1. Понятие и формы государства Государство - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Понятие и формы государства Государство - страница №1/1


1. Понятие и формы государства
Государство – это организация политической власти народа или определённого класса для управления общественными делами. Основные признаки государства: публичная власть, территориальное владение, собственность, финансовые налоги. Нужно выделить понятие функции государства. Функции государства – это основные направления его деятельности, без которых государство на данном историческом этапе своего существования обойтись не может. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним цели и задачи по управлению обществом.

Форма государства – это сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента – форму правления, форму государственно-территориального устройства, форму политического режима.

Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Виды форм правления – монархия, республика.



Монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.


2. Форма территориального устройства
Форма территориального устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами.

Виды форм территориального устройства – унитарное, федеративное.



Унитарное – (единое) это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы (области, округа, районы и др.).

Федеративное – (союз) есть сложное государство, состоящее их нескольких субъектов, объединившихся

для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу.




3. Формы политического режима
Форма политического режима – совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Виды форм политического режима – тоталитарный, авторитарный и демократический.



Тоталитарный режим – сопровождается грубыми репрессиями, контролем над мыслями, полной ликвидацией оппозиций.

Авторитарный режим – концентрация власти в руках фактического диктатора, конституционный порядок сменяется режимом личной власти.

При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан..



Демократический режим – соблюдение конституционной законности, наличие реальной возможности граждан пользоваться своими правами, идеологическое многообразие.

4. Понятие, признаки и принципы права
Право – это система юридических норм, обеспечивающая защиту и развитие политической и духовной жизни граждан. Это система норм исходящая от государства, выражающая волю и интересы определённых слоёв населения либо большинства общества, сформулированная в специальных государственных документах – нормативных актах; система норм и правила поведения охраняются от нарушений не только силой общественного мнения, но и мерами государственного принуждения.

Признаки права – волевой характер права: свобода людей, всеобщий характер справедливости, правовое равенство и т.д.

Принципы права – это основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Виды принципов права: общие принципы, межотраслевые правовые принципы, отраслевые правовые принципы.


5. Функции права
Социальная функция права проявляется в том, что право закрепляет условия свободной деятельности человека в сфере семьи, быта, культуры.

Экономическая функция права проявляется в правовом закреплении основ свободной деятельности личности в сфере материального и духовного производства, защите её материальной и интеллектуальной собственности.

Политическая функция права проявляется в правовом обеспечении участия личности в делах общества, её возможности объединяться с другими в общественные организации и партии, лично или через выборных лиц влиять на содержание принимаемых государственными органами политических решений.

Воспитательная функция выполняется правом посредством описания в диспозициях правовых норм моделей необходимого или дозволенного поведения людей.

Регулятивная функция – такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить чёткую

организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.



Охранительная функция права направлена на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, на пресечение и предотвращение противоправного поведения.


6. Источники и нормы права
Источники (формы) права – это правила, созданные обществом и одобренные государством посредством придания им некоторой оболочки, защищаемые государственным принуждением. Прокомментируйте виды форм права. Неотъемлемая часть права – это норма права. Необходимо чётко представлять себе суть данного понятия и его структуру.

Норма права – первичный элемент системы права, юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентных государственных органов, закреплённое или санкционируемое в официальном акте и охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Нормы права устанавливаются или санкционируются государством, определяют общеобязательные границы возможного и должного поведения субъектов, имеют представительно обязывающий характер, их реализация в необходимых случаях обеспечивается принудительными государственными мерами.


7. Правоотношение: понятие, виды, структура
Правоотношение отражает тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, если речь идёт об актах поведения, имеющих социальную значимость. Правоотношения являются средством перевода общих установлений правовых норм (объективного) права

в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений.

Правоотношение – это общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Нужно отметить характерные признаки правоотношений и виды правоотношений: регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения возникают на основе правомерного поведения и направлены на закрепление и развитие общественных отношений. Они делятся на активные и пассивные. Охранительные правоотношения – правоотношения, при помощи которых осуществляются меры юридической ответственности. Структура правового отношения имеют четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право, обязанность.






8. Правонарушение


Правонарушение – это противоправное, виновное деяние субъекта, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность.

Деяние может выступать в форме действия или бездействия.

Действие – это активное поведение субъекта (хулиганство).

Бездействие – это пассивное поведение субъекта, например, неисполнение служебных обязанностей должностным лицом.

Вредные последствия, причиняемые правонарушением, бывают физическими, моральными, материальными, а также значительными и незначительными, восстановимыми и невосстановимыми.

Юридический состав правонарушения составляют:

1) объект правонарушения;

2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонаруш-ия.

Объект правонарушения – это то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб.

Под субъектом правонарушения понимается право-и дееспособное лицо, совершившее правонарушение.






9. Юридическая ответственность: понятие и признаки


Юридическая ответственность – это предусмотренная санкцией правовой нормы обязанность правонарушителя претерпевать определенные лишения за совершенное правонарушение.

Признаки::

1) она предусмотрена действующим законодательством;

2) наступает за правонарушения при наличии полного его состава;

3) опирается на государственное принуждение;

4) выражается в неблагоприятных для правонарушителя последствиях, лишении его известных социальных благ;

5) возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме;

6) правонарушитель наказывается от имени государства;

7) осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих прерогатив.

Юридическая ответственность подразделяется по отраслевому признаку на: уголовную, гражданскую, административную, дисциплинарную, материальную, процессуальную, конституционную.






10. Конституция Российской Федерации


Конституция РФ – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г на всенародном референдуме, по результатам которого вступила в силу со дня опубликования – 25 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула является составной частью конституции, и ее юридическое значение состоит в том, что в ней определена стратегия правового регулирования в РФ.

Раздел первый содержит 9 глав. Первая глава Конституции РФ посвящена основам конституционного строя РФ. Вторая глава Конституции РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина (это конституционные права и свободы). Следующие пять глав посвящены федеративному устройству России, Президенту РФ, Федеральному собранию, Правительству РФ и судебной власти. Восьмая глава посвящена местному самоуправлению. Глава девятая, посвящена конституционным поправкам и пересмотру Конституции РФ.

Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям. В нем закрепляются положения о введении новой Конституции РФ в действие, прекращении действия прежней Конституции, определяется соотношение Конституции РФ и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.


13. Судебная система РФ
Судебная система РФ состоит из: Конституционной юстиции, Судов общей юрисдикции, Арбитражных судов.

Конституционный Суд РФ – это важнейший элемент судебной системы РФ, выполняющий функции по защите основ конституционного строя, основных прав и свобод граждан. Конституционный Суд состоит из 19 судей, срок пребывания в должности 12 лет, предельный возраст для избрания на должность судьи – 70 лет, минимальный – 40 лет, стаж юридической работы – не менее 15 лет. Верховный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению гражданских, уголовных, административных дел, осуществляет судебный надзор и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. В Верховный Суд входит 100 судей, 6 судей военной коллегии, имеющих стаж юридической работы не менее 10 лет и достигших возраста 35 лет. Высший Арбитражный Суд РФ – это высший судебный орган по разрешению экономических споров между юридическими лицами, осуществляет также судебный надзор за деятельностью арбитражных судов субъектов РФ, Прокуратура – это система органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и гражданами. Органы Прокуратуры РФ образуют единую систему на основе строгой централизации и по своему статусу являются независимыми органами государственной власти.






11. Система органов государственной власти России


Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей, согласно которому государственные органы подразделяются на три вида: органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К государственным органам отнесен также Президент РФ, который занимает особое место в системе разделения властей. Являясь главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, Президент РФ тесно взаимодействует с ними, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Частью 1 ст. 11 Конституции РФ предусмотрены следующие органы государственной власти:

1) двухпалатный парламент – Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной думы, – являющийся представительным и законодательным органом РФ;

2) Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть в РФ;

3) суды РФ, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Также к государственным органам России относится Прокуратура РФ, представляющая собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории России.

21. Избирательные права граждан РФ


В объективном смысле под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборов должностных лиц и представительных органов, а также референдума.

Избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях. В выборах не могут участвовать лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право в объективном смысле делится на активное и пассивное.

Активное избирательное право заключается в праве граждан, достигших возраста 18 лет, участвовать в любых выборах в качестве избирателя.

Пассивное избирательное право предполагает возможность гражданина быть избранным в любые органы государственной власти и местного самоуправления. Пассивное избирательное право может ограничиваться более высоким, чем активное, возрастным критерием.



12. Исполнительная власть
Исполнительная власть – это власть правоприменительная, на которую возлагаются функции исполнения принимаемых парламентом законов.

Согласно Конституции исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Формирование и руководство исполнительной властью осуществляет Президент РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента. Председатель не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению председателя или по личному заявлению об отставке. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ по заявлению об отставке или в случае невозможности исполнения им своих полномочий.

Система Правительства включает в себя министерства, службы и агентства. Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство возглавляет входящий в состав правительства



22. Права и свободы личности в РФ


Права и свободы личности по социальному назначению принято разделять на политические, социально-экономические, личные и культурные.Политические права и свободы личности – это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни. К ним относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям и др.Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь. Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ.

Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями.

Различают общие и специальные права личности.

Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам независимо от половой, социальной, религиозной, профессиональной и иной принадлежности. Специальные права– это особенные права, отражающие специфику различных групп населения.





23. Основы гражданского права


Гражданское право – система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости и имущественной самостоятельности их участников. Предметом гражданского права являются имущественно-стоимостные отношения, предполагающие взаимную оценку участниками этих отношений количества и качества труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого складываются эти отношения, и личные неимущественные отношения, предполагающие взаимную оценку их участниками индивидуальных качеств личности, участвующей в этих отношениях.

Метод гражданского права – это способ воздействия норм права на отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Функции гражданского права:

1) регулятивная;

2) восстановительная;

3) компенсационная;

4) воспитательная.

Под принципами гражданского права понимаются основные начала гражданского законодательства, определяющие сущность и юридическую природу правовых норм, их связь и взаимозависимость в регулировании общественных отношений, составляющих предмет гражданского права.


26. Арбитражный процесс


Арбитражный процесс представляет собой деятельность арбитражного суда, других участников арбитражного процесса, урегулированную арбитражным процессуальным законодательством и направленную на защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, путем рассмотрения дела и вынесения судебного акта по предъявленным исковым требованиям или заявлению.

Предметом изучения арбитражного процессуального права как науки является арбитражный процесс.

Признаки арбитражного процесса:

1) одним из его субъектов обязательно является арбитражный суд;

2) действия, которые совершаются судом и участниками процесса, суть юридические, арбитражные процессуальные действия;

3) предметом, объектом арбитражного процесса являются дела, подведомственные арбитражным судам.

В качестве основных производств арбитражного процесса можно выделить:

1) исковое производство;

2) производство из административных и иных публичных правоотношений;

3) особое производство;

4) производство по делам о несостоятельности.

Под источниками арбитражного процессуального права понимаются правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права.




24. Основы трудового права
Трудовое право как отрасль права имеет свою специфическую сферу регулирования – сферу общественного труда. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наёмного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы предмета трудового права.

Предмет трудового права — это комплекс общественных отно-шений, связанных с применением несамостоятельного (зависимого) труда.

Трудовое законодательство состоит из Трудового Кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Нормы трудового права могут содержаться также в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и иных правовых актах федеральных органов государственной власти, эти нормы не должны противоречить Трудовому Кодексу РФ и иным федеральным законам (ст. 5 ТК РФ).Субъектами трудового права являются работодатель и работник – это участники общественных отношений, которые на основании действующего законодательства признаются обладатели субъективных прав и соответствующих обязанностей. На современном этапе взаимоотношения между субъектами трудового права регулируются коллективными и индивидуальными договорами и соглашениями.

27. Основы семейного права
Семейное право – это отрасль права, нормы которой регулирует личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Источниками семейного права являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним иные федеральные законы.

Брачный возраст устанавливается в 18 лет.

В органах ЗАГСа расторгаются браки, если у супругов нет общих несовершеннолетних детей, их желание расторгнуть брак взаимное, у них нет споров об имуществе. Расторжение брака по заявлению одного из супругов производится в органах ЗАГСа, если другой супруг объявлен судом недееспособным или осуждён к лишению свободы на срок свыше трёх лет. (п. 2 ст. 19 СК РФ).

Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

Установленный законом режим совместной собственности имущества супругов может быть изменён брачным договором. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).




25. Основы налогового права


Налоговое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами. В предмет налогового права входят:

1) отношения, связанные с установлением налогов и сборов;

2) отношения, связанные с введением налогов и сборов;

3) отношения по взиманию налогов и сборов;

4) отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов;

5) отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки налога:

1) общеобязательный характер;

2) индивидуальная безвозмездность;

3) денежная форма;

4) публичный характер;

5) нецелевой характер.



28. Основы административного права
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности.

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Признаки отрасли административного права:

   •является одной из основополагающих отраслей публичного права;

   •представляет собой совокупность юридических норм;

   •имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

   •имеет свой метод правового регулирования;

   •обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

   •имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках. Административное право изучает правонарушения входящие в компетенцию административного законодательства.

29. Прокурорский надзор в РФ


Прокурорский надзор – это специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ, направленная на проверку точности соблюдения и исполнения законов с целью обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Цель деятельности прокуратуры заключается в создании на территории РФ такого режима законности, который позволил бы обеспечить верховенство и соблюдение Конституции, исполнение законов, действующих на территории России, а также сформировать надежный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.



Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В систему прокуратуры РФ входят: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К прокурорам в законодательстве отнесены: Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники по особым поручениям, заместители
32. Основы международного права
Международное право – это совокупность норм и принципов, устанавливающих взаимные права и обязанности государств в процессе их общения, регулирующих международные отношения.

Под нормой международного права понимается правило поведения, которое признаётся государственными и другими субъектами международного права в качестве юридически обязательного. Отрасль международного права – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения субъектов международного права в определённой области. Отраслями международного права являются: право международных договоров; дипломатическое право; международное морское, воздушное, космическое, атомное и природоохранное право; гуманитарное и другие отрасли права. Рассмотрим некоторые из них.

Система международного права представляет собой объективно существующую целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных норм и принципов международного права, отраслей и институтов международного права. В эту систему входят также резолюции международных организаций, решение арбитражных судебных международных органов.



30. Основы уголовного права
Уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, систему и порядок назначения наказаний, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Уголовное право как отрасль права входит в общую систему права России, оно обладает чертами и принципами, присущими праву Российской Федерации в целом (нормативность, обязательность для исполнения и т.д.). Основой уголовного права, как и других отраслей права, служит Конституция Российской Федерации. Многие ее положения имеют прямое отношение к защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, непосредственно к вопросам уголовной ответственности.

Задачами российского уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, всех видов собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, предупреждение преступлений.

Уголовный закон – это правовой акт, определяющий общие положения об уголовной ответственности, виды конкретных преступлений и устанавливающий вид и меры наказания за совершение преступлений. Главным источником уголовного права является Конституция РФ, в которой содержатся нормы, направленные на регулирование уголовных правоотношений.


33. Основы наследственного права

Наследственное право – это совокупность гражданско-правовых норм, закрепляющих оусловия, порядок и пределы перехода имущества умершего гражданина к другим лицам.

Предметом наследственного права являются общественные отношения, урегулированные нормами наследственного права. Предмет отвечает на вопрос о том, что регулирует наследственное право.


Метод наследственного права представляет собой систему способов, приемов и средств воздействия на наследственные правоотношения. Метод в свою очередь отвечает на вопрос о том, как регулируются наследственные отношения.

Принципы наследственного права:

1) универсальность наследственного правопреемства;

2) свобода завещания и наследования;

3) охрана прав и интересов близких наследодателю лиц в сочетании с правами и интересами других лиц, в данном случае устанавливаются правила очередности призвания к наследованию;

4) наиболее полное обеспечение исполнения воли наследодателя.

Под наследством понимается определенная совокупность имущества наследодателя вне зависимости от того, где оно находится и известно ли место его нахождения.



31. Основы экологического права
Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права.

Предмет современного российского экологического права образуют отношения:

- собственности на природные объекты и ресурсы;

- по природопользованию;

- по охране окружающей среды от разных форм деградации;

- по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Основы экологического права России заложены Конституцией РФ и Федеральным законом "Об охране окружающей среды". В Конституции РФ есть много норм общего характера, которые имеют отношение к вопрсам природопользования и охраны окружающей среды. Развитие экологического законодательства осуществлено в ряде Федеральных законов, Водном и Лесном кодексах РФ. Кроме того, регулирование экологических отношений осуществляется указами Президента РФ, актами

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Подчеркнем, что специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.


34. Основы финансового права
Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что: — они складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;

— в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер;

— объектом данных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Регулирование финансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым (диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. В основе финансового права лежит принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти.



35. Основы таможенного права
Таможенное право — это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Таможенное право представляет собой средство государственного регулирования таможенного дела на территории Российской Федерации, так как правовое регулирование является, в принципе, государственным регулированием. Без таможенного права невозможно создание нормально функционирующего таможенного механизма, в основе которого лежит система исполнительной власти в лице таможенных органов.

Предмет таможенного права — общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В таможенном праве ключевым словом является «перемещение»: все, что связано с перемещением грузов через границу, — прерогатива таможенного права.

Основной метод таможенного права, — императивный метод — метод властных предписаний. Кроме императивного метода, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. В области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами.
38. Основы аграрного права
Аграрное право– это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сельском хозяйстве, в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности. В основе выделения аграрного права в комплексную отрасль права лежат:

1)наличие предмета правового регулирования как главного материального основания разграничения норм права по отраслям;

2)методы и принципы правового регулирования;

3)существование необходимого нормативного материала и прежде всего наличие собственных источников, которые не входят ни в одну их основных отраслей права;

4)аграрная политика государства как субъективная основа формирования и развития аграрного права.

Предметом аграрного проявляются различные общественные отношения, возникающие в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Аграрное право использует методы разных отраслей. Для него характерно органичное сочетание публично—правовых и частноправовых методов регулирования.

1. Публичные – государственное, административное, уголовное, уголовно—процессуальное, финансовое, гражданско—процессуальное.

2. Частные – гражданское, семейное, трудовое право.

Источники права — это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.




36. Основы предпринимательского права
Понятие предпринимательской деятельности (предпринимательства). Предпринимательская деятельность (предпринимательство) — сложная категория.

Представители теории предпринимательского права традиционно выделяют предмет и особый метод правового регулирования

единых предпринимательских отношений. Эти отношения подразделяются на три группы общественных связей:

а) предпринимательские имущественные (горизонтальные);

б) предпринимательские управленческие (вертикальные);

в) предпринимательские внутрифирменные (корпоративные).

В единстве предпринимательских отношений заключается их различие.

Предпринимательское право — это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала.

Комплексная отрасль права характеризуется преобладанием (в гармоничном сочетании) разноотраслевых норм, регулирующих общественные отношения.


39. Основы авторского права
Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ.




37. Основы лесного права
Лесное право - это самостоятельная отрасль права, является работа С.В. Коростелева. Он утверждает, что лесное право имеет свой предмет регулирования, метод правового регулирования, свои источники права, что, однако, не прекратило его связи с земельным правом и другими отраслями права, равно как и не выделило из совокупности природоресурсных и природоохранных отраслей права.

Лесное право является комплексной отраслью права и включает в себя нормы ряда отраслей законодательства: лесного, гражданского, административного, земельного, природоохранного, водного, в том числе нормы Лесного кодекса РФ, "регламентирующие отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, не включенной в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, использования древесины, технического и лекарственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых в установленном порядке при пользовании лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд (продукции)". Таким образом, по мнению С.В. Коростелева, лесное право одновременно и самостоятельная отрасль права, и право, входящее в природоресурсное и природоохранное право.

Лесное право как наука включает в себя вопросы исторического наследия государства по правовому регулированию лесных правоотношений, изучение опыта зарубежных стран, а также вопросы перспективного развития лесного законодательства.
40. Основы коммерческого права
Коммерческое право – совокупность правовых норм, разработанных для обслуживания товарного оборота и регулирующих взаимоотношения между профессиональными предпринимателями.

Предмет коммерческого права – коммерческая (торговая) деятельность как один из видов предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли в результате торговых сделок.

Метод правового регулирования – способы и приемы регулирования отношений между субъектами сучетом отличительных черт предметов правового регулирования.

Диспозитивный метод регулирования подразумевает:

1) равенство по отношению друг к другу участников торговых отношений;

2) возможность выбора участниками торговых отношений вариантов своих действий в процессе организации торговой деятельности;

3) возможность включения в договоры обязательств по взаимному усмотрению сторон.

Принципы коммерческого права:

1) признание равенства участников коммерческих отношений, которые регулируются гражданским законодательством;

2) неприкосновенность собственности;

3) свобода договора;

4) запрет на произвольное вмешательство какого-либо в частные дела коммерсанта;

5) беспрепятственное осуществление гражданских прав;

6) восстановление нарушенных прав;

7) судебная защита нарушенных прав;

8) дозволенная направленность частноправового регулирования.





41. Основы жилищного права
Жилищное право – это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

Главным источником любого российского права, в том числе и жилищного, является Конституция РФ.

Основным актом, регулирующим жилищные отношения, безусловно, является ЖК РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере.

Жилищное законодательство – это либо подотрасль гражданского законодательства, либо самостоятельная отрасль отечественного законодательства, либо комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства.


43. Основы информационного права
Информационное право - совокупность правовых норм, относительно охраняемых государством, возникающих в информационной сфере производства, преобразования и потребления информации. Право является информационной системой, следовательно, информационное право изучает и информационную сущность права.

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникаций, с установлением

мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях.

Информационное право включает в себя многие правовые проблемы административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений, которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для разрешения собственными средствами.

Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия "информация". Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде.

Основные отграничения информационного права от других отраслей.

1. Значительный массив законодательства.

2. Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии информационных отношений.

3. Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущие за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов.

4. Наличие самостоятельного предмета правового регулирования.





42. Основы международного права
Международное право представляет собой самостоятельную комплексную нормативную систему права, совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами путем согласования их воль. Цель международного права – регулирование отношений между государствами в сфере их общих интересов.

Предметом международного права являются любые публично-правовые отношения, в той или иной форме непосредственно затрагивающие интересы государств.

Международное право как особая система права представляет собой довольно сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

Основные принципы – это основополагающие международно-правовые нормы, носящие универсальный характер и обладающие высшей юридической силой. Они пронизывают всю международно-правовую систему; все остальные международно-правовые нормы, а также поведение субъектов международного права должны соответствовать положениям основных принципов.



44. Основы земельного права
Для выделения норм права в самостоятельную отрасль системы российского права необходимо выполнение следующих основных условий:

• наличие интереса со стороны общества и государства в создании такой отрасли в качестве самостоятельной;

• четкое определение особого круга общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования;

• наличие метода правового регулирования данных общественных отношений;

• наличие либо потребность в наличии особых источников права.

Все эти признаки присущи земельному праву, и поэтому его относят к самостоятельной или отдельной отрасли в системе российского национального права.

Б.В. Ерофеев дает следующее определение: земельное право как отрасль права представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

Выделяют следующие основные функции земли (по Р.К. Гусеву):

1. Политическая

2. Земля выступает в качестве пространственно – территориального базиса, т.е. как место размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов.

3. Социальная;

4. Экологическая;

5. Экономико-производственная.

Специфика же земельных отношений

как предмета правового регулирования во многом определяется особенностями объекта этих отношений – землей.

Предметом земельного права совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере (возникающих по поводу) использования и охраны земель как природного ресурса и средства производства и получивших название земельных отношений.



Под методом права в теории права традиционно понимают совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение участников правоотношений со стороны государства.