3 Функции культуры на уровне общества - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
3 Функции культуры на уровне общества - страница №1/1

1
Культура – всё то, что сделал человек.
Культура (cultura) – возделывать, почитать, поклоняться.

Понятие культуры ввёл – Марк Порций Катон.

Понятие культуры в научный оборот вошло в середине 19века.

В Германии – Этнология

В России – Этнография

В США – Культурная антропология

В Англии – Социальная антропология

Значение культуры:

1.Возделывание

2.Обработка

3.Воспитание

4.Почитание
2
Культурология — область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
3
Функции культуры на уровне общества.

1.Защитно-адаптивная – культура обеспечивает адаптацию человеческого сообщества к окружающей среде.

2.Коммуникативная – человек обретает свои человеческие качества, сущностные черты во взаимодействии с себе подобными.

3.Сигнификативная – функция приписывания значения, по значимому.

4.Информационная – коллективная память людей – культура. Средства накопления, хранения, обработки и передачи социально значимой информации, обеспечивающей преемственность поколений.

5.Регулятивная – культура регулирует отношения в обществе, координирует совместные действия людей и социальных групп, вырабатывает оптимальные пути разрешения конфликтной ситуации, определяет рамки, в которых человек должен действовать. Фрейндлих: Личность человека состоит из трёх составляющих - Оно→Я→Сверх-Я.

6.Рекреативная.

7.Интегративная – культура создаёт целостную определённость личности и обеспечивает целостность общества. Связь нынеживущих и связь поколений.



Функции культуры на уровне индивида.

1.Гоминизация.

2.Сциализация.

3.Инкультурация.

4.Индивидуализация.
4
Основные подходы сущности культуры разработанной в отечественной науки.

1.Деятельностный подход.

2.Аксиологический подход (ценности).

3.Семиотический подход (знаково-символическая система).

4.Диалоговый подход (человек не может существовать сам).

5


Цивилизация (civilis) – гражданский, общественный.

(Дикость → Варварство → Цивилизация)


Цивилизация – это совокупность материальных и социальных благ, доставленных человеку, развитием общественного производства.

Понятие цивилизации может означать:

1.Исторический процесс совершенствования жизни общества. (Гольбах)

2.Образ жизни общества, после выхода его из первобытного, варварского состояния. (Морган)

3.Материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре, как сфере духовности, творчества и свободы. (Зиммель)

4.Последняя, завершающая фазу эволюции, какого-либо типа культуры, эпоха смерти этой культуры. (Шпенглер)

5.Любой отдельный социокультурный мир. (Тойнби)


6
Культура – внутренне, духовное содержание цивилизации, а цивилизация внешняя, материальная оболочка культуры. Культура – психика общества, цивилизация – мозг общества.
7
Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Язык культуры - это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции.
8
Проблема языка культуры — это проблема понимания, проблема эффективности культурного диалога между культурами разных эпох, так и диалога разных культур, существующих одновременно, между собой.
9
К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:

естественные языки, (русский, французский, эстонский, чешский и т. п.).

искусственные языки — где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования.
Функции языка:

1.Кометивная (познавательная)

а) Номентативная

б) Конструктивная

в) Акумалятивная

2.Коммуникативная

а) Референтная - направлена на предмет сообщения, заключается она в передаче информации.

б) Экспресивная – связана с отражением сообщения личности автора.

в) Импрессивная – ориентирована на адресат сообщения.

*г) Поэтическая

10
Целью науки является истина.
Наука1.особая совокупность знаний, 2.особый вид деятельности, 3.особая отрасль общественного труда.
В любой науке существует три основных вида знаний:

1.Знание об объектах, которые в данной науке изучаются.

2.Знание о проблемах – это вопрос или задача подлежащие решению.

3.Знание о методах – научный метод – способ действия, с помощью которых решается некоторый тип научных задач.


Методы оценивания:

1.Общность, т.е. широка в области применения.

2.Продуктивность.

3.Рациональность, т.е простота и доступность к познанию и освоению.


Наука всегда что-то исследует и познаёт. Особенности науки – поиск нового. Наука имеет творческий характер.
11
Искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира.
В научных работах выделяется множество функций искусства:

2. Прикладная (древнейшая);

3. Эстетическая;

4. Познавательная;

5. Идеологическая;

6. Воспитательная;

7. Коммуникативная;

8. Человеко-творческая;.

9. Витальная (связь с народно-праздничной культурой);

10. Экзистенциальная (как способ разрешения экзистенциальных противоречий);

11. Онтологическая (как язык бытия);

12. Компенсаторная (как замена жизни. утешение);

13. Суггестивная (внушающая);

14. Пророческая (профетическая);

15. Гуманизирующая;

16. Гедонистическая.


Эти функции извне описывают место искусства в широком общественном контексте.
12-13
Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы культур называется типологизацией.
Культуры могут сравниваться:

1.По пространственной локализации

2.По временному признаку

3.Синхронноструктурная классификация (ядро (центр); периферия)


Разные авторы, в зависимости от поставленных задач, выстраивают различные типологии культуры по определенным основаниям.
Наиболее распространенной является типология культур по хронологическо-временному основанию: культура первых людей (древняя или первобытная культура); античный тип культуры; культура средневековья; культура Возрождения; культура Просвещения; культура Нового времени и т.п.
14
а) символическая школа.

Главное, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.



б) натуралистическая школа.

Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.



в) психологическая школа.

С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.



г) социологическая школа.

Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс).



г) аксиологическая школа.

Это направление является самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Видными представителями этого направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.


15
Освальд Шпенглер Основные идеи: утверждение множественности культур, цикличности их развития, неизбежной гибели "культурного организма " и перехода культуры в цивилизацию. Суть культуры по мнению Шпенглера — это стремление коллективной души народа к самовыражению. О. Шпенглер полагает, что культура в рамках историко-культурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них, следовательно, культурный диалог невозможен.
16
Арнольд Джозеф Тойнби создатель оригинальной концепции локальных цивилизаций. А. Тойнби в многообразии локальных цивилизаций видел неизменные черты родовой природы человека, обуславливающие единую основу истории человечества. К ним он относил сознание, волю, способность к различению добра и зла, религиозность. Он полагал, что именно религия задает общие смыслы бытия человечества.

Уникальный образец для Тойнби — античная цивилизация, которая прошла все ступени процесса, характерные для локальной цивилизации.

Становление цивилизации есть ответ на вызов социально-природного окружения, она проходит стадии генезиса, роста "надлома" и падения.
17
Данилевский Им была создана концепция локальных "культурно-исторических типов", которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Отметим прежде всего большое достоинство концепции Данилевского, состоящее в широкой трактовке самой культуры, не сводимой в его представлении к какому-то одному проявлению. Вместе с тем, его типология была призвана показать, что единства человечества нет, единого направления культурно-исторического прогресса не существует.

18


К. Ясперса, определяющую роль в развитии истории и культуры играют не экономические, а духовные факторы. В споре с марксизмом он отстаивает роль духовной составляющей культуры, а в споре со Шпенглером — культурное единство народов. Провозгласив идею единства мировой истории и культуры, Ясперс не полностью отвергает, а в ряде случаев и соглашается со многими идеями концепции локальных цивилизаций. Тем не менее, он полагает, что история культуры имеет линейный характер и смысловое завершение, которое, как и общий контур истории и культуры, задан "истоками" и "целью" человеческого существования. Структурируя историческое развитие культуры, Ясперс ищет "ось" мировой истории и культуры. "Осевое время" культуры, по Ясперсу,— это своего рода "центр" истории. До него развитие человечества, общества, культуры идет в основном локальным образом.
19
Питирим Александрович Сорокин. С его именем связана концепция социальной стратификации

Основой концепции социокультурной динамики является рассмотрение Сорокиным общества и культуры как единого феномена — социокультурной, или суперсистемы. Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории: идеациональной, идеалистической и чувственной. Существует также и четвертый тип культуры, характерный для эпохи упадка, где ценности трех основных типов эклектически сосуществуют, не образуя органической интеграции.

Основываясь на своей концепции, П. А. Сорокин расценил современную эпоху как эпоху кризиса чувственной культуры, которая, однако, вовсе не есть смертельная агония западной цивилизации (как у О.Шпенглера), а определенный этап на пути перехода к новой, идеациональной культуре.
20
Хейзинга Йохан синтезирует игровую концепцию культуры. Игра, по его мнению, занимает особое место в процессах развития культуры. Он подчеркивает, что ее роль — основополагающая в человеческом общежитии, прежде всего потому, что она, во-первых, является глубинным, естественным состоянием элементов жизненного мира людей. Игра старше культуры (не человек ее придумал). А, во-вторых, всякая игра строится по правилам, которые ее участники должны добровольно соблюдать. Игра принципиально антиавторитарна (обратите внимание на то, как подчеркивает Хейзинга ее отличие от пропаганды).
21
Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.
Технологическая культура включает в себя знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Свои первые шаги техническая культура делала в форме мифов и магии.
Дальнейшее развития технологической культуры шло в двух направлениях:

1.Рост объёма знаний и умений, что вело к отделению их от мифов и магии, сопровождалось это разделением труда и дифференциацией технологической культуры. (technical ars – искусство умелого производства).

2.Расширялся и совершенствовался предметный инвентарь технологической культуры.

Под техникой понимаются любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели. Человек создаёт технику по своему образцу.



I.По функциональным характеристикам

II.По принципам действия:

III.По сфере труда:

Традиционный тип цивилизации (главный объект – природа, всё добывается из неё).

В 18 веке время промышленной революции в Англии и Франции.

Конец 20 века этап научно-технической революции.
23


  • Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений.

  • Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

  • Все в человеке взаимосвязано и взаимообусловлено, однако, разные направления, подходы и отрасли делают акцент на какие-то определенные феномены и проявления личности.

24




  • Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Фетишизм — одна из форм первобытной религии. Представляет собой поклонение фетишу — неодушевленному, обоготворяемому предмету. В фетишизме предметы наделяются сверхъестественными свойствами.

Ма́гия (лат. magia) — обряды (ритуалы), связанные с предполагаемой способностью человека сверхъестественным путём воздействовать на мир: на явления природы, события, на людей, животных и предметы, духов и т. д.



  • Неолитическая революция завершается победой железных орудий над каменными, земледелия — над собирательством, оседлого образа жизни — над кочевым, патриархата — над матриархатом, а также разделением культуры на духовную и материальную, возникновением государства, городской цивилизации и архитектуры, письменности, разложением общинного строя и формированием социально-классового расслоения общества.

  • На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

  • На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).

25


При изучении культуры Древнего Египта необходимо указать то, что данная культура носила религиозный характер, то есть сосредоточение власти в руках одного человека – фараона, почитаемого наследником Бога на земле. Характерно деление мира на земной и загробный, который представляет собой улучшенный вариант земного мира, в связи с чем, земная жизнь человека являлась лишь подготовкой к будущей загробной жизни, но она была предопределена богами.

Рассматривая культуру Древнего Египта, нельзя не упомянуть о достижениях искусства: архитектуре, скульптуре, литературе, живописи.

Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития: от возникновения к расцвету и упадку.

Говоря о культуре Месопотамии, необходимо отметить, что именно в эту культурную эпоху произошел революционный переворот в истории человечества – от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Не менее значимым достижением шумеро-аккадской культуры было усовершенствование письменности.


27
Индия и Китай – самые древние из существующих ныне цивилизаций, имеющие много общего с культурой Древнего Египта и Месопотамии: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесную связь культуры с религиозно-философскими взглядами.

Рассматривая культуру Древней Индии, необходимо отметить, что в Индии представлены все основные религии мира. Самобытность индийского искусства заключается в своеобразии мышления – религиозного и художественного. Не менее яркими являются музыка, литература, театр, танец.

Наиболее яркая особенность этой культуры – чрезвычайный консерватизм. Достижение – высокий уровень коммуникаций (водопровод). Считалось, что протоиндийскую культуру уничтожили арии (скотоводческие племена). Арии появились до 2-го тысячелетия до н.э. – они создали большой сборник книг – Ригведа – великое собрание гимнов.
Вторая половина 1-го тысячелетия до н.э. – эпоха Будды.

Основные религии:

1.Брахманизм (индуизм и джайнизм) – неприченение вреда всему живому.

Индуизм характеризует – Брахма, Вишну, Шива.



2.Буддизм. Буддизм – основные учения.

Суть учения – жизнь есть страдание, страдание происходит из-за желаний и страстей.



3.Ислам. Ислам - появился на Северо-Западе Индостана в конце 1-го тысячелетия н.э.

Архитектура

Ступы, архитектурный тип помещения, утвердившийся во всех странах с вероисповеданием Будды.

Другая монументальная культовая постройка это - монолитный, каменный столб, заканчивавшийся капителью со скульптурой. Подземные монастыри. В Индийской архитектуре формы становятся декоративными. Стройматериал - плиты (кирпич). Один из самых главных архитектурных элементов - свод.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-”Махабхарата” и “Рамаяна”. В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч “Панчатантра”, основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма “Буддхачарита” была первым искусственным эпосом появившимся в индийской литературе.
26
В культуре Китая большую роль играли два философско-религиозных учения – конфуцианство и даосизм. Уникальным явлением является китайская церемония. Центральное божество – небо.

Китай – социальная этика, административное право. Ценности Конфуция: Даосизм – в его центре учение о великом Дао. Даосизм – искал законы бессмертия.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток.. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы. Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие: восхищение природой, ее красотой и работой мастера. Китайские художники охотно рисовали пейзажи на шелке. Картины-свитки занимают важное место в сокровищнице китайской художественной росписи. Такая картина, выполненная на шелке или на бумаге, хранится будучи свернутой в рулон и помещенной в специальный футляр. Когда возникает необходимость посмотреть на картину, ее берут обеими руками и начинают постепенно разворачивать, так чтобы смотреть в порядке слева направо.
28
Более того, характерная для этой эпохи (2 тыс. до н.э.) так называемая «дворцовая» культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Преобладает хтоническая религиозность (религия земли и плодородия), хотя известны имена греческих богов, позднее вошедших в семью олимпийцев, которые олицетворяют другие силы.

Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н.э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормы культуры.

Последующая, архаическая эпоха (VIII – VI в. до н.э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей – закон («номос») как безличную правовую норму, равнообязательную для всех, формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин – собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных.

Эпоха классики (V в. до н.э.) – кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке.
29
Дре́вний Рим Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, крестово-купольную систему) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский, религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы с хризмой. История Древнего Рима

Культура

Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права (гражданского и сакрального) и историография. На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие, проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы.

Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслились даже некоторые традиционные идеалы.

Наука

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно математика и механика) имела в основном прикладной характер, поэтому всемирное распространение получили римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме.

30
Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. В социальных выражаются потребности мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы

В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховности земной жизни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.

Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода; спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед богом, сострадание.

В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.

Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христианства характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность – на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь)) и др. Последнее является важной особенностью Христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенствование человека с целью пробудить стремление к единению о богом и, тем самый, обрести лучшую жизнь.

Став мировой религией, христианство проповедовало смирение перед государственной властью, хотя и пыталось стать выше ее, обнаружило нетерпимость в отношении античного свободомыслия и гуманизма и в этом смысле нанесло удар по античной культуре.

Вместе с тем христианство высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.

Европейская средневековая культура имеет два источника: романский (римский) и германский (франки, англы, саксы).

Культурным наследием Рима было право (римское право затем было не раз затребовано в революционном обновлении Европы), наука, искусство и философия, с одной стороны и религия, с другой. Однако культурное воздействие на германские племена происходило и до их прихода, в период «римского нашествия», когда Рим вел постоянные войны с германцами, отстроил дороги и крепости на территории «варварства», способствуя их более быстрому общественному развитию.

Хотя народы, осевшие на землях Рима, сохранили латынь (варварская латынь) и многочисленные архитектурные памятники, духовное богатство Рима (его литературные, философские и научные трактаты) хранила церковь. Все же римское начало проникает в структуру средневекового общества гораздо глубже: в недрах римской империи складывались основы феодальных отношений, наряду с рабами появляются вольноотпущенники и колоны (прообраз будущих феодальных крестьян).

Германские племена сформировали на римской социальной и культурной основе свою государственность – так называемые «варварские государства» (характерное для них – Франкское королевство). В их пределах происходит разрушение общины и формирование сословной иерархии, освященной авторитетом церкви. На этой основе формируется своя (не римская) система ценностей, развиваются институты церкви, на смену науке и философии приходит богословие.

31


Возрождение представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. Рассматривая данный период, необходимо отметить, что феномен Возрождения заключается в том, что античное наследие превратилось в оружие ниспровержения церковных канонов и запретов, произошла грандиозная культурная революция, завершившаяся созданием нового типа мировоззрения, в центре которого находился человек, и нового типа культуры. Кроме того, новый взгляд на мир получил название гуманизма.

Рассматривая культуру Возрождения, необходимо отметить, что это эпоха крупных перемен в истории народов Европы, характеризующаяся кризисом феодализма, зарождением капитализма, формированием новых классов (буржуазия и наемные работники), созданием государств и формированием наций.

Изучая культуру эпохи Возрождения, выделяют следующие периоды: Проторенессанс (вторая половина XIII – XIV в.) – переходный этап от культуры средневековья к Возрождению, которая вызревает в рамках средневековой культуры; Ранний Ренессанс (XV в.) – представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями; Высокий Ренессанс (до второй трети XVI в.) – наивысший расцвет культуры Возрождения; Поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII в.) – спад в развитии культуры Италии, связанный, прежде всего, с потерей независимости, с войнами, с усилением власти церкви.

Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, поэтому, когда говорят об этой культурной эпохе, прежде всего, подразумевается Италия.

Изучая культуру эпохи Возрождения, необходимо рассмотреть творчество Данте, Петрарки, Боккаччо, Джотто, Брунеллески, Донателло. Несомненно, необходимо выделить то, что период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким и связан, прежде всего, с именами гениальных мастеров Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, при этом расцвет культуры пришелся на период экономического и политического упадка Италии.
32
Культура XVII века – начало культуры Нового времени.

В процессе изучения данного вопроса обратите внимание на то, что в это время происходят грандиозные экономические, политические и социальные изменения, которые привели к новому пониманию мира и человека, новой картине мира, а соответственно, к новым эстетическим вкусам.

XVII век можно с полным правом назвать веком науки и научной революции.

XVII век стал также началом научно-технического прогресса.

XVII столетие оказалось удивительно благоприятным для развития художественной культуры.

Как и другие области культуры, искусство испытало воздействие дифференциации. Его обособленность становится все более рельефной и отчетливой. Даже связь с религией заметно ослабевает. Внутри искусства также идет процесс дифференциации, изменяются существующие жанры и возникают новые. В живописи полностью самостоятельными жанрами становятся пейзаж и портрет, в котором усиливается психологизм. Возникают натюрморт и изображение животных. Возрастает значение оригинальных композиционных решений цвета, живописности, колорита.

XVII век иногда называют эпохой барокко, поскольку оно отчетливо выражало общественную направленность искусства того времени. Барочный образ активен по отношению к зрителю, он обращен к его эмоциям, поражает своими динамическими эффектами. Особенно отчетливо это проявляется в архитектуре, где прослеживается необычная пространственная динамика, энергичная пластика масс и переизбыток форм.

В отличие от барокко, классицизм связывают с культурой абсолютизма. Свой эстетический идеал классицизм видел в античной культуре, поэтому одним из основных его принципов было единство формы и содержания. Теоретики классицизма главной задачей искусства считали воспитание общества, где должен действовать сильный нравственный критерий, воодушевляющий человека и направляющий его поступки.

33
Рассматривая культуру эпохи Просвещения, необходимо показать становление просветительского движения в европейских странах, при этом отметить, что оно было связано со становлением буржуазных экономических отношений, обусловивших основные доминанты культуры XVIII в. В Англии это время ознаменовалось веком промышленной революции, во Франции –политической, в Германии – духовной (философской и эстетической). В этот период европейская культура обнаруживает динамизм развития, одним из проявлений которого стал процесс изменения социально-политической структуры и политической системы.

Говоря о культуре эпохи Просвещения, нельзя не отметить появление блестящей плеяды философов-просветителей, таких как Д. Юм, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, П. Гольбах, И. Кант и др. При этом главными лозунгами просветителей являются «наука» и «прогресс».

Рассматривая вопрос о направлениях и стилях в искусстве, необходимо выделить следующие: классицизм, основанный на рационализме и возвращении к идеалам античности; сентиментализм, являющийся противоположностью классицизму, ему присущи чувствительность, чрезмерная нежность, сострадательность; рококо, являющийся легким, игривым стилем, создающим атмосферу праздности, беззаботности.

В заключении можно отметить, что в этот период складывается музыкальная культура, послужившая основой для музыкальной культуры XIX и XX веков, при этом необходимо отметить творчество величайших немецких и австрийских композиторов Генделя, Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.


34
В культуре нового времени XIX век занимает особое место. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и затем вступила в стадию кризиса. Именно такую оценку дали этому времени выдающиеся мыслители Ф. Ницше, О. Шпенглер, Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет.

Считается, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Другое событие – Великая французская буржуазная революция 1789–1793 гг., идеалами которой вдохновлялись и лидеры Американской революции, – одновременно обозначило кризис культуры Просвещения, как неспособной обеспечить адаптацию человеческой деятельности к новым формам реальности.

Рассматривая второй вопрос, необходимо отметить, что романтизм сформировался в начале XIX в. как выражение активной неудовлетворенности результатами французской буржуазной революции со стороны как феодальных классов, так и широких демократических слоев общества.

Для романтического мировоззрения характерны резкий раскол, несовместимость действительности и мечты, отрицание действительности с её эгоистическими интересами, мелочностью, грубостью и косностью, враждебными красоте и человечности, противопоставление ей художественно воплощенной мечты о совершенстве человека и мира. При этом романтический герой не ограничивается пассивной ролью человека, примирившегося с враждебными обстоятельствами, а вступает чаще всего в активное противоборство с ними.

Приступая к обсуждению следующего вопроса, отметим, что реализм – сформировавшееся в XIX в. в Европе и России направление в художественной культуре, характеризующееся верностью правде жизни, глубоким в нее проникновением, постижением и выражением ее сущности с исключительной силой художественного воздействия

В XIX в. происходит пересмотр ценностей, как в общественной жизни, так и в культуре. Искусство Европы, начиная с конца 50-х гг., вступает в эпоху декаданса (упадка). Культура декаданса в Западной Европе с 50-х гг. XIX в. до его конца отражала кризис, безнадежность, пессимизм.


35
Кризис культуры представляет собой сложный социально-исторический феномен, порождающий множество философско-социологических интерпретаций как в русле теорий социокультурного прогресса, так и в аспекте специальных дисциплин. Под кризисом культуры понимаются кардинальные изменения в духовной ситуации эпохи, состоящие в разрыве с основными воззрениями прошлого, переоценкой традиционной системы ценностей (Ф. Ницше, Ю. Бохеньский и др.); переход культуры в стадию цивилизации, сопровождающийся смертью культуры; «омассовление» культуры, её упрощение, утрата метафизической ориентированности (X. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс и др.) И. Хеизинга и X. Ортега говорят об эпохах кризиса культуры как эпохах «одновременно зрелых и надламывающихся».

Суть кризиса культуры рубежа веков – это кризис раннебуржуазной цивилизации, предчувствие ее перехода на качественно иную стадию, несущую с собой сложный комплекс новых проблем и противоречий.

Симптомы кризиса – прогресс науки и техники, борьба материализма и идеализма, социальные революции, атеизм. Надежды на социальный прогресс напрасны, крах общества и культуры неминуем – так отвечает О. Шпенглер на мучивший общество вопрос: «Что потом?».

Стремление теоретически разрешить противоречие между традиционной культурой и техническим измерением современной цивилизации лежит в основе множества философских и социологических интерпретаций научно-технического прогресса, затрагивающего основные сферы человеческого бытия: отношение человека к природе; отношение человека к другому человеку, обществу в целом; отношение Человека к самому себе. Принято выделять концепции технологического оптимизма и технологического пессимизма, оценивающие воздействие НТР на культуру с прямо противоположных позиций.

Общепризнанно, что главный результат наступления техники – появление «массового общества», массовой культуры. Это связано с изменением места человека как в системе производства, так и во всех других областях жизнедеятельности. НТР в результате автоматизации и компьютеризации лишает человека чувства сопричастности трудовому коллективу, хотя с другой стороны, всемерно интеллектуализирует и эстетизирует трудовой процесс. Появляется дизайн – вид технической эстетики. Будучи широко растиражированной на массового, среднего потребителя, культура приводит, в конечном счете, к утрате духовности, гибели «высокой» культуры и искусства. Массовое же искусство, романтизирующее технику, воспевающее наслаждения, веселую чепуху жизни, преклоняющееся перед насилием, утрачивает свое сущностное содержание и в качестве предмета развлечения приближается к спорту (К. Ясперс, Х. Ортега и др.). Приступая к рассмотрению последнего вопроса данной темы, необходимо отметить, что возникновение в истории культуры и, в частности, художественной культуры, школ, стилей, направлений совпадало с разными периодами утверждения человеческой индивидуальности (будь то Возрождение, где процессы, влиявшие на формирование нового человека, носили один характер, или романтизм, где особенности человеческой личности обусловлены иными процессами).

Словом «модернизм» принято называть совокупность направлений (течений) в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., выражающих идеологию кризиса традиционной буржуазной культуры, «потерянности» человека в мире, отказа от реализма.



Кубизм (родина Франция, теоретики – поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меиценже, А. Глез). В этом направлении на первый план выдвигаются эксперименты с формой, ее объемное конструирование на плоскости, выделение простых устойчивых геометрических фигур (куб, конус, цилиндр). Такой подход разрушает образы реального мира, сводит к минимуму познавательные возможности изобразительного искусства.

Экспрессионизм (от лат. слова «выражение, выразительность», родина Германия). Направление в европейском искусстве 10–20-х гг. XX в., провозглашавшее единственной реальностью для художника субъективный духовный мир человека, а целью его творчества не изображение действительности, а «выражение» ее сути через внутреннее «Я» художника. Социально-психологические причины – урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаянье.

Абстракционизм (от лат. отвлечение, выделение) – возникает в начале XX в. (Россия, Франция). Это направление характеризует принципиальный отказ от изображения форм реальной действительности. Два основных течения: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний (пятен) и создание геометрических абстракций (фигур, линий).

Сюрреализм (от фр. – сверхреализм, Франция, 20-е гг. XX в.). Это направление провозглашает источником художественных образов сферу подсознательно-инстинктивного: сны, бред, галлюцинации, алогичные озарения. Предтечи – Г. Аполлинэр, С. Дали. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ассоциативная, ирреальная художественная данность.

36.1


Изучение русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства, хотя истоки русской культуры уходят вглубь веков, в историю славянских племен и их предков, руссов или россов. О культуре славян того периода известно очень мало, а сохранившиеся памятники говоря о том, что до образования государства жизненный уклад славян был организован по законам патриархального или родового быта; религиозные верования представляли собой, с одной стороны, поклонение явлениям природы, а с другой – культ предков. Определяющую роль в жизни славян играли три фактора: лес, река и степь.

Крещение Руси в 988 году стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Наряду с новой религией от Византии были приняты книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образцы прикладного искусства, что повлекло подъем культуры.

Говоря о самобытности культуры Киевской Руси, необходимо обратить внимание на распространение письменности, благодаря Кириллу и Мефодию. Рассматривая различные памятники древнерусского искусства, необходимо обратить внимание на архитектуру, скульптуру, живопись, музыка. При этом надо отметить, что широкое распространение получила литература, как светская, так и церковная. Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись («Повесть временных лет», 1068 г.), житие, поучения («Поучение Владимира Мономаха», 1096 г.).

При рассмотрении данного культурного периода нужно отметить, что татаро-монгольское нашествие 1237 – 1241 гг. застигло Киевскую Русь цветущей державой, но постоянные междоусобицы подорвали ее могущество. В результате был прерван блестящий расцвет искусства, и хотя северные русские земли в борьбе с врагами отстояли свою независимость, тем не менее и здесь в период усиления угрозы набегов культурное развитие приостановилось.

Однако полностью остановить культурный процесс было невозможно, и в первой половине XIV века в Северо-Восточной Руси происходит объединение княжеств. Расцвет русской культуры этого времени связывается с подъемом национального самосознания. На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси, но прежде чем её рассматривать, необходимо отметить вклад новгородской и псковской культур в культуру Руси.

На протяжении XV – XVI веков продолжается расцвет русской культуры, в связи с чем XV век называют золотым веком древнерусского искусства и культуры. При этом наиболее характерной чертой этого периода является обращение к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере во всех областях культуры. В этот период широкое распространение получают летописи, развивается своеобразная русская архитектура. Особое внимание надо обратить на живопись (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).


36.2
XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской национальной культуры. Этот факт обусловлен, прежде всего, коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, осуществляемыми в России Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда культура носила преимущественно культовый характер, в ХVIII в. начинают бурно развиваться светские формы многих видов искусства, В частности, живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. Cтоль интенсивное развитие можно объяснить, с одной стороны, тем, что в эпоху Петра I стали интенсивнее привлекаться европейские культурные традиции. Широкую известность получают творения Баженова, Старова, Казакова. Бурное строительство повлекло за собой развитие декоративной пластики, живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые в сочетании друг с другом придавали неповторимую красоту многим архитектурным ансамблям. Культура ХVIII в. формировалась главным образом на основе национальных традиций, в то же время она впитывала творческие черты наиболее прогрессивных европейских культур, в частности, классицизма.

Одна из основных черт Нового времени заключается в том, что уже в первой половине ХVIII в. заметно повышается роль человека как личности в обществе. Совершенствуется политическая система государства, развивается промышленность, наука, культура..

Хорошо понимая насущные потребности страны, Петр I решительными мерами добивался того, чтобы Россия как можно скорее заняла достойное место среди других европейских государств. Им поощрялось использование европейского опыта во всех областях техники, науки и искусства.

Переходя к следующему вопросу, нужно сказать, что Просвещение было крупным идейным течением, охватившим большинство европейских стран, не миновало оно и Россию.

Оригинальным проявлением нашего Просвещения была попытка создания «новой породы людей». Восприняв идею Руссо, согласно которой в условиях полной изоляции от порочной социальной среды из ребенка можно вырастить человека идеального, совершенного во всех смыслах, русские педагоги-утописты решили ее осуществить, не учтя, правда, мнения Руссо, что дабы ребенка изолировать, его нужно пометить на Луну или необитаемый остров.
36.3
Петровские реформы явились важным условием формирования национальной культуры. В рассматриваемый период наблюдается рост национального самосознания. В культуре это находит выражение в проповеди личной, внесословной ценности человека.

Культурным событием колоссальной важности, независимо от общей концепции и политической направленности, стало, с точки зрения выражения национального самосознания, появление «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Затем последовало «философическое письмо» П.Я. Чаадаева – первая философия истории России. В 1839 г. появились статьи А.С. Хомякова «О старом и новом» и И.В. Киреевского в ответ Хомякову. Это послужило началам полемики между так называемыми славянофилами и западниками, которые при резких расхождениях по ряду общих вопросов, искали пути превращения русского народа в русскую нацию. Позднейшие исследователи по разному оценивали эти направления, но никто не отрицал их значения для развития русского национального самосознания в широких кругах общества.
36.4
Сложный и противоречивый путь прошла культура советского общества. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются сегодня, можно найти совершенно противоположные точки зрения и оценки всего происходившего в этот период. Многие мнения весьма категоричны, односторонни – от полного отрицания всех достижений советской культуры до чрезмерного их возвеличивания.

Очевидно, можно согласиться с одной из точек зрения современных ученых на историю советской культуры, что в ней прослеживаются наиболее отчетливо три крупных периода:



  • первый период (1917 – 1934 гг.) характеризуется тенденцией, получившей бурное развитие еще в дореволюционной России, многовариантного культурного развития, но с другой стороны – тенденция к подавлению альтернативных позиций;

  • во втором периоде (1934 – 1956 гг.) преобладала именно указанная выше тенденция, господствовал метод социалистического реализма;

  • третий период (1956 – 1985 гг.) – период возврата к культуре полифонического развития.

Говоря о культуре СССР, необходимо указать на ряд достижений в науке, искусстве, литературе, образовании и др. Кроме того, нельзя не отметить диалог культур народов бывшего СССР (Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, К. Кулиев, Э. Межелайтис и ряд других деятелей культуры, олицетворявших феномен советской культуры).

Но в начале XXI в. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентаций, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей – все это признаки кризиса отечественной культуры.