17 политическая социализация учебные вопросы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
5 политическая система общества учебные вопросы 1 180.55kb.
14 политическое сознание и политическая психология учебные вопросы 1 150.3kb.
3 политическая и государственная власть в россии учебные вопросы 2 477.72kb.
Программа развития «образование. Здоровье. Социализация» 9 2440.36kb.
Основной путь освоения человеком опыта предыдущих поколений принято... 1 31.6kb.
Тематика курсовых работ по дисциплине «История политических учений» 1 72.93kb.
Учебные вопросы 4 914.07kb.
19 избирательный процесс учебные вопросы 1 168.87kb.
«Открытие Америки», творческие работы учащихся «Аборигены сша», «Небоскребы... 1 44.61kb.
Тема 11. Трудовая миграция в России и ее виды. Учебные вопросы 4 720.64kb.
Конспект по военной топографии Тема: Измерения на местности учебные... 4 515.1kb.
В современной рыночной экономике повышается самостоятельность руководителей... 1 261.58kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
17 политическая социализация учебные вопросы - страница №1/1

Тема 17

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Учебные вопросы.

1. Понятие и особенности политической социализации.

2. Механизм, стадии и типы политической социализации.

3. Политическое поведение и политическое участие как способы реализации политической социализации.
«У нас любой, пока не умер он,

себя слагает по частям.

Из интеллекта, секса, юмора

и отношения к властям»



И.Губерман
Участие личности в поли­тике предполагает наличие у нее определенных политических знаний, опыта, культуры. Они помогают ей, как политическому субъекту, эф­фективно исполнять политические роли и функции, не стано­вясь заложником политических игр. Еще в 430 г. до н.э. эры Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все».

Однако человек не рождается с этими качествами, как не рождается он личностью или гражданином. И тем, и другим его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это - законопослушность и лояльность к государству, его политической системе, господствующей политической культуре. Личностью признает человека то или иное его окружение, группа, общество, как бы награждая этим титулом за верность себе и своим интересам, ценностям, нормам. Процесс же приобретения вышеназванных качеств в политологии получил название политической социализации.



1. Понятие и особенности политической социализации
Начало процесса познания категории «социализация» берет свое начало с 20-х гг. ХХ столетия. А в 50-60-е гг. ХХ в. это понятие уже прочно вошло в обиход западных политологов благодаря работам Г.Алмонда, С.Вербы, Р.Зигеля, Д.Истона, Р.Гесса, П.Шарана, Г.Хаймена и др. В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. термин нашел отражение и в трудах отечественных ученых Б.Ананьева, А.Дмитриева, А.Федосеева и др.

Социализация - это процесс наделения людей социальными свойствами, освоение ими системы социальных норм, ценностей, элементов культуры, выработка на этой основе установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и реальное их включение в общественную жизнь.

Термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г.Хайменом. Политической социализацией называется многоуровневый процесс усвоения человеком ценностей и норм, ведущих к формированию у него качеств и свойств, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять политические роли и функции. (Слайд 2)

Ставшая впоследствии классической теория политической социализации, разработанная американскими учеными под руководством Д.Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики.

Таким образом, в современной политологии понятие политическая социализация употребляется для: обозначения процессов политического созревания индивида, формирования его политического «Я»; развития собственных политических ориентаций; передачи политических взглядов, идей и норм от одного субъекта к другому.

В природе существуют два уровня формирования политической социализации – индивидуальный и общественный.

Индивидуальный уровень предполагает формирование политического «Я» личности, которое способствовало бы его политическому самовыражению и соответствовало бы установленным в данном обществе образцам политического поведения. На этом уровне работает социально-психологический фактор (политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит), и внутриличностный фактор (в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта – мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике).

Общественный уровень предполагает политическое формирование личности старшими по возрасту субъектами при определяющем воздействии социально-экономических и политических факторов, доминирующих в обществе, которое осуществляется тремя путями: поддержание и сохранение существующей политической культуры; преобразование и переработка как предшествующей, так и настоящей политической культуры; создание новой политической культуры. Американский политолог Т.Парсонс отмечал, что приход каждого нового поколения можно сравнивать с нашествием варваров, и только процесс социализации может обеспечить усвоение норм общежития этим «пришельцам».

Основными функциями политической социализации являются информацион­ная, ценностно-ориентировочная и установочно-нормативная (Слайд 3):



информационная функция осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, пра­вильной ориентации в вопросах социальной жизни, а также удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы;

ценностно-ориентиро­вочная функция приобщает человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентации, вырабатывает у него определенный аппарат политического мышления, свою собственную систему ценностных ориентации с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим;

установочно-нормативная функция направляет фор­мирующуюся личность на выработку определенных установок на: восприятие и потребление политической информации; отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, а также на выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.

Итоговой целью реализации функций политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, осознанно выполнять определенные политические функции.

В основе современной концепции раскрытия сущности политической социализации лежат два подхода (Слайд 4): первый исходит из модели «подчинения» и рассматривает политическую социализацию как процесс добровольного принятия человеком ценностей и стандартов политического поведения, которые предлагает ему политическая система на различных этапах его жизни; второй базируется на теориях конфликта и трактует политическую социализацию как процесс взаимодействия власти и индивида, когда последний является активным объектом воздействия политической системы.

Как и всякий социальный процесс, политическая социализация человека проходит под воздействием внешних и внутренних факторов и в определенных условиях, в частности это: внешние объективные условия и факторы, косвенно влияющие на процесс формирования качеств личности (историческая обстановка, экономическая ситуация и т.д.); широкая социальная среда (общественно-политическое сознание и организация общества); непосредственная социальная среда (конкретная ситуация, ближайшее окружение индивида); природно-географические условия; социальный статус индивида и др.

Политическая социализация, как и любое политическое явление, имеет свои, присущие только ей особенности. (Слайд 5)

Во-первых, процесс социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивида (по мере накопления социального опыта происходит видоизменение или упрочение жизненных позиций человека).

Во-вторых, политическая социализация независимо от ее разновидностей осуществляется в двух формах: прямой (при этом содержание приобретаемых человеком ориентаций носит всегда явно выраженный политический характер) и косвенной (в этом случае человек вырабатывает такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на его политическое поведение в будущем). При этом к основным методам прямой политической социализации обычно относят подражание, предвосхищение, политическое обучение и политический опыт, а к основным методам косвенной политической социализации – межличностную передачу, участие в неполитических организациях и обобщение.

В-третьих, политическая социализация бывает вертикальной и горизонтальной. Под вертикальной политической социализацией подразумевают передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, от дедов к отцам и сыновьям. В случае горизонтальной политической социализации данный процесс осуществляется в пределах одного поколения (братья, сестры, одноклассники, равные по возрасту друзья и т.д.).

Таким образом, политическая социализация – это усвоение каждым индивидом норм и культурных кодов, определяющих его отношения с политикой, его действия в политической сфере.



2. Этапы, типы и механизм политической социализации
Процесс социализации человека происходит благодаря различным посредникам, которые в большинстве случаев имеют много общего, различаясь, однако, в своих специфических характеристиках и формах воздействия. В политологии их называют агентами политической социализации.

Агенты политической социализации – это система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направленно на развитие индивидов, прежде всего, путем воспитания и образования. (Слайд 6) Агентов политической социализации принято подразделять на политических (государственные и специализированные политические институты, партии, общественные движения) и неполитических (семья, система образования, работа, круг неформального общения, церковь, средства массовой информации).

Главными агентами политической социализации являются государство и общество, по-разному влияющие на ее характер. Государство ориентируется, прежде всего, на распространение среди граждан образцов конформистского поведения, общество же заинтересовано в воспитании критического отношения граждан к государству, его возможностям подчинять себе людей.

В современном мире важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой информации (СМИ): пресса, радио, телевидение, видеозапись, компьютерные сети. Они выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека, а зачастую и манипулируют им. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение, радио и Интернет.

Границы основных стадий политической социализации личности принято увязывать с возрастными рамками ее развития. В политологии выделяют четыре этапа политической социализации. (Слайд 7)



Первый этап (возраст человека от 3-5 до 12-13 лет) характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец и являются примером для подражания. Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделили четыре стадии политической социализации личности в возрасте от 3 до 13 лет: «политизации», «персонализации», «идеализации» и «институализации». Первая из них (примерно первые пять лет жизни ребенка) характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), а также лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии и т.д.), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики. Важное место на первом этапе принадлежит семье.

На втором этапе (возраст человека от 13 до 18 лет), как правило, формируется политическое «Я». Эмоциональные чувства по отношению к политическим институтам, символам, властям дополняются знанием специфических ролей и функций, которые выполняют те или иные институты. На этом этапе в системе акторов политической социализации важное место отводится школе.

Третий этап (с 18 лет) отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди. На этом этапе основную скрипку среди акторов политической социализации играет высшая школа.

Четвертый этап – завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации).

В процессе социализации у личности формируется определенный ее тип. В современной политической науке выделяются четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский. (Слайд 8)



Гармонический тип - предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества (в этом случае новые поколения входят в политическую жизнь безболезненно). Этот тип отражает психологические нормы взаимодействия человека и власти, уважительное отношение власти к индивиду и свойственен англо-американской культуре.

Плюралистический тип - возникает в обществе, для которого характерно наличие субкультур. Этот тип предполагает, что человек признает принципы равноправия с другими гражданами, может изменять свои политические пристрастия, признает за другими право иметь другие убеждения и характерен для Западной Европы.

Конфликтный тип - также характерен для стран с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы – общей, религиозной, социально-политической (в таких обществах иногда встречается весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство). Этот тип предполагает, что индивид сохраняет лояльность только к своей группе и поддерживает ее в борьбе с политическими противниками.

Гегемонистский тип - характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества. Этот тип предполагает, что человек негативно относится ко всем политическим и социальным нормам, кроме пропагандируемых своей группой (классом, религией и т.д.), имеющей подавляющую власть в обществе и входит в политику исключительно на ее ценностях.

Таким образом, алгоритм реализации политической социализации личности можно представить следующим образом (Слайд 9): интерес (к политической информации, реализуемый в поиске этой информации и потреблении ее) - привычки (к политическим оценкам происходящего в мире, стране, ближайшем окружении, требующие широты политического кругозора) - потребность (в систематизированных политических знаниях, реализуемых в образовании и самообразовании) - стремление (проникнуть в суть происходящих в мире политических процессов, восприятие этого как собственных исканий смысла жизни, своего места в реальном политическом многообразии мира) - умение (защищать свою политическую гражданскую позицию). В результате, политическая социализация формирует политическое сознание и политическое поведение индивида, то есть в процессе ее реализации происходит становление личности, гражданина той или иной политической системы.



3. Политическое поведение и политическое участие

как способы реализации политической социализации
Политическое поведение (political behaviour) - индивидуальное или коллективное участие или неучастие в политическом процессе. (Слайд 10) Оно обусловлено политическим сознанием, с одной стороны, и уровнем политического развития общества в целом, с другой стороны. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, выражать и защищать свои интересы; во-вторых, протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, защищать существующий строй, свою партию, общественное объединение.

Политическое поведение людей проявляется в их политической деятельности и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Под политической деятельностью понимается вся совокупность форм действий полити­ческих акторов, обусловленных занятием определенной политической позиции и связанных с целедостижением, реализацией властных ин­тересов.

Политическое поведение обладает значительной качественной неоднородностью, среди его наиболее значимых форм выделяют следующие: реакция (когда действия людей в политике служат ответами на внешнее воздействие); периодическое участие (выборы, политические кампании и т.д.); деятельность в общественно - политических объединениях; выполнение политических функций (в рамках государственной службы); посещение политических собраний и участие в политических дискуссиях; освоение и передача политической информации; прямое (участие в митингах, демонстрациях, забастовках и т.д.) и косвенное воздействие на ход политических процессов (через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политических организаций и движений).

На политическое поведение существенное влияние оказывают различные факторы. (Слайд 11) К числу факторов, степень влияния которых практически всегда является достаточно большой, необходимо отнести следующие: роль лидера; характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику; закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы; уровень информированности участников; политическое образование; степень групповой идентификации участников политического действия; политизация деятельности различных общественных организаций; увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения; усиление влияния партий на ход политических процессов и др.

В процессе политического поведения люди ведут себя по-разному, в зависимости от поставленных перед собой целей. Поэтому обычно выделяют следующие роли, которые они играют в политическом процессе:

лидеры (возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными);

активисты (посредники между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы);

последователи (их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко);

лидеры мнения (не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего, в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий).

Тесно связанным с понятием политического поведения является категория политическое участие. Политическое участие определяется как более или менее регулярное и, прежде всего, инструментальное применение акторами различных форм политической деятельности, посредством которой граждане пытаются влиять на процесс принятия политических решений. (Слайд 12) К политическому участию относятся: действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); акти­вистская деятельность, направленная на поддержку кандида­тов и партий в избирательных кампаниях; посещение митин­гов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и групп интересов и т.д.

Для обозначения интенсивности политического участия человека существует понятие политическая активность. Под политической активностью понимают интенсивность участия субъекта в политическом процессе в целом, а также в рамках отдельных форм политической деятельности.

Однако, как показывает практика, некоторые индивиды могут не проявлять никакой активности в по­литике. Для характеристики такого типа политического участия в политологии используется термин «политическая иммобильность», которым обозначают разнородные состояния пассивной деятельности людей на политической арене: выключенность из политических отношений, обусловленная низким уровнем общественного развития; политическая выключенность как результат заорганизованности политической системы; политическая апатия, как форма неприятия политической системы; политический бойкот – выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.

Опыт учит, что люди избегают участия в политических делах в силу действия различных факторов и мотивов. Одним из таких социально-психологических факторов, блокирующих механизм политического поведения, является аномия - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся: безвластие - когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий; беззначимость – ситуация, когда теряются ориентиры веры, и это важнейшее основание действия исчезает; отсутствие норм - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата; изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе (они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов); самоотчуждение - реакция на неспособность влиять на события.

В политической науке существуют различные способы типологизации политического участия. Наиболее распространенной является типология, выделяющая конвенциональные и неконвенциональные формы (Слайд 13):



конвенциональные формы (легальные и регулируемые законом): абсентеизм, получение информации о политике в СМИ, обсуждение политических сюжетов с друзьями и знакомы­ми, голосование, работа по продвижению имиджа политической партии или кандидата, убеждение окружающих голосовать определенным обра­зом, участие в митингах и собраниях, обращение во властные структуры или к их представи­телям, активность в качестве политического деятеля (выдвиже­ние кандидатуры, участие в выборах, работа представите­ля руководящего звена партии или другой организации, работа депутата, министра и т.д.);

неконвенциональные формы (незаконные, отвергаемые большей частью общества по моральным, религиозным и иным соображениям): подписание петиций, участие в неразрешенных демонстрациях, бойкотах, в захвате зданий, предприятий и сидячих забас­товках в их стенах, блокировании дорожного движения, стихийных забастовках, отказ от уплаты налогов и т.д.

Политическое участие может быть ортодоксальным (обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы) и неортодоксальным (несанкционированные действия, связанные с выражением требований или направлен­ные против политической системы -протестное поведение); автоном­ным (добровольным) и мобилизационным (при­нудительным).

Таким образом, политическое поведение и политическое участие представляют собой практическую реализацию политической социализации гражданина.
Резюме
1. Политическая социализация является одним из важнейших факторов определения политического поведения – существенной составляющей жизни каждого человека.

2. Предназначение политической социализации следующее: воспроизводство политической системы общества, его норм, ценностей, отношений; передача новым поколениям политического опыта, воплощенного в нормах политической культуры; приобретение личностью новых политических знаний за счет его собственной деятельности, усвоение нового, ранее неизвестного политического опыта; создание новой политической культуры в особых обстоятельствах, связанных с возникновением нового, независимого государства.



3. Политическое поведение - это совокупность реакций социальных субъектов (социальных общностей, групп, личностей и т.п.) на деятельность политической системы.