1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понятие, предмет, метод, задачи и система уп РФ. Соотношение уп с... 7 3302.49kb.
Понятие, предмет и метод гражданского права как отрасли права. 1 115.12kb.
Тематика курсовых работ по гражданскому праву для студентов II курса... 1 72.94kb.
1 Предмет административного права Административное 1 67.13kb.
1. Понятие, предмет, метод и принципы гражданского права РФ 1 33.96kb.
Задания для проверки межсессионного контроля знаний студентов 1 35.97kb.
Трудовое право Примерный перечень вопросов 1 123.33kb.
Понятие, предмет и метод гражданского права 1 115.17kb.
Семинар 1 Предмет, система, источники гражданского и торгового права 1 27.73kb.
Менеджмент организации Экстернат Вопросы к экзамену по дисциплине... 1 20.66kb.
1. Понятие гражданского права. Предмет и метод регулирования 4 661.9kb.
Исследовательская деятельность обучающихся 1 267.4kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права - страница №2/3

часть, подсистему финансовых правоотношений.

Правовой режим инвестирования отличается от правового режима финансирования главным образом тем, что инвестор приобретает право собственности на объект инвестиционной деятельности. При финансировании право собственности у субъекта, предоставившего денежные средства, не возникает. Кроме того, инвестициями могут быть любые материальные и нематериальные ценности, финансирование же осуществляется денежными средствами. Можно проследить различия и по целям деятельности (инвестиционная деятельность, как правило, имеет целью получение прибыли), субъектам этой деятельности.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Прикладное значение имеет классификация в зависимости от источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств. По данному критерию финансирование делится на следующие виды:

- государственное – за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ;

- муниципальное – за счет средств муниципального бюджета;

- самофинансирование – за счет собственных средств хозяйствующего субъекта;

- благотворительное – за счет взносов частных собственников.

В зависимости от источников и экономического содержания кредитование можно разделить на государственное, банковское и коммерческое.

Источниками государственного финансирования служат средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Соответственно основными нормативными актами, определяющими порядок государственного финансирования, являются Бюджетный кодекс РФ и законы о бюджете на соответствующий год.

Рассматриваемый вид финансирования имеет строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нарушения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. За счет капитальных расходов бюджетов обеспечивается государственное финансирование инновационной и инвестиционной деятельности (ст. 67 БК РФ). Текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:

- предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам;

- предоставление дотаций, субсидий и субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

ГК РФ различает несколько договорных обязательств, ' представляющих единые по экономической природе заемные отношения:


  • договор займа;

  • кредитный договор;

  • особые разновидности кредита - товарный и коммерческий.

По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. i

Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.



По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить де­нежные средства (кредит) заемщику в размере и на усло­виях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
28. Понятие инновационной деятельности.
Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).

Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли.

Источниками финансирования инновационной деятельности служат:

  • собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

  • заемные средства;

  • привлеченные средства, например полученные от продажи ценных бумаг;

  • средства соответствующего бюджета;

  • средства внебюджетных фондов (Российского фонда технологического развития, фонда конверсии, фонда стабилизации экономики);

  • средства международных организаций.

Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.

Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.
29. Правовое регулирование информационных отношений.
Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый вправе свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом. Информация является самостоятельным объектом гражданского права. В ряде гражданских договоров предусматривается обязанность предоставлять информацию (покупателю о товаре и т. д.).

Особое регулирование относится к след видам информации: гос. тайна, конфиденциальная документированная информация, персональные сведения.

Служебная тайна – информация доступная работнику в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Для признания информации коммерческой или служебной тайной необходимо наличие след. признаков: 1. информация представляет действительную или потенциальную ценность в силу недоступности ее третьим лицам. 2. к ней нет свободного доступа на законном основании. 3. обладатель информации принимает меры к сохранению ее конфиденциальности.

Коммерческая тайна – это конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить существующее положение на рынке, получить иную выгоду. Природа коммерческой тайны исключает ее публикацию, а затем передачу в общественное достояние по прошествии определенного времени, как в случае с патентами. В настоящее время практически во все договоры включается оговорка о защите коммерческой тайны, либо составляется отдельный договор о конфиденциальности.
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах, является Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации). В субъектах РФ приняты свои законодательные акты. В качестве примера можно привести Закон Московской области от 12 марта 1998 г. "Об информации и информатизации в Московской области". Объектом правоотношений данные законодательные акты определяют документированную информацию (документы), составляющую информационные ресурсы. Документированная информация, или документ, - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Документированная информация составляет информационные ресурсы, которые могут складываться из отдельных документов, отдельных массивов документов, документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и др.).
30. Правовое регулирование ценообразования. ВАРИАНТ 1
Цена – денежное выражение стоимости продукции, работ и услуг. Разновидностью цены является тариф, который применяется к определенным услугам. Цены делятся на свободные (складывается под влиянием спроса и предложения) и регулируемые (воздействие государства путем применения экономических, т.е. косвенных, или директивных, т. е. прямых мер). К мерам директивного регулирования относятся: установление предельного уровня рентабельности производства; установление предельных цен; установление базовых цен и коэффициента их изменения; установление размеров предельных надбавок к цене; установление фиксиров цены.

Цены различают оптовые и розничные. В зависимости от сферы применения – внутренние и мировые.


Права предприятий в области ценообразования в условиях свободной конкуренции.

В условиях свободной конкуренции ни одно предприятие не оказывает заметного влияния на ценообразование; цена на товар складывается исключительно под воздействием совокупного спроса и предложения.

Вместе с тем из практики известны случаи воздействия на конъюнктуру рынка путем "случайного" снижения цен.

Права предприятий в области ценообразования в условиях монополистической конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров.

При монополистической конкуренции предприятия используют разные варианты ценообразования:

1) установление цен по географическому принципу,

2) установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организацией на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке.

3) установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной

противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов.

4) установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте

происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие

выделяет три или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены.


30. Правовое регулирование ценообразования. Ответственность в сфере ценообразования ВАРИАНТ 2

1. Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. № 226, утвердившее "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", и ряд других актов. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах", Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. № 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства", которым утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Основные правила установления цен на сельскохозяйственную продукцию содержит Федеральный закон от 14 июля 1997 г. "О государственном регулировании непромышленного производства". Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 194 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

2. Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования ден (тарифов)" и "Порядком применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен", утвержденным письмом Госкомцен России, Минфина России, Госналогслужбы России от 1 декабря 1992 г. В субъектах Российской Федерации приняты свои законодательные и подзаконные акты. В Москве действует Закон г. Москвы от 26 февраля 1997 г. № 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии", утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 26 августа 1997 г. Положение о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка применения цен и тарифов и условий, их ограничивающих.

С 1 июля 2002 г. следует применять ст. 14.6 КоАП РФ - нарушение порядка ценообразования.
31. Стандартизация.
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

(Ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»)

Законом о техническом регулировании определены цели стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества; содействие соблюдению требований технических стандартов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; взаимозаменяемость продукции и др.

Принципы стандартизации:

- добровольность применения стандартов;

- максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов;

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, установленных Законом о техническом регулировании;

- недопустимость создания препятствий производства, обращения продукции в большей степени, чем это необходимо для достижения поставленных перед стандартизацией целей;

- недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;

- обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В Российской Федерации предусмотрено использование следующих документов в области стандартизации:

1) национальные стандарты – стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. Порядок их разработки определен Законом о техническом регулировании. Законодательством предусмотрено добровольное применение национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объекта технического регулирования, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту;

2) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией. Они являются обязательными для применения при создании государственных информационных ресурсов и систем и межведомственном обмене информацией. Порядок их разработки, принятия, введения в действие и применения устанавливается Правительством РФ;

4) стандарты организаций – стандарты, которые разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, учитывая цели и принципы стандартизации, установленные Законом о техническом регулировании.

В целях установления и проведения национальной политики стандартизации в РФ создается и действует национальный орган РФ по стандартизации. Данный орган утверждает национальные стандарты и организует их экспертизу, учет, опубликование и распространение; принимает программу разработки национальных стандартов; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; в соответствии с уставами международных организаций участвует в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов РФ при их принятии.

Национальный орган РФ по стандартизации создает технические комитеты по стандартизации. На паритетных началах и добровольной основе в их состав включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Порядок их деятельности утверждается национальным органом по стандартизации.
32. Сертификация
Сертификация - деятельность органа, независимо от изготовителя продукции, исполнителя, работ и услуг, по подтверждению их соответствия требованиям нормативных документов по стандартизации.

Порядок проведения сертификации установлен Законом "О сертификации продукции и услуг".

Закон различает два вида сертификации - добровольную и обязательную. Добровольная сертификация проводится по усмотрению заявителя-изготовителя, продавца на соответствие продукции и услуг любым нормативным документам по стандартизации.

Сертификация продукции и услуг обязательна и проводится в ГОСТах на которые установлены обязательные требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждаются государственными органами управления в пределах их компетенции.

Например, перечень продукции, на которую должен быть гигиенический сертификат, утвержден Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпиднадзор России).

Реализация продукции и услуг, подлежащих сертификации, без сертификата соответствия, выданного в установленном порядке, запрещается.

Сертификация продукции и услуг проводится в системе сертификации. Система состоит из органов управления, уполномоченных проводить обязательную сертификацию; органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центральных органов системы сертификации, создаваемых в необходимых случаях для организации и координации работы в системах сертификации однородной продукции. Каждая система сертификации устанавливает свои правила сертификации и подлежит регистрации в порядке, определенном Госстандартом России.

В настоящее время Госстандартом России утверждена Система сертификации ГОСТ, которая определяет основные цели и принципы Системы, правила Системы, требования, предъявляемые к органу по сертификации и порядок его аккредитации, а также порядок проведения сертификации продукции в Системе. Система сертификации ГОСТ взаимодействует с другими системами сертификации, которые функционируют по руководством специально уполномоченных на проведение сертификации органов государственного управления (Госгортехнадзор России, Госатомнадзор России, Госсанэпиднадзор России и др.).

Для проведения сертификации в рамках Системы отечественный или иностранный заявитель (изготовитель, продавец, исполнитель) направляет в аккредитованный орган сертификации этой продукции декларацию-заявку. Не позднее месяца после ее получения орган по сертификации сообщает заявителю решение, которое содержит основные условия сертификации и наименование испытательной лаборатории (центра), которая будет выполнять испытания.

Испытания могут проводиться по разным схемам сертификации, определяемым Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

Порядок проведения сертификации

Заявитель представляет в указанную ему испытательную лабораторию (центр) образец (образцы) и техническую документацию к нему. Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются документами по сертификации и методикам испытаний.

При положительных результатах испытаний лаборатория (центр) направляет органу по сертификации протокол испытаний, а его копию - заявителю.

Сертификат соответствия на продукцию выдается органами по сертификации после получения протокола(ов) испытаний на партию продукции, каждое изделие или на тип продукции и регистрируется им в Государственном реестре Системы.

Срок действия сертификата устанавливается органом по сертификации, но не более чем на три года.

Сертификаты соответствия, выданные органами по сертификации других стран, действительны на территории Российской Федерации лишь в случае признания их Системой сертификации ГОСТ. Для признания иностранного сертификата заявитель направляет заявку в орган по сертификации и прилагает к ней документы, установленные правилами международной сертификации или соглашением о сертификации.

В случае признания иностранного сертификата орган по сертификации выдает заявителю сертификат установленного в Системе образца, а продукция вносится в Государственный реестр Системы.

Все работы по сертификации продукции и услуг, а также по признанию иностранных сертификатов оплачивает заявитель.


33. Обращение с отходами. Охрана окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления закреплены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Целями регулирования отношений, возникающих при обращении с отходами, являются предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Отходы производства — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.

(Ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»)

Обращение с отходами включает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Закон устанавливает требования к обращению с отходами. Приведем некоторые из них.

1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Опасными считаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека – самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. № 818, ведется государственный кадастр отходов и проводится паспортизация опасных отходов. Во исполнение данного акта Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 785 утвержден Паспорт опасного отхода и Инструкция по его заполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы.

2. При проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, организации и индивидуальные предприниматели обязаны иметь техническую и технологическую документацию об их использовании и обезвреживании.

3. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

4. При проектировании предприятий необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными нормативами и требованиями.

5. При эксплуатации предприятий и иных объектов необходимо внедрять малоотходные технологии, проводить инвентаризацию отходов, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

6. Создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений. Место строительства объектов размещения отходов определяется на основе специальных геологических, гидрологических и иных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

7. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды. После окончания эксплуатации данных объектов необходимо проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду.

8. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр.

9. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и уменьшения количества отходов устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. При нарушении нормативов и лимитов деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена.

10. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Статистическая отчетность в области обращения с отходами представляется в порядке и сроки, определенные Госкомстатом России.

11. Размещение отходов осуществляется на платной основе. Законодательством устанавливаются базовые нормативы платы и дифференцированные ставки с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами наступает дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность.

В частности, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.


1. Правовые основы государственной политики в об ласти охраны окружающей среды определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 ' № 7-ФЗ (в ред. от 09.05.2005). Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, ' связанной с воздействием на природную среду в пределах ' территории Российской Федерации, на континентальном ' шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

2. Охрана окружающей среды - это деятельность ' органов гос. власти РФ, субъектов РФ, органов местного ' самоуправления, общественных и иных некоммерческих ' объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство при- ' родных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и ' ликвидацию ее последствий.

3. Основные принципы охраны окружающей среды, соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и ' государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; ' . ответственность органов гос. власти за обеспечение' благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда' окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей ' среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной деятельности, проведение экологической экспертизы; • приоритет сохранения естественных экологических сис­тем, природных ландшафтов и природных комплексов;

• сохранение биологического разнообразия;

. соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; . ответственность за нарушение законодательства в об­ласти охраны окружающей среды.

4. Объекты охраны окружающей среды от загряз­нения, истощения, деградации, порчи, уничтожения, ино­го негативного воздействия хозяйственной и другой дея­тельности:

. земли, недра, почвы; . поверхностные и подземные воды; . леса и иная растительность; животные и другие орга­низмы, их генетический фонд;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и око­лоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охраняются естественные экологические системы, природные ландшафты и природ­ные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздей­ствию.



Особой охране подлежат объекты, включенные в Спи­сок всемирного культурного наследия и Список всемирно­го природного наследия, государственные природные за­поведники, исконная среда обитания, места традиционно­го проживания коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздо­ровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения поч­вы, леса и иная растительность, животные и другие орга­низмы, места их обитания.
34. Правовое регулирование страховой деятельности.
Под страховой деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую в области страхования. Страхование - отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Основным источником в области правового регулирования страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации”. Наиболее важными подзаконными нормативными актами являются акты, принятые органами государственного страхового надзора. К ним относятся: “Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации”, “Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности”, “Положение о страховом пуле”, “Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации”, “Правила размещения страховых резервов”, “Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни”, “Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию”.

Органом страхового надзора является Министерство финансов РФ, в составе которого находится департамент страхового надзора. К основным функциям этого органа относятся:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Для исполнения возложенных на него обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

 

35. Понятие и правовое регулирование рекламы.
Реклама - публичное оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы. Реклама - форма коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей. Реклама товаров предполагает использование специфических художественных, технических и психологических приемов с целью формирования и стимулирования спроса и продаж. Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим объектам рекламы и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынке товаров, работ, услуг Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг, регулируются Законом РФ "О рекламе" (1995 г.). Целями указанного Федерального закона являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Законодательство РФ о рекламе состоит из Федерального закона "О рекламе" и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с Федеральным законом. Рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений и относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения РФ, субъекты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, Органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью. Закон устанавливает:

- общие и специальные требования к рекламе; - права и обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей; - государственный контроль и саморегулирование в области рекламы; -ответственность за ненадлежащую рекламу. Наиболее важные общие требования к рекламе следующие: она должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или используемого средства распространения; - не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности; - не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство; - реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации".


36. Понятие и правовое регулирование оценочной деятельности.
Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:
     - одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
     - стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
    -  объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
     - цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
    -  платеж за объект оценки выражен в денежной форме.       Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой - потребители их услуг (заказчики).  К объектам оценки относятся:
     - отдельные материальные объекты (вещи);
     - совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
    -  право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
     - права требования, обязательства (долги);
    -  работы, услуги, информация;
     - иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из Федерального закона «Об оценочной деятельности РФ», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также из международных договоров Российской Федерации.


37. Понятие и правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность — внешнеторговая,

инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в

области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами,

результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами

на них (интеллектуальная собственность).

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться в двух

аспектах: как вид предпринимательской деятельности и как вид

межгосударственного сотрудничества.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

осуществляется законами и многочисленными подзаконными нормативными актами.

Следует иметь в виду, что законодательство данной сферы весьма динамично и

поэтому перечисленные нормативные акты действуют с многочисленными изменениями

и дополнениями.

Осуществление внешнеэкономической деятельности регулируется также

двусторонними и многосторонними договорами (например, Конвенцией ООН о

договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.). Соглашение о торговле и

экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Швейцарской

конференцией (Москва, 12 мая 1994 г.). В частности, договорами может

определяться режим осуществления внешнеэкономической деятельности. Правовой

режим означает совокупность правил осуществления внешнеэкономической

деятельности, совершения экспортно-импортных операций. Различают национальный

режим, режим наибольшего благоприятствования, преференциальный и специальный

режимы.

Установление национального режима означает, что



каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам и юридическим лицам

другой договаривающейся стороны тот же режим, что и собственным гражданам и

юридическим лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность. Режим наибольшего благоприятствования означает, что физическим и юридическим лицам

договаривающихся государств будут предоставлены такие же права, как и

физическим и юридическим лицам третьих государств. Устанавливая преференциальный

режим, развитые государства предоставляют физическим и юридическим

лицам развивающихся государств определенные льготы и преимущества без

взаимности.

Специальный режим – это режим, при котором

государство на взаимной основе предоставляет физическим и юридическим лицам

договаривающихся государств особые права для осуществления внешнеэкономической

деятельности. Такой режим установлен, например, Соглашением о создании зоны

свободной торговли (Москва, 15 апреля 1994 г., с изменениями от 2 апреля 1999

г.) для подписавших его сторон (Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и др.).

Большая роль в регулировании внешнеторговой деятельности отводится

обычаям делового оборота. В качестве примера можно привести Международные

правила толкования торговых терминов «Инкотермс», которые издаются

Международной торговой палатой. В настоящее время Правила действуют в редакции

1990


  1. Правовое регулирование лизинговой деятельности.

Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой деятельности является надежное правовое обеспечение экономических отношений всех взаимодействующих хозяйствующих субъектов, учитывающее интересы каждого участника сделки.

Россия относится к группе стран, в которой существует специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Особенность, однако, состоит в том, что правовая база лизинга рассредоточена в нормативных актах государственных органов власти и управления различных уровней и имеющих неодинаковую юридическую силу (схема 1).



Схема 1. Структура нормативно-правовой базы лизинга в России

Средством правового регулирования лизинговых отношений являются правовые нормы — общеобязательные правила поведения участников лизинговых сделок. В зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников лизинговых отношений нормы подразделяются на:

материально-правовые;

процессуальные.

Материально-правовые нормы в свою очередь делятся на два вида:

регулятивные правоотношения, устанавливающие права и обязанности субъектов лизинговых отношений;

правоохранительные, обеспечивающие (гарантирующие) соблюдение регулятивных норм.


39. Правовое основы реализации товаров, работ и услуг.
Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер;

передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества при ликвидации хозяйствующего субъекта.



Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование осуществляется различными государственными органами: Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственным комитетом РФ по государственным резервам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством финансов РФ и др.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным.

К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др.

Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России".

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

-договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

-договоры, направленные на передачу результатов работ;

-договоры, направленные на оказание услуг.

Правовое регулирование заключения, исполнения, расторжения договоров, ответственности сторон осуществляется нормами ГК РФ, а также специальными законами: "О лизинге", "Об оценочной деятельности в РФ", "О рекламе", "О почтовой связи" и др.

Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках.

Порядок заключения договоров на товарных биржах определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. "О товарных биржах и биржевой торговле" и правилами биржевой торговли, которые принимаются на каждой товарной бирже. Особенностями биржевых сделок являются заключение их участниками биржевой торговли; заключение сделок в ходе биржевых торгов; заключение сделок в отношении биржевого товара; регистрация заключенных сделок на бирже.

В некоторых случаях нормативно-правовыми актами устанавливаются правила оказания услуг и проведения работ.


40. Договор купли-продажи

В настоящее время преобладающей формой передачи права собственности на товары является договор купли-продажи. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму – цену (п.1 ст. 454 ГК РФ). Такого рода договор может быть взаимным, возмездный, консенсуальным. Договор купли-продажи – наиболее широко используемая разновидность реализационных договоров.

К основным признакам коммерческого договора купли-продажи можно отнести:

Предмет сделки – товар, вещь. Коммерческий договор купли-продажи охватывает только отношения возмездного отчуждения товаров (вещей)

Договор купли-продажи всегда возмездный – в качестве платы может быть только определенная денежная сумма, а не какие-либо иные вещи;

Цель договора – передача имущества в собственность для использования в предпринимательской деятельности или дальнейшей перепродажи. Определяя цель коммерческого договора купли-продажи, следует также отметить, что передача осуществляется не для личного, семейного и т.д. потребления, а в предпринимательских целях.

Сторонами являются субъекты предпринимательской деятельности.

Не все виды купли-продажи могут рассматриваться как коммерческие договоры. Таковым, к примеру, не может считаться договор розничной купли-продажи. Иногда в качестве самостоятельной разновидности купли-продажи выделяют оптовую куплю-продажу. Под договором оптовой купли-продажи понимается договор, согласно которому продавец обязуется в определенный срок (или сроки) передать в собственность покупателю вещи (товары), предназначенные для последующей продажи населению, а покупатель обязуется принять вещи и оплатить их стоимость.

Еще одной особенностью оптовой купли-продажи считают то, что ее предметом могут быть только вещи, не запрещенные к реализации гражданам-потребителям.

Договоры купли-продажи с участием иностранного элемента регулируются международными соглашениями. Кроме того, стороны международного договора могут сами в договоре определить применимое право. Данную норму можно рассматривать как одно из проявлений принципа свободы договора в международных отношениях.

Сторонами договора купли-продажи, его субъектами, являются продавец и покупатель. В торговых договорах купли-продажи как на стороне продавца, так и на стороне покупателя, выступают субъекты предпринимательской деятельности. Таковыми могут быть прежде всего коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Некоммерческие организации также могут выступать в качестве субъектов коммерческой купли-продажи с условием, что торговля производится для достижения уставных целей (ч.2 п.3 ст. 50 ГК). Продавцом обычно является собственник товара либо иное лицо, имеющее право распорядиться товаром в силу закона или предоставленного собственником полномочия (комиссионер, доверительный управляющий, субъект права хозяйственного ведения).

Единственным существенным условием для всех видов купли-продажи является условие о предмете. Цена и срок согласно пар. 1 гл.30 ГК к существенным условиям не относятся. Под предметом договора купли-продажи как обязательства понимается совершение действий по передаче товара покупателю и уплате за него определенной денежной суммы.



Товары, являющиеся объектом торгового договора, должны иметь наименование.
<< предыдущая страница   следующая страница >>