1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты и механизмы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заработок в зоне. Ru 2002 г. Содержание 7 979.11kb.
Анализ финансового состояния страховойорганизации страховая организация... 1 378.39kb.
1. Сущность финансов организации Сущность и функции финансов организаций 1 18.42kb.
5. примерные вопросы к экзамену по дисциплине финансовый менеджмент... 1 43.62kb.
Организация финансового менеджмента на предприятии зависит от отрасли... 1 51.48kb.
Понятие, сущность, цели и основные функции менеджмента 1 20.46kb.
1. Возникновение финансов. Социально-экономическая сущность финансов 3 685.66kb.
1. Финансовый менеджмент как научное направление и практическая сфера... 1 125.21kb.
Экзаменационный билет №1 1 141.95kb.
Понятие «финансовый анализ». Предмет финансового анализа 1 33.25kb.
Значение и задачи анализа финансового состояния предприятия в условиях... 1 7.38kb.
2010 – 2011 уч год. Специальности 050709 Преподавание в начальных... 1 155.17kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты и механизмы - страница №4/4


15. Управление структурой затрат предприятия и отдельными группами затрат.

Для современного этапа развития систем управления производством характерны две особенности:

1) попытка подойти к проблеме совершенствования систем управления на комплексной, системной основе, т. е. путем одновременного рассмотрения всех основных элементов системы управления, включая организационные формы и структуры управления, функции и закономерности управления, методы принятия решений и средства управления;

2) структурное и организационное обособление вопросов совершенствования управления, приобретающих все более специализированный характер. Решение этой задачи требует привлечения специалистов, профессионально владеющих методами и средствами управления, а также владеющих знаниями в области экономики, организации производства, кибернетики, системотехники и др.

Цель управления затратами – удержание (привлечение) покупателя и удовлетворение его потребностей, что в итоге помогает предприятию развиваться и увеличивает его стоимость.

Вот что сказал об этом Деминг: «Нам совершенно недостаточно иметь потребителя, который просто удовлетворен… Прибыль в бизнесе приходит от постоянных покупателей, потребителей, которые хвастают вашим продуктом или услугой и которые приводят к вам своих друзей. Первый принцип обеспечения качества: Качество Начинается с Услаждения Потребителя. Потребитель должен получить то, что он хочет, когда он этого хочет и в такой форме, какой он этого хочет… Компания должна стремиться к тому, чтобы заставить потребителя восторгаться, предоставляя ему даже больше того, что он мог ожидать…».

Потребность покупателей рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнить для достижения цели производства продукта.

После установления функций создают несколько альтернативных объектов и выбирается тот из них, который требует минимума совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта. Исходя из этого представим систему управления затратами производства в виде цепочки.


Характеристики товара и технология его производства предопределяют структуру и количество необходимых ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) для обеспечения желаемого объема выпуска. Ресурс может определять необходимую технологию или, наоборот, технология может определять необходимые ресурсы. Параметры сырья могут определять как ресурс, так и технологию.

Объектами управления затратами в соответствии с приведенной на цепочкой выступают:

1) функциональные качества существующих и будущих продуктов, которые позволяют сочетать возможность производства продукта для потенциальных потребителей;

2) технология производства:

● выбор наилучшего варианта технологии;

● эффективное управление технологическими параметрами, имеющимися технологиями;

● разработка и внедрение новых технологий;

● подбор ресурсного обеспечения;

3) ресурсное оснащение:

● оценка затрат на привлечение ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

● оценка затрат на замену имеющихся ресурсов (модернизация, реконструкция);

● оценка затрат на ликвидацию и утилизацию ресурсов, сокращение численности персонала при автоматизации технологических процессов;

4) организационная структура, которая позволяет определить УФО.
Анализ источников затрат начинается на стадии маркетинга (стратегическая сегментация рынка, прогноз функциональных качеств и свойств продукта, конкурентоспособность товара).

Существует ряд факторов, имеющих большое значение для развития бизнеса, оказывающих серьезное влияние на планирование производства и систему принятия решений, в частности:

● мировой рынок;● производственные стратегии;● общее управление качеством;● гибкость производства;● временной фактор;● технологии;● воздействие экологии;● вовлеченность работников в производственный процесс.
Все тенденции должны быть проанализированы. Потом расходы на маркетинг необходимо разделить на два вида: расходы на развитие и расходы на поддержание достигнутого уровня. Нужно проводить такие научные исследования на предмет материализации конкурентоспособности товара, разрабатывать проектно-конструкторскую и нормативную документацию на новый товар. Важную роль играет время от начала разработок до внедрения продукции и согласование на разных уровнях параметров товара (лицензирование, сертификация).

Опытное производство позволяет подтвердить параметры нового товара, требование к технологии, экологическую безопасность и пр. Решение вопросов по размещению и планировке – важный аспект проектирования систем производства, оказывающий влияние на эксплуатационные расходы и производительность. Определение требований к производственной мощности зависит от долгосрочных и краткосрочных факторов: долгосрочные факторы – общий уровень производственных возможностей предприятия, краткосрочные – возможные изменения в требованиях по мощности, которые вызваны колебаниями спроса. С решениями по размещению производства сталкиваются как новые, так и существующие предприятия. Важность этих решений обусловлена долгосрочными вложениями и их потенциальным воздействием на всю производственную систему.

После перечисленных процедур осуществляется материально-техническое снабжение для подготовки к производству. Необходимо создать самые низкозатратные схемы поставок. Модель транспортировки позволяет распределить запасы таким образом, чтобы минимизировать затраты на поставку, хранение, перемещение. Заказывают сырье, материалы, заключают контракты на поставку оборудования, специальной оснастки.

Разрабатывают необходимые нормы и нормативы. Этот процесс непосредственным образом влияет на затраты в производстве. Мысль о том, что качественное управление способствует росту производительности, не нова. Одна из основных обязанностей менеджеров – достижение производительного использования ресурсов предприятия. Обычно производительность выражается как отношение выхода продукции к затратам на ее производство:

Производительность = Выпуск : Затраты.

Норма производительности может быть вычислена для отдельного производственного процесса, отдела.

Расчет производительности может базироваться на одном виде затрат (неполная производительность), на нескольких их видах (мультифакторная производительность), или на общей величине затрат на производство (общая производительность). Выбор способа расчета производительности зависит в основном от цели самого расчета. Если цель – проследить повышение производительности труда, то единицей измерения затрат станут затраты труда.

Производительность и качество тесно связаны. Низкое качество влечет за собой затраты на исправление брака, расходы на гарантийное обслуживание, выплаты потребителям, системы скидок. Если сокращение затрат достигается за счет качества и будущей репутации, картина, создаваемая краткосрочным увеличением прибыли, окажется ложной.

Контроль качества должен осуществляться на всех этапах: снабжения, производства, сбыта. Внедрение системы менеджмента качества, с одной стороны, требует дополнительных затрат, с другой – дает:

● сокращение затрат;● повышение конкурентоспособности предприятия;● улучшение качества продукции и работ;

● рационализацию бизнес-процессов;● нормативно-техническую поддержку производственного процесса;● оптимизацию процессов управления и повышение технологической дисциплины.
Качество готовой продукции зависит от качества производственных процессов. Менеджеры должны контролировать физические параметры работы оборудования, все упущения, жалобы потребителей или несвоевременность поставок.

Выбор модели сбыта определяется потоком клиентов, числом каналов распределения, структурой и порядком обслуживания клиентов.

Сервисное обслуживание также является источником затрат, но оно позволяет поддерживать лояльность потребителей. Затраты на утилизацию продукта (технологий) могут стать значительной величиной.

Анализ источников затрат и причинно-следственных связей существенно повышает качество стратегических планов и снижает потери, вызванные низким качеством управленческих решений.



Отличие с точки зрения цели. В рамках стратегического управления затратами планирование системы управления затратами меняется в зависимости от конкурентной стратегии предприятия.

Отличие с точки зрения способов анализа затрат. Если используется традиционная система, то при управлении затратами учитываются только внутренние факторы. В рамках стратегического управления затратами стоимость рассматривается с обязательным учетом влияния внешних факторов.

Отличие с точки зрения описания поведения затрат. При традиционной системе поведение затрат анализируется в краткосрочном периоде. В связи с этим проводится обстоятельный анализ переменных, постоянных и смешанных издержек. Объем продукции рассматривается как критический фактор образования затрат. С позиций стратегического управления затраты прежде всего зависят от стратегического выбора.

16. Политика управления текущими активами предприятия.

Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании текущих активов, держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции и, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов высок, а период оборачиваемости оборотных средств длителен, - это признаки агрессивной политики управления текущими активами. Агрессивная политика способна снять с повестки дня вопрос возрастания риска технической неплатежеспособности, но не может обеспечить повышенную экономическую рентабельность активов

Если предприятие всячески сдерживает рост текущих активов, стараясь минимизировать их - удельный вес текущих активов в общей сумме всех активов низок, а период оборачиваемости оборотных средств краток - это признаки консервативной политики управления текущими активами («худо-бедно»). Такую политику предприятия ведут либо в условиях достаточной определенности ситуации, когда объем продаж, сроки поступлений и платежей, необходимый объем запасов и точное время их потребления и т. д. известны заранее, либо при необходимости строжайшей экономии буквально на всем. Консервативная политика управления текущими активами обеспечивает высокую экономическую рентабельность активов, но несет в себе чрезмерный риск возникновения технической неплатежеспособности из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах, ведущей к десинхронизации сроков поступлений и выплат предприятия.

Если предприятие придерживается «центристской позиции» - это умеренная политика управления текущими активами. И экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности, и период оборачиваемости оборотных средств находятся на средних уровнях.

Каждому из перечисленных типов политики управления текущими активами должна быть под стать соответствующая политика финансирования, т. е. политика управления текущими пассивами.

Признаком агрессивной политики управления текущими пассивами служит абсолютное преобладание краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов. При такой политике у предприятия повышается уровень эффекта финансового рычага. Постоянные затраты отягощаются процентами за кредит, увеличивается сила воздействия операционного рычага, но все же в меньшей степени, чем при преимущественном использовании более дорогого долгосрочного кредита, как это обычно бывает в случае выбора консервативной политики управления текущими пассивами (см. ниже).

Признаком консервативной политики управления текущими пассивами служит отсутствие или очень низкий удельный вес краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия. И стабильные, и нестабильные активы при этом финансируются, в основном, за счет постоянных пассивов (собственных средств и долгосрочных кредитов и займов).

Признаком умеренной политики управления текущими пассивами служит нейтральный (средний) уровень краткосрочного кредита в общей сумме всех пассивов предприятия.



17. Политика управления текущими пассивами предприятия.

УМЕРЕННАЯ МОДЕЛЬ управления текущими активами и пассивами.

Предприятие занимает промежуточную, «центристскую» позицию при этом текущие активы составляют примерно половину всех активов предприятия, период оборачиваемости оборотных средств имеет усредненную длительность. В этом случае и экономическая рентабельность активов, и риск технической неплатежеспособности находятся на среднем уровне.

Для умеренной политики управления текущими пассивами характерен средний уровень краткосрочного кредита в общей сумме пассивов предприятия.

Умеренная политика управления оборотными средствами представляет собой компромисс между агрессивной и консервативной моделью.

Выбор соответствующих источников финансирования оборотных активов в конечном итоге определяет соотношение между уровнем эффективности использования капитала и уровнем риска финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. С учетом этих факторов и строится политика управления финансированием оборотных средств.

Если при неизменном объеме краткосрочных финансовых обязательств будет расти доля оборотных активов, финансируемых за счет собственных источников и долгосрочного заемного капитала, то в этом случае будет повышаться финансовая устойчивость предприятия, но снижаться эффект финансового рычага и расти средневзвешенная стоимость капитала в целом (т.к. процентная ставка по долгосрочным займам в силу большего их риска выше, чем по краткосрочным займам).

Соответственно, если при неизменном участии собственного капитала и долгосрочных займов в формировании оборотных активов будет расти сумма краткосрочных финансовых обязательств, то в этом случае может быть снижена общая средневзвешенная стоимость капитала, достигнуто более эффективное использование собственного капитала (за счет роста эффекта финансового рычага), но при этом будет снижаться финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия (за счет роста объема текущих обязательств и увеличения частоты выплат долга).



18. Управление материально-производственными запасами на предприятии

К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

 – используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

– предназначенные для продажи;

– используемые для управленческих нужд организации.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством).

Для учета материально – производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

10 «Материалы»;11 «Животные на выращивании и откорме»;15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;41 «Товары»;43 «Готовая продукция»;Забалансовые счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:

1 «Сырье материалы»;2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;3 «Топливо»;4 «Тара и тарные материалы»;5 «Запасные части»;6 «Прочие материалы»;7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;8 «Строительные материалы»;9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» и др.[10]Основной поправкой стало исключение из способов оценки материально-производственных запасов оценки по себестоимости последних по времени приобретения (способ ЛИФО - last-in, first-out).[11]Оценка по способу ЛИФО основывается на допущении, что материально-производственные запасы (далее - МПЗ), первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Списывать по фактической себестоимости каждой единицы удобно. Например, дорогостоящие товары, которые продаются в единственном экземпляре или небольшими партиями. Например, автомобили, специальное оборудование, ювелирные изделия, предметы искусства. А вот для розничной торговли этот способ не подходит. Ведь поштучно списывать огромное количество мелких товаров очень трудоемко.

Главный плюс метода оценки по себестоимости каждой единицы – он позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости использованных материалов (проданных товаров). Показатели бухгалтерской отчетности, которая сформирована с использованием этого метода, получаются реальными, без каких-либо усреднений или отклонений. А значит, данные такой отчетности можно без каких-либо корректировок использовать для анализа и планирования финансовой деятельности предприятия.

Оценка по средней себестоимости упрощает работу:

Этот метод предполагает списание материалов (товаров) по среднемесячной себестоимости единицы. Ее значение рассчитывают по каждой группе (виду) товаров с помощью формулы:

Сс =(Со + Сп) : (Ко + Кп), (1)

где Сс – среднемесячная себестоимость товаров;Со – стоимость остатка товаров на начало месяца;Сп – стоимость товаров, оприходованных за месяц;Ко – количество товаров, оставшихся на начало месяца;Кп – количество товаров, оприходованных за месяц.


Еще один плюс этого способа в том, что он усредняет себестоимость списанных материалов (товаров). При нестабильных ценах на закупаемую продукцию это помогает избежать непредсказуемости в финансовых показателях. То есть обеспечивает компании стабильные значения коэффициентов рентабельности, ликвидности, размера чистых активов и т.п.

Правда, «усреднение» показателей имеет и вой недостаток. Бухгалтерская отчетность с такими показателями управленческим целям может не соответствовать.

ФИФО позволяет формировать достоверную отчетность:

Метод ФИФО, так же как и метод средней себестоимости, подходит для оценки однотипных товаров и материалов. Применяя этот метод, бухгалтер списывает материально-производственные запасы в той же последовательности и по тем же ценам, по которым они были закуплены. Таким образом, сначала на расходы уходят все товары из остатка на начало месяца, затем – товары из первой, поступившей за месяц партии, затем – из второй и т.д.

 Метод ФИФО – это прямая противоположность методу ЛИФО. Поэтому переход на него может привести к резкому скачку (скорее всего к резкому уменьшению) стоимости списываемых в производство запасов. И как следствие к резкому уменьшению себестоимости продукции. Поэтому, выбирая этот метод, имеет смысл подумать о возможных последствиях заранее.

Существенный плюс метода ФИФО в том, что он практически не искажает показатели бухгалтерской отчетности. Ведь, как правило, предприятия используют материалы (отпускают в продажу товары) именно в порядке их приобретения.


19. Управление дебиторской задолженностью на предприятии

Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль заоборачиваемостью средств в расчетах.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря от­бору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, кон­тролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздействию на дебиторов. Отбор

покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдению их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспо­собности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу других финансовых показателей,

характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя. Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше – получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок – потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока - платите штраф Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности вклю­чает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусмат­ривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней. Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязатель­ное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задол­женности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженностью заключается также в соз­дании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности . Основной причиной образования запасов является несовпадение в пространстве и во времени производства и потребления материальных ресурсов . Образование запасов связано также с необходимостью обеспечения непрерывности процесса производства на всех его стадиях. Скидки за покупку крупной партии товаров также могут стать причиной создания запасов.

Одной из причин создания запасов является также возможность колебания спроса (непредсказуемое увеличение интенсивности выходного потока). Спрос на какую- либо группу товаров можно предсказать с большой долей вероятности. Однако прогнозировать спрос на конкретный товар гораздо сложнее.

Процесс оформления каждого нового заказа на поставку материалов и комплектующих сопровождается рядом издержек административного характера (поиск поставщика, проведение переговоров с ним, командировки, междугородние

переговоры и т.п.). Снизить эти затраты можно сократив количество заказов, что равносильно увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера запаса. Сезонные колебания производства некоторых видов товаров приводят к тому, что предприятие создает запасы данной продукции, дабы избежать проблем в снабжении в неблагоприятные периоды. В основном это касается продукции сельского хозяйства. Кроме того, накопление запасов часто является вынужденной мерой снижения риска недопоставки (недоставки) сырья и материалов, необходимых для производственного процесса предприятия. Отметим, что в этой связи предприятие, ориентирующееся на одного основного поставщика, находится в более уязвимом положении, чем предприятие, строящее свою деятельность на договорах с несколькими поставщиками .

Однако политика накопления материальных запасов ведет к значительному оттоку денежных средств предприятия из оборота. Зависимость эффективности производства от уровня и структуры запасов заключается в том, предприятие

несет определенные затраты на обеспечение сохранности запасов. В современных работах по экономике предприятия и логистике выделяют следующие основные виды затрат, связанные с созданием и содержанием запасов

- коммерческие затраты – проценты за кредит; страхование; налоги на

капитал, вложенный в запасы;затраты на хранение –содержание складов (амортизация, отопление, освещение, заработная плата персоналу и т.д.); операции по перемещению запасов;- затраты, связанные с риском потерь вследствие: устаревания, порчи, продажи по сниженным ценам, замедления темпов потребления данного вида материальных ресурсов;- потери, связанные с упущенной выгодой от использования вложенных в производственные запасы средств в другие альтернативные направления: увеличения производственной мощности; снижение себестоимости продукции; капиталовложения в другие предприятия. При этом долговременное содержание запасов, порой даже чрезмерной их величины приводит к образованию на российских предприятиях так называемых неликвидов - запасов, которые не могут быть использованы ни на самом предприятии, ни реализованы сторонним потребителям

Таким образом, при многих положительных моментах создания запасов предприятие несет значительные расходы по их формированию и содержанию, поэтому необходимо выяснить – существует ли возможность функционирования предприятия в условия отсутствия запасов, либо при их минимальной величине. Рассмотрим зарубежный опыт управления запасами


20. Управление денежными средствами предприятия
Управление  денежными  средствами (ДС) предприятия включает  расчет  времени обращения денежных средств, финансового  цикла, анализ и прогнозирование  денежных потоков, оптимального размера денежных средств для предприятия, составление бюджета денежных средств и т.д.

Необходимость свободных  денежных  средств  для  предприятия  определяется такими  причинами:

1.                             входящие и исходящие денежные потоки  не совпадают  по  времени

2.                             наличие  непредвиденных обстоятельств и расходов

3.                             существует вероятность выгодного вложения средств. С  другой  стороны, не вложенные денежные средства не работают, следовательно, происходит упущенная  выгода, поэтому размер денежных средств предприятия  должен  быть оптимальным с  учетом  того, что:

-         следует  поддерживать  текущую  платежеспособность 

-        следует  стремиться  получить  дополнительную  прибыль от  вложения  средств
Прогнозирование  денежных средств

Прогнозирование  осуществляется на определенный период (год, квартал и т.д.) с разбивкой на под-периоды, в  следующей последовательности :

1)                          Прогнозирование  денежных поступлений   - следует учесть поступления от реализации  продуктов - товаров. Она  может быть на условиях предоплаты  или отсрочки платежа, поэтому требуется рассчитать, какая часть выручки будет  получена в том же периоде, а  какая - в последующем.  Кроме  того, следует  учесть источники  поступления средств.

2)                          Планирование  оттока денежных средств : следует учесть, какие направления  оттока: погашение  кредиторской задолженности, поставщикам, выплаты  зарплаты, налогов,процентов по кредитам, капитальные вложения  и  т.д.  Следует учитывать отсрочку этих платежей.

3)                           Расчет  чистого денежного потока, т.е. поступления - выплаты.

4)                          Определение  потребности в кредите и др. дополнительных источниках финансирования.  Если   чистый денежный поток отрицательный, значит существует потребность в дополнительных источниках.


Существуют специальные модели управления денежных средств, которые позволяют определить оптимальный размер денежных средств, периодичность их пополнения и вложения.

Модель Баумона:

Предприятие  начинает работать, имея максимальный, целесообразный для него размер денежных средств, постоянно расходует его, а выручку вкладывает в краткосрочные ценные бумаги. Когда запас ДС  становится минимальным, происходит их замена и пополнение ценных бумаг до величины Q и т.д.
1)      Qср. =  Q / 2 , где Qср - средняя величина денег на счету

2)      К = V / Q  , где  К - общее количество сделок с ценными бумагами

3)      Общие расходы от реализации такой политики управления ДС

ИДС = С * К + r   * Q / 2  , гдеС * К - затраты по сделкам с ценными бумагами r   * Q / 2  - упущенная выгода ( деньги не работают)


Модель  Миллер – Ора.

На  предприятии  определяется:

1)      максимально допустимый размер ДС на счетах

2)      минимально допустимый размер ДС на счетах

3)      оптимальный размер ДС (точка возврата)

Количество  денег на счетах меняется  хаотически, пока не достигнет верхнего или нижнего предела. В  этот момент происходит преображение или продажа ценных бумаг (ЦБ).


21. Управление основными фондами на предприятии

К основным средствам относятся: земельные участки и объекты природопользования, здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные и регулирующие приборы, вычислительная техника, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, а также многолетние насаждения.

Основные средства классифицируются по нескольким признакам.

- По целевому назначению основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные. Производственные основные средства функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на готовый продукт частями по мере снашивания. Непроизводственные основные средства не участвуют в процессе производства и предназначены для целей непроизводственного потребления. К ним относятся: числящиеся на балансе предприятия объекты здравоохранения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства – общежития, жилые дома, клубы, детские сады, бани и т.д.

- По степени участия в производственном процессе основные средства делятся на активные и пассивные. Активная часть воздействует на предмет труда, перемещает его в производственном процессе и осуществляет контроль над ходом производства (машины, оборудование, транспортные средства, инструменты). Пассивная часть создает условия для бесперебойного функционирования активной части (здания, сооружения, инвентарь).

- Основные средства разнообразны по составу. В соответствии с Типовой классификацией основные средства подразделяются по видам следующим образом:

1. Здания.2. Сооружения.3. Передаточные устройства.4. Машины и оборудование (в том числе силовые машины и оборудование; рабочие машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы, устройства и лабораторное оборудование; вычислительная техника; прочие машины и оборудование).5. Транспортные средства.6. Инструмент.7. Производственные инвентарь и принадлежности.8. Хозяйственный инвентарь.9. Рабочий и продуктивный скот.10. Многолетние насаждения.11. Капитальные затраты по улучшению земель (без сооружений).12. Прочие основные средства.

- По принадлежности основные средства подразделяются на собственные и арендованные. Первые принадлежат предприятию и числятся на его балансе; вторые получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату.

- По характеру участия в производственном процессе различают действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации) основные средства.

- По характеру участия в основной деятельности и способу перенесения стоимости на издержки производства и обращения основные средства подразделяются на:

- активные (их участие может быть измерено количеством часов работы, объемом работ);- пассивные (здания, сооружения). Их участие в основной деятельности невозможно измерить в каких-либо показателях. 

Методы оценки основных фондов и их амортизация

 В целях оценки основных фондов используются несколько видов их стоимости, которые друг от друга отличаются. Оценка по первоначальной стоимости основных фондов (ОФперв) определяется на момент ввода объекта в эксплуатацию следующим образом:

Восстановительная стоимость характеризует стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях, то есть с учетом достигнутого уровня развития производства, достижений НТП и роста производительности труда, а также роста цен.

Также выделяют балансовую стоимость основных фондов (ОФбал) - это стоимость, по которой учитываются основные фонды на предприятии. Она совпадает либо с первоначальной (ОФперв), либо с восстановительной стоимостью (ОФвост):

Оценка по остаточной стоимости (ОФост) характеризует стоимость, еще не перенесенную на готовую продукцию:

Ликвидационная стоимость (ОФликв) - это стоимость возможной реализации выбывающих основных средств.

Амортизируемая стоимость (ОФам) - это стоимость основных фондов, которую необходимо перенести на готовую продукцию:

В экономических расчетах используется понятие среднегодовой стоимости основных фондов (ОФср.г):

Показатели движения и эффективности использования основных фондов

Количественные характеристики воспроизводства основных фондов рассчитываются по следующей принципиальной формуле: ОФн + ОФв - ОФл =ОФк, где ОФн, ОФк - стоимость основных фондов на начало и конец года;ОФв - стоимость введенных основных фондов;ОФл - стоимость списанных основных фондов.

Движение основных фондов можно характеризовать с помощью следующих коэффициентов:

- коэффициент обновления- коэффициент выбытия

Коэффициент обновления показывает удельный вес введенных в отчетном периоде основных фондов. Коэффициент выбытия показывает удельный вес выбывших основных фондов. Эта группа показателей характеризует только движение основных фондов и ничего не говорит об их использовании.

Экономическое содержание износа - это потеря стоимости. Выделяют следующие виды износа:

- физический (изменение физических, механических и других свойств основных фондов под воздействием сил природы, труда и т.д.);- моральный износ 1-го рода (потеря стоимости в результате появления более дешевых аналогичных средств труда);- моральный износ 2-го рода (потеря стоимости, вызванная появлением более производительных средств труда);- социальный износ (потеря стоимости в результате того, что новые основные фонды обеспечивают более высокий уровень удовлетворения социальных требований);

- экологический износ (потеря стоимости в результате того, что основные фонды перестают удовлетворять новым повышенным требованиям к охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и т.п.).

Полный износ - это полное обесценивание основных фондов, когда дальнейшая их эксплуатация в любых условиях убыточна или невозможна. Износ может наступить как в случае работы, так и в случае бездействия основных фондов.

Процесс переноса стоимости основных средств на готовую продукцию и возмещение этой стоимости в процессе реализации продукции называется амортизацией. Амортизационные отчисления - это денежное выражение размера амортизации, которое должно соответствовать степени износа основных фондов.

Размер амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений. Норма амортизации - это установленный размер амортизационных отчислений за определенный период времени по конкретному виду основных фондов, выраженный, как правило, в процентах к балансовой стоимости. Норма амортизации показывает процент ежегодного возмещения стоимости основных фондов:

В некоторых случаях амортизационные отчисления производятся пропорционально объему выполненных работ.

Остаточная стоимость основных фондов (ОФост) с учетом амортизационных отчислений может быть рассчитана по следующей формуле:

Фактический износ основных фондов определить чрезвычайно сложно, поэтому в практике экономических расчетов износ принимается равным сумме амортизационных отчислений. Для оценки степени износа основных фондов используется коэффициент износа:

На введенные в действие основные фонды начисление амортизации начинается с первого числа следующего за датой ввода месяца. На списанные основные фонды начисление амортизации прекращается с первого числа, следующего за датой списания месяца. Нормы амортизационных отчислений могут корректироваться в зависимости от конкретных условий эксплуатации основных фондов. Амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных фондов производится только в течение нормативного срока их службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки. По другим видам основных средств - в течение всего фактического срока службы.

Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого по сравнению с нормативными сроками службы основных фондов полного перенесения их балансовой стоимости на издержки.

К нематериальным активам относятся затраты предприятий на нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочных периодов хозяйственной деятельности и приносящие доход: право пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии, включая лицензии на определенные виды деятельности, организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию, брокерское место и т.п.), торговые марки и товарные знаки.

Срок полезного использования нематериальных активов можно определить следующими тремя способами:

1) срок полезного использования совпадает со сроком действия того или иного вида нематериальных активов, который предусмотрен соответствующим договором;

2) предприятия самостоятельно устанавливают срок полезного использования нематериальных активов. Основным фактором, влияющим на обоснование нормы амортизационных отчислений, должен быть срок, в течение которого предприятие собирается использовать данный вид активов с выгодой для себя. Точно установить длительность такого периода практически невозможно, поэтому на принятие решения по данному вопросу может повлиять и величина первоначальной стоимости нематериальных активов, и величина себестоимости выпускаемой продукции;



3) не представляется возможным установить срок полезного использования, тогда действующее законодательство предусматривает установление срока полезного использования, равного сроку существования предприятия.
<< предыдущая страница