27. Структура культурологии - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Александр Акулов. Скважина. Статьи по литературной критике, культурологии... 15 4848.49kb.
Образовательная программа для учащихся 8-11 классов Тип: программа... 1 152.8kb.
Экзаменационные вопросы по курсу «Управление в апк» 1 36.79kb.
Тесты по культурологии (45 вопросов) 1 333.47kb.
Семинар №1 феномен культуры 1 39.05kb.
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции 1 14.93kb.
Коллективный трудовой договор: понятие, структура 1 21.41kb.
Крыжановская Яна Станиславовна, кандидат культурологии, доцент 1 20.07kb.
«За трусость в бою»: Цивилизация и Культура как стороны одной медали 1 67.51kb.
Этика как наука о морали. Предмет, структура, функции этики. 1 30.94kb.
3. Структура банковской системы России в настоящее время структура... 1 16.86kb.
С. В. Лурье "Дружба народов" в ссср: национальный проект или пример... 1 277.47kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
27. Структура культурологии - страница №1/1

27. Структура культурологии.

В XX веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания, а в отдельных культурологических дисциплинах - под сильным воздействием философии. Философствование с конца XIX века осуществляется все чаще в форме философии культуры (в свою очередь генерирующей идеи), из которой возникает теория культуры (культурология). Суть этих изменений - в переходе от рефлексии к описанию, от символики культуры к ее систематике, от критики оснований культуры, к моделированию культурного процесса, его прогнозированию и проектированию. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии.



Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие:

    • Объект;

    • Предмет;

    • Содержание;

    • Категории;

    • Принципы;

    • Методы;

    • Законы;

    • Функции.

Объектом культурологического исследования являются: Культурные аспекты различных областей общественной жизни; особенности и достижения основных культурно-исторических типов; тенденции и процессы в современной социо-культурной среде

Предмет культурологии. Под предметом понимается совокупность понятий, при помощи которой культурология описывает изучаемую ею объективную реальность:

  • различные культурсодержащие процессы и явления, связанные отношениями в обществе;

  • специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;

  • сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;

  • особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

Содержание культурологии как науки представлено следующими аспектами:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;

  • выявление типов связей между элементами культуры;

  • разрушение проблем социокультурной динамики;

  • исследование ментального содержания культуры;

  • исследование типологии культур и культурных единиц;

  • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Категории культурологии. Категории это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности.

Среди категорий культурологи выделяют следующие:

  • категории социальных и гуманитарных наук;

  • категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;

  • собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.)

К принципам изучения культуры относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

К методам изучения культуры в культурологии относят:

  • историко-типологический (диахронический, синхронический), позволяет вычленить в развитии культуры устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику;

  • историко-генетический, связан с рассмотрением того или иного культурного феномена в контекстах его пространственно-временных изменений;

  • сравнительно-исторический, нацелен на сопоставление различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры;

  • структурно-функциональный, позволяет не только исследовать стабильные элементы, обеспечивающие специфику структурных систем культуры, но и те функции, которые выполняет культура в целом или ее отдельные элементы;

  • семантический, изучает культуру как знаковую систему;

  • феноменологический, это исследование априорных структур человеческого существования, культуры;

  • герменевтический, истолкование смыслов трудно интерпретируемых текстов. Особое значение имеет обращение к понятию "текст". (учение о принципах интерпретации, искусство понимания как постижение смысла и значения)

В исследовании культуры придерживаются законов развития культуры:

  1. Закон единства и разнообразия культуры. Он гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества, она воплощает в себе родовое свойство человека и человечества, все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ, обладающей собственной культурой, вносит самостоятельный и оригинальный вклад в общую сокровищницу культурных достижений человечества. Многообразие и единство культур народов, населяющих планету, является объективной реальностью. Потеря культурных завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества;

  2. Закон взаимодействия и сотрудничества различных культур. Различные эпохи, развивающиеся в них культуры разных народов, каждая по своему выражали собственное понимание мира, его освоение( Китай и Запад, Христиане и мусульмане) и т.д. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, неповторимость, в тоже время они являются составными частями единой целостной общности, всего человечества, единое развитие которого обеспечивается общими закономерностями, одинаковым характером социологических законов, действующих в различных обществах. Единству всемирно-исторического процесса способствуют мировые культурные контакты, постоянно возрастающие в ходе исторического процесса. В закономерности взаимодействия и сотрудничества различных культур ведущим является стремление создать лучшие условия для бытия человека, возвысить его интеллектуальные, духовные и нравственные силы;

  3. Закон преемственности в развитии культуры. Культура - это прежде всего исторически унаследованный опыт поколений, точнее 1200 поколений рода человеческого. Там где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык, колесо и жилище, искусство и науку и т.д. Преемственность - основа развития культуры, а потому так же отражает ее важнейшую объективную закономерность;

  4. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. Каждой исторической эпохе присущ свой тип культуры как исторической целостности. В связи со сменой этих эпох происходит изменение типов культуры - одни уходят, другие приходят на смену им, так проявляется прерывность в развитии культуры.
    Однако это не означает разрыва в развитии всей культуры, полного уничтожения старой, то есть присутствующей культуры. Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.
    Поэтому: прерывность носит относительный, а непрерывность абсолютный характер.