29. Проблема Кипра и ее международно-политическое значение - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
29. Проблема Кипра и ее международно-политическое значение - страница №1/1

29. Проблема Кипра и ее международно-политическое значение

(подборка материалов)


История вопроса

Согласно Морозову, «Противостояние двух общин, греческой и турецкой, на Кипре остается одной из самых сложных проблем зарубежной Европы не только в области межэтнических отношений, но и в дипломатической сфере. По данным на 2000 г., 78% населения Кипра составляют греки-киприоты и 18% - турки-киприоты. Общая численность населения – 760 тыс. человек. На протяжении последней тысячи лет Кипр принадлежал сначала Византийской империи, затем был захвачен крестоносцами, потом перешел к Венеции, от нее к Турции, а с 1878 г. входил в состав английских колониальных владений. Остров получил независимость в 1960 г., тогда же была принята конституция Республики Кипр, основанная на принципах этнического дуализма, то есть равного представительства в органах государственной власти обеих общин.

Однако трудности с реализацией некоторых положений конституции привели к тому, что уже в декабре 1963 г. на острове произошли первые межэтнические столкновения. На Кипр были введены миротворческие силы ООН; в конфликт также вмешались греческие и турецкие вооруженные силы. Лишь после 1967 г. на острове установился хрупкий мир» (1).

В июле 1974 г. для укрепления своей власти военная хунта Греции (режим «черных полковников») решила прибегнуть к крупномасштабной внешнеполитической акции, целью которой явилось бы присоединение Кипра к Греции. 15 июля при участии греческих гвардейцев на острове произошел военный переворот. Президент Кипра архиепископ Макарнос, являвшийся противником присоединения, был свергнут и заменен ставленником афинского правительства Н. Самсоном (6).

В ответ на это Турция под предлогом защиты конституции и своих граждан ввела на остров свои войска (36 тысяч), которые захватили около 37 % территории на севере Кипра. Вскоре произошло переселение почти всех греков-киприотов, живших в северной части острова, в его греческую часть, а турок – с юга на север (сегодня в турецкой части проживает всего около 0,5% греков-киприотов и лишь 1,3% туков-киприотов живут в греческой части острова). В мае 1983 г. была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра, до сих пор не признанная ни одним государством, кроме Турции (1).

Таким образом, на Кипре существуют: Республика Кипр (греки) и Турецкая Республика Северного Кипра (турки).

«Переговоры между двумя общинами начались еще в 1968 г. и продолжались с перерывами после оккупации Северного Кипра и после провозглашения Турецкой Республики. Турецкие представители предлагали преобразовать Республику Кипр в федерацию со слабым центральным правительством, а греки-киприоты настаивали на строгом соблюдении конституции 1960 г. Сегодня конфликт между двумя общинами во многом потерял остроту, однако на острове по-прежнему размещены миротворческие силы ООН, занимающие демаркационную линию между двумя общинами.

Важное стратегическое положение Кипра определяет значение кипрского конфликта не только для Турции и Греции, но и для общего баланса сил в Восточном Средиземноморье. Чтобы избежать открытого конфликта между Турцией и Грецией из-за вопроса о границе в Эгейском море, обе страны в 1952 г. были одновременно приняты в НАТО. Проблема Кипра вновь обрела особую актуальность в середине 90-х годов, когда встал вопрос о вступлении Кипра в Европейский союз. Турция требовала одновременного принятия в ЕС Республики Кипр и Турецкой Республики Северного Кипра, в противном случае угрожая заблокировать процесс расширения НАТО и объявить Северный Кипр частью своей национальной территории. Ситуацию удалось разрядить в начале 1999 г., когда Комиссия ЕС предложила начать переговоры о членстве в ЕС самой Турции» (1).


Вступление Кипра (Республики Кипр) в ЕС и «план Аннана»

В 1972 г. ЕС заключил с Кипром соглашение об ассоциации.

В 1990 г. Кипр подал заявку о вступлении в ЕС (2).

Пошла подготовка к возможному вступлению одновременно с попытками разрешить проблему двух Кипров. Выводы Европейской комиссии о ходе подготовки стран-кандидатов к присоединению публиковались ежегодно. И Кипр в них практически всегда был в тройке лидеров.

В рамках подготовки к расширению ЕС ЕС и Кипр подписали Соглашение о дополнениях к Протоколу о взаимной административной помощи по таможенным вопросам. Стороны договорились, что проблема раздела Кипра на греческую и турецкую части не повлияет на прием Кипра в ЕС, так как будет использована формула, по которой членом ЕС становится остров в целом, а соглашение подписывается с законным правительством, ответственность которого не распространяется на оккупированный Турцией сектор (3).

В октябре 2002 г. на заседании Европейского совета в Брюсселе было окончательно решено, что 10 государств-кандидатов (в т.ч. и Кипр) отвечают всем политическим критериям, а к 2004 г. добьются соответствия и экономическим критериям. Было решено завершить с ними переговоры к заседанию Европейского совета в Копенгагене (декабрь 2002 г.) и подписать Договор о присоединении в Афинах в апреле 2003 г., чтобы в начале 2004 г. эти государства присоединились к ЕС.

В итоговом документе содержался призыв к руководителям греческой и турецкой общин Кипра достичь всеобъемлющего соглашения о воссоединении страны до подписания Договора о присоединении. Политические руководители Союза обратились к Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану с просьбой приложить все усилия для достижения этой цели. Принципы будущего соглашения планировалось полностью учесть в Договоре о присоединении. Если же добиться этого не удастся, присоединение Кипра будет осуществлено на основе решений Европейского совета, принятых на заседании в Хельсинки в 1999 г. (2).

К февралю 2004(?) г. К. Аннан разработал план всеобъемлющего урегулирования на Кипре.

6 недель греки и турки Кипра вели переговоры, но не смогли согласовать основные положения плана. Тогда Генсек ООН рассердился и самостоятельно утвердил окончательный план урегулирования кипрской проблемы (31 марта 2004).

План представляет собой пакет документов общим объемом в 9 тысяч (!) страниц. Им предусмотрено создание Федеративного государства – Объединенной республики Кипр, с федеральным правительством при значительной степени самостоятельности двух субъектов федерации.

24 апреля 2004 г. План должен был быть представлен на одновременные референдумы в обеих частях острова. Если обе общины одобрят план воссоединения, Кипр станет единым и целиком войдет в состав ЕС. Если же киприоты проголосуют против плана воссоединения острова, то в ЕС 1 мая 2004 г. вступает только греческая часть острова. К. Аннан представителям общин Кипра: «План справедлив…Давайте воспользуемся возможностью и установим мир в Объединенной Республике Кипр» (4).

Однако надежд на положительный исход референдума было мало. Греки-киприоты в большинстве своем выступают против воссоединения, так как считают, что тогда будет фактически узаконена оккупация части острова турецкими войсками. Также «большая часть греков-киприотов не желает брать извечных противников-турок вместе с собой в светлое европейское будущее» (5).

Кроме того, Великобритания (при поддержке США) разработала и предложила принять в Совбезе ООН резолюцию по кипрскому урегулированию. Резолюция предусматривала как будет вести себя мировое сообщество в случае воссоединения Кипра и должна была подтолкнуть соседствующих на Кипре греков и турок к сближению. Голосование состоялось 21 апреля 2004 г. И тут неожиданно Россия во время голосования по резолюции в Совете безопасности ООН накладывает на нее вето (впервые с 1994 г. - тогда голосовали по боснийской проблеме).

МИД РФ при этом уверяет, что вето – технический, а не политический шаг, и в целом резолюция всех утраивает. Просто Москва хочет, чтобы с ней считались. Не понравилась, якобы, спешка, в которой все это происходило (причем не понравилась она и представителям Китая, Пакистана и др.). А. Мальгин (МГИМО): «Вето – это сигнал бюрократии ООН, что к позиции России надо прислушиваться, а игнорировать ее – опрометчиво» (5). Из других объяснений действий России: Россия – поставщик оружия на Кипр (кстати, у Кипра самые высокие военные расходы от ВВП в Европе), а резолюция предполагает демилитаризацию Кипра после воссоединения; Кипр – один из основных инвесторов в Россию (оффшорные зоны) (подробнее см.5).

Российское вето не без удовольствия восприняли на юге Кипра. Современное руководство Республики Кипр не очень-то поддерживает «план Аннана». Несмотря на то, что турки-киприоты в большинстве своем расстроились, действиями России был доволен и престарелый лидер Северного Кипра Р. Денкташ, который, видимо, просто хочет удержать свою власть. Даже сказал: «Да благословит бог Россию!».

На референдуме, прошедшем на Кипре 24 апреля 2004 г., большинство греков-киприотов проголосовало против плана ООН по объединению острова. Киприоты-турки, напротив, поддержали План (за что получили благодарность Аннана). Таким образом, благодаря грекам Кипра (Россия тут вряд ли сильно виновата) План ООН не прошел, а 1 мая 2004 г. к ЕС присоединился только греческий Кипр.

В Европарламенте у Кипра будет 6 мест (в 2004 г. - выборы в Европарламент), а в Совете ЕС – 4 голоса (как, например, у Люксембурга, но с 1янв. 2005 г.) (2;3).



Таким образом, проблема только усложнилась, произойдет усиление изоляции турков-киприотов, а также затруднится присоединение Турции к ЕС.

Список литературы:

Морозов В.Е. Введение в европейские исследования (1), Шемятенков В.Г. Европейская интеграция (2), Европейский союз: справочник (3), сайт ООН (www.un.org) (4), публикации в газете «Коммерсантъ» (5), Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Часть 3 (6).