорт, связь и др.), какие относятся к совместному ве­дению Федерации и ее субъектов (природопользование, образо­вание, культура, здравоохранение и т.п.).

Регламентация прочих вопросов составляет область исключи­тельного ведения субъектов Федерации. По этим вопросам региональные органы правления обладают всей полнотой государст­венной власти. При принятии федерального закона по вопросам, не входящим в компетенцию центральных органов правления, действуют нормативно-правовые акты субъекта Федерации.

(Слайд 8) Республики охарактеризованы в Конституции России как «государства» (ст. 5 п.2), они имеют свою конституцию (ст. 5 п.2), не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (ст. 66 п.4) и включать другие субъекты Российской Федерации (ст. 66 п.4), они вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 п.2).

Края и области имеют свой устав (ст. 5 п.2), не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (ст. 66 п.4), могут включать автономные округа (ст. 66 п.4).

Города федерального значения имеют свой устав (ст. 5 п.2), не могут входить в состав других субъектов Российской Федерации (ст. 66 п.4), не могут включать другие субъекты Российской Федерации (ст. 66 п.4).

Автономная область имеет свой устав (ст. 5 п.2), входит в состав Российской Федерации в единственном числе (ст. 5 п.1), может быть принят федеральный закон об автономной области (ст. 66 п.3), не может входить в состав других субъектов Российской Федерации (ст. 66 п.4), не может включать другие субъекты Российской Федерации (ст. 66 п.4).

Автономные округа имеют свой устав (ст. 5 п.2), может быть принят федеральный закон об автономном округе (ст. 66 п.3), могут входить в состав края, области (ст. 66 п.4), не могут включать другие субъекты Российской Федерации (ст. 66 п.4).

В Конституции Российской Федерации заложен принцип сохранения целостности государства, который, однако, может сочетаться с правом наций на самоопределение. Подчеркивается, что право одной нации на самоопределение всегда ограничено правом другой нации, а право отдельной нации на самоопределение ограничено правом всего многонационального народа на сохранение целостного государства. Наряду с национальным, правовым и экономическим регулированием отношений между субъектами и центром в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения центральные органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему государственной исполнительной власти в стране.

Таким образом, конституционные основы российского федера­лизма создают предпосылки для совершенствования управления огромной страной, упрочения государственности, территориаль­ной и социальной целостности, развития демократии посредст­вом соблюдения прав и законных интересов различных нацио­нальностей, обеспечения необходимого баланса экономических, политических, этнических и социальных сторон общественной жизни.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом, или коллегиальным выборным органом различают монархическую и республиканскую. Российская Федерация является государством с республиканской формой правления. (Слайд 9)

Немецкий политолог Э.Шнайдер. сравнив форму правления в России с французской и американской моделями, сделал вывод, что она больше ориентируется на французскую. Однако российская форма правления, считает Р.Фуртак, отличается от французской в следующих пунктах: запрет на совмещение должности в правительстве с депутатским мандатом; неограниченное право Президента издавать указы; отсутствие у члена правительства, ответственного перед парламентом, права на визирование официальных актов Президента; прямое подчинение Президенту ключевых ведомств; баланс сил: вето обеих палат парламента лишь в том случае вынуждает Президента подписать неодобряемый им закон, если он сам не проявляет законодательной актив­ности. В отдельных пунктах российская форма правления приближается к американской: срок полномочий президента, возможности импичмента, президентского вето, права на законодательные инициативы, ежегодные послания «О положении в стране». Французский специалист по государственному праву Желар на основе анализа российской конституции выявил в ней доли западных образцов следую­щим образом: «влияние французской конституции - 50% (аналогия с Францией, конечно, во многом оправдана, но, в общем и целом данная позиция не учитывает, прежде всего, то, что в России президентская власть значительно сильнее, а парламентская значительно слабее, чем во Франции), американской – 30% и российского имперского наследия - 20%».

В республиканской форме правления различают президентскую, парламентскую и смешанную формы правления. (Слайд 10)

Согласно Конституции в России баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. В связи с этим само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции позволяет ученым говорить о России как о смешанной республике. Вот только какого вида: президентско-парламентской или парламентско-президентской.

Российский политолог В.Никонов считает, что «мы имеем дело со  смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента». Такую же точку зрения высказывает О.Зазнаев, который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета (за исключением силовых министров) – по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя,  является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской (правда стоит отметить, что это теоретически, на практике все зависит от конкретного президента России).

Немецкий политолог Э.Шнайдер считает, что единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, заключается в том, что Государственная Дума может добиться роспуска неугодного ей правительства. Но она лимитирована в этом определенным сроком: если дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству или откажет ему в доверии по его запросу. Эта процедура может иметь место лишь в течение первого года после выборов или в полгода до президентских выборов, ибо в эти сроки Президент не имеет права распускать Государственную Думу. Именно это обстоятельство позволяет некоторым исследователям (например, В.Стеффани) обозначить политическую систему России как «парламентскую форму правления с доминированием президента». При этом в российских условиях, считает немецкий политолог С. фон Штайнсдорфф, закрепленный в конституции полупрезидентский режим правления в реальности его осуществления превратился в «систему суперпрезидентской власти».

С.А.Грановский считает, что в России парламентско-президентская форма правления, обосновывая свой выбор тем, что президент, избираемый народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, а наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

Тем не менее, несмотря на такой разброс достаточно аргументированных мнений, преобладающим среди зарубежных и отечественных специалистов конституционного права (например, Е.Козова, О.Кутафин, М.Баглай и др.) является мнение о том, что Россия – это президентская республика. Логика такого объяснения следующая:

По форме своего правления Российская Федерация является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным республикам. Республиканский характер этой формы российской государственности прямо закреплен уже в ст. 1 Конституции РФ, где говориться, в частности, о «республиканской форме правления». Это общее положение конкретизируется и развивается в других статьях, содержащихся, прежде всего, в главах, посвященных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления. Рассмотрим поподробнее данные статьи.

Статья 1 Российской Конституции гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Президент Российской Федерации провозглашен главой государства, а не главой исполнительной власти. При этом исполнительная власть прямо возложена на правительство. Вместе с тем Конституция предоставила Президенту Российской Федерации как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации и других органов государственной власти, а также по формированию правительства, направлению его деятельности. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. Президент назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения об его отставке и об освобождении от должности отдельных членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства. Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства функций исполнительной власти. К их числу, в частности, относятся руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право председательствовать на заседаниях правительства и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием проведения политической, экономической и социальной реформ, в том числе указы по вопросам, находящимся в компетенции правительства.

Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.



Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция изменила принцип взаимоотношений органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности правительства перед парламентом. С Государственной Думой согласовывается назначение председателя правительства. Эта палата вправе вынести вотум недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед ней вопрос о доверии.



Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого подчинения парламенту, сохранив за Государственной Думой только контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую информацию в Счетную палату Российской Федерации при осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить в жизнь федеральные законы. При этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства в соответствующей сфере, но и содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект законодательной инициативы правительство обеспечивает подготовку и внесение в Государственную Думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального Собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Председатель правительства или его заместитель дают в устной или письменной форме ответы на парламентские запросы, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

В случае признания судами актов правительства или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным законам и указам президента правительство принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право правительству обращаться в Конституционный суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных органов государственной власти, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением споров о компетенции.

 Конституция определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных договоров. Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Суды олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции одной из трех ветвей государственной власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация представляет собой государство с федеративным устройством и республиканской формой правления. А вот тип республиканской формы правления определятся личностью конкретного президента. Сегодня, де-юре, мы имеем президентский тип республиканской формы правления. Причем, по мнению Д.Медведева: «Президентский характер и федеративное устройство не должны меняться никогда. По крайней мере, в исторической перспективе».
3. Конституционные основы и особенности

российского федерализма
Федерализм, учитывающий особенности народов, населяющих государство - это залог целостности государства, так как регионам нет необходимости стремиться к отделению, если им уже гарантировано самостоятельное развитие. Российская Федерация была создана на тех же принципах, что и Советский Союз, но при этом имеет и свою специфику, которая определяется социокультурными особенностями страны, историческим опытом взаимоотношений центра и регионов. (Слайд 11)

Для российского федера­лизма характерно соединение национально-государственного и административно-территориального принципов построения государственного устройства. Это связано с многонациональным составом на­селения страны, в которой проживает более 160 этносов различной численности.



(Слайд 12) После распада СССР и образования Российской Федерации в условиях отсутствия единого конституционного пространства в государстве сложилась асимметричная форма федерализма. Автономные республики осенью 1991 г. провозгласили себя суверенными государства­ми с большим объемом прав. Особенно это касалось внешнеполитических вопросов. Так, в статье 61 Конституции Республики Татарстан 1992 года особо подчеркивалась ее международная правосубъектность: «Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Более того, как говорилось в статье 62, «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представителями, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права». В Конституции Башкортостана также подчеркивалась международная правосубъектность республики: «Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики… Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику».  Конституция Республики Тува пошла еще дальше, заявив о возможности сецессии, то есть о праве на выход из состава Российской Федерации. А, Карелия конституцией закрепила право на изменение своего статуса на основе волеизъявления народа.

Вслед за всеми автономными республиками, заявили о повышении своего статуса - о преобразовании в республики - большинство автономных областей. Края и области также начали открытую борьбу за расширение своих прав и полномочий, за равноправие с республиками. В результате в 1991 - 1993 гг. над Россией нависла реальная угроза распада. Основными причинами этого было нараста­ние центробежных и сепаратистских тенденций внутри Рос­сии. В их основе лежало стремление самостоятельно рас­поряжаться своим экономическим богатством, природны­ми ресурсами, плодами своего труда, получить большую свободу, уменьшить зависимость от центра.



(Слайд 13) Первым шагом на пути укрепления федерализма в России и учитывающим ее особенности в сфере разграничения полномочий, стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. большинством субъектов Рос­сийской Федерации (Татарстан и Чечня его не подписали). Он включил в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий меж­ду федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (суверен­ных республик в составе Российской Федерации; краев, областей, городов Мос­квы и Санкт-Петербурга; автономных областей и автоном­ных округов). Однако Договор носил компромиссный характер и закрепил уже существовавшее нерав­ноправное положение краев и областей по сравнению с республиками и не смог полностью нейтрализовать дезинтеграционные процессы в Российской Федерации.

Вторым шагом на пути укрепления федерализма стало принятие в 1993 году Конституции Российской Федерации, которая закрепила статус России как суверенного государства, состоящего из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Под воздействием процесса суверенизации регионов в Конституцию России заложили два классических положе­ния: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение стату­са субъекта Федерации. Уровень самостоятельности субъектов Российской Федера­ции фактически определялся не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством меха­низма распределения полномочий устанавливались степень и форма децентрализации, учитывающие специфику того или иного региона. Т.е. Конституция устанавливала отличительную особенность российского федерализма - взаимное делегирование полномочий. Смысл ее состоял в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру и наоборот. Благодаря этому должна была быть создана Федерация как бы снизу на основе договорных отношений.

Однако принятие Конституции государства привело к коллизии конституционного права в субъектах Федерации (в основном, конституции субъектов Федерации были приняты в 1991 – 1992 гг.), в первую очередь в республиках. Так, например, конституции девятнадцати из двадцати одной республики содержали положения, прямо противоречащие Консти­туции Российской Федерации. Основные законы Татарстана, Башкортостана, Якутии (Саха), Тувы, Ингушетии устанавливали конфе­деративный тип связей между республиками и центром. Конституции Якутии, Башкортостана, Тувы, Коми в од­ностороннем порядке устанавливали право приостановле­ния действия законов Российской Федерации, если последние противоречат конституциям этих республик. Восемь республик относили к своей компетенции порядок введения чрезвычайного по­ложения на своей территории, а Тува даже самостоятель­но принимала решения по вопросам войны и мира. Кон­ституции ряда республик (Коми, Башкортостана, Якутии) предусматривали возможность самостоятельного проведе­ния внешней политики, заключения международных до­говоров и соглашений. Конституции Ингушетии, Якутии и Тувы объявляли природные ресурсы, находящиеся на их терри­тории, своей собственностью.



Третий шаг в деле укрепления федерализма был сделан руководством государства в 1994 году, когда начался процесс заключения договоров с отдельными субъектами Федерации, что явилось уступкой федерального центра региональным элитам и привело к реанимации договорного принципа федерализма.

Таким образом, к концу 90-х годов ХХ века в России сложилась специфическая федеративная система, которой были присущи следующие черты: смешанный этнотерриториальный характер построения федерации; асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответственно, неравный вес голосов проживающего в них населения; неравенство статусов субъектов федерации; экономическая, социальная и политическая дифференциация регионов; дотационность большинства субъектов федерации и их зависимость от федеральной власти; авторитаризм региональных элит, слабый контроль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов; высокая роль субъективного фактора в процессе управления регионом. При этом коллизии между конституционным правом Российской Федерации, договорами о разграничении предметов ведения между центром и регионами и местным законодательством не просто вели к нарушению единого правового пространства на территории страны и конфликтам между федеральными и региональными властями, но фактически провоцировали развал Российской Федерации (например, Чеченская республика).



Четвертым шагом на пути построения российского федерализма и реализации его конституционных основ на практике стало введение Института полномочных представителей, который был образован Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849. Его основное назначение - обеспечение реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа, и обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. С целью повышения их статуса все полномочные представители были введены в состав Совета Безопасности Российской Федерации.

Деятельность полномочных представителей позволила на практике реализовать в России конституционные основы федерализма. Сегодня на всей территории России в полном объеме действуют ст. 4 (п.2) «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» и ст. 76 (п.5,6) Конституции, которая гласит, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам по вопросам, находящимся в ведении Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Таким образом, в России на практике были реализованы конституционные основы федерализма. Этот вид федерализма А.Дерюгин назвал системой сдержек и противовесов в организации государственной власти. Он считает, что федерализм в России сегодня законодательно сконструирован не как взаимное дополнение двух независимых уровней государственной власти, а как их переплетение с использованием системы сдержек и противовесов. Субъекты изначально лишены возможности быть самодостаточным уровнем власти и не до конца защищены от одностороннего вмешательства федерации в их полномочия. В то же время они сами имеют мощный механизм контроля за федерацией абсолютно по всем вопросам.

Формально в Российской Федерации взаимоотношения между уровнями государственной власти договорные. Действительно, как в большинстве федеративных государств, в России существует двухпалатный парламент. В состав верхней палаты (Совета Федерации) входят представители регионов, которые по своему назначению должны защищать их интересы. Через Совет Федерации проходят все законопроекты, и если какой-то из них ущемляет права или интересы регионов, то верхняя палата может его отклонить. Здесь стоит выделить два обстоятельства, связанных с работой российского парламента, которые существенно влияют на самостоятельность уровней государственной власти.

Во-первых, нижняя палата парламента может преодолеть вето Совета Федерации, проголосовав более чем двумя третями голосов за тот или иной законопроект (чему имеются прецеденты). Соответственно, теоретически субъекты федерации могут оказаться незащищенными перед федерацией в плане «насильственного» одностороннего вмешательства в их компетенцию.

Во-вторых, федеральная власть и региональная власть имеют механизмы взаимного влияния друг на друга, что лишает их независимости, являющейся непременным условием существования федеративных отношений. Совет Федерации не только имеет возможность защищать интересы регионов, но также назначает судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, назначает и снимает с должности генерального прокурора России, решает вопросы, связанные с использованием вооруженных сил за пределами страны и отрешением президента от должности. Существует перечень вопросов, законопроекты по которым он обязан рассматривать: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, вопросы войны и мира и т.д. Кроме того, Совет Федерации может рассматривать любые другие законопроекты, принимаемые Государственной Думой. Т.е. Совет Федерации может эффективно влиять на политику федеральных властей даже по тем вопросам, которые совершенно не затрагивают интересы субъектов Российской Федерации.

Таким образом, российский федерализм сегодня представляет собой территориальную форму демократии, строгое разграничение функций и собственности между федеральной и региональной властями, не ограничен сферой национальной политики, не противостоит идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, а также интересам регионов, их стремлению к повышению самостоятельности. Его достоинства - общий рынок, свободный приток капиталов, товаров и услуг, свобода передвижения людей, благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры.


4. Россия – правовое и социальное государство
Правовое государство - это закономерный этап в развитии человеческой цивилизации, связанный с функционированием государственной власти на основе права, закона, принципов гуманизма и справедливости, неотчуждаемости и защиты основных прав и свобод граждан. В данном контексте правовое государство - это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться зако­ном, правами человека. (Слайд 15)

(Слайд 16) Пункт 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации гласит «Российская Федерация - Россия есть … правовое государство …». Это означает, что для России главной целью является обеспечение прав и свобод человека. Для Российской Федерации Конституцией установлен демократический политический режим, признаками которого является: наличие широких прав и свобод, предоставляемых гражданам государства, широкие гарантии этих прав и официальное признание оппозиции политическим партиям, находящимся у власти в государстве.

Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Если обобщить все критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующему: господство права в общественной и политической жизни; незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения властей. Рассмотрим эти критерии применительно к Российской Федерации.

Господство права - это самый важный признак России как правового государства. Его идея выражается в гл. 1 Конституции России. Согласно положений Основного Закона, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Законы, которые являются волюнтаризмом власти или которые наделяют властвующих субъектов особым правовым статусом основой правового поля России быть не могут.

Однако на практике в сегодняшней России господства права как реально действующей силы еще нет. Господствует, зачастую, «указное право», что, в конечном счете, обрекает на беспомощность и унижения и простого человека, и бизнесмена, и политика. Судебная система еще не стала гарантом справедливости, о чем свидетельствует оценка ее деятельности, данная Президентом России в ежегодном послании Федеральному Собранию в 2005 г.: «Если часть российского общества будет по-прежнему воспринимать судебную систему как коррумпированную – говорить об эффективном правосудии будет просто невозможно».

Верховенство права в России будет налицо, если: издаваемые законы будут качественными, беспробельными и отвечающими потребностям жизни россиян (например, пресловутый Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ о монетеризации льгот); естественные права человека будут первичны (и с помощью законов они не будут ущемляться), а отправление государственной власти вторично (например, в январе 2006 года Россия была приговорена к выплате 250 тысяч евро по делу о пытках током представителями правопорядка жителя Нижнего Новгорода, который, как признал Европейский суд, стал из-за этого инвалидом); все граждане будут уважать закон, именно уважать, а не бояться, чувствовать и понимать необходимость его неукоснительного соблюдения; усмотрение государственных органов и должностных лиц будет осуществляться на основе принципов права, а не на основе пресловутой «целесообразности», определяемой ими самими и чаще всего отвечающей их собственным интересам; государственные органы и должностные лица будут сами строго соблюдать законы и им подчиняться.

В Российской Федерации существует незыблемость естественных прав и свобод личности путем признания и гарантии прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ст. 17). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).

Однако это теория, а вот практика показывает, что России еще очень далеко до правового государства. Так, например, международная организация Freedom House, занимающаяся изучением состояния прав человека и гражданских прав в разных странах мира, в 2008 году поставила Россию в один ряд с репрессивными государствами бывшего СССР, такими как Туркмения, Узбекистан, Таджикистан и Белоруссия. В 2004 году России впервые с 1989 года была причислена к категории «несвободных стран» (всего «несвободных стран» на тот момент было 49). Основными причинами того, что Россия из «частично свободной» страны превратилась в «несвободную» стали: усиливающиеся тенденции к концентрации политической власти; устрашение и запугивание СМИ; политизация правоохранительной системы страны; возросший контроль Кремля над национальным телевидением и другими СМИ; ограничение полномочий местного руководства; внесение существенных изменений в избирательное законодательство. Особую критику вызвало то, что Кремль воспользовался трагическими событиями в Беслане в качестве повода для отмены выборов губернаторов и депутатов Госдумы по одномандатным округам. На 2008 год рейтинг свободы в России, согласно Freedom House, составил 5.5 (наилучшее значение в этом рейтинге составляет 1.0 (например, Канада), наихудшее 7.0 (например, КНДР)). По данным организации «Репортеры без границ», в 2008 году Россия заняла 141-е место из 173 возможных в рейтинге свободы прессы.

Взаимная ответственность государства и личности означает, что государство и личность в своих взаимоотношениях выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности.

Однако сегодня в России взаимоотношения между обществом и государством воспринимаются неоднозначно. Вот как охарактеризовал их английский политолог, специалист по России Ричард Саква: «Между гражданским обществом и государством возникла относительно автономная властная структура, режим особого типа, независимый от гражданского общества, но паразитирующий на государстве. Режим пользовался возможностями государства, но был свободен от ответственности перед народом».

В России большинство населения, по­нимая необходимость неких общих правил, готово соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. В то же время российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.

По данным ВЦИОМ (2008 г.), три четверти (74%) россиян отмечают «высокую» или «очень высокую» степень распространения коррупции, наиболее коррумпированными структурами они считают ГАИ (33%), власти на местах (28%) и милицию (26%). Почти треть россиян (30%) считают уровень коррупции в обществе «очень высоким», 44% опрошенных называют его «высоким». «Средней» коррупцию в России посчитали 19% респондентов, «низкой» - 1%. О том, что коррупции в России нет совсем, не сказал никто. Самыми коррумпированными структурами и институтами общества после ГАИ, местных властей и милиции, по мнению россиян, являются «все общество в целом» (23%), «сфера медицины» (16%) и «образование» (15%). По 15% в рейтинге коррумпированности получили также федеральная власть и судебная система. Слегка отстает от них крупный бизнес (13%). Далее следуют военкоматы (8%), шоу-бизнес (6%), армия (5%) и сфера торговли (4%). Последнее место по степени коррумпированности, по мнению россиян, заняли СМИ, политические партии и российский парламент (по 3%). Главными причинами коррупции россияне считают «жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов» (39%), а также «несовершенство законов» (35%). Каждый пятый (21%) опрошенный считал корнем проблемы «низкий уровень правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения».

Необязательное» поведение нашего государства порождает цеп­ную реакцию. Российские граждане точно так же начинают отно­ситься и к выполнению своих обязанностей: отказываются от гражданской ответственности, от участия в выборах и референдумах, уклоняются от военной службы, от уплаты налогов, от оплаты за квартиру и за проезд в общественном транс­порте и т.д. Достаточно убедительно высказался в данном контексте известный экономист Евгений Ясин: «Либо мы научимся жить в условиях демократии, то есть станем активными и ответственными гражданами, требовательными к органам государственной власти, станем обществом, способным осуществлять контроль за нею, либо нам заказан путь в мир процветающих наций».

Важнейшей составляющей основ правового государства является то, что в основу построения и осуществления государственной власти в России положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть разделения властей заключается в относительной самостоятельности государственных органов принадлежащих к определенной ветви власти в своей деятельности. Разделение властей предполагает также возможность государственного органа противопоставить собственное мнение мнению другого органа, принадлежащего к другой ветви власти, в четком распределении полномочий между государственными органами и возможности противостоять захвату власти одной из ветвей, государственным органом или должностным лицом. Конституция гарантирует невмешательство государственных органов различных ветвей власти в компетенцию друг друга.1

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод: «Россия – де-юре, правовое государство». А де-факто она таким станет не скоро.

(Слайд 17) Социальное государство - более высокий этап в развитии современного государства. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам условия, когда нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Конституция Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальная направленность Российского государства проявляется в том, что его социальная политика служит человеку, т.е. она направлена на обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека.

В Российской Федерации, согласно ст. 7 Конституции, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В то же время, президент России Д.Медведев считает, что но не следует забывать о том, что современное социальное государство – это не раздувшийся советский собес и не спецраспределитель с неба свалившихся благ. Это сложная, сбалансированная система экономических стимулов и социальных гарантий, юридических, этических и поведенческих норм, продуктивность, которой в решающей мере зависит от качества труда и уровня подготовки каждого из нас. Общество может распределять через государство только то, что зарабатывает. Жить не по средствам - безнравственно, неразумно и опасно. С последним постулатом трудно не согласиться.

Сегодня все, что делается Правительством, направлено на построение либерального, а не социального государства, - считает советник Российской академии наук Н.Римашевская. Так, например, в Европе на финансирование пенсионных программ выделяется до 20% валового внутреннего продукта, а в России – всего 1%. Разница демонстрирует цену «социальности» нынешней законодательной власти. У 12 из 14 пенсионеров пенсии меньше прожиточного минимума. У миллионов сельских пенсионеров средняя пенсия составляет лишь 1200 рублей. Правда, справедливости ради стоит отметить, что в своем ежегодном отчете о работе Кабинета министров (апрель 2010 г.) премьер-министр В.Путин сообщил, что в России не осталось пенсионеров, живущих за официальной чертой бедности. «Россия - единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий».

В понятие Россия - социальное государство вкладывается также смысл, что это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Имеется в виду не фактическое равенство, которое приводит к равенству в нищете, а всего лишь равномерное содействие благу всех граждан и максимально возможному равномерному распределению жизненных тягот. Поэтому еще один важный показатель «социальности» политики государства – минимальная заработная плата. В странах Европы она всегда превышает прожиточный минимум. В России она чуть больше его половины. Из-за этого миллионы семей в России влачат жалкое существование. А если учесть еще и рост цен на продукты, горючее, коммунальные услуги и транспорт, то доходы работающих достигли просто «смехотворного» уровня. Почти каждый пятый россиянин в конце 2009 года имел доход ниже прожиточного минимума (19,7%), а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышал доход 10% «нижних» - разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Черта бедности в России в этот период составляла 5497 рублей в месяц (для сравнения по данным Всемирного банка черта бедности в августе 2008 г. составляла $1,25 в день). Следовательно, на сегодняшний день около 1,4 миллиарда жителей планеты находятся на грани нищеты. При этом количество нищих до недавнего времени продолжало увеличиваться. По данным ФОМ от июля 2010 г. 16% населения России денег не хватает даже на питание, 29% хватает денег на питание, но они не могут купить одежду, обувь; 39% не могут купить крупную бытовую технику.

Таким образом, согласно Конституции Россия – социальное государство. Однако на практике социальным государством Россия в полной мере может стать лишь в далеком будущем.

5. Этапы становления современного

российского государства


Распад СССР поставил перед Российской Федерацией проблему обеспе­чения самостоятельного государственного существования, задачи становления новой российской государственности.

Исследователи выделяют различные этапы в становлении современного российского государства. Так, О.Смолин выделяет четыре основных периода в социально-политическом процессе, в результате которых произошло формирование новой российской государственности: реформистский (апрель 1985 г. – август 1991 г.); революционный (август 1991 г. – август 1996 г.); постреволюционный (август 1996 г. – декабрь 1999 г.); период стабилизации и реформирования постреволюционного политического режима (январь 2000 г.). В.Согрин разделяет современный период российской истории на три завершенных этапа: 1985-1986 гг., 1987-1991 гг., 1991-1999 гг. - и один незавершенный (начался с приходом к власти В.Путина).

Н.Баранов предлагает в качестве отправной точки для периодизации становления современного российского государства выделить 12 июня 1990 г., когда Первым Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете. Далее процесс становления современного российского государства осуществлялся следующими этапами. (Слайд 18)

Первый этап (12.06.1990 г. – декабрь 1991 г.) рассматривается как создание юридических, политических и экономических основ для формирования самостоятельного российского государства. Он был ознаменован введением поста президента и избранием на этот пост Б.Н.Ельцина. Завершился первый этап распадом Советского Союза и созданием Содружества Независимых Государств.

Второй этап (1992-1993 гг.) обычно определяют как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е.Гайдар, А.Чубайс, А.Шохин и др.) стремились вытеснить государство из экономической сферы и создать в России саморазвивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулиро­вания экономики, началось ее разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, созда­ние институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих бан­ков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов и вызвать соответст­вующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство. В социальной сфере государство оставляло за собой поддерж­ку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвиже­ние реформ, формируя для них правовое пространство, обеспечи­вая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны. В политической сфере этот этап был ознаменован противостоянием Верховного Совета и президента, роспуском Съезда народных депутатов и прекращением деятельности советской власти.

Третий этап (1994-1998 гг.) выявил иллюзор­ность намерений младореформаторов ограничить вмешательство госу­дарства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствовал о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Государственные институты, отказавшись от функций дирек­тивного управления и непосредственного контроля за деятель­ностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровож­давшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновени­ем номенклатурно-олигархических кланов, стремившихся подчинить государство своим ин­тересам.

Не сбылась надежда реформаторов и на то, что эффективным регулятором экономических отношений в стране станет «само­развивающийся» рынок. Напротив, в течение этого периода уси­лилась тенденция к социально-экономическому кризису в стране. Государство, лишившись значительной части своей собственно­сти, не имея возможности собирать налоги в размере, необходи­мом для выполнения своих важнейших функций, само оказалось в ситуации острого кризиса, не смогло консолидировать общество, Как результат усилилась социальная поляризация, противостояние вла­сти и оппозиции; были не выполнены важнейшие социальные функции; наступил кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения и всего правительства; орга­ны правопорядка, не сумели остановить вал нараставшей пре­ступности, вызванный переделом собственности; деградировали Вооруженные Силы; упал внешнеполити­ческий престиж российского государства; наступила неопре­деленность перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после дефолта. К осени 1998 г. окончательно выявились пороки выбранной модели взаимодействия государства и общества.



Четвертый этап (сентябрь 1998 г. – декабрь 1999 г.) был ознаменован очередной сменой правительства, которое возглавил Е.Примаков, за­явивший о необходимости корректировки курса реформ. Основная цель этой корректировки - повысить роль государ­ства в реформировании российского общества и, прежде всего, его экономики. Это было необходимо для повышения эффективности реформ в интересах всего общества, а не номенклатурно-олигархических кланов. Однако это не означало возврата к методам жесткого госу­дарственного регулирования, свойственным советской эпохе.

Пятый этап (2000-2008 гг.) начался с приходом к власти В.Путина и характеризуется усилением вертикали власти, повышением роли государства в социально-экономической сфере, сменой приоритетов в региональной политике, попыткой создания действенной судебной системы. Не отказываясь от либеральных преобразований в экономической сфере, государство проводило активную социальную политику путем перераспределения ресурсов в пользу проигрывающих слоев общества (бюджетники, пенсионеры, молодежь). Политические преобразования носили в значительной степени авторитарный характер, но не вызывали резких протестов основной части общества. Президентом был определен курс на создание сильного государства посредством проведения эффективной экономической политики при реализации принципа верховенства права. В своих президентских посланиях глава государства акцентировал внимание на взаимосвязи сильного государства и защиты гражданских, политических и экономических свобод. Усиление государства связывалось с достижением эффективности во всех сферах жизнедеятельности общества.

Шестой этап (с 2008 г. по н.в.) начался с приходом к власти в качестве Президента России Д.Медведева и переходом В.Путина в новое качество – председателя правительства России. Этот этап можно охарактеризовать, как попытку построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию. В качестве приоритетных определены пять направлений экономической модернизации страны: во-первых, повышение эффективности производства, транспортировки и использования энергии, разработка и выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива; во-вторых, сохранение и поднятие на новый качественный уровень ядерных технологий; в-третьих, совершенствование информационных технологий; в-четвертых, развитие собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации; в-пятых, занятие передовых позиций в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.

Политическая система России, по мнению Д.Медведева, также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. Она будет адекватна динамичной, подвижной, прозрачной и многомерной социальной структуре. Отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей.

Таким образом, процесс становления России как суверенного государства продолжает развиваться. За свою двадцатилетнюю историю российское государство прошло сложный путь рождения и детства. Сегодня настал период отрочества. Как он будет развиваться, куда пойдет Россия, станет ли она де-факто демократическим, правовым и социальным государством покажет время.
Резюме
1. Российское государство – основной субъект политической системы. Конституция Российской Федерации содержит характеристики российского государства как демократического, социального, правового, федеративного. Однако из-за объективных и субъективных причин российское государство не в полной мере удовлетворяет некоторым этим характеристикам (на уровне современных стандартов). Доминирование президентской и исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые санкции по наведению конституционного порядка, принижение роли парламента и законодательных органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние общественного мнения на государственные дела - все это снижает демократический потенциал государственного управления.

2. Политическая история России за последние более чем два десятилетия охватывает период, который как по своей историко-событийной, так и структурной насыщенности в иных исторических условиях и в других странах можно было сравнить с несколькими десятилетиями, а то и с целыми столетиями.



Литература

Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.

Баранов Н.А. Эволюция современной российской демократии: тенденции и перспективы. Монография. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2008.

Зеленков М.Ю. Политология для юристов. Учебное пособие. М.: Юридический институт (МИИТ), 2003.

Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс) Учебное пособие. М.: Юридический институт (МИИТ), 2009.

Интернет-сайт «Словари и энциклопедии» // http://encbook.ru.

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник. М.: Юристъ, 2002.

Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2008

Интернет – портал «РИА-Новости»// http://rian.ru.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 2003.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Мадатов А.С. Проблемы периодизации современного политического процесса в России после 1985 года // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 1 (6).

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

Теория политики: Учебное пособие/Под ред. Б.А.Исаева. СПб.: Питер, 2008.



Теория политики: Учебное пособие/Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.

1 Более подробно см. тему № 3 курса (прим. автора).