1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа государственной молодежной политики 1 70.6kb.
Реализации этих задач способствуют практически все направления деятельности... 1 79.57kb.
Методические рекомендации по работе с семьями, находящимися на учете... 1 158kb.
Функции страхования Микро уровень 1 113.98kb.
Закон РФ о защиты населения и территории от чс не предусматривает... 1 45.55kb.
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги... 1 274.66kb.
1. Понятие маркетинга. Цели, принципы и функции маркетинга 3 605.09kb.
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии... 1 20.01kb.
1- эвакуация населения, ее предназначение, порядок проведения мероприятий... 1 44.65kb.
Тематика курсовых работ по гражданскому праву для студентов II курса... 1 72.94kb.
4 подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные... 1 224.05kb.
Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения1 1 144.04kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения - страница №1/6



Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Центр заочного и дистанционного образования



СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

В РЕГИОНЕ
Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ


Тема 1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения

в России……………………………………………………….......8-13

Тема 2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты

населения в Российской Федерации…………………………....13-18

Тема 3. Финансовые аспекты социальной защиты населения...……….18-22

Тема 4. Социальная защита детей, детства и отрочества...…………….22-26

Тема 5. Социальная защита трудоспособного населения.……………..26-41

Тема 6. Социальная защита нетрудоспособного населения..………….41-45

Тема 7. Социальная защита семьи…………………………………….…45-53

Тема 8. Основные уровни социальной защиты населения…..………...54-65

Тест для самоконтроля……………………..…………………………….66-73

Вопросы для подготовки к зачету..……………………………………...74-75



Предисловие
Социальная защита населения — важнейшая функция органов государственной власти и местного самоуправления.

Становление системы государ­ственного и муниципального управления в Российской Федерации, в настоящее время, связано с построением опти­мальной модели социальной защиты населения, которое должно быть основано на знание управленцев основ социальной защиты.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита связана с жизнью и отношениями людей в обществе. От эффективной реализации мер в сфере социальной защиты населения зависит социально-экономическая, политическая стабильность в государстве.

Основной задачей дисциплины «Социальная защита населения в регионе» является ознакомить студентов с основами социальной защиты населения и раскрыть ее роль в обосновании управленческих решений в условиях экономического кризиса.

Данное учебное пособие раскрывает 8 тем, изучение которых позволит сформировать теоретические знания о системе социальной защиты населения в Российской Федерации и на территории Челябинской области. Также пособие содержит вопросы для самоконтроля по каждой теме, вопросы для подготовки к зачету, тест для самоконтроля и ключ к нему, глоссарий, список рекомендуемой литературы.



Тема 1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения в России

В соответствии с Конституцией РФ 1993 г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой государственной социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.



Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Социальная защита населения, на современном этапе, является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь:

- системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп;

- совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения представляет собой комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований.

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение.

Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и т.д.



Под методикой понимается совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.

Основными принципами социальной защиты населения являются:

- гуманность;

- социальная справедливость;

- адресность;

- комплексность;

- обеспечение прав и свобод личности.

Основными целями социальной защиты населения являются:

- избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума);

- оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

- содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь).

Социальная защита граждан осуществляется за счет всех уровней бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Социальная помощь выражается:

- в обеспечение (в денежной или натуральной форме) услугами или льготами, предоставляемыми с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством;

- в совокупности социальных услуг, медико-социальной, социально-экономической, социально-бытовой, социально-психологической, социально-педагогической и иной поддержки человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальная помощь выполняет:

- функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях;

- функцию периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий.

Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.



Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие: признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

- пенсионное страхование;

- социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- медицинское страхование.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми.

Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение социальной защиты населения.

2. Взаимосвязаны ли понятия «социальное государство» и «социальная политика»?

3. Приведите примеры реализации основных принципов социальной защиты населения в РФ.

4. Назовите виды обязательного социального страхования в РФ.

5. Что является объектом, а что субъектом управления в системе социальной защиты населения?


Тема 2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Это выражается:

- в гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.;

- в обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

- в развитии системы социальных служб.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции указано, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:

– обязательное пенсионное страхование работающих граждан;

– создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

– принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.

Рассмотрим некоторые Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:

1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который был принят 2 августа 1995 г. По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

- адресность;

- доступность;

- добровольность;

- гуманность;

- приоритетность;

- конфиденциальность;

- профилактическая направленность.

3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:

- семьи;


- беременных женщин и матерей;

- несовершеннолетних;

- военнослужащих;

- граждан пожилого возраста;

- инвалидов.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам женщине;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

- пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

- пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

- ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).

В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, связанные с изменением размера выплат.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил:

- основные принципы осуществления обязательного социального страхования;

- виды социальных рисков;

- страховые случаи;

- виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

- права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

6. Следующая группа Федеральных законов отвечает за обеспечение граждан социальными пособиями:

- «О занятости населения в Российской Федерации»;

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- «О погребении и похоронном деле».

7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан.

8. Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, национальных проектов большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

– Комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

– Национальные проекты «Образование», «Здоровье» и т.д.;

– Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

– Миграционная программа и др.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормативно-правовые документы провозглашают РФ социальным государством?

2. Назовите и расскажите об основных законодательных актах регламентирующих социальную защиту населения в РФ.

3. Какие национальные проекты и программы по социальной защите определенных категорий граждан существуют в РФ?


Тема 3. Финансовые аспекты социальной защиты населения

Финансирование социального обслуживания населения многоканально. Средства на удовлетворение социальных потребностей населения поступают:

- из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- из внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

- от предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности;

- от населения, спонсоров;

- от специализированных доходов, в том числе и международных.

Затраты консолидированного бюджета РФ на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП.

В настоящее время финансирование социальной сферы в России основывается на принципе адресности, то есть оказание (доставка) услуг (пособий и иных видов помощи) непосредственно к потребителю (нуждающемуся). Распределение финансовых ресурсов в социальной сфере на основе принципа адресности имеет свои положительные и отрицательные аспекты:

- с одной стороны: выделяется строго определенное количество финансовых средств на выплату пособий, пенсий и т.д.; перечисление финансовых средств происходит из расчета на каждого установленного нуждающегося в социальной помощи, а не из расчета обобщенной («округленной») совокупности нуждающихся; каждый установленный (зарегистрированный) нуждающийся получает социальную помощь; и т.д.;

- с другой стороны: расчет финансирования учреждений социальной помощи населению на следующий месяц (например, больниц) происходит на основе данных предыдущего месяца (например, на основании количества занятых мест больными); недостаточное количество бюджетных средств на помощь всем нуждающимся, и как следствие делегирование обязанности социальной помощи населению региональным органам власти за счет их бюджетов; недостаточно эффективное перераспределение финансовых средств (финансирование договоров на закупку льготных лекарств, оборудования и т.д.); и т.д.

Не смотря на приоритетность принципа адресности сохраняется применение сметной формы финансирования социальной сферы, которой свойственны недостатки:

1. Ослабляется связь затрат и результатов - финансируется не объем и качество выполненной работы (услуг), а время присутствия на работе. При таком подходе оплата труда на прямую зависимость от образования, стажа работы, должности, отработанного времени. При этом качество работы и обслуживания лишь подразумевается, но прямо и конкретно не учитывается.

2. Ведет к остаточному методу выделения ресурсов. Государство, устанавливая бесплатность социального обслуживания, присваивает себе монопольное право определять натуральные и денежные нормативы обслуживания. Монополист, будь это производитель или потребитель (точнее покупатель), искажает требования эквивалентного обмена в свою пользу. Будучи единственным покупателем, т.е. субъектом, оплачивающим результаты труда по обслуживанию населения, государство в условиях постоянной ограниченности бюджетных средств сознательно занижает цену социальных услуг. Достигается это путем установления относительно низкого уровня заработной платы, замедленной и неадекватной индексации, неполного состава расходов на производство услуг, занижения норм расхода материалов и т.п.

Также одной из форм использования финансовых ресурсов бюджета на нужды сферы социальной защиты является предоставление ее учреждениям и организациям субсидий и дотаций. Причиной существования субсидий и дотаций из бюджета являются многочисленные льготы для различных слоев и социальных групп населения.

Единую систему мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивающих конституционные права и гарантии граждан России в получении социальной помощи, представляют внебюджетные социальные фонды:

- Фонд государственного социального страхования;

- Пенсионный фонд;

- Фонд обязательного медицинского страхования.

Формально система внебюджетных социальных фондов функционирует автономно, но все они лишены права по своему усмотрению, с учетом складывающейся ситуации изменять условия формирования собственной ресурсной базы, прежде всего пересматривать ставки страховых взносов.

Еще одним из источников средств, направляемых на цели социального развития (наряду с бюджетным финансированием и внебюджетными социальными фондами), являются негосударственные пенсионные фонды.

Дополнительная негосударственная система пенсионного обеспечения граждан РФ строится на иных принципах, отличных от государственного пенсионного обеспечения:

1. Принцип добровольности участия. В Указе «О негосударственных пенсионных фондах» подчеркивается, что предприятия, учреждения и организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения не должны, а лишь могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц.

2. Принцип долгосрочного индивидуального накопления. Участник фонда при достижении пенсионного возраста получает пенсионные накопления, имеющиеся на его именном счете (сразу или по частям в соответствии с договором). Они состоят из пенсионных взносов и соответствующей доли доходов, полученной от инвестирования активов фонда.

3. Принципы и порядок определения фондами размеров пенсионных взносов зависят от продолжительности их внесения, инвестиционной политики, оценки экономической ситуации в стране или регионе, инвестирования активов на перспективу и с учетом многих других факторов. В любом случае участнику фонда гарантируется пенсия в размерах, предусмотренных в договоре. Участник фонда обладает правом перевести средства, находящиеся на именном счете, в другой фонд в порядке и на условиях, предусмотренных договором между вкладчиком и фондом.

На современном этапе в сфере социальной защиты населения Российской Федерации выделяют четыре приоритетных направления финансирования, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах и принципе адресности:

- во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества;

- во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения;

- в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан;

- в-четвертых, это социальная защита семьи.


Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют принципы финансирования социальной сферы?

2. Назовите основные положительные и отрицательные стороны сметного финансирования социальной сферы.

3. Какой основной принцип финансирования социальной сферы в РФ? Расскажите о его положительных и отрицательных сторонах.

4. Какие источники финансирования нужд социальной сферы существуют в России?


следующая страница >>