1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по Экономике предприятия 1 29.44kb.
Тема общие экономические проблемы и основные понятия экономической... 4 644.11kb.
Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической... 2 313.58kb.
1: «Предмет и метод экономической теории» 8 2267.67kb.
1. Предмет и метод экономической теории 1 106.58kb.
Вопрос Предмет и методы экономической теории Вопрос 2 1 16.3kb.
Вопросы к экзамену по экономической теории 1 37.01kb.
Примерный перечень вопросов по экономической теории (макроэкономика) 1 17.27kb.
Тема 13 макроэкономика: ее особенности и показатели § секторы национальной... 7 1978.1kb.
№1 Теоретические вопросы по дисциплине «Макроэкономика и микроэкономика» 11 3595.31kb.
Предмет экономической теории в трактовке различных школ. Современное... 1 223.52kb.
5 экономическая эффективность применения частотного электропривода... 1 144.11kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика - страница №2/4


Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.



Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);

  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);

  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таблице 11.

Таблица 11.



Формы конкуренции и типы рыночных ситуаций

основные

черты


Совершенная

конкуренция



Чистая

монополия



Олигополия

Монополистическая конкуренция

количество фирм на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

тип

продукта


стандартизиро-

ванный


уникальный

стандартизиро-ванный

дифференциро-ванный

контроль над ценой

отсутствует

полный контроль

влияние ценового лидера

влияние ограничено

вход в отрасль

относительно

легкий


очень трудный

трудный

вход и выход возможны

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

В России началом создания антимонопольного законодательства стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:


  • распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:



  1. контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

  2. контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);

  3. предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

  4. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий. Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.

Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений. Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей. При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.

Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.

Тема 2. Спрос, предложение и эластичность на товарных рынках.

1. Спрос и предложение на товарных рынках: понятия, законы, кривые и неценовые детерминанты.

Под спросом микроэкономика понимает отражение потребности людей в том или ином товаре, их желание купить, подкрепленное доходом потребителя в данный период времени при данных условиях.

Спрос формируется при условиях, определяемых сложной совокупностью различных факторов.

ФУНКЦИЯ СПРОСА - ЭТО ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СПРОСОМ НА ТОВАР И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ.

Эта функция может быть представлена в виде

QDA = f ( PA, PB, …PZ, I, W, T, F, S )

где (QDA - объем спроса на товар А в единицу времени; РA - цена товара А; РB,..., РZ - цены других товаров; I - доход покупателя; W - уровень благосостояния покупателя; Т - вкусы и предпочтения покупателя; F - мнение покупателя о своих перспективах; S - сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

ОБЪЕМ СПРОСА - ЭТО ТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПОКУ­ПАТЕЛЬ ГОТОВ ПРИОБРЕСТИ ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ПРОМЕЖУТКА ВРЕМЕНИ (ДНЯ, МЕСЯЦА, ГОДА и т.д.):

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого, в данном выраже­нии неизменны, являются постоянными. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора - ЦЕНЫ. Таким образом осуществляется переход от общей функции спроса к ФУНКЦИИ СПРОСА ОТ ЦЕНЫ:

QDA = f PA

QDA - объем спроса на товар А;

PA -цена товара А.

Устойчивая связь между спросом и ценой, при которой величина спроса в данный период времени увеличивается при снижении цены и наоборот, характеризует закон спроса. Закон спроса иллюстрируется через кривую спроса, которая показывает, какое количество товара Q потребители приобрели бы при различных уровнях цены P.

Кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях, величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей, во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос. Их условно принято делить на ценовые и неценовые.



Ценовой фактор это - цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса. Изменение неценовых факторов ведет к изменению самого спроса. Подобное влияние графически изображается путем сдвига кривой спроса вправо или влево.

К неценовым факторам спроса можно отнести:

Потребность в товаре и то, через что она проявляется - вкусы, предпочтения, мода и т.д. Специфика взаимодействия товара как блага и потребности, которую он удовлетворяет, обусловливает соответствующий вид индивидуального спроса. Спрос на какой-то товар со стороны отдельных потребителей может быть повседневным (на продукты питания, электроэнергию, транспорт и т.п.) и периодическим (на одежду, обувь, мебель и т.д.). Но поскольку мы говорим о спросе со стороны всех потребителей того или иного товара, периодичность спроса на такие товары может устраняться, хотя сохраняется сезонность спроса на некоторые товары.

Численность субъектов спроса (покупателей): населения, части населения определенного возраста или пола, предприятий как покупателей и т.д.

Доходы покупателей. Рост доходов обычно ведет к повышению спроса на товары, но на некоторые товары, менее качественные и престижные, спрос может наоборот снижаться.

Цены на другие товары, прежде всего на товары-заменители и комплементарные товары. Между товарами-заменителями идет своеобразная конкуренция, и выбор покупателя во многом зависит не только от цены данного товара, но и от цены товара, способного его заменить. Спрос на товар, использование которого невозможно без другого товара, например, автомобиля без бензина, оказывается в зависимости и от цены связанного с ним товара.

Потребительские ожидания. Спрос на товар в данный период может повыситься потому, что покупатели ожидают его исчезновения из продажи или повышения цены на него. Ожидание возможного понижения цены на товар способно привести к уменьшению спроса на него.

Правило. НЕОБХОДИМО РАЗЛИЧАТЬ ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА (ФУНКЦИИ СПРОСА) И ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМА СПРОСА; ОБЪЕМ СПРОСА МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА МЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ЦЕНА ДАННОГО ТОВАРА; ФУНКЦИЯ СПРОСА МЕНЯЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ИЗМЕНЯЮТСЯ ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ ПРИНИМАЛИСЬ ЗА СТОЯННЫЕ.

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля - в форме реализации спроса. Предложение обозначается буквой S (от англ, supply - снабжение). Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе, предложение - это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ ТОВАРА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ЕГО ФАКТОРАМИ.

В самом общем виде функция предложения может быть определена в виде формулы

QSA = f ( PA, PB, …PZ,K, L, N)

где (QSA - объем спроса на товар А в единицу времени; РA - цена товара А; РB,..., РZ - цены других товаров; K – применяемая технология; L – налоги и дотации; N – природно-климатический фактор), где QSA - объем предложения товара А в единицу времени; РA - цена товара А; РB,..., РZ - цены других товаров других товаров (включая цены на ресурсы); К - применяемая технология; L - налоги и дотации; N - природно-климатические условия. При изменении значений указанных факторов изменяется объем

предложения QSA

ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО ТО КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КОТОРОЕ ПРОДАВЕЦ ЖЕЛАЕТ ПРОДАТЬ ПРИ ДАННЫХ УСЛОВИЯХ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ (за день, неделю, месяц, год).

Если все факторы, кроме первого - цены данного товара, принять за неизменные, то от общей функции предложения можно перейти к ФУНКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ ЦЕНЫ:

QSA = f ( PA)

Изобразим функцию предложения от цены графически.

Эта устойчивая связь характеризуется как закон предложения. Действие данного закона, как и закона спроса, иллюстрируется с помощью кривой предложения.


Кривая рыночного предложения

К





ак видно на графике, в противоположность падающей кривой спроса кривая предложения (SS) поднимается, показывая положительную, прямую связь между ценой и объемом предложения. Она выражает цену предложения.

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕНА, ПО КОТОРОЙ ПРОДАВЦЫ СОГЛАСНЫ ПРЕДЛОЖИТЬ НА РЫНОК ДАННОЕ КОЛИ­ЧЕСТВО ТОВАРА

При построении этого графика мы исходили из допущения, что цена - это главный фактор, определяющий величину предложения товара, т.е. все другие факторы, влияющие на предложение, даны заранее и не подвергаются изменениям. На графике показано, что чем выше цена, тем больше (при прочих равных условиях) объем предложения, а чем ниже цена, тем соответственно меньше объем предложения. Это закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цены.

Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой.

Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена - побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены - сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.

Теперь рассмотрим неценовые факторы, влияющие на предложение. Они приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается. Графически это выглядит следующим образом: .
Проанализируем эти факторы.

1

. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот. Например, снизились цены на сырье, материалы, топливо и другие факторы производства Это означает, что производитель при тех же затратах приобретает больше ресурсов, а значит, может увеличить масштабы своего производства. Кривая предложения сместится вправо, так как выросло предложение товара. Рост цен на ресурсы вызовет смещение кривой предложения влево.



2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.

3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную.

Дотации - это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.



4. Цены на другие товары также отражаются на объеме производства. Например, если растут цены на мясо птицы, то производители начинают увеличивать производство птицы, а производство говядины может сократиться.

5. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.

6. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.

Из вышесказанного ясно, что факторы, влияющие на кривую предложения, находятся в плоскости мотивации деятельности человека в экономике. Это еще раз доказывает, что товаропроизводители занимаются коммерческой и хозяйственной деятельностью не из альтруистических побуждений, а ради прибыли. Если цены на выпускаемую продукцию растут, значит, общество нуждается в товарах данного рода, "сообщая" производителям об этом покупкой товара по данной цене. Если такой уровень цены возмещает затраты товаропроизводителей, то это служит точным критерием целесообразности производства и соответствия его спросу.



ПРАВИЛО: Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше (при прочих равных условиях) величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величины предложения. Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения

2.Рыночное равновесие и равновесная цена. Сдвиги в равновесии. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование.

Уже рассмотрены две стороны рыночного обмена - СПРОС и ПРЕД­ЛОЖЕНИЕ, исследованы факторы, влияющие на каждую из этих сторон в отдельности. Между тем реальная купля-продажа товара возможна только при соединении (уравновешивании) спроса и предложения. Как же осуществляется МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОЙ КООРДИНАЦИИ?

Совместим известные кривые спроса и предложения на одном графике. Линия DD - кривая спроса, которая отражает функ­цию спроса от цены товара. Линия SS - кривая предложения, отражаю­щая функцию предложения от цены. Обе кривые пересекаются в точке R, в которой как спрос, так и предложение равны одинаковому количеству товара (О*) при одинаковом уровне цены (P*). Можно сказать, что спрос и предложение в этом случае находятся в состоянии РАВНОВЕСИЯ. Объем спроса равен объему предложения.

ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ - ЭТО ЦЕНА, ПРИ КОТОРОЙ УРАВНОВЕШИ­ВАЮТСЯ СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

QD = QS = Q* при Р = Р*

В состоянии равновесия рынок СБАЛАНСИРОВАН. Однако это взаимное приспособление спроса и предложения недолговечно. Как только уравновешивающие его факторы изменятся, не станет и си­туации равновесия. Состояние равновесия НЕУСТОЙЧИВО.

Например, если реальная рыночная цена 1) выше цены равновесия (Р*), объем спроса составит величину QD , а объем предложения - QS . Понятно, что в таком случае QD < QS . Возникает ИЗБЫТОК ПРЕДЛО­ЖЕНИЯ ( QS). равный: Q S = QS - QD.

Если цена на рынке не фиксируется, а устанавливается свободно, то это приведет к снижению продавцами цены предложения, чтобы не допустить затоваривания.



Закон. ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕЙСТВУЕТ В СТОРОНУ ПО­НИЖЕНИЯ ЦЕНЫ.

Однако существует и другой путь, благодаря которому можно обой­тись без снижения цены.

Производители в этом случае должны сократить предложение до такого объема, который будет соответствовать объему спроса при сложившемся уровне цены (объему О'D), т.е. сдвинуть кривую предло­жения ВЛЕВО в положение S1S1. И так будет происходить до установле­ния нового равновесия на том или ином уровне. Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равнове­сия (Р*) то при этой цене объем спроса достигает значения QD , а объем предложения QS . В отличие от предыдущей ситуации спрос больше предложения (QD > QS). Возникает ИЗБЫТОК СПРОСА, т.е. ДЕФИЦИТ (QD), равный: Q D = QD - QS , Q D = - QS

В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар, лишь бы получить товар, которого для всех желающих не хватает при этой цене.

Закон. ДЕФИЦИТ ДЕЙСТВУЕТ В СТОРОНУ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕНЫ.

Давление это будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (Q D = 0).

Равновесие на рынке может быть достигнуто и другим путем. Сок­ращается в целом спрос на данный товар, т.е. когда осуществляется сдвиг кривой спроса влево в положение D1 D1 . Тогда спрос установится на более низком, но равновесном уровне ОS .

ОБЩИЙ ЗАКОН РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. ФАКТОР ЦЕНЫ НА ДАННЫЙ ТОВАР В СИТУАЦИИ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ НЕ ВЕДЕТ К ЕГО НАРУШЕНИЮ, ТАК КАК ИЗБЫТОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДЕФИЦИТ РАВНЫ НУЛЮ.

Q D =Q S = 0 при Р = Р*.

Однако рыночное равновесие может быть нарушено вследствие сдвига кривой спроса или кривой предложения, т.е. в результате изме­нений вкусов и предпочтений потребителей, их доходов, технологии производства товаров, цен на другие товары, политики государства и т.д. Возникает вопрос: СМОЖЕТ ЛИ ВНОВЬ УСТАНОВИТЬСЯ РАВНО­ВЕСНОЕ СОСТОЯНИЕ?

Допустим, что в результате снижения доходов потребителей кривая спроса сместилась из положения DD в положение D1 D1. Новое состояние равновесия будет достигаться в точке R 1 . Если цена останется прежней (Р*), то возникает отклонение от равновесия R 1, в виде избытка предложения, т.е. предложение станет больше спроса. Этот избыток будет давить в сторону понижения цены и снижения объема предложения до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие R1. Такое равновесие называется СТАБИЛЬНЫМ.

СТАБИЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ЭТО ТАКОЕ РАВНОВЕСНОЕ СОСТОЯ­НИЕ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КОТОРОГО ПРИВОДИТ К ВОЗВРАЩЕНИЮ В ЭТО ЖЕ СОСТОЯНИЕ.



Стабильность равновесия во временном аспекте показана на рис. Отклонившаяся в ту или другую сторону цена постепенно с течением времени возвращается к первоначальному равновесному значению.

Под влиянием различных факторов равновесие может стать и НЕУСТОЙЧИВЫМ.

НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ - ЭТО ТАКОЕ РАВНОВЕСНОЕ СО­СТОЯНИЕ, ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КОТОРОГО НЕ ПРИВОДИТ К ВОЗВРА­ЩЕНИЮ В ЭТО СОСТОЯНИЕ.

Следствием неустойчивости равновесия является несовпадение спроса и предложения более или менее продолжительный период. Если доходы и дальше будут расти, то может возникнуть ситуация, когда вообще НЕ БУДЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ РАВНОВЕИЯ РЫНКА. С такой ситуацией сталкивается в настоящее время российская экономи­ка .


1. РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ СВО­БОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Равновесная цена несет в себе информацию, необходимую как производителям, так и потребителям. Она является необходимым меха­низмом координации поведения участников рыночных связей.

2. МОГУТ СУЩЕСТВОВАТЬ УСТОЙЧИВЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОБЪЕМОВ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЦЕН ОТ РАВНОВЕСНЫХ.

В зависимости от характера этих отклонений выделяют два основных

типа рынка - РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ (ПОКУПАТЕЛЯ) и РЫНОК ПР0ИЗОДИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА).

РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ - ЭТО РЫНОК, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИЗУЕТ­СЯ УСТОЙЧИВЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НАД СПРОСОМ. На рынке потребителя конкурируют друг с другом производители. Идет борьба за покупателя. Главное – наилучшим образом удовлетворить потребности покупателя.

РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ - ЭТО РЫНОК, КОТОРЫЙ ХАРАКТЕРИ­ЗУЕТСЯ УСТОЙЧИВЫМ ПРЕВЫШЕНИЕМ СПРОСА НАД ПРЕДЛОЖЕ­НИЕМ. Только конкурируют друг с другом не производители, а потребители

4.Государство воздействует на рыночное равновесие двумя способами: 1) фиксацией цен; 2) налоговым регулированием.

1. ФИКСАЦИЯ ЦЕН. Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. Например, равновесие установилось при очень высоком уровне цен на хлеб. Однако хлеб для населения сегодня - один из основных продуктов питания. Времени для ожидания, пока рынок стихийно отреагирует на высокие цены, увеличит предложение и снизит цены, нет. А социальная напряженность при высоких ценах на хлеб будет расти день ото дня.

В этой ситуации государство установит ФИКСИРОВАННЫЕ ЦЕНЫ хотя бы на несколько сортов хлеба на уровне НИЖЕ ЦЕН РАВНОВЕСИЯ. Бывает ситуация, когда государство устанавливает фиксированные цены ВЫШЕ ЦЕН РАВНОВЕСИЯ. Это происходит при существовании избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных цен может привести к массовому разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат.

Если цена фиксирована государством ВЫШЕ ЦЕНЫ РАВНОВЕСИЯ, то возникнет избыток предложения .

Если цена фиксирована государством НИЖЕ ЦЕНЫ РАВНОВЕСИЯ, то возникает дефицит (избыток спроса). Величина спроса будет больше, чем величина предложения .

Правило. КАК БЫ ГОСУДАРСТВО НИ ФИКСИРОВАЛО ЦЕНЫ (ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ), ОБЪЕМ РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ (ОБЪЕМ ПРОДАЖ) ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ТОГО ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЙ МОГ БЫТЬ ДОСТИГНУТ ПРИ РАВНОВЕСИИ.

Как налоги влияют на рыночное равновесие? Все налоги можно разбить на две большие группы: ПРЯ­МЫЕ И КОСВЕННЫЕ. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ выплачиваются непосредствен­но из доходов налогоплательщика. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке товара.

Каково же влияние КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ на равновесие рынка? Допустим, что государство на данный товар установило косвенный налог в сумме Т. Производители должны включить этот налог в цену товара. Следовательно, кривая предложения должна сместиться на величину Т (рис. 7.12). Новая кривая предложения S1S1 будет строго параллельна старой кривой предложения S S. Что произойдет с равно­весием? Новое равновесие установится в точке Rт (пересечение S1 S1 и D D). Новая равновесная цена будет выше старой (Р* > Р1) , а объем продаж снизится с (Q 1до Q2 ).

Правило 1.КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ ПРИВОДЯТ К РОСТУ РАВНО­ВЕСНОЙ ЦЕНЫ И СНИЖЕНИЮ ОБЪЕМА ПРОДАЖ.

Понятно, что косвенный налог не выгоден потребителям: без него они могли бы больше купить по более низкой цене (равновесие R). Но выгоден ли этот налог производителю? Казалось бы, бери налог с потребителя и отдавай его государству. Но... Какова цена продажи, назначенная продавцом? Она обозначена на рисунке Р-. При новом равновесии цена производителя Р уменьшилась по сравнению со старой равновесной ценой P1.

Правило 2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ СНИЖАЮТ ВЫРУЧКУ ПРОИЗВО­ДИТЕЛЯ.

Если сравнить величину выручки производителя, когда нет косвен­ного налога и выручку производителя, поступающую в его распоряжение после уплаты налога, то сниже­ние выручки при наличии косвенного налога очевидно.

Государство может применять и противоположный установлению косвенных налогов метод регулирования равновесия. Оно может устанавливать ДОТАЦИИ.

ДОТАЦИЯ - ЭТО АССИГНОВАНИЯ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮД­ЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ УБЫТКОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ, В ЧАСТНОСТИ, ЗА СЧЕТ ПРОДАЖИ СВОЕЙ ПРОДУК­ЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЦЕНАМ, КОТОРЫЕ НЕ ПОКРЫВАЮТ ЗАТРАТ ПРЕДПРИЯТИЯ.

Другими словами, если на товар установлена дотация, то это озна­чает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом цена товара для потребителя снижается.



4. Ценовая эластичность спроса и ее факторы. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ - оценка измене­ния величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене — это процентное изменение ве­личины спроса, деленное на процентное изменение цены.

Эластичность спроса по цене представляет собой величи­ну, используемую для измерения чувствительности объема спроса к изменению цены товара при условии, что остальные факторы, влияющие на спрос, неизменны.

Числовой показатель, отражающий процентное изменение переменной в ответ на однопроцентное изменение другой, называется коэффициентом эластичности и обозначается буквой Е.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены на 1%. Математический знак коэффициента эластичности не учитывается при расчетах, берется во внимание только его абсолютная величина. Связано это с тем, что в данном показателе отражается не только количественная величина, но и тенденции экономического развития (законы спроса, предложения, влияние различных факторов на объем спроса и предложения).

Коэффициент эластичности с использованием средней точки будет выглядеть следующим образом:
Q2 – Q1 P2 – P1

E = (Q1 + Q2) / 2 / (P1 + Р2) / 2
где Q1 - количество до изменения;

Q2 - количество после изменения.

P1 - цена до изменения

Р2 - цена после изменения

При значениях Е < 1 спрос является неэластичным; при Е > 1 - эластичным; при Е = 1 - единичным. Для совершенно неэластичной кривой спроса Е = 0, так как любое изменение в пене не производит никакого изменения в величине спроса. Термин "неэластичный спрос" применим к 1 > Е > 0.

Совершенно эластичный спрос численно не может быть определен (на графике - это горизонтальная прямая спроса), поскольку по мере приближения кривой спроса к линия, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к бесконечности.

Рассмотрим факторы неценовой эластичности спроса.

1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно более эластичен. Это связано с тем, что люди могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на него.

4. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем за длинные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией как потребителей, так и производителей.

Рис. 5.6. Эластичность спроса по цене






Можно выделить еще два крайних случая.

1. Вне зависимости от цены величина спроса не изменяется. В этом случае спрос совершенно (абсолютно) неэластичен. На графике это будет выглядеть как линия, параллельная оси ординат (рис. 5.7).

Ei спроса = ∞

Ei спроса = 0

2. Совершенно (абсолютно) эластичный спрос изображается в виде горизонтальной прямой, параллельной оси абсцисс (рис. 5.8). Это значит, что при падении цены ниже определенного уровня нет предела процессу реализации товара.

Рассмотрим факторы неценовой эластичности спроса.



1. Наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеется близкий товар-субститут, то спрос на такой товар относительно более эластичен. Это связано с тем, что люди могут перейти на товары-субституты при повышении цены на основной товар.

2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен. Спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

3. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, тем при прочих равных условиях будет выше эластичность спроса на него.

4. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем за длинные периоды. Это связано с медленной и постоянной адаптацией как потребителей, так и производителей.

Теперь рассмотрим эластичность спроса по доходу, которая определяется как процентное изменение спроса на товар или услугу в ответ на изменение размера доходов потребителей. Она равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.


έ = Q2 – Q1 : Y2 – Y1

(Q1+Q)/2 (Y1+Y)/2

где Qi - количество до изменений;

Qz - количество после изменения;

YI - доход до изменения;

Y2 - доход после изменения.

Иначе, эластичность спроса по доходу есть процентное изменение величины спроса к процентному изменению величины дохода.

Изменение эластичности по доходу тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров рост дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные товары положительна. Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении, а значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к доходам: их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода.

Таким образом, эластичность спроса по доходу можно разделить условно на три основные формы:

1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода - это нормальные блага;

2) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода - это блага низшего качества;

3) нулевая (нейтральная). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода - это товары первой необходимости.

Перекрестная эластичность спроса связана с понятием товаров-субститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга. Она показывает степень изменения в количестве покупаемого товара в ответ на изменение в цене на другой товар.

Формула перекрестной эластичности спроса:



Е =
Изменение спроса на товар А в %

Изменение цены в %
Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам, так как повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на другой (чай). Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам ввиду того, что рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой товар (смазочное масло). Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу (сапоги и хлеб)

4. Эластичность предложения и ее факторы. Практическое применение теории эластичности.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ - показа­тель степени чувствительности, реакция предложения на из­менение цены товара. Она рассчитывается по формуле:

Es= процентное изменение объема предложения /процентное изменение цены

Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет «восходящий» характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обус­ловлено тем, что более высокая цена стимулирует произво­дителей увеличивать выпуск.

Основным фактором эластичности предложения являет­ся время, поскольку оно позволяет производителям отреаги­ровать на изменение цены товара.

Выделяют три временных периода:

текущий период — период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен;

короткий период — период времени, в течение которо­го производители не успевают в полной степени при­способиться к изменению уровня цен;

долгий период — период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособить­ся к изменению цен.

Различают следующие формы эластичности предложения:

• эластичное предложение — величина предложения из­меняется на больший процент, чем цена, когда эластич­ность больше единицы (Es> 1). Эта форма эластично­сти предложения характерна для долгого периода;

неэластичное предложение — величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена, когда элас­тичность меньше единицы (Es< 1). Эта форма эластич­ности предложения присуща короткому периоду;

• абсолютно (совершенно) эластичное предложение

имеет место тогда, когда величина предложения беско­нечно изменяется при малом изменении цены (Es = °o). Эта форма эластичности предложения свойственна дол­гому периоду, а кривая предложения строго горизон­тальна;

• абсолютно неэластичное предложение имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю (Е = 0), т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. Эта форма свойственна текущему пе­риоду, а кривая предложения строго вертикальна.

Эластичное и неэластичное предложения по цене иллю­стрируются на рис. 17.1.




Понятие «эластичное предложение» применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной пла­ты, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при про­изводстве нужного блага.

Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приво­дит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.

Эластичность предложения зависит от многих факторов:

возможности длительного хранения и стоимости хра­нения. Товар, который не может храниться длительное время или его хранение стоит дорого, имеет низкую эла­стичность предложения;

специфики производственного процесса. В том случае, когда производитель товара может или увеличить его выпуск при росте цены, или выпускать другой товар при снижении цены, предложение данного товара будет эла­стичным;

фактора времени. Производитель не может быстро реа­гировать на изменение цены, поскольку необходимо из­вестное время на наем дополнительных работников, по­купку средств производства (когда требуется увеличить выпуск) или сокращение части работников, произве­дение расчетов с банковским кредитом (когда требуется уменьшить выпуск). В коротком периоде предложение может быть увеличено на рост спроса (цены) лишь пу­тем более интенсивного использования имеющихся про­изводственных мощностей. Однако подобная интенсив­ность может увеличить рыночное предложение только на сравнительно небольшую величину. Следовательно, в коротком периоде предложение мало эластично по цене. В долгом периоде предприниматели могут увеличить свои производственные мощности посредством расши­рения существующих возможностей и строительства фирмами новых предприятий. Таким образом, в долгом периоде эластичность предложения по цене достаточно существенна;

цены других благ, в том числе ресурсов. В данном слу­чае речь идет о перекрестной эластичности предложе­ния;

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм правительства. Это наглядно видно на примере налоговой политики государства. Допустим, государство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S" (см. рис. 2-14).



5.Излишки потребителя и производителя.
Разница между общей полезностью товара и его общей рыночной ценой называется потребительским излишком (или рентой потребителя). Эта разница возникает как результат действия закона уменьшающейся предельной полезности потому, что потребитель получает больше, чем он платит. Потребитель платит одно и то же количество денег за единицу товара, от первой до последней. Например, он платит одну и ту же цену за каждое яйцо или каждый стакан воды. Иначе говоря, покупатель платит за каждую единицу товара ту сумму, в которую оценивается последняя единица товара. Но благодаря действию закона уменьшающейся предельной полезности все предыдущие единицы оцениваются потребителем выше, чем последняя. В итоге потребитель получает излишек полезности на всех предыдущих (кроме последней) единицах приобретаемого товара

ИЗЛИШЕК ПОТРЕБИТЕЛЯ (излишек покупателя, допол­нительная выгода) - разница между ценой, которую потре­битель готов заплатить за товар, и той, которую он действи­тельно платит при покупке.

Термин «излишек потребителя» впервые применил фран­цузский инженер и экономист Ж. Дюпюи (1804-1866) в 1844 г. для оценки полезностей общественных сооружений (мостов, каналов, дорог).

Иногда излишек потребителя называют «маршаллиан-ским потребительским излишком» в честь английского эко­номиста А. Маршалла, внесшего существенный вклад в раз­работку данного понятия.

Излишек потребителя показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные люди, поскольку различные потре­бители оценивают потребление различных товаров по-разно­му, максимальный уровень цены, которую они готовы запла­тить за эти товары, также различается.

Излишек представляет собой максимальную цену, кото­рую потребитель блага готов заплатить за покупку, за вы­четом действительной цены товара. Дополнительное удов­летворение, или полезность, получаемая потребителями благодаря тому, что фактическая цена, которую они платят за благо, ниже той цены, которую они были бы готовы запла­тить, принимает форму излишка потребителя (рис. 19.1).

Излишек потребителя максимизируется только при со­вершенной конкуренции, когда цена устанавливается свобод­ной игрой сил спроса и предложения на рынке и все потреби­тели платят одинаковую цену. Однако если рыночная цена устанавливается максимизирующим прибыль монополис­том, то образующиеся в результате этого сокращения объема и роста рыночной цены вызывают потери излишка потреби­теля (рис. 19.2).


На рис. 19.2 показано, что при равновесной цене ОР по­лезность предельной единицы блага равна его цене; все же

предыдущие единицы этого блага приносят полезность, пре­вышающую сумму, уплачиваемую потребителем, поскольку потребители готовы заплатить за эти промежуточные едини­цы больше рыночной цены. Суммарный излишек потребите­ля представлен заштрихованной площадью PEPj.
ИЗЛИШЕК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ - дополнительные до­ходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает» цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Известно, что эффективность выпуска благ у разных произ­водителей различная, поэтому установление рыночной цены, достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффек­тивного производителя, приведет к тому, что наиболее эффек­тивные производители получат излишек. Общий излишек про­изводителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производи­теля при выпуске и продаже данного объема благ. Иначе — это разница между действительным доходом производителя и аль­тернативной стоимостью переменных ресурсов. Или разница между рыночной ценой и предельными издержками выпуска единицы блага. Понижение цены сокращает величину излиш­ка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает из­лишки производителя.

Излишек производителя схож с излишком потребителя (рис. 19.4).

А

0 Q, QE Объем

Рис. 19.4. Излишек производителя

На рис. 19.4 ОРе — равновесная рыночная цена. В каждой точке участка кривой предложения АЕ производители стре­мятся предлагать определенный объем блага и реализовы­

вать его по цене ОРе, т. е. выше той, по которой они были бы готовы реализовать свои блага. Так, один продавец намерен реализовывать объем OQj своего блага по цене ОР, при прак­тической цене блага, равной ОР]. В результате он получил бы излишек Р^е- Общий излишек равен АРеЕ (на рис. 19.4 за­штрихованная площадь).

Считается, что на рынке с совершенной конкуренцией вы­живут лишь наиболее эффективные предприниматели. В свя­зи с тем, что равновесная рыночная цена в долгом периоде мо­жет лишь покрыть издержки производства производителя, включая нормальную прибыль, излишек производителя будет равен нулю.

На рынках с несовершенной конкуренцией, в частности в условиях олигополии, производители будут иметь излишек, поскольку существует тенденция рыночных цен к превыше­нию издержек производства.

Термины «излишек потребителя» и «излишек производи­теля» применяются с целью определить результаты добро­вольного обмена. Сумма излишков потребителей и излишков производителей показывает общественную выгоду, образую­щуюся в связи с существованием рынка. Все названные кате­гории могут эффективно применяться в процессе разработки и осуществления государственной налоговой и внешнеэконо­мической политики, а также в других случаях.


<< предыдущая страница   следующая страница >>