17 Структура национальной экономики. Теневая экономика - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
17 Структура национальной экономики. Теневая экономика - страница №1/1

17 Структура национальной экономики. Теневая экономика

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.


В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.


Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:


  • фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

  • денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

  • политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

  • внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
    Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов. Показатели приращения национального богатства - ВОП, НД (национальный доход), ВНП (валовый национальный продукт)

Главной целью всей экономической политики является создание эффек­тивной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъек­тов экономики независимо от форм собственности.

Структура национальной экономики выражает совокупность отношений по поводу внутреннего строения, расположения, порядка и взаимосвязи отдельных элементов национальной экономики, удельного веса и пропорций организационно-экономических и социально-экономических отношений в общем объеме национальной экономики. Все, что происходит в национальной экономике в значительной степени связано с формами проявления существующей ее структуры, которая обеспечивает удовлетворение потребностей и реализацию интересов общества и каждого его члена. На разных этапах развития национальной экономики ее структуре присущи специфические черты, виды, противоречия, обусловленные социально-экономическими и организационно-экономическими отношениями.

Под теневой экономикой понимается система экономических отношений хозяйствующих субъектов и физических лиц, возникающих в процессе производства товаров и услуг, не запрещенном законодательством, но осуществляемом с нарушением законодательных и иных норм, а также при производстве товаров и услуг, запрещенных законом.

В качестве основных критериев выделения теневых экономических явлений целесообразно использовать следующие:



  • получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;

  • осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.

Неконтролируемость является основным признаком теневых экономических отношений. При этом следует выделить различные сферы неконтролируемых экономических отношений:

  1. Экономическая деятельность, операции в легальном секторе, скрываемая от учета и контроля.

  2. Экономическая деятельность, за осуществление которой предусмотрена юридическая ответственность. Это экономическая деятельность в нелегальном секторе.

  3. В состав указанной сферы следует включать экономическую деятельность, осуществляемую без специальных операций по сокрытию от контроля. Это деятельность, формально не скрываемая от контроля, но осуществляемая в расчете на бездействие либо неадекватную реакцию контролирующих и правоохранительных органов. К числу причин подобного положения можно отнести:

  • коррумпированность контролирующих и правоохранительных органов;

  • неэффективность деятельности контролирующих и правоохранительных органов в связи с ресурсными и иными ограничениями (деятельность в расчете на бездействие государства и безнаказанность);

  • несовершенство законодательства, препятствующее выявлению, расследованию, пресечению деятельности, привлечению к ответственности виновных.

Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями:

  • фундаментальный теоретический анализ,

  • статистическая оценка,

  • оптимизация социально-экономической политики,

  • совершенствование правоохранительной деятельности,

  • обеспечение экономической безопасности.



18 Государственный бюджет: его дефицит и профицит

Государственный бюджет – структура расходов и доходов государства, утвержденных в законодательном порядке. Гос.расходы – гос.закупки и трансфертные платежи. Доходы состоят в основном из налогов.

Функции:


  • фискальная

  • функция экономического регулирования

  • социальная

Бюджетный профицит - превышение доходов государственного бюджета над его расходами; используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса.

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами.



Источники финансирования внутренних дефицитов бюджетов разных уровней включают следующие статьи:

  • финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

  • государственные ценные бумаги;

  • бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

  • прочие источники внутреннего финансирования.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не менее, бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.