18. Страхование в системе финансов: основные понятия, классификация видов страхования Экономическая сущность страхования - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
10. Страхование предпринимательского риска 1 133.39kb.
Реферат на тему: " Экономическая суть страхования" Студентка группы... 1 192.02kb.
Белгородской области о бюджете белгородского территориального фонда... 1 196.59kb.
Правила страхования в рамках международной системы страхования гражданской... 1 111.99kb.
Сущность и функции денег; денежное обраще­ние; сущность финансов... 1 17.37kb.
1. Сущность финансов предприятий (организаций) 1 10.01kb.
Функции страхования Микро уровень 1 113.98kb.
Кафедра гражданско-правовых дисциплин Вопросы к зачету по дисциплине... 1 22.71kb.
Вопрос №25. 3 Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных... 1 66.06kb.
Сущность и основные понятия управления персоналом в системе государственной... 1 23.36kb.
1. Возникновение финансов. Социально-экономическая сущность финансов 3 685.66kb.
5. Рынок: понятие, виды и сущность 1 115.15kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
18. Страхование в системе финансов: основные понятия, классификация видов страхования - страница №1/1

18. Страхование в системе финансов: основные понятия, классификация видов страхования
Экономическая сущность страхования. Возникновение страхования обусловлено идеей перераспределений потерь, падающих на одно лицо в результате какого-то несчастного случая на целую группу лиц, подверженных той же опасности.

Страхование как экономическая категория отражает процесс формирования целевых ФДС и их использование на возмещение ущерба. Страхованию свойственна возвратность платежей.

Можно выделить две задачи страхования:



  • возмещение ущерба гражданам и юридическим лицам, пострадавшим при возникновении неблагоприятных событий различного характера;

  • сбережение, суть которого заключается каким-либо человеком капитала, предназначенного для осуществления намеченной им цели.

Страхование является гарантом компенсации ущербов, нанесенных имущественным интересам государства, хозяйствующим субъектам и населению.

Понятия и термины страхования. Страховой терминологии характерны следующие основные понятия: страхователь, страховщик, объект страхования, страховая ответственность, страховой риск, страховой случай, договор страхования, страховая сумма, страховая премия, страховой тариф, страховой продукт, страховой ущерб, срок страхования, страховой посредник, перестрахование.

Государственное имущественное и личное страхование. Страхование осуществляется в двух основных формах – обязательное и добровольное. В РФ законодательно предусмотрено два способа проведения обязательного страхования:

1. обязательное страхование;

2. обязательное государственное страхование.

В России традиционно принято делить страхование на две отрасли:

- личное;

- имущественное.




19. Неналоговые доходы государственного бюджета.

Неналоговые доходы государственного бюджета формируются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Система прочих доходов Государственного бюджета включает различные виды неналоговых платежей, которые отличаются от налоговых платежей по методам и формам взимания, источникам, субъектам платежей и другим основаниям. В отличие от налоговых платежей они могут быть также добровольными (например, поступления по государственному кредиту) и обязательными (например, платежи от использования государственных и финансовых активов, объектов государственной и муниципальной собственности и т. д.). Существуют и другие группы неналоговых платежей, и в частности, взимаемые за оказание услуг со стороны государства (государственная пошлина), а также в качестве юридических санкций за нарушение норм различных отраслей права (штрафы, пени, доходы от конфискованного имущества и т. п.).
Виды неналоговых доходов:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной

собственности;

  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

  • доходы от реализации государственных запасов;

  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;

  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

  • административные платежи и сборы;

  • штрафные санкции, возмещение ущерба;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности.


20. Понятие расходов бюджета. Основные направления расходов государственного бюджета.
Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и ролью в расширенном производстве.

Функциональная структура расходов включает в себя следующие разделы:



  • государственное управление и местное самоуправление;

  • международная деятельность;

  • национальная оборона;

  • промышленность, энергетика, строительная индустрия;

  • сельское хозяйство и рыболовство;

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • образование;

  • здравоохранение и физическая культура.

Имеется экономическая классификация, которая включает текущие и капитальные расходы. Текущие расходы включают в себя часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее финансирование органов государственной власти и местного самоуправления. Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

21. Понятие и структура внебюджетных фондов, их состав.

В отечественной экономической литературе принято считать внебюджетными фондами самостоятельные звенья финансовой системы, что определяется следующими аргументами:



  1. внебюджетные фонды создаются и используются на строго определенные публичные цели, имеющие значение для конкретных территорий и всего государства в целом;

  2. правовое положение фонда определяется положением о фонде, утверждается соответствующими представительными органами;

  3. денежные средства фонда, обособлены от бюджета и на покрытие бюджетных расходов не используются, равно как и средства бюджета не перечисляются во внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Источники формирования внебюджетных фондов:



  • специальные налоги и сборы;

  • ассигнования из местных из федеральных, региональных и местных бюджетов;

  • специальные займы;

  • добровольные поступления.

Социальные внебюджетные фонды. Среди внебюджетных фондов особое значение имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходов источников и строго целевое использование средств.

В состав государственных внебюджетных фондов в настоящее время входят:

- Пенсионный фонд РФ;

- Фонд социального страхования;

- федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

- Государственный фонд занятости населения РФ.

Социальные внебюджетные фонды за исключением Государственного фонда занятости являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Главная задача государственных социальных внебюджетных фондов – разгрузка Федерального бюджета и осуществление социальных выплат и вознаграждений.

22. Характеристика Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству Российской Федерации, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности. Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.



К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:

•целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;

•участие на долговременной основе в федеральной и региональных финансовых программах по социальной поддержке населения;

•расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования;

•организация государственного банка данных по плательщикам страховых взносов в ПФР;

•развертывание подготовительной работы по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов;

•осуществление межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

•участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий,



К источникам образования Пенсионного фонда относятся:

•страховые взносы работодателей;

•страховые взносы граждан РФ;

•ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.




23. Фонд социального страхования
Государственный внебюджетный фонд, находящийся в федеральной собственности России, создается в целях гарантированного финансирования выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 3-летнего возраста, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся и членов их семей, а также для других целей социального страхования.

Денежные средства Фонда социального страхования Российской Федерации являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.



Источниками образования фонда социального страхования являются:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью:

- страховые взносы некоторой категории граждан;

- доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

- ассигнования из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах;

- добровольные взносы граждан и юридических лиц;

- прочие доходы.

Структурно в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган.

24. Характеристика Фонда обязательного медицинского страхования

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года (в ред. от 5 августа 2000 года).

Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды образуются соответственно представительными исполнительными органами власти республик в составе РФ и иными субъектами федерации.

Основными источниками образования федерального и территориальных фондов являются страховые взносы хозяйствующих субъектов на обязательное медицинское страхование, бюджетные ассигнования и иные поступления. Полученные средства направляются на финансирование обязательного медицинского страхования и иных связанных с этим мероприятий. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и отчет о его исполнении ежегодно рассматриваются Государственной Думой.


25. Понятие налоговой системы, ее содержание, значение, принципы построения

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т. е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Введенная с 1 января 1992 года новая налоговая система Российской Федерации включает 4 грyппы налогов:

1. Общегосyдарственные налоги и сборы, определяемые законо-дательством РФ;

2. Респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ, национально-госyдарственных и административных образований, yстанавливаемые законами этих респyблик и решениями госy-дарственных органов этих образований;

3. Местные налоги и сборы, yстанавливаемые местными органами госyдарственной власти в соответствии с законодательством РФ и респyблик в составе РФ;

4. Общеобязательные респyбликанские налоги и сборы респyблик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.

Состав налогов и сборов может меняться по решению соот-ветствyющих органов. В настоящее время он определен законом "Об основах налоговой системы в РСФСР". К общегосyдарственным налогам, взимаемым на всей территории РФ по единым ставкам, относятся: 1. Налог на добавленнyю стоимость. 2. Акцизы. 3. Подоходный налог с банков. 4. Подоходный налог со страховой деятельности. 5. Налог с биржевой деятельности. 6. Налог на операции с ценными бyмагами. 7. Таможенная пошлина. 8. Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий. 9. Подоходный налог с физических лиц. 10. Налоги и платежи за использование природных ресyрсов. 11. Налоги на транспортные средства. 12. Налог с имyщества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.

К респyбликанским налогам и налогам национально-госy-дарственным и административно-территориальных образований от-носятся: 1. Налог на имyщество предприятий. 2. Лесной доход. 3. Плата за водy, забираемyю промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др.

К местным налогам и сборам относятся: 1. Налог на имyщество физических лиц. 2. Земельный налог. 3. Сбор за право торговли. 4. Налог на рекламy (до 5% от стоимости yслyг по рекламе) 5. Налог на перепродажy автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. 6. Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками. 7. Лицензионный сбор за право проведения местных аyкционов и лотерей. 8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и при продаже и покyпке валюты (по ставке до 0.1% от сyммы сделки) и др.



ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Регулирующая.

Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т. п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Стимулирующая

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.




26. Государственный кредит и его функции
Совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредиторами - физические и/или юридические лица.

На практике государственный кредит осуществляется путем приобретения кредиторами государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих их право на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или оговоренного в кредитном договоре иного имущества, установленного процента, а также иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска государственного займа в обращение.

В зависимости от того, является ли кредитор резидентом данной страны или нет, различают внутренний и внешний государственный кредит. Сумма всех кредитов (займов) на определенный момент времени составляет государственный долг.

Государственный кредит может осуществляться в принудительном или добровольном порядке.

Функции государственного кредита:

1) регулирующая: вступая в отношения кредита, государство воздействует на денежное обращение, производство, занятость, уровень ставок на рынке денег и капиталов и другое.

2) фискальная: государственный кредит является вторым после налогов способом финансирования государственных расходов.

27. Сущность и основные формы проявления инфляции
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения.

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности.



Виды инфляции

Существует несколько видов инфляции.:

1. Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Данные за 70-е, 80-е и начало 90-х гг. по США, Японии и западноевропейским странам, как раз и говорят о наличии ползучей инфляции. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%;

2. Галопирующая инфляция (рост цен на 20-2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%.



3. Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц).