2. История создания Центра подготовки космонавтов - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
2. История создания Центра подготовки космонавтов - страница №1/1

1. Введение

XXI век принял на свои плечи достижения и проблемы века прошлого. Среди плеяды этих достижений одним из важнейших является - выход человека в космос. Как никогда ранее, нам, живущим в настоящее время, необходимо знать о том, кто стоял у истоков отечественной и мировой космонавтики.



Цель работы:

Проанализировать деятельность РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина с начала его основания до наших дней.



Задачи:

  • изучить историю становления и развития ЦПК им. Ю.А. Гагарина;

  • найти сведения о деятельности ЦПК им. Ю.А. Гагарина с 1960 г. по настоящее время;

  • определить развитие направлений деятельности ЦПК

им. Ю.А. Гагарина;

  • структурировать систему подготовки космонавтов к полетам;

  • проанализировать основные достижения пилотируемой космонавтики.


Методы реализации поставленных задач:

  • подбор литературы по исследуемой теме;

  • анализ литературы;

  • систематизация материалов периодической печати за исследуемый период;

  • приложение современных компьютерных технологий для обработки и анализа полученной информации.


2. История создания Центра подготовки космонавтов

Развитие науки и техники в нашей стране создало возможность к концу 50-х годов всерьез рассмотреть вопрос о полете человека в космос.

История Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Ю.А. Гагарина неразрывно связана с рождением и развитием отечественной и мировой пилотируемой космонавтики. После запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли стало очевидно, что в нашей стране созданы все необходимые научно-технические предпосылки для полета человека в космос.

Для успешного решения вопроса о полете человека в космос С.П. Королев считал необходимым создания Центра для подготовки космонавтов. Вместе с главнокомандующим ВВС главным маршалом авиации К.А. Вершининым он ходатайствовал парад правительством о его создании. К концу 1959 года принимается решение о создании в ВВС специального Центра для подготовки человека к космическому полету. 11 января 1960 года. Главнокомандующим ВВС утверждается организационно-штатная структура Центра подготовки космонавтов ВВС. Первым начальником центра был назначен полковники медицинской службы Карпов Евгений Анатольевич – видный специалист в области авиационной медицины. В штате центра были предусмотрены управление, отдел подготовки космонавтов, учебно-тренировочный отдел, отдел материально-технического обеспечения, взвод охраны и клуб. Формированием центра занималась командование ВВС и Государственный научно-исследовательский институт авиационной и космической медицины, которому Центр был временно подчинен. В марте 1960 года в Москву на центральный аэродром им. Фрунзе прибыла первая группа кандидатов на космический полет. Первое занятие с группой началось 14 марта 1960 года. Летом того же года Центр переместился в Подмосковье – в район нынешнего расположения, где и была продолжена подготовка к космическому полету.

По мере развития космических кораблей и орбитальных комплексов совершенствовалась система подготовки космонавтов, изменялся статус Центра. В 1969 году Центру подготовки космонавтов был присвоен статус Научно-исследовательского испытательного института. В 1970-1972 года происходила реорганизация Центра в результате которой в состав Центра был включен Музей космонавтики. В 1974 году отряд слушателей космонавтов был переведен в состав одного из управлений. В 1975 году в соответствии с руководящими указаниями в составе основных подразделений создан отряд космонавтов, в который вошли космонавты из отделов первого управления, а также отряд слушателей-космонавтов.

Отряд космонавтов стал включать:



  • группу орбитальных кораблей и станций;

  • группу международных космических программ;

  • группу авиационно-космических средств;

  • группу слушателей космонавтов.

В 1982 году восстановлена должность командира отряда космонавтов, которая ранее была совмещена с должностью заместителя начальника Центра полетной и космической подготовки. В отряде космонавтов были созданы группы:

  • орбитальных пилотируемых комплексов общего назначения;

  • многоразовых космических систем общего и специального назначения;

  • Международных космических программ;

  • космонавтов-исследователей;

  • управление деятельностью экипажей пилотируемых космических аппаратов в полете.

В целях повышения эффективности использования научно-технического потенциала Российской Федерации в области пилотируемых космических полетов и подготовки космонавтов для обеспечения выполнения Федеральной космической программы и Международных обязательств России, Правительство Российской Федерации постановлением от 15 мая 1995 года предопределило создание на базе РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина, находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации и Российского космического агентства.

По программе орбитального комплекса «Мир» Центр ежегодно проводил подготовку 12 экипажей основных экспедиций. С 1996 года складывается основная кооперация стран-участников создания МКС, которая вначале получила название «Альфа».В рамках этой программы Центру отводится ведущая роль в подготовке международных экипажей для полетов по созданию и эксплуатации МКС.


3. Направления деятельности Центра


Направления деятельности Центра подготовки космонавтов представлены в приложении 1

3.1. Подготовка космонавтов

Подготовка космонавтов – это комплекс мероприятий, направленных на формирование и поддержание совокупности определенных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения программы космического полета и составляющих основу профессии космонавт.

Подготовка осуществляется по трем основным направлениям:

- подготовка космонавтов к выполнению операций по управлению транспортными космическими кораблями, орбитальным научно-исследовательским комплексом и эксплуатации бортовых систем;

- подготовка к проведению испытаний космической техники и научных исследований в космосе;

- подготовка организма космонавта к воздействию факторов космического полета.



Подготовка космонавтов организуется и проводится в три этапа:

  1. Общекосмическая подготовка имеет целью приобретение кандидатами в космонавты знаний, умений, навыков и качеств, составляющих основу профессии космонавтов. В процессе этой подготовки у кандидатов в космонавты формируются глубокие и устойчивые знания в области наук, составляющих основу космонавтики, знания базового пилотируемого космического аппарата (ПКА) и его систем, а так же вырабатываются первичные навыки эксплуатации этих систем. Приобретаются знания по основам научных исследований и экспериментов и основам испытаний космической техники.

  2. Подготовка в составе групп проводится для совершенствования профессиональных качеств космонавтов, их специализации по определенным типам ПКА. В процессе этой подготовки космонавты приобретают знания и практический опыт, необходимые для подготовки в составе экипажей.

  3. На третьем этапе подготовки – в составе экипажей, у космонавтов вырабатываются устойчивые навыки по выполнению программы предстоящего космического полета. В процессе подготовки изучаются конкретные особенности ПКА и правила его эксплуатации, программа полета, бортовая документация. На тренажерах и стендах отрабатываются навыки взаимодействия в экипаже по выполнению элементов программы космического полета, в том числе и в аварийных ситуациях. Отрабатываются методики выполнения научных экспериментов и исследований.

Подготовка космонавтов включает следующие виды подготовки:

  • техническая подготовка;

  • комплексная специализированная подготовка на тренажерах и стендах по управлению ПКА и эксплуатации их бортовых систем и оборудования;

  • летная и парашютная подготовка;

  • медико-биологическая подготовка;

  • подготовка в моделируемых условиях воздействия факторов космического полета (моделированной невесомости и вакуума, перегрузок);

  • подготовка по системам жизнеобеспечения и скафандрам;

  • подготовка по научным экспериментам, прикладным работам, опытно-промышленному производству материалов в космосе и экологическим исследованиям;

  • подготовка по космической навигации;

  • подготовка к проведению кинофотосъёмок, телевизионных репортажей и работе с бортовыми комплексами видеомагнитной записи;

  • подготовка к действиям в случае аварии на старте или возможной аварийной посадки в экстремальных условиях различных климатогеографических зон;

  • подготовка к проведению операций технического обслуживания, реконструкции и ремонта систем, пилотируемых и беспилотных КА в полете;

  • подготовка космонавтов к управлению робототехническими системами и дистанционными манипуляторами;

  • подготовка по информационно-вычислительным средствам;

  • изучение бортовой и полетной документации;

  • подготовка космонавтов к проведению экспериментальных работ, исследований и испытаний пилотируемых космических аппаратов и их систем.



3.1.1. Стенды

Стенд подготовки экипажей международной космической станции с использованием элементов виртуальной реальности (см. Приложение ) предназначен для проведения предтренажерной подготовки космонавтов.

Задачи, решаемые стендом:

- моделирование бортовых систем российского сегмента международной космической станции (РС МКС). Адекватная реакция моделей бортовых систем на управляющие воздействия обучаемого;

- погружение в виртуальный мир РС МКС с перемещением в нём с 6-ю степенями свободы и возможностью интерактивного взаимодействия с внешним видом и внутренним интерьером и моделями бортовых систем МК;

- информационно-справочная поддержка обучаемого, с получением необходимой информации по бортовым системам и отдельным блокам;

- отработка группового взаимодействия при совместной работе по эксплуатации и ремонту бортовых систем.

Состав стенда (см. Приложение 3)



  1. Рабочее место космонавта.

  2. Рабочее место преподавателя.

  3. Моделирующий сервер.

Астронавигационный функционально-моделирующий стенд (АФМС) создан в 1985 году на базе космического планетария (см. Приложение 4) .

Состав стенда.



  1. Планетарий – средний «ЦЕЙС».

  2. Компьютер, управляющий процессом тренировки.

  3. Капсула экипажа с реальными пультами и приборами основных космических аппаратов (КА), используемых отечественной космонавтикой.

АФМС позволяет, и проецировать звездное небо, и имитировать динамику полета для различных ПКА с перемещением созвездий в поле зрения иллюминаторов с реальными угловыми скоростями.

В основу обучения опознаванию звездного неба положено три принципа:

- характерные признаки (туманность Андромеды, Магеллановы облака и др.);

- своеобразие образов созвездий (Лев, Южный крест, Пегас, Большая Медведица);

- мнемонические правила расположения созвездий и звезд, вокруг хорошо опознаваемых созвездий (по созвездию Журавль легко опознается альфа Южной Рыбы, альфа Павлина и т.д.).

3.1.2. Центрифуги

Динамический тренажер - центрифуга ЦФ-7 введен в опытную эксплуатацию 1 марта 1973 года. Он применяется для решения следующих задач:



  • проверка переносимости перегрузки при отборе космонавтов и летчиков;

  • улучшение медико-биологической переносимости перегрузки и повышения операторских навыков в процессе подготовки космонавтов;

  • проведение исследований, связанных с воздействием экстремальных факторов полета на человека и аппаратуру;

  • проведение медицинских исследований по отработке способов повышения переносимости перегрузки, уменьшению ее негативных последствий и прогнозированию переносимости перегрузки человеком;

  • экспериментальные исследования по повышению эффективности подготовки космонавтов;

  • работы по созданию динамических тренажеров перспективных летательных аппаратов;

  • испытания образцов космической техники, в интересах оборонной промышленности.

Технические характеристики:

  1. Радиус вращения - 7 м;

  2. Максимальная перегрузка - 20 g;

  3. Максимальный градиент перегрузки - 7 g/с;

  4. Максимальная угловая скорость - 50.7 об/мин;

  5. Мощность привода

  • номинальная - 820 кВт;

  • пусковая - 1280 кВт;

  1. Кабина со свободной подвеской;

  2. Центрифуга выполнена по безредукционной схеме;

  3. Система управления ЦФ-7 изготовлена по схеме двигатель-генератор.

Центрифуга ЦФ-18 (см. Приложение 5) эксплуатируется с 1980 года. Она предназначена для отбора и подготовки космонавтов в условиях воздействия моделируемых факторов космического полета.

Такими факторами являются

- линейная перегрузка,

- физиологическая невесомость,

- пониженное давление в кабине,

- измененные температура, влажность, газовый состав воздуха в кабине.



Технические характеристики.

1. Максимальная перегрузка - 30 g;

2. Максимальный градиент перегрузки - 5 g/сек;

3. Пусковая мощность главного электропривода - 27 мегаватт;

4. Изменение давления в кабине за 9 минут - от 800 до 40 мм.рт.ст

5. Изменение температуры в кабине - от +5 до +50град.Цельсия

6. Изменение влажности в кабине - от 30 до 70 %;

7. Изменение % содержания газов воздуха в кабине в пределах



  • азот - 56 - 83%;

  • кислород - 17 – 40%;

  • углекислый газ - 0 – 4%;

8. Масса вращающихся частей центрифуги - 300 тонн;

9. Радиус плеча центрифуги - 18 м;

10. Количество, передаваемых для

регистрации, параметров из кабины - более 100.

Центрифуга ЦФ-18 имеет 3 сменные кабины (А,В,Д). Кабина «А» используется для исследований и тренировок с космонавтами и содержит 2 рабочих места. Кабина «В» предназначена для проведения специальных медицинских исследований и содержит рентгеновскую аппаратуру. Кабина «Д» предназначена для отработки навыков управления космическим кораблем на спуске и содержит макет рабочего места пилотируемого космического аппарата.

Тренировки, проводимые на ЦФ-18.



  1. Тренировка космонавтов в направлении перегрузки «голова-таз» - 5g, в направлении «грудь-спина» - 8g.

  2. Исследование и испытание космического и авиационного оборудования в условиях перегрузки.

  3. Экспертиза летчиков-истребителей ВВС.



3.1.3. Гидролаборатория


Гидролаборатория (Приложение 6) была создана в 1980 году. Она включает в себя большое количество технологических систем и оборудования, различной аппаратуры объективного контроля, а так же специализированные системы служебной связи, телевидения, видеозаписи, освещения, автоматизированной обработки информации, воздухо- и кислородоснабжения, грузоподъемных механизмов, электрооборудования.

Гидролаборатория предназначена для проведения в условиях моделированной невесомости в гидросреде испытаний объектов космической техники, тренировки космонавтов и экспериментальных исследований, оценки возможности выполнения заданного алгоритма операторской деятельности.



Технические характеристики.

1. Объём резервуара - 5000 м3 ;

2. Диаметр трубопровода - 0,4 м;

3. Время аварийного дренажа - 4 – 5 часов;

4. Температура воды в резервуаре

(поддерживается подачей горячей воды) - 30±5 град. Цельсия;

5. Очистка воды от твердых примесей

производится на механических фильтрах из

песка кварцевого низкой фракции – 0,5 – 0,7 мм;

6. Норма содержания активного хлора в воде - 0,3 – 0,5 мг/литр.



3.1.4 Летная подготовка

Летающая лаборатория (Приложение 7) на базе самолета ИЛ-76 МДК при полете по параболе позволяет создавать реальную невесомость. При полетах по кривой Кеплера (Приложение 7) во время перехода с горизонтального полета на восходящий участок кривой и движения самолета через ее вершину

создается режим кратковременной невесомости.

Технические характеристики.

1. Геометрические размеры:

- длина самолета - 46,59 м;

- высота самолета - 14, 76 м;

- размах крыльев - 50,5 м.

2. Лабораторный отсек:

- длина пола - 14,18 м;

- ширина - 3,45 м;

- высота - 3, 4 м .

3. Габариты груза:

- длина - 14 м;

- ширина - 3,3 м;

- высота - 3,2 м;

- максимальная полезная нагрузка - 10 тонн;

- погрузочно-разгрузочное оборудование - 4 тельфера

грузоподъемностью по 2,5 т .

4. Параметры полета:

- количество испытателей - до 20 человек;

- количество режимов невесомости в

одном полете - до 15 раз;

- продолжительность режима невесомости - до 28 сек;

- остаточные перегрузки вдоль продольной - Пх-1х10-2

и вертикальной осей соответственно - Пх-4х10-2

- продолжительность полета - 1,5 – 2 часа;

- перегрузки - 2g.

Космонавты поддерживают летные навыки и тренируются на учебно-тренировочных реактивных самолетах МИГ и Л-39 «Альбатрос» (Приложения 8, 9). По конструктивной схеме самолет представляет собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с низко- расположенным крылом трапециевидного киля с рулем высоты, закрепленным на хвостовой части фюзеляжа. В передней части фюзеляжа расположены герметические кабины, снабженные комплексом кислородного оборудования и системой кондиционирования воздуха. Это обеспечивает нормальную работу экипажа на большой высоте и позволяет легко переносить допустимые эксплуатационные перегрузки при использовании летчиками специального снаряжения. В кабинах установлены катапультные кресла, позволяющие членам экипажа покинуть самолет в аварийных случаях. Фонарь кабины – герметический с одинарным остеклением, откидные части при необходимости могут сбрасываться аварийно-пиротехническими системами.

Аварийное, радиоэлектронное и радиотехническое оборудование самолета обеспечивает возможность выполнения полетов днем и ночью в сложных метеоусловиях. Самолет способен выполнять фигуры высшего пилотажа, что важно для пространственной ориентации, создания знакопеременных перегрузок, для тренировки вестибулярного аппарата.

На основе самолета ТУ-154 создана летающая лаборатория, оснащенная аппаратурой наблюдения в различных спектральных диапазонах. Самолет широко применяется при космических экспериментах, когда одновременно ведутся наблюдения какого-либо района с орбитальной станции, с борта ТУ-154 и наземными экспедициями. Такие «этажерочные» наблюдения позволяют уточнять методики наблюдений и оценки их «сходимости» и в целом повышают достоверность результатов.



3.1.5. Тренажеры


Становление космического тренажеростроения начиналось с подготовки к первому пилотируемому космическому полету Ю.А. Гагарина. Прообразом первого космического тренажера был моделирующий стенд, созданный в 1960 году в одной из лабораторий Летно-исследовательского института (ЛИИ). По инициативе Помощника Главкома ВВС по пилотируемому космосу Н.П.Каманина этот стенд после включения в его состав полноразмерного макета КК «Восток» был доработан под стенд-тренажер (ТДК-1), на котором готовились к космическому полету Ю.А.Гагарин и Г.С.Титов.

Подготовка ко всем последующим полетам на КК «Восток» проводилась уже в Центре на созданном к концу 1961 года в той же лаборатории ЛИИ более совершенном стенде-тренажере ТДК-2, представляющем собой натуральный спускаемый аппарат. На этом тренажере была смоделирована система индикации, сигнализации и ручного управления КК «Восток», предъявлявшая тренируемому космонавту визуальную информацию о режиме полета корабля, работе различных систем, агрегатов и бортового оборудования. Помимо этого, на тренажере впервые была смоделирована внешняя визуальная обстановка в оптическом визире «Взор». Включение в состав тренажера оптико-телевизионного имитатора визуальной обстановки позволило космонавту визуально ощущать реакцию корабля на отклонение ручек управления, что создало иллюзию управления им в космическом пространстве. По существу, именно созданием ТДК-2 было положено начало космическому тренажеростроению.

В 1964 году для подготовки к полету космонавтов В.М.Комарова, К.П.Феоктистова и Б.Б. Егорова на КК «Восход» был создан первый комплексный тренажер ТДК-3КВ, он создавался уже с учетом опыта выполненных космических полетов и накопленных знаний по разработке и созданию тренажеров. Наличие аналоговой ЭВМ МН-14 позволило имитировать динамику движения космического корабля на орбите и спуск с орбиты в режиме ручного управления. Следующий тренажер ТДК-3КД использовался для подготовки к полету с выходом в открытый космос космонавтов П.И.Беляева и А.А.Леонова.

Крупным, но нелегким шагом в космическом тренажеростроении было создание комплексного тренажера КК «Союз». Трудность заключалась в том, что корабль «Союз» представлял качественно новый уровень в пилотируемой космонавтике и был оснащен множеством систем, функционирующих с участием космонавта. Особенно возросла роль космонавта в выполнении динамических операций: появилась сложная операция стыковки двух кораблей.

Первым специализированным тренажером сближения и стыковки КК «Союз» был тренажер «Волга», его операторами-испытателями были Ю.А.Гагарин, В.М.Комаров и В.Ф. Быковский. На этом тренажере впервые был использован специально созданный прибор объективной оценки процесса управления стыковкой, по отклонению реализуемой на тренажере траектории стыковки от оптимальной.

В первые годы космического тренажеростроения многие тренажерные специализированные средства создавались силами специалистов Центра подготовки космонавтов преимущественно на базе многомашинного аналогово-цифрового комплекса АЦК-М, состоявшего из двух комплектов ЦЭВМ М-220 и одного М-222:

- «Ока-АРС» - тренажер ручного управления сближением транспортного корабля (ТК) «Союз»,

- «Кама» - тренажер главного поста ДОС «Салют» (первый на основе ЭВМ),

- «Енисей» - тренажер системы управления движением ТК «Союз»,

- «Амур» и «Байкал» - тренажеры постов управления астроориентации и астронавигации ДОС «Салют»,

- «Сириус-77» - тренажер сближения и стыковки функционально-грузового блока со станцией «Алмаз»,

- «Причал» - тренажер стыковки ТК с ДОС,

- «Посадка» - стенд посадки на Луну.
В 70-х годах в Центре создан ряд комплексных тренажеров для подготовки космонавтов по программе «Алмаз»:

- тренажер «Иртыш»,

- тренажер функционально-грузового блока,

- тренажер возвращения аппарата.

Создание транспортного корабля «Союз» в модификациях «Союз-Т» и «Союз-ТМ» привели к появлению в Центре комплексных тренажеров ТДК-7СТ (1979 г.) и ТДК-7СТ-2 (1986 г.).

Особо следует отметить создание в 1980 году специализированного тренажера сближения и стыковки транспортного корабля с орбитальной станцией – «Бивни» (и его модификаций «Бивни-2» и «Бивни-3»), размещенного на космодроме «Байконур» и предназначенного для поддержания у космонавтов навыков ручного управления транспортным кораблем в период предстартовой подготовки. Примененные в этом тренажере технические решения в 1986 году удостоены Государственной премии СССР по науке и технике.

Последовательное развитие ПКА, усложнение задач, возлагаемых на экипажи, и расширение степени участия космонавтов в проведении космических экспериментов существенно усложнило и тренажеры. Возросла роль не только технических, но и экономических и организационных аспектов создания тренажеров. Возникло противоречие между принципом построения тренажеров по жесткой, неперестраиваемой структуре и увеличением их числа и объема тренировок. Решение этой проблемы в создании в Центре тренажерной системы (ТС) с гибкой структурой, формируемой на основе модулей коллективного использования

В зависимости от количества отрабатываемых навыков и, соответственно, от количества моделируемых систем тренажеры подразделяют на:

- специализированные, предназначенные для привития навыков выполнения определенных конкретных операций, предусмотренных программой полета для того или иного объекта управления (сближение и стыковка с другими ПКА, проведение экспериментов и исследований, подготовка к шлюзованию и выход из ПКА и др.). На специализированных тренажерах моделируются только те системы и источники информации, которые используются космонавтами при выполнении конкретных задач;

- комплексные, предназначенные для отработки программы полета в целом по всему объекту управления. Здесь интегрируются все навыки, приобретенные космонавтами на специализированных тренажерах. Эти тренажеры позволяют отрабатывать все операции со всеми системами, от предстартовой подготовки до действий экипажа после приземления. К тренировкам на комплексном тренажере может привлекаться и персонал наземного ЦУПа, для отработки взаимодействия с экипажем, поэтому комплексные тренажеры обладают наибольшей полнотой моделируемых систем управления.

В зависимости от того, моделируются или нет на тренажерах акселерационные ощущения, они делятся на статические и динамические. В основе построения динамических тренажеров, на которых моделируются изменяющиеся параметры космического полета, лежит принцип подвижности рабочего места оператора (РМО), для чего оно устанавливается на подвижную платформу или в кабину центрифуги, размещенной в кардановом подвесе. Динамические тренажеры обеспечивают отработку навыков управления в условиях акселерационных ощущений реального космического полета. А в статических тренажерах рабочее место оператора неподвижно, и на космонавта не действуют ускорения и перегрузки.

Исходя из условий размещения, тренажеры подразделяются на наземные и бортовые. Наземные, как правило, устанавливаются в специально оборудованных помещениях. Бортовые размещаются непосредственно в ПКА и служат для поддержания у членов экипажа в космическом полете навыков ориентации, навигационных расчетов, управления кораблем, необходимых лишь в определенные моменты полета (при коррекции траектории полета, стыковке на орбите, посадке и т.п.).

В настоящее время в РГНИИЦПК используется и разрабатывается более двух десятков комплексных и специализированных тренажеров для подготовки космонавтов по программе ДОС «Мир», ТК «Союз-ТМ» и международной космической станции.

Среди основных тренажеров следует отметить:



  1. комплексные тренажеры ТДК-7СТ №1 и 2, предназначены для тренировок и наземного обучения экипажей управлению ТК «Союз-ТМ», его системами и устройствами при выполнении программы космического полета в штатных, нештатных и аварийных ситуациях на всех этапах полета, а так же для отработки полетной документации;

  2. комплексный тренажер орбитальной станции «Мир» («Дон-17КС»);

  3. комплексный тренажер целевого модуля «Квант» («Дон-37КЭ»);

  4. специализированный тренажер сближения и стыковки («Дон-732»);

  5. специализированный тренажер целевого модуля «Квант-2» («Дон-77КСД»);

  6. специализированный тренажер целевого модуля «Кристалл» («Дон-77КСТ»);

  7. специализированный тренажер телеуправления сближением («Телеоператор»);

  8. специализированный тренажер сближения и стыковки ТК «Союз-ТМ» с ДОС «Мир» («Дон – Союз - ТМ»), предназначенный для поддержания у экипажа навыков ручного управления ТК и его системами при выполнении сближения, облета, стыковки и расстыковки с комплексом, предусмотренными программой полета;

  9. специализированный тренажер «Выход», предназначенный для тренировок по управлению системами скафандра, автономными и бортовыми системами жизнеобеспечения и системами шлюзования в штатных режимах работы и в нештатных ситуациях.

Тренажеры «Дон-17КС» и «Дон-37КЭ» предназначены для тренировок и обучения экипажей выполнению всей программы полета, в том числе выполнению монтажно-демонтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Тренажер «Дон-732» - для подготовки экипажей по управлению ТК «Союз-ТМ» и его системами в ручном режиме при выполнении сближения и стыковки с орбитальной станцией «Мир».

Специализированные тренажеры целевых модулей «Спектр» и «Природа» предназначены для изучения космонавтами натурального вида модулей, бортового оборудования и отработки навыков работы с бортовыми системами , научной аппаратурой в штатных и нештатных ситуациях, а так же для проведения тренировок и практических занятий по выполнению научных исследований и экспериментов, телерепортажей и кинофотосъемок, операций по эксплуатации систем и оборудования модулей и их техническому обслуживанию и ремонту.

Тренажер «Дон-ГП» предназначен для тренировок экипажей по управлению постоянно действующими системами станции с центрального поста и отработке предполагаемых нештатных ситуаций по системам, а также для тренировок экипажей по выполнению экспериментов, исследований и других задач полета.

Тренажер «Дон-21КС» предназначен для тренировки космонавтов по управлению движением средства перемещения космонавта при выходе в космос и его системами в штатных режимах и предполагаемых нештатных ситуациях.

На тренажерах «Дон-77КСД» и «Дон-77КСТ», кроме изучения конструкции и компоновки модуля, его бортового оборудования и отработки навыков работы с бортовыми системами проводятся тренировки по выполнению научных исследований и экспериментов, сеансов связи, телерепортажей и кинофотосъемок, предусмотренных программой полета.

На тренажере «Телеоператор» экипажи готовятся к ручному управлению грузовым кораблем «Прогресс» при выполнении сближения, причаливания и облета, стыковки и расстыковки со станцией «Мир» в режиме телеуправления при возникновении нештатных и аварийных ситуаций.

Состав комплекса тренажерных средств орбитальных модулей российского сегмента МКС:


  • тренажер функционально-грузового блока,

  • тренажер служебного модуля,

  • учебно-тренировочный макет стыковочного отсека,

  • тренажер универсального стыковочного модуля,

  • учебно-тренировочный макет научно-энергетической платформы.

Тренажеры орбитальных модулей РС МКС функционируют в режиме коллективного использования вычислительных средств, средств контроля и управления тренировкой, отдельных средств имитации внешней визуальной обстановки как автономно, так и совместно, образуя единый технический комплекс. Остальные тренажерные средства функционируют автономно и имеют информационную связь (возможность связи) друг с другом и с информационными системами Центра вне реального времени.

Организационные принципы построения технических средств подготовки космонавтов (ТСПК) для МКС заключаются в выполнении следующих положений:



  • каждый участвующий в создании МКС партнер разрабатывает и создает ТСПК своего сегмента станции на своей базе;

  • подготовка космонавтов к эксплуатации сегментов станции осуществляется на базе стран-заказчиков, постановщиков и исполнителей экспериментов и исследований;

  • завершающий этап подготовки и предстартовая подготовка экипажей осуществляется на базе партнера, осуществляющего запуск ПКА (в России, в США);

  • подготовка проводится на комплексе специализированных и комплексных тренажеров и стендов, который позволяет экипажу и наземному персоналу обеспечивать с учетом их функциональных обязанностей возможность отработки действий по эксплуатации систем и полезных нагрузок всех элементов МКС на различных этапах космического полета, а так же по обеспечению безопасности объединенного экипажа и живучести МКС.

3.2 Научные школы и исследования в РГНИИЦПК

В Центре основаны и развиты научные школы по основным направлениям его деятельности.

1. Научная школа «Обоснование, разработка и развитие общей методологии и системы подготовки космонавтов» основана в начале 70-х годов. Базой для проведения исследований представителями данной школы является опыт подготовки и выполнения пилотируемых космических полетов. На основе анализа и обобщения этого опыта разработаны наиболее важные документы по организационно-методическому и программно- методическому обеспечению подготовки космонавтов. Главное достижение коллектива этой школы – создание научно-обоснованной системы подготовки космонавтов и астронавтов, жизнеспособность которой подтверждена практикой космических полетов.

2. Научная школа «Обоснование, разработка и развитие методологии подготовки космонавтов на комплексных и специализированных тренажерах» основана в 1961 году. Базой для проведения исследований и экспериментов по проблематике этой научной школы являются комплексные и специализированные тренажеры центра, функциональные и испытательные стенды, имитаторы факторов космического полета. В рамках школы проводятся исследования по оптимизации проведения тренировок, оценке ошибочных действий экипажа в процессе тренировок, оценке сложности элементов программы полета, анализу профессиональной деятельности экипажа в полете, планированию полготовки космонавтов, автоматизации комплексного анализа деятельности экипажа в ходе подготовки и в полете.

3. Научная школа «Обоснование основных направлений развития и совершенствования ТСПК» основана в 1976 году. Базой для проведения исследований являются комплекс из 15 тренажерных средств, разветвленная вычислительная система, комплекс программных средств общего и специального математического обеспечения, стенды и макеты для отработки действий в различных условиях космического полета. Школа проводит исследования в следующих направлениях: обоснование состава основных характеристик и технического облика ТСПК по перспективным космическим программам, технико-экономическое обоснование создания комплекса тренажерных средств, определение направлений развития и совершенствования ТСПК, анализ перспектив, направлений и способов использования в тренажерах новых информационных и космических технологий.

4. Научная школа «Развитие системы медико-биологической, психологической и физической полготовки космонавтов к полетам на ПКА всех типов и назначений, а так же послеполетной реабилитации космонавтов» основана в 1960 году. Школа располагает исследовательскими лабораториями и стендами, большим комплексом медицинского и медико-технического оборудования, спортивным комплексом, плавательным бассейном, профилакторием, необходимой базой вычислительных средств, а также уникальным автоматизированным медицинским банком данных. Она имеет возможность привлекать к исследованиям тренажеры, центрифуги, летающие лаборатории и гидролабораторию Центра. Школа ведет исследования в следующих направлениях обоснование направлений и способов совершенствования организационно-методических основ медико-биологической подготовки и реабилитации космонавтов, разработка средств и способов моделирования космического полета и методов прогнозирования устойчивости к воздействию его неблагоприятных факторов, обоснование медико-технических требований к средствам медико-биологической и психологической подготовки космонавтов, разработка новых методов коррекции функционального состояния космонавтов с целью повышения их работоспособности.

5. Научная школа «Обеспечение безопасности космических полетов» основана в 1972 году. Ею ведутся исследования в следующих направлениях: количественное и качественное нормирование, анализ, оценивание и подтверждение уровня безопасности полетов экипажей ПКА; обоснование и разработка организационных основ подготовки космонавтов к действиям в нештатных ситуациях; совершенствование информационного обеспечения деятельности космонавтов в нештатных ситуациях на базе использования новых информационных технологий; разработка способов сбора, хранения и анализа информации о безопасности космических полетов; обоснование структуры и содержания нормативно-правовых и нормативно-технических документов по безопасности космических полетов.

6. Научная школа «Обоснование, разработка и развитие методологии экспериментальной наземной отработки технологических процессов сборки, обслуживания и ремонта космических объектов при выполнении операций внекорабельной деятельности космонавтов» основана в 1980 году. Для проведения исследований школа располагает единственной в России и СНГ гидролабораторией, оснащенной необходимым комплексом средств моделирования внекорабельной деятельности в условиях невесомости (скафандры, водолазное снаряжение, макеты кораблей и станций, инструмент и принадлежности, средства контроля состояния и деятельности космонавтов и специалистов в гидросреде и др.), который может наращиваться и дополняться для решения как текущих, так и перспективных космических программ. Исследования этой научной школы направлены на анализ структуры и содержания внекорабельной деятельности космонавтов; разработку организационно-методических и программно-методических основ подготовки космонавтов к внекорабельной деятельности, обоснование программ и методик эргономических испытаний и способов оценки космической техники, используемой при выполнении внекорабельной деятельности; оценку возможности космонавтов по выполнению внекорабельной деятельности; обоснование состава и основных характеристик экспериментальной базы для проведения работ в условиях имитируемой в гидролаборатории невесомости.

7. Научная школа «Эргономическая отработка и исследование эффективности применения комплексов систем жизнеобеспечения экипажей ПКА» основана в 1969 году. В состав исследовательской и экспериментальной базы входят: тренажеры и стенды, моделирующие комплексы, лабораторное оборудование, вычислительные средства с базами данных и программным обеспечением собственной разработки, экспериментальные установки на базе барокамер и летающих лабораторий Центра и испытательных центров. Творческий коллектив школы проводит исследования, направленные на создание системы моделирования процессов эксплуатации комплексов систем обеспечения жизнедеятельности (КСОЖ) ПКА, обоснование и создание учебно-тренировочных комплексов для подготовки космонавтов к эксплуатации КСОЖ новых типов ПКА, оптимизацию теоретической и практической полготовки космонавтов по КСОЖ ПКА, обоснование и разработку способов ускоренных испытаний КСОЖ.

8. Научная школа «Обоснование способов и средств проведения визуально-инструментальных наблюдений с борта пилотируемых космических аппаратов» основана в 1970 году. Школа располагает хорошо оснащенной базой, включающей: комплексные и специализированные тренажеры и стенды, самолеты - летающие лаборатории, оборудованные средствами проведения визуально-инструментальных наблюдений (ВИН); лабораторно-экспериментальное оборудование, обеспечивающее измерения и получение видовой информации в различных диапазонах спектра, вычислительные и программные средства, позволяющие вести обработку видовой информации, проводить ее анализ и оценку. Исследования школы направлены на разработку методологии организации и проведения ВИН, совершенствование существующих и создание новых бортовых средств наблюдения и оперативной обработки видеоинформации, поиск новых информационных признаков объектов наблюдения, совершенствование методик подготовки космонавтов к проведению ВИН, обоснование структуры, принципов построения и основных характеристик средств подготовки космонавтов к проведению ВИН.

9. Научная школа «Обоснование и разработка системы экологического мониторинга с использованием пилотируемых космических средств», 1970 г. Школа обеспечена необходимой исследовательской и экспериментальной базой, включающей: учебную лабораторию геофизических исследований, учебную лабораторию подготовки космонавтов к экологическому мониторингу, самолет-лабораторию ТУ-154М-ЛК-1 для натурной отработки операций и непосредственного проведения работ по экологическому мониторингу, комплексные и специализированные тренажеры. Исследования школы направлены на определение возможностей космонавтов по проведению экологического мониторинга, обоснование программ и методик подготовки космонавтов к экологическому мониторингу, разработку системно-аэрокосмических методов экологически сбалансированного природопользования и способов анализа информации по экологической обстановке, обоснование нормативов по экологическому мониторингу территорий, используемых министерствами и ведомствами.

Специалисты Центра в рамках указанных направлений выполнили более 300 научно-исследовательских работ.

Центр проводит фундаментальные, поисковые и системные исследования в целях:


  • повышения качества подготовки космонавтов;

  • повышения эффективности деятельности экипажей космических аппаратов;

  • безопасности пилотируемых полетов;

  • совершенствования космической техники;

  • развития базы Центра.

Кроме того, Центр участвует в:

  • летных испытаниях космических аппаратов;

  • эргономической экспертизе и научно-техническом сопровождении создания и применения ПКА;

  • проведении аэрокосмического экологического мониторинга с использованием ПКА и подготовке специалистов в этой области.



3.3. Международное сотрудничество.

3.3.1. Реализация пилотируемых космических программ.


Начало практическому международному сотрудничеству в области космических полетов положено реализацией в июле 1975 года советско-американской программы «Союз» - «Аполлон» (ЭПАС). Она была утверждена соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях от 24 мая 1972 года.

С марта 1973 по апрель 1975 года советские экипажи трижды прошли подготовку в Центре пилотируемых полетов имени Л.Джонсона по изучению космического корабля «Аполлон» и проведению совместных с американскими астронавтами тренировок. В свою очередь, экипажи «Аполлона» дважды были с подобной миссией в советском Центре.

В период с 15 по 25 июля 1975 года впервые была проведена стыковка космических кораблей разных стран и осуществлен переход космонавтов из одного корабля в другой.

Следующей страницей международной пилотируемой космонавтики стали полеты на советских космических кораблях «Союз» и орбитальной станции «Салют-6» интернациональных экипажей с участием космонавтов социалистических стран по программе «Интеркосмос» в 1978-1981 годах. Осуществление этой программы стало возможным в результате создания в нашей стране орбитальной станции второго поколения «Салют-6».

Для полготовки к совместным полетам в декабре 1976 года в Центр прибыли по два кандидата на полет из Чехословакии, Польши и ГДР. С марта 1978 года к ним присоединились их коллеги из Болгарии, Венгрии, Кубы, Монголии, Румынии, а в апреле 1979 года – из Вьетнама. Всего по программе «Интеркосмос» было осуществлено 9 пилотируемых полетов с участием космонавтов перечисленных стран. Из-за повреждения основного двигателя на космическом корабле «Союз-33» стыковка советско-болгарского экипажа с орбитальной станцией была отменена. Запланированные исследования болгарской программы в последующем были выполнены экипажем основной экспедиции с космонавтами В.А.Ляховым и В.В.Рюминым. Программы остальных восьми международных полетов реализованы полностью.

В дальнейшем международные полеты осуществлялись на основе двусторонних соглашений. Два таких полета выполнены на орбитальной станции «Салют-7»: советско-французский в 1982 году и советско-индийский в 1984 г.

Качественно новый этап международного сотрудничества в области пилотируемых полетов связан с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Мир».

На первом этапе международные полеты проводились по классической схеме экспедиций посещения (советско-сирийский в 1987 году, второй советско-болгарский и советско-афганский в 1988 г.).

В дальнейшем программы международных исследований с участием иностранных космонавтов выполнялись во время пересменок экипажей основных экспедиций. Так осуществились полеты космонавтов и астронавтов Франции (трижды), Японии, Великобритании, Австрии, ФРГ и Европейского космического агентства (ЕКА). Длительность пребывания зарубежных космонавтов на борту орбитального комплекса постепенно увеличивалась: французский космонавт Жан-Лу Кретьен работал на «Мире» 23 суток, астронавт ЕКА У.Мербольд проработал на орбите 30 суток, из них 28 – на комплексе «Мир».

Позднее иностранные космонавты стали включаться в состав экипажей основных экспедиций с многомесячным пребыванием на орбите, первым в 1995 году астронавт США Н.Тагард проработал в космосе 115 суток с российскими космонавтами В.Н.Дежуровым и Г.М.Стрекаловым. Астронавт ЕКА Т.Райтер в составе 20-й основной экспедиции 179 суток выполнял функции бортинженера.

Первое участие иностранных космонавтов во внекорабельной деятельности тоже связано со станцией «Мир»: 9 октября 1988 года в открытом космосе побывали А.А.Волков и Жан-Лу Кретьен. В октябре 1995 года Т Райтер дважды выходил в открытый космос с российскими космонавтами С.В.Авдеевым и Ю.П.Гидзенко. Интенсивность международных полетов, обширность и многоплановость работ и исследований в космосе значительно увеличили нагрузку на российских космонавтов. Например, экипаж 22-й экспедиции (В.Г.Корзун и А.Ю.Калери) в начале полета выполнил с француженкой к Деэ двухнедельную программу исследований по проекту «Кассиопея», Затем, в течение 5 месяцев, наряду с национальной программой, они работали с тремя астронавтами НАСА по проекту «Мир»- «НАСА», а на завершающем этапе совместно с космонавтом ФРГ Р Эвальдом они участвовали в экспериментах и исследованиях по программе российско-германского полета.

На август 1996 года в Центре прошли подготовку 50 основных и дублирующих международных экипажей, на советских и российских кораблях и орбитальных станциях работали 25 подготовленных в Центре иностранных космонавтов из 17 стран.

В целях координации усилий по подготовке совместных космических полетов с 1993 года в Центре функционирует офис ЕКА, он одновременно представляет интересы ДЛР – организации, осуществляющей космические исследования в Германии, а с 1994 года открыт офис технического директора НАСА.

Кроме работ по государственным заказам, Центр напрямую организует подготовку иностранных космонавтов по специальным программам. Сюда входят дополетные, ознакомительные стажировки не летавших космонавтов и астронавтов, а так же уже выполнивших полет с целью углубления знаний и поддержания ранее приобретенных навыков. Подобная работа проводилась с представителями ЕКА, КНЕС,ДАРА.

С начала регулярных полетов американских МТКК «Спейс Шаттл» для стыковки с комплексом «Мир» со всеми их экипажами проводились недельные занятия по изучению конструкции и компоновки орбитальной станции и модулей. Станция «Мир» за 15 лет работы приняла 37 экспедиций.

Углубление интеграционных процессов – объективная реальность, необходимое условие дальнейшего развития космонавтики. Свидетельством тому является впечатляющий проект строительства на орбите международной космической станции (МКС). В нем участвуют Россия, США, ЕКА, Япония и Канада.



3.3.2. Научный туризм.

Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина предоставляет услуги по направлениям своей деятельности. Перспективными являются работы в рамках международного научного туризма. В ходе подготовки так называемых «космонавтов-любителей» они получают определенные знания по пилотированию космического корабля «Союз» и орбитальных станций, выполнению научных, технических и медико-биологических исследований и экспериментов в космосе. И главное, им предоставляется возможность испытать на себе, что такое подготовка космонавта к полету, в тех же условиях, в которых готовятся к полету профессионалы, под руководством тех же инструкторов, рядом с профессиональными космонавтами, готовящимися к полетам. Это является стимулом, подвигающим людей, далеких по роду своих занятий и месту жительства, приезжать в Звездный городок и знакомиться с подготовкой космонавтов «изнутри».

Первый опыт ознакомления иностранных любителей с деятельностью Центра состоялся в конце 1990 года. За десять лет с того момента Звездный посетило более трех тысяч российских и иностранных граждан в рамках подобных программ. Основная часть прошла через 4-часовые программы, дающие общее представление о деятельности «космической академии».

Более 250 человек, из них более 100 иностранцев, прошли подготовку по программе «Космического лагеря» (5-10 дней, длительность по согласованию), за это время участники получают возможность:



  • получить медицинский сертификат годности к космическому полету;

  • изучить некоторые теоретические основы космонавтики;

  • приобрести практические навыки по работе в невесомости на борту самолета-лаборатории;

  • приобрести навыки по внекорабельной деятельности в условиях моделированной невесомости в гидролаборатории;

  • получить навыки по пилотированию космического корабля «Союз» во время сближения и стыковки с орбитальной станцией;

  • проверить организм на центрифуге ЦФ-18 и вестибулярных стендах;

  • получить практические знания по выживанию в различных климатических и географических зонах, таких как тайга, море, тундра, пустыня и горы.

В случае успешного завершения курса участник получает соответствующий диплом о прохождении подготовки в Центре.

3.4.Работа с молодежью.


Нашим аэрокосмическим лицеем им. Ю.В. Кондратюка установлена тесная связь с Центром подготовки космонавтов. Начиная с 1990 года, группы наших ребят ежегодно посещают Музей Центра подготовки космонавтов и некоторые из его тренажеров. За это время в Центре побывало человек. И в 2003 году учащаяся нашего лицея Анненкова Светлана была участницей ежегодного Международного комического лагеря «Звездная эстафета».

4. Некоторые итоги деятельности ЦПК


Сегодня Центр – обширный комплекс служебных и административных зданий, а так же технических средств, в которых осуществляется подготовка российских и зарубежных космонавтов.

К настоящему времени российская система подготовки космонавтов - это зрелая устоявшаяся система, известная и признанная во всем мире, имеющая высокий авторитет не только у нас в стране, но и среди иностранных и международных космических агентств.

Тренажеры Центра представляют собой гибкий наращиваемый комплекс программно-аппаратных средств для различных тренировочных конфигураций, которые учитывают задачи по подготовке экипажей и эволюцию космической техники.

Наиболее значимыми показателями деятельности Центра являются подготовка и полеты космонавтов.

За 42 года работы ЦПК было подготовлено 222 российских космонавтов и 151 иностранных (Приложение11 )

Из российских кораблей и станций было совершено 55 успешных выходов в открытый космос (Приложение 12), что в человеко-часах составило 913,3 (Приложение 11). Наибольшее число выходов – по 10 раз совершили космонавты (Приложение10 ), основные цели выходов в открытый космос – монтаж и ремонт оборудования, экспериментальные работы (Приложение10 ).

За период с 1961 года по 2001 год на орбите находилось 8 орбитальных комплексов, на которых работало более 80 экспедиций, Самое большое количество экспедиций -37 – работало на орбитальном комплексе «Мир», который находился на орбите 5507 суток – 15,08 лет.(Приложение 13) Суммарный налет экспедиций на комплексе «Мир» составил 12348 человеко-суток (Приложение12 ).

Наибольшее количество полетов - по 5 - совершили космонавты В.А.Джанибеков, А.Я.Соловьев, Г.М.Стрекалов.

Центром проведено свыше 1500 испытаний различных объектов, в том числе около 100 летно-конструкторских испытаний, 270 испытаний ТСПК и различного оборудования, выполнено более 300 научных работ.

5. Перспективы развития.


На рубеже нового тысячелетия интеграционные процессы привели человечество к реализации впечатляющего космического проекта – созданию Международной космической станции. Специалистам Центра предстоит большая работа по организации и обеспечению подготовки основных экспедиций на МКС и экспедиций- посещений, космонавтов в составе групп, а также иностранных космонавтов и астронавтов. Так в 2003 году намечена:

  • подготовка по российскому сегменту МКС 14 российско-американских экипажей,6 экипажей посещения для замены транспортных кораблей Союз», а также 4 экипажа транспортной системы «Спейс –Шаттл»;

  • участие в выполнении и обеспечении трех длительных полетов на МКС, 2 экспедиций посещения;

  • подготовка в группах по программе МКС как российских космонавтов-испытателей, так и астронавтов других стран по полной программе, включая испытания на центрифуге;

  • совершенствование программы подготовки космонавтов, пополнив ее( по предложению французского хореографа Кицу Дюбуа) 30- минутным комплексом танцевальных упражнений для астронавтов, где есть вращение торса, прыжки, наклоны и ходьба с грузом, укрепленным на талии, чтобы сымитировать смещение центра тяжести;

  • проведение очередного набора в отряд космонавтов по Международным комическим программам.

  • продолжение работы с молодежь;

  • пропаганда идей космонавтики.



Заключение

РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина был основан 11 января 1960 г. с целью обучения группы летчиков истребительной авиации, из которых следовало выбрать первого космонавта.

В настоящее время ЦПК им. Ю.А. Гагарина – крупный центр международного сотрудничества различных специалистов из десятков стран мира, основными видами деятельности которого являются:


  • подготовка космонавтов к полетам;

  • испытания авиационно-космической техники;

  • участие в развитии международного космического туризма;

  • научные школы;

  • пропаганда идей космонавтики среди молодежи.

Перспективой развития ЦПК им. Ю.А. Гагарина является:

  • совершенствование подготовки космонавтов;

  • развитие космической техники;

  • международное сотрудничество в различных видах деятельности.

Принимая во внимание актуальность и практическую значимость исследовательской работы по истории создания и деятельности РГНИИЦПК им. Ю.А. Гагарина, можно сделать вывод:



  • со дня образования ЦПК создал систему подготовки космонавтов, имеющую высокий авторитет не только в России, но и среди иностранных и международных космических агентств;

  • ЦПК является одним из ведущих центров подготовки космонавтов, в котором прошли подготовку 543 российских и 110 иностранных космонавтов;

  • в ЦПК работают 9 научных школ, в которых специалисты выполнили более 300 научно-исследовательских работ;

  • успешно проведена работа по созданию международных экипажей;

  • проводится работа по пропаганде идей космонавтики среди молодежи;

  • развивается международное сотрудничество по проблемам пилотируемой космонавтики.

Результатом исследовательской работы является:



  • систематизация материалов по вышеуказанной теме;

  • видеоряд в программной среде Power Point для проведения экскурсий, уроков и классных часов;

  • тезаурус понятий и список справочной литературы по данной теме.