1. Основные этапы развития психологической науки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ответы к экзамену кроме 29-37, 43, 45, 48 Становление и основные... 4 1026.18kb.
Вопрос №1. Иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки 4 803.84kb.
1. иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки 4 1085.35kb.
Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. 1 330.49kb.
Тема: история развития теории вероятностей. Предмет теории вероятностей 1 71.49kb.
Решение тестовых заданий 2 1 66.81kb.
Назовите основные этапы развития электротехники и электроники 1 16.12kb.
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004... 1 255.05kb.
1. Наскальная живопись древнейших времён. Основные этапы развития 3 744.57kb.
Тематический план лекционного курса 1 31.9kb.
Тюкпиекова Л. И. Педагог-психолог 1 47.44kb.
Возникающие в процессе осуществления пд хозяйствующими субъектами 12 3799.97kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Основные этапы развития психологической науки - страница №1/1

1. Основные этапы развития психологической науки:

1) СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

2) ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

3 ) ПСИХОАНАЛИЗ;

4) БИХЕВИОРИЗМ;

5) ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ;

6) КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

7) ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

8) ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

9) КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ;


2. Методы психологии.

Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения и используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методы:

1. Эмпирические;



А) Наблюдение – по внешним, объективно выраженным показателям судят о психических процессах, состояниях человека:

- Внешнее (объективное) – специально организованное восприятие явлений, которые изучаются.

- Внутреннее (самонаблюдение, интроспекция) – объектом являются психологические состояния и действия самого наблюдателя

- Сплошное – фиксируются все явления, которые можно наблюдать.

- Выборочное – фиксируются явления, которые относятся к узкому вопросу.

Б) Эксперимент – вид объективного наблюдения психических явлений, при котором исследователь искусственно вызывает и планомерно изменяет те явления, которые подлежат изучению:

- Лабораторный – проводится с использованием специально разработанных экспериментальных материалов. Действия обследуемого определяются инструкцией.

Часто используется аппаратура.

- Естественный – включается в игровую, учебную или трудовую деятельность незаметно для обследуемого.

- Формирующий (психолого-педагогический) – предполагает направленное воздействие на обследуемого с целью формирования у него определенных качеств.

2. Дополнительные:

- Тесты;


- Опросники;

- Анкеты;

- Интервью;

- Беседа;

- Биографический;

- Анализ продуктов деятельности;

- Близнецовый;

- Моделирование;


3. Внимание как познавательный процесс.

Внимание – форма психической деятельности, которая заключается в ее направленности и сосредоточенности на определенных объектах.

ВИДЫ ВНИМАНИЯ:

1. Непроизвольное (действие сильного, контрастного или значимого раздражителя, который вызывает эмоциональный отклик);

2. Произвольное (постановка (принятие) задания, цели.);

3. Постпроизвольное (вхождение в деятельность и возникновение интереса в ходе деятельности);

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:

1. Устойчивость (Способность в течение длительного времени сохранять состоянияе внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);

2. Сосредоточенность (Степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других);

3. Переключаемость (Произвольный перевод внимания с одного объекта на другой; изменение направленности деятельности);

4. Распределение (Способность рассосредоточить внимание на несколько объектов);

5. Объем (Количество информации находящихся в сфере сознания человека с определенной четкостью в одном акте восприятия в течение кратчайшего времени); ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ:

- Характер раздражителя

- Структурная организация

деятельности

- Соотношение раздражителя и

потребностей человека

ВНИМАНИЕ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ:

1. Произвольное внимание - высшая форма развития внимания;

2. Наблюдательность – умение замечать характерные, но малозаметные особенности. 3. Внимательность

4.Невнимательность – нестойкость внимания, его поверхностная сосредоточенность, неспособность человека долго задерживаться на выполняемом задании, легкое отвлекаемость, разсеянность внимания.

4. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

Восприятие – отражение предметов и явлений объективной действительности в совокупности их свойств и частей, а также внутренних состояний человека при непосредственном воздействии раздражителейна соответствующие органы чуств.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ:

1.Первичный анализ в рецепторах. 2.Взаимодействие нескольких физиологических механизмов. 3.Сигнальное значение имеют особенности отношений между раздражителями. 4.Вторая сигнальная система - способствует осознанию отражаемых предметов и регулирует процесс формирования образов.

ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ И НАБЛЮДЕНИЙ:

1. Наблюдательность – умение замечать характерные, но малозаметные особенности

2. Синтетический – проявляется склонность к обобщенному отражению явлений.

3. Аналитичный – люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали.

Аналитико-синтетитческий – такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами восприятия и наблюдения.

Эмоциональный – для этого типа людей характерно не столько выделение сущности явленийя и его частей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ:

1. Перцептивные действияж

2. Наблюдение – целенаправленное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Наиболее развитая форма произвольного восприятия.

СВОЙСТВА ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ:

- Целостность;

- Предметность;

- Константность;

- Структурность;

- Осмысленность;

- Избирательность;

ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ:

1. Слуховое, зрительное, вкусовое, осязательное, обонятельное.

2. Пространства, времени, движения и т. д.

3. Произвольное и непроизвольное.

4. Явления природы, устная речь, исскуство.
5. Характер.

Характер - совокупность стойких индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения.

Структура характера:

1. Убеждения;

2. Потребности и интересы;

3. Интеллект;

4. Воля;

5. Чувства;

6. Темперамент;

Черты характера:

- Отношение к обществу, к коллективу, к другим людям;

- Отношение к труду;

- Отношение к самому себе;

- Отношение к вещам;

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРА:

- В действиях и поступках;

- В особенностях речи;

- В профессиональной направленности;

- В мимике;

- В пантомимике;

- В почерке;

Посеешь поступок – соберешь привычку,


Посеешь привычку – соберешь характер,

Посеешь характер – соберешь судьбу.



Поступок - действи или совокупность действий, общественное значение которых понятно тому, кто их выполняет.

Привычка - действие, выполнение которого стало потребностью.

Характер - совокупность наиболее устойчивых психических черт личности, которые проявляются в действия, поступках, привычках человека.
6. ОЩУЩЕНИЕ КАК ОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающее у человека при их непосредственном воздействии на его органы чувств.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ:

Раздражитель  Рецептор  Центр кора головного мозга

ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ:

1. осознаваемые и неосознавамые;

2. дистанционные и контактные;

3. экстерорецептивные(зрительные слуховые и т.д.),

интерорецептивные(голод, жажда, тошнота),

проприорецептивные(кинестические);

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ:

- Качество;

- Интенсивность;

- Продолжительность;

- Пространственная локализация

Раздражителя;

ИЗМЕРЕНИЕ И ИЗМЕНЕНИЯ ОЩУЩЕНИЙ:

1. ПОРОГИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ; 2. АДАПТАЦИЯ – ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К ВНЕШНИМ УСЛОВИЯМ; 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ; 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ;

7.СПОСОБНОСТИ

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в деятельности.

Способности характеризуются:

скоростью, глубиной, легкостью, устойчивостью и характером процесса овладения знаниями.

Способности - особенности яеловека, определяющие общую успешность его деятельности.

Талант - выдающиеся способности

в одной или нескольких отраслях деятельности.



Гениальность - отличается от талантливости величием и общественной значимостью тех заданий, которые решаются ее носителями.

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ:



Общие – такие виды способностей, которые в том или ином виде проявляются во всех видах деятелньости.

Элементарные - ощущения, восприятие, память, мышление, речь, воображение, переживания.

Сложные - способности к игре,учебе,труду, общению.

Репродуктивные - высокий уровень усвоения знаний, овладения действительностью.

Природные, естественные, биологически обусловленные.



Специальные – способности, которые ярко проявляются в отдельных видах деятелньости.

Элементарные: музыкальный слух, критичность мышления, глазомер, тонкое обоняние, словесно-логическая память, коммуникативные, анатомо-физиологическая функциональность.

Сложные: физико-математические, конструктивно-технические, музыкальные,художественные,

литературные,организаторские,спортивные.



Творческие - создание нового, оригинального.

Специфические человеческие способности.

СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ:

Волевые качества. Целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятель-ность, самообладание – качества воли, которыми владеют все выдающиеся деятели, высокоодаренные люди.

Чувства. Позитивноеэмоциональное отношение к деятелньости – важнейшее условие актуализации способностей. Увлеченность, пристрастное отношение к делу.

Убеждения. Убежденный человек максимально собран, целеустремлен и активен, а все это состаляет не только условие проявления, но и развития способностей

Трудолюбие. Работоспособностьи трудолюбие составляют не только условие проявления и развития способностей,но и условие компенсации тех способностей, которых не хватает.

Требовательность к себе. Заставляет челове-ка мобилизовать свои внутренние возможнос-ти, искать новые способы и приемы труда, експериментировать и формировать в себе те свойства и качества, которые необходимы для плодотворного труда.

Разностороннесть личности. Обеспечивает развитие всех способностей, которые в совокупности даже в одном виде деятельности дают неизмеримо больший эффект, чем проявление одной очкень высокой способности
12. ЛИЧНОСТЬ

ХАРАКТЕР - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся на протяжении жизни и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Способности понимаются как индивидуальные устойчивые качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - система условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а, следовательно, общее функциональное состояние нервной системы.



Психологическая норма – понятие среднестатистическое, и вряд ли найдется хотя бы один человек, отвечающий этим усредненным требованиям. Медлительность, застенчивость, эмоциональность – отличия , которые не укладываются в среднестатистический стандарт. Неряшливость, лживость, клептомания, агрессивность.

ТИПОЛОГИИ ХАРАКТЕРОВ:



Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира.

Интровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.


8. ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, определяющих динамику ее психической деятелньости и поведения.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА:



САНГВИНИК

Положительные свойства:

Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, дружелюбный. Чувства у сангвиника быстро возникают и меняются. Мимика багатая, подвижная, выразительная.

Отрицательные свойства:

При отсутствии серьйозных целей, мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и безответственность.

ХОЛЕРИК

Положительные свойства:

Движения порывистые. Отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Проявления холерического темперамента зависят от направленности личности. У людей с общественноыми интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности.

Отрицательные свойства:

Там, где отсуствует духовность, холерический темперамент часто проявляется негативно: в резкости, аффективности, несдержанности.

ФЛЕГМАТИК

Положительные свойства:

Новые формы поведения вырабатывается медленно, но являютсястойкими.Ровный, спокойный, редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Черты характера: выдержка, глубина мысли, усидчивость, стойкость внимания.

Отрицательные свойства:

Вялость, равнодушие к окружающим, лень, безволие.

МЕЛАНХОЛИК

Положительные свойства:

В нормальных условиях жизни и при правильном воспитании меланхолик – человек глубокий, содержательный, относительно хорошо переносит все жизненные ситуации.

Отрицательные свойства:

Реакциячасто не соответствует силе раздражителя,сильное влияние часто вызывает тормозную реакцию. Часто отвлекается, не может долгососредоточиться на объекте. Чувства возникают медленно.
9.МЫШЛЕНИЕ

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком явлений и предметов объективной действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ:

1.Теоретическое: понятийное и вербально-логическое;

2. Практиеское: наглядно-образное и наглядно-действенное.

3. Критическое: выявление недостатков в суждениях других людей.

4. Творческое: генерация собственных оригинальных идей

5. Дивергентное: порождение оригинальных творческих идей.

6. Конвергентное: решение задач, имеющих единственно правильный, заранее заданный ответ.

ОПЕРАЦИИ И ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ:

Мыслительные операции:

Сравнение – установление сходства и различий

Анализ – мысленное выделение в объекте отдельных его элементов

Синтез – построение целостной структуры из элементов

Классификация – отнесение предметов к определенному классу

Абстрагирование – выделение такого аспекта явления, который как самостоятельное в действит-сти не существует

Обобщение – выделение и объединение свойств класса предметов и явлений

Мыслительные процессы:

Суждение - высказывание, в котором при отображении свойств, связей и отношений объектов утверждается или отрицается что-либо.

Истинное \ ошибочное

Утвердительное \ противоречивое

Общее \ одиночное \ частичное

Простое \ сложное

Умозаключение – высказывание, в котором на основе определенных суждений делается вывод.

- Индуктивное.

- Дедуктивное.

- По аналогии



Определение понятий - обобщенное отражение класса объектов в их наиболее общих и существенных особенностях; выражается словом или группой слов.

Индукция – вывод суждения или умозаключения от частного к общему Дедукция – вывод общего суждения из частных.

Интеллект – совокупность самых общих мыслительных способностей, обеспечивающих человеку успех в познании окружающего мира и адаптации к нему



10. РЕЧЬ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Результат – мысль, идея, понятие, знание.

Речь – важнейший фактор развития человека, формирования его личности.

Под влиянием речи формируются сознание и самосознание, взгляды, убеждения, чувства, воля и характер.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ:

1. Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга: левое полушарие является ведущим в процессах речи, правое влияет на модуляцию, тембр голоса и т.д.

2. Речевая аферентация идет по трем каналам: двигательный. Слуховой, зрительный

3. Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, которые тесно связаны между собой.

4. Речь имет рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи, обязательно включающие первосигнальнальные компоненты.

ВИДЫ РЕЧИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ:



Внешняя – общение между людьми с помощью речи или различных технических приспособлений

1. Устная – протекает в меняющихся условиях; отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматич. Конструкций

А) Диалогическая - одинаковая активность всех участников общения; предполагает наличие явного или скрыт. вопроса, обращения

Б) Монологическая - развернутое и сложное говорение; предъявляет высокие требования к говорящему; требует контроля за говорением

2. Письменная – четкий замысел; сложная содержат. программа; отсутствуют внеречевые средства; четкая логика; предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности

3. Аффективная – спонтанность, эмоциональность, отсутствие замысла, очень простое.

Внутренняя – ориентированная на себя, носит свернутый, укороченный характер.

ФУНКЦИИ РЕЧИ:

1. Коммуникация

2. Экспрессия

3. Побуждение

ФУНКЦИЯ МЫШЛЕНИЯ:



1. Сигнализация

2. Обобщение

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:

Темп, Ритм, Плавность, Гибкость, Эмоциональность, Выразительность и т. д.
11. ПАМЯТЬ

Память – одно из основных свойств нервной системы; способность к воспроизведению прошлого опыта; единый процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации, позволяющий многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ:

1.Образование ассоциаций (нервных связей)

2.Активизация ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий.

3.Условный рефлекс

ВИДЫ ПАМЯТИ:

- Образная: Зрительная, Слуховая, Обонятельная, Вкусовая, Тактильная

-Словесно-логическая: Вербальная, знаковая.

- Эмоциональная

- Кинестетическая

СВОЙСТВА ПАМЯТИ:

Объем запомин-ой информации, Время запоминания, Полнота запоминания, Легкость воспроизведения, Скорость забывания, Готовность к воспроизведению.



ПРОДУКТИВНАЯ ПАМЯТЬ = Объем запоминания + Скорость запоминания +Точность воспроизведения +Длительность сохранения информации + Готовность к воспроизведению.

ЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ


Амнезия – различные нарушения механизмов и процессов памяти

Гипермнезия – в отд. случаях психотравмирующие воздействия могут иметь своим эффектом улучшение показателей памяти.

Реминисценция - самопроизвольное улучшение показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания.

Анэкфория - утрата способности вспомнить известный факт в нужный момент.

"Уже видел" (deja vu) –состояния, когда заведомо новое восприятие сопровождается мучительным переживанием, что оно уже имело место в прошлом; переживание этого типа обычно мимолетно, но надолго оставляет чувство неудовлетворенности, неотступное желание вспомнить, где и когда имело место пережитое.