3 Целостность управления. Правовое регулирование управления сельским хозяйством - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учитывать опыт земств в возрождении сельского хозяйства России 1 41.42kb.
Вопросы к экзамену по курсу «правовое регулирование трудовых отношений» 1 61.1kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Управление персоналом» 1 25.78kb.
1. Понятие вентильного режима для шаговых электроприводов. Типы используемых... 1 192.85kb.
«Математическая теория оптимального управления» 1 34.28kb.
Понятие управления, оперативного управления, планирования. Виды планирования 1 17.19kb.
Человеческих отношений Э. Мейо 1 322.85kb.
Темы рефератов по курсу «Основы автоматизированного управления» 1 13.91kb.
Единая система стандартов автоматизированных систем управления. 1 232.57kb.
Вопросы по дисциплине «Документационное обеспечение управления» 2 688.66kb.
1. Понятие риска. Случайная природа ущерба. Классификация финансовых... 1 19.48kb.
Обучающихся по учебному плану 2010 г 1 99.86kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
3 Целостность управления. Правовое регулирование управления сельским хозяйством - страница №1/1





Глава 3. Анализ современных систем управления сельским хозяйством в России
3.1. Целостность управления. Правовое регулирование управления сельским хозяйством.
В условиях федеративного устройства России государственное управление всеми сферами общественной жизни осуществляется на трёх административно-территориальных уровнях: федеральном, на уровне субъектов Федерации и местном. В свою очередь местное самоуправление тоже подразделяется на три уровня: в районное, сельские советы (округа) и сельские поселения.

Функционирование на территории административных районов субъектов хозяйственной деятельности разных форм собственности—объективная предпосылка для организации разноплановых структур управления. На этом уровне органы всех систем управления соприкасаются непосредственно.

По степени охвата проблем управление может осуществляться на макроуровене (государственный менеджмент), на местном уровне (муниципальный менеджмент) и на микроуровне (производственный менеджмент, то есть хозяйственное управление в организации, на предприятии).

Правовое регулирование – это закрепление отношений управления в правовых нормах. Конституция Российской Федерации закрепила триединую формулу управления на основании разграничения и сочетания полномочий при решении вопросов, находящихся в ведении:

исключительно Российской Федерации,

совместном — Российской Федерации и её субъектов,

субъектов Российской Федерации.

Так, к ведению Российской Федерации отнесены вопросы управления федеральной государственной собственностью, установление основ федеральной политики, принятие федеральных программ в области экономического, экологического, социального и другого развития. При этом ни одна из отраслей экономики в статье 71 Конституции РФ конкретно не называется, определяются только общие основы. Такой же подход и к управлению объектами федеральной собственности, относящимися к любой отрасли экономики, в том числе и предприятий агропромышленного комплекса.

В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся вопросы: владения, пользования и распоряжения землёй и другими природными ресурсами; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. В ст.72 Конституции РФ вопросы экономики не упоминаются вообще.

По остальным вопросам всей полнотой государственной власти обладают субъекты Российской Федерации (ст.73). Из этого можно заключить, что разработка систем управления сельским хозяйством с учётом природно-климатических и национальных особенностей ведения хозяйства –это прерогатива субъектов России. В связи с изложенным многие пункты нового Положения о Министерстве сельского хозяйства России представляются недоработанными и спорными. Так, в ряде статей Положения упоминаются территориальные органы Министерства, однако прямо не указывается, какие это органы, доходят ли они до уровня административного района1. Такое умолчание приводит к неоднозначности толкования правовой нормы и, как следствие, её неоднозначному применению. Тем самым, новое Положение не снимает противоречий организации управления сельским хозяйством в административных районах.

Значительно глубже е детальнее проработано Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области (25.05.2000 г). Следует отметить, что названное Министерство не причисляет себя к территориальным органам Министерства сельского хозяйства России, из-за чего между актами органов управления сельским хозяйством двух исполнительных уровней государственной власти не просматривается преемственности, чёткой связи.

Управление аграрной сферой экономики на местном уровне непосредственно связано с организацией управления в стране в целом. Управление сельскохозяйственным производством и другими сфера­ми АПК на территории административных районов зависит от решения общих вопросов организации власти.

Предпосылкой возрождения местного самоуправления в России явилось принятие Советом Европы в 1985 г. международно-правового документа — Европейской Хартии о местном самоуправлении. Согласно ст.3 Хартии под местным самоуправлением понимаются право и возможность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел1.

В 1989 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства», который устранил соподчинённость местных исполнительных органов по вертикали. В Законе РСФСР от 06 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» местное территориальное самоуправление определялось как система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национальных, этнических особенностей. Полномочиями в области управления сельским хозяйством наделялись районная администрация, сельская администрация, а также органы территориального общественного самоуп­равления в сельских населенных пунктах. Однако в этом нормативном акте районные и другие органы местного самоуправления были отнесены к системе органов государственной власти, что и вновь восстанавливало сквозную вертикаль государственного управления. Таким образом, в течение двух лет требования закона круто изменились.

Конституция Российской Федерации 1993 г. вывела местное самоуправление из системы органов государственной власти и признала правомерность сельского местного самоуправления, указав, что оно осуществляется не только в городских, но и сельских поселениях и других территориях1. Конституция РФ определила поселенческий принцип организации местного власти. К территориям местного самоуправления отнесены города, сельские по­селения и другие территории с учетом исторических и иных местных традиций2.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995г.), учитывая сложившиеся традиции, относит к территориям муниципальных образований не только собственно поселения, но и районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие. Однако в нем четко не определен верхний и нижний уровень организации муниципальных образований, что затрудняет привычное единообразное управление экономикой. Фактически сельскохозяйственное производство осуществляется на землях в большей степени находящихся вне границ собственно сельских поселений - деревень, сел, хуторов.

Конституции республик — субъектов России, законы субъектов Российской Федерации по-разному определили территории организации муниципальных образований. Например, Устав Московской области в качестве единого муниципального образования закрепляет район. Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении» от 30 ноября 1994 г. указал, что «местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях, и на других территориях».

В федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.) названы тридцать направлений деятельности местного самоуправления, которые не яв­ляются исчерпывающими. Одним из важнейших предметов ведения местного самоуправления является комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, под которым понимается как экономичес­кое, так и социальное развитие.

Следует отметить, что федеральный закон не делает конкретизации в отношении сельского хозяйства, как и других отраслей материального производ­ства и услуг. Было бы целесообразным отразить эти направления деятельности в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, положениях о районных управ­лениях сельского хозяйства. Так, в Уставе Лихославльского района Тверской области (1996 г.) администрация района как единого муни­ципального образования наделяется полномочиями в области сельского хозяйства, использования земли, охраны природы.

Полномочия по управлению сельскохозяйственным производством и другими составляющими агропромышленного комплекса закреплены и в положениях о районных управлениях сельского хозяйства. Органы отраслевых союзов и ассоциаций, а также выборные органы ассоциаций крестьянских хозяйств действуют на основании соответствующих уставов и положений о них. Аналогичным образом осуществляется хозяйственное управление в сельхозпредприятиях и организациях.



Таким образом, в России управление сельским хозяйством складывается из совокупности взаимодействующих и взаимодополняющих систем органов: государственной, муниципальной, частно-хозяйственной и общественной. А в целом все системы образуют систему подсистем. В этих условиях следует говорить не столько о единстве, сколько о её целостности.


1 Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации/Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации 29.11.2000г., №901, ст.3, 13.




1 Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985года/ Местное самоуправление в Российской Федерации / Сб.норм. актов. — М.: 1998.— С. 22-27.




1 Конституция Российской Федерации 1993 г. ( ст.12, глава 8).


2 Конституция РФ, ст. 12, 131.