1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Понятие, предмет, метод, задачи и система уп РФ. Соотношение уп с... 7 3302.49kb.
Понятие, предмет и метод гражданского права как отрасли права. 1 115.12kb.
Тематика курсовых работ по гражданскому праву для студентов II курса... 1 72.94kb.
1 Предмет административного права Административное 1 67.13kb.
1. Понятие, предмет, метод и принципы гражданского права РФ 1 33.96kb.
Задания для проверки межсессионного контроля знаний студентов 1 35.97kb.
Трудовое право Примерный перечень вопросов 1 123.33kb.
Понятие, предмет и метод гражданского права 1 115.17kb.
Семинар 1 Предмет, система, источники гражданского и торгового права 1 27.73kb.
Менеджмент организации Экстернат Вопросы к экзамену по дисциплине... 1 20.66kb.
1. Понятие гражданского права. Предмет и метод регулирования 4 661.9kb.
Исследовательская деятельность обучающихся 1 267.4kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Предмет и метод хоз права. Предмет хозяйственного права - страница №1/3

1.Предмет и метод хоз. права.
Предмет хозяйственного права. Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений:



  • отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения)

  • отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности

  • отношения по государственному регулированию экономики

Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования.
Метод хозяйственного права. – совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.


Предмет ХП – регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности. К особенностям предмета относятся: широкое разнообразие реальных хоз. отношений; самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности и т. д.; рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования; орг. деятельность и управление на основе разнообразных механизмов; возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмов взаимодействия. Метод правового регулирования

2. Принципы хозяйственного права.
Принципы хозяйственного права. Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов:



  • Принцип экономической свободы, защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании

  • Принцип государственного воздействия на отношения в предпринимательской деятельности преимущественно на основе применения экономических мер и методов

  • Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма

  • Принцип законности



3. Источники хозяйственного права.
Под источником права понимается гос воля, выраженная в акте компетентного гос органа. Этими актами в хоз права явл: -

Конституция РФ – главный источник сист-мы права ;

- кодексы РФ ; - Федерал Законы РФ – основной источник ;

- Указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм :

- постановления Правительства РФ, издаваемых в пределах компетенции в развитие и исполнение законов:

- гос стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и др. компетентными органами;

- акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, Указов Президента РФ и постановлений экономич. сфере (Министерство финансов РФ, Министерства экономики, Министерство торговли , Министерства по налогам и сборам, ЦБанк РФ и др.);

- акты региональных органов власти и управ-ия, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между РФ и субъектами РФ


4. Хозяйственное право как отрасль право. Отличие от других отраслей права.
Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.



Предмет хозяйственного права - это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет хозяйственного права входят:



  • профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;

  • отношения по реализации, доставке, хранению товаров и т.д.;

  • хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;

  • хозяйственное правовое регулирование предпринимательской деятельности предприятия;

  • государственное воздействие на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность.

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования.

Под методом правового регулирования, применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования.



К особенностям предмета хозяйственного права относятся:

  • широкое разнообразие реальных хозяйственных отношений;

  • самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции, услуг и т.д.;

  • рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;

  • организация деятельности и управления на основе разнообразных механизмов;

  • возможность создания субъектами хозяйствования собственных механизмов взаимодействия.

В существующей системе права в нашей стране не выделено хозяйственное право. Оно формируется из норм различных отраслей права, преимущественно, таких, как гражданское, трудовое, административное, экологическое, финансовое, фондовое, земельное и таможенное.

Гражданское право - отрасль права, нормы которого регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Финансовое право - совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Фондовое право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся на рынке ценных бумаг (фондовом рынке).

Административное право - регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности управленческих органов (правительств, кабинетов министров) министерств, государственных комитетов и ведомств, органов местного самоуправления.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд рабочих и служащих на предприятиях в учреждениях, организациях и иных юридических лицах.

Таможенное право - комплексная отрасль права представляющая собой совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих отношения в сфере таможенного дела.

Земельное право - отрасль права, задачей которого является регулирование земельных отношений в целях рационального и эффективного использования и охраны земель, охрана прав различных организаций и граждан как землепользователей.

Экологическое право - система норм, направленная на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных природных условий, охрану окружающей среды.
5. Объекты предпринимательского права.
Объекты предпринимательского права - материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают хозяйственные правоотношения. В РФ объектами предпринимательского права являются:

  • Вещи. Вещь - целостная и относительно устойчивая часть объективной действительности, обладающая определенностью, выраженной в структурных, функциональных, качественных и количественных характеристиках. Вещь является основным объектом в имущественном правоотношении.

  • Плоды, продукция, доходы.

  • Деньги.

  • Ценные бумаги и их виды (акции, облигации, векселя, сберегательные сертификаты и т.д.).

  • Валютные ценности.

  • Имущественные права.

  • Работы и услуги.

  • Нематериальные активы. Нематериальные активы - активы предприятия, не имеющие физической, осязаемой формы: управленческие, организационные и технические ресурсы; репутация в финансовом мире; капитализированные права и привилегии; конкурентные преимущества, контроль над сбытовой сетью; защита, обеспечиваемая страховкой; патенты и торговые марки, фирменные знаки; "ноу-хау" и другие виды интеллектуальной собственности; право на пользование.

  • Иное имущество.

Объекты предпринимательского права могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
6. Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.
Субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения.

Признаками субъектов предпринимательского права являются:

  • зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

  • наличие хозяйственной компетенции;

  • наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

  • самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации.

Хозяйственная компетенция как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную компетенцию.

Наличие общей хозяйственной компетенции дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной компетенции имеет право самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной компетенции. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Некоторые субъекты предпринимательского права закон наделяет специальной компетенцией, то есть они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной компетенцией обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных институтов, аудиторских организаций, страховых компаний и др.

Важнейшим признаком субъекта хозяйственного права является наличие обособленного имущества. Правовой формой такого обособления является право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, внутрихозяйственного ведения.

Признак самостоятельной имущественной ответственности означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника.


7. Создание субъектов предпринимательского права.
В зависимости т характера участия государственных органов в регистрации юр. лиц, выделяются следующие способы образования юр. лиц: 1. Учредительно-распорядительный порядок – юр. лица возникают на основе распоряжения учредителя (гос. муниц. предприятия). 2. Явочный порядок (для него характерно отсутствие специальной гос. регистрации организации). В ст. 51 ГК эти два способа образования организаций в России не применяются. 3. Разрешительный порядок – создание организаций разрешено компетентным органом. 4. При нормативно-явочном порядке для образования юр. лица согласие каких-либо третьих лиц не требуется (включая гос. органы), регистрирующий орган лишь проверяет, соответствует ли закону учредительные документы и соблюден ил установленный порядок ее образования. Правовой основой деятельности любого юр. лица, наряду с законодательством, является его учредительные документы. В них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам. Состав учредительных документов для разных видов юр. лиц различны: ООО, ассоциации, союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Товарищества – на основе учредительного договора. Остальные – на основе устава. Гос. регистрация – завешает этап образования юр. лица. Для регистрации представляют : заявление учредителей о регистрации, устав орг-ии, учредительный договор или решение учредителей о создании юр. лица (в виде протокола собрания): свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций – документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала.
8. Реорганизация (Р) и ликвидация (Л) юридического лица.
Прекращение деятельности юр. лица происходит в результате его Р (кроме случаев выделения) или Л. При Р все права и обязанности реорганизации лица или их часть переходит к иным субъектам права, то есть происходит универсальное правопреемство. Р может осуществляться путем слияния нескольких организаций в одну новую, присоединения юр. лица к другому, разделения юр. лиц на несколько, и т. д. то есть смены организационно-правовой формы юр. лица. Р проводится, как правило, по решению участников юр. лица (или собственников), то есть добровольно, но в отношении коммерческих организаций закон предусматривает случаи, когда Р м. б. произведена принудительно. Обязательным условием Р является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юр. лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК). Л юр. лица – это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в прядке правопреемства к другим лицам, может носить добровольный и принудительный характер. В добровольном порядке юр. лицо Л по решению его участников или органа юр. лица. Основания добровольной Л: нецелесообразность дальнейшего существования, истечение срока, на который было создано предприятие, достижение или напротив недостижимость уставных целей организации. Принудительная Л проводится по решению суда, когда деятельность осуществляется без лицензии, либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Для отдельных видов юр. лиц законом для завершения расчетов с кредиторами. Утверждение ликвидации баланса позволяет внести в единый гос. реестр запись о Л. В продолжение процесса Л юр. лицо сохраняет статус субъекта права, управляемого, однако, не его органом, а ликвидационной комиссией. Ее задача взыскать задолженность с должников и удовлетворить требованиям кредиторов.


9. Понятие несостоятельности (банкротства).
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) установлены в ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)». Предприятия признанные банкротом ликвидируются в особом порядке, установленном в ст. 65 ГК РФ и ФЗ «о несостоятельности (банкротстве)». Вопрос о несостоятельности (банкротстве) решается арбитражным судом. Основания для возбуждения дела в суде – неспособность юр. лица уплатить свои долги, включая налоговые и иные платежи государству. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) считается неспособность юр. лица удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если они не исполнены в течение 3-х месяцев с момента истечения срока оплаты. Несостоятельность может быть признана в судебном порядке или самим должником. Судебное признание банкротства может быть установлено как по требованию кредитора (прокурора), так и по требованию самого должника.
10. Лицензирование предпринимательской деятельности.
Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовой основой лицензирования предпринимательской деятельности в настоящее время является ст. 49 ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями, которые утверждаются Правительством РФ.

Основные принципы осуществления лицензирования:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензированных видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдения законности при осуществлении лицензирования.


Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, получившим лицензию.
11. Виды субъектов предпринимательского права.
Субъектами предпринимательского права являются носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

1) регистрация в установленном порядке или легитимация иным образом;

2) наличие хозяйственной компетенции;

3) наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

4) самостоятельная имущественная ответственность.
Классификация субъектов предпринимательского права м. б. проведена по различным снованиям: 1. характер их компетенции – субъекты не только ведут предпринимательскую деятельность, но и управляют ею; осуществляют гос. регулирование.

2. по форме собственности – частная, государственная, муниципальная

3. по тому, как определен их правовой статус – на базе ГК или одновременно и на других законодательных актах.

4. наличие или отсутствие статуса юр. лица.

5. по виду хоз. компетенции субъекта – общая, ограниченная, специальная, исключительная.

6. характер объединения предприятий – на организационной или договорной основе.



12. Предпринимательская деятельность гражданина.
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц,

являющихся коммерческими организациями.

Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной. Это означает, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень видов имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданским процессуальным законодательством.


Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
13. Хозяйственные товарищества и общества.
Хозяйственные товарищества и общества – это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. В качестве вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества осуществляется по соглашению сторон между учредителями (участниками) общества, а в предусмотренных законом случаях подлежит независимой экспертной проверке. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное или приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

В установленных случаях хозяйственное общество может создаваться одним лицом, которое становится его единственным участником.



Хозяйственным товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществе на вере могут выступать индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере – граждане и юридические лица. Если иное не установлено законом:

-- государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать участниками в хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах на вере;

-- финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника.

Закон может запрещать или ограничивать участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах или обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением предусмотренных ГК РФ и другими законами случаев.

Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в установленном ГК РФ порядке. Если преобразуется товарищество в общество, то каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности. Аналогичные правила применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.

Участники хозяйственного товарищества или общества имеют право:

-- участвовать в управлении делами товарищества или общества, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 84 ГК РФ и законом об акционерных обществах;

-- принимать участие в распределении прибыли;

-- получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в соответствии с установленном в учредительных документах порядком;

-- получать при ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества имеют, в частности, следующие обязанности:

-- внесение вкладов в порядке, размерах, способами и в сроки, предусмотренные учредительными документами;

-- неразглашение конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества.
14. Правовое положение субъектов малого предпринимательства.
Предприятие как юридическое явление обозначилось и изучалось в России одновременно с развитием экономических отношений, с началом промышленного "всплеска", проистекающего со второй половины прошлого века. Взгляды правоведов на предприятие разделялись в то время (и разделяются до настоящего времени) на два основных направления: а) предприятие как самостоятельный экономически независимый имущественно обособленный участник, субъект предпринимательских отношений; и б) предприятие - обособленный имущественный комплекс, средство извлечения предпринимательского дохода, объект экономических интересов и гражданских прав. Современное правовое значение понятия "предприятие" хотя и формулируется достаточно четко и определенно, все же остается несколько обобщающим, несет несколько смысловых нагрузок и применяется законодателем для обозначения существенно различных юридических категорий. Таковых категорий по меньшей мере три. Первая из них - коммерческие организации вообще. Вторая группа юридических понятий, объединяемых термином "предприятие", - это организационно-правовые формы коммерческих организаций, предусмотренные действующим Гражданским кодексом и другими правовыми актами: государственные и муниципальные унитарные предприятия. И, наконец, третья - предприятия рассматриваются законодательством в качестве объекта гражданских прав, т.е. имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
15. Российская Федерация как особый субъект права.
Особым субъектом конституционно-правовых отношений является

государство - Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статус

определяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основные

свойства государственного суверенитета Российской Федерации, ее

внутригосударственный и международно-правовой статус.

К участникам конституционно-правовых отношений относятся также

субъекты Российской Федерации:

- республики;

- края;

- города федерального значения;



- автономная область;

- атомные округа;

Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерации

определяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ.

Сторонами конституционно-правовых отношений являются также:

- муниципальные образования;

- органы государственной власти;

- органы местного самоуправления;

- население местного самоуправления;

- этнические группы;

- политические партии и другие общественные объединения граждан;

- собрания граждан;

- собрания избирателей;

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства и др.

Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-

правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется ли

его статус нормами конституционного права или нет.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные

изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и

др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли

своей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-

правовые отношения представляют собой специфическую форму многих

политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-

экономические и социально-политические ценности, национальные отношения,

основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношения

имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых

правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев

предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет

понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство

из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта

индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной

всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений

провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их

группа.

Содержание конституционных правоотношений является социальное



поведение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен и

широк. Субъектами российского конституционного права являются возможные

участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и

компетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать в

конституционно-правовых отношениях свои возможности.
16. Правовое положение товарных бирж.
Основы правового положения товарных бирж(ТБ)

установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и



биржевой торговле» (далее – Закон о биржах), другими законодательными и

подзаконными нормативными актами, а также локальными нормативными актами,

принимаемыми самой биржей. ( например, Устав биржи, Правила биржевой, Положение о биржевой арбитражной комиссии и о порядке рассмотрения споров и др.)
Под ТБ понимается организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Основные цели деятельности ТБ – организация и регулирование биржевой торговли. Являясь ТБ не вправе заниматься деятельностью, непосредственно не связанной

с организацией биржевой торговли, в том числе торговой, торгово-посреднической,

осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций.
Биржевая деятельность представляет собой систему осуществляемых биржевых сделок.

Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Под биржевым товаром понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
Закон о биржах выделяет две категории членов биржи:

1) полные члены – с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях биржи и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи;

2) неполные члены – с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи число голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции биржи.

Посетители биржевых торгов – это лица, не являющиеся членами биржи, но имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и разовыми. Они приобретают право на участие в биржевой торговле на определенный срок за установленную плату.


Биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов через биржевых брокеров, под которыми Закон о биржах понимает служащих или представителей организаций – членов биржи и биржевых посредников.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени биржи и за ее счет. Не являясь участником правоотношения, биржа не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.


17. Правовое положение фондовых бирж.
Основы правового положения фондовых бирж установлены Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о РЦБ).

Большая роль в регулировании деятельности фондовой биржи отводится принимаемым ею локальным нормативным актам(правила допуска к участию в торгах; правила проведения торгов, включая правила совершения и регистрации сделок, а также меры по предотвращению манипулирования ценами, использования служебной информации и др.)


Фондовой биржей(ФБ) признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, отвечающий требованиям, установленным Законом о РЦБ. Под деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг Закон понимает предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Деятельность по организации торговли в качестве фондовой биржи является лицензируемой.



Основная цель деятельности фондовой биржи – организация гласных и публичных торгов.

В обязанности фондовой биржи входит контроль за совершаемыми на бирже сделками.

Споры между участниками торгов на фондовой бирже, а также между ними и их клиентами рассматриваются судом, арбитражным судом и третейским судом.

Государственное регулирование деятельности фондовых бирж осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.


Будучи юридическим лицом, ФБ может существовать в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

ФБ имеет исключительную хозяйственную компетенцию. Она не вправе совмещать деятельность в качестве фондовой биржи с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной и товарной бирж; клиринговой деятельности; деятельности по распространению информации; издательской деятельности; деятельности по сдаче имущества в аренду.


Закон о РЦБ определяет исчерпывающий перечень лиц, которые могут быть участниками торгов на ФБ: это брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на ФБ только при посредничестве брокеров – участников торгов. Если биржа действует в форме некоммерческого партнерства, участниками ее торгов могут быть только члены ФБ.
18. Вещные права в хозяйственных правоотношениях.
Вещное право - субъективное гражданское право, разновидность имущественных прав.

Объектом В. п. является индивидуально-определённая вещь, т. е. вещь, обладающая особыми, присущими только ей свойствами.

В. п. обеспечивает собственнику возможность непосредственного воздействия на вещь: он не нуждается в чьих-либо действиях для осуществления владения, пользования и распоряжения вещью.

В. п. относится к числу абсолютных прав; это означает, что субъекту В. п. противостоит неопределённое число лиц, обязанных не препятствовать осуществлению его права. Эта обязанность всегда состоит в воздержании от действий, мешающих осуществлению

В. п. В гражданском праве к числу В. п. относятся: право собственности, право оперативного управления, право бессрочного пользования.

Кроме того, известны следующие В. п.: право пользования чужой вещью с извлечением из неё доходов - так называемый узуфрукт (Франция, Италия, ФРГ); сервитуты, например право прохода или проезда через чужой земельный участок (Франция, Италия, ФРГ, Япония); право залога движимого или недвижимого имущества (Франция, ФРГ, Великобритания, США, Япония); существует также В. п. вести с.-х. на чужом земельном участке (эмфитевзис); вещная повинность - право на периодические натуральные или денежные выплаты с определённого земельного участка.

Все эти В. п. могут возникнуть либо в силу заключённого собственником договора, либо на основании распоряжения наследодателя, договора, заключённого предыдущим собственником имущества и т.д.

В гражданском праве Великобритании и США все виды В. п., за исключением права залога, рассматриваются как разновидности права собственности.


В. п. пользуется абсолютной защитой; оно охраняется с помощью вещных исков, направленных на возвращение вещи, истребование её .

Для охраны В. п. может быть предъявлен и иск о возмещении убытков, если вещь уничтожена и не может быть возвращена в натуре.

Вещноправовые элементы характерны и для других видов субъективных гражданских прав: залога и иных обязательственно-правовых отношений (найма, хранения и др.).
Вопрос № 19 Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности.

Под основаниями приобретения права собственности понимаются юридические факты, с которыми закон связывает возник­новение права собственности на имущест­во. Первоначальными принято считать такие основания приобретения права собственности, кото­рые не зависят от прав предшествующего собственника. Вполне понятно, что впервые может быть изготовлено (создано) как движимое, так и недвижимое имущество. Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее госу­дарственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. К числу пер­воначальных способов приобретения права собственности относится также возникновение этого права у субъекта на бесхозяйные вещи. К бесхозяйным ГК РФ относит вещи, если собственник от них отка­зался, находки, безнадзорных животных, клады, бесхозяйные вещи, право собственности на которые приобретается при определенных условиях владельцем в силу приобретательной давности Производные основания (способы) приобретения права собственности на праве собственности прежнего его субъекта. В этих случаях приобретение права собственности одними субъекта­ми одновременно служит основанием прекращения этого права у дру­гих субъектов. К производным основаниям (способам) отнесены договоры купли-продажи, дарения, иные сдел­ки об отчуждении имущества, переход имущества по наследству или его переход при реорганизации юридического лица в порядке правопреемства. Сюда же нужно отнести приватизацию, в силу которой имущество из государственной или муниципальной собственности пере­ходит в собственность других физических или юридических лиц. Основания (способы) прекращения права собственности.Способы прекращения права собственности можно разделить на те, которые происходят по воле собственника, и на те, которые имеют место помимо его воли. К первой из названных групп относятся:1)сделки по отчуждению имущества или расходованию денежных средств (купля-продажа, дарение и др.);2)отказ собственника от права собственности (публичное объяв­ление об отказе, выброс имущества и т.п.);3уничтожение собственником ненужных ему вещей.


Основаниями (способами) прекращения права собственности по­мимо воли собственника являются:1)обращение взыскания на имущество собственника по его долгам; 2)отчуждение имущества у собственника, которое в силу закона не может ему принадлежать;3)отчуждение недвижимости в связи с изъятием земельного участка; 4)гибель имущества вследствие стихийного бедствия или в ре­зультате неправомерного поведения субъектов, уничтожающих чужое имущество;5) конфискация имущества как санкция за совершенное правонрушение;6)национализация, осуществляемая на основании специального федерального закона и с возмещением собственнику стоимости иму­щества и всех причиненных убытков;

Защита прав собственности и других вещных прав

Под гражданско-правовой защитой отношений собственности по­нимается совокупность способов и средств, которые применяются в связи с совершенными против этих отношений гражданскими пра­вонарушениями. К такой защите относятся 1/вещно-правовые и 2/ обя­зательственно-правовые способы защиты.1/ Вещно-правовая защита складывается из двух исков: виндикационного и негаторного . Индикационный иск есть требование собственника о принудительном истребовании имущества из чужого незаконного владения. Субъек­том права на индикационный иск может быть собственник имущества .Субъектом обязанности по такому иску признается только тот, кто неправомерно владеет чужим имуществом на момент предъявления иска. Материальным объектом виндикационного требования всегда яв­ляется индивидуально-определенная вещь.



Негаторный иск представляет собой требование об устранении нарушений прав собственника, не связанных с лишением владения. Этот иск направлен на защиту правомочий пользования (например, иск о переносе забора, и др.) и распоряжения имуществом (иск об освобождении имущества от ареста запрещающего отчуждать имущества. К негаторным требованиям не применяется исковая давность

2./ Для осуществления обязательственно-правовой защиты собствен­ности требуется, чтобы собственник определенного имущества нахо­дился с правонарушителем не только в вещном, но и в обязательственном правоотношении, возникшем из договоров аренды, безвоз­мездного временного пользования имуществом, хранения, залога, при­чинения вреда и т.д.




Вопрос № 20 Обязательное право в хозяйственных правоотношениях.

Обязательство представляет собой гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого (кредитора) определенные действия,: передать имуще­ство, выполнить работу, уплатить деньги и т.п. либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от долж­ника исполнения его обязанности. Принадлежащее кредитору право в обязательственном отношении : всегда носит относительный характер. Это право касается только стро­го определенных обязанных лиц. Вместе с тем принадлежащее кредитору право может быть реально осуществлено лишь тогда, когда долж­ник выполнит возложенную на него обязанность. 1/ В зависимости от оснований своего возникновения обязательства делятся на договорные и внедоговорные. Договорные обязательства воз­никают на основе соглашения между лицами. К договорным обычно относят и обязательства, возникающие из других правомерных действий односторонних сделок, административных актов и т.н. К договорным относятся обязательства, возникающие из причинения вреда другому лицу, из неосновательного обогащения и др. В случае возможности применения норм, регулирующих договорные или вне-договорные обязательства, прежде всего подлежат применению нормы права, относящиеся к договорным обязательствам.



2/Обязательства могут быть односторонними и взаимными. Если; одной стороне принадлежат только права, а другая несет только обя­занности, обязательство считается односторонним. В случае, когда каждая из сторон имеет права и обязанности, оно будет взаимным. При взаимных обязательствах закон обязывает стороны к одновре­менному исполнению принятых на себя обязанностей, если из закона, договора или существа обязательства не вытекает иное.

3/Обязательства бывают простыми и сложными. В простом обяза­тельстве есть только одна правовая связь: у кредитора — одно право­мочие, у должника — одна обязанность. Но в обязательстве может быть несколько обязанностей: Тогда обязательство будет сложным. 4/ 4/Следует также различать главные и зависимые обязательства. Зависимое обязательство неразрывно связано с главным.. Зависимым, например, следует признать соглашение о неустойке, заключенное в обеспечение исполнения главного обязательства — строительного подряда и т.п.5/В числе обязательств выделяются также альтернативные и факультативные. При альтернативном обязательстве должник обязан совершить в пользу кредитора одно из нескольких предусмотренных законом или договором действий. Факультативным называется такое обязательство, по которому должник обязан совер­шить в пользу кредитора строго определенное действие и только при невозможности его совершения — какое-то другое действие.6/Особую группу обязательств составляют обязательства личного характера.. Они непосредственно связаны с личностью должника или кредитора. Некоторые правила обязательственного права не распространяются на эти обязательства (например, право уступки кредитов ром своего требования о возмещении вреда, причиненного здоровью или о взыскании алиментов.

Вопрос № 21 Исполнение обязательств.
Исполнение обязательств — совершение дол­жником в пользу кредитора определенного действия, составляющего содержание обязательства, либо воз­держание от совершения обусловленного обстоя­тельством действия, которого вправе требовать кре­дитор.

Общие правила исполнения обязательства имену­ются принципами исполнения обязательств. Действующим законодательством закреплено два принципа исполнения обязательств: принцип над­лежащего исполнения и принцип реального испол­нения. Принцип надлежащего исполнения устана­вливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных норма­тивных актов, а при отсутствии таких условий и тре­бований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требо­ваниями.. Прин­цип реального исполнения в качестве общего пра­вила предписывает обязательность исполнения обя­зательства в натуре, т. е. совершения должником именно того действия, которое составляет содержа­ние обязательства без замены этого действия де­нежным эквивалентом в виде возмещения убытков и уплаты неустойки.



Стороны в обязательстве — кредитор и дол­жник — могут быть представлены как одним лицом, так и несколькими лицами.. Соответственно различают активную, пассивную и смешанную множественность лиц в обязательстве. Активная множественность имеет место, если на стороне кредитора участвует несколько лиц при одном должнике. Если множественность лиц существует на стороне должника, а на стороне креди­тора участвует только одно лицо, говорят о пассив­ной множественности. При участии в обязательстве одновременно нескольких должников и кредиторов имеет место смешанная множественность. Обяза­тельства подразделяются на: долевые, солидар­ные и субсидиарные. Долевое обязательство озна­чает, что каждый из участников обладает правами и несет обязанности об обязательстве лишь в пределах определенной доли. При активной множественности каждый из кредиторов вправе требовать от должника исполнения лишь в пределах доли, принадлежащей соответствующему кредитору. Пассивная долевая множественность дает право кредитору требовать от каждого из содолжников исполнения только в части доли, приходящейся на каждого из содолжников.

Субсидиарные обязательства бывают только при пассивной множественности. Суб­сидиарный должник исполняет обязательство только в той части, которая не исполнена основным должни­ком. Кредитор в первую очередь обязан предъявить требование об исполнении основному должнику. При недостаточности средств погашение оставшейся ча­сти кредитор вправе требовать с субсидиарного дол­жника.
22. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества.

Приватизация (П) – возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физ. И (или) юр. Лиц. При П происходит преобразование гос. Или муниципальной собственности в частную. Круг объектов, подлежащих отчуждению, определяется ФЗ «О Государственной программе приватизации». Правовые основы – ФЗ «о приватизации гос. И муниципального имущества». Принципы: равенство покупателей гос. И муниц. Имущества; открытость деятельности органов гос. Власти и органов местного самоуправлении; возмездность отчуждения. Субъекты П – собственники, продавцы, покупатели гос и муниц. Имущества, уполномоченные госорганы и специализированные предприятия. Собственники – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Покупатели – любые лица, за исключение гос. И муниц. Унитарных предприятий, а также юр. Лиц, в уставном капитале которых доля гос, и муниц. Имущества превышает 25%. Объекты – имущества, за исключением объектов не подлежащих П и указанных в различных ФЗ, имущества изъятого из оборота и имущества, которое может находится только в гос. Или муниц. Собственности. Способы П: преобразование унитарного предприятия в ОАО, продажа государственного и муниципального имущества на аукционе, продажа акций ОАО на специализированном аукционе, продажа гос. И муницип. Имущества на конкурсе с инвестиционными условиями и т. Д.




23. Конкуренция и монополистическая деятельность.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ст. 8 Конституции закрепляет свободу конкуренции. В ГВ РФ (ст. 34) содержится запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно ст. 74 на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и фин. Средств. Добросовестная конкуренция – одно из основных условий существования товарного рынка. Недобросовестная к. – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положения законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Монополистическая деятельность – противоречащее монопольному законодательству действие (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Виды:

1. Индивидуальная м. – злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке, которое проявляется в виде: изъятия товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; создание препятствий в доступе на рынок (выходу с рынка) для др. хо. Субъектов, и т. Д.



2. Коллективная м. в виде соглашений (согласованных действий) хоз. Субъектов, ограничивающих конкуренцию: установление (поддержание) цен, скидок, надбавок; раздел рынка по территориальному признаку, ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов и пр.


24. Правовое регулирование деятельности естественных монополий.

Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии (ЕМ) не м. б. заменены другими.


Отношения, возникающие на товарных ранках, в которых участвуют субъекты естественных монополий, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях". Следует также учитывать, что субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на товарном рынке и на них распространяются запреты, предусмотренные Законом о конкуренции. Следовательно, при выявлении нарушений Закона о конкуренции, допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Исключение составляет наложение штрафов за нарушения субъектами естественных монополий установленного порядка ценообразования. Деятельность указанных субъектов регулируется и актами специального характера. К ним, в частности, относятся: Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. "О связи", Федеральный закон от 25 августа 1995 г. "О федеральном железнодорожном транспорте", Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и др.

Специфика несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса определена Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".


25 .Рынок ценных бумаг. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг
Субъектами рынка ценных бумаг являются эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, саморегулируемые организации, государство.

Эмитент – это субъект, выпускающий в обращение ценные бумаги и несущий от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Эмитентами акций могут выступать только акционерные общества. Гражданским законодательством предусмотрен прямой запрет на выпуск акций другими юридическими лицами.

Инвестор – субъект, осуществляющий вложение собственных (т. е. принадлежащих инвестору на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления), заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги в целях получения положительного экономического результата (например, прибыли).

В роли инвесторов могут выступать физические и юридические лица, иные организации, государство, муниципальные образования.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг – это юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в гл. 2 Закона о РЦБ.

Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в соответствии с гл. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», являются брокеры, дилеры, управляющие, клиринговые организации, депозитарии, держатели реестра, организаторы торговли на рынке ценных бумаг.

Брокер – профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся брокерской деятельностью.

Дилер – профессиональный участник рынка ценных бумаг, занимающийся дилерской деятельностью.

Управляющий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами.

Клиринговая организация – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий клиринговую деятельность (клиринг).

Клирингом признается деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность.

Финансовый консультант – субъект рынка ценных бумаг, оказывающий эмитенту услуги по подготовке проспекта ценных бумаг. Финансовым консультантом может быть юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг как субъект рынка ценных бумаг представляет собой добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом о РЦБ и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Государство как субъект рынка ценных бумаг выступает в двоякой роли. С одной стороны, государство, действуя через соответствующие компетентные государственные органы, может являться эмитентом, инвестором и даже профессиональным участником данного рынка. С другой стороны, государство осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, контроль и надзор за деятельностью его субъектов.

Объекты рынка ценных бумаг Закон предусматривает обращение на рынке в качестве эмиссионных ценных бумаг акций, облигаций, опционов эмитента.

Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

Облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.

Доходом по облигации являются процент и (или) дисконт.

Опцион эмитента – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный в ней срок и (или) при наступлении указанных в ней обстоятельств определенного числа акций эмитента такого опциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента является именной ценной бумагой. Принятие решения о размещении опционов эмитента и их размещение осуществляются в соответствии с установленными федеральными законами правилами размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. При этом цена размещения акций во исполнение требований по опционам эмитента зависит от цены, определенной в таком опционе.

Эмиссионные ценные бумаги могут быть именными и на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя могут выпускаться только в документарной форме.


26. Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождается формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется посредством кредитования на возвратной и платной основе. Сокращается безвозвратное бюджетное финансирование, оно сохраняется лишь для социально значимых некоммерческих организаций, не имеющих собственных финансовых ресурсов.

Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Концепция государственной инвестиционной политики России также ориентирует на это. Основным источником негосударственных инвестиций должны стать собственные и привлеченные средства предприятий.

Легальное определение инвестиций содержится в статье 1 Закона об инвестиционной деятельности. В соответствии с этой статьей инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, па, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) или достижения положительного социального эффекта.

Так, в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, инвестициями признаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта, а капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Рассматривая вопрос о правовых основах инвестиций и инвестиционной деятельности, необходимо отметить следующие характерные черты инвестиций. Инвестирование, как экономическое и правовое явление, есть свободная деятельность, основанная на собственном интересе инвестора, на свободе его воли, выборе цели инвестирования и средств ее достижения.

Свобода инвестирования есть разновидность экономической свободы.

В юридической литературе инвестиции подразделяются на реальные, под которыми понимается долгосрочное вложение средств в отрасли материального производства и финансовые — вложения в кредитно-финансовой сфере, включая операции с ценными бумагами.

Определение инвестиций находится во взаимосвязи с их фактическим осуществлением, с учетом этого фактора инвестиции подразделяются на:

– прямые (вложения непосредственно в производство товаров, работ, услуг, строительство и реконструкцию объектов и другие реальные инвестиции);

– ссудные (предоставление займов, кредитов);

– "портфельные" (приобретение ценных бумаг)


Под финансовыми инвестициями, как уже отмечено, понимаются вложения в кредитно-финансовой сфере, включая операции с ценными бумагами. Осуществление финансовых инвестиций связано с привлечением и использованием средств юридических и физических лиц.

Важным участником инвестиционной деятельности является заказчик. Права и обязанности заказчика, его взаимоотношения с другими участниками инвестиционной деятельности определяются договором.

Инвестиционную деятельность можно рассматривать как ряд последовательных действий, которые называются инвестиционным процессом и условно подразделяются на две стадии.

На первой стадии инвестиционного процесса инвестор принимает решение о вложении временно свободных средств в качестве инвестиций. Затем проводится маркетинговое исследование с целью поиска объектов инвестирования, дающих наибольший эффект с точки зрения получения прибыли. Завершается эта стадия подписанием инвестиционного договора со всеми его участниками, т.е. закрепляется факт вложения средств в избранный объект предпринимательской деятельности, материальному или нематериальному благу придается статус инвестиций.

Вторая стадия включает в себя практические действия по реализации инвестиций. На этой стадии характерными являются действия по осуществлению инвестиционного договора. Практические действия по реализации инвестиций отличаются большим разнообразием по своему содержанию и правовым формам. Их существенными особенностями является то, что права и обязанности каждым участником инвестиционной деятельности осуществляются в соответствии с инвестиционным законодательством и в пределах полномочий, закрепленных в договорах, при этом участник инвестиционной деятельности не имеет права вмешиваться в деятельность других участников. Завершается данная стадия созданием объекта инвестиционной деятельности.

Деление инвестиционной деятельности на стадии является условным и имеет место при осуществлении прямых производственных инвестиций. При портфельной и ссудной инвестиционной деятельности совокупность практических действий по реализации инвестиций выражается принятием решения, выбором объекта, вложением средств в виде займа или кредита или приобретением акций, других ценных бумаг, а вторую стадию составляет получение прибыли от инвестиций

В экономике рыночного типа инвестирование осуществляется, как правило, на договорной основе, права и обязанности участников инвестиционной деятельности определяются заключенными между ними договорами.

Изменения в политическом устройстве и экономике России обусловили необходимость совершенствования форм и методов государственного регулирования экономической деятельности вообще, и инвестиционной в частности.

Одной из основных целей государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций. Из вышеизложенного следует, что правовое регулирование инвестиций является комплексным по своему содержанию. Регулирующие инвестиционные отношения правовые нормы образуют в своей совокупности межотраслевой институт права.
27. Понятие и виды финансирования предпринимательской деятельности
Финансирование и кредитование представляют собой один из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Потребности предпринимателей могут удовлетворяться также путем инвестирования.

Финансирование – это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездности (платности).

Кредитование, как и финансирование, обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства. Вместе с тем кредит выступает как относительно самостоятельное звено в финансовой системе, имеет особые специфические методы перераспределения временно свободных денежных средств в целях восполнения разрыва в производственном процессе. Кредитные правоотношения можно рассматривать как


следующая страница >>