3. теоретические вопросы библиографической эвристики 9 - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа курса «мировая экономика» 1 22.48kb.
Теоретические вопросы итоговой аттестации пользователей гражданского... 1 211.05kb.
Тезаурус тематических рубрик по физике полупроводников 11 915.19kb.
Теоретические вопросы 1 15.14kb.
Теоретические вопросы: пбу 22/10 1 42.8kb.
Теоретические вопросы по курсу «Финансовые рынки» 1 43.22kb.
Теоретические вопросы для сдачи допусков к лабораторным работам по... 1 61.31kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Управление персоналом» 1 13.99kb.
Вопросы для менеджмента всех специальностей 1 42.61kb.
№1 Теоретические вопросы по дисциплине «Макроэкономика и микроэкономика» 11 3595.31kb.
Теоретические вопросы для студентов специализации «Управление корпорацией»... 1 56.12kb.
И. Лакатос основное внимание уделяет не теориям, как таковым, а ведет... 1 49.9kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
3. теоретические вопросы библиографической эвристики 9 - страница №4/4

Информационный поиск по библиографическим ссылкам мы использовали при написании настоящей работы.

В условиях современного бурного роста потока информации значение метода поиска по библиографическим ссылкам особенно возрастает. Для облегчения такого поиска разработан и выпускается специальный вид библиографических пособий - указатель цитированной литературы. В нашей стране функции такого указателя в определенной мере выполняет ежегодник «Библиография советской библиографии». В нем помимо информации об отдельно изданных библиографических указателях (списках, обзорах), библиографических периодических изданиях, сообщаются также данные о наиболее крупных внукрикнижных и внутрижурнальных библиографических указателях (списках, обзорах), прикнижных и пристатейных библиографических списках. Последние с помощью именного указателя ежегодника можно использовать при поиске в качестве указателя цитированной литературы. В любом случае метод поиска литературы по библиографическим ссылкам - один из самых практичных и легко доступных для каждого библиографа.

И все же, несмотря на своеобразие и определенные преимущества каждого из выше охарактеризованных методов информационного поиска, использования только одного из них недостаточно. Оптимальным нужно считать применение определенной совокупности их. Но для этого необходимо отыскать какую-то универсальную методологическую стратегию, своего рода модель, Именно такой моделью, в которой диалектически взаимосвязаны все возможные методы библиографической эвристики, и является способ (метод) восхождения от абстрактного к конкретному.

Информационный поиск методом восхождения от абстрактного к конкретному. Согласно определению К. Маркса в самом общем виде, под методом восхождения от абстрактного к конкретному (и наоборот) понимается способ, «при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно конкретное. Примечательно также, что К. Маркс характеризовал этот метод как «правильный в научном отношении. Более того, все другие научные методы включаются в этот универсальный диалектико-логический метод на правах частного случая.

Последнее положение в полной мере относится к методам библиографической эвристики. Достаточно сказать, что почти все охарактеризованные выше методы информационного поиска ограничиваются лишь одной первой ступенью мышления; абстрактное (ограниченная информация о предмете поиска) - реальное конкретное (литература как реальная совокупность документов, изданий и т.п.). Исключение могут составить только индуктивный и дедуктивный методы информационного поиска. Опять же лишь в своей взаимосвязи они в определенной мере приближается к методу восхождения от абстрактного к конкретному, отражая ступени многократного познания от частного к общему и от общего к частному. Все эти методы информационного поиска можно считать элементарными. Каждый из них односторонен, недостаточен для всеобъемлющего исследования литературы, поэтому эффективный поиск достигается лишь в случае использования определенной совокупности их. Но именно знание существа информационного поиска методом восхождения от абстрактного к конкретному дает эту необходимую определенность.

О преимуществе использования этого метода свидетельствует и сложность самой литературы как конкретного, реального объекта информационного поиска. Один и тот же источник, пособие, факт имеет в литературе исключительное многообразие связей и отношений. В полном объеме они прослеживаются очень трудно. Достаточно только в качестве примера перечислить те превращения, которые обязательно проходит каждый литературный источник (книга) в современной системе информационного общения, общественной деятельности в целом:

I. Еще до своего издания книга как литературный источник (произведение, документ) может стать предметом: 1) доклада на различных конференциях - будет отражен в материалах этих конференций; 2) отчета по результатам научно-исследовательской или проектно-конструкторской работы - будет включен в справочно-информационный фонд какого-то учреждения и отражен в справочных каталогах этого фонда; 3) публикации в периодической печати (журнале, газете); 4) аннотации в тематическом плане выпуска соответствующего издательства.

II. После выхода книги в свет информация о ней будет помещена: 5) в изданиях государственной библиографии («Книжная летопись», «Ежегодник книги СССР за... год»); 6) в информационных изданиях соответствующих органов ГСНТИ; 7) в случае появления на нее в печати рецензии - в издании государственной библиографии «Летопись рецензий»; 8) в случае ее использования и отражения в прикнижном списке литературы (библиографическом пособии) - в ежегоднике государственной библиографии «Библиография советской библиографии»; 9) в сводных каталогах выпустившего ее издательства; 10) в персональной библиографии соответствующего автора; 11) в биобиблиографических словарях писателей и ученых.

III. При поступлении книги в систему книжной торговли информации о ней будет помещена: 12) в различного рода пособиях книготорговой библиографии; 13) в рекламно-пропагандистских изданиях; 14) в каталогах букинистической книжной торговли.

IV. При поступлении книги в библиотеку информации о ней будет помещена: 15) в каталогах и различного рода справочных картотеках библиотеки; 16) в издании сводного каталога библиотеки.

Как видим, только обязательные (16 - и это не все!) из многочисленных возможных вариантов отражения какого-то источника или пособия в литературе настолько различны по своему содержанию, форме подачи, систематизации материала и другим признакам, что все представляют интерес, имеют значение в процессе информационного поиска. Для уяснения особенностей такого рода поиска обратимся к схеме, которая упрощенно показывает все основные этапы этого сложного процесса восхождения от абстрактного к конкретному. Прежде всего, такой подход требует установления четкой взаимосвязи между главными определяющими моментами информационного поиска (см. таблица 1). Прежде всего цель, задача поиска и будет играть здесь роль мыслимого целого (абстрактного) по отношению к другим уровням восхождения: литература - реальное конкретное («исходная предпосылка»), полученные результаты поиска. Именно задача в нашем случае будет порождать необходимый ряд абстракций о конкретной литературе, замещая ее различными пособиями, раскладывая ее на различные аспекты, фрагменты, стороны (анализ), но в конечном итоге, давая нам искомые источники или фактические сведения (синтез). На рис. 3 абстрактные уровни каждого этапа показаны сверху (над литературой), мыслимые конкретные уровни - снизу.

Процесс такого поиска составляют четыре основных этапа. Первый из них требует целенаправленного ограничения и дальнейшей конкретизации общей цели поиска только поиском библиографических пособий, в которых, возможно, отражается информация об искомых источниках. Следовательно, на этом этапе ведется библиографический поиск. Исходными пособиями могут быть библиографические издания, издания информационных центров, справочно-энциклопедические издания, различного рода каталоги универсальных библиотек. Чтобы установить конкретную совокупность искомых пособий по теме поиска, мы должны сначала определить эту совокупность в ее возможной полноте. Необходимыми абстракциями при решении задачи поиска на этом этапе становятся различного рода библиографические факты - фамилия автора, название издания и другие сведения, образующие библиографическое описание источника. Возможными примерами конкретных решений задач поиска на этом этапе могут служить варианты «рецептурного» метода поиска (см. таблица 2). В процессе поиска применяется все возможное разнообразие методов. В итоге мы получаем искомую совокупность библиографических пособий, в которых может содержаться информация о необходимых нам источниках.

Это является исходной предпосылкой для второго этапа восхождения от абстрактного - совокупности библиографических пособий к конкретному - искомой литературе вопроса, библиографическому списку по теме поиска.

Задача третьего этапа - определить те литературные источники, в которых обязательно имеется интересующая нас информация. Следовательно, теперь осуществляется вариант документального поиска. Роль абстракций, или так называемых поисковых образов, здесь уже выполняют не только библиографические описания (аннотации, рефераты) возможных литературных источников (книг, статей и т.п.), но и сами эти источники. Необходимость их привлечения определяется прежде всего путем изучения справочного аппарата: издательской аннотации, оглавления, предисловия, послесловия и т.п. В результате формируется искомый массив необходимых источников по теме поиска (не только в виде списка, а и непосредственно самих документов и изданий).

Задача четвертого этапа - определить искомую совокупность фактографической информации по заданной теме, т.е. теперь проводится фактографический поиск путем чтения и конспектирования литературных источников. В результате формируется искомый массив фактографической информации, или исходный материал для библиографического обслуживания.

Таким образом, только в результате ряда восхождений от абстрактного к конкретному (литература - пособия - источники - литературные факты) реализуется конкретная задача информационного поиска этим методом.


4. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССУ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА
В ходе практической реализации информационного поиска библиограф должен всегда руководствоваться следующим ленинским положением: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения».

В первую очередь следует четко определить основные этапы информационного поиска и особенности каждого из них. В самом общем виде процесс информационного поиска можно разделить на следующие этапы: 1) формулирование задачи поиска; 2) разработка рабочей программы поиска; 3) реализация поиска и 4) оформление результатов поиска.

Формулирование задачи поиска обусловлено соответствующей задачей библиографирования или библиографического обслуживания. По существу - это краткое определение темы (содержания) библиографической работы. Формулирование задачи может быть выполнено: 1) в виде элементарной тематической рубрики; 2) в виде плана (тезисов, рубрикатора); 3) в виде аннотации.

Формулирование задачи поиска позволяет определить область и особенности используемой литературы, облегчить составление программы поиска. Последняя должна максимально развернуть и конкретизировать поставленную задачу, определяя: объект, виды и методы, возможные направления (маршруты), необходимые ограничения поиска - тематические, хронологические, языковые, жанровые и т.п., возможные объективные и субъективные затруднения, степень полноты, форму представления результатов поиска.

В качестве примера составим рабочую программу поиска применительно к такой теме, как «Ленинская методика работы с книгой».

1. Объект поиска - а) определяем основные области общественной деятельности (науки), объектом и результатом изучения которых является эта тема: книговедение, информатика, библиотековедение, библиографоведение, педагогика и т.п.; б) определяем основные издающие организации, выпускающие литературу по данной теме: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Институт научной информации по общественным наукам, издательства - Политиздат, «Книга», «Педагогика», «Высшая школа», Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина, Всесоюзная книжная палата, Информпечать и другие.

2. Виды и методы поиска - библиографический поиск (поиск литературы вопроса), все возможные методы библиографической эвристики.

3. Возможные направления (маршруты) поиска - своего рода «рецепт», отражающий последовательность обращения к тому или иному объекту поиска: а) определяем основные библиографические пособия, в которых может быть отражена интересующая нас литература и которые выпускают указанные выше организации - например, ежегодник «Библиография советской библиографии», сводные каталоги и тематические планы выпуска этих учреждений и т.п.; б) устанавливаем основные периодические и продолжающиеся издания указанных организаций, в которых могут быть опубликованы статьи и библиографические материалы по нашей теме; в) устанавливаем круг основных справочно-энциклопедических изданий, в которых могут быть интересующие нас материалы, - БСЭ, Справочные тома к Полному собранию сочинений В.И. Ленина: В 2-х ч. М., 1969-1970 и т.д.; г) наконец, путем изучения и отбора материалов составляем список литературы.

4. Необходимые ограничения поиска - только статьи и монографии на русском языке, выпущенные центральными издательствами нашей страны за последние 10 лет.

5. Форма представления результатов - аннотированный список литературы по заданной теме, причем аннотации преимущественно аналитического характера, с указанием наиболее примечательных фактов, разделов, фрагментов и страниц изученной и отобранной литературы вопроса, т.е. с максимальным приближением к последующей возможной стадии фактографического поиска по теме.

В процессе реализации информационного поиска следует руководствоваться рядом общих методических рекомендаций. Так, характер поиска всецело определяется содержанием поставленной задачи. И в этом отношении важно различать, что сначала поиск как бы привязан к теме и к цели детальной, всесторонней разработки ее плана, когда особенно необходим широкий охват информационных источников, литературы. Следовательно, сначала в большей мере используется библиографический и документальный виды поиска. И лишь затем информационный поиск конкретизируется, ограничивается непосредственным содержанием решаемой библиографической задачи - библиографирования или библиографического обслуживания. На этом этапе преобладает уже фактографический поиск. В то же время, на протяжении всего процесса информационного поиска следует сочетать различные виды и методы поиска в двух основных направлениях: с одной стороны, от общих библиографических пособий к отдельным источникам и содержащимся в них фактам, а с другой - от отдельных фактов и источников к общим библиографическим пособиям.

В каждом конкретном случае важно четко определить исходную координатную точку поиска в системе информационного обеспечения (источниковедения). Например, предпочтительнее вести поиск в обратном хронологическом порядке, т. е. с новых пособий и источников, по необходимости последовательно углубляясь в историю. Или начинать с того, что уже известно, имеется под руками или легко доступно, т.е. с домашней библиотеки (картотеки), библиотеки по месту работы или жительства. И лишь затем - обращаться в другие библиотеки, информационные центры. Следует соблюдать также строгую последовательность в восхождении от исходных точек и материалов. С одной стороны, нужно идти от общего к частному и наоборот, а с другой - сочетать полноту и глубину поиска с выбором наиболее существенных, значимых информационных источников.

Необходимо шире использовать в процессе информационного поиска те возможности, которые предоставляет действующая в нашей стране система информационного обслуживания и в первую очередь: межбиблиотечный абонемент, систему магазинов «Книга - почтой», подписные информационные издания, консультации, и возможность получить копив источника, квалифицированный ответ библиотек и органов информации на информационные запросы. Наиболее перспективной считается такая форма информационного обслуживания, как система избирательного распространения информации (ИРИ), осуществляемая с помощью ЭВМ.

При информационном поиске следует особо учитывать специфику различных типов и видов литературы и изданий. Это дает не только нужный ориентир в определении границ и объема поиска, но и позволяет выявить наиболее важные пособия и источники для первоначального изучения.

Система основных пособий и источников, необходимых для поиска литературы, может быть представлена в следующем виде.

I. Издания библиографической информации второй степени: государственной библиографии второй степени; ретроспективные указатели второй степени, выпускаемые органами НТИ, издательствами.

II. Издания библиографии (первой степени): государственной библиографии; научно-вспомогательной библиографии; рекомендательной библиографии; сводные тематические, ретроспективные и другие виды изданий каталогов библиотек, издательств, книжного репертуара; издательско-книготорговой библиографии.

III. Издания реферативной информации: реферативные журналы и сборники; критико-библиографические периодические и продолжающиеся издания, отделы критики и библиографии в специальной и массовой периодике.

IV. Издания обзорной информации: органов НТИ и специализированных издательств, обзорные статьи в специальной периодике; обзоры рекомендательного характера, обзорные статьи в массовой периодике.

V. Справочные издания: биобиблиографические словари универсального характера; биобиблиографические словари отраслевого характера; биобиблиографические словари краеведческого характера; энциклопедии универсального характера; справочники различного характера.

VI. Периодические и продолжающиеся издания: универсального академического уровня; специального и ведомственного характера; массового и популярного характера.

VII. Тематические сборники: специальные (научно-технические); учебные сборники и книги для чтения; массовые (научно-популярные).

VIII. Монографические издания: научные монографии; учебники и учебные пособия для вузов; популярные монографии.

IX. Собрания сочинений, избранные собрания сочинений: научные (академические); массовые.

X. Книжные серии: научные; учебно-педагогические; популярные.

Особое внимание нужно обратить на наличие по теме поиска реферативных, обзорных, справочно-энциклопедических изданий. Именно в этих изданиях концентрируется и обобщается содержание большого количества источников, отражается самая новая и ценная информация. Подчас только обращения к таким источникам достаточно, чтобы оперативно и качественно решить искомую задачу.

Каждый библиограф в процессе своей работы обязан определить для себя оптимальный круг поискового чтения, т.е. тот минимум информационно-библиографических, справочных, периодических и продолжающихся изданий, систематически обращаясь к которым, он может быть всегда в курсе интересующих его проблем и которые при необходимости он может привлечь для решения той или иной конкретной задачи информационного поиска. Кроме того, следует постоянно с учетом текущей и перспективной проблематики формировать и совершенствовать свой служебный или домашний фонд информационного обеспечения, т.е. иметь у себя под руками как необходимые пособия и источники, так и самостоятельно составленные различного рода картотеки, конспекты, досье и т.п., что особенно важно.

В любом случае, только при систематическом и целенаправленном изучении, знании и умении рационально применять действующую в нашей стране систему информационного обеспечения библиограф может быть твердо уверен в эффективности и качестве своей работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В конспекте лекций изложены наиболее трудные для изучения вопросы истории, теории и методики библиографической эвристики. Освоение ее необходимо для формирования профессиональных званий и умений будущего работника книжной торговли.

В современных условиях книжная торговля выполняет функции как справочно-библиографического, так и информационно-библиографического обслуживания. В таких ведущих книготоргах страны, как Москнига, Ленкнига, Саратовский облкниготорг, созданы специальные информационные подразделения и разветвленная сеть информаторов на книготорговых предприятиях. Тем самым создаются необходимые условия для информационно-библиографического обслуживания не только массового покупателя, но и, что особенно важно, самих работников книжной торговли, специалистов этой важной отрасли, которая вносит существенный вклад в общепартийную и государственную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся. В связи с этим значение библиографической эвристики для книготорговой деятельности в дальнейшем будет постоянно возрастать.

Естественно, что студент при изучении различных вопросов библиографической эвристики не должен ограничиться только настоящим изданием. Следует также внимательно изучить и законспектировать рекомендуемую ниже литературу.
Литература
Ленин и книга. М.: Политиздат, 1964. Разд. 5. Книга в жизни В.И. Ленина. - С. 293-400.

Материалы ХХVI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 223 с.

Библиография: Общий курс / Под ред. О.П. Коршунова. М.: Книга, 1981. Гл. 3. § 1. Структура советской библиографии как области деятельности. Библиографический поиск. - С. 72-76.

Берков П.Н. Библиографическая эвристика: К теории и методике библиографических разысканий. - М., 1960. - 173 с.

Берков П.Н. Гл. 4, 5 и «Заключение» // Избранное. - М.: Книга, 1978. - С. 112-185.

Ульянинский Н.Ю. Библиографическое разыскание (эвристика) // Библиография, 1929. - № 1. - С. 38-43.



Фомин А.Г. Библиография как дисциплина, вспомогательная для литературоведения // Избранное. - М.: Книга, 1975. - С. 125-239.

Черный А.И. Введение в теорию информационного поиска. - М.: Наука, 1975. - 238 с.
<< предыдущая страница