10. Государственное регулирование инновационной деятельности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат Государственное регулирование предпринимательской деятельности... 1 21.78kb.
Группа в-21. 1 «Государственное регулирование экономики» 1 71.11kb.
Государственное регулирование туристской деятельности 1 55.93kb.
Закон Украины об инновационной деятельности с изменениями от 08. 1 279.63kb.
Проект Концепция создания и развития Северо-Восточного федерального... 1 340.4kb.
Учебный план, 22 часа лекций Государственное регулирование туристской... 1 37.24kb.
Костюк Марина 18 «Система государственного регулирования рцб: органы... 1 50.04kb.
Государственное регулирование экономики 1 108.33kb.
Государственная служба 1 25.64kb.
Карта инновационной деятельности 1 119.24kb.
1 Финансовые рычаги и стимулы в условиях рыночного хозяйства, пути... 1 61.14kb.
Цель: сформировать представление о библиотеке как информационно-поисковой... 1 76.99kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
10. Государственное регулирование инновационной деятельности - страница №1/1

Тема 10. Государственное регулирование инновационной деятельности


  1. Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности

  2. Виды инновационной политики

  3. Основные направления государственной инновационной политики

1.Необходимость государственного регулирования инновационной деятельности

До начала рыночного реформирования Украина обладала достаточно вы­соким и развитым промышленным, научно-техническим и интеллектуальным потенциалом - одним из самых высоких среди республик бывшего СССР. Украи­на обладает значительным природным, историческим и экономическим потен­циалом для решения проблем научно-технического развития экономики.

Мощному потенциалу академической, вузовской и отраслевой науки, тех­ническому и производственному потенциалу предприятий под силу решение
сложных научно-технических проблем. Но использование этого потенциала явля­ется неполным. Происходит отток специалистов из сферы образования и научных
организаций. Труд ученых и инженеров становится все менее престижным. Ост­рыми остаются проблемы образования и подготовки научных кадров. Слабо раз­вита опытно-экспериментальная база научно-технических учреждений, информа­ционное обеспечение научных работников не соответствует современным по­требностям.

Организационно-экономические и правовые основы формирования и осу­ществления научно-технической политики заложены, прежде всего, в Законе Ук­раины "Об инновационной деятельности" от 4.07.2002 г. и в Постановлении Вер­ховного Совета Украины «О концепции научно-технического и инновационного развития Украины» от 01.07.1999г.

Но вместе с тем, конкретные направления научно-технической политики должны осуществляться с учетом специфики экономики Украины, а с другой стороны, отвечать основным направлениям мировой научно-технической поли­тики.

Мировой опыт свидетельствует, что невозможно проводить научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы без поддержки государ­ства по всему объему научно-технических направлений. Приоритеты в государст­венной научно-технической политике Украины на ближайший период должны быть тесно связаны с первоочередными структурными изменениями в экономике.

Современная государственная научно-техническая политика представляет собой совокупность научно-технических, производственных, управленческих, финансово-сбытовых и других мероприятий, связанных с продвижением новой или улучшенной продукции на рынок сбыта.

Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, техни­ку, предпринимательство, экономику и управление и затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры,

уровень научно-технической грамотности населения страны. Опыт индустриаль­но развитых стран показывает, что научно-техническая политика относится к важнейшим функциям государства. Активизация государственной деятельности в области стимулирования научно-технического прогресса связана с растущим по­ниманием решающей роли научно-технического развития общественного произ­водства в экономике и политике.

Целый ряд причин обуславливает необходимость активизации усилий го­сударственных законодательных и управленческих структур по разработке науч­но-технической стратегии на ближайшую и более отдаленную- перспективу, с учетом фактического социально-политического и экономического положения Украины, реальных возможностей ее экономического и научного потенциалов. В качестве основных из этих причин можно выделить, прежде всего, следующие:



  • усиление интенсивных факторов развития производства, которые спо­собствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономи­ческой деятельности;

  • определяющая роль науки в повышении эффективности разработки и
    внедрения новой техники и технологий;

  • необходимость существенного сокращения сроков создания и освоения
    новой техники;

  • необходимость повышения технического уровня производства;

  • необходимость развития массового творчества изобретателей и рациона­лизаторов;

  • специфика процесса научно-технического производства;

  • увеличение затрат и ухудшение экономических показателей предприятий
    при освоении новой техники и технологий;

  • быстрое моральное старение техники и технологии;

  • необходимость ускоренного внедрения новой техники и технологии;

- необходимость государственной поддержки и развития приоритетных
направлений фундаментальных и прикладных научных исследований, получив­ших мировое признание;

- обеспечение обороноспособности, экономической безопасности, ре­сурсной и технологической независимости Украины;



  • необходимость разработки и внедрения денежно-кредитной, инвестици­онной и амортизационной политик, инициирующих повышение эффективности
    производства, совершенствование научно-технического потенциала;

  • проведение изменений отношений собственности в сфере промышленно­сти и прикладной науки на основе перехода к частной форме собственности на
    средства производства;

  • развитие социально ориентированной рыночной инфраструктуры дея­тельности научно-технического комплекса;

  • создание современной системы обмена научно-технической и производ­ственной информацией;

  • развитие внешних отношений страны и отдельных предприятий.

С точки зрения функционирования отдельных предприятий, как было от­мечено выше, существуют следующие причины необходимости государственной поддержки инновационной деятельности предприятий:

- отдельные предприятия не обладают достаточными средствами для про­ведения научно-технической деятельности, особенно в отношении;

- фундамен­тальных научных исследований и разработок;

- существующая степень риска при внедрении научно-технических дос­тижений;



  • невозможность организации соответствующего научно-технического ин­формационного пространства на уровне отдельного предприятия;

  • несовершенство кредитно-финансовой системы получения займов для
    реализации научно-технического развития;

Выделяются стратегические и тактические аспекты инновационной поли­тики. Стратегической целью научно-технической политики государства является направленность на реформирование существующего научного и производствен­ного комплексов, обеспечивающих достижение экономической и технологиче­ской независимости государства, удовлетворение социальных потребностей насе­ления.

Стратегия в области инноваций должна состоять в обеспечении крупных структурных сдвигов в экономике. Ее реализация включает материально-финансовое обеспечение долгосрочных программ развития научно-технической инфраструктуры ( лабораторий, научных центров ), создание механизма финан­сирования новшеств с повышенным риском, осуществление крупных научно-технических программ, требующих межотраслевой кооперации или совместной науки с промышленностью, удовлетворение стратегических и социальных обще­ственных потребностей.

Тактические цели этой политики состоят в быстрой адаптации промыш­ленного и научно-технического комплексов к условиям рыночных отношений, установлении их места и роли в экономическом партнерстве Украины. Меро­приятия тактического характера направлены прежде всего на укрепление научно-технического потенциала предприятий, повышение качества продукции и эффек­тивности производства.
2. Виды инновационной политики

Одним из основных вопросов осуществления государственной научно-технической политики является определение степени вмешательства государства в развитие и функционирование предприятий, с помощью активизации инвести­ционной и научно-технической деятельности для достижения технологического лидерства, а также своевременное использования средств и инструментов регули­рования такой деятельности. Такой аспект становится значимым, если иметь в

виду, что ни рынок, ни командно-административная система, взятые в чистом ви­де, не обеспечивают динамичности технологических изменений в стране.

В экономической литературе выделяют четыре варианта инновационной политики, которые в разные периоды и в различных промышленно развитых странах были приоритетными в различных сочетаниях: политика "технологиче­ского толчка", политика рыночной ориентации, политика социальной ориентации и политика изменения экономической структуры хозяйственного механизма.

Так, политика "технологического толчка" исходила из того, что приори­тетные направления развития науки и техники определяло государство, обладая для этого необходимыми материальными ресурсами, экспертизой и информаци­онным обеспечением. Такой вариант инновационной политики исходит из нали­чия научно-технических и социально-экономических проблем и предусматривает для их решения использование других прямых форм государственного участия.

Такая политика использовалась правительством США в 40-50-х годах, в период расцвета "большой науки", когда по существу были созданы получившие впоследствии широкое распространение новые технологические направления в области электроники, создания ЭВМ, средств связи, авиастроения. Ее также при­меняли в различные периоды правительства Франции и Великобритании.



Политика рыночной ориентации определяет ведущую роль рыночного ме­ханизма в распределении ресурсов и выборе направлений развития науки и тех­ники. Эта политика предусматривает ограничение роли государства в стимулиро­вании фундаментальных исследований, создание экономического климата и ин­формационной среды для инноваций на предприятиях , сокращение прямого уча­стия в научно-исследовательских разработках и исследованиях рынка, а также уменьшение количества форм регулирования, не способствующих стимулирова­нию рыночной инициативы и эффективной перестройки рынка. Такая политика активно проводилась в Японии, ФРГ, стала преобладающей в США в 70-х годах, а в 80-х поворот к ней наметился и у большинства других ведущих капиталисти­ческих стран.

Политика социальной ориентации предусматривает определенное соци­альное регулирование последствий научно-технического прогресса, а процесс принятия решений базируется на широком социально-политическом консенсусе с привлечением широкой общественности. Данный вариант инновационной поли­тики никогда не является основным, однако ее отдельные элементы находили свое отражение в развитии различных стран. Так, в США и ряде других стран в 60-70-х годах значительное внимание стало уделяться оценкам технологии, в том числе оценкам возможности переноса военных технологий в гражданскую сферу.

И последний, четвертый, вариант инновационной политики - это усилия, направленные на изменение экономической структуры хозяйственного механиз­ма. Она предполагает большое влияние передовой технологии на решение соци­ально-экономических проблем, на изменение отраслевой структуры, на взаимо­действие хозяйственных субъектов, на уровень жизни и т.д. Все это требует но­вых форм организации и механизмов управления развитием науки и техники, а

также их взаимодействия. Из промышленно развитых стран лишь Япония наибо­лее последовательно параллельно с рыночной, придерживалась этой политики, хотя элементы такого подхода прослеживаются и во Франции.

Механизм создания и распространения инноваций, имея существенные национальные особенности, предусматривает три общих составляющих: систему государственной поддержки фундаментальных и поисковых исследований; раз­нообразные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований; максимальное стимулирование инновационной деятельности и ее поддержку.

Современный этап научно-технического прогресса стимулирует развитие технологий, базирующихся на самых передовых достижениях науки. Наиболее важной задачей является выработка стратегии, обеспечивающей возможность гибкого изменения пропорций между темпами развития научного, технического и производственного потенциалов. Создание такой системы взаимодействия всех участников цикла, обеспечивающего научно-технический прогресс, является главной задачей инновационной политики государства.

В последнее время в развитых странах прямая поддержка инновационной деятельности все больше заменяется непрямыми методами регулирования и при этом доля государственной поддержки во многих развитых странах возрастает. Так, государство имеет приблизительнб*50-процентную долю в финансировании всех затрат на исследования и разработки в США, Германии, Франции, а на суб­сидирование проектов реконструкции и технического переоснащения страны за­трачивают от четверти до половины необходимых затрат.

Набор методов, средств и инструментов государственной научно-технической политики достаточно широк. Это различного рода мероприятия, стимулирующие инновационную активность предприятий; корректирование на­логового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; регули­рование передачи технологии; система контрактных взаимоотношений; снятие ряда ограничений в отношении охраны окружающей среды, антимонопольное за­конодательство; различные формы поддержки межорганизационной кооперации и малого предпринимательства, условия для личного развития человека, охрану здоровья, социальное страхование, охрану природы и т.д.

Как правило, самыми распространенными являются методы регулирова­ния налогов при инновационной деятельности путем снижения ставок налогов на прибыль и освобождение от налогообложения определенных притоков прибыли предприятий, внедряющих инновации.

Налоговая и кредитно-финансовая политика должна содействовать в це­лом активизации наукоемких, определяющих направлений развития страны, по­лучению для них отечественных и зарубежных инвестиций. Льготное кредитова­ние и страхование кредитов, направляемых на выполнение национальных про­грамм, структурных преобразований научно-промышленного комплекса, необхо­димо осуществлять при непосредственном участии государства.
3. Основные направления государственной инновационной политики

Учитывая особенности отечественной экономики, можно выделить сле­дующие направления государственной инновационной политики:

- создание на государственном уровне эффективного органа государствен­ного управления промышленным и научно-техническим развитием, с одновре­менным сокращением отраслевых министерств и ведомств;

- формирование прогрессивных организационных структур, способст­вующих внедрению научно-технических достижений; формирование сети нацио­нальных научно-производственных центров, а также гибких инновационных


структур, действующих по всему циклу "наука - производство - реализация".

  • проведение государственной инновационной политики посредством го­сударственных предприятий. Такое направление предусматривает содействие го­сударства по созданию новых отраслей производства с использованием новейших
    продуктов и технологий. Государственные предприятия могут также, при содей­ствии государства, активно использовать новую технику, которая еще мало рас­пространена и является продуктом пионерных разработок и источником повы­шенного финансового риска для отдельных предприятий;

  • предоставление предприятиям, использующим нововведения гарантий,
    займов, субсидий, гарантированных кредитов, исследовательских налоговых кре­дитов, обеспечение исследователей и инженеров соответствующим оборудовани­ем и оснасткой, помещениями и сервисом, экспортное кредитование и т.д.;

  • поддержка и прямое развитие научно-технической сферы. Здесь возмож­но создание перспективных научно-исследовательских институтов и лаборато­рий, поддержка общественных научных обществ, учебных союзов, профессио­нальных организаций, предоставление гарантий отдельным исследовательским и
    технологическим проектам;

  • развитие и поддержка системы образования в стране. Сюда входит пол­ное или частичное содержание заведений общего образования, университетов,
    специальной подготовки, системы непрерывного обучения и переквалификации
    специалистов;

  • радикальное обновление и модернизацию основных производственных
    фондов, в первую очередь - базовых отраслей хозяйственного комплекса;

  • создание государственной информационной инфраструктуры. Это разви­тие общенациональной информационной сети с присоединением к таким миро­вым сетям: библиотек, информационных центров, различных банков данных, уч­реждений для предоставления консультаций и организационных услуг новато­рам;

  • ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктур
    промышленности на основе стимулирования процессов разгосударствления и
    приватизации;

  • предоставление налоговых льгот предприятиям и организациям, участ­вующим в инновационных процессах;

- создание благоприятной правовой среды для развития научно-
технической деятельности. Это, прежде всего, развитие государством патентного
права, правовых предпосылок производства и потребления качественной продук­ции; системы стандартизации и сертификации производства и отдельных" видов
продукции;

  • поддержание высокого общественного статуса ученых, конструкторов,
    инженеров - всех субъектов инновационного процесса. Это осуществляется путем
    установления разнообразных государственных премий, проведением конкурсов,
    присвоением почетных званий и т.п.;

  • посредничество государственных учреждений в заказе и реализации ин­новационной продукции. Это может быть государственный заказ ( контракты ) на
    объекты технологических изменений, создание государственных институтов для
    соединения науки и производства различных форм собственности;

  • содействие инновационному развитию сферы общественных услуг: ох­раны здоровья, отдыху, частного и общественного строительства, транспорта, те­лекоммуникаций, связи и т.д.;




  • установление благоприятных условий международной коммерческой
    деятельности, а именно торговых соглашений, внешнеэкономических тарифов,
    режимов валютного регулирования;

  • отстаивание прав и интересов - отечественных инноваторов в междуна­родной кооперации труда и защита в случае неразрешенной или бессовестной
    конкуренции.