1. Понятие о хоз учете. Его виды - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Понятие о хоз учете. Его виды - страница №1/1

1. Понятие о хоз. учете. Его виды

ХОЗ.УЧЁТ-это система наблюдений, измерений, контроля и отображения хоз.процессов для того чтобы управлять ими и контролировать.Задачи хоз.учёта:1)Обеспечить сохранность матер.ценностей.2)Изыскивать резервы роста и внедрять их в пр-во.3)Обеспечивать рентабильность.4)Проводить учёт и контроль за хоз.процессами.Классиф.хоз.учёта: 1.Оператив но-технический – это система наблюдений,измерений,контроля хоз.процессов.Это быстрый контроль,который практичес- ки документально не оформляется.2.Статистический-это система наблюдений,измерений,контроля и изучения хоз.проц- ессов.Статистика изучает:состав населения,численность,продолжит.жизни,уровень рождаемости,смертности…3.Бухгалте рский учёт-это непрерывный,документальный учёт и контроль.


2. Измерители: Каждый вид учета рассматривает одни и те же хозяйствен­ные процессы с разных позиций, что не препятствует на от­дельных этапах пересечению потоков информации, интересу­ющих ее пользователей. Это стало возможным благодаря при­сущей всем видам учета одной весьма существенной для них особенности, а именно — использованию одних и тех же из­мерителей, применяемых в народном хозяйстве: натуральных, трудовых и денежных.

Натуральные измерители (кг, м, м3, шт., л и пр.) раскры­вают количественную характеристику однородного объекта уче­та, представленного в учете, и служат для получения информа­ции в указанных единицах в зависимости от его особенностей.

Применение натуральных измерителей в учете разнородных объектов с целью их группировки, пусть даже имеющих одну и ту же единицу измерения, недопустимо.

Общее условие, присущее натуральным измерителям, — ко­личественный учет товарно-материальных ценностей. Получение обобщающих показателей с их помощью исключено.

Учет в натуральных измерителях определяет содержание ко­личественного учета.



Трудовые измерители предназначены для учета затраченно­го рабочего времени. Единицей их измерения служат минуты, часы, дни. С их помощью контролируются нормы выработки, производительность труда, начисление заработной платы.

Ясно, что трудовые измерители, как и натуральные, имеют строго определенные границы применения.

Обобщающим показателем, позволяющим объединить раз­нородные объекты учета и выразить их в одном измерителе, слу­жит денежный измеритель. Единицей его измерения служит еди­ница национальной валюты, т. е. рубль.
3.Система нормативного регулирования бух. учета в России. Бух. учет имеет 3 основные модели: 1)континентальная, в которой бух. учет жестко регламентирован инструкциями обязательными для применения(Франция, Германия).2)английская, здесь учет основан на положениях, ряд из которых обязателен к применению.3)американская, здесь бух. учет основан на общих принципах, а нормативные документы в большинстве своем носят рекомендательный хар-р. Бух. учет ведется по принципу: разрешено все, что не запрещено. До 90-х г. 20 века бух. учет в России развивался по континентальной модели. Начиная с 90-х г. основа бух. учета стала составлять американская модель, но с некоторыми модификациями. В настоящее время система нормативного регулирования бух. учета в России содержит 4 уровня: 1 уровень ГК часть 1,2. федеральные законы: «О бух. учете», «Об АО», «Об ООО», «О гос. поддержке малого предпринимательства и тд.».Трудовой кодекс. 2 уровень Положение по ведению бух. учета и бух. отчетности. Национальные стандарты по бух. учету – положения по бух. учету(ПБУ): ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; ПБУ 2/94 « Учет договоров(контрактов) на капитальное строительство»; ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»; ПБУ 4/99 «Бух. отчетность организации»; ПБУ 5/01 « Учет материально производственных запасов»; ПБУ 6/01 «Учет основных средств»; ПБУ 7/98 « События после отчетной даты»; ПБУ 8/01 «Условные факты хоз. деят-ти»; ПБУ 9/99 « Доходы организации»; ПБУ 10/99 «Расходы организаций»; ПБУ 11/2000 «Инф. Об аффилированных лицах»; ПБУ 12/2000 «Инф. по сегментам»; ПБУ 13/2000 «Учет гос. помощи»; ПБУ 14/2000 «Учет не мат. Активов»; ПБУ 15/01 «Учет заемов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; ПБУ 16/02 «Инф. по прекращаемой деят-ти»; ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские опытно конструкторские и технологические работы»; ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»; ПБУ 19/02 «Учет фин. вложений»; ПБУ 20/02 «Учет совместной деят-ти»; 3 уровень. Методические рекомендации к нац. стандартам(ПБУ 5/01, ПБУ 6/01), указания, инструкции(план счетов бух. учета). 4 уровень Рабочие документы п/п(учетная политика).
4. Объектами бухгалтерского учета являются конкретная хозяйственная единица в

количественном и суммовом выражении. Объектами бухгалтерского учета

являются: движимое и недвижимое имущество, включая арендованные и

переданные во временное пользование, нематериальные активы, денежные

средства, ценные бумаги, расчеты с юридическими и физическими лицами,

инвестиции в основные средства, амортизационные отчисления, доходы и

расходы по видам и периодам, прибыль, убытки, распределение прибыли,

обязательства по кредитам и займам, уставный капитал, образование резервов



и фондов организации.Задачи бух. учета сформулированы в пункте 3 статьи 1 федерального закона «О бух. учете»: 1)формирование полной и достоверной информации о деят-ти п/п; 2)получение информации необходимой для целей управления; 3)предотвращение отрицательных фактов общественной жизни. Не из закона: Учет сводится к исчислению фин. результатов (прибыли). Принцип-это лат. слово, которое означает базовое положение предопределяющее все остальные действия.
5 Предметом бухгалтерского учета являются наличие и дви­жение активов, источники его формирования и использования, а также возникшие обязательства и полученные результаты дея­тельности экономического субъекта. Соответственно бухгалтер­ский учет, будучи одной из экономических наук, общим предме­том которых является познание производственных отношений, определяет границы своего применения содержанием его пред­мета. федеральный закон бух. учета. основополагающим нормативным док-м, регулир-им и регламентир-им б.у, явл-ся принятый гос.думой 23 фев.1996 г.и одобренный Советом Федерации 29 марта 96 года Федеральный закон «О б.у». в нем сформулир-ны основ.положения и понятия, касающиеся б.у., также требов. Предъявл. к нему. Закон подтвердил обязат-ть ведения б.у. во всех орг-ях (кеомм-их и некомм-их), закрепил основ. элем-ы учет.пол-ки п/п. Согласно Закону б.у. представ-ет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обощения инф-ии в денежном выражении об имуществе, обязательствах орган-ий и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хоз.операций. объектами б.у. явл-ся имущество организаций, их обязательства и хоз.операции, осущ-ые организац-ми в процессе их деят-ти.
6. Эл-ты метода бух.учета

Метод БУ- это совокупность приемов и способов, с помощью которых БУ осуществляет свои функции.1. Баланс-док-нт, кот-ый вкл-ет все ср-ва пр-тия по составу и размещ-ию и источники образ-ия ср-в.Он состоит из 2-х частей: актива и пассива. Актив лев. сторона, где отраж-ся все ср-ва пр-тия, пассив пр. сторона, где отраж-ся ист-ки образ-ия. Баланс бывает вступит-ый, кварт-ый, полугодовой, баланс за 9 месяцев работы перед составл-ем год-го отчета, год-ой и заключит-ый. Итоги актива и пассива должны быть равны, что наз-ся валютой баланса. 2. Счета располож-ые в плане счетов бух. учета сгруп-ны по однородным признакам. Лев. сторона счета наз-ся актив, пр. пассив. Отраж-ие хоз. опер-ии на 2-х взаимосвяз-ых счетах наз-ся двойная запись. Любая хоз. опер. отраж-ся на 2-х взаимосвяз-ых счетах по дебиту и кредиту 2-го счета. Отраж-ие дебита и кредита применяя цифры счетов наз-ся проводка. Левая сторона наз-ся ДТ счета, а пр. сторона КТ счета. В завис-ти от того, в какой части баланса расположен счет можно сделать заключ-ие, что они бывают акт-ые, пас-ые и акт-о-пас-ые. Акт-ые счета предназ-ны для учета хоз. ср-в по составу и размещ-ию, пас-ые счета отр-юь учет источников хоз. ср-в и они наход-ся в пассиве баланса (в пр. стороне). Нач-ный остаток (с-до) в акт-ных счетах бывают только дебиторы, соотв-но счета включ-ся в актив баланса. Пас-ые счета имеют только кредитовое (с-до), соотв-но эти счета включ-ся в пассив баланса. 3. Док-нт – письменное отраж-ие соверш-ой опер-ии яв-ся основ-ем для реш-ия спорных вопросов, только правильно заполн-ый док-нт имеет юридич-ую силу. Док-ты заполн-ся в тот же момент, когда произошло измен-ие. Сохраности док-тов удел-ся особое вним-ие. Док-ты подшив-ся в хронологической последоват-сти в дела, и хр-тся в архивах согласно сроков хр-ия док-тов. Архивы бывают: местные, районые, обл-ые, республик-кие. 4. Инв-ция – писменое фактич-го наличия всех цен-ей по местам хр-ия и сверхо этих данных с данными бух.учета с целью выявл-ия рез-та, кот-ый выраж-ся недостачами или излишками. Для провед-ия инв-ции изд-ся приказ по инв-ции. Инв-ции бывают: плановые и неплановые. В приказе отраж-ся день начала и оконч-ия инв-ции, мат-но-отв-ное лицо, состав комиссии, и проверяемый объект. При провед-ии инв-ии берется подписка № 1, кот-ая гласит, что все док-ты по приходу и расходу включены в отчет. По оконч-ии инв-ии мат-но-отв-ое лицо, дает расписку № 2, что с рез-ми инв-ии согласен или не согласен. Описи составл-ся в 3-х экз-рах. Один у мат-но-отв-го лица, 2-ой у комиссии, 3-ий сдаем в бухг-рию, затем в бухг-рии провод-ся сверходанных фактич-го наличия и бух.учета. Излишки выявл-ые при инв-ии оприход-ся, недостача подлежит возврату. 5. Оценка. Все хоз. ср-ва должны быть выражены в ден-ом измерителе. В основе оценки имущ-ва лежат реальные затраты в ден-ом измерении. Все ср-ва приобрет-ые со стороны оценив-ся по фактич. затратам ден-. оценки. 6. Калькуляция яв-ся эл-том метода бух. учета. Это способ учета затрат на пр-во и реализ-ию прод-ии. К-ция – это расчет себ-сти ед-цы прод-ии. Себ-ть яв-ся базой для опред-ия цены пр-ной прод-ии. Себ-ть зависит от 2-х факторов: 1. Затраты пошедшие на пр-во; 2. Кол-во получ-ой прод-ии. 7. отчетность- отражается имущественное и финансовое положение организации.
7. Сущность баланса и его назнач-ие. Актив и пассив баланса

Баланс-док-нт, кот-ый вкл-ет все ср-ва пр-тия по составу и размещ-ию и источники образ-ия ср-в.Он состоит из 2-х частей: актива и пассива. Это 2-х сторонняя таблица. Актив лев. сторона, где отраж-ся все ср-ва пр-тия, пассив пр. сторона, где отраж-ся ист-ки образ-ия. Баланс бывает вступит-ый, текущий, заключит-ый, разделительный, передаточный, сводный, ликвидационный. Итоги актива и пассива должны быть равны, что наз-ся валютой баланса.



8. Типы хоз.опер. и их влияние на структуру баланса

Сущ-ет 4 типа статей баланса влияющих на структуру баланса: 1. Один из наиболее отв-ных участков работы бухг-ра – отраж-ие хоз. опер-ий на счетах и бух. проводки. Для этого надо знать какой счет дебит-ся, а какой кредит-ся, т.е. определить корреспонденцию счетов. Чтобы не допустить ошибок в опред-нии корреспон-ции счетов необх-мо помнить, что несмотря на многообразие хоз. опер-ий их можно объединить 4 группы, кот-ые вликут изм-ние в бух-ком балансе; 1. В данную группу относ-ся хоз. опер. вызывающие изм-ния только в активе баланса 2. В данную группу относ-ся хоз. опер. вызывающие изм-ния только в пассиве баланса; 3. Выз-ет изм-ния одновр-но и в активе и в пассиве баланса в сторону увелич-ия; 4. Выз-ет изм-ния в активе и в пассиве баланса одновр-но в сторону уменьш-ия.


9. Понятие счета Б/баланс сост-ся на отчетную дату, а хоз-ые опер-и происх-ят ежед-но, чтобы проследить текущее движ-е имущ-в и обяз-в в б/у прим-ся счета. Они предст-ют собой коды, к-рые различны в зав-ти от отрасл-ой принадл-ти п/п-я. Левая часть счета наз-ся Д, правая - К. прак-ки каждый счет имеет остаток, к-рый назся сальдо. Суммы, запис-ые на Д счета наз-ся оборотом по Д; суммы запис-ые по К счета - оборотом по К. все счета открыв-ся из баланса, поэтому дел-ся на 3 гр.: 1.активные. 2. пассивные. 3 активно-пассивные. Активный счет. 1)на акт-ом счете учит-ся умущ-ва орг-и.2)сальдо на акт.счете всегда пишется по Д. 3) по Д акт.счета отраж-ся увел-е имущ-ва, а по К - его умен-е. 4) сальдо конечное расчит-ся по формуле: Скн +обор.Д-обор.К. Пассивный счет. 1) на пас.счете учит-ся обяз-ва орг-й. 2) сальдо на пас.счетах всегда пишется по К. 3) по Д пас.счета отраж-ся умен-е обяз-в, а по К - отраж-ся увел-е. 4) сальдо конечное расчит-ся по форм-е: Скн +обор.К-обор.Д. Активно-пас-ые как акт-ых, так и пас-ых счетов. Сальдо на них может быть дебетовым, либо кред-ым, либо тем и другим одновр-но. Сальдо конечное по форм-е рассчитать невозм-но, необх-мо анал-ть каждую опер-юБ/баланс сост-ся на отчетную дату, а хоз-ые опер-и происх-ят ежед-но, чтобы проследить текущее движ-е имущ-в и обяз-в в б/у прим-ся счета. Они предст-ют собой коды, к-рые различны в зав-ти от отрасл-ой принадл-ти п/п-я. Левая часть счета наз-ся Д, правая - К. прак-ки каждый счет имеет остаток, к-рый назся сальдо. Суммы, запис-ые на Д счета наз-ся оборотом по Д; суммы запис-ые по К счета - оборотом по К. все счета открыв-ся из баланса, поэтому дел-ся на 3 гр.: 1.активные. 2. пассивные. 3 активно-пассивные. Активный счет. 1)на акт-ом счете учит-ся умущ-ва орг-и.2)сальдо на акт.счете всегда пишется по Д. 3) по Д акт.счета отраж-ся увел-е имущ-ва, а по К - его умен-е. 4) сальдо конечное расчит-ся по формуле: Скн +обор.Д-обор.К. Пассивный счет. 1) на пас.счете учит-ся обяз-ва орг-й. 2) сальдо на пас.счетах всегда пишется по К. 3) по Д пас.счета отраж-ся умен-е обяз-в, а по К - отраж-ся увел-е. 4) сальдо конечное расчит-ся по форм-е: Скн +обор.К-обор.Д. Активно-пас-ые как акт-ых, так и пас-ых счетов. Сальдо на них может быть дебетовым, либо кред-ым, либо тем и другим одновр-но. Сальдо конечное по форм-е рассчитать невозм-но, необх-мо анал-ть каждую опер-ю

10. Сущность и значение двойной записи на счетах

При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хо­зяйственных операций, каждая операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пас­сива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двой­ные и равновеликие изменения. Это позволяет отражать хозяйствен­ные операции на счетах способом двойной записи.



Сущность этого способа состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемо­го счетов на сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называютбухгалтер-скими проводками, бухгалтерскими записямииреже—счетными фор­мулами. Составить бухгалтерскую проводку—значит указать, на ка­кую сторону каких счетов нужно записать сумму операции.
13. Счета синт-ие и анал-ие. Информацияя в б/у делится на 2 большие группы: 1. обобщ-ая инф-я - она формир-ся в синт-ом учете,к-рый ведется в ден.выраж-и. эта инф-я помогает получить предст-е о деят-ти орг-и в целом, но не всегда годится для прин-я управ-их реш-й. 2. детальная инф-я формир-ся в анал-ом учете, к-рый может вестись не только в ден-ом, но и в натур-ых, труд-ых изм-ях. Кач-во управ-ого учета зависит от потреб-ей орган-и, квалиф-и раб-ов и матер-нотехн-ой базы. Промеж-ой группой между синт-им и анал-им учетом явл-ся субсчет. Между синт-им и анал-им учетом сущ-ет след. взаимосвязь: 1) сальдо всех анал-их счетов должны быть равны сальдо по синт-ому счету. 2) обороты по анал-им счетам должны быть равны оборотам по синт-ому счету.
14. Классификация счетов бухгалтерского учета. Принципы ее формирования и содержания. Счета бухгалтерского учета составляют основу информаци­онной системы экономического субъекта. Большое количество счетов, используемых в текущем уче­те, требует их упорядочения и определенной систематизации. До­стигается данная цель путем классификации счетов. Поскольку они являются носителем информации и одновременно способом ее получения, постольку классификация счетов должна осуще­ствляться по различным признакам. Эти признаки должны улав­ливать экономическую сущность объектов бухгалтерского учета, ту среду, в которой функционируют те или иные объекты, а так­же особенности формирования информационной системы в на­правлении удовлетворения соответствующей информацией аппа­рата управления. Такие подходы к классификации счетов бухгал­терского учета вполне реализуемы, так как система счетов пред­ставляет собой достаточно жесткую конструкцию, нормативно регламентируемую и используемую в учете длительное время. Переход к рыночной экономике обусловил появление новых объектов учета, ранее чуждых затратным методам хозяйствова­ния. В связи с этим возникает необходимость в разработке но­вых признаков классификации счетов, разделения последних на иные группы и подгруппы об имуществе и источниках его обра­зования. В самом общем подходе современная теория классифика­ции счетов предусматривает их группировку по двум признакам: 1) экономическому содержанию; 2) назначению и структуре.
15. Группировка счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию в зависимости от отражаемых на них объектов отвечает на вопрос "Что учитывается на данном счете?" Счета бухгалтерского учета при классификации по данному признаку делятся на три группы: счета учета активов, счета учета источников образования активов и счета учета хозяйственных процессов и их результатов. На счетах учета активов первой группы отражается наличие, образование и движение активов хозяйственного органа. Все счета этой группы являются активными и подразделяются на три подгруппы: счета активов в сфере производства, счета активов в сфере обращения, счета отвлеченных активов. На счетах для учета активов в сфере производства отражаются средства труда и предметы труда. Основные средства" "Амортизация основных средств Материалы На счетах для учета активов в сфере обращения отражаются денежные средства, предметы обращения, средства в расчетах. Касса", "Расчетные счета "Готовая продукция" и "Товары отгруженные". На счетах учета источников образования активов хозяйства отражаются собственный капитал и привлеченный капитал. Все счета данной группы - пассивные. Счета учета результатов хозяйственных процессов используются для исчисления (определения) результата хозяйственной деятельности. Примером может являться счет "Прибыли и убытки", по кредиту которого отражается прибыль организации, а по дебету - убытки.
17. Классификация счетов по назначению и структуре (струк­турная классификация) дополняет экономическую классифика­цию в части научной постановки бухгалтерского учета. Цель классификации счетов по назначению и структуре — получение необходимой информации о формировании и исполь­зовании хозяйственных средств, а также источниках их образо­вания. Счета в классификации объединены в отдельные группы. Каждая из них, в отличие от экономической классификации, объе­диняет счета не по экономической однородности учитываемых объектов, а по их месту в процессе расширенного общественного производства. Всего, как видим, классификация по назначению и структу­ре включает три группы. Первая группа «Основные счета» содержит счета, учитыва­ющие имущество организации и источники ее образования, вклю­чая заемный капитал. С помощью этих счетов осуществляется систематический контроль за материальной обеспеченностью про­изводственного процесса, состоянием обязательств с другими предприятиями и организациями. Приоритет содержания счетов данной группы по отношению к другим группам предопределил ее название. Все счета данной группы при наличии остатка представле­ны в балансе. Все они по отношению к балансу активные: 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 50 «Касса» и др. Пассивные счета, как правило, включаются в валюту балан­са: 80 «Уставный капитал», 83 «Добавочный капитал», 66 «Расче­ты по краткосрочным кредитам и займам» и т. п. Исключением являются счета 02 «Амортизация основных средств» и 05 «Амор­тизация нематериальных активов». Счета, уточняющие оценку отдельных видов имущества, в силу специфичности учитываемых объектов в текущем учете и балансе представлены в структурной классификации во второй группе так называемых «отражающих» счетов.

Счета этой группы самостоятельного значения не имеют, по­скольку они уточняют, корректируют оценку отдельных видов иму­щества и его источников. Эти счета применяются в учете парал­лельно с основным счетом. В связи с чем нередко их называют параллельными или регулирующими. Они уточняют оценку неко­торых видов имущества Эти счета представлены в отдельной подгруппе «Контрарные счета» второй группы счетов. Операционные счета включают счета, оказывающие влия­ние на формирование отдельных хозяйственных процессов или непосредственно раскрывающие их содержание. Они состоят из распределительных, калькуляционных и сопоставляющих сче­тов.



Распределительные счета несут прежде всего контрольную функцию в формировании отдельных расходов и соблюдении ус­тановленной по ним сметы, а также используются в целях обоснованного распределения между отдельными видами продук­ции (работ, услуг) для полного исчисления их фактической себе­стоимости. Структура распределительных счетов включает две группы счетов: собирательно-распределительные и контрольно-распре­делительные. Природа собирательно-распределительных расходов заложе­на в их сущности. Это активные счета. Они включают расходы, которые нельзя непосредственно отнести на конкретные наиме­нования продукции, поскольку являются собирательными, а за­тем списываются, распределяются между этими наименования­ми условным, косвенным путем. Состав собирательно-распределительных счетов включает прежде всего счета по управлению и обслуживанию производ­ства и сбыта: 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехо­зяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др. Остатка на конец месяца указанные счета не имеют и в балансе они отсут­ствуют.

Списание учтенных в течение месяца по дебету собирательно-распределительных счетов расходов осуществляется в конце месяца на конкретные виды продукции через установленную базу распределения. Порядок распределения общепроизводственных расходов и других аналогичных расходов из группы собиратель­но-распределительных счетов между отдельными объектами уче­та регулируется соответствующими нормативными актами. Контрольно-распределительные счета обеспечивают конт­роль за обоснованностью распределения расходов и доходов меж­ду отчетными периодами.


18.Типы хоз. операций и их влияние на бух. баланс. Ежедневно на п/п происходят хоз. операции, которые меняют структуру актива и пассива. Специалисты разделили на 4 группы: 1)хоз. операции, которые затрагивают только актив баланса при этом валюта баланса остается без изменения. Например. Поступили деньги с расч. счета в банке. 2) хоз. операции, которые затрагивают только пассив баланса при этом итог баланса остается без изменения. Например. Часть прибыли п/п направлена в уставный капитал. 3)хоз. операции, которые затрагивают актив и пассив одновременно, при этом итог баланса увеличивается на одну и туже сумму. Например. Поступили товары от поставщиков. 4) хоз. операции, которые затрагивают и актив и пассив баланса, при этом итог баланса уменьшается на одну и туже сумму. Например. Оплачено поставщику за товары.
19. План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему ре­гистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера син­тетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка). Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского уче­та устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгал­терского учета. В ней приведена краткая характеристика синтети­ческих счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их струк­тура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядокотражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют План счетов бухгалтер­ского учета и Инструкция по его применению, утвержденные при­казом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. В период с 1991 по 2000 г. в России действовал План счетов, утвержденный приказом Мин­фина СССР от 11.11.91 г. № 56. План счетов 2001 г. (см. Приложение 1) является единым и обя­зательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреж­дений) независимо от подчиненности, формы собственности, орга­низационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной за­писи. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского уче­та, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по со­гласованию с Министерством финансов вводить при необходимо­сти в План счетов дополнительные синтетические счета, исполь­зуя свободные коды счетов.
20. Корреспонденция счетов. БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАПИСЬЮ (проводкой).

Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирущими.

Обозначение корреспонденции счетов, т.е. наименования дебетуемых и кредитуемых счетов с указанием суммы по данной операции называется БУХГАЛТЕРСКОЙ ЗАПИСЬЮ (проводкой). Бухгалтерские записи по количеству затрагиваемых ими счетов, подразделяются на простые и сложные. Простыми принято называть такие бухгалтерские записи, в которых корреспондируют только два счета - один по дебету, а другой по кредиту. Пример 1. Остаток невыданной заработной платы возвращен из кассы на расчетный счет в сумме 100 000 руб. Бухгалтерская запись будет следующей: Д-т сч. "Расчетный счет" - 100 000 руб. К-т сч. "Касса" - 100 000 руб. Сложными называются бухгалтерские записи, в которых один счет по дебету корреспондирует с несколькими счетами по кредиту или наоборот. Пример 2. Отпущены в основное производство материалы на сумму 62 500 руб., полуфабрикаты - 125 000 руб. Бухгалтерская запись будет следующей: Д-т сч. "Основное производство" 750 000 руб. К-т сч. "Материалы" 625 000 руб. К-т сч. "Полуфабрикаты своего производства" 125 000 руб. Эту сложную проводку можно представить в виде двух простых: 1) Д-т сч. "Основное производство" 625 000 руб. К-т сч. "Материалы" 625 000 руб. 2) Д-т сч. "Основное производство" 125 000 руб. К-т сч. "Полуфабрикаты своего производства" 125 000 руб. При составлении сложных проводок следует иметь в виду, что правильной является только запись, в которой корреспонденция счетов выражена ясно, поэтому не следует составлять бухгалтерскую запись, где одновременно затрагивается несколько дебетуемых и кредитуемых счетов. Бухгалтерские записи осуществляются на основании документов, в которых зафиксировано содержание хозяйственной операции. Для контроля за полнотой отражения всех хозяйственных операций, бухгалтерские записи регистрируют в последовательности совершения экономически разнородных операций. Отражение хозяйственных операций в хронологической последовательности носит название хронологической записи.


22. Калькулирование — это исчисление себестоимости произведен­ной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. В процессе калькулирования исчисляют себестоимость:

• всего выпуска продукции, выполненных работ и оказанных ус­луг;

• отдельных видов продукции, работ, услуг, основного и вспо­могательного производств, а также обслуживающих производств и хозяйств; полуфабрикатов, используемых для последующей переработки или продажи;

• продукции, работ, услуг отдельных подразделений; ■• незавершенного производства.

Указанные показатели себестоимости используются для состав­ления отчета о прибылях и убытках, управления себестоимостью продукции, определения цен на продукцию (работы, услуги), а так­же результатов деятельности организации и ее отдельных подраз-деленийит.п.

Различают плановую, сметную, нормативную и отчетную, или фактическую, калькуляции.



Плановые калькуляции определяют среднюю себестоимость про­дукции или выполненных работ на плановый период (год, квар-тал). Составляют их исходя из прогрессивных норм расхода сырья, материалов, топлива, энергии, затрат труца, использования обору­дования и норм расходов по организации обслуживания производ­ства. Эти нормы расходов являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой являются сметные калькуля­ции, которые составляют на разовое изделие или работу для опре­деления цены, расчетов с заказчиками и других целей.

Нормативные калькуляции составляют на основе действующих на начало месяца норм расхода сырья, материалов и других затрат (текущих норм затрат). Текущие нормы затрат соответствуют про­изводственным возможностям предприятия на данном этапе его работы. При стабильных ценах на используемые ресурсы текущие нормы затрат в начале года, как правило, выше средних норм за­трат, заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года, наобо­рот, ниже. Именно поэтому и нормативная себестоимость продук­ции в начале года, как правило, выше плановой, а в конце года — ниже.

Отчетные, или фактические, калькуляции составляются подан­ным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражают фактическую себестоимость произведенной продукции или выполненных работ. В фактическую себестоимость продукции включают и непланируемые непроизводительные рас­ходы.
23. По эк. элементам. Отвечает на вопрос на что израсходовано.Выделяют след.элементы: 1)Мат. Расходы; 2)На оплату труда; 3)Отчисление на соц. Нужды;4) Амортизация основных средств и немат.активов; 5)Прочие расходы. . 2. По статьям калькуляции: Калькуляция- процесс формирования себестоимости единицы продукции. Различают плановые и фактические калькуляции. Она отвечает на вопрос сколько потрачено на производство единицы продукции. Каждая калькуляция состоит из статей перечень которых организация устанавливает самостоятельно. В финансовом учете преимущество отдается классификации по эк.элементам, а группировка по статьям калькуляции применяется в управленческом учете.
24. Оборотные ведомости по счетам. Одним из способов обобщения данных текущего бухгалтерского учета являются оборотные ведомости. Оборотная ведомость по счетам синтетического учета представляет собой сводку оборотов и остатков по счетам за учетный период времени. Она является одним из важнейших средств проверки и контроля полноты и правильности записей по счетам. Контроль осуществляется на основе наличия в данном регистре трех пар равных итогов: Первая пара равных итогов - общий итог начальных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу начальных остатков по кредиту всех счетов. Это равенство вытекает из положения, что количество активов организации не может быть больше или меньше общего количества источников их образования (т.е. равенство итогов актива и пассива баланса); Вторая пара равных итогов - общий итог оборотов всех счетов по дебету равен общему итогу оборотов всех счетов по кредиту. Это равенство обеспечивается двойной записью. Оно также должно соответствовать обороту в регистре хронологического учета (регистрационному журналу), что свидетельствует о полноте и правильности отражения хозяйственных операций в системе счетов способом двойной записи; Третья пара итогов - общий итог конечных остатков по дебету всех счетов равен общему итогу конечных остатков по кредиту всех счетов. Это равенство обеспечивается равенством первых двух пар итогов. С целью контроля за полнотой отражения хозяйственных операций в системе счетов итоговые данные оборотной ведомости (оборотного баланса) должны сверяться с оборотами Главной книги. Данные о конечных остатках в оборотной ведомости должны соответствовать данным об остатках в Главной книге. Возможности использования оборотных ведомостей по синтетическим счетам ограничены. По данным ведомостей нельзя определить взаимную связь между счетами, установить содержание увеличения и уменьшения активов и источников их образования, необходимых для руководства хозяйственной деятельностью организации. Их получают из шахматной оборотной ведомости. Записи в шахматную ведомость производятся так, чтобы была видна корреспонденция счетов. оборотные ведомости по счетам аналитического учета. Они ведутся отдельно для каждой группы аналитических счетов, объединенных соответствующим синтетическим счетом. В зависимости от применяемых в аналитическом учете измерителей, различают две формы оборотных ведомостей по аналитическим счетам: количественно-суммовую (товарно-материальную), контокорректную (суммовую). Количественно-суммовая ведомость предназначена для тех аналитических счетов, записи на которых ведутся одновременно в денежном и количественном выражении (для учета основных средств, материалов, топлива). В таких ведомостях имеются колонки для количества и суммы. Суммовые оборотные ведомости составляются по счетам, хозяйственные операции на которых отражаются только в денежном выражении (счета расчетов, счета источников хозяйственных средств). Сальдовые ведомости (ведомости остатков) составляются преимущественно по счетам аналитического учета при большом количестве различных видов материалов, топлива, готовой продукции, используемых в организации. Сальдовая ведомость благодаря удобной и легко обозримой форме имеет важное значение для текущего наблюдения и контроля за остатками товарно-материальных ценностей.
25. Классификация имущества организации. Имущества организации иначе называют активами. Они делятся на 2 группы: 1. оборотные: 1)сырье, материалы, полуфабркаты…; 2) незавершенное произ-во, изделия несданные на склад. на конец мес.; 3)Гот. продукция- изд. Полностью законченные обработкой, сданные на склад, принятые отделом качества; 4)Товары- изделия, полученные о др.организаций и лиц, подлежащие перепродаже без дополнительной переработки на денном п\п. 5)Товары, отгруженные-продукция, которая передана покупателю, но правособств-ти к ему на них не перешло 6)Дебиторская задолженность-задол-ть др. п\п и лиц нашему п\п. 7)Денежные ср-ва- хранятся на расчетных, валютных и спец. Счетах в банках. 8)Краткосрочные фин. вложения- инвестиции в др. организации или в пользу др. лиц на срок не менее 12 мес.

2. Внеоборотные активы: 1)Основные ср-ва- объекты, которые используются в орг-ии больше 12 мес., с целью получения дохода(здание, оборудование, транспорт.ср-ва…);

2) Нематериальные активы-активы, которые не имеют мат-вещественной формы, и использ-ся в орг-ии больше 12 мес. С целью получения дохода. Права на пользование чем-либо, торговые марки, знаки …; 3)Долгосрочные фин. вложения- инвестиции в др. орг-ии или в пользу физ. Лиц, гна срок, превышающий 12 мес.

27. Способы исправл-ия ошибок в бух. учете

В процессе учетной рег-ции могут возникать ошибки. Часть ошибочных записей выявл-ся при подсчете итогов, при составл-ии обор-ых вед-тей и сверхо данных синтетич. и аналитич. учета. При правильном введ-ии учетных записей должно быть 3 равных итога. 1. Реестра первичных док-тов; 2. Дебетовых и кредетовых оборотов в обор-ой вед-ти. Обнаруж-ые ошибки исправл-ся 3-мя способами: 1. Корректурной; 2. Способ «красная сторона» (сторниров-ие); 3. Способ дополнит-ых проводок. Корректурный способ заключ-ся в зачеркив-ии неправ-ой суммы, итога, так, чтобы та сумма была видна, делается запись правильная. Сторниров-ие примен-ся для исправл-ия ошибок в том случае, если опер-ия отражена не на тех корреспондирующих счетах. Состоит в том, что неправ-ая запись повтор-ся, но красными чернилами, а затем делается прав-ая запись обычными чернилами. Дополнит-ые проводки примен-ся в случае, если на счетах записана меньшая сумма, чем необх-мо было записать. Недостающую сумм запис-ют такой же проводкой, как и первонач-ая – это наз-ся допроводка.


29. Бух. док-ты. Реквизиты док-тов

Док-ты классифиц-ют по назнач-ию: распорядит-ые; оправдат-ые; бух-го оф-ния; комбиниров-ые. Распорядит-ями док-ми яв-ся чеки на получ-ие денег со счетов, доверенности на получ-ие ТМЦ. Оправдат-ые – удостоверяют факт соверш-ия опер-ии. Комбиниров-ые – те, кот-ые сод-ат как распоряж-ия на вып-ние той или иной инф-ции, так и подтвержд-ие факта его соверш-ия (накладные, прих. и расх. касс-ые ордера). Док-ты также классиф-ся по способу составл-ия: первичные; сводные. К первичным относ-ся док-ты, кот-ые заполн-ся в момент соверш-ия опер-ии немедленно. Сводные – отчет кассира, отчет мат-но-отв-ного лица по складам. Док-ты классиф-ся по способу охвата хоз. опер-ий. Они делятся: на разовые и накопит-ые. Разовые – кот-ые предназ-ны для оф-ния одной опер-ии. Накопит-ые – это лимитно-заборные карты. Все заполн-ые док-ты поступают в бухг-рию в подраздел-ия и подверг-ся проверке. Проверка бывает формальная – провер-ся полнота заполн-ия реквизитов каждого док-та. Арифметич-ая – проверка док-та. По существу – провер-ся реальность оф-ния совершенной опер-ии. Документооборот – это дв-ние док-та с момента его заведения и до сдачи в архив. Док-рот опред-ет гл. бухг. Он сост-ет график док-рота. Реквизиты док-та: 1. Номер формы; 2. Наимен. формы; 3. Назнач-ие док-та; 4. Периодичность составл-ия (ежедневно); 5. Кто сост-ет – кассир; 6. Кто подпис-ет – гл. бухг. и руков. пр-тия; 7. Кто проверяет док-нт – гл. бухг. Док-ты обрабатыв-ся в бухг-рии, подшив-ся в хронологич-ой последоват-ти и сдаются в архивы.


30. Учет процесса заготовления

Этот процесс состоит из ряда экономических событий, вклю­чающих приобретение предприятием у поставщиков сырья и ма­териалов, других ресурсов, обеспечивающих непрерывный про­цесс производства. Задача бухгалтерского учета на этом этапе — правильно и своевременно исчислить объем заготовления, выявить возмож­ные потери на пути продвижения материальных ценностей от поставщиков и произвести с ними расчеты. Фактическая себестоимость заготовления материалов скла­дывается из их покупной стоимости и транспортно-заготовительных расходов. Вся информация по заготовлению материалов формируется на основании первичной" учетной документации, выписываемой поставщиками и транспортными организациями (счета-фактуры, платежные требования, товарно-транспортные и железнодорож­ные накладные, спецификации, упаковочные листы и т. п.). В плане счетов бухгалтерского учета наличие и движение производственных запасов отражается на счетах 10 «Материалы»,



15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и др. На счете 10 «Материалы» накапливается информация о на­личии и движении товарно-материальных ценностей в оценке по фактической себестоимости их заготовления или по твердым учет­ным ценам. Фактическая себестоимость заготовления формируется ис­ходя из стоимости материалов по договорным и иным ценам и издержек по их завозу
31. понятие документа. Документооборот. Документ- это латинское слово, которое в переводе на русский означает «доказательство». Оно появилось в России в VIII веке и введено Петром I. 1.Документ- это закодированное на определенных носителях информационное сообщение о фактах хоз.жизни, которые существовали, существуют или будут существовать. 1) закодированное сообщение- документы оформляются на бланках унифицированной формы. Эти бланки утверждены правительством и сгруппированы в специальном альбоме. Документы содержат определенные показатели, которые обязательно должны быть заполнены. Эти показатели называются реквизитами. К ним относят: 1)аименование документа; 2)Дата его сост-я; 3)Содержание хоз операции; 4)Место сост-я документа; 5)Подписи лиц, ответственных за сост-е документа и их расшифровки. При их отсутствии документ будет считаться недействительным. П\п может самостоятельно разработать бланки документов при условии, что они будут содержать все обязательные реквизиты. 2.Носители информации. Документы могут быть созданы как на бумажных носителях, так и в электронном виде. На практике в последнее время преобладает 2-й вид создания документов, при этом они должны распечатоваться и подшиваться в папки. С понятием документ тесно связано понятие документооборот- это путь, который проходит документ от момента его выписки до сдачи в архив. Он составляется главным бухгалтером. Включает следующие этапы: 1. Выписка документа; 2. Проверка документа; 3. Отражение документа в системе учета; 4. Сдача документа в архив.
32. Понятие инвент-я. Инвент-я - это проверка имущ-ва иобяз-в по факту и сверка получ-ых рез-ов с данными б/у. закон-ом опре-ны случаи, когда провед-е инвен-и обяз-но: 1. при ликвид-ции, реорган-ии п/п-я, иначе сделка бедут считатся ничтожной. 2. перед сост-ем годового бух.договора. Иначе аудитор не сможет подтвердить достовер-ть годовой б/отч-ти. 3. в случае стих.бедствий: навод-й, пожаров - для опред-я факт-ой суммы ущерба. 4. при смене матер-ноответ-ого лица, иначе вновь приня-ое лицо должно принять на себя ответ-ть. Во всех ост-ых случаях инвент-я проводится по реш-ю руков-ля. Отд-ым приказом оформ-ся дата провед-я инвен-и и состав инвент-ой комиссии. В нее обяз-но входят предст-ль бухгалтерии и матер-ноответс-ое лицо. Процесс инвент-и сводится к тому, что члены комиссии перевешивают, перемеривают, пересчитывают имущ-во. В рез-те оформ-ся инвент-ая опись. Эта опись передается в бухгалтерию, где ее данные свер-ся с данными б/учета. Если есть расхожд-я, то сост-ся сличительная ведомость. Рез-том инвент-и могут быть либо излишки, либо недостача. Излишки должны быть приняты к учету по рын.ст-ти. Они увел-ют фин-ый рез-т п/п-я. Недостачи: 1)взысканы с виновника; 2)могут быть списаны на расходы п/п-я в пределах норм естест-ой убыли.3)может быть списано как потенциал-ые убытки сверх норм естест-ой убыли или если виновник не обнар-ен, или во взыск-я с него отказ-ых судом.
34. Сущность и значение отчетности.

Отчетность - периодическое составление предприятиями, организациями отчетов о своей деятельности, представляемых в государственные органы.

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета, и является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Единая система показателей отчетности предприятий позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, областям и по всему народному хозяйству в целом.

35.Понятие и виды учетных регистров. Регистры б/у - это разл-ого рода таблицы, в к-рые переносятся данные из первичных док-ов. Разл-ют след.виды регистров: 1) систем-ие - это регистры, к-рые ведутся пост-но при возник-и хоз-ых опер-й (кассовая книга). 2)хронолог-ие - фиксируются хоз-ые опер-и по датам возник-я (журнал регист-и счетов). 3) комбинир-ые - п.1+п.2. 4) синтет-ие - в низ заносится общая инф-я из первичных доходов. 5) анал-ие содержат детальную инф-ю о совер-ных хоз-ых опер-ях. 6) комбин-ые - п.4+п.5. По внеш-му виду регистры делятся на 3 вида:1.карточки; 2. свободные листы; 3. книги. В наст. Время регистры б/у оформ-ся в осн-ом на машинных носителях. Они явл-ся коммер-ой тайной п/п-й и могут быть изъяты по реш-ю след-ых органов, а также на основ-и док-ов налоговой инспекции. В этом случае регистры б/у распеч-ся и с них сним-ся копии, к-рые завер-ся.

36. Формы бух. учета

Предст-ет собой совокупность учетных книг, вед-тей, карточек др. рег-ров в их взаимосвязи. Форма бух. учета наз-ся устан-ное сочет-ие, особ-тей построения и взаимосвязи уч-ых рег-ров. 2 формы бух. учета: 1. Мемориально-ордерная форма учета яв-ся самой трудоемкой и малоэффект-ой. Она сохран-ся на небольших пр-тиях, кот-ые заняты реализ-ей товаров и имеют незначит-ой число док-тов. В основе этой формы лежит мемор-ый ордер, где заносится в хронологич-ой последоват-ти каждый док-нт без груп-ки по видам и независимо от корреспонденции счетов, но к мемор-ому ордеру прикладыв-ся все док-ты на основ-ии кот-го он составлен. Заполн-ые мемор-ые ордера записыв-ся в регистрац-ый журнал. Данные мемор-ных ордеров перенос-ся в гл. книгу, а из неё в обор-ную вед-ть по синтетич-ким счетам. Эта вед-ть наз-ся шахматной, по ее данным составл-сябаланс; 2. Журнально-ордерная форма учета яв-ся наиболее эффект-ой. Имеет бесспорное преимущ-во. Сокращает кол-во уч-ых записей. Регистрами яв-ся сами журналы ордера, накопит-ые вед-ти и разработочная таблица. Характерны след-ие особ-ти: 1. Записи в журнале ордере ведутся по кредитовому признаку, соотв-но в дебет счетов по хоз-ным опре-ям; 2. Итоговые данные журналов ордеров перенос-ся в гл. книгу. По данным главной книги составл-ся баланс.


37. Мемориально-ордерная форма БУ. Очень редко на практике встречается мемориально-ордерная форма БУ. Она сохранилась только в бюджетных учреждениях и в организациях потреб кооперации. Достоинством этой формы яв-ся высокая аналитичность в обработке информации. Она построена таким образом, что позволяет контролировать детально движ. Имущества и обязательств. Недостатком формы яв-ся ее трудоемкость. Данные с первичных док-в переносятся в регистр синтетического учета – мемориальный ордер он составляется на каждую хоз.операцию или группу однородных хоз.операций. В последнем случае эти группы обобщаются в другом регистре- ведомости Кассовые док-ты сначала группируются в кассовой книге- аналит.учет хоз.операций ведется в картатеках аналитического учета. Все мемориальные ордера регистрируются в журнале с целью контроля за их наличием, поскольку на основе ордеров составляется журнал- главная. По внешнему виду она напоминает шахматную оборотную ведомость по синтетическим счетам, которая сравнивается с данными оборотной ведомости по аналитическим счетам. В итоге составляется бух.отчетность.
38.Журнально-ордерная форма учета. Это наиболее часто применяемая форма бух. учета. Она заложена в основу всех компьютерных программ по бух.учету.

Основным регистром при данной форме учета явл-ся журнал-ордер. Он ведется по кредиту счетов. Некоторые операции предварительно группируются в ведомостях, а затем переносятся в журнал-ордер. Некоторые операции контролируются ведомостью, т.е. по ним составляется и ведомость и журнал-ордер. В большинстве случаев журналы-ордера совмещают в себе синтетический и аналитический учет. Последний вид учета организуется также в карточках, но на практике аналит. Учет при данной форме организуется плохо. Данные из журналов-ордеров переносятся в главную книгу, которая ведется по дебету счетов. На основе главной книги составляется бух. отчетность, для упрощения расчетов может быть составлена оборотная ведомость.



39-40 Рассмотрим показатели сравнения подробнее.

Цель ведения учета. Цель ведения финансового учета — форми­рование полной и достоверной информации о деятельности орга­низации и ее имущественном положении, необходимой:• для составления бухгалтерской отчетности;• осуществления контроля за целесообразностью и законностью хозяйственных операций и наличием и использованием произ­водственных ресурсов; • предотвращения отрицательных результатов хозяйственной дея­тельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспе­чения финансовой устойчивости организации. Следует подчеркнуть, что в приведенном определении цели фи­нансового учета данная цель относится к организации в целом (а не к структурным подразделениям). Кроме того, следует иметь в виду, что основными потребителями бухгалтерской отчетности яв­ляются внешние пользователи. Цель управленческого учета —формирование и предоставление информации управленческому персоналу организации и ее струк­турных подразделений, необходимой для планирования, контроля и управления деятельностью организации и ее структурных под­разделений.

Основные потребители информации. Основные потребители информации финансового учета—внешние пользователи, т.е. орга­ны государственного управления (налоговые, статистические, каз-начейство и др.), банки, кредиторы, инвесторы (в том числе физи­ческие лица) и др.

Потребителями информации управленческого учета являются работники управленческого персонала организации и ее структур­ных подразделений, специалисты, а также непосредственные ис­полнители, для которых установлены лимиты и нормативы по со­ответствующим расходам.



Обязательность ведения учета. Ведение финансового учета ус­тановлено законодательством (в России — Федеральным законом «О бухгалтерском учете»). Управленческий учет вводится и осущест­вляется по решению администрации организации; он не является обязательным.

Объекты учета и отчетности. В финансовом учете информа­ция формируется и отражается в целом по организации. В некото­рых случаях отчеты о доходах и расходах составляются по отраслям и видам деятельности. В управленческом учете информация формируется и отражается в отчетности по структурным подразделениям, центрам ответствен-нрсти, видам деятельности, отдельным изделиям, новым техноло­гическим решениям и др. Способы ведения учета. В финансовом учете обязательно исполь­зуются все элементы метода бухгалтерского учета —документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, бухгалтерский баланс и отчетность. В управленческом учете указанные элементы бухгалтерского уче­та могут использоваться, но не в обязательном порядке . Кроме того, в управленческом учете широко используются количественные методы (методы эле­ментарной математики, математической статистики и теории ве­роятностей, математического программирования, эвристические методы и др.). Правила ведения учета. Финансовый учет и составление отчет­ности должны осуществляться в соответствии с общепринятыми принципами и правилами, которые в России установлены законо­дательством. В управленческом учете правила ведения учета и составления отчетности устанавливаются самими организациями. Используемые измерители. В финансовом учете используются натуральные, трудовые и денежные измерители. При этом исполь­зование денежного измерителя в национальной валюте является обязательным. Операции в иностранной валюте приводятся к на­циональной валюте. В управленческом учете наряду с использованием указанных из­мерителей широко используются специфические измерители про­изведенной продукции к выполненных работ—машиночас, чело-векочас и др. Способы группировки расходов. В финансовом учете расходы груп­пируют и учитывают в обязательном порядке по элементам затрат. В России перечень расходов по элементам затрат установлен ПБУ10/99 «Расходы организации», а для целей налогообложения — главой 25 Налогового кодекса (НК). В управленческом учете расходы учитываются по статьям каль­куляции; учет расходов по элементам затрат не ведется. Степень точности информации. В финансовом учете и отчетно­сти должна отражаться достоверная, документально-обоснованная информация. В управленческом учете допускаются приблизительные и при­мерные оценки; вместе с тем по ряду показателей администрация требует представления достоверных сведений. Временной период. В финансовом учете информация предостав­ляется за прошедший отчетный период (месяц, квартал, год); она носит «исторический» характер. В управленческом учете в зависимости от целевой установки информация предоставляется за истекший, настоящий и будущий периоды. Периодичность представления отчетности. Финансовая отчет­ность составляется за месяц, квартал и год. Отчетность в управленческом учете составляется, как правило, за более короткие промежутки времени — за месяц, декаду, неде­лю, день, смену. Сроки представления отчетности. Финансовая отчетность представляется пользователям через несколько недель или ме­сяцев. В России квартальная отчетность представляется в тече­ние 30 дней по окончании квартала, а годовая — в течение 90 дней по окончании года, если иные сроки не предусмотрены законо­дательством. В управленческом учете отчеты представляются в течение не­скольких дней по окончании отчетного месяца, по ежедневным отчетам — на следующее утро, а в ряде случаев —немедленно. Ответственность за достоверность и своевременность пред­ставления учетных и отчетных данных. В финансовом учете ответ­ственность за достоверность и своевременность представления учет­ных и отчетных данных предусмотрена законодательством. По учетным и отчетным данным управленческого учета ответ­ственность обычно не предусматривается. Доступность отчетных данных. Данные финансовой отчетно­сти доступны для внутренних и внешних пользователей. Данные управленческий отчетности являются коммерческой тай­ной.

Регулирующий орган. Основным регулирующим органом по фи­нансовому учету является Министерство финансов РФ, а по управ­ленческому (на уровне рекомендаций) — Минэкономразвития Рос­сии.

46. Понятие учетной пол-ки. Б/у на п/п-и должен осущ-ся по опред-ым правилам. Задача закл-ся в опред-ии такой сов-ти правил, реал-я к-рых обеспечило бы макс-ый эффект от ведения учета, т.е. своевр0ое формир-е фин. и управ-ой инф-и, ее достовер-ть, доспуп-ть и полез-ть для широкого круга польз-ей. Теорит-ки возм-ны 3 подхода к устан-ю правил б/у на п/п-и: 1) централиз-ый подход; 2) децентрализ-ый; 3) смешанный. В 1-ом случае при орг-ции б/у п/п-е должно следовать правилам и предпис-ям, выраб-ым центром. Этот вариант использ-ся в нашей стране при централиз-но управ-мой эк-ке. 2-ой вариант предусм-ет свои правила б/у для каждого п/п-я. Этот вариант в росс.усл-ях неприемлен. Мир-ой опыт показ-ет, что макс-ая эф-ть ведения б/у обесп-ся разумным сочетанием 1-ого и 2-ого подходов. Централиз-но устан-ся основопол-щие правила и принципы б/у, к-рые затемконкрет-ся на каждом п/п-и и исходя из усл-й хоз-я. Т.О, п/п-я разраб-ют и проводят собст-ую учет.пол-ку (УП). УП -это сов-ть способов вед-я б/у, избранных п/п-ем в кач-ве соот-щих в усл-ях хоз-я. Она разраб-ся бухг-ом и утверж-ся руков-ем. Оформ-ся не позднее 90 дн. После регистр-и п/п-я, а также после стечения отч.года приказом или реш-ем руков-ля. Изм-я в УП вносятся в след.случаях: 1) при изм-и законод-ва; 2) при смене собств-ка, 3) при изм-и вида деят-ти. 

Задачи и принципы формирования учетной политики. Учетная политика на разных п\п будет различной. Главная задача учетной политики- мах, объективно отразить деятельность п\п, отразить полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления п\п. Учетная политика формируется путем выбора способов ведения БУ из нескольких вариантов, предусмотренных законодательством. Если варианты законодательством не установлены, то п\п разрабатывает собственные варианты. Но во всех случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики- выбор способов ведения БУ должен быть выд-н на единых основах. Основные принципы, заложенные в Российском законодательстве: 1.Имущественная обособленность-имущество организации существует отдельно от имущества собственников. 2.непрерывность деятельности- бизнес существует вечно. 3.Последовательность учетной политики- учет ведется постоянно из года в год. 4.Полнота отражения бух.информации. 5.принцип начисления доходов отражается не в момент получения денег, а в момент возникновения права на них; расходы отражаются в учете не в момент уплаты денег, а в момент их осуществления. 6.Своевременное отражение фактов хоз.деятельности. 7.Принцип осторожности. Доходы показываются в учете как можно позже, а расходы- как можно раньше. 8.Приоритет содержания перед формой. 9.Рациональность ведения БУ. Затраты на ведение БУ не должны превышать пользы от использования его данных.

48. По признаку однотипности методологических подходов к пост­роению систем бухгалтерского учета сформировалась трехмо-дельная классификация учетных систем:

1. Англо-американская модель, объединившая в основном англоязычные страны (СЩА, Великобритания, Австралия и др.). Организация бухгалтерского учета в законодательном плане ме­нее регламентируется и в значительной степени ориентирована на стандарты, разрабатываемые профессиональными организа­циями бухгалтеров, включая и нормы профессиональной этики. Гибкость в принятии и функционировании учетной политики на уровне как отдельного предприятия, так и всей учетной систе­мы — отличительная черта данной модели. 2. Континентальная модель объединяет европейские стра­ны с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Авст­рия и др.). Для нее характерным является высокий уровень зако­нодательного регулирования бухгалтерского учета, а потому боль­ший консерватизм учетной политики. 3. Южноамериканская модель (Аргентина, Боливия, Брази­лия и др.), ориентированная на высокий уровень инфляционных процессов в экономике. В 70-х годах усилился процесс свободного перемещения ка­питала из одной страны в другую. Однако осуществление со­вместной деятельности компаний затруднялось из-за наличия национальных систем бухгалтерского учета. В связи с этим сре­ди инвесторов, банкиров и лиц других профессий, связанных с экономикой остро встала проблема разработки общедоступных учетных систем, которые являлись бы своего рода кодексом про­фессиональной этики. Данное направление получило название гармонизации учета, результатом чего явилась подготовка меж­дународных стандартов финансовой отчетности (International Accounting Standards). Международные стандарты не являются обязательными и носят рекомендательный характер. Они в пер­вую очередь целесообразны для международных компаний, ко­торые обязаны консолидировать финансовую отчетность дочер­них предприятий, работающих в разных странах. Стандарты так­же необходимы для фирм, намеревающихся привлечь средстваиностранных инвесторов. Их внедрение в нашей стране логич­но по мере развития законодательства.

Международные стандарты разрабатываются с 1973 г., "ког­да был создан Комитет по международным стандартам, объеди­нивший профессиональные организации бухгалтеров из 9 стран: Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады, Фран­ции, Германии, Нидерландов, Японии, Австралии и Мексики. В настоящее время Комитет объединяет более 100 членов (органи­заций). Им разработано свыше 30 стандартов по отдельным воп­росам бухгалтерского учета.



49. Оценка имущества, приобретенного за плату, производится путем сложения фактически понесенных затрат на его покупку. Имущество, полученное на безвозмездной основе, принимается к учету по рыночной стоимости на дату оприходования. Имуще­ство, произведенное самим экономическим субъектом, оценива­ется в сумме фактических затрат на его изготовление. Текущая рыночная стоимость объекта формируется на ос­нове цены, действующей на дату его оприходования, подтверж­денной документально или экспертным путем. Определение цены экспертным путем должно осуществлять­ся в рамках Закона РФ «Об оценочной деятельности» от 29.07.98 г. № 135.

В случаях, предусмотренных действующим законодатель­ством, оценка объекта, в том числе повторная, может быть про­ведена оценщиком по постановлению суда или по решению упол­номоченного органа. При отпуске материально-производствен­ных запасов на производственные и иные цели их оценка может осуществляться по одному из следующих методов: — по себестоимости каждой единицы, сложившейся на мо­мент приобретения; — по средней себестоимости; — по себестоимости первых по времени приобретения таких запасов (метод ФИФО); — по себестоимости последних по времени их приобретения (метод ЛИФО).Оценка товаров на предприятиях розничной торговли мо­жет быть приняла в учете по одному из двух вариантов: — по розничным продажным ценам с использованием в те­кущем учете обособленного счета «Торговая наценка»; — по покупной стоимости без использования данного счета в текущем учете. Таким обра­зом, основным правилом оценки, кстати, прямо вытекающим из базового принципа бухгалтерского учета — принципа непрерыв­ности функционирующего предприятия, является правило оцен­ки приобретаемого соответствующего вида имущества в сумме фактических затрат на покупку.



50. Система бухгалтерской отчётности РФ.

Бух. отч-ть состоит из бух. баланса, отчета о фин-ых рез-тах и пояснений к ним. Бух. отч-ть пр-тия вкл-ет показ-ли деят-ти филиалов, представительств и иных подраздел-ий. Бух. отч-ть пр-тия вкл-ет в себя: - бух. баланс (ф. №1); - отчет о прибылях и убытках (ф. №2); - отчет о дв-нии кап-ла (ф. №3); - отчет о дв-нии ден. ср. (ф. №4); - прилож-ие к бух. балансу (ф. №5); - аудиторское заключ-ие, подтверждающее достоверность бух. отч-ть пр-тия, если оно в соотв-вии с федер-ыми законами подлежит обязат-ому аудиту; - пояснит-ая записка, в кот-ой пр-тие объявляет изм-ния в своей уч. пол-ке, а также объясняет изм-ния фин. сост-ия за отч-ый период; - приказ об уч. пол-ке, кот-ый предоставл-ся с год-ым бух. балансом; - стат. Отчеты, кот-ые предоставл-ся в органы статистики. Бух. баланс ф. №1 отр-ет а отч-ую дату состав имущ-ва орг-ции и источники его формир-ния. Подпис-ют руков. и гл. бух. При составл-ии необх-мо помнить, что: 1. не допуск-ся зачет м-у статьями актива и пссива; 2. амортизируемое имущ-во отр-ют по остаточной ст-ти; 3. дебет-кую и кред-кую задолж-сть показ-ют с раздел-ем на долгоср-ое и краткоср-ое; 4. фин. влож-ие, также отр-ют с раздел-ем на краткоср-ое и долгоср-ое. Если числовые показ-ли по какой-либо статье баланса отсут-ют, то в соотв-щей строке баланса ставят прочерк (-). Отчет о прибылях и убытках ф. №2. Все дох. и расх. в ф. №2 сгруп-ны в порядке предусмотр-ном В ПБУ 9/99 «Доходы орг-ии» и ПБУ 10/99 «расх. орг-ии». В соотв-вии с указ-ыми полож-ями по бух. учету ф. №2 вкл-ет в себя след-щие виды дох. и расх.: - дох. и расх. по обычным видам деят-ти; - операц. дох. и расх.; - внереализац. дох. и расх.; - чрезвычайные дох. и расх. На обратной стороне ф. №2 предусм-на расшифровка отд-ных прибылей и убытков. Отчет об изм-иях кап-ла ф. №3 отр-ют данные о дв-нии соб-ного кап-ла, к кот-ому относ-ся: - уст. кап. пр-тия; - добавочный кап.; - резервный кап.; - фонды орг-ии, образуемые в соотв-вии с учредит-ыми док-ми и принятой уч. пол-кой; - ср-ва целевого фин-ния. Отчет о дв-ии ден. ср. ф. №4 отр-ют данные о дв-нии ден. ср-в орг-ции, учитываемые на сч. 50 «Касса», 51 «Расч. счета», 52 «Вал. Счета», 55 «Спец. счета». Отчет о дв-нии ден. ср-в сост-ют в рублях. Если у орг-ции есть ср-ва в иностр. валюте, сначала сост-ют расчет в иностр. валюте по каждому ее виду. После этого данные составл-ые в иностр. валюте пересчит.-ют в рубли по курсу ЦБ РФ по сост-ию на 31.12. отч-го года. Получ-ые данные по отд-ным расчетам суммируют и заполняют сводную ф. №4. Прилож-ие к бух. балансу ф. №5 указ-ют: - дв-ние заемных ср-в; - наличие дебит-кой и кредит-кой задолж-сти; - наличие амортизируемого имущ-ва; - дв-ние ср-в направляемых на фин-ние долгоср-ых инвестиций и фин. влож-ий; - наличие фин. влож-ий и долгоср-ых инвестиций; - инф-цию о расходах по обычным видам деят-ти; - соц-ые показ-ли деят-ти пр-тия.



51. Учет процесса производства

Задача бухгалтерского учета состоит в том, чтобы учесть все затраты на фактический объем производства в денежном и натуральном выражении и исчис­лить производственную (фабрично-заводскую) себестоимость вы­пущенной из производства продукции как в целом, так и в разре­зе отдельных ее наименований. Организации, являющиеся плательщиками налога на при­быль, относят на себестоимость продукции (работ и услуг) все расходы, связанные с извлечением дохода. Кроме того, на их себестоимость списывают также в полном объеме все внереализационные расходы (уценка производственных запасов, дол­ги, нереальные для взыскания и др.), за исключением ряда расходов. Состав последних регламентируется действующим законодательством и включает свыше 10 наименований (рас­ходы по уплате налога на прибыль; расходы, связанные с прио­бретением, арендой или правом пользования земельными уча­стками, участками недр и лесов и т. п.). Для решения отмеченной задачи в плане счетов бухгалтер­ского учета предусмотрены счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства, 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и некоторые дру­гие. Себестоимость отдельных наименований продукции, работ,

видов услуг формируется на аналитических счетах, открывае­мых к двум синтетическим калькуляционным счетам 20 «Ос­новное производство», 23 «Вспомогательные производства». Там, где объектом калькулирования выступает один вид про­дукции, например в отраслях добывающей промышленности, ана­литический счет совпадает с указанным синтетическим счетом 20 «Основное производство». В дебет данного счета в отчетном периоде на конкретные виды продукции списывают стоимость расходов в виде основ­ных материалов, основной заработной платы производственных рабочих, затрат топлива на технологические цели и др. Это ос­новные расходы. Они подлежат включению в себестоимость кон­кретных наименований продукции (работ, услуг) прямым"путем, хотя относительно объема производства являются переменны­ми. Отдельную группу расходов формируют расходы на обслу­живание и управление основным и вспомогательным производ­ствами. Учет их ведется на двух собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяй­ственные расходы». К счету 25 «Общепроизводственные расходы» целесообразно открыть два субсчета: 25-1 «Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования» и 25-2 «Общепроизводственные расхо­ды».

В то же время счет 26 «Общехозяйственные расходы» выс­тупает в качестве основного счета для обобщения информации о текущих издержках в тех организациях, где отсутствует произ­водственный процесс, связанный с изготовлением продукции или



выполнением конкретных видов работы. В таких организациях (рекламные агентства, брокерские фирмы и пр.) основным ви­дом деятельности является оказание услуг. Поэтому учтенные издержки за отчетный период на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в конце данного периода подлежат списанию непосред­ственно на дебет счета 90 «Продажи».

52. учет продажи товаров. Готовая продукция продается по отпускным ценам. Они состоят из фактической производственной себестоимости и плановой суммы прибыли. К отпускной цене прибавляется сумма НДС рассчитанная по ставке 10 и 18% от отпускной цены. Готовая продукция считается проданной в момент ее передачи покупателю-это, общее правило. Но в договоре может быть определен иной момент перехода права собственности. Для учета продажи готовой продукции используется активно-пассивный счет 90(продажи). Счет 90 остатка никогда не имеет и ежемесячно закрывается путем сопоставления дебета и кредита . Если К>Д, то мы имеем прибыль и дается запись Д90К99. Если Д>К, то мы имеем убыток, который отражается Д99К90. Если момент перехода права собственности определяется в договоре, то используется счет 45. На нем учитывается продукция, до момента пока условия договора не будут выполнены.