1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Контрольная работа по Экономике предприятия 1 29.44kb.
Тема общие экономические проблемы и основные понятия экономической... 4 644.11kb.
Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической... 2 313.58kb.
1: «Предмет и метод экономической теории» 8 2267.67kb.
1. Предмет и метод экономической теории 1 106.58kb.
Вопрос Предмет и методы экономической теории Вопрос 2 1 16.3kb.
Вопросы к экзамену по экономической теории 1 37.01kb.
Примерный перечень вопросов по экономической теории (макроэкономика) 1 17.27kb.
Тема 13 макроэкономика: ее особенности и показатели § секторы национальной... 7 1978.1kb.
№1 Теоретические вопросы по дисциплине «Макроэкономика и микроэкономика» 11 3595.31kb.
Предмет экономической теории в трактовке различных школ. Современное... 1 223.52kb.
5 экономическая эффективность применения частотного электропривода... 1 144.11kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика - страница №1/4

Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.
1.Предмет и метод экономической теории. Макроэкономика и микроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория.

2. Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов.

3.Экономическая эффективность. Альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.
1.Предмет и метод экономической теории. Макроэкономика и микроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория.
В широком смысле слова экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Непосредственным предметом микроэкономики являют­ся: экономические отношения, связанные с эффективным ис­пользованием ограниченных ресурсов; принятие решений от­дельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.



Главная задача экономических субъектов микроэкономи­ки заключается в том, чтобы осуществить экономический вы­бор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;

  • каким образом производить избранные виды благ;

  • кто получает то, что произведено;

  • какой объем ресурсов использовать для текущего по­требления и какой — для будущего.

Объект экономики - экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие эко­номические проблемы, разрешаемые в соответствии с суще­ствующими институтами. Объектами микроэкономики являют­ся: отдельные индивиды, домохозяйства, фирмы, собственники первичных производственных ресурсов, крупнейшие корпо­рации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами, и даже целые отрасли экономики.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа - цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования - национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теория исследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

Методы - это те приемы и инструменты исследования, которыми располагает методология как самостоятельная наука о методе.

К числу способов и приемов анализа экономической действительности относятся индукция и дедукция, анализ и синтез. Индукция -это процесс создания теории из набора наблюдений. Она обеспечивает переход от частных наблюдений к обобщению. Дедукция - процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Она обеспечивает переход от общего к частному. Анализ означает изучение предмета по частям, т.е. его отдельных сторон и свойств, с тем чтобы полученные результаты свести затем в целое, произвести синтез.

Важнейшим методом экономической теории является системный подход, исследующий функциональные связи - прямые и обратные зависимости между переменными величинами.

Экономическая теория широко использует математические и статистические методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. Особое значение для экономической теории имеет моделирование , т.е. формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

При построении модели применяется метод абстракции: сохраняя главные функциональные зависимости переменных экономических величин и не учитывая второстепенные, модель воспроизводит упрощенные экономические связи, что позволяет создавать сложные теоретические системы.

Экономические принципы - это обобщения, содержащие в себе несколько неточные количественные определения в виде средних данных или статистических вероятностей.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. На основе этого различают позитивную и нормативную экономическую теории. Позитивный анализ дает возможность увидеть связи между реальными экономическими явлениями и процессами, нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение обычно выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо или нет, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.



2. Экономические ресурсы, их виды и проблема их ограниченности.

Экономическая эффективность. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей

Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества.



Потребность - это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения.

Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. Знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все возможные виды потребностей и желаний

Классификация человеческих потребностей по А. Маслоу

Эту классификацию можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и т.д.

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - экономического интереса.



Экономический интерес - это форма проявления экономических потребностей.

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами. Одни из них имеются в неограниченном количестве, например воздух, другие - в ограниченном. Ограниченные в своем физическом объеме блага называются экономическими.

Для получения экономических благ необходимы соответствующие ресурсы. С их использованием для удовлетворения потребностей человека связаны все проблемы экономического развития. Решение этих проблем базируются на двух экономических аксиомах:

- человеческие потребности безграничны и неутолимы. Хорошей иллюстрацией этого является известная сказка о золотой рыбке;

- ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы.

Природные ресурсы - земля, вода, воздух, сырье, используемые для переработки.

Труд - это умственные и физические способности человека, необходимые для производства. Среди них особое значение имеет предпринимательская способность, которую иногда называют особым фактором производства, т.к. она объединяет все факторы производства в одном предприятии.

Капитал - здания, сооружения, станки, машины, полуфабрикаты и т. п., что создано человеческим трудом.

Под предпринимательской способностью, таким образом, понимается особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все факторы производства.

Противоречия экономического развития, связанные с ограниченностью ресурсов, разрешаются путем выбора альтернативных путей их использования с учетом экономической эффективности. Экономический выбора (economic choice) — выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Альтернативная стоимость товара или услуги - это стоимость, измеренная с точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных альтернативных деятельностей, требующей того же времени или тех же ресурсов.

В упрощенном виде эффективность использования ограниченных ресурсов моделируется с помощью кривой производственных возможностей. Экономическая эффективность – это такая ситуация, в которой при заданных производственных ресурсах и технологии невозможно произвезти большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвезти некоторое количество других товаров.

Кривая производственных возможностей - графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.


Эффективность Парето- это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Однако эффективность производства можно увеличить при улучшении общественного разделения труда. Его важными характеристиками являются специализации и кооперация, позволяющие учитывать сравнительные преимущества в производстве товара.

Сравнительное преимущество - это способность производить товар или услугу по относительно меньшей альтернативной стоимости.

Производственные возможности (production возможности capacity) — возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии.

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами. Экономические агенты - субъекты экономических отношении, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют прежде всего индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации.



Экономический кругооборот (circular flow) — это круговое движение

реальных экономических благ сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.



Тема 2. Основополагающие категории рыночной экономики
1.Типы экономических систем: рыночная экономика, плановая экономика и смешанная экономика.

2. Собственность, ее формы и роль в экономике.

3.Понятие фирмы. Организационно-правовые формы предпринимательства.

4. Рынок, его сущность и функции.

5. Рыночный механизм, конкуренция и ее виды.
1.Типы экономических систем: рыночная экономика, плановая экономика и смешанная экономика.

Экономические системы (economic systems) — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства распределения, обмена и потребления экономических благ.

Классификация экономических систем может производиться на основе различных критериев (признаков).



По общественно-экономическим формациям (или способам производства)

Основной критерий их разграничения – способ соединения производителей со средствами производства ил господствующая форма собственности. В основе формационного подхода (марксистская версия) лежит идея соответствия производственных отношений (отношений присвоения, отношений собственности) уровню и характеру производительных сил. При этом выделяется пять формаций (способов производства):

1. первобытно-общинный,

2. рабовладельческий (в некоторых трактовках заменен на античный и азиатский способы производства),

3. феодальный,

4. капиталистический (буржуазный),

5. коммунистический (первая фаза которого - социализм).

Расширенная версия формационного подхода (восходящая к К. Марксу) выделяет три вида «общественной формации»:

- первичная (архаичная),

- вторичная (экономическая),

- третичная (коммунистическая).

По степени индустриального (индустриально-экономического) развития выделяют:


  1. доиндустриальное общество,

  2. индустриальное общество,

  3. постиндустриальное общество.

В основе классификации – соотнесение ступеней общественного развития со степенью укрепления (или ослабления) индустриальных и экономических начал.







Ступени общества




Критерии

Доиндустриальное (доэкономическое)

общество


Индустриальное (экономическое)

общество


Постиндустриальное (постэкономическое)

общество


1.Тип средств производства

ручные орудия труда

машина

информатика

2.Ведущийсектор

сельское хозяйство

индустрия

наука

3. Тип детерминации

традиции и внеэкономическое принуждение к труду

материальные (денежные) стимулы

творчество

4. Тип «общественного человека

традиционный («партиархальный») человек

«экономический» человек

социально-творческий («социологический») человек


В современной научной и учебной литературе различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика описывается, как система, в которой доминирует общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования.

Рыночная экономика - характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика использует системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Сравнительная характеристика командной и

рыночной экономических систем

Командная

экономика

Признаки для

сравнения

Рыночная

экономика

Государственная

Преобладающая форма собственности

Частная

Жесткая регламентация деятельности со стороны государства

Характер экономической деятельности

Свобода предпринимательства

и выбора


Централизованное планирование

Способ согласования деятельности

Рыночное

саморегулирование



Необходимость выполнять государственные планы

Главный мотив

экономической

деятельности


Личный экономический интерес

Под смешанной экономикой (mixed ecoпоту) подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем, то есть механизм рынка дополняется активной деятельностью государства.

Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:



  • обеспечение занятости;

  • полное использование производственных мощностей;

  • стабилизация цен;

  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;

  • равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Модели смешанной экономики:

Американская модель – либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистической мотивации, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал связывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структурой субъектов социальной политики.

Шведская модель – социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций».

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной. Инвестиционной и внешнеэкономической политики и особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.
Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.



2. Собственность, ее формы и роль в экономике.

Собственность—это отношение между людьми, определяемое к объектам собственности: как своим, так и чужим, и в свою очередь, как закон, определяющий их социально-экономическое положение в производстве своей общественной жизни. Римское право определяло понятие собственности и основных отношений как владение, пользование и распоряжение. Отношения собственности экономические отношения, возникающие по поводу собственности, отражают имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

Субъект собственности – указывает, кому принадлежит объект собственности.

Объект собственности – это то благо, по поводу которого складываются отношения собственности.

Термин «право собственности» рассматривает собственность не как ресурс, а как «пучок или доля прав по использованию ресурса» - вот что составляет собственность. Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре» (в честь английского юриста А. Оноре, впервые предложившего его в 1961 г.) состоит из следующих 11 элементов:

1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;

2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. Право управления, т.е. право решать кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

5. Право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от изъятия благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу благ в наследство;

8. Право на бессрочность обладания благом;

9. Запрет вредного использования, т.е. запрет использования вещи, способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;

10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Трансакционные издержки – это издержки в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности.

В соответствии с классификацией трансакционных издержек выделяют основные виды издержек:

1.поиска информации – затраты времени и ресурсов на получение и обработку информации о ценах, об интересующих товарах и услугах, об имеющихся поставщиках и потребителях;

2.измерения количества и качества вступающих в обмен товаров и услуг – затраты на промеры, измерительную технику, потери от остающихся ошибок и неточностей;

3.по спецификации и защите прав собственности – расходы на содержание судов, арбитража, органов государственного управления, а также затраты времени и ресурсов, необходимые для восстановления нарушенных прав;

4.оппортунистического поведения.

На стадиях движения общественного продукта возникают «внешние эффекты», которые касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.

Внешние эффекты, экстерналии – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.

Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности:

1. государственная собственность (федеральная, объектов РФ),

2. муниципальная собственность (районная, городская, поселковая),

3. собственность общественных объединений (организаций),

4. частная собственность (граждан, предприятий),

5. прочие виды собственности (смешанная собственность).

В командной системе – государственная собственность, в современной рыночной экономике – весь спектр форм и отношений собственности исходит из принципа на равноправное существование.

Классификация форм собственности на основе различных критериев


По форме присвоения

Индивидуальная

личное подсобное хозяйство

трудовое хозяйство

индивидуальная трудовая деятельность

личная собственность


Коллективная

кооперативы

коллективные предприятия

арендные предприятия

товарищества

акционерные предп-ия

ассоциации и т.д.


Государственная

общегосударственная

муниципальная

образования на территории государства



По форме права собственности

Частная

граждан


юридических лиц (предприятий, объединений, организаций)

Государственная

федеральная

республик и других образований в составе государства

муниципальная



Совместная

совместных предприятий и организаций




По субъектам и объектам

Объекты

продукт


рабочая сила

земля, природные ресурсы

жилые дома

ценные бумаги



Субъекты

отдельные граждане

коллективы, группы, семьи

государство

другие




  1. Понятие фирмы. Организационно-правовые формы предпринимательства.


Предпринимательство - процесс создания нового, обладающего ценностью, экономического блага. Он предполагает принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности и получение в своем результате денежного дохода и личного удовлетворения достигнутым.

Предприниматель реализует присущие рыночной экономике экономические отношения собственности в их правовом оформлении через организационные механизмы деятельности. Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и коллективной форме. Но если первая означает осуществление ее гражданами, т. е. физическими лицами, «своей волей и в своем интересе », гражданами, которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора (ст. 1, п. 2 ГК РФ), то вторая форма предпринимательства - коллективная - предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе соответствующих форм предприятий. Зафиксированное нормами права единство организационных и экономических оснований деятельности хозяйствующих субъектов выступает как его «организационно-правовая форма». Наиболее значимыми признаками, отличающими одну организационно-правовую форму хозяйствования от другой являются следующие:

- количество участников данного хозяйственного объединения;

- собственник применяемого капитала;

- способ распределения прибыли и убытков ;

-источники имущества, составляющего материальную основу хозяйственной деятельности данного субъекта ;

- пределы имущественной ответственности.  

Согласно российскому законодательству предпринимательской деятельностью могут заниматься как «физические», так и «юридические лица».



Физическое лицо - это гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью единолично, не принимая статус «юридического лица». Право предпринимательской деятельности наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель самостоятельно решает все вопросы. Источником имущества, необходимого для начала работы, могут быть собственные накопления, помощь друзей или полученные в банке кредиты. Риск неудачи целиком лежит на индивидуальном предпринимателе. Он несет полную неограниченную ответственность по своим обязательствам, т.е. отвечает по всем обязательствам всем своим имуществом. К индивидуальным предпринимателям относится и глава крестьянского хозяйства - фермер.

Другая группа организационно-правовых форм хозяйствования охватывается общим понятием «юридических лиц». Признаки юридического лица состоят в том, что это прежде всего - организация, т.е. определенным образом организованное объединение лиц, которое:

- имеет обособленное имущество;

- отвечает лишь только этим имуществом по своим обязательствам;

-может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права;

- быть истцом и ответчиком на суде;

-иметь самостоятельный баланс и смету.

Указанные организации как юридические лица могут быть двух типов. Во-первых, - это коммерческие организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Во-вторых, - это некоммерческие организации, не стремящиеся к получению прибыли и не распределяющие прибыль между участниками.

Ведущее место в рыночной экономике принадлежит предпринимательским структурам. В частном секторе экономике коммерческие организации могут выступать в следующих организационно-правовых формах:



Хозяйственные товарищества («полное товарищество» и «товарищество на вере»).

Хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества закрытого и открытого типа).

Производственные кооперативы. ГК РФ определяет производственный кооператив (артель) как «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном труде и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов» (ст.107). Имущество кооператива делится на паи его членов, часть имущества по решению членов кооператива может составить неделимые фонды. Отличительная особенность кооперативов от других видов совместного предпринимательства состоит в обязательном трудовом участии.

Особенности индивидуального предприятия, товарищества (партнерства) и акционерного общества (корпорации) как основных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности можно рассматривать как достоинства и недостатки по отношению друг к другу. В таблице 7 представлены достоинства и недостатки этих форм с точки зрения сложности образования, способности привлекать новые капиталы, ответственности, контроля, продолжительности существования и налогообложения.



    Достоинства и недостатки организационно-правовых форм бизнеса



Особенности

Единоличное владение

Товарищество

Акционерное общество

Уровень

сложности



Простота образования и ликвидации.

Требуется подписание договора при создании.

Требуется специальное разрешение правительства при создании.

Возможности привлечения

капитала


Источники капитала ограничены собственными средствами и займами.

Увеличение капитала через объединение сбережений партнеров.

Возможность привлекать большие суммы через инвесторов, количество которых может быть

неограничено.



Ответственность

Полная

Полная или ограниченная в зависимости от вида

товарищества.



Ограниченная суммой уставного капитала.

Контроль

Полный контроль

собственника.



Разногласия по поводу контроля между собственниками создают организационные сложности.

Контроль у

владельца контрольного пакета акций.



Продолжительность существования

Прекращение со смертью собственника.

Перерегистрация при изменении условий,

внесенных в договор.



Зависит

от желания

акционеров.


Налогообложение

Не является субъектом налогообложения на доходы предприятий.

Доходы облагаются налогом в пропорции к доходу каждого

из партнеров.



Является

субъектом

двойного

налогообложения




Выделяются также организационно-экономические формы предпринимательства, характеризующие соглашения между предпринимателями в области организации их деятельности, которые представляют собой монополистические объединения, создаваемые для контроля рынка. Можно выделить следующие формы:

1. Картель - соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, разделе рынков сбыта продукции, долях в общем объеме производства, параметрах продукции и т.п.

2. Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

3. Консорциум - объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции для уменьшения риска и привлечения дополнительного капитала.

4. Концерн - многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участий.

Это означает приобретение контрольного пакета акций различных компаний, которые по отношению к контролирующей их фирме выступают в роли дочерних. В свою очередь, дочерние компании могут владеть контрольными пакетами акций других обществ, нередко расположенных в различных странах. Так возникают транснациональные корпорации - ТНК.


4. Рынок, его сущность и функции.
В сегодняшнем понимании рынок - это целостная система экономических отношений между покупателями и продавцами, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Причины его возникновения.:



  • развитие общественного разделения труда; наличие различных собственников –

  • обособленных товаропроизводителей;

  • появление товарно-денежных отношений.

Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения. В системе рынков достаточно определенно выделяются сле­дующие крупные отрасли:



рынок потребительских продуктов (он подразделяется на мно­жество подотраслей, реализующих продовольственные и непро­довольственные блага, рынок жилья и т. п.);

рынок средств производства (здесь приобретаются вещест­венные факторы производства: оборудование, транспортные

средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);



рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: ком­мунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);

рынок труда (для работодателей и наемных работников);

рынок научных и опытно-конструкторских разработок (про­дуктов научных исследований, готовых для освоения в произ­водстве);

рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);

рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);

рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и денежные расчеты с другими государ­ствами);

рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов ин­теллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)

Широкое развитие акционерных обществ при­вело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.

Наконец, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

Таким образом, рынок предстал перед нами как единая со­вокупность рыночных связей. Эта целостность придает рынку новое качество — способность к саморегулированию на основе экономических законов, определяющих динамику цен.

Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций:

·Информационная функция проявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

·Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.

·Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.

·Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только "невидимой рукой", о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.

Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, хозяйственных нежизнеспособных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 9.


    .

Классификация структуры рынка

по экономическому назначению объектов рыночных

отношений



рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.

по географическому положению

местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

по степени

ограничения

конкуренции


монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной

конкуренции.



по отраслям

автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок

сельхозпродукции и т.д.



по характеру продаж

оптовый рынок; розничный рынок.



Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

  • деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

  • деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

  • деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы 14.

    Схема 14.

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.

Рынок - достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отметить несовершенства рынка.



1. Рынок не может регулировать бумажное денежное обращение, согласуя его с товарной массой.

Поскольку в этом процессе присутствие частного интереса абсолютно исключено, выпуск денег и контроль за денежным обращением должно выполнять государство.

2. Рынок в состоянии удовлетворить только те потребности, которые выражаются через индивидуальный спрос. Но, кроме них, имеются некоммерческие потребности общества. Это расходы на государственное управление, правопорядок, национальную оборону, систему коммуникаций. Такие блага называют общественными товарами. В них заинтересовано общество в целом, и только оно может обеспечить их удовлетворение.

3. Следуя жестким правилам конкурентной борьбы, рынок стимулирует внедрение новых технологий и повышение качества товаров. Но при этом бизнес стремится финансировать проекты, имеющие, как правило, небольшие сроки окупаемости и достаточные гарантии прибыльности в перспективе. В финансировании фундаментальной науки и дорогостоящих наукоемких проектов бизнес участвует очень неохотно и недостаточно. А именно эти направления развития общества сегодня определяют возможности экономического роста в будущем и уровень конкурентоспособности страны на мировых рынках.

4. Частные интересы отдельных производителей в рыночной экономике могут противоречить интересам общества. Так, наносится вред окружающей среде или здоровью людей в результате использования несовершенных технологий. Рыночный механизм в этом случае вовсе не стимулирует владельцев предприятий к изменению производства и снижению его вредных последствий, так как такие затраты увеличивают издержки производства и уменьшают прибыль.

5. Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить.

Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и т.д.), но и следить за работой самого рыночного механизма.

Государство при чрезмерном вторжении в экономику может деформировать действие рыночного механизма и лишить производство стимулов к совершенствованию.

5. Рыночный механизм, конкуренция и ее виды.

Рыночный механизм является способом экономического развития, основанного на саморегуляции. Именно это имел в виду А. Смит, провозгласив принцип "невидимой руки", который устанавливает в хаосе частных интересов порядок, гармонию, пропорциональность, обеспечивающую процветание общества. Для более полного понимания сущности рынка и его механизмов в экономической теории вводится понятие свободного, или совершенно конкурентного, рынка. Это некоторая идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена

Конкуренция (лат. concurrere — состязаться) — сопеничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленно­стью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хо­зяйственной конъюнктуры и противоборством с другими пре­тендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровла­дельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким ос­нованиям: а) по масштабам развития; б) по своему характеру и в) по методам соперничества.

По масштабам развития конкуренция может быть:

1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия куп­ли-продажи товаров и услуг);

2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то терри­тории);

3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

4) межотраслевой (соперничество представителей разных от­раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

5) национальной (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

6) глобальной (борьба предприятий, хозяйственных объедине­ний и государств разных стран на мировом рынке).

По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.

По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посред­ством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего.


Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

  • выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;

  • сводит конкретный труд к общественно необходимому;

  • содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:



  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;

  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.


    Таблица 10.

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция

Признаки

Внутриотраслевая

конкуренция



Межотраслевая

конкуренция



Субъекты

предприятия одной

отрасли


предприятия разных

отраслей


Объекты

лучшие условия производства и сбыта

сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

различие индивидуальной стоимости однородных товаров

различие нормы прибыли в отраслях экономики

Результат

рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

средняя прибыль и цена производства

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.


следующая страница >>