1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты и механизмы - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заработок в зоне. Ru 2002 г. Содержание 7 979.11kb.
Анализ финансового состояния страховойорганизации страховая организация... 1 378.39kb.
1. Сущность финансов организации Сущность и функции финансов организаций 1 18.42kb.
5. примерные вопросы к экзамену по дисциплине финансовый менеджмент... 1 43.62kb.
Организация финансового менеджмента на предприятии зависит от отрасли... 1 51.48kb.
Понятие, сущность, цели и основные функции менеджмента 1 20.46kb.
1. Возникновение финансов. Социально-экономическая сущность финансов 3 685.66kb.
1. Финансовый менеджмент как научное направление и практическая сфера... 1 125.21kb.
Экзаменационный билет №1 1 141.95kb.
Понятие «финансовый анализ». Предмет финансового анализа 1 33.25kb.
Значение и задачи анализа финансового состояния предприятия в условиях... 1 7.38kb.
2010 – 2011 уч год. Специальности 050709 Преподавание в начальных... 1 155.17kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Понятие и сущность финансового менеджмента. Финансовые инструменты и механизмы - страница №3/4


10. Управление облигационным займом.

Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:
а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);
б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;
в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:


а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);
б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.)- В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;
в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

г) после выпуска облигаций вследствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.


Управление облигационным займом строится на предприятии по следующим основным этапам:
1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии облигаций предприятия. Выбор облигационного займа в качестве альтернативного источника привлечения предприятием заемных средств может быть продиктован в первую очередь низкой стоимостью этого вида заемного капитала и условиями быстрого размещения предполагаемой эмиссии облигаций на фондовом рынке. Оба эти условия связаны с состоянием конъюнктуры фондового рынка и уровнем инвестиционной привлекательности намечаемых к эмиссии облигаций. Поэтому принципиальное решение об эмиссии облигаций может быть принято лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих облигаций.
Анализ конъюнктуры фондового рынка, проводимый в этих целях, включает характеристику состояния спроса и предложения по долговым ценным бумагам разных видов, характер обращения облигаций других предприятий, условия их эмиссии, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж облигаций предприятий новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является выявление диапазона стоимости привлечения облигационного займа, определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии облигаций предприятия и оценка потенциала поглощения рынком этой эмиссии. Оценка инвестиционной привлекательности своих облигаций проводится с позиций возможных условий их эмиссии и возможного их кредитного рейтинга на фондовом рынке. В процессе оценки определяются минимальные параметры условий эмиссии облигаций предприятия, обеспечивающие высокий уровень их инвестиционной привлекательности в сравнении с обращающимися на фондовом рынке долговыми ценными бумагами других эмитентов.
3. Определение целей привлечения облигационного займа. К облигационному займу предприятие прибегает, как правило, в целях финансирования своего стратегического развития при ограниченном доступе к другим альтернативным источникам привлечения долгосрочного заемного капитала. Основными из этих целей могут быть:
• региональная диверсификация операционной деятельности предприятия, обеспечивающая увеличение объема реализации продукции;
• реальное инвестирование (модернизация, реконструкция и т.п.), обеспечивающие быстрый возврат вложенного капитала за счет прироста чистого денежного потока;
• иные стратегические цели, требующие быстрой аккумуляции заемного капитала, привлечение которого из других источников затруднено.
3. Оценка собственного кредитного рейтинга. Потенциал размещения облигационного займа и его стоимость существенно зависят от кредитного рейтинга предприятия, определяющего реальный уровень его кредитоспособности с позиций возможного кредитного риска для инвесторов. Уровень кредитного рейтинга предприятия (а соответственно и эмитируемой им облигации) формирует на фондовом рынке соответствующий размер "кредитного спрэда", т.е. разницу в уровне доходности и ценах котировки между эмитируемой и так называемой "базисной облигацией" (в качестве базисной
принимается обычно государственная облигация, эмитированная на аналогичный период). Высокий уровень кредитоспособности предприятия и его надежная репутация как заемщика позволяют свести к минимуму кредитный спрэд, который эмитент дополнительно платит за размещение облигационного займа. И наоборот — низкая кредитоспособность предприятия (а соответственно и низкий кредитный рейтинг его облигаций) определяет необходимость увеличения размера кредитного спрэда для обеспечения реализации облигационного займа. Только в этом случае будет обеспечена инвестиционная привлекательность облигации для инвестора, доход которого формируется как совокупность доходности
базисной облигации и кредитного спрэда.
4. Определение объема эмиссии облигаций. При определении объема эмиссии облигаций следует исходить из ранее рассчитанной общей потребности предприятия в заемном капитале и возможностей его формирования из альтернативных источников. В процессе определения этого объема необходимо иметь в виду, что в соответствии с законодательными нормами предприятия могут выпускать облигации на сумму не более 25% от размера их уставного фонда.
5. Определение условий эмиссии облигаций. Формирование условий эмиссии является наиболее сложным и ответственным этапом управления облигационным займом. Эти условия определяют уровень удовлетворения целей привлечения заемных средств, степень инвестиционной привлекательности (а соответственно и реализуемости) облигаций предприятия на фондовом рынке, стоимость привлечения облигационного займа и т.п.
К числу основных условий эмиссии облигаций относятся :
Номинал облигации. Он определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей — наибольшие номиналы облигаций ориентированы на их размещение среди институциальных инвесторов, а наименьшие — на их продажу населению. С учетом объема эмиссии и номинала облигации устанавливается эмитируемое их количество.
Вид облигации. Определение вида облигации связано с целями привлечения облигационного займа (краткосрочные или долгосрочные облигации), а также с возможностями их размещения на фондовом рынке с учетом сложившихся требований к их инвестиционной привлекательности (облигации именные или на предъявителя; процентные или дисконтные облигации).
Период обращения облигации. Он конкретизирует срок обращения облигаций в рамках избранного их вида — краткосрочных или долгосрочных. Конкретный период эмиссии определяется целями привлечения заемного капитала из этого источника с учетом прогнозируемое™ условий экономического развития страны и конъюнктуры фондового рынка.

Среднегодовой уровень доходности облигации (среднегодовая ставка процента по ней). Этот показатель формируется исходя из конъюнктуры фондового рынка и оценки уровня собственной кредитоспособности. При формировании среднегодового уровня доходности облигации учитываются следующие основные факторы:• средняя эффективная ставка процента по аналогичным кредитным инструментам;• средний уровень доходности базовых облигаций аналогичного вида;• размер кредитного спрэда, определяемый уровнем кредитоспособности (кредитного рейтинга) предприятия;• прогнозируемый темп инфляции;


• уровень спроса на аналогичные долговые фондовые инструменты;• уровень ликвидности аналогичных долговых ценных бумаг на фондовом рынке.

Порядок выплаты процентного дохода. Это условие эмиссии характеризует периодичность выплаты процентного дохода инвесторам (в соответствии с установленной среднегодовой ставкой доходности по облигации), а также адреса мест, даты начала и прекращения выплаты, этого дохода. По дисконтным облигациям доход выплачивается при их погашении.Порядок погашения облигации. Это условие определяет дату начала и прекращения погашения облигации, а также адреса мест, в которых осуществляется это погашение.Условия досрочного выкупа облигаций. Такие условия разрабатываются только по отзывным долгосрочным облигациям с большим периодом обращения и оформляются специальным Положением о досрочном их выкупе. Возможность досрочного выкупа облигаций позволяет предприятию управлять стоимостью облигационного займа в условиях нестабильной конъюнктуры финансового рынка, в первую очередь, при существенном снижении уровня ссудного процента. В этом случае оговорка условий досрочного выкупа облигаций позволяет приобрести их у инвестора по более низкой цене. Выкупная цена облигации устанавливается в процентах к их номинальной стоимости на каждый год общего периода их эмиссии — по этой цене они могут быть выкуплены предприятием при уведомлении инвесторов (как правило, за месяц).Другие специальные условия эмиссии облигации. В составе этих условий могут быть предусмотрены льготы в ее приобретении персоналом предприятия; возможные преимущества владельцев облигаций в приобретении продукции предприятия; порядок замещения облигации при ее утере или уничтожении и т.п.

Совокупность всех условий эмиссии облигации должна быть отражена в эмиссионном проспекте (публикуемой информации об эмиссии), содержание которого регламентируется соответствующими правовыми нормами.

6. Оценка стоимости облигационного займа. Такая оценка проводится на основе условий эмиссии и включает такие элементы расчета, как среднегодовая ставка процента, ставка налога на прибыль, уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии и другие. 


7. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если к размещению эмиссии облигации привлекаются андеррайтеры, предприятию необходимо определить их
состав, согласовать с ними цены первоначальной продажи облигации и размеры их комиссионного вознаграждения, сформировать график поступления средств
облигационного займа.
8. Формирование фонда погашения облигаций. Завершающим этапом управления облигационным займом является определение размера постоянных отчислений,
которые предприятие должно осуществлять для формирования выкупного фонда к моменту их погашения. В этом случае используется формула расчета платежей в виде аннуитета, т.к. такие отчисления осуществляются в фиксированной сумме через равные промежутки времени в течение срока действия облигации. Формула аннуитетных платежей может быть использована и при обслуживании долга по облигации (с периодической выплатой суммы процента).

11. Управление привлечением коммерческого кредита.
Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отстрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике.

Для привлекающих его предприятий он имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем:


1. Товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов — производственных запасов товарно-материальных ценностей.
2. Он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья.
3. Этот вид кредитования не рассматривает поставленные сырье, материалы и товары как имущественный залог предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями.
4. В этом виде кредита заинтерисовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем реализации продукции и формировать дополнительную прибыль. Поэтому товарный (коммерческий) кредит в современной хозяйственной практике предоставляется не только "первоклассным заемщикам", но и предприятиям, испытывающим определенные финансовые трудности.
5. Стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).
6. Привлечение товарного (коммерческого) кредита позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов. Это определяется тем, что этот вид финансовых обязательств предприятия составляет преимущественную долю его кредиторской задолженности. Между периодом оборота кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям и периодом его финансового цикла существует обратная зависимость.
7. Он характеризуется наиболее простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, привлекаемого предприятием.

Недостатки:


1. Целевое использование этого вида кредита носит очень узкий характер — он позволяет удовлетворить потребность предприятия в заемном капитале только для финансирования производственных запасов в составе оборотных активов. Прямое участие в других целевых видах финансирования этот вид кредита участия не принимает. 
2. Этот вид кредита носит очень ограниченный характер во времени. Период его предоставления (не считая вынужденных форм его пролонгации) ограничивается, как правило, несколькими месяцами.
3. В сравнении с другими кредитными инструментами он несет в себе повышенный кредитный риск, так как по своей сути является необеспеченным видом кредита. Соответственно для привлекающего этот кредит предприятия он несет в себе дополнительную угрозу банкротства при ухудшении конъюнктуры рынка реализации его продукции.

В современной коммерческой и финансовой практике выделяют следующие основные виды товарного (коммерческого) кредита:


1. Товарный кредит с отсрочкой платежа по условиям контракта. Это наиболее распространенный в настоящее время вид товарного кредита, который оговаривается условиями контракта на поставку товаров и не требует специальных документов по его оформлению.
2. Товарный кредит с оформлением задолженности векселем. Это один из наиболее перспективных видов товарного кредита, получивший значительное распространение в странах с развитой рыночной экономикой и активно внедряемый в нашу хозяйственную практику.
Вексельный оборот по товарному кредиту обслуживается простыми и переводными векселями. Вексели по товарному кредиту выдаются по согласованию сторон со следующими сроками исполнения: 
а) по предъявлению; б) в определенный срок после предъявления;в) в определенный срок после составления;г) на определенную дату.

3. Товарный кредит по открытому счету. Он используется в хозяйственных отношениях предприятия с его постоянными поставщиками при многократных поставках заранее согласованной номенклатуры продукции мелкими партиями. В этом случае поставщик относит стоимость отгруженных товаров на дебет счета, открытого предприятию, которое погашает свою задолженность в обусловленные контрактом сроки (обычно раз в месяц).


4. Товарный кредит в форме консигнации. Он представляет собой вид внешнеэкономической комиссионной операции, при которой поставщик (консигнант)отгружает товары на склад торгового предприятия (консигнанта) с поручением реализовать его. Расчеты с консигнантом осуществляются лишь после того, как поставленный товар реализован. Консигнация рассматривается как один из видов товарного (коммерческого) кредита, который носит для предприятия самый безопасный в финансовом отношении характер.

Политика привлечения товарного (коммерческого) кредита представляет собой часть общей политики привлечения предприятием заемных средств, заключающаяся в обеспечении максимального удовлетворения потребности в финансировании формирования его производственных запасов и снижения общей стоимости привлечения заемного капитала.


1. Формирование принципов привлечения товарного (коммерческого) кредита и определение основных их видов. Этот кредит носит целевой характер, поэтому потребность в нем определяется с учетом планируемого объема запасов сырья и материалов (в торговле — запасов товаров). Принципы привлечения товарного кредита формируются с учетом сложившейся хозяйственной практики; структуры и периодичности закупок сырья, материалов и товаров; длительности хозяйственных связей с партнерами и ряда других условий. Эти же условия определяют и основные виды привлекаемого товарного кредита.
2. Определение среднего периода использования товарного (коммерческого) кредита. Для прогнозирования этого показателя рассчитывается средний период задолженности по коммерческому кредиту за ряд прошедших периодов. При его расчете используется следующая формула:
3. Оптимизация условий привлечения товарного (коммерческого) кредита. Процесс такой оптимизации предусматривает разработку соответствующих мероприятий по расширению сферы кредитных отношений с постоянными хозяйственными партнерами по товарным операциям; по привлечению новых партнеров с возможностями широкого использования коммерческого кредита; по обеспечению увеличения среднего периода использования коммерческого кредита; по совершенствованию видов кредита в разрезе хозяйственных партнеров и других.
4. Минимизация стоимости привлечения товарного (коммерческого) кредита. Задачей финансовых менеджеров является минимизация стоимости привлечения каждого коммерческого кредита в соответствии с алгоритмами ее оценки. Механизм управления стоимостью товарного (коммерческого) кредита основан на соотношении показателей размера ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию (в пределах установленного расчетного срока) и периодом предоставления этого кредита. Минимизируя стоимость привлечения товарного (коммерческого) кредита следует руководствоваться следующим критерием — ни по одному товарному кредиту стоимость привлечения не должна превышать уровень ставки процента за краткосрочный банковский кредит с аналогичным периодом (иначе более выгодным окажется привлечение банковского кредита для расчета с поставщиком).
5. Обеспечение эффективного использования товарного (коммерческого) кредита. Критерием такой эффективности выступает разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей, которые он обслуживает. Чем выше положительное значение этой разницы, тем эффективней использование предприятием коммерческого кредита. 
6. Обеспечение своевременных расчетов по товарному (коммерческому) кредиту. При превышении среднего периода использования коммерческого кредита над средним периодом обращения запасов товарно-материальных ценностей финансовые проблемы обеспечения таких расчетов обычно не возникают. В противном случае для расчетов должны быть привлечены дополнительные источники денежных активов (по крупным кредитам в этом случае формируется специальный денежный фонд). Расчеты по коммерческому кредиту включаются в разрабатываемый платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

12. Управление внутренней кредиторской задолженностью.

особенностями:


1. Внутренняя кредиторская задолженность является для предприятия бесплатным источником используемых заемных средств. Как бесплатный источник формирова ния капитала она обеспечивает снижение не только за емной его части, но и всей стоимости капитала предприятия. Чем выше в общей сумме используемого предприятием капитала доля внутренней кредиторской задолженности, тем соответственно ниже (при прочих равных условиях) будет показатель средневзвешенной стоимости его капитала.
2. Размер внутренней кредиторской задолженности,
выраженный в днях ее оборота, оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет
в определенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер внутренней кредиторской задолженности, тем меньший объем средств (при прочих равных условиях) предприятию необходимо привлекать для финансирования своей текущей хозяйственной деятельности.
3. Сумма формируемой предприятием внутренней кредиторской задолженности находится в прямой зависимости от объема хозяйственной деятельности предприятия, в первую очередь — от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые в составе его внутренней кредиторской задолженности, а соответственно увеличивается общая ее сумма,и наоборот. Поэтому при неизменном коэффициенте финансового левериджа развитие операционной деятельности предприятия не увеличивает его относительную потребность в кредите за счет роста заемного капитала, формируемого из внутренних источников.
4. Прогнозируемый размер внутренней кредиторской
задолженности по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав внутренней кредиторской задолженности, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности предприятия.
5. Размер внутренней кредиторской задолженности по
отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат (погашения обязательств) начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно-правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть — внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат (а соответственно и размеров начислений) по отдельным счетам, входящим в состав внутренней кредиторской задолженности, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

Управление внутренней кредиторской задолженностью носит дифференцированный характер, определяемый ее видами.

На первый взгляд, обеспечение своевременности выплат начисленных средств противоречит финансовым интересам предприятия: задержка в выплате этих средств приводит к росту размера внутренней кредиторской задолженности, а следовательно снижает потребность в кредите и средневзвешенную стоимость капитала. Однако с позиций общеэкономических интересов развития предприятия такая задержка выплат несет гораздо больший объем негативных последствий.
Так, задержка выплаты заработной платы персоналу снижает уровень материальной заинтерисованности и производительности труда работников, приводит к росту текучести кадров (причем в первую очередь увольняются, как правило, наиболее квалифицированные работники). Задержка выплаты налогов и налоговых платежей вызывает рост штрафных санкций, ухудшает деловой имидж предприятия, снижает его кредитный рейтинг. Задержка выплат взносов по страхованию имущества или личному страхованию может вызвать в виде ответной реакции соответствующую задержку выплат предприятию сумм страховых возмещений.

С учетом рассмотренной цели управление внутренней кредиторской задолженностью предприятия строится по следующим основным этапам: 

1. Анализ внутренней кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной целью анализа является выявление потенциала формирования заемных финансовых средств предприятия за счет этого источника.
На первом этапе анализа исследуется динамика общей суммы внутренней кредиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде, изменение ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.
На втором этапе анализа рассматривается оборачиваемость внутренней кредиторской задолженности предприятия, выявляется ее роль в формировании его финансового цикла.
На третьем этапе анализа изучается состав внутренней кредиторской задолженности по отдельным ее видам (счетам начислений средств); выявляется динамика удельного веса отдельных ее видов в общей сумме внутренней кредиторской задолженности; проверяется своевременность начисления и выплат средств по отдельным счетам.
На четвертом этапе анализа изучается зависимость изменения отдельных видов внутренней кредиторской задолженности от изменения объема реализации продукции; по каждому виду этой задолженности рассчитывается коэффициент ее эластичности от объема реализации продукции.

2. Определение состава внутренней кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде. В процессе этого этапа устанавливается перечень конкретных видов внутренней кредиторской задолженности предприятия с учетом новых видов хозяйственных операций (на пример, личного страхования персонала), новых видов деятельности, новых внутренних (дочерних) структур предприятия, новых видов обязательных платежей и т.п.

3. Установление периодичности выплат по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности. На этом
этапе по каждому виду внутренней кредиторской задолженности устанавливается средний период начисления
средств от момента начала этих начислений до осуществления их выплат. В этих целях рассматриваются конкретные сроки уплаты отдельных налогов, сборов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды, периодичность
выплат страховых взносов в соответствии с заключенными договорами страхования, сроки выплаты заработной платы в соответствии с заключенными коллективным трудовым договором и индивидуальными трудовыми контрактами и т.п.

4. Прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности. Такое прогнозирование осуществляется двумя основными методами:


а) методом прямого расчета. Этот метод используется в тех случаях, когда по отдельным видам внутренней кредиторской задолженности заранее известны строки и суммы выплат. В этом случае расчет осуществляется по следующей формуле:
б) статистическим методом на основе коэффициентов эластичности. Этот метод используется в тех случаях, когда сумма выплат по конкретному виду внутренней кредиторской задолженности заранее четко не определена.

5. Оценка эффекта прироста внутренней кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде. Этот эффект заключается в сокращении потребности предприятия в привлечении кредита и расходов, связанных с его обслуживанием. 



13. Управление структурой капитала.

Собственный капитал представляет ту часть стоимости активов предприятия, которая достанется его собственникам после удовлетворения требований третьих лиц; он может быть оценен формально (по балансовой или рыночной оценке), либо фактически (в случае ликвидации предприятия). Собственный капитал включает следующие основные компоненты: уставный, добавочный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.

Уставный капитал характеризует совокупную номинальную стоимость акций фирмы, приобретенных акционерами, он создается как основа начального, необходимого для учреждения предприятия, при этом владельцы или участники предприятия формируют его исходя из собственных финансовых возможностей в размере, достаточном для инициирования деятельности.

Добавочный капитал, который представлен отдельной статьей в балансе, включает следующие значения: сумму дооценок основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества предприятия срок полезного использования которых составляет больше 12 месяцев; разность продажной стоимости акций, полученной в процессе их продажи по цене, превышающей номинал, и их номинальной стоимости; положительные курсовые разницы по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте.

Резервный капитал представляет собой источник финансирования, находящийся в отдельной статье в пассиве баланса, он отражает резервы предприятия, сформированные за счет прибыли . В балансе резервный капитал представлен следующими статьями: резервами, образованными в соответствии с законодательством (в обязательном порядке), и резервами, образованными в соответствии с учредительными документами (на усмотрение руководства).

Прибыль, которая считается основным источником средств динамично развивающегося предприятия, присутствует в балансе в виде нераспределенной прибыли, а также в виде созданных за счет прибыли фондов и резервов. В условиях рынка величина прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от множества факторов, к главным из которых относится соотношение доходов и расходов, так как в зависимости от варианта их признания и оценки можно получить разную величину прибыли.

Заемный капитал определяется как совокупность долгосрочных обязательств предприятия перед третьими лицами; он представлен в основном долгосрочными банковскими кредитами, и облигационными займами . Увеличение доли заемного капитала в структуре источников финансирования предприятия сопровождается увеличением финансового риска, снижением относительной величины резервного капитала, и, начиная с определенного значения, ростом средневзвешенной стоимости капитала предприятия. Тем не менее, привлечение заемного капитала в разумных пределах выгодно, так как затраты на его обслуживание (проценты) списываются на себестоимость, уменьшая тем самым прибыль, подлежащую налогообложению.

Управление капиталом направлено на решение следующих основных задач :

формирование объема капитала, достаточного для обеспечения необходимых темпов развития предприятия; оптимальное распределение капитала по видам деятельности и направлениям использования; достижение максимальной доходности капитала при заданном уровне финансового риска, либо снижение финансового риска использования капитала при заданном уровне доходности; обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны учредителей; обеспечение финансовой гибкости предприятия; оптимизация структуры капитала; своевременное, качественное реинвестирование капитала.

14. Классификация затрат предприятия.

Расходы на производство и реализацию продукции, формиру­ющие ее себестоимость, — один из важнейших качественных по­казателей коммерческой деятельности предприятий. 


Расходы на производство и реализацию, исходя из их эконо­мического содержания, объединяются в четыре группы:

Материальные расходы включают покупные сырье и материа­лы, входящие в состав производимой продукции: основные и вспо­могательные материалы, комплектующие изделия и полуфабрика­ты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта, покуп­ная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природного сырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями.

Расходы на оплату труда. Состав этой группы весьма разнооб­разен. Сюда входят выплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда, выплаты по установленным си­стемам премирования, в том числе вознаграждения по итогам ра­боты за год, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу в ночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенса­ция за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемым работникам в связи с реорганизацией предприятия или сокраще­нием штатов; единовременные вознаграждения за выслугу лет; оп­лата учебных отпусков рабочим и служащим, обучающимся в ве­черних и заочных учебных заведениях, в заочной аспирантуре; оплата труда студентов вузов и учащихся специальных учебных заведений, находящихся на производственной практике на предприятиях; оплата труда не состоящих в штате предприятия за работу на договорных условиях, другие выплаты, включаемые в фонд опла­ты труда в соответствии с действующим законодательством.

Суммы начисленной амортизации. В этой части затрат отражают­ся амортизационные отчисления на полное восстановление основ­ных производственных фондов, сумма которых определяется на ос­новании их балансовой стоимости и действующих норм амортиза­ции. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установлен­ных законодательством нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов. Если амортизационные отчисления, начис­ляемые ускоренным методом, используются не по целевому назна­чению, они не включаются в себестоимость продукции. Если пред­приятие работает на условиях аренды, то в данном разделе затрат производятся амортизационные отчисления на полное восстанов­ление не только по собственным, но и по арендованным основ­ным фондам.
При проведении в соответствии с законом индексации начис­ленных амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов образовавшаяся сумма прироста амортизацион­ных отчислений отражается в составе затрат по данному элементу.
К амортизируемому имуществу не относятся земля и иные объекты природопользования, имущество бюджетных и некоммер­ческих организаций, объекты внешнего благоустройства, скот и другие виды имущества.

Прочие расходы. Последняя по порядку, но отнюдь не послед­няя по важности и разнообразию группа расходов на производство и реализацию продукции. В эту группу включаются некоторые виды налогов и сборов.
Здесь отражаются расходы на научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские разработки (НИР и ОКР), способствующие созданию новой или усовершенствованию производимой продук­ции, на подготовку и освоение новых производств.В состав «Прочих расходов» входят платежи за предельно допу­стимые выбросы загрязняющих веществ.
К прочим расходам относятся расходы по всем видам обяза­тельного страхования имущества и некоторым видам добровольно­го страховании имущества. К последним относится добровольное страхование:

транспортных средств;грузов;основных средств про­изводственного назначения;нематериальных активов;рисков, связанных со строительно-монтажными работами;товарно-мате­риальных запасов;сельскохозяйственных культур и животных;ответственности за причинение вреда, если таковое предусмотре­но законодательством РФ.


К расходам предприятия относятся проценты по полученным заемным средствам (кредитам, займам и др.) при условии, что размер процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам в том же от­четном периоде. Существенным отклонением считается повыше­ние или понижение от среднего уровня более чем на 20%. При отсутствии необходимых данных для определения существенного отклонения на расходы предприятия относится предельная вели­чина процентов, которая равна ставке рефинансирования Цент­рального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях). Проценты по кредитам в ино­странной валюте принимаются равными ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 15%.
Группировка расходов по вышеперечисленным экономическим элементам применяется при определении обшей суммы себестои­мости продукции фирмы. В процессе анализа учитывается удель­ный вес каждого элемента затрат в общей сумме себестоимости, исходя из специфики отрасли промышленности, а также уровень внереализационных расходов, т.е. расходов, не связанных с про­изводством и реализацией продукции. К внереализационным рас­ходам относятся в основном следующие виды расходов: содержа­ние имущества, переданного по договору аренды, лизинга; расхо­ды в виде процентов по долговым обязательствам любого вида; расходы по выпуску, обслуживанию и хранению цепных бумаг; расходы от переоценки имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса к рублю, установленного Центральным банком РФ; расходы на ликвидацию, демонтаж, разборку основных средств; затраты на содержание законсервированных производств; штрафы, пени и другие санкции за нарушение договорных обязательств; расходы на оплату услуг банков; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также потери от брака, простоев; недостачи материальных ценностей в производстве, на складах, а также убытки от хищений; потери от стихийных бед­ствий, пожаров, чрезвычайных ситуаций и др.
При всей важности и значимости классификации расходов по элементам, а также внереализационных расходов, невозможно дать исчерпывающую оценку — во сколько обходится фирме производ­ство единицы каждого вида продукции, каковы характер и уро­вень затрат. Поэтому кроме группировки расходов по экономичес­ким элементам практикуется их классификация по калькуляцион­ным статьям, т.е. по целевому назначению расходов. В этом случае рассчитывается себестоимость единицы продукции с выделением всех составляющих.
Группировка расходов по калькуляционным статьям отражает­ся в специальном документе бизнес-плана — смете затрат на производство. В этой смете выделяются, как правило, следующие статьи: сырье и материалы; топливо и энергия; затраты на оплату труда; амортизационные отчисления; отчисления на социальные нужды; расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; прочие, в том числе внепроизводствен-ные расходы. 
При классификации расходов учитываются различные катего­рии издержек. В калькуляционном разрезе выделяются расходы ос­новные и накладные. Основные расходы связаны с процессом производства непосредственно (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата производственных рабочих и др.). Накладные — цеховые, общезаводские, внепроиз­водственные и другие расходы, участвующие в общих затратах по управлению и обслуживанию производства.
Подразделение расходов на основные и накладные при кальку­лировании себестоимости определенного вида продукции предпо­лагает выделение затрат прямых и косвенных. Прямые затраты имеют непосредственное отношение к производству конкретных видов продукции. Это сырье, основные и вспомогательные мате­риалы, энергия, основная заработная плата производственных рабочих, т.е. те расходы, которые являются основными. Косвенные затраты (см. накладные) связаны с производством не одного, а нескольких видов изделий и могут быть распределены между ними косвенно, пропорционально установленному базовому показателю. Так, цеховые, общезаводские и внепроизводственные расходы включаются в себестоимость конкретных видов продукции про­порционально, например, основной заработной плате производ­ственных рабочих или какому-либо другому показателю.
В зависимости от взаимодействия с изменением объема произ­водства затраты делятся на постоянные и переменные (их называ­ют также условно-постоянные и условно-переменные). Постоян­ные — затраты, независящие от изменения объема производства, а переменные — это расходы, которые находятся в пропорцио­нальной зависимости от изменения объема производства.
Деление затрат на постоянные и переменные взаимодействует с делением затрат на прямые и косвенные. Так, прямые матери­альные затраты, а также заработная плата основного производ­ственного персонала, топливо, энергия относятся к переменным расходам и зависят от изменения объемов производства. К посто­янным издержкам, которые не зависят от изменения объемов производства, относятся такие косвенные расходы, как амортиза­ционные отчисления, арендная плата, налог на имущество, адми­нистративные и управленческие расходы. Это взаимодействие учитывается при расчете себестоимости реализованной товарной продукции и наличия остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода.
<< предыдущая страница   следующая страница >>