33. Основные цели и задачи федеральных целевых программ «Электронная Россия» и«Электронное общество» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
33. Основные цели и задачи федеральных целевых программ «Электронная Россия» и«Электронное - страница №1/2

33. Основные цели и задачи федеральных целевых программ «Электронная Россия» и «Электронное общество».

Электронная Россия» — название федеральной целевой программы (ФЦП), действовавшей в Российской Федерации в 2002—2010 годах и направленной на внедрение технологий «электронного правительства». Первоначально планировалось направить на реализацию программы 77 млрд руб. (в ценах 2002 года), фактически было израсходовано лишь 21 млрд руб.

Исполнение программы должно было обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления»[

Эта программа была принята к Постановлением Правительства РФ еще в далеком 2002 году. Целью программы было увеличение для граждан доступности и прозрачной деятельности госструктур и повышение их эффективности.

Прозрачность пытались достичь - за счет обязательной электронной публикации и создания баз иных по всем документам, не имеющим статуса секретны.

Эффективность — за счет перевода в электронную форму значительных объемов документооборота. Программа предусматривала расширение возможностей доступа населения к Интернету.

Целью ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» было повышение эффективности функционирования экономики и государственного управления .за счет:


  • внедрения и массового распространения информационных технологий;

  • обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, про­изводство и распространение информации;

  • расширения подготовки специалистов в области высоких техно­логий и квалифицированных пользователей.

Реализация Программы позволило повысить конкурентоспособность экономики страны за счет снижения издержек и повы­шения качества продукции и услуг, повысит эффективность и демократичность государственного управления на всех уровнях, обеспечит рост качества жизни населения.

В Программе предусматривалась реализация мероприятий по целому ряду основных направлений, таких как



1. Совершенствование законодательства и системы государственного регулирования в сфере информационных технологий.

Целью мероприятий этого направления было создание правовых предпосылок для широкого использования их во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов го­сударственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями.



  • обеспечение права каждого на получение информации из общедоступных информационных систем;

  • создание условий для использования документов в электронной цифровой форме в государственном управлении и гражданско-правовой сфере;

обеспечение единства информационного пространства на территории Российской Федерации, ликвидация региональных и ве­домственных барьеров на пути распространения информации.

2. Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и создание условий для их эффективного взаимодействия с гражданами.

Основными задачами этого направления являдось расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности.

Использование информационных технологий в работе органов государственной власти должно позволить расширить объем открытой информации о деятельности этих органов. Может обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросом, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей.

3. Совершенствование деятельности органов государственной власти


и органов местного самоуправления на основе использования информационных технологий.

Основной задачей мероприятий данного направления являлось повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения

- совместимости стандартов хранения информации и документооборота,

- подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений,

- реализации отраслевых программ информатизации,

- создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных.

Все это в большей степени позволяет обеспечить реализацию прав граждан России на свободное по лучение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами.

Например

Государственный регистр населения (ГРН) – это система единого автоматизированного учета граждан республики, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих и временно находящихся на территории республики, а также граждан республики, выехавших за рубеж на постоянное или временное проживание (на срок, превышающий три месяца).

ГРН предназначен для сбора, накопления, актуализации и анализа сведений о физических лицах, являющихся объектами регистрации с предоставлением информации органам государственного управления республикой, другим правомочным юридическим и физическим лицам в установленном законом порядке.

Государственный регистр населения содержит несколько функциональных контуров: «КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ», «РОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ»), «ЗАГС», «АДРЕС», «ГРАЖДАНСТВО», «ИНОСТРАНЕЦ» и ряд других.

4. Создание единой государственной системы управления и передачи данных (ЕГСУПД)

Одной из первоочередных задач в области информатизации государственного управления является организация инфраструктуры межведомственного взаимодействия. В связи с этим согласно ФЦП «Электронная Россия» предусмотрена разработка и реализация единой Государственной системы управления и передачи данных ..



Это межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения финансовой, экономической, хозяйственной и другой социально значимой информации на базе единой технической политики и строго регламентированного информационного взаимо­действия. ЕГСУПД является ключевым элементом электронного правительства России.

5. Совершенствование взаимодействия» органов государственной власти и органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами и внедрение информационных технологий в реальный сектор экономики.

6. Развитие системы подготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей.

7. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры и создание
пунктов подключения к открытым информационным системам.


Одна из принципиальных задач программы — обеспечение населению доступа к телекоммуникационным и компьютерным сетям.

8. Разработка и создание системы электронной торговли.

9. Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных технологий.

По состоянию на конец 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали.

Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась.

Однако уже по итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства, улучшив свои позиции на 32 пункта — в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте.

По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России соседи по БРИК, при этом все они потеряли позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59-е место, Китай — 78-е место, а Индия — 125-е место. В Восточной Европе Россия является лидером по уровню развития электронного правительства, опережая Венгрию и Чехию.

Общий индекс России в рейтинге вырос с 0,5154 до 0,7345. Отдельно по индексу развитости онлайн-сервисов она занимает 37-е место, по уровню развития ИКТ-инфраструктуры — 30-е место, по человеческому капиталу — 44-е место.
«Электронное правительство» — это новая система внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные государственные информационные ресурсы в сочетании. С развитой системой информационных служб, обеспечивающей гражданам регламентируемый доступ к этим ресурсам.

Реализация концепции электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.

1. Создание официальных сайтов в Интернете и их наполнение актуальной официальной информацией. К обязательной информации относится (судя по содержанию подобных сайтов других стран) общая, справочная и контактная информация государственных учреждений, статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, содержимое государствен­ных архивов. На сайте могут быть также расположены:

  • документы или ссылки на документы вышестоящих учреждений;

  • актуальные материалы, публикуемые учреждением в соответ­ствии с его функциями;

  • рекомендации физическим или юридическим лицам по решению их типичных проблем (так называемые типовые «сценарии»).

2. Создание интерактивных служб, позволяющих упростить процедуры взаимодействия государства с гражданами, обеспечить максимально комфортные условия для обращения в государственные учреждения. Среди таких служб, развиваемых во многих странах, можно выделить

- составление и подачу налоговых деклараций,

- оплату счетов,

- подачу заявлений,

- электронные торговые площадки для проведения государственных закупок.

- уплата штрафов;

- определение прав на социальные льготы;

- поиск вакансий в государственных организациях;

- получение и продление лицензий на ведение профессиональной деятельности;

- выдача сертификатов и разрешений;

- запись на прием к врачу (реализуется преимущественно на му­ниципальных порталах);

- предоставление услуг дистанционного образования;

-регистрация избирателей.

3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Это так называемые электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интернет-форумы, системы голосования и социологических опросов.

Технологии электронного правительства развивались от государственных «веб-витрин», реализующих, в большей или меньшей степени, чисто информирующие функции, до порталов, обеспечивающих более активное взаимодействие с гражданами и централизацию ин­формационных ресурсов. Наиболее же современными являются так называемые «технологии одного окна» ( Government Geteways).

О проблемах с реализацией программы «Электронная Россия» неоднократно заявляли президент Дм. Медведев и премьер В. Путин. Возможно, что это и вызвало необходимость создания новой программы «Информационное общество». Президиум правительства уже одобрил ее проект на 2011–2018 годы. На реализацию решено привлечь 88 млрд. руб. из федерального бюджета и ежегодно по 50 млрд. руб. из региональных бюджетов.

Сформировано шесть подпрограмм: качество жизни граждан и условия развития бизнеса; электронное государство и эффективность государственного управления; российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий; базовая инфраструктура информационного общества; безопасность в информационном обществе; цифровой контент и культурное наследие.

В 2011 году запущена государственная программа «Информационное общество», продолжающая программу «Электронная Россия». Окончание ее планируется на 2018 год. Одним из ключевых этапов принятой властями стратегии информатизации является создание инфраструктуры электронного правительства.

В программе «Информационное общество» основной акцент сделан на обслуживание граждан, и проект электронного правительства развернут лицом к жителям страны, нацелен на предоставление им услуг в электронной форме.

Это принципиальное отличие между программами. Но если бы не была выполнена первая задача, то есть не было бы компьютеров в органах власти, локальных сетей и баз данных в налоговых органах или Пенсионном фонде, реализация второго этапа была бы невозможна.

В ходе выполнения программы «Электронная Россия» была создана базовая ИТ-инфраструктура внутри органов власти, а в рамках проекта «Информационное общество» создается единая система межведомственного электронного взаимодействия, объединяющая эти системы для предоставления услуг гражданам и повышения качества этих услуг.

34. Информационные модели, их форма и содержание, познавательная и прагматичная (управленческая) функции модели

Человек живет и работает в мире моделей, которые вначале существуют в его сознании, а затем материализуется в тех или иных формах, доступных иным членам общества. Часть этих моделей отражает естественные процессы или объекты, а часть – искусственные. Мир, который создан человеком и в котором он существует, в значительно большей мере является искусственным, чем творением природы. Поэтому модели, в своем большинстве, отражают продукты деятельности человека. В области информатики этими продуктами являются не столько творения человеческих рук, сколько человеческих голов, что еще больше отрывает их от реальной действительности. Моделировать приходится не естественные, а искусственные процессы. Отсюда сложность в раскрытии объекта и предмета исследований в информатике.

Причин, требующих создания моделей достаточно, так как в соответствии с ними человек ежедневно выполняет определенные действия на работе и в быту. Благодаря моделям он в состоянии различать себя и окружающую среду, предсказывать поведение различных объектов, узнавать процессы, выполнять обязанности на работе. Потребность в создании модели часто диктуется тем, что фактически оригинал уже может существовать или еще не существует (модель “ядерной зимы”), а изучение последствий того или иного процесса необходимо проводить сегодня.

Довольно часто оригинал либо очень велик (земля-глобус), либо очень мал (атом-уравнение движения), или процесс протекает очень быстро или очень медленно, что требует воспроизведения его свойств в виде модели.

Главная же причина создания моделей состоит в бесконечной сложности окружающего человека мира, в котором изучаемые им процессы и объекты имеют огромное количество свойств и взаимосвязей. Чтобы понять, как действует реальный объект, приходится вместо него рассматривать его упрощенное представление – модель.

Модель (лат. modulus) – это упрощенный объект-заменитель объекта-оригинала, в котором отражаются его существенные особенности (свойства). Чем меньше подробностей оригинала отражено в модели, тем она проще.
Известным также является и иное определение: под моделью понимается выраженная в той или иной форме информация о наиболее существенных и устойчивых причинно-следственных связях между характеристиками реального объекта.

Модель – это не только представление каких-либо объектов, процессов и связей, но и отражение самого субъекта (творца модели) в созданной им модели: его целей, опыта, знаний и т.д. Так как модель фиксирует отношение субъекта к миру, поэтому по ней можно реконструировать, то есть воспроизвести его самого. Это объясняется тем, что в той мере, в какой в модели представлен мир таким, каким он является познающему субъекту, в ней также содержится своеобразный “портрет” субъекта, то есть характер и система его убеждений. Отсюда можно сделать вывод о том, что моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Так как человек живет и работает в мире моделей их создано и используется огромное множество, известны



Образные (материальные, предметные) – это физические модели. Они воспроизводят геометрические и физические свойства оригинала и всегда имеют материальное воплощение, отражая внешние свойства и частично внутренние устройства объекта-оригинала. Примерами здесь могут служить детские игрушки, скелет человека, макет солнечной системы и т.д.
Класс образных (материальных) моделей можно разделить на подклассы: опытные, учебные и игровые.
Опытные модели – это уменьшенные искусственно созданные копии каких-либо реальных процессов (аэродинамическая труба, воссоздающая движение воздуха, синхрофазотрон, воссоздающий реальное движение частиц), учебные - наглядные пособия, тренажеры, обучающие программы, игровые модели - экономические, спортивные, деловые, бытовые.

Рис. 6.1. Некоторые классы моделей



Знаковые (абстрактные) модели, в отличие от образных (материальных) не имеют внешнего (реального) сходства с оригиналом. Их основу составляет теоретический метод познания окружающей среды, известный как абстрагирование. По признаку формы воплощения они бывают:  вербальные (словесные), математические и информационные.

Вербальные модели формируются в воображении человека в виде некоторого образа, который затем выражается (вербализуется) в словесной форме. Логико-лингвистические модели – это особая форма вербализации связей между объектами. Цель создания такого рода моделей состоит в описании объектов и связей таким образом, чтобы его преобразование и обработка могла осуществляться логическими средствами.

С усложнением сфер моделирования, и, как правило, невозможностью натурного воспроизведения требуемых свойств оригинала, стало развиваться математическое моделирование. Под математическим моделированием подразумевается процесс установления соответствия реальному объекту математического объекта, отражающего цели моделирования. Математические модели воспроизводят реальные объекты и их связи с помощью математических символов (алгебраических, дифференциальных и конечно-разностных уравнений, предикатов и т.д.). Такого рода модели исследуются либо аналитически, (стремление получить явные зависимости для искомых величин) либо численно (при отсутствии общего решения отыскивается частное).

Математические модели, в соответствии с природой воспроизводимых процессов, можно разделить на детерминированные, вероятностные (стохастические) и имитационные (компьютерные).
Некоторые знания об окружающем мире условно можно характеризовать как определенные, отражающие вполне устоявшиеся взаимосвязи объектов, что подтверждается практикой. Модели, которые воспроизводят эти связи, обычно называются детерминированными, так как отражают причинно-следственные отношения между объектами или процессами. Задавая в этих моделях причину (исходные данные, значение переменных, значение параметров и т.д.) можно определить следствие (скорость, рентабельность, индекс валют и т.д.). Детерминированные модели можно разделить на дискретные и непрерывные.
Дискретные детерминированные модели воспроизводят процессы в отдельные промежутки времени. Например, формула расчета рентабельности, предназначенная для определения показателя на конец месяца, является дискретной детерминированной моделью, так как все переменные рассматриваются в качестве фиксированных величин на некотором промежутке времени.
Непрерывные детерминированные модели отражают процессы в любой момент времени. Для этого довольно часто используют дифференциальные уравнения. С их помощью выражается движение маятника, скорость изменения прибыли, зависящей от объемов продаж и т.д.
Стохастические модели воспроизводят вероятностные процессы и события. Например, если имеет место процесс, дальнейшая эволюция которого определяется только состоянием в предшествующий момент, а переход из состояния в состояние происходит в дискретные моменты времени.

Стохастические модели оперируют вероятностями, которые не всегда можно получить, поэтому вместо них часто используют статистические модели. Сложные процессы моделируются с помощью систем взаимосвязанных уравнений]:


Имитационные модели. Моделирование сложных объектов и процессов сталкивается с трудностями как на этапе составления соответствующих детерминированных или стохастических уравнений, так и на этапе их решения. Основное препятствие состоит в формализации и математическом описании общесистемных ситуаций на базе умозрительного анализа взаимозависимостей составляющих их событий.

Такого рода трудности стимулировали разработку иного пути воспроизведения связей сложных объектов: это имитирование моделируемого процесса. Для этого необходимо:

а) необходимо задать границы пространства состояний объекта,

б) описать перемещения изучаемой точки,

в) указать правила расчета распределения вероятности скачка состояния при выходе точки за границу пространства,

г) указать правила расчета распределения вероятности скачка точки при поступлении входного сигнала,

д) указать правила расчета координат выходного сигнала.

Важная особенность моделей такого рода состоит в получении информации о состоянии объекта в произвольный момент времени. Сегодня достаточно широко используются модели, имитирующие природные аномалии, техногенные катастрофы, распространение заболеваний и т.д.



Информационные модели. Наибольшие трудности в обработке информации на компьютере встречаются на начальном этапе, предназначенном для приведения неформального описания процессов (например, бизнес-процессов) к формальному. Нужная степень формализации достигается путем постепенной последовательной детализации одного описания другим. Первое описание, как правило, выполняется в виде информационной модели, видов которых существует достаточно много, а последнее - на одном из языков программирования. Поэтому особое место в информатике занимают информационные модели, которые рассмотрим более подробно.

Информационные модели отражают информационные потоки между различными объектами. Они состоят из:

а) идентификаторов объектов;

б) идентификаторов потоков данных;

в) объемных, временных, частотных и других характеристик, как самих объектов, так и входящих и исходящих потоков данных;

г) последовательности процедур обработки потоков данных.

Цель информационного моделирования состоит в отражении в наглядной форме процессов сбора внешней и внутренней информации, ее регистрации на машинных носителях, передачи, обработки с указанием последовательности расчетов и использования. Особенность такого рода моделей заключается в их графическом представлении, но при этом имеется возможность матричного или аналитического способа их отображения.

Особенно широко используются такие информационные модели как табличные, иерархические и сетевые.

Табличные модели отображают объекты и их свойства в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы.

Иерархические модели предназначены для выражения отношений соподчинения между объектами. Объект нижнего уровня может входить в состав только одного элемента более высокого уровня.

Сетевые модели необходимы для отражения систем, в которых связи между элементами имеют сложную структуру. Перечисленные информационные модели используются для создания и функционирования баз данных и баз знаний.

Информационные модели выполняют две функции: познавательную и управленческую (прагматичную). Если перед субъектом поставлена задача разработать модель, то он изучает (объект) оригинал (на рис. 6.2 информационный поток направлен от оригинала к субъекту). На основании полученных знаний он создает модель. Далее полученная модель используется для воздействия на объект, то есть управления им (на рис. 6.2 информационный поток направлен от модели к субъекту, а за тем на объект). В этом случае модель выполняет прагматическую функцию.



Рис. 6.2. Познавательная и управленческая функции модели
Заканчивая описание наиболее популярных моделей, используемых в практике управления, следует отметить, что большинство из них, так или иначе, реализуется с помощью компьютеров, то есть преобразуются в компьютерную модель. Поэтому далее необходимо рассмотреть сущность и этапы создания информационной модели.

35. Информационное моделирование процессов с помощью стандарта IDEF и DFD

На сегодняшний день получили распространение три основные методологии информационного моделирования (и сопутствующий им инструментарий): IDEF (Integrated DEFinition), UML (Unified Modeling Language) и ARIS (Architecture of Integrated Information Systems). Для каждой из них существуют определенные программные продукты, которые помимо разработки позволяют проводить преобразования и операции для последующей работы с полученными моделями. Наибольшее распространение сегодня получили методологии IDEF и программные продукты BPWin, поддерживающие методологии IDEF0, IDEF3, DFD (Data Flow Diagrams) и ERWin (IDEF1x) от компании Computer Associates.

В зависимости от целей моделирования внимание может быть сосредоточено либо на процессах (бизнес-процессах) либо на объектах, либо на потоках данных. Если цель состоит в отображении процессов преобразования материальных и информационных потоков в готовую продукцию, то пользуются стандартом IDEF0. В РФ он утвержден под следующим названием: ГОСТ Р 50.1.028-2001. «Методология функционального моделирования». Если необходимо воспроизвести объекты и связи между ними, то пользуются стандартом IDEF1, а при необходимости моделирования потоков данных – стандартом DFD.

Рассмотрим процесс моделирования, пользуясь стандартом IDEF0. В его нотации можно представить два вида диаграмм: контекстную и декомпозированную. В диаграмме присутствуют элементы, представленные на рис. 6.3.



Рис. 6.3. Элементы диаграммы в нотации IDEF0

Стрелки на диаграмме имеют следующее содержание:


  • вход, результат – входящие исходящие материальные ресурсы или данные (информация);

  • управление – факторы, регулирующие или определяющие последовательность преобразования входа в результат;

  • механизмы (ресурсы) – средства или ресурсы, обеспечивающие преобразование входа в результат.

Вначале создается контекстная, то есть общая диаграмма. На рис. 6.4 приведена контекстная диаграмма процесса «Производство изделий».

Рис. 6.4. Контекстная диаграмма процесса «Производство изделий»

Далее контекстная диаграмма детализируется, путем указания ресурсов и средств, используемых для подпроцессов. На рис. 6.5 представлена более детальная диаграмма в нотации IDEF0.

Рис. 6.5. Детальная диаграмма процесса «Производство изделий» в нотации IDEF0.



Информационное моделирование процессов с помощью стандарта DFD

Если цель информационного моделирования состоит в отражении в наглядной форме процессов формирования и движения управленческих документов в бумажной, электронной и др. формах или отдельных показателей, то можно прибегнуть к диаграммам потоков данных (ДПД). Для их представления разработан стандарт DFD (Data Flow Diagrams). В DFD важными являются процессы над данными и места их хранения, а не материальные ресурсы.

Для разработки модели в нотации DFD используются четыре элемента: объекты, потоки данных, процессы и накопители данных.

Объекты – это источники и преемники данных (информационных сообщений: заказчики, поставщики, персонал, склад, цех, бухгалтерия и т.д.). Обозначаются они в виде квадрата или прямоугольника, левая сторона которого имеет утолщение. Прямоугольники, обозначающие одинаковые объекты, имеют перечеркнутый правый нижний угол.

Поток данных изображается стрелкой (горизонтальной или вертикальной). Направление стрелки указывает направление потока. Если поток идет в двух направлениях, то используется двойная стрелка. Поток данных всегда должен быть идентифицирован, т.е. иметь надпись, отражающую его содержание.

Процессы воспроизводятся в виде прямоугольника с закругленными углами, в котором указываются: идентификатор процесса, его имя и место реализации. В нижнем секторе указывается исполнитель данного процесса.

Накопители данных – это центры возникновения и хранения данных, каждый из которых идентифицируется буквой D. Если процесс сохраняет данные, то стрелка потока данных направлена от процесса к накопителю, а если считывает данные, то из накопителя к процессу. Реальные управленческие процессы сложны и поэтому их воспроизведение осуществляется поэтапно.

Вначале создают общие диаграммы, называемые контекстными, которые детализируются.

Для примера приведем общую диаграмму потоков данных, отражающую деятельность посреднической фирмы. Цель фирмы заключается в обработке заказов и передаче их производителю, если в наличии нет заказываемой готовой продукции. Диаграмма потоков данных, приведенная на рис. 6.6, дает общую информацию о деятельности фирмы.

Рис. 6.6. Диаграмма потоков верхнего уровня

На приведенной общей диаграмме показаны два накопителя данных (в данном случае справочников): первый (D1) – необходим для выяснения того, что имеется ли на складе готовой продукции заказываемая продукция, а второй (D2) – для определения финансового состояния заказчика (его платежеспособность).

Процесс “Обработка заказов” достаточно общий для того, чтобы его можно было алгоритмизировать, поэтому требуется детализация, то есть деление на два „Проверка заказов” и ”Размещение и содержание заказов”. В результате на рис. 6.7 появится новый процесс и два новых накопителя данных: D3 - справочник производителей и D4 – ожидаемые заказы. Первый необходим для поиска нужного производителя, а второй – для временного содержания проверенных заказов, до тех пор, пока не будет выполнено соответствующее размещение заказа, т.е. найден соответствующий производитель и не собрана для него соответствующая группа заказов. Каждый из процессов, в случае необходимости, может детализироваться далее.

Рис. 6.7. Детализация диаграммы потоков данных

Накопители данных в ДПД используются как места хранения данных при переходе от одной транзакции к другой (сведения о заказчиках, поставщиках, новых поступлениях продукции и т.д.). В результате изучения содержания входных и исходящих информационных потоков на уровне документов и экономических показателей можно установить:

-состав накопителей и содержание их элементов;

-структуру накопителей и основные операции по обработке данных.

Процессы, отраженные ДПД в виде закругленных прямоугольников, рано или поздно на некотором уровне детализации, должны содержать формулы для расчета. Если таковых много, и, при этом, расчет с помощью одних показателей требует предварительного расчета других, то для правильной ориентации в последовательности расчетов можно использовать ориентированные графы, узлы которого соотносятся с экономическими показателями, а дуги – указывают на последовательность их расчета.



36. Основные понятия и определения управления проектами, разработка сетевого графика проекта

Управление проектами - это область менеджмента, охватывающая те сферы производственной деятельности, в которых создание продукта или услуги реализуется как уникальный комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемого результата.



В качестве субъектов управления рассматриваются активные участники проекта, взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений. К ним относятся:

  • управленческий аппарат заказчика проекта, включая все необходимые подразделения и организации, представляющие различные роли заказчика (например, инвестор, функциональный заказчик, генеральный заказчик и др.);

  • управленческий аппарат исполнителя (или исполнителей) проекта, включая все необходимые подразделения и организации, представляющие различные роли исполнителя (например, генеральный подрядчик, генеральный системный интегратор, подрядчик, субподрядчик, поставщик и др.);

  • команды проектов (группы управления, рабочие группы) - специализированные организационные структуры, создаваемые на время выполнения проектов и включающие управленческий и технический персонал, выделяемый заказчиком и исполнителями для выполнения проектов.

В качестве объекта управления рассматриваются:

  • портфель проектов - совокупность проектов, находящихся в компетенции одного центра ответственности;

  • программа - группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями их выполнения. Управление проектами, объединенными в рамках одной программы, обычно требует координации. Программы обычно включают в себя элемент непрерывной деятельности;

  • проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения поставленных целей с установленными требованиями к качеству результата в течение заданного времени и при установленном бюджете;

  • стадии жизненного цикла программ и проектов - набор логически взаимосвязанных работ проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта. Жизненные циклы проектов в различных областях деятельности могут существенно различаться.

Процессы управления проектом осуществляются на всех стадиях жизненного цикла проекта и могут быть классифицированы по двум следующим основаниям - по области применения (области знаний) и по целевому результату (фазы управления).

К областям знаний в проекте относится управление содержанием и границами проекта, управление проектом по временным и стоимостным параметрам, управление качеством, отклонениями и др.

Под фазой процесса управления понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение одного из следующих результатов:



  • санкционирование начала проекта или очередной стадии его жизненного цикла - инициализация;

  • определение наилучшего способа действий для достижения целей стадии жизненного цикла проекта с учетом складывающейся обстановки - планирование;

  • реализация плана стадии жизненного цикла проекта (от выдачи задания до получения результата) - выполнение;

  • выявление фактов отклонения фактического выполнения стадии жизненного цикла проекта от запланированного и принятие корректирующих действий - контроль;

  • завершение и закрытие проекта или стадии жизненного цикла проекта - завершение.

Определение проекта

Упорядоченный подход к сбору информации по проекту, необходимой для планирования, составления графика работ и контроля за выполнением проекта, обеспечивают пять типовых этапов, приводимых ниже.


Этап 1: разработка технического задания


Разработка технического задания на проект. Техническое задание - это определение конечного результата или цели вашего проекта - товара или услуги для вашего заказчика. Основной целью здесь является как можно более четкое определение промежуточных результатов работы для конечного пользователя и концентрация (в единое целое) планов проекта.

ТЗ должно разрабатываться под руководством управляющего проектом и клиента. Управляющий проектом должен согласовывать с заказчиком цели, промежуточные результаты работы на каждой стадии проекта, технические требования и т.д. Так, например, промежуточным результатом на ранней стадии проекта может быть разработка документации; на второй стадии - три образца продукта; на третьей - значительное количество товаров для выпуска на рынок и, наконец, продвижение товара на рынке и обучение персонала.

Техническое задание - это документ, который будет соответственно оформлен и использован владельцем проекта и участниками проекта для планирования и измерения успеха проекта. ТЗ объясняет, какую продукцию вы поставите своему клиенту по завершении проекта. ТЗ вашего проекта должно представлять намеченные результаты в конкретном и поддающемся измерению виде.

Для того чтобы убедиться в правильности ТЗ, можно использовать следующий контрольный перечень вопросов:



  1. Цели проекта.

  2. Промежуточные результаты работы.

  3. Контрольные точки.

  4. Технические требования.

  5. Ограничения и исключения.

  6. Проверка выполнения работы совместно с клиентом.

Этап 2: расстановка приоритетов


Одной из основных задач управляющего проектом является управление соотношением между временем, стоимостью и результативностью.
Матрица приоритетов проекта




Время

Результаты

Стоимость

Ограничить




*




Улучшить

*







Принять







*

Этап 3: структурирование работ по этапам

Основные группы в структуре распределения работы по этапам

Работу над проектом можно разделить на более мелкие элементы. Результат этого поэтапного процесса называется структурой распределения работы по этапам.



Рис. 1.1.  Иерархическое деление СРРПЭ
Структура распределения процесса работы по этапам

Каждый набор работ в СРРПЭ:

  1. Определяет, какая работа будет выполняться (что).

  2. Указывает время выполнения набора работ (как долго).

  3. Определяет смету с учетом времени на выполнение набора работ (стоимость).

  4. Определяет ресурсы, необходимые для выполнения набора работ (сколько).

  5. Определяет контрольные пункты для измерения хода выполнения.

Этап 4: совмещение СРРПЭ с организацией


Для определения подразделений организации, ответственных за выполнение конкретных работ строится схема организационной структуры (СОС).

Целями СОС являются:



  • обеспечение основы для оценки выполнения работ подразделениями;

  • определение отделов, отвечающих за выполнение работ;

  • привязка подразделений к счетам контроля за издержками.

Этап 5: кодирование СРРПЭ для информационной системы


Коды используют для определения уровней и элементов в СРРПЭ, организационных элементов, наборов работ, сметы и информации о расходах. Наиболее часто используется схема числового обозначения.

Сетевой график отражает операции проекта, которые необходимо выполнить, логическую последовательность и взаимозависимость этих операций и время начала и окончания самой продолжительной цепочки операций - критический путь.

Сетевой график раскрывает внутренние связи проекта и служит основой для календарного планирования работ и использования оборудования.

Сетевой график дает возможность оценить периоды времени, в течение которых выполнение операций может начинаться и заканчиваться, а также время допустимой задержки их выполнения.

Сетевой график позволяет определить, какие операции являются "критическими" и, следовательно, должны выполняться строго по графику, чтобы проект был завершен в запланированные сроки.

следующая страница >>