6: Финансовая система и финансовая политика государства - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Финансовая политика государства является базой, на которой строится... 1 99.35kb.
Вопросы к экзамену и зачету по предмету «финансы и кредит» 1 134.67kb.
Примерные вопросы междисциплинарного экзамена по специальности «антикризисное... 1 65.4kb.
1 Сущность и функции финансов 40 4505.78kb.
Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по... 3 555.16kb.
Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по... 5 530.82kb.
Семинар Международная финансовая система. Направления и структурные... 1 6.58kb.
3. Управление государственными финансами: цель, методы, формы 1 46kb.
Финансовая отчётность 1 274.25kb.
Сущность и функции денег; денежное обраще­ние; сущность финансов... 1 17.37kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Государственные финансы» 1 21.64kb.
Тема принципы организации автоматизированной обработки экономической... 1 285.31kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
6: Финансовая система и финансовая политика государства - страница №1/1

Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства
План:

  1. Необходимость и сущность финансов

  2. Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды

  3. Государственный долг

  4. Финансовая политика государства и ее основные направления

  5. Налоги и налоговая система


6.1. Необходимость и сущность финансов

Финансы как экономическая категория выражают производственные отношения (денежные отношения), связанные с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств. То есть финансовые отношения охватывают две сферы:

Первая сфера – это та, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулированных в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах.

Вторая сфера – та, в которой денежные отношения обусловлены движением денежных средств предпринимательского сектора, домашних хозяйств и внешнего мира (негосударственного сектора).

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики, включающая указанные две сферы представляет национальную финансовую систему.

Исходя из этого финансирование различают по источникам образования финансовых средств:


  • Централизованное финансирование – это денежные средства государства, которые составляют центральное звено всей финансовой системы. Централизованные финансы образуются путем перераспределения части НД через налоговую систему.

  • Децентрализованное финансирование – это денежные средства негосударственного сектора, которые являются основой всей финансовой системы

Финансовые отношения складываются между:

  • Государством и юридическими лицами при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов, например, государственном инвестировании.

  • Юридическими лицами – например, в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и реализации товаров и услуг; при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

  • Государством и физическими лицами при уплате налогов с физических лиц, например, налога с доходов физических лиц.

  • Юридическими и физическими лицами, например, работодателем и работником при выплате заработной платы; страховой компанией и физическим лицом при уплате страховых взносов и выплатам по страховым случаям; внебюджетными фондами и физическими лицами при получении пенсий, пособий, стипендий.

  • И др.

Основные функции финансов:

1. Распределительная функция проявляется в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми средствами.

2. Контрольная функция заключается в контроле над распределением части НД по соответствующим направлениям и их целевому назначению. Контрольная функция финансов реализуется через бухгалтерскую, статистическую и оперативную отчетность, которая должна вестись в соответствии с утвержденной государством методике.

3. Стимулирующая функция состоит в том, что государство оказывает воздействие на развитие национальной экономики в нужном направлении с помощью следующих основных механизмов:



  • Бюджет – выделяет или нет государственные средства на развитие тех или иных регионов, отраслей направлений деятельности.

  • Налоги – стимулирует или нет хозяйственную деятельность, устанавливая уровень (ставки) налогов и порядок их исчисления.

  • Экспортно-импортные пошлины, тарифы – способствует или нет увеличению экспортно-импортных операций, устанавливая льготные или барьерные пошлины/тарифы.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в структуре государственных финансов главным элементом выступают бюджеты трех уровней:

  • Федеральный бюджет (государственный бюджет) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

  • Бюджеты субъектов Федерации (бюджет республики, края, области).

  • Местные бюджеты (город, район, село).


6.2. Государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, региона или муниципальным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и местными интересами; компромисс между промышленными и сельскохозяйственными районами в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, ориентиров государственной территориальной структурной политики; компромисс между интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство, инвестиционных премий.

В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двухступенчатого – центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого – центральное правительство; правительства республик, краев, областей, земель, провинций, штатов; местные органы власти) бюджеты бывают соответственно центральными, республиканскими, краевыми, областными, земельными, провинциальными и т.д.; местными. Таким образом, госбюджет представляет собой бюджет не только центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней административно-территориальных властей.

В бюджете отражается структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются:

– на расходы по государственному управлению;

– военные расходы;

– расходы на социально-экономические цели;

– расходы на хозяйственную деятельность государства;

– расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Доходы государственного бюджета состоят из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; государственных займов; поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание внебюджетных фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К их числу относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.

Структура доходов и расходов государственного бюджета Российской федерации и США за 1998 представлена на рисунке 6.1. и 6.2.

Идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами – бюджетный профицит. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года. Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами.

Государственный займ – мобилизация государством временно свободных средств населения и юридических лиц и их использование для государственных нужд. Государственный займ, размещенный внутри страны, называется внутренним займом (кредитом), а в других странах – внешним займом.

Расходы являются в виде продажи государственных ценных бумаг (ГКО- государственные краткосрочные облигации, ОФЗ – облигации федерального займа, ОГСЗ- облигации государственного сберегательного займа), займов у внебюджетных фондов (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Рисунок 6.1. Российский бюджет

Государственные займы – не единственный путь покрытия дефицита государственного бюджета. У большинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обращению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях – во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль “цены - заработная плата”, обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохранения хозяйственной и социальной стабильности правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная в большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей.

Рисунок 6.2. Американский бюджет




Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, который мог бы произойти, если бы деньги печатались по желанию правительства.

Общепринятый в мировой практике показатель того, насколько дефицит госбюджета велик и опасен для экономики таков: в качестве допустимой нормы дефицит может составлять 3–5% от ВВП или 8–10% от доходной части бюджета. На 2000 г. в бюджет РФ заложены общие доходы в сумме 797,2 млрд. руб., расходы составят 855,07 млрд. руб. Дефицит государственного бюджета равен 57,87 млрд. руб. или 1,08% от ВВП.

Помимо государственного бюджета важным элементом в системе централизованных финансов являются государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды – это совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении правительства или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Эти фонды могут относится к экономическим или социальным.

К социальным внебюджетным фондам относится, например, Пенсионный фонд РФ (ПФР, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

К экономическим – Российский фонд технического развития, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

В России насчитывается более 40 государственных внебюджетных фондов, общие доходы которых превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в себестоимость продукции и устанавливается в % к фонду оплаты труда.

6.3. Государственный долг

Задолженность правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы – это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, которые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко всё новым займам: покрывая старые долги, они делают еще большие новые.

Таким образом, государственный долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

В странах с твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. В Великобритании на обслуживание национального долга расходуется 7% бюджета.

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Предметом особого внимания правительств стран является внешний долг. Если платежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.

Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.

Первый. Традиционный путь – выплата долгов за учет золотовалютных резервов. Для закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти резервы исчерпаны или очень ограничены.

Второй. Консолидация внешнего долга, которая возможна только с согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации – клубы, где вырабатывают солидарную политику, по отношению к странам, которые не в состоянии выполнять свои международные финансовые обязательства.

Наиболее известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли навстречу просьбам стран-должников (в том числе России) об отсрочке выплат, а в ряде случаев – частично списывали долги.



Третий. Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране, являющейся должником, недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является участие хозяйственных субъектов страны-кредитора в приватизации государственной собственности в стране, имеющей долги. В таком случае заинтересованные фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Такая операция ведет к увеличению доли иностранного капитала в национальной экономике без поступления в страну из-за рубежа финансовых ресурсов, вещественных носителей основного капитала, новых технологий, но она облегчает бремя внешнего долга, делает возможным получение новых кредитов из-за рубежа и стимулирует последующий приток частных иностранных инвестиций и реинвестиций в приобретенные таким путем хозяйственные объекты.



Четвертый. Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои кредиты жесткими требованиями к эмиссионной, кредитной политике, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.
6.4. Финансовая политика государства и ее основные направления

Финансовая политика представляет собой мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе законодательства страны.

Финансовая политика может быть стимулирующая, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Применяется в периоды кризиса или депрессии.

Финансовая политика может быть сдерживающая, которая предусматривает снижение государственных расходов, повышение налогов или комбинирование этих мер. Применяется в период подъема, «перегрева» экономики.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства:



  1. Бюджетная политика

  2. Фискальная политика

Бюджетная политика – это мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. В экономике известны следующие концепции бюджетной политики государства.

Первая. Данная концепция основана на достижении ежегодной сбалансированности государственного бюджета.

Вторая. При данной концепции государство стремится сбалансировать бюджет в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Таким образом, государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Третья концепция базируется на обеспечении сбалансированности экономики и ее устойчивого развития, а не сбалансированность государственного бюджета.

Как было отмечено, вторым направлением финансовой государственной политики является фискальная политика. В этой связи рассмотрим понятие налогов и их функций.


6.5. Налоги и налоговая система
Главной статьей бюджетных доходов являются налоги.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему.



Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоги бывают двух видов.



Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налоги на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Основные налоги

Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога в Швеции. Максимальная ставка этого налога в России с 1 января 2000 г. установлена в размере 45%.

В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога. Многие экономисты полагают, что для “справедливой” налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т.е. богатые должны платить больший налог, чем бедные. Их оппоненты указывают на тормозящее воздействие высоких ставок подоходного налога на процесс накопления капитала, инвестиций, научно-технический прогресс, создание новых рабочих мест.



Налог на прибыль корпораций (фирм, предприятий) взимается в случае, если корпорация (фирма) признается юридическим лицом. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налогb платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль корпораций (корпоративный налог) составляет основную часть налоговых выплат фирмы. Обложению налогом подлежит чистая (балансовая) прибыль фирмы (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).



Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.

Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарение и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

Налоги на товары и услуги – это, прежде всего, таможенные пошлины, акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). Последний схож с налогом с оборота, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах ОЭСР (кроме Австралии, США, Швеции) с фирм – продавцов товаров и услуг в размере от 5 до 38% стоимости их товара (услуги). Обычно в стране применяется основная (стандартная) ставка этого налога (в странах – членах ЕС, например, она колеблется до 15%), а также повышенная, пониженная; с отдельных товаров и услуг этот налог не взимается.

Налоговые платежи поступают в центральный и местные бюджеты. Существует определенный порядок распределения поступающих средств. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и некоторые незначительные налоги. Поступления от налогов на прибыль, на индивидуальные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях. Местные бюджеты, в случае необходимости, получают из центрального бюджета субсидии.



Принципы и функции налогообложения

Налогообложение строится на следующих принципах:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

2. Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит налог на добавленную стоимость (НДС), когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз, вплоть до его реализации.

Пример. Фирма – производитель чугуна закупает железную руду, лом черных металлов, кокс, оборудование для замены изношенных основных средств и продает чугун. Она платит налог на добавленную стоимость с разницы между стоимостью проданных и закупленных товаров и услуг, т.е. чистого прироста стоимости, созданной ею. Завод – покупатель чугуна превращает его в стальной прокат и платит налог на стоимость, добавленную им в процессе переработки чугуна, но в облагаемую налогом сумму не входят стоимость железной руды, кокса и средства, затраченные на превращение их в чугун. Следующее производственное звено превращает прокат в детали машин и платит налог на добавленную стоимость с разницы в стоимости закупленного проката и готового изделия, а не со всей выручки от продажи, как это было бы при расчете налога с оборота.

В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере его прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно назвать налогооблагаемым доходом (прибылью).



Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот:

1) необлагаемый минимум объекта налога;

2) изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

3) освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

4) понижение налоговых ставок;

5) вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

6) налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определенную величину).

Пример. Годовая прибыль фирмы составляет 100 000 тыс. р. Налог на прибыль установлен 32%. Фирма имеет возможность использовать налоговый вычет в сумме 10 000 тыс. р. или налоговый кредит в той же сумме (10 000 тыс. р.). Фирма должна заплатить налог в первом случае (100 000 – 10 000) 0,32= 28800 тыс. р., а во втором – тыс. р.

Таким образом, налоговый вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит – сумму налога (так называемое налоговое обязательство).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения).



Принцип взимания налогов в зависимости от способности налогоплательщика породил систему прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение их по мере возрастания дохода (налоговой базы).

На практике встречаются все три вида налогообложения, социальные последствия которых совершенно противоположны.

Налоги на прибыль корпораций (фирм) и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале.

Социальные взносы и налоги на собственность носят пропорциональный характер. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, т.е. налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и с низкими доходами, поглощая относительно более высокую долю доходов низкооплачиваемых слоев.

Налоги выполняют три важнейшие функции:

1) финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2) поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

3) государственного регулирования экономики (регулирующая функция).



Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов и, прежде всего – расходов государства. В течение последних десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.