19 избирательный процесс учебные вопросы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
19 избирательный процесс учебные вопросы - страница №1/1

Тема 19

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Учебные вопросы.

1. Современное избирательное право.

2. Организация и порядок избирательного процесса.

3. Понятие избирательной системы.
«Плохие государственные деятели

избираются хорошими гражданами,

не участвующими в голосовании»

Жак Примо
Одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различные представительные органы управления: центральные, региональные и местные. Эти органы создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами.

В то же время существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.



1. Современное избирательное право
Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, политического режима. (Слайд 2) Порядок выборов регулируется институтом выборов - системой норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности. Эти нормы устанавливают: основные принципы избирательного права, требования, относящиеся к избирателям и кандидатам, порядок организации и деятельности органов, осуществляющих проведение выборов и т.д.

Выборы всегда осуществляются в конкретной общественно-политической среде, которая во многом определяет их подлин­но демократический или манипулятивный (недемократический) характер. Эта среда включает ряд параметров, отражающих ее влияние на избирательный процесс. К ним относятся: наличие в обществе ценностного консенсуса, атмосферы доверия, готовности политических партий, подавляющего большин­ства граждан признать результаты выборов; уважение в государстве прав человека; электоральная (гражданская) просвещенность избирателей; демократический характер регистрации избирателей, кандидатов и взаимоотноше­ний между ними; формирование независимых, беспристрастных и компетент­ных органов управления избирательным процессом; наличие доступных для всех механизмов подачи и рассмот­рения жалоб и разрешения споров, а также эффективных и неза­висимых органов контроля за соблюдением избирательного права.

В политическом процессе выборы выполняют целый ряд функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие:

во-первых, выборы представляют собой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех кандидатов, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части избирателей;

во-вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт;



в-третьих, выборы являются надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественные объединения, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов;

в-четвертых, выборы - одна из форм политической социализации граждан, поскольку реализация их избирательных прав, создание предвыборных объединений, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.

Ключевой категорией для выборов является понятие избирательного права. (Слайд 3) Этот термин употребляется в двух значениях: объективном и субъективном. Объективно избирательное право - это раздел конституционного права; субъективно - это право конкретного лица участвовать в выборах.

Обычно в конституциях государств названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщность, равное избирательное право, прямые (непрямые) выборы, тайное голосование.

Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирате­ля) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выбо­рах. Однако всеобщность не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Для этого существует ряд цензов, которые позволяют осуществить отбор правоспособных избирателей:

возрастной ценз – это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь при достижении определенного возраста (как правило, с 18 лет);

ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени (США – 1 мес., ФРГ – 3 мес., во Франции – 6 мес., в Канаде – 12 мес.);

ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. Первоначально избирательное право было чисто «мужским» и не распространялось на женщин (США предоставили избирательные права женщине в 1920 г., Англия – в 1928 г., Франция – в 1944 г., Италия – 1945 г., Греция – 1956 г., Швейцария – в 1971 г.);

имущественный ценз в неприкрытой, открытой форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируются» другими цензами, которые фактически играют ту же роль.

Наряду с названными цензами существует целый ряд способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, признанные не дееспособными и т.д.. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы» (ст. 48 Конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе», а законодательство штатов Алабамы, Коннектикута США требует, чтобы избиратель имел «хороший характер»).

В случае пассивного избирательного права вводятся более жесткие цензы. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять целому ряду других требований: устанавливается более высокий возрастной ценз (как правило, 23-25 лет – в нижнюю палату, 30-40 – в верхнюю); чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер; кандидатам запрещается занимать определенные должности, они должны исповедовать определенную религию и т.д.

Равное избирательное право - это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Избирательное право является равным, если: каждый избиратель имеет равное число голосов; в стране существует единый избирательный корпус, (т.е. все избиратели не разделены на социальные или иные группы с неодинаковым представительством); депутат избирается от равного числа жителей или избирателей; закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения кандидатов, ведения ими предвыборной агитации и определения результатов выборов. Равенство избирательного права предполагает также создание равных по численности населения избирательных округов.

Прямые и непрямые выборы. Прямые выборы - это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства и отдельных должностных лиц (президента). Почти всегда прямыми выборами избираются депутаты нижней палаты парламента, однопалатного парламента, низовые органы местного самоуправления. Вместе с тем, многие высшие органы государства и должностные лица, в том числе в демократических странах, избираются непрямыми выборами (выборы, имеют промежуточное звено - коллегию выборщиков). Существуют две разновидности непрямых выборов: косвенные и многостепенные. Косвенные выборы имеют два варианта. При первом - выборы проводятся специально создаваемой для этого избирательной коллегией (Финляндия до 90-х гг. ХХ в.). При втором - за кандидатов голосуют члены нижней палаты парламента, избранные от данного департамента, члены советов (органов местного самоуправления региона) и специально избранные для такого голосования муниципальными советами их члены (сенат во Франции). Многостепенные выборы организуются иначе. Низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы избирают депутатов в вышестоящие представительные органы и так вплоть до парламента (Китай).

Тайное голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня (открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки). Нарушение тайны голосования карается законом.

Таким образом, сущность выборов - это определение партий и должностных лиц, которые в течение определенного срока будут управлять государством, его субъектами или административно-территориальной единицей. В подавляющем большинстве стран свободные, честные и регулярные выборы рассматриваются как один из важнейших признаков демократии.



2. Организация и порядок избирательного процесса
Избирательный процесс - деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий, направленных на избрание депутатов и выборных должностных лиц. (Слайд 4) Избирательный процесс представляет собой цепь последовательно проводимых этапов: назначение выборов; формирование избирательных округов и участков; назначение избирательных органов; регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение агитационной кампании; голосование; подсчет голосов и объявление результатов выборов.

Назначение выборов. Выборы проводятся в сроки, устанавливаемые конституциями, либо обычным законодательством. В обычных условиях выборы проводятся по истечении срока полномочий представительного органа - очередные выборы. В случае досрочного прерывания полномочий выборного органа (лица) проводятся внеочередные выборы.

Кроме основных выборов часть должностей (например, в США) на всех уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся с разной периодичностью. В случае отзыва (отстранения), отставки или смерти депутата и открывшейся вакансии в парламенте проводятся дополнительные выборы.



Формирование избирательных округов и участков. Выборы производятся по избирательным округам, учрежденным на основании закона. Если от округа избирается один депутат, такой округ называется одномандатным (одноименным), если же от округа избирается несколько депутатов, такой округ называется многомадатным (многоименным). Законодательство предписывает необходимость образования равных округов, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей. Обычно размер округа зависит от уровня выборов. Для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, а для проведения выборов областного или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Во многих странах устанавливается минимум населения, от которого избирается определенное число депутатов.

Избирательный округ подразделяется на избирательные участки - минимальные территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом голосования. На избирательных участках проводится голосование и подсчет голосов избирателей.



Назначение избирательных органов. Объем работ, связанный с регистрацией избирателей, составлением и уточнением списка, регистрацией кандидатов на выборные должности, проведением голосования, подсчетом голосов и определением его результатов возлагается в каждой стране на свою систему органов по проведению выборов (избирательные комиссии, суды, муниципалитеты). Органы по проведению выборов имеют иерархию и включают в себя: центральные (общенациональные), окружные и участковые избирательные органы.

Регистрация избирателей. Важнейшим этапом выборов является регистрация избирателей и составление избирательных списков. Избирательный список определяет круг участников голосования, которые в установленный момент выразят свое отношение к кандидатам. При системе необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов. После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу - со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку.

Выдвижение кандидатов может осуществляться тремя основными способами: выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с поддержкой избирателей; выдвижение политическими партиями; выдвижение кандидатов путем особой процедуры (праймериз). Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые в случае, если не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, в ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов).



Проведение агитационной компании. Как правило, процесс проведения агитационной кампании регламентируется законодательными нормами, основанными на следующих важнейших принципах:

создание равенства возможностей для всех участвующих в выборах кандидатов (всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, государство берет на себя финансирование предвыборной кампании, всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении);

лояльное поведение по отношению к своим противникам, недопущение оскорблений противника и т.д.;

сохранение нейтралитета государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.

Голосование. Подача голосов является завершающим этапом избирательной кампании. Голосование за выдвинутых кандидатов обычно осуществляется лично (законодательства отдельных стран допускают голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных). О времени и месте голосования участковые избирательные органы обязаны оповестить избирателей заранее до дня его проведения (через средства массовой информации, наглядную агитацию, лично, в ходе обхода мест жительства и т.д.). Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентизмом. Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер: во-первых, это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании; во-вторых, законодательное установление сравнительно низкого процента участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися (однако на президентских выборах этот процент всегда не менее 50% плюс 1 голос); в-третьих, законодательное установление обязательности голосования не только как морального долга, но и как юридической обязанности граждан (Австрия, Бельгия, Дания, Турция). В качестве наказания применяется общественное порицание, лишение на время избирательных прав, штраф. В единичных странах мерой преодоления абсентизма избрано не наказание, а поощрение для явившихся (в Андорре, например, выдается стакан вина или одна песета).

Подсчет голосов и объявление результатов выборов. Сразу же после завершения голосования избирательные органы начинают под­счет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. Для того, чтобы предотвратить подобные фальсификации и обес­печить доверие граждан к результатам выборов, применяется контроль за голосованием и подведением его итогов (незави­симые, в том числе международные наблюдатели; независимое параллельное подведение итогов голосования и т.д.).

Таким образом, организация выборов – явление чрезвычайно сложное и динамичное. Их конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны содержание этого процесса также со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.



3. Понятие избирательной системы
Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. (Слайд 5)

Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.



Мажоритарная система. В основе системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства.

В случае абсолютного большинства избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, проводится второй тур выборов. Ко второму туру выборов допускаются кандидаты, набравшие определенное количество голосов (например, во Франции, ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов). Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

В случае относительного большинства (плюральной избирательной системы) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он автоматически становится депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам (Великобритания, США).

Достоинства мажоритарной системы: учет мнения большинства избирателей определенного округа; предопределяет господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

Недостатки мажоритарной системы: не полностью выражает политическую волю населения (может теряться, не учитываться практически до 49% голосов избирателей); нарушается принцип всеобщности избирательного права (голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают); избиратели, голосовавшие за проигравших кандидатов, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы; не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте (небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей).

Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.



Пропорциональная система. Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу (партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется). Партийные списки могут быть различных видов (открытые, закрытые и смешиваемые).

Для определения результатов голосования устанавливается квота, т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный барьер. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей (Турция – 10%, Россия - 7%, Германия и Италия – 5%, Венгрия и Болгария – 4%, Дания – 2%). Партии, не преодолевшие этот барьер, не получают ни одного места в парламенте.

Достоинства пропорциональной системы: является наиболее демократичной, позволяет учитывать политические симпатии населения; стимулирует многопартийность; создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Недостатки пропорциональной системы: затруднено формирование правительства (в условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий); не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата (он выбирает не человека, а партию); значительно возрастает роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе (создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за «теплые» места и т.д.); нарушается сам принцип пропорциональности.

Смешанные избирательные системы. Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов (например, Германия). Выборы проходят в один тур. Избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

Таковы основные характеристики избирательных систем. Необходимо также отметить, что существует определенная взаимосвязь между партийными и избирательными системами в государстве. По мнению французского политолога М.Дюверже, содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трех сформулированных им законов.

Первый закон. Мажоритарная избирательная система с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране партийной системы, состоящей из двух соперничающих партий. В основе действия этого закона лежат два вывода. Первый заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Создается эффект «недопредставительности». Второй вывод имеет психологический характер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больший шанс победить на выборах.

Второй закон. Становление в той или иной стране мажоритарной избирательной системы с голосованием в два тура свидетельствует о том, что в ней утвердилась партийная система, включающая несколько партий. При этом данные партии занимают достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В основе действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создает для всех партий возможность участия в первом туре выборов. Это и ведет к многопартийности.

Третий закон. Пропорциональная партийная система способствует становлению многопартийной системы. При этом партии отличаются жесткой внутренней структурой и независимой по отношению друг к другу позицией. Данная система способствует широко развитой многопартийности. Это очевидно. Каждая партия при такой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в союзы, блоки и не прибегая к компромиссам.

Таким образом, в природе существует множество разновидностей избирательных систем, которые неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных голосов и распределяемых депутатских мандатов.



Резюме
1. Избирательный процесс - важнейший компонент современной политики.

2. Основной формой участия в политике является участие в выборах, которые показывают расстановку политических сил, определяют степень доверия избирателей партиям, лидерам, программам, а также снимают напряжение в обществе.



3. Избирательные системы, применяемые в современных условиях довольно многообразны в зависимости от исторических традиций, национальных особенностей, обстановки в стране и имеют характерные, присущие только им недостатки: при мажоритарной системе меньшинство вообще не получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда есть остатки неучтенных голосов.