1. Сущность финансов в сфере экономики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Сущность финансов организации Сущность и функции финансов организаций 1 18.42kb.
Примерные вопросы междисциплинарного экзамена по специальности «антикризисное... 1 65.4kb.
11. Принципы финансов коммерческих организаций. Факторы, определяющие... 1 28.25kb.
Сущность и функции денег; денежное обраще­ние; сущность финансов... 1 17.37kb.
1. Сущность финансов предприятий (организаций) 1 10.01kb.
1. Возникновение финансов. Социально-экономическая сущность финансов 3 685.66kb.
1 Сущность и функции финансов 40 4505.78kb.
Преступления в сфере финансов 2 276.11kb.
18. Страхование в системе финансов: основные понятия, классификация... 1 156.41kb.
Экономическая сущность финансов 5 554.65kb.
1. (предмет статистики) Статистика финансов изучает законодвижение... 1 70.83kb.
Граф научных интересов 1 35.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Сущность финансов в сфере экономики - страница №1/18

Вопросы


1. Сущность финансов в сфере экономики.

2. Основные этапы истории финансовых отношений.

3. Функции финансов.

4. Финансовые ресурсы, их источники, виды и направления использования.

5. Финансовая система, её сферы и звенья.

6. Государственные финансы.

7. Финансы страхования.

8. Финансы предприятий и организаций.

9. Механизмы взаимодействия сфер и звеньев финансовой системы.

10. Финансовые рынки, их сущность, содержание, формы и механизмы.

11. Системы организации финансов.

12. Органы управления финансами, их строение, функции и роль в экономике.

13. Финансовая политика государства.

14. Воздействие государственных финансов на распределение, перераспределение и использование ВВП.

15. Финансовые методы воздействия государства на экономику. Бюджетные и налоговые методы.

16. Государственное финансовое прогнозирование.

17. Содержание, роль и функции государственного бюджета.

18. Бюджетное устройство.

19. Бюджетный процесс.

20. Бюджетный кодекс и бюджетная классификация.

21. Дефицит государственного бюджета и его регулирование.

22. Бюджетное планирование, исполнение бюджета.

23. Внебюджетные фонды.

24. Налоги, их сущность и функции.

25. Роль налогов в экономической системе.

26. Налоговая система, принципы её организации.

27. Элементы налога.

28. Способы взимания налога.

29. Классификация и виды налогов.

30. Основные теории регулирования государственного долга.

31. Государственный кредит, его сущность и функции.

32. Внутренний и внешний государственный долг.

33. Классификация и формы государственных займов.

34. Виды государственных ценных бумаг.

35. Управление государственным долгом.

36. Понятие территориальных финансов.

37. Понятие бюджетного федерализма.

38. Система доходов и расходов местных финансов.

39. Финансы государственных (казённых) предприятий.

40. Финансовые ресурсы коммерческого предприятия.

41. Место финансов в кругообороте капитала предприятия.

42. Управление финансами предприятия.

43. Финансовое планирование.

44. Страхование в системе финансов, функции страхования.

45. Страховой риск и его элементы.

46. Виды страхования.

47. Механизмы и методы страхования.

48. Сущность, содержание и значение финансового контроля.

49. Формы и методы финансового контроля.

50. Функции и виды международных финансов.


1. Сущность финансов в сфере экономики.


Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП (НД) и части национального богатства. Эти фонды используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение потребностей общества. Финансы носят объективный характер и являются экономической категорией.

На стадиях производства и потребления движения стоимости не происходит, поэтому они не являются местом возникновения финансов.

На третьей стадии распределительного процесса распределение приобретает форму движения товара. Само движение товара опосредуется движением денежных средств и стоимость не отчуждается, а меняет свою форму. На данной фазе определяющей является экономическая категория цена и на данном этапе происходит ценовое распределение стоимости.

На второй фазе воспроизводственного процесса происходит распределение НД. Это распределение характеризуется тем, что оно приобретает форму движения денежных средств, переходящих из одних рук в другие и здесь происходит отчуждение стоимости в ее денежном выражении. Движение денежных средств происходит обособленно от движения товаров. На стадии распределения осуществляются специфические денежные отношения.

Необходимость финансов в условиях товарно-денежных отношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимости общественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этот процесс.

Финансы занимаются распределением созданной стоимости в денежном выражении.



Признаки финансов:

  • финансы - это всегда денежные отношения, но денежные отношения не обязательно являются финансовыми (см.табл.), т.к.

  • финансы - односторонние денежные отношения, не предполагают встречного эквивалентного потока товаров и услуг (двустороннее движение денег присуще категории кредита),

  • финансы возникают и действуют только на стадии распределения: первичного, когда вознаграждение получают собственники факторов производства; вторичного, когда долю ВВП получают те, кто не принимал непосредственного участия в создании ВВП,

  • финансы имеют целевой характер,

  • финансы выполняют особые функции (см. далее),


Деньги

Финансы

1. Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты ассоциированных производителей

1. Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД

2. Выполняют функции меры стоимости, средства накопления и сбережения, средства платежа, мировых денег

2. Выполняют распределительную, регулирующую и контрольную функции

3. Возникают раньше финансов

3. Возникают позже денег

4. Общая экономическая категория

4. Производная от денег категория

5. Охватывают более широкие экономические отношения

5. Охватывают более узкие отношения (формирование денежных фондов)
Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

1) между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

2) между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении;

3) внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

4) внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

5) между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

6) между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

7) между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

8) между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

В результате самостоятельного движения денег, процесса производства и реализации, в которых участвуют названные субъекты, образуются денежные фонды (централизованные и децентрализованные). В этих денежных фондах (финансовых ресурсах) выражается материальное содержание финансов.


2. Основные этапы истории финансовых отношений.


Термин «финансы» (от лат. financia - доход, платеж при сделке) впервые появился в торговых городах Италии в XIII — XV вв. Позже термин стал обозначать систему денежных отношений между государством и населением в процессе создания государственных денежных фондов.

Причины возникновения финансов:

1) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

2) развитие товарно-денежных отношений;

3) появление независимых хозяйствующих субъектов, создающих необходимые денежные фонды;

4) создание государства.

Финансовые отношения возникли раньше XIII в. Одни считают, что это произошло, когда государство стало собирать налоги и дань в денежной форме - Древний Рим, Вавилон, Египет - где определенная часть доходов государства формировалась за счет налогов в денежной форме. Иные полагают, что это произошло еще раньше - при уплате обязательных денежных взносов в религиозные организации.

В XV-XVI вв. появляются такие понятия, как государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит.

В условиях капиталистической экономики финансы стали обозначать экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Основные средства государства стали концентрироваться в государственном бюджете.

Главными доходами государства становятся налоги, сначала косвенные (XVIII—XIX вв.), а затем прямые (XX в.). Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к увеличению государственного кредита и как следствие — к государственному долгу.

XX в. характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, охраной частной собственности, свободой предпринимательства. Государство стало участвовать в процессах распределения и использования общественного продукта.

После второй мировой войны возрастают расходы государств на милитаризацию экономики, расходы на военные нужды снижаются в пользу расходов на социальные нужды. Сфера финансовых отношений резко расширяется за счет развития территориальных финансов, внебюджетных специальных фондов.

Увеличиваются расходы по вмешательству государства в экономику, государство активно помогает своим монополиям, предоставляя им экспортные льготы, субсидии и т.п.

Вмешательство государства в экономику и социальную сферу осуществляется не только на национальном, но и на международном уровне.

Увеличение расходов вызвало нехватку налоговых поступлений - главного средства мобилизации ресурсов в бюджеты, орудие распределения и перераспределения ресурсов.

В ХХ в. возросло значение прямых налогов, 1970-1990-ые гг. увеличивается значение косвенных налогов за счет поступлений по акцизам и НДС, но налогов не хватает на покрытие всех расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после второй мировой войны характеризуются хроническими дефицитами, которые покрываются займами и ростом государственного долга. После второй мировой войны также возрастает значение местных и региональных внебюджетных фондов. Получают развитие финансы национальных и транснациональных корпораций.

3. Функции финансов.


Как экономическая категория финансы обладают функциями.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ:

1) распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

2) перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

3)регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);

4) контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключается в том, что функции финансов следующие:

1) распределительная,

2) контрольная,

Существование других функций (регулирующей, стимулирующей и др.) дискуссионно, поскольку они относится скорее к роли финансов, чем собственно к их функциям.

Распределительная функция.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль). Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.



Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Распределительная функция реализует основное назначение финансов - обеспечение хозяйствующих субъектов необходимыми денежными ресурсами. Она осуществляется

  • во всех сферах общественной жизни (в материальном производстве, в нематериальной сфере, в сфере обращения);

  • на всех уровнях функционирования экономики (микро и макро);

  • на всех уровнях управления экономикой (федеральном, региональном, местном);

  • на всех направлениях (межхозяйственном, внутриотраслевом, межотраслевом, межтерриториальном, межстрановом).

Субъектами распределения на микроуровне выступают юридические и физические лица, на макроуровне — государство. Объектами распределения служат ВВП и часть национального богатства в денежной форме. Инструментом распределения являются фонды денежных средств.

Необходимость перераспределения связана:

1) с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением;

2) с наличием двух сфер — производственной и непроизводственной (просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона), где не создается НД;

3) существованием различных социальных групп населения.

Перераспределительный процесс осуществляется через финансы. При этом используются такие инструменты, как расходы, налоги, кредит, цены.

Распределительная функция финансов позволяет:

1) образовывать денежные фонды на разных уровнях,

2) образовывать фонды целевого назначения;

3) осуществлять различные виды перераспределения;

4) создавать необходимые резервы.


Контрольная функция.

Финансы количественно (через финансовые ресурсы) отображают воспроизводственный процесс и поэтому являются универсальным средством контроля над



  1. эффективностью использования денежных средств,

  2. пропорциями распределения и перераспределения денежных средств,

  3. обеспеченностью производственного процесса необходимыми денежными ресурсами,

  4. целевым использование финансовых ресурсов.

Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

Контрольная функция финансов проявляется:

1) до наступления распределительного процесса, когда составляются программы, прогнозы, бюджеты;

2) в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3) в процессе подведения итогов, составления оценок исполнения денежных фондов.



Контрольная функция реализуется через:

1) финансово-хозяйственный контроль на отдельных предприятиях, на основе выполнения хозяйственных договоров, осуществления коммерческого расчета;

2) финансово-бюджетный контроль, при выполнении налоговых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3) кредитно-банковский контроль, при использовании принципов кредитования и денежных расчетов.

Инструмент финансового контроля - финансовая информация.

Требования к финансовой информации:


  • Полезность

  • Уместность

  • Достоверность

  • Понятность

  • Сопоставимость

Финансовый контроль во многом сводится к соблюдению финансовой дисциплины - обязательного для всех хозяйствующих субъектов и должностных лиц порядка ведения финансовой работы с соблюдением установленных норм и правил использования финансовых обязательств.
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает:

  1. совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве,

  2. порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств,

  3. методы финансового планирования,

  4. формы управления финансами и финансовой системой,

  5. финансовое законодательство.


следующая страница >>