2. Классификация затрат и ее практическое применение - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
137. Понятие и виды себестоимости (СС) продукции. Классификация затрат... 1 30.63kb.
Практическое задание №2-11 3 426.71kb.
Тема методы разграничения затрат 1 114.48kb.
Дипломных проектов для специальности 080507 «Менеджмент организации» 1 25.11kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Организация и планирование производства» 1 19.02kb.
Метод расчета затрат по процессам (activity based costing) Возникновение... 1 167.08kb.
Франц александер психосоматическая медицина принципы и практическое... 8 3188.09kb.
#G0 краткие сведения о системах отопления, водо-, газоснабжения и... 1 165.87kb.
Внутрибольничные инфекции. Особенности возбудителей, вызывающих вби... 1 75.71kb.
1. Методы распределения косвенных затрат 2 267.57kb.
Управление затратами и финансирование инновационной деятельности 1 183.34kb.
М 316 Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред, П. 10 3275.43kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
2. Классификация затрат и ее практическое применение - страница №1/1

Тема 2. Классификация затрат и ее практическое применение

«Разные затраты – для разных целей»
1.Затраты и цели их классификации

Данные о затратах в управленческом учете нужны для исчисления прибыли, маржинальной прибыли, себестоимости остатков товарно-материальных ценностей, выбора политики технического перевооружения, др.

Содержание классификации затрат по основным направлениям управленческого учета



Направление управленческого учета

Виды затрат

Интерес

1

2




1. Для калькулирования


Влияние НА ПРИБЫЛЬ
Ценообразование….

2. Для подготовки информации по оперативным, тактическим и стратегическим управленческим решениям






3. Для контроля





Деление не является жестким, так как, например, метод группировки затрат на продукт и на период может использоваться как в финансовом и налоговом учете для оценки запасов и исчисления прибыли, так и при подготовке релевантной информации для нестандартных управленческих решений.

2.Затраты для целей калькулирования.

Затраты на продукт (затраты, включаемые в производственную себестоимость) распределяются между себестоимостью проданной продукции и запасами НЗП, готовой продукции, отгруженной продукции. Относятся на уменьшение прибыли только тогда, когда продукция реализована.Это может случиться через несколько периодов после ее производства. Пр.: затраты основных материалов, сдельной зар. платы производств. рабочих с начислениями на нее, проч.

Затраты на период (периодические) всегда влияют на исчисление прибыли того отчетного периода, когда они были произведены. Они не проходят через стадию запасов, а сразу же относятся на уменьшение себестоимости реализованной продукции. В финансовом учете они отражаются в периоде возникновения по дебету счета 90 «Продажи». Примеры: расходы на управление (зафиксировано в учетной политике); отклонения фактической от нормативной себестоимости готовой продукции(зафиксировано в учетной политике); издержки обращения (за исключением транспортных расходов)).

Пример. Рассмотрим, как влияет на величину балансовой прибыли отнесение части расходов к периодическим. Допуски: абстрагируемся от налогообложения; предприятие в данном отчетном периоде осуществляет первый выпуск.

Например, в январе 200_ г. начато обработкой 100 изделий, 50 из них изготовлено, принято техническим контролем и сдано на склад готовой продукции. 50 изделий отгружено. Затраты января составили 1 000 000 руб. Из них отражено на счете 26 «Общехозяйственные расходы» 300 000 руб. Выручка составила 750 000 руб. Если общехозяйственные расходы отнести к затратам на продукт, то прибыль будет равна 250 000 руб. (750 000 – 500 000 = 250 000). Если общехозяйственные расходы отнести к затратам на период, то прибыль будет равна 100 000 руб. (750 000 – 700 000/2 - 300 000 = 100 000).


Прямые и косвенные (с точки зрения бух., а не налог. учета). К прямым относятся затраты, которые можно прямо отнести на себестоимость продукции, центр затрат или др. Примеры: стоимость основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих и т.д. Косвенные – затраты, которые нельзя или экономически нецелесообразно прямо относить на объект учета затрат. Примеры: амортизация оборудования, затраты на коммунальные услуги, др. Для распределения косвенных расходов разрабатывают и применяют разные методики.
ТЕКУЩИЙ ВОПРОС
Элементы затрат:
Статьи себестоимости. Типовая номенклатура:


3. Затраты для оперативных, тактических и стратегических управленческих решений.

Релевантные затраты существенны для принятия решений. Не релевантные затраты включает избыточные данные о затратах или данные, ведущие к неправильному УР.

ВНИМАНИЕ Не релевантные данные могут привести к двум последствиям:



  1. Принятие ошибочного решения вследствие того, что искажается информационная картина, описывающая проблемную ситуацию, по которой следует принять решение;

  2. Снижение оперативности и повышение трудоемкости процесса принятия решения.

Первое правило релевантности. Информация для руководителя должна обеспечить (способствовать) правильное решение. Рассмотрим примеры вариантов подготовки информации, ведущих к ошибочным решениям.

Ситуация 1 Руководитель предприятия принимает решение о снятии с производства вида продукции. Какие данные он должен получить?

Предприятие по производству хлебобулочных изделий осуществляет реализацию через разветвленную сеть торговых ларьков в пределах спроса по каждому наименованию. После резкого повышения цен на некоторые добавки директор, основываясь на интуиции, предполагает, что часть продукции стала убыточной. Он просит проанализировать затраты и выручку.

Бухгалтер, которому было дано это задание, представил данные о выручке по продуктам за период и все затраты. Т.е. он отнес все производственные и коммерческие расходы к затратам на продукт, чтобы подсчитать прибыль каждой единицы. Результаты расчетов показали, что рогалики с маком были проданы в убыток, и руководитель снял их с производства1.

Однако после этого действия прибыль компании снизилась. Объясните, почему.

Какие затраты в данной ситуации релевантны?

Какие затраты в данной ситуации не релевантны?


Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе “затрат прошлых периодов, возникающих в результате ранее принятых решений.

ТЕКУЩИЙ ВОПРОС

Ситуация2. Вы мечтаете о телевизоре с определенными характеристиками (диагональ, конфигурация пульта, др.) и скопили на него половину суммы. Накануне юбилея, друзья и родственнике, зная о вашем желании, решили добавить недостающую сумму. Они непременно хотели увидеть телевизор у вас на столе в день рожденья. Поиски заказанной модели не дали результатов и вы “дали добро” на покупку аналога за 300 у.е. По истечению небольшого времени (абстрагируемся от прав потребителей) вы заходите в магазин и видите телевизор своей мечты: именно та диагональ, плоскость экрана, настройка, пульт! Кроме того, его стоимость ниже – 260 у.е.

Один из сослуживцев узнав о ваших сожалениях, предложил купить у вас телевизор. Но сумма, которой он располагал не превышала 240 у.е. Какая сумма у.е. является релевантной для принятия решения о покупке телевизора:



  • 40 у.е.?

  • 60 у.е.?

20 у.е.? или какая другая?

Ситуация 3. Проанализируйте нижеприведенную ситуацию и попробуйте подготовить в удобном виде информацию и предложения на совет директоров.

ОАО “Система” закупило скоропортящийся материал Х на сумму 400 000 руб. Продукция, для которой производилась закупка, снята с производства из-за отсутствия спроса. В настоящее время ведутся переговоры с заказчиком продукции А, в основу производства которой ложится материал Х. Дополнительные затраты составят 1 000 000 руб., прогнозный объем продаж – 1 300 000 руб. Целесообразно ли принимать заказ?

К ситуации может быть два подхода. Согласно первому, руководству представляются следующие данные о выручке и затратах по новой продукции

Данные о выручке и затратах (подход 1)



Показатели

Сумма, тыс. руб.

Выручка

1 300

Затраты на материал Х

400

Дополнительные затраты

1 000

Итого затрат

1 400

Убыток

100

В результате переговоры о заказе не имеют успеха.

Второй подход предполагает подготовку информации с исключением нерелевантных затрат прошлых периодов.

Данные о выручке и затратах (подход 2)


Показатели

Сумма, тыс. руб.

Выручка

1 300



















Прибыль (не будет показана в бухучете)




Решение будет _____________________________________________:

ВНИМАНИЕ



Второе правило релевантности.

Информация для руководителя должна быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать избыточных данных.

Пример 1. Решается вопрос об открытии обособленного подразделения в Ростове, очевидно, что возникнут дополнительные расходы. Релевантной будет информация только о дополнительных затратах и доходах. Данные о продажах и затратах по существующим обособленным подразделениям будут излишними или нерелевантными.

Пример 2. Повышает релевантность информации для управленческих решений использование альтернативных (условных) затрат.

Пример 3. Очень часто нерелевантной информацией наполняют ответ студенты, не очень хорошо знающие суть вопроса. Иными словами они “льют воду”.
Альтернативные «затраты» (условные затраты) вводят в расчет для того, чтобы получить ответ на вопрос: на сколько выгоднее принимать намеченное решение, а не противоположное. В идеале, менеджер перед выбором курса действий должен проанализировать все возможные альтернативные варианты. На практике такое не всегда удается, поэтому часть их сразу же отбрасывается, наиболее интересные поверхностно просматриваются, а детально разрабатывается лишь минимальное количество вариантов.

Пример. На предприятии “ГОР” имеют место неиспользуемые запасы стали. На начало периода их остатки составили 1 000 ед. по 110 руб. за 1 ед. Оказалось, что имеется много вариантов использования стали. Компания может продать их по 190 тыс. руб. или по 90 руб. за 1 ед., выбросить или производить 2 вида продукции.

Обсуждаются альтернативные варианты того, как наиболее выгодно использовать складские запасы стальных отливок: организовать производство продукции, продать, выбросить. Традиционная форма представления информации менеджерам такова :

Данные для принятия решения (традиционная форма)

Показатели

Произвести

Продать

Выбросить




Продукт А

Продукт Б

Покупатель 1

Покупатель 2




Объем продаж

440

340

180

190



Затраты

180

200







Прибыль

260

140

180

190

-1

Альтернативные затраты преобразуют отчет так, чтобы сразу было видно, насколько выгоднее производить ту или иную продукцию, чем продавать по лучшему из альтернативных вариантов или наоборот.

Алгоритм расчета:



  1. Обсуждается приоритетное направления исходя из стратегии развития предприятия;

  2. Выбирается лучший из отброшенных вариантов;

  3. Прибыль по лучшему альтернативному варианту принимается в качестве условных затрат и вводится в калькуляцию;

  4. Вычисляется насколько обсуждаемый вариант лучше (хуже) альтернативного.

Данные для принятия решения (с использованием альтернативных затрат)

Показатели

Произвести

Продать

Выбросить




Продукт А

Продукт Б

Покупатель 1

Покупатель 2




Объем продаж

440

340

180

190



Затраты

180

200





































Выгода














Приростные (инкрементальные, дифференциальные) затраты выделяются для подготовки удобной для руководителя информации. Они не носят существенного значения, но отчет, полученный руководителем с использованием данной классификационной группы, гораздо более удобен для восприятия, снижает утомляемость, ускоряет процесс принятия решений.
Переменные и постоянные затраты в управленческом учете определяются в зависимости от того, меняются ли они в ответ на колебания одного фактора (независимой переменной). В качестве независимой переменной наиболее часто выбираются: объем производства (количество), объем производства ( стоимость), объем продаж (количество), объем продаж (стоимость), прямые затраты труда (часы), прямые затраты труда (стоимость), вес материалов, машино-часы, километраж.
Переменные расходы – это затраты, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема производства. Типичными примерами являются основная заработная плата производственных рабочих, стоимость затраченных на изготовление продукции основных материалов, электроэнергия на технологические цели и пр.


Рис. 2.1.

Иногдаделят переменные затраты на пропорциональные, прогрессивные, дигрессивные, регрессивные, скачкообразные.



Постоянные расходы это расходы, не зависящие от колебания объема производства. Например, амортизация основных средств исчисляемая прямо пропорциональным методом, часть общехозяйственных расходов.

Рис. 2.2

В составе постоянных затрат выделяются программированные расходы (на исследование, рекламу, проведение консультаций, повышение квалификации сотрудников и т.д.).

Смешанный расходы.

Рассмотреть Условность деления.



Поведение затрат в разных странах (разделение на основе опыта), %.

Категории затрат

США

Япония

Австралия




V

M

F

V

M

F

V

M

F

Основная заработная плата

86

6

8

52

5

43

70

20

10

Заработная плата работников по заготовке материалов

48

34

18

23

16

61

40

30

30

Заработная плата контролеров

34

36

30

13

12

75

21

27

52

Расходы на энергию

26

45

29

42

31

27

-

-

-

Расходы на содержание зданий

1

6

93

0

0

100

-

-

-

Амортизация

1

7

92

0

0

100

-

-

-

Примечание. V – переменные расходы; M – смешанные расходы; F – постоянные расходы.
4. Затраты для целей контроля.

Практическое значение – в управлении подразделениями организации. Контролируемые – это затраты, которые поддаются контролю со стороны менеджеров данного центра ответственности. Неконтролируемые (нерегулируемые) затраты не зависят от деятельности менеджеров данного центра ответственности.

При подразделении затрат на контролируемые и не контролируемые обычно учитываются два фактора: уровень управления и время. Неконтролируемые на одном уровне расходы могут быть регулируемыми на другом. Так, статьи общехозяйственных расходов неконтролируемы для начальников цехов, но вместе с тем на их величину могут влиять начальники функциональных отделов, директора, генеральный директор. Влияние фактора времени хорошо прослеживается на элементе затрат – амортизация основных средств. Он не контролируем в течении короткого промежутка времени. Однако при перспективном решении этого вопроса могут быть внесены изменения со стороны управления (изменение учетной политики, изменения остатков основных средств, изменения состава основных средств, и как следствие – норм и сумм амортизации).

Примерное распределение расходов в цехе по степени подконтрольности на типовом российском предприятии при линейно-функциональной структуре организации внутрифирменного управления

Подконтрольность цеховых затрат при традиционной организационной структуре управления

Укрупненная номенклатура затрат производственного подразделения

Затраты




контролируемые

неконтролируемые

1

2


3

Сырье, материалы, покупные полуфабрикаты

Контролируется количества


Не контролируется цена

Заработная плата производственных рабочих и отчисления от нее







Амортизация зданий, оборудования и т.д.







Содержание и ремонт зданий, оборудования и т.д.







Прочие затраты подразделения







Поглощенные затраты вспомогательных подразделений







Коммерческие расходы







Распределенные общехозяйственные расходы







Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц (рабочих, бригадиров, мастеров, начальников участков и т.д.), оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия.

5. Анализ поведения затрат

Методы:

Логические



Математические

ПРДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ 2
Применяем лучевой принцип – берем одну группу затрат –

  • Цели

  • Методы калькулирования себестоимости, особенности исчисления доходов

  • Способы подготовки информации

  • Примеры использования


В частности

Переменные и постоянные расходы

Пример с хлебобулочным предприятием, критическая точка

ПОПРОБУЙТЕ ПОДЕЛИТЬ

Методы деления

Директ-костинг. Осторожно с названием.

ПРИБЫЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ДИРЕКТ-КОСТИНГУ – МОТИВАЦИЯ

Еще раз примеры использования – критическая точка


1 Напоминаем, что маркетинг обеспечил руководство правильными данными о спросе по брендам. Поэтому увеличение выпуска по другим наименованиям не найдет спроса на рынке.