1. система экологического менеджмента - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Организация финансового менеджмента на предприятии зависит от отрасли... 1 51.48kb.
Управление. Закономерности управления различными системами 1 33.38kb.
Финансовая отчётность 1 274.25kb.
Теоретические вопросы для студентов специализации «Управление корпорацией»... 1 56.12kb.
1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты... 4 1132.2kb.
Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании 1 96.13kb.
Естни к уральского экологического союза 2 260.99kb.
Потребность и необходимость управления в деятельности человека. 1 51.34kb.
Предмет, метод, принципы, система экологического права 14 1493.91kb.
Естни к уральского экологического союза 1 280.24kb.
Лекции «Компьютерные технологии финансового менеджмента» 6 959.44kb.
Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года Настоящий Федеральный... 2 356.12kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. система экологического менеджмента - страница №2/4

Вопросы для самооценки


  1. Что представляет собой экологический менеджмент?

  2. Что представляет собой система экологического менеджмента?

  3. Какие положения включает в себя экологическая политика предприятия?

  4. Каковы инструменты экологического менеджмента?

  5. В чем состоят задачи экологического аудита?

  6. Какова структура стандартов ISO 14000?

  7. Каковы общие основы стандартов ISO 9000 и ISO 14000?

  8. В чем состоят основные различия стандартов ISO 9000 и ISO 14000?

  9. Какие направления ЭМ охватывают стандарты ISO 14000?

  10. Какие существуют основные подходы к интеграции систем менеджмента?

Тема 2. СИСТЕМА НАССР КАК КОМПОНЕНТ ИСМ



Цель занятия – изучение стандартов НАССР как составной части стандартов ИСМ.

2.1. Общие сведения


Система НАССР – «Hazard Analysis and Critical Control Points» (в русскоязычной литературе часто используется аббревиатура ХАССР или, реже, АРКК – «Анализ рисков и критические контрольные точки») является основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира. В настоящее время в США, странах Евросоюза и большинстве государств – членов ВТО введено требование обязательного подтверждения соответствия стандартам НАССР системы менеджмента предприятий пищевой промышленности.

Соответствие системы НАССР подтверждается компетентным органом страны, на территории которого находится предприятие. В России таковыми являются органы системы добровольной сертификации НАССР, введенной в действие Госстандартом России в феврале 2001 г.

Система НАССР была разработана в 70-х г. по инициативе NASA с целью обеспечения гарантий безопасности продуктов питания для американских астронавтов. С начала 90-х г. прошлого века началось стремительное распространение системы HACCP на пищевых предприятиях всего мира.

Главная идея НАССР – концентрация внимания на тех этапах процессов и условий производства, которые являются критическими для безопасности пищевых продуктов, и обеспечение гарантии безопасности продукции для потребителя.

Для того чтобы система НАССР эффективно функционировала и поддерживалась руководством компании, она должна быть спроектирована, разработана и внедрена на уровне схемы структурного управления компанией и быть включена в общие процессы управления.

Концепция НАССР предусматривает систематическую идентификацию и оценку опасных факторов, которые существенно влияют на безопасность продукции, и управление ими. Она ориентирует персонал на системное определение и выполнение предупреждающих мероприятий.

В основу системы НАССР положены семь принципов, последовательная реализация которых позволяет успешно разработать и внедрить эту систему на предприятии.

Принцип 1. Проведение анализа опасных факторов, связанных с производством пищевых продуктов, на всех стадиях их жизненного цикла, начиная с разведения или выращивания растений и животных и заканчивая поставкой их для конечного потребления (включая стадии обработки, переработки, хранения и реализации). Выявление условий возникновения опасных факторов и проведение мероприятий, необходимых для контроля таких факторов.


Принцип 2. Определение критических точек этапов (операций) технологического процесса, в которых должны осуществляться контроль для устранения опасных факторов или минимизации возможностей их появления. Под этапом (операцией) понимается любая стадия изготовления пищевых продуктов включая сельскохозяйственное производство, снабжение сырьем, подбор ингредиентов, переработку, сохранение и транспортирование, складирование и реализацию.

Принцип 3. Определение критических границ, при которых критическая точка находится под контролем.

Принцип 4. Разработка системы мониторинга, которая обеспечивает контроль в критических точках технологического процесса посредством выполнения запланированных испытаний или наблюдений.

Принцип 5. Разработка корректирующих действий, которые должны осуществляться, если результаты мониторинга свидетельствуют, что в определенной критической точке контроль не осуществляется.

Принцип 6. Разработка процедур проверки, которые позволяют удостовериться в эффективности функционирования системы.

Принцип 7. Документирование всех процедур и данных, которые имеются в системе.

На основе этих принципов ISO был разработан стандарт ISO 22000:2005 «Система управления пищевой безопасностью. Требования к любой организации пищевой отрасли». Этот стандарт определяет требования к системе управления пищевой безопасностью и ориентирован на использование всеми предприятиями пищевой и сопутствующих отраслей (от производителя до потребителя) включая производство сырья и упаковочных материалов.

Требования потребителей к безопасности продуктов питания постоянно растут. Это ведет к увеличению числа национальных стандартов на управление пищевой безопасностью, что, в свою очередь, порождает определенную путаницу. В целях устранения противоречий и недопонимания необходимо международное сотрудничество. Для его обеспечения техническим комитетом ISO/TC 34 разработан стандарт ISO 15161 «Руководящие указания по применению стандарта ISO 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков». Этот стандарт охватывает все аспекты качества и дает рекомендации по способам интегрирования системы HACCP в действующую систему менеджмента качества. Назначение данного документа – показать, как ожидания потребителей, касающиеся безопасности пищевых продуктов, могут быть учтены при разработке системы менеджмента по ISO 9001. Стандарт связывает требования ISO 9001:2000 с положениями НАССР, указывая способ построения системы менеджмента качества, интегрирующей модели ISO 9001:2000 и НАССР.

Для того чтобы система HACCP эффективно функционировала и поддерживалась руководством компании, она должна быть спроектирована, разработана и внедрена на уровне схемы структурного управления компанией и быть включена в общие процессы управления.

При создании системы менеджмента качества на предприятии пищевой промышленности за основу берётся стандарт ISO 9001:2000 с рекомендациями ISO 15161:2001, а стандарт ISO 22000:2005 рассматривается при разработке вопросов, связанных с производством, технологическими процессами, инфраструктурой, мониторингом и измерением продукции.

Так как стандарты HACCP интегрированы в стандарты менеджмента качества ISO, предприятию, имеющему сертифицированную систему менеджмента качества в соответствии со стандартом ISO 9001:2000 и желающему внедрять стандарты HACCP, необходимо внести лишь сравнительно небольшие дополнения в основные документы.



Основные из этих дополнений можно сформулировать следующим образом:

  • включить в политику компании обязательство подтвердить все требования данного стандарта; действовать в соответствии с национальным и другими  применяемыми законами, другими требованиями, с которыми соглашается компания, и уважать международные документы и их толкование (приведены в разделе II стандарта ISO 22000:2005);

  • довести вносимые изменения до сведения руководителей подразделений и обязать их в недельный срок довести эти изменения до сведения всего остального персонала на общих собраниях своих отделов;

  • установить ответственных со стороны высшего руководства, сроки и периодичность проверки ими соответствия, пригодности и непрерывной действенности политики компании в отношении требований данного стандарта и других требований, с которыми соглашается компания.

Быстрое распространение, всемирное признание и широкое применение в производственной практике системы НАССР объясняются рядом бесспорных преимуществ, которые она дает тем, кто ее использует. Среди внутренних выгод предприятия можно назвать следующие:

  • охват параметров безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненно цикла  от получения сырья до использования продукта конечным потребителем;

  • использование превентивных мер по исправлению брака и отзыву бракованной продукции;

  • однозначное определение ответственности за обеспечение безопасности пищевых продуктов;

  • безошибочное выявление критических процессов и концентрацию на них основных ресурсов и усилий предприятия;

  • значительную экономию за счет снижения доли брака в общем объеме производства;

  • документально подтвержденную уверенность относительно безопасности производимых продуктов, что особо важно при анализе претензий и в судебных разбирательствах;

  • дополнительные возможности для интеграции с ISO 9001:2000.

Внедрение системы НАССР дает предприятию и ряд внешних преимуществ:

  • повышение доверия потребителей к производимой продукции;

  • дополнительная возможность выхода на новые, в том числе международные, рынки, расширение уже существующих рынков сбыта;

  • дополнительные преимущества при участии в важных тендерах;

  • повышение конкурентоспособности продукции предприятия;

  • повышение инвестиционной привлекательности предприятия;

  • снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции;

  • создание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания.

Таким образом, в настоящее время применяются следующие стандарты систем менеджмента, ориентированные на предприятия пищевой промышленности:

  • ISO 22000:2005. «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любой организации пищевой отрасли»;

  • ISO 15161:2001. «Руководящие указания по применению стандарта ISO 9001:2000 в пищевой промышленности и производстве напитков»;

  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ISO 9001:2000). «Системы менеджмента качества. Требования».

Тенденция развития стандартов в других отраслях показывает, что ISO 22000 становится обязательным для участников пищевого рынка (производителей, дистрибьюторов, продавцов и т. д.). Стандарт ISO 22000 предъявляет требования к системе обеспечения безопасности пищевых продуктов и полностью совместим со стандартом ISO 9001:2000. Предприятия, имеющие систему менеджмента качества, сертифицированную на соответствие ISO 9001:2000, могут легко интегрировать в нее систему менеджмента в соответствии с требованиями HACCP.

Вопросы для самооценки

        1. Каково назначение системы НАССР?

        2. Назовите основные принципы системы НАССР.

        3. Каким образом осуществляется интегрирование стандартов ISO 9001 и НАССР?

        4. Каковы различия стандартов ISO 9001 и НАССР?

        5. Какие преимущества получает предприятие от внедрения системы НАССР?

        6. Какие основные дополнения необходимо внести в документацию СМК при интегрировании стандартов ISO 9001 и НАССР?


Тема 3. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ТРУДА КАК КОМПОНЕНТ ИСМ

Цель занятия: изучение системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда как составной части ИСМ

3.1. Общие сведения

Современная система менеджмента успешно функционирующего предприятия невозможна без учёта вопросов промышленной безопасности. Эти вопросы становятся по значимости сравнимыми с проблемами охраны окружающей среды. С 1979 г. ежегодный экономический ущерб от техногенных аварий превышает ущерб от природных катастроф. В России насчитывается около 100 тысяч опасных производств и объектов, в том числе около 2300 ядерных и 3000 химических объектов, обладающих повышенной опасностью. На территории страны эксплуатируются системы магистральных трубопроводов протяженностью более 200 тыс. км, имеющие около 6000 технически сложных наземных объектов повышенной опасности. Для многих потенциально опасных объектов и производств характерна выработка проектных ресурсов и сроков службы. Дальнейшая их эксплуатация приводит к резкому возрастанию технических отказов, что обусловлено старением материалов и повреждаемостью конструкций. Подобная ситуация существует и во многих других странах мира.

В 1999 г. введён международный стандарт OHSAS 18001 (OHSAS – Occupational Health and Safety Assessment Series) для сертификации систем менеджмента промышленной безопасности и охраны труда. Этот стандарт разработан совместимым со стандартами систем менеджмента ISO 9001:1994 и ISO 14001, чтобы облегчить интеграцию систем менеджмента качества, промышленной безопасности и экологического менеджмента. Основными целями стандарта OHSAS 18001 являются предотвращение и контроль возможных опасностей на рабочем месте, обеспечение постоянного процесса совершенствования системы менеджмента для сокращения рисков промышленных опасностей. Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики. Поэтому многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонстрации возможностей управления охраной труда, здоровья и безопасностью персонала.

Многие национальные органы по стандартизации рассматривают OHSAS 18001 как потенциальный национальный стандарт. Постановлением Госстандарта России принят и введен в действие ГОСТ Р 12.0.006-2002. «Общие требования к системе управления охраной труда в организации». Он гармонизирован с международным стандартом OHSAS 18001-99. Сразу следует оговориться, что создание системы управления охраной труда (СУОТ) в организации не является обязательным, а определяется намерениями организации совершенствовать свою деятельность в этой области. СУОТ, соответствующая требованиям стандарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в данной области сторонними организациями.

Стандарт OHSAS 18001 является общетехническим, устанавливающим требования к элементам системы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех типов независимо от конкретных сектора экономики или отрасли промышленности. На разработку и внедрение СУОТ (по терминологии OHSAS 18001 системы менеджмента в области охраны труда), безусловно, определенно влияют область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.

СУОТ — это часть общей системы менеджмента организации, которая включает в себя:

 организационную структуру;

 деятельность по планированию;

 распределение ответственности;

 процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда.


Таблица 3.1


 

ИСО 9001

OHSAS 18001

Документирование системы:

 

 

Создание документации
Управление документацией
Управление записями

4.2,

4.2.1
4.2.2


4.2.4

4.4.4
4.4.5
4.5.3

Ответственность руководства:

 

 

Политика
Цели
Планирование
Ответственность и полномочия
Представитель руководства
Внутреннее информирование
Анализ со стороны руководства

5.3
5.4.1
5.4.2
5.5.1
5.5.2
5.5.3
5.6

4.2
4.3.3
4.3.1
4.4.1
4.4.1
4.4.3
4.6

Менеджмент ресурсов

6.1-6.4

4.4.2

Определение требований, относящихся к

продукции
7.2.1

промышленной безопасности и охране труда
4.3.2

Управление основной деятельностью

7.5

4.4.6

Управление

несоответствующей продукцией
8.3

действиями в аварийных ситуациях
4.4.7

Мониторинг и измерения

8.2

4.5.1

Внутренний аудит

8.2.2

4.5.4

Корректирующие и предупреждающие действия

8.5.2, 8.5.3

4.5.1. 4.5.2

Постоянное улучшение

8.5.1

4.3.4

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ составляют законы «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Стандартом OHSAS 18001 (и гармонизированным с ним стандартом ГОСТ Р 12.0.006-2002), так же, как и международными стандартами ISO 9000, предусматриваются менеджмент ресурсов и процессный подход, лидирующая роль руководства организации и активное вовлечение персонала во все аспекты ее деятельности. Так, установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

 уточнение целей и политики организации в области ОТ;

 разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

 подготовка и аттестация персонала организации по ОТ;

 оценка, учет и контроль рисков;

 анализ причин аварий, производственных травм и профессиональных заболеваний;

 координация работ, направленных на предупреждение аварий;

 расследование несчастных случаев на производстве, осуществление компенсации обусловленных ими потерь.

Базовые понятия и принципы, сформулированные в стандартах ИСО 9000 и OHSAS 18001, в значительной степени совпадают. Из табл. 3.1 видно большое совпадение структуры и состава объектов стандартизации в ИСО 9001, и OHSAS 18001.

Общим для ИСО 9001 и OHSAS 18001 является и использование фундаментального для менеджмента качества цикла РDСА (Plan-Do-Check-Action), что облегчает интегрирование рассматриваемых систем менеджмента.



Вопросы для самооценки

              1. Каково назначение системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда?

              2. Укажите цель и основные цели стандарта OHSAS 18001.

              3. Каковы составные части СУОТ?

              4. Укажите совпадающие положения стандартов OHSAS 18001 и ISO 9000.

              5. Каковы основные различия в требованиях стандартов OHSAS 18001 и ISO 9000?



Тема 4. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ИСМ

Цель занятий: изучение методов построения и оптимизации плана проекта создания ИСМ.

4.1. Общие сведения

Одним из основных этапов управления проектом является составление, анализ и оптимизация плана его реализации. По результатам этого этапа далее можно построить временной график выполнения работ проекта, т. е. перечень работ проекта с указанием даты начала и окончания каждой из них и ресурсов, выделяемых для выполнения каждой работы.

Сетевым графиком называется графическое изображение комплекса работ в виде ориентированного графа без контуров с дугами, имеющими одну числовую характеристику или несколько, отображающими технологическую взаимосвязь между работами.

Построение сетевого графика начинается с составления перечня работ проекта. Работа представляет собой выполнение некоторого мероприятия, например, выполнение управленческой, технологической, образовательной или другой операции. Работа ограничена во времени, т. е. должна иметь четко обозначенные начало и конец. Работа – это процесс, происходящий во времени, поэтому можно говорить об объеме работы, выполненном к моменту времени.

Термин «работа» может иметь следующие значения:


  • действительная работа, или просто работа, т. е. операция, требующая затрат труда, времени и материальных ресурсов;

  • зависимость (фиктивная работа)  – работа, не требующая затрат труда, времени и ресурсов.

Действительную работу на сетевом графике принято обозначать сплошной дугой, а фиктивную – пунктирной.

Событие – означает определенное состояние в процессе выполнения работ, т. е. событие – это определенный результат предшествующих работ, дающий возможность начать другие работы. Предшествующее событие – это событие, которое определяет начало работы. Последующее событие – это событие, которое определяет завершение работы. Исходным (или начальным) называется событие, которое не имеет непосредственно предшествующих ему работ. Конечным (или завершающим) называется событие, которое не имеет непосредственно следующих за ним работ. Событие не имеет продолжительности и не использует ресурсов. Момент, когда закончатся все предшествующие событию работы, называют свершением события. Работы, началом которых является событие, т. е. последующие работы, могут начаться только после свершения этого события. На сетевом графике события обозначают кружками или точками (вершины сети). Среди множества событий выделяются два – исходное, или начальное (исток сети), и завершающее, или конечное (сток сети). Первое не имеет предшествующих работ и событий, соответствующая ему вершина сети не имеет входящих дуг, второе не имеет последующих работ и событий, соответствующая ему вершина сети не имеет выходящих дуг.

Методика расчета продолжительности выполнения проекта по сетевым графикам основана на нахождении так называемого критического пути и оценке его продолжительности.

Таблица 4.1


Номер

работы


Код

работы


Продолжительность работы, дней

1

0 – 1

24

2

1 – 2

7

3

1 – 10

14

4

2 – 3

8

5

3 – 4

15

6

3 – 5

17

7

4 – 6

11

8

4 – 7

4

9

5 – 6

19

10

5 – 7

7

11

6 – 7

22

12

7 – 8

11

13

8 – 9

9

14

9 –10

6

15

10 – 11

6

Любая последовательность работ в сетевом графике, в которой конечное событие каждой работы совпадает с начальным событием следующей за ней работы, называется путем.

Путь сетевого графика, имеющий начало в исходном событии, а конец  в завершающем, называется полным путем. Путь, обладающий максимальной длительностью из всех имеющихся полных путей, называется критическим.

Его продолжительность tкр определяет время, необходимое для выполнения всего комплекса работ.

Рассмотрим методику расчета временных параметров сетевого графика реализации проекта на примере некоторого условного проекта, перечень работ и ожидаемая продолжительность выполнения которого приведены в табл. 4.1. Код работы содержит номера начального и конечного событий работы соответственно.

На рис. 4.1 приведен сетевой график проекта, отражающий логические и временные связи между работами.



Рис. 4.1
Оценка продолжительности работы обычно основана на предположении о том, что она представляет собой случайную величину. Для получения оценки случайной величины необходимо задаться видом ее распределения. Время выполнения работы является случайной величиной, значение которой ограничено слева и справа и зависит от влияния большого числа случайных факторов. В соответствии с известным правилом В. Парето 20/80, лишь небольшая часть из этих факторов оказывает решающее влияние на значение продолжительности выполнения работы как случайной величины. При таком предположении моделью распределения случайной величины является β- распределение. Для случайной величины, имеющей данное распределение, на практике используются два подхода к определению математического ожидания и дисперсии.

Первый подход, трехоценочный, исходит из возможности получения от экспертов трех оценок возможной продолжительности работы: минимальной (оптимистической) tmin, максимальной (пессимистической) tmax и наиболее вероятной (моды) Mo[t]. Тогда

M[t] = (tmin + tmax + 4Mo[t]) 6, (4.1)

D[t] = (tmaxtmin)2 /36. (4.2)

Второй подход, двухоценочный, основан на использовании только двух оценок продолжительности работы, получаемых от экспертов: tmin и tmax.



<< предыдущая страница   следующая страница >>