1. Рыночная организация современной экономики - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Коцепция программы воспитания 3 568.24kb.
Вопрос 15. Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной... 1 22.27kb.
5. Основные субъекты рыночной экономики 1 184.45kb.
Вопросы по курсу "Экономика" 1 33.69kb.
1 Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. 1 51.43kb.
1 Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. 4 841.32kb.
«Аналитический и синтетический учет в кредитных организациях» 2 626.98kb.
Организация производства машиностроительной продукции. Цели и задачи. 1 48.26kb.
Основы современной тарифной политики были заложены в условиях структурного... 1 61.36kb.
Государственного регулирование финансового рынка 1 107.25kb.
Лекция Организация фондового рынка Фондовый рынок наряду с рынками... 1 100.76kb.
114 задач по макроэкономике 6 523.93kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Рыночная организация современной экономики - страница №1/1


Государственный университет путей сообщения

Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП МИИТ)

III раздел: Микроэкономика


Содержание:

  1. Рыночная организация современной экономики.

  2. Спрос и предложение

  3. Спрос

  4. Индивидуальный и рыночный спрос

  5. Потребительские предпочтения

  6. Предложение, теория производства и предложения

  7. Эластичность спроса и предложения

  8. Фирма

  9. Типы рыночных структур

  10. Рынки факторов производства

  11. Устойчивость рыночного равновесия. Общее равновесие



Тема 1. Рыночная организация современной экономики.


План:

1.1. Рынок в системе экономических отношений

1.2. Товарно-денежные отношения как основа рынка

1.3. Теории стоимости товаров: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности благ.

1.4. Роль денег в товарно-денежных отношениях
1.1. Рынок в системе экономических отношений

Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок – это место встречи продавца и покупателя, совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг.

Формула рыночной сделки




На рынке происходит отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, на рынке осуществляется взаимная передача прав собственности.

1.2.Товарно-денежные отношения как основа рынка

С экономической точки зрения рыночная сделка предстает товарно-денежные отношения. Экономический интерес продавца состоит в том, чтобы обменять принадлежащий ему товар на соответствующую сумму денег. Покупатель экономически заинтересован в приобретении за деньги нужной ему полезной вещи. Оба они следят за тем, чтобы товарно-денежный обмен был эквивалентным по стоимости. Товарно-денежные отношения составляю основу рынка.

Для возникновения и существования товарно-денежных отношений необходимо наличие двух основных условий:

Первое, общественное разделение труда с последующей его специализацией.

Второе, экономическое обособление производителей, позволяющее производителям относительно свободно распоряжаться произведенной продукцией по своему усмотрению, быть ее собственником.

Таким образом, общественное разделение труда и экономическое обособление производителей привели к необходимости обмена результатами труда, продукт труда превратился в товар, а производство – в товарное производство.

Под товарным производством понимается такая организация общественного хозяйства, когда продукты производятся отдельными специализированными производителями и поступают в потребление посредством обмена на рынке.

Товар – это экономическое благо - созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар, т.е. для продажи.

Но не всякое экономическое благо может стать товаром. Для того, чтобы стать товаром, продукт труда должен обладать двумя свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.



Потребительская стоимость – способность вещи удовлетворять человеческую потребность, быть полезной. Одни потребительские стоимости удовлетворяют конечные, личные потребности человека, другие – производственные потребности, выступают в качестве факторов производства.

Принимая во внимание, что полезность вещи - субъективная оценка каждого человека, потребительская стоимость не может служить мерой для сравнения уровня полезности различных вещей.

Что же делает возможным обмен товаров с разными потребительскими свойствами, почему в рыночном обмене устанавливается меновое равенство?

Экономическая теория дала ответ на этот вопрос в XVII-XIX вв. Было признано, что общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.



Вывод: Всякий товар обладает:

  1. видимым свойством – полезностью – потребительской стоимостью (субъективное свойство товара).

  2. внутренне присущим ему свойством – стоимостью (объективное свойство товара).


1.3. Теории стоимости товаров: трудовая теория стоимости, теория предельной полезности благ.
Трудовая теория стоимости была разработана классиками политической экономии и основное внимание в ней уделено изучению внутреннего свойства товара - стоимости. Основное содержание этой теории можно выразить в следующих положениях.

Первое положение. Способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях обмена) называется меновой стоимостью.

хА = yБ = zВ = С

где:


А, Б, В – товары:

x, y. z - количественные пропорции обмена.

С – меновая стоимость.

Меновая стоимость это форма, в которой проявляется стоимость.



Второе положение. Стоимость всех товаров создается общественным трудом производителей. Труд является общественным, так как производитель производит товар не для себя, а для других членов общества. Если товар не покупают, то это означает, что он не нужен обществу, значит затраченный на его производство труд не был общественным. Таким образом, стоимость – это общественный труд, воплощенный в товаре, а равенство стоимости различных товаров означает равенство воплощенного в них общественного труда.

хА = yБ = zВ = С = Т

где: Т – общественный труд производителя, воплощенный в товаре.



Третье положение.

Труд имеет внутреннюю меру – рабочее время. Если какой то товар требует для изготовления больше рабочего времени, то его стоимость будет выше.



Четвертое положение.

На один и тот же вид продукции различные работники обычно затрачивают разное по величие индивидуальное рабочее время. Индивидуальное рабочее время зависит от применяемых средств производства, уровня квалификации, степени интенсивности труда и условий труда. Общественно необходимое время это время для производства данного товара при общественно нормальных условиях работы и при средней умелости и интенсивности труда.

Производители поставляют на рынок продукты одного и того же вида и качества, но по разным индивидуальным стоимостям.

Пятое положение.

Закон стоимости: все товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда.

Производители поставляют на рынок продукты одного и того же вида и качества, но по разным индивидуальным стоимостям.

Однако на рынке товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости. На рынке на товары одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость. Общественная рыночная стоимость определяется общественно необходимым временем на ее производство. Общественной стоимости соответствует рыночная цена товара. Цена товара – стоимость, выраженная в денежных единицах.

Закон стоимости выполняет следующие функции:



  1. Регулятор пропорций производства.

  2. Дифференциатор производителей.

  3. Стимулятор развития производительных сил.

Трудовая теория стоимости может быть представлена в виде формулы: товаропроизводитель – общественный труд (рабочее время) – товар – общественная стоимость – рыночная цена.

Трудовая теория стоимости отражает взгляд товаропроизводителя на товарно-рыночные отношения. Рассматривается только одно свойство товара – его стоимость. Попытка применения трудовой теории стоимости приводит к формированию затратного механизма, при котором становится выгодно увеличивать затраты на производство.


Теория предельной полезности благ была разработана представителями экономикс. Они обратили внимание на другое свойство товара - на полезность, на потребительскую стоимость товара.

Первое положение. Для понимания сущности предельной (дополнительной) полезности необходимо различать конкретную и абстрактную полезность.

Пример вода. Абстрактная полезность это перечень потребностей, которые она удовлетворяет (питье, приготовление пищи, умывание, стирка и т.д.). Конкретная потребность: если первое ведро необходимо для того, чтобы не умереть от жажды, второе можно использовать для приготовления пищи, третье – для умывания, четвертое – стирки, пятое – для полива огорода, шестое – для полива цветов и т. д.

Второе положение. Между количеством благ, имеющихся в наличии, и их полезностью существует определенная взаимосвязь.

С увеличением количества блага, имеющегося в распоряжении потребителя, полезность каждой последующей единицы этого блага становиться меньше, чем полезность предшествующей единицы. Это всеобщий закон развития - закон предельной полезности. Именно наименьшая полезность вещи определяет ее ценность.

На примере воды. Какое из ведер наиболее ценно для человека? Конечно, первое. А ценность последующих ведер воды постепенно убывает.



Пример яблоко. Если первое яблоко доставляет удовольствие, причем любителям яблок, то второе доставляет меньшее удовольствие, еще меньше – третье, четвертое, а на десятое, вероятно, не захочется смотреть.

Положение третье. Предельная полезность не является исключительным свойством какой-то определенной части продукта, любая его часть может быть предельной. Все зависит от того, каким количеством равновеликих частей блага обладает потребитель. Поэтому общая экономическая ценность блага равна предельной полезности этого блага, помноженная на имеющееся количество равновеликих частей. При этом полученная величина является субъективной оценкой блага.

В конце XIX  века приверженцы экономикс ввели понятие полезности, единицей измерения которой была названа ютиль (от англ. utility – полезность). Но ютиль был признан вымышленной единицей и не прижился.

В экономической литературе нередко противопоставляют указанные теории стоимости. Вместе с тем, еще на рубеже XIX – XX веков известные экономисты Э.Бернштейн и М.И.Туган-Барановский предлагали объединить эти теории, усматривая в них объективную и субъективную оценку стоимости товара.

Внимание к субъективной оценке товара в конечном счете привело к тому. Что товарное хозяйство стало больше учитывать требования потребителей, учитывать его потребности.



1.4. Роль денег в товарно-денежных отношениях
Многие века ученые спорят о сущности денег. Мы начнем с традиционной, устоявшейся (но не единственной) теории – о товарной природе денег.

В процессе развития обмена результатами труда можно выделить несколько этапов. Сначала существовал непосредственный обмен продуктами, носивший случайный характер. Обменивались, как правило, возникавшие иногда излишки продуктов. Тогда возникла простая, или случайная форма стоимости: Х товара А равно Y  товара Б.. Товар А выражает свою стоимость в товаре Б. Товар А находится в относительной форме стоимости. Товар Б, через который выражается стоимость товара А, - в эквивалентной.

С развитием разделения труда развивается обмен, увеличивается предложение товаров. Простая форма стоимости модернизируется в полную или развернутую. В качестве эквивалента выступает не один, а несколько товаров. Это во многом осложняет процесс обмена.

В результате развития производства и обмена товарами появляется один товар – эквивалент, через который выражают свою стоимость все другие товары. Товар-эквивалент приобретает всеобщую форму. В результате выделения единого товара-эквивалента всеобщая форма стоимости превращается в денежную. Роль денег выполняет золото. Стоимость товара «деньги» определяется затратами труда на производство одной его единицы.

Сущность денег наиболее полно проявляется в их функциях.

Первая и основная функция денег – мера стоимости товара. Вторая функция денег – средство обращения.

Третья функция денег – средство накопления.

Четвертая функция денег – средство платежа.

Являются ли современные деньги товаром? Современные деньги выполняют функцию всеобщего эквивалента, но связь с товарным миром сохраняют лишь опосредованно. Стоимость денег определяется уже не количеством содержащегося в них золота, а произведенной массой всех товаров.

Для нормального развития экономики большое значение имеет проблема определения необходимого для обращения количества денег. Согласно теории количества денег

М = (Р х Q)/V

Где: М – масса денег;

Р – цена товаров;

Q – масса товаров на рынке;



V – скорость обращения денег.

Доцент Ковальская Марика Ивановна