5. Как называется главный труд Ч. Дарвина? Какое определение вида как единице систематики дал шведский естествоиспытатель К. Линней? - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Определение бизнеса как вида экономической деятельности 1 23.85kb.
Книга как важный и главный источник знания Что такое справка? 1 17.47kb.
Физическое воспитание в школе VIII вида 1 154.69kb.
Программа развития мдоу№50 на период с 2011 до 2015 гг муниципального... 1 242.1kb.
Методические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине... 5 670.5kb.
Вложение в ц б. разного вида, разного срока действия и разной ликвидности... 1 31.66kb.
1 Понятие об экологических нишах 1 44.23kb.
Ответ на вопрос «Как возможна метафизика?» может быть получен с помощью... 1 108.81kb.
Реферат на тему «Виды теплопередачи» ученица 10 класса Родина Марина... 1 64.37kb.
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) 1 53.25kb.
Управление организацией Перечень вопросов для подготовки к экзамену 1 135.03kb.
Директор школы Зам директора по увр на заседании кафедры енц 1 216.72kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
5. Как называется главный труд Ч. Дарвина? Какое определение вида как единице систематики - страница №1/1

1. Знакомясь с биографией великого английского биолога Ч.Дарвина, вы узнали о его пятилетнем путешествии. Проследите по карте (рис. 1) маршрут этого путешествия и охарактеризуйте «багаж» естественно-научных наблюдений, сделанных Дарвином.



Рис. 1. Путешествие Ч.Дарвина на «Бигле»

Какое значение могли иметь сведения об особенностях живой природы разных континентов для разработки Дарвином эволюционного учения?



2. Рассмотрите рисунки птиц (рис. 2). Какое свойство проявляется в изменении их окраски? Как назвал Дарвин такое явление? Возможна ли эволюция без его проявления?



Рис. 2. Австралийский ткачик: 1 – нормальная окраска;
2 – та же птица после трехлетнего пребывания во влажном климате


3. Рассмотрите изображения зебр и жирафов (рис. 3), обратив внимание на особенности окраски отдельных особей. Какое общебиологическое свойство обуславливает возможность индивидуального разнообразия окраски и какова его роль в эволюции?



Рис. 3. Различия в окраске особей

4. Вы узнали, что наблюдения, сделанные во время кругосветного путешествия, убедили молодого Дарвина в изменяемости и сходстве видов. Изучите рисунки ископаемого и современного броненосцев, обитателей Южной Америки (рис. 4). Сравните их. Какой вывод можно сделать из этого сравнения? К какому выводу пришел Ч.Дарвин? Какие положения эволюционного учения могут опираться на сравнение ископаемых и современных представителей флоры и фауны нашей планеты?



Рис. 4. Броненосцы

5. Как называется главный труд Ч.Дарвина? Какое определение вида как единице систематики дал шведский естествоиспытатель К.Линней? Сформулируйте современное определение вида. Что такое критерии вида, назовите их. Перечислите известные вам местные виды растений и животных.

6. Рассмотрите изображения трех видов растений из семейства бобовых, относящихся к роду вика (рис. 5). Сравните их и назовите морфологические критерии каждого вида.



Рис. 5. Виды рода вика:
1 – горошек заборный; 2 – горошек посевной; 3 – горошек мышиный


7. На рис. 6 изображены разные виды дятлов. Рассмотрите их, ознакомьтесь с описаниями и сформулируйте критерии, которые могут относиться к каждому виду.



Рис. 6. Дятлы

1. Желна, черный дятел. Окраска черная, на голове красная «шапочка». Барабанит громче всех. Крик очень кромкий.


2. Большой пестрый дятел. Основная окраска – черная с белым. На голове самца – красная полоска. Барабанит потише. Крик тоже более тихий («кик-кик-кик»).
3. Малый пестрый дятел. Основная окраска – черная с белым. На голове самца – красная, у самки – светлая «шапочка». Барабанит тихо, часто, попискивая.
4. Белоспинный дятел. Имеет большое сходство с большим пестрым. Отличие – белая нижняя часть спины.
5. Зеленый дятел. Основная окраска тела – зеленая, без ярких пестрин. На голове – красная «шапочка». Питается муравьями из муравейников, издает крик «клей-клей-клей».
6. Седой дятел. Окраска тела – серо-зеленая. Мельче зеленого, вместо красной «шапочки» – «козырек», задняя часть головы серая.
7. Трехпалый дятел. Похож на большого пестрого, но немного мельче. На голове самцов желтое, а у самок беловатое – пятно. На лапе – три пальца. Молчаливая птица,.
8. Чешуйчатый дятел. Обитает в Средней Азии, в отличие от всех предшествующих видов. Окраска серо-зеленоватая. Похож на зеленого дятла, но на брюхе хорошо заметные пестрины.
9. Малый (а) и большой (б) острокрылые дятлы. Обитают на Дальнем Востоке и на Сахалине (как и ряд других видов, например, большой пестрый).

8. Прочитайте перечень критериев вида, выделите из него экологический критерий:

а) каждый вид имеет свойственный только ему набор хромосом, который характеризуется определенным числом, структурой и дифференциальной окраской хромосом;


б) каждый вид имеет конкретное место обитания в природных условиях;
в) организмы одного вида имеют общий тип обмена веществ;
г) каждый вид занимает определенную географическую территорию;
д) организмы одного вида обладают сходством внешнего и внутреннего строения.

9. Три вида колокольчиков (рис. 7), произрастающие в средней полосе России, имеют следующие особенности.



Рис. 7. Колокольчики

  • Колокольчик персиколистный, высота от 30 до 160 см, имеет самые крупные голубые цветки – до 6 на одном цветоносе. В начале цветения цветки обращены вверх, затем опускаются вниз. Сидячие стеблевые листья узкие, очередные, похожие на листья персика. Растет по лесам, полянам.

  • Колокольчик рапунцелевидный растет на лугах, по сухим склонам и опушкам. На каждой односторонней кисти по 10–15 лазоревых поникших цветков. Крупные продолговато-ланцетные листья имеют пильчато-городчатый край. Высота от 30 до 120 см.

  • Колокольчик сборный, или скученный, высотой 15–80 см, растет по лугам, опушкам, полянам. Верхние листья сидячие, яйцевидно-ланцетные. Цветки темно-фиолетовые, скучены по 15–20 штук в плотную верхушечную головку и пазушные почки.

Какими цифрами обозначены эти виды на рис. 7?

10. Сформулируйте определение эколого-географического критерия вида. Можно ли считать данный критерий универсальным? Что такое ареал? Рассмотрите на рис. 8 ареалы серой и черной ворон. Какие процессы могут происходить на границах ареалов? Какими могут быть последствия таких процессов для двух видов ворон?



Рис. 8. Ареалы серой (1) и черной (2) ворон

11. Назовите известные вам критерии вида. Охарактеризуйте экологический критерий. Укажите на рис. 9 соответствие между числами, обозначающими виды организмов, и буквами, обозначающими места их обитания. Почему экологический критерий не может исчерпывающе охарактеризовать вид?



Рис. 9. Организмы и среда их обитания

12. Какие критерии видов присутствуют в приводимых описаниях (капустной тли и капустной совки) – вредителей капусты и других крестоцветных растений. Определите, какими цифрами обозначены эти виды на рис. 10. Какие критерии в описаниях не использованы?



Рис. 10. Капустная тля и капустная совка

1. Взрослые, небольшие (до 4 мм) особи, чаще бывают бескрылыми, отдельные особи имеют крылья. Поселяются на капустных листьях, скручивая их, что затрудняет борьбу с ними. Вред наносят не только взрослые насекомые, но и их личинки. За лето развивается до 16 поколений. Естественными врагами этих вредителей являются божьи коровки, наездники, мухи журчалки, личинки златоглазки.

2. Передние крылья бабочки темно-бурые, задние светлее. Летают бабочки ночью, откладывают яйца на нижнюю сторону листьев капусты. Гусеницы, выедающие мякоть листа с нижней стороны, от светло-зеленых до почти черных. Средства защиты – химические.

13. В средней полосе России обитают четыре вида лягушек. Виды имеют значительное сходство, но различаются по наличию или отсутствию височного пятна и по бугорку на задней лапе (рис. 11). Травяная и остромордая лягушки большую часть времени проводят на суше (во влажной среде), озерная и прудовая – в водоемах и на их берегах.



Рис. 11. Лягушки

Какие критерии помогают определять эти виды и в наибольшей степени обеспечивают их точное определение?



14. В приводимых описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован с наибольшим количеством критериев и то, в котором их использовано меньше всего.

  • «В нашей стране только на Дальнем Востоке можно встретить гималайского медведя. Он питается побегами растений, ягодами, желудями, плодами, насекомыми, даже падалью. Зиму проводит в дуплистых деревьях, впадая в спячку».

  • «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее гималайского, зимует в берлогах, всеяден».

  • «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном он напоминает гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников».

  • «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком».

  • «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные небольшого размера».


Рис. 12. Виды жужелиц

15. Изучите изображения видов жужелиц, обитающих в средней полосе России (рис. 12). О каких критериях вида можно говорить, используя эти рисунки и приведенную информацию?

1 (жужелица парковая) и 2 (жужелица решетчатая) – охотятся по ночам на личинок, которые повреждают корни огородных растений;


3 (птеростих медный) и 4 (птеростих черноватый) – живут в садах, кроме охоты на личинок могут лакомиться ягодами земляники;
5 (бегунчик сияющий) – уничтожает яйца и молодь многих вредителей;
6 (дромий четырехпятнистый) – всю жизнь проводит на садовых деревьях, зимует под корой;
7 (пристоних земляной) – обитает в подвалах и погребах, охотится в темноте;
8 (лебия пестрая) – уничтожает личинок листоедов;
9 (тускляк желтоногий) – растительноядная жужелица, питается семенами сорняков;
10 (жужелица волосистая) – питается насекомыми, но и корнеплодами.

(Внимание – вертикальная черточка на оригинальном изображении соответствует истинной величине насекомого, а на репродукции – позволяет оценить соотношение их размеров.)



16. В любой среде на нашей планете обитает великое множество живых организмов. Возьмите пробы воды из водоема, рассмотрите под микроскопом. Вы можете увидеть (рис. 13): 1 – амеб; 2 – раковинных амеб-арцелл; 3 – эвглену; 4 – вольвокса; 5 – инфузорию туфельку; 6 – инфузорию трубача; 7 – инфузорий сувоек; 8 – различные микроскопические водоросли. Возможна ли борьба за сосуществование в «капле воды»? Какие формы борьбы за существование могут происходить в воде между организмами перечисленных выше видов в различных условиях: при минимальном освещении; при достаточном освещении; в полной темноте?


Рис. 13. Живые организмы в капле воды под микроскопом

17. Рассмотрите на рис. 14 изображения несколько видов луговых злаков с указанием сроков начала их цветения. Каким образом опыляются злаки? Как может повлиять безветренная погода, в начале и в конце июня на видовой состав луга, где растут эти злаки? Возможно ли полное исчезновение этих видов из травостоя лугов и при каких условиях?


Рис. 14. Сроки цветения луговых злаков


18. Рассмотрите рис. 15 и ответьте на вопросы.

1. Как назвал Ч.Дарвин весь комплекс сложных взаимоотношений организмов каждого вида с окружающей средой?


2. Назовите формы борьбы за существование, исходя из информации, представленной на рисунке. Почему могут выживать растения при таком количестве их врагов и болезней?
3. Каким в данном случае может быть воздействие человека на эволюционные факторы? Возможно ли его воздействие на эволюционные факторы?


Рис. 15. Сложные взаимоотношения организмов:
1 – мокрая головня (сажка); 2 – летучая головня; 3 – стеблевая головня; 4 – мучнистая роса; 5 – плесень (фузариоз); 6 – бурая ржавчина; 7 – жук-кузька; 8 – хлебный пилильщик; 9 – озимая совка; 10 – клоп-черепашка; 11 – гессенская муха; 12 – личинка хлебной жужелицы; 13 – личинка жука щелкуна

19. Хлебные злаки часто повреждаются личинками жука-щелкуна. Плотные, с твердыми покровами личинки этого жука получили название проволочных червей, или проволочников. Взрослые жуки-щелкуны, местами обитания которых являются заросли кустарников, лесополос, называются щелкунами потому, что при падении на спинку изгибают тело, подпрыгивают и громко щелкают надкрыльями. При массовом размножении личинок, которые повреждают корни злаков, резко снижается урожай зерна. Личинки часто втачиваются и в клубни картофеля (рис. 16). С жуками-щелкунами регулярно ведут борьбу с помощью химических препаратов. Возможно ли полное его уничтожение в одном сельскохозяйственном районе, если рядом с полями зерновых культур будут много лет подряд выращивать картофель?


Рис. 16. Личинки жука-щелкуна в почве (показаны стрелками) и в клубне картофеля

Каковы особенности естественного отбора среди личинок, которые обитают на пшеничных и картофельных полях? Для ответа на этот вопрос обратите внимание на то обстоятельство, что клубни картофеля более плотные и твердые, чем корни злаковых растений.

20. Рассаду капусты часто повреждают личинки капустной мухи. Один из способов борьбы с этим вредителем – окучивание рассады. Рассмотрите рис. 17 и предположите, в каком направлении может проходить естественный отбор среди личинок капустной мухи при регулярном ежегодном окучивании рассады капусты на том поле, где ее выращивают несколько лет.


Рис. 17. Личинки капустной мухи на корнях капусты

Какими могут быть особенности естественного отбора среди личинок капустной мухи, если посадку капусты будут повторять через 6–7 лет на данном поле? Целесообразно ли на данном поле на следующий год после посадки капусты сеять или высаживать растения из семейства крестоцветных?