1. Общая характеристика психологии как науки - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопросы к экзамену по общей психологии 1 17.13kb.
1. иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки 4 1085.35kb.
Возникновение психологии как науки. Место психологии в системе наук 1 14.44kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 1 444.89kb.
Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения, общая... 1 21kb.
Лекция История психологии как наука 20 4268.81kb.
Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. 1 330.49kb.
Вопросы к итоговой аттестации по дисциплине 1 67.03kb.
Основные вопросы 1 70.33kb.
Отд. Динофитовые водоросли. Общая характеристика, размножение, распространение. 1 28.53kb.
Тема: Психология как наука. Основоположники науки. Значение психологии... 3 806.75kb.
Кандидат психологических наук, доцент Берно-Беллекур И. В 10 849.59kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Общая характеристика психологии как науки - страница №1/1

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии
Утверждаю.

Декан факультета психологии

К.псх.н. Е.В. Приходько______

ПРОГРАММА ИТОГОВОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности «ПСИХОЛОГИЯ»

РАЗДЕЛЫ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ, ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Авторы: д. псх. н. Телегина Э.Д., к. псх. н. Араканцева Т.А.,

к. псх. н. Гриншпун И.Б., к. псх. н. Ермолаева М.В.,

к.псх.н. Федорова Т.М.
Москва 2012


ЧАСТЬ I . ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел I. Введение в общую психологию.
Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.

Определение психологии как науки. Описательная характеристика психических явлений. Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики.

Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функция психики.

Современная психология и ее место в системе наук. Основные отрасли психологии, их характеристика. Задачи психологии. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Междисциплинарные связи психологической науки.

Основные методологические принципы современной психологии (единства сознания и деятельности, системности, развития, историзма и др.), их характеристика.

Общее представление о методах психологии. Наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Психодиагностические тесты. Применение математических методов в психологическом исследовании. Специфика использования методов психологии в различных областях психологической науки.



Тема 2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии за рубежом.

Развитие психологии в рамках философии. Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Явления сознания как предмет психологического исследования. Задачи психологии сознания. Метод интроспекции и его критика.

Поведение как предмет психологии. Основные понятия, методы и задачи классического бихевиоризма (Дж. Уотсон, Э. Торндайк). Обоснование необходимости разработки объективного метода в психологии. Схема «стимул-реакция». Понятие «обуславливания». Представления о научении. Виды и законы научения. Развитие идей объективного подхода в необихевиоризме Э. Толмена. Понятие «промежуточной переменной». «Оперантный бихевиоризм» Б. Скиннера.

Бессознательное как предмет психологии. Предсознательное и бессознательное. Методы исследования бессознательного. Защитные механизмы личности (проекция, сублимация, вытеснение и т.д.). Развитие психоаналитических идей в работах А. Адлера и К. Г. Юнга.

Возникновение и развитие гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс). Основные идеи, понятия. Современная когнитивная психология: базовые понятия, проблемы и направления экспериментальных исследований (У. Найссер, Д. Норманн, Р. Солсо и др.).

Тема 3. Представления о предмете психологии в отечественной традиции.

Культурно-исторический подход в психологии (В.С. Выготский). Две линии развития психических процессов человека. Понятие высших психических функций (ВПФ), их структура генез и развитие. Инструментальный метод в психологии. Понятие интериоризации. Исследование механизмов формирования ВПФ в работах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других.

Понятие установки в школе Д.Н. Узнадзе. Бессознательное и установка. Виды и условия возникновения установок. Основные направления экспериментальных исследований установки.

Деятельностный подход в психологии. Категория «деятельность» в психологии (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Общее строение деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная основная форма деятельности человека. Виды деятельности, их характеристика. Внешняя и внутренняя деятельность. Понятие ведущей деятельности. Освоение деятельности: умение, навыки, привычки. Механизмы и стадии формирования навыков.

Действие как единица деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение цели. Процессы целеобразования. Двигательный состав действия. Понятие задачи, двигательная задача и программа выполнения действия. Понятие «рефлекторного кольца» и его основные составляющие (Н.А. Бернштейн). Уровни построения движения. Операции как способы, с помощью которых выполняются действия; их зависимость от условий и средств достижения цели. Виды операций. Действия и операции. Взаимосвязь действий и операций в процессе формирования и автоматизации навыка. Психофизиологические функции, их характеристика.

Мотивационный аспект деятельности. Проблема побуждения к деятельности. Понятие потребности. Свойства потребностей. Специфика потребностей человека. Виды и свойства потребностей. Опредмечивание потребностей. Понятие мотива. Виды мотивов, основные классификации. Функции мотивов.

Проблема соотношения «внешней» и «внутренней» деятельности. Проблема интериоризации и экстериоризации. Психика как ориентировочная деятельность (П.Я. Гальперин).

Концепция системной динамической локализации ВПФ (А.Р. Лурия). Понятие функциональной системы как психофизиологической основы ВПФ. Принципы мозговой организации ВПФ.


Тема 4. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
Проблема критериев психического. Субъективные и объективные критерии наличия психики. Необходимость возникновение психики в эволюции. Соотношение понятий раздражимости и чувствительности. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности как элементарной формы психики. Этапы развития психики в эволюции (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри). Характеристика стадий развития психики (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальное поведение животных). Сравнение психики животных и человека.

Общественно-историческая природа психики человека. Совместная (трудовая) деятельность человека, ее основные характеристики (коллективность, орудийность, продуктивность). Выделение действий и операций. Особенности человеческих операций и их роль в процессе присвоения общественно-исторического опыта.

Необходимость возникновения сознания в антропогенезе. Биологические и социальные предпосылки возникновения сознания. Коллективная трудовая деятельность и язык как условие возникновения сознания. Принцип единства сознания и деятельности. Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Язык как средство хранения и передачи общественно-исторического опыта. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл (А.Н. Леонтьев).

Развитие психики человека в онтогенезе. Развитие сознания и личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика и условия присвоения общественно-исторического опыта. Формирование высших психических функций, их социальный, опосредствованный характер.

Сознание и неосознаваемые психические процессы. Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые механизмы сознательных действий (неосознаваемые автоматизмы, явления неосознаваемой установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий); неосознаваемые побудители сознательных действий; «надсознательные процессы».
Раздел II. Психология познавательных процессов.

Тема 1. Психология ощущений и восприятия.
Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификация ощущений. Понятие порога чувствительности. Адаптация и сенсибилизация органов чувств. Методы измерения порогов. Основные законы психофизики (Бугера-Вебера, Фехнера, Стивенса). Типы измерительных шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений). Общее представление о многомерном шкалировании. Основные понятия теории обнаружения сигнала.

Понятие перцептивного образа. Виды образов. Основные свойства восприятия (предметность, константность, категоризованность и др.). Феномены восприятия. Законы перцептивной организации. Иллюзии восприятия. Механизмы возникновения иллюзий.

Проблема развития восприятия. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. Перцептивные действия, этапы их формирования. Механизмы перцептивного научения. Экспериментальные исследования ощущений и восприятия.

Восприятие пространства. Признаки удаленности и глубины, восприятие формы. Восприятие движения и стабильность видимого мира. Механизмы восприятия времени.



Тема 2. Психология внимания и памяти.
Общее представление о внимании. Внимание в системе психических процессов. Различные подходы к определению внимания (Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер). Внимание и сознание. Субъективные и объективные явления и проявления внимания. Виды явлений невнимания: рассеянность, ошибки внимания. Виды рассеянности. Избирательное невнимание. Явления предельного внимания. Эффекты внимания. Критерии наличия внимания (Ю. Б. Гиппенрейтер).

Основные вида внимания, основания для классификации. Виды непроизвольного и произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Непосредственное и опосредствованное внимание.

Основные свойства внимания, их характеристика (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение и т.д.).

Внимание как высшая психическая функция. Социальная природа высших форм внимания. Развитие средств в организации внимания. Параллелограмм развития внимания. Развитие внимания в деятельности.

Проблема внимания в когнитивной психологии. Внимание как отбор. Место и функция внимания в системе переработки информации. Модель фильтра в исследованиях Д. Бродбента. Развитие представлений о ранней селекции. Модель аттенюатора Э. Трейсман. Модели внимания как поздней селекции (Д. и Дж. Дойчи, Д. Норман). Ресурсный подход к вниманию. Внимание как умственное усилие (Д. Канеман). Теория апперцептивного цикла У. Найссера.

Общее представление о памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Виды памяти и основания их классификации. Образная память, моторная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Непроизвольная и произвольная память. Зависимость непроизвольного запоминания от содержания и структуры деятельности. Непосредствованное и опосредствованное запоминание. Уровни и типы памяти.

Основные факты и закономерности памяти. Влияние характера материала на запоминание. Роль упражнения. Влияние установок и мотивации на научение и память. Эффект Б. Зейгарник. Способа заучивания и мнемотехнические приемы.

Забывание и реминисценция. Кривая забывания Г. Эббингауза. Исследование мотивационно-обусловленного забывания в работах З. Фрейда. Исследования мотивационно-обусловленного запоминания в школе К. Левина.

Навыки и память. Законы научения. Кривая научения. Понятие переноса и эффект переноса.

Память как высшая психическая функция. Культурно-историческая концепция развития памяти человека. Социальная природа припоминания. Опосредствование памяти с помощью знаковой системы. Параллелограмм развития памяти (А.Н. Леонтьев). Развитие памяти в деятельности (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

Основные понятия и методологические положения когнитивной психологии памяти. Общая характеристика системы памяти. Сенсорные регистры: основные характеристики. Кратковременная память, ее характеристики и функция. Долговременная память, ее характеристики и функция. Теории уровней переработки информации. Семантическая и эпизодическая память. Процедурная память. Автобиографическая память. Основные модели памяти (Д. Норман, Н. Во, Э. Тульвинг, Р. Аткинсон и др.).
Тема 3. Психология мышления, речи, воображения.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Мышление и предметно-практическая деятельность. Мышление как процесс постановки и решения задач. Понятия «задача», «проблема», «проблемная ситуация». Структура мыслительной деятельности (О.К. Тихомиров, А.М. Матюшкин). Операции и формы мышления.

Различные подходы к классификации видов мышления: основные критерии выделения различных видов мышления. Характеристика основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; практического и теоретического; репродуктивного и продуктивного (творческого), интуитивного, критического и др. Механизмы творческого мышления.

Проблемы соотношения мышления и речи. Основные подходы к анализу проблемы взаимоотношения мышления и речи. Культурно-историческая теория развития ВПФ Л.С. Выготского и проблема изучения речевого мышления. Генетические корни мышления и речи. Понятие как единица вербально-логического мышления. Значение слова как единство общения и обобщения. Значение и смысл слова.

Проблема формирования понятий. Экспериментальные исследования формирования понятий. Методика «двойной стимуляции» Л.С. Выготского и Л.С. Сахарова. Основные этапы формирования понятий: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Развитие научных и житейских понятий. Проблема формирования понятий в работах П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова.

Развитие мышления в антропогенезе. Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Механизмы и этапы интеллектуального развития (Ж.Пиаже).

Соотношение понятий «язык» и «речь». Функции речи: коммуникативная, сигнификативная, номинативная, индикативная. Различные классификации видов речи (внешняя и внутренняя, устная и письменная, монологическая и диалогическая и т.д.). Понятие эгоцентрической речи.

Общее представление о воображении. Воображение как преобразование реальности и его связь с другими психическими процессами: восприятием, мышлением, эмоциями. Операции воображения. Функции воображения. Виды воображения. Творческое воображение как создание новых образов. Психологические механизмы творческого воображения. Воображение и творчество. Методы стимуляции творчества. Развитие творческих способностей.
Раздел III. Психология личности
Тема 1. Общее представление о личности
Основные понятия и проблемы психологии личности. Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект». Проблема личности в зарубежной психологии. Проблема личности в отечественной психологии. Проблема биологического и социального в структуре личности, различные подходы. Движущие силы развития личности. Понятие структуры личности, анализ основных подходов (черта, диспозиция, отношение и т.д.). Мотивационная сфера личности, основные характеристики и механизмы развития. Проблема направленности личности. Виды направленности; основания для возможных классификаций. Понятие социализации личности. Механизмы и этапы социализации личности. Защитные механизмы личности; разработка этой проблемы в различных психологических подходах.

Самосознание личности. Различные подходы к пониманию структуры самосознания. Характеристика основных структурных компонентов самосознания (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Понятие самооценки. Виды самооценки. Соотношение самооценки и уровня притязаний. Механизмы и этапы развития самосознания (различные подходы).

Анализ основных подходов к проблеме формирования личности в онтогенезе. Два «рождения» личности (А.Н. Леонтьев), их критерии. Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл.
Тема 2. Психология мотивации.
Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Проблема опредмечивания потребности. Возможные основания для классификации потребностей. Специфика человеческих потребностей, их социальная обусловленность. Проблема иерархии потребностей.

Понятие мотива в психологии. Соотношение понятий «мотив» и «мотивация». Мотив как результат опредмечивания потребностей. Возможные классификации мотивов (актуальные и потенциальные; предметные и функциональные; смыслообразующие и мотивы-стимулы и т.д.). Функции мотивов. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания.

Ситуативное развитие мотивации. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации.

Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Понятие оптимума мотивации, закон Йеркса-Додсона.

Основные направления исследований мотивации в психологии. Проблема мотивации в психоанализе. Основные понятия и представления о мотивации в гуманистической психологии. Специфика исследования мотивации в школе К. Левина. Понятие уровня притязаний. Изучение ситуативных детерминант поведения в когнитивной психологии.

Проблема мотивации в отечественной психологии. Понятие ведущей мотивации. Механизм «сдвига мотива на цель» (А.Н. Леонтьев). Мотивационная сфера личности. Основные характеристики мотивационной сферы личности, ее иерархическое строение. Факторы, определяющие иерархию мотивов. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Ценности, интересы и нормы как мотивационное образование.


Тема 3. Эмоционально-волевая регуляция деятельности.
Определение воли, критерии волевого поведения. Различные подходы к пониманию воли. Волевые процессы, их виды и детерминанты. Структура волевого акта. Произвольность поведения как предпосылка волевой регуляции. Мотивационный конфликт как условие волевого действия. Волевая регуляция поведения. Механизмы развития воли.

Общая характеристика эмоциональных процессов. Основные аспекты изучения эмоций: эмоции как явление, эмоции как состояние, эмоции как процесс. Эмоция как субъективная форма существования потребности. Эмоция как внутренний регулятор деятельности. Функции эмоций: оценки, активации, защиты, побуждения, регуляции, коммуникации и т.д. Закономерности протекания эмоционального процесса. Возможные основания классификации эмоций. Характеристика основных видов эмоциональных явлений. Проблема овладения эмоциями и способность к саморегуляции поведения. Влияние эмоций на познавательные процессы. Основные направления исследования эмоций.


Тема 4. Психические состояния личности.
Общие представления о психических состояниях человека. Виды психических состояний: функциональные, экстремальные, эмоциональные. Понятие функциональных состояний и их классификация. Понятие стресса, виды стресса. Психологический стресс: виды и факторы, влияющие на его возникновение. Характеристика основных эмоциональных состояний (тревожность, фрустрация, аффект и т.д.).
Тема 5. Индивидуально-психологические свойства личности.
Понятие способностей в психологии. Способности и задатки. Роль врожденных и приобретенных факторов в развитии способностей. Структура способностей. Способности и одаренность. Различные подходы к классификации видов способностей. Проблема измерения способностей. Понятие интеллекта. Умственный возраст и коэффициент интеллектуальности. Проблема развития способностей. Понятие сензитивного периода, роль мотивационных факторов в развитии способностей.

Проблема темперамента в психологии, анализ различных подходов к проблеме. Свойства центральной нервной системы и их сочетание как основа темперамента. Понятие типов ВНД. Основные компоненты темперамента: общая активность, моторика и эмоциональность. Проблема методов исследования темперамента. Понятие индивидуального стиля деятельности. Типологии темперамента.



Проблема характера в психологии, различные подходы к ее изучению. Общее представление о строении характера. Понятие акцентуации характера. Психопатии и акцентуации характера. Проблема типологий характера. Различные подходы к пониманию механизмов развития характера. Развитие характера в онтогенезе. Проблема соотношения темперамента и характера.
Литература


  1. Вилюнас В. Психология эмоций: Основные проблемы психологии эмоций. Представления о природе эмоций. Эмоциональные состояния. Индивидуальные различия эмоций: Учебное пособие для студентов вузов. – СПб.: Питер, 2004 (Серия «Хрестоматия»)

  2. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры /Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996 (Серия «Психологи Отечества»)

  3. Гальперин П.Я. Лекции по психологии - 2-е изд. М.: КДУ, МПСИ, 2005

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: учеб.пос. для студентов вузов. – М.: ЧеРо, Юрайт, 2001

  5. Глейтман Г., Фридлунд А. Основы психологии. - СПб.: Речь, 2001

  6. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания: Учебник - 3-е изд. – М: МПСИ, 2002

  7. Когнитивная психология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н.Дружинина и др. - М.:ПЕРСЭ, 2002

  8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.– М.: Академия, Смысл, 2005

  9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: КДУ, Смысл, 2005

  10. Лурия А.Р.Лекции по общей психологии: уч.пос. УМО. – СПб: Питер, 2006

  11. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. – СПб.: Питер, 2005

  12. Общая психология: Тексты: Введение: Том 1/Под .ред. В.В. Петухов, ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин - изд-е 2. - М.: УМК Психология, Генезис, 2001

  13. Общая психология: Тексты: Субъект деятельности: Том 2/Под .ред. В.В. Петухов, ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин - изд-е 2. - М.: УМК Психология, Генезис, 2004

  14. Общая психология: Тексты: Субъект познания: Том 3/Под .ред. В.В. Петухов, ред.-сост. Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин - изд-е 2. - М.: УМК Психология, Генезис, 2005

  15. Общая психология. в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. – Т.3. Память / В.В. Нуркова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  16. Общая психология. в 7 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. – Т.4. Внимание / М.В. Фаликман. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  17. Психология внимания. Хрестоматия /Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер,В.Я. Романова М.: ЧеРо 2005

  18. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студентов вузов: В 7 т./ Под редакцией Б.С. Братуся. Т. 1. – М.: Академия, 2005

  19. Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия /Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: ЧеРо, 2002

  20. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М: ЧеРо, 2002

  21. Психология памяти. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000

  22. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1999

  23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002

  24. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию». Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальности «Психология» / Редю-сост. Е.Е. Соколова. – М.: УМК «Психология»; МПСИ, 2005.

  25. Книги серии «Психологи отечества».


ЧАСТЬ II.

Раздел I. Социальная психология

Тема 1. Введение в современную социальную психологию.
Социальная психология как наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики групп. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Три позиции по вопросу о предмете социальной психологии. Пограничный характер социально-психологического знания: связи с социологией и общей психологией. Взаимоотношения социальной психологии с другими науками. Функции социальной психологии в обществе.

Междисциплинарный статус методов социальной психологии. Общий обзор методов социальной психологии: методы исследования и методы воздействия. Категория отношений в психологии. Понятие о межличностных отношениях. Структурные параметры межличностных отношений: дистанция, валентность, позиции партнеров и т.д. Основные способы исследования межличностных отношений. Социометрический тест: типы социометрических критериев. Способы обработки и представления результатов социометрического теста: социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Индивидуальные социометрические индексы. Групповые социометрические индексы. Модификации социометрии (референтометрия, аутосоциометрия и др.). Цветовой тест отношений (модификация теста М. Люшера). Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. Кинетический рисунок семьи. Методика Рене-Жиля

Предпосылки возникновения социальной психологии. Донаучный уровень накопления социально-психологических знаний. Междисциплинарный характер первоначального интереса ученых к социально-психологической проблематике. Истоки социально-психологических идей в античной философии и социально-философской мысли Нового времени. Влияние психологии и социологии на возникновение социальной психологии как самостоятельной науки. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и психология масс (Г. Тард, С. Сигеле, Г. Лебон) как первые социально-психологические теории. Теория инстинктов социального поведения (В. Макдаугалл). Экспериментальный период развития социальной психологии (В. Меле, Ф.Олпорт, Э. Мэйо, Г. Ласуэлл). Научные исследования малых групп. Теория "поля" и групповой динамики (К. Левин). Теория коллективной рефлексологии (В.М. Бехтерев). Состояние социальной психологии во второй половине XX века. Социальная психология и идеология.

Психоаналитическая ориентация в социальной психологии. Представления З. Фрейда о групповых процессах как теоретические основы психоаналитической ориентации в социальной психологии. Понятийный аппарат и проблематика данной ориентации. Динамическая теория функционирования группы (В. Байон). Теория развития группы В.Бенниса и Х. Шепарда. Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца.

Необихевиоризм в социальной психологии. Понятийный аппарат и проблематика необихевиоризма в социальной психологии. Теории агрессии и подражания, проблема социального научения ( Н. Миллер и Д. Доллард, А. Бандура). Теории диадического взаимодействия (Д.Тибо и Г.Келли, Д. Хоманс).

Когнитивизм в социальной психологии. Гештальтпсихология и теория поля К. Левина как теоретические источники когнитивистской ориентации в социальной психологии. Понятийный аппарат и проблематика. Теория структурного баланса Ф. Хайдера. Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума. Психология социального познания.

Интеракционизм в социальной психологии. Концепция Дж. Мида как основной теоретический источник интеракционистской ориентации в социальной психологии. Понятийный аппарат и проблематика данной ориентации. Г. Блумер и М.Кун как представители двух школ символического интеракционизма. Ролевые теории (Р.Линтон, Т. Сарбин, Э. Гоффман,). Теории референтной группы (Г. Хайман, М. Шериф, Р. Мертон). Этнометодология Г. Гарфинкеля.
Тема 2. Социальная психология групп. Межгрупповые отношения.
Проблема группы в социальной психологии. Основные подходы к определению и исследованию групп. Общность и группа. Основные характеристики групп: размер, состав, структура, характер выполняемой деятельности, межличностные контакты и др. Основные классификации групп в социальной психологии: по числу членов (малые, средние, большие); по общественному статусу (формальные, неформальные); по личным контактам (реальные, условные); по уровню развития (ассоциация, корпорация, диффузная группа, коллектив); по значимости для индивида (группа членства, референтная). Человек в различных социальных группах.

Понятие "большая группа" в социальной психологии. Виды больших групп (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы, политические партии). Соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии. Детерминация индивидуального сознания и поведения людей в больших группах (нравы, обычаи, традиции). Стихийные группы и массовые движения: масса, толпа, демонстрация и др. Влияние массы, толпы на психологию и поведение индивида. Способы воздействия (заражение, внушение, подражание). Поведение личности в толпе. Понятие паники. Общественное сознание, общественное мнение, общественное настроение, слухи, мода как массовидные явления психики. Их специфика, причины возникновения и изменения. Религия как массовидное явление психики. Истоки религиозной веры и ее особенности. Связь массовидных явлений с исторической эпохой и состоянием общества.

Психология межгрупповых отношений как самостоятельная область социальной психологии (А. Тэшфел, В. Дуаз). Основные теоретические подходы к исследованию психологии межгрупповых отношений: мотивационный, ситуативный, деятельностный и др. Экспериментальные исследования психологии межгрупповых отношений (М. Шериф). Социально-психологические феномены в межгрупповых отношениях: межгрупповая дискриминация, внутригрупповой фаворитизм, интегративные тенденции, межгрупповое восприятие. Понятие узкогрупповых целей и их влияние на межгрупповые соревнования и отношения. Влияние совместной межгрупповой деятельности на динамику и оптимизацию межгрупповых отношений.

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. История возникновения и становления этнопсихологии (В.Вундт, Л.Леви-Брюль, К. Леви-Строс).

Основные направления исследований в современной этнопсихологии: особенности этнической социализации, этнопсихологические проблемы исследования личности, культурная вариативность регуляторов поведения. Психология межэтнических отношений: этническая идентичность, этноцентризм, этнические стереотипы, этнические конфликты – причины возникновения и способы урегулирования, адаптация к новой культурной среде. Методы этнопсихологических исследований. Сравнение психологических характеристик различных этнических групп. Кроскультурная психология. Социально-психологические закономерности межэтнического восприятия и их роль в развитии межнациональных отношений.
Тема 3. Малая группа.
Понятие малой группы. Проблема выделения границ малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Основные направления исследования малых групп в истории социальной психологии: исследования коактных групп (социальная фацилитация и ингибиция), соотношение эффективности индивидуальных и групповых действий, социометрическое направление (Дж. Морено), социологическое направление (Э. Мэйо), школа "групповой динамики" (К. Левин). Динамические процессы в малой группе. Механизмы групповой динамики (разрешение внутригрупповых противоречий, “идиосинкразический кредит”, психологический обмен). Образование малой группы. Феномен группового давления (С.Аш) . Конформизм и сопротивление социальному давлению. Влияние меньшинства (С. Московиси). Групповая сплоченность: сплоченность как межличностная аттракция, сплоченность как результат мотивации группового членства, сплоченность как ценностно-ориентационное единство.

Принятие групповых решений. Групповая дискуссия. Этапы групповой дискуссии. Формы групповой дискуссии. Феномен сдвига риска. Групповая поляризация. Огруппление мышления.

Проблема развития малой группы. Социально-психологическая теория коллектива. ). Модели коллективообразования (А.В. Петровский, Л.И. Уманский). Модели развития группы в западной социальной психологии.

Понятия руководства и лидерства: сходство и различия. Руководитель как лицо, на которое официально возложены функции управления социальной группой и организации ее деятельности. Формально регламентированные права и обязанности руководителя. Лидер как лицо, за которым группа признает право принимать решения, выступать в роли организатора совместной деятельности и регулирования отношений в группе.

Теории происхождения лидеров: теория черт, харизматическая, ситуационная. Стиль руководства и лидерства как типичная система приемов воздействия на подчиненных или ведомых. Характеристика авторитарного, демократического и анархического (либерально-попустительского) стилей (К.Левин). Современные подходы к изучению стилей руководства и лидерства (А.Л. Журавлев, В.В. Авдеев и др.).
Тема 4. Психология общения и взаимодействия.
Понятие об общении. Общение как специфический вид коммуникативной деятельности человека и удовлетворение особой потребности в контактах с другими людьми. Общение как передача общественного опыта и способ развития индивидов. Виды общения: прямое - косвенное, непосредственное - опосредствованное, вербальное - невербальное. Межличностное и массовое общение. Диагностическое, деловое, воспитательное и интимно-личностное общение. Функции общения: установление контактов, обмен информацией, побудительная, координационная, эмотивная, формирующая, и др. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная) и их характеристика (Г.М. Андреева). Коммуникативные качества личности и проблема их формирования.

Понятие социальной перцепции (Дж.Брунер). Специфика анализа перцептивных процессов в социальной психологии. Перцептивная сторона общения. Межличностное восприятие и понимание человека человеком (А.А. Бодалев). Механизмы взаимопонимания в процессе общения: идентификация, эмпатия, рефлексия. Оценка человека по внешнему виду и поведению, влияние социальных стереотипов. Эффекты межличностного восприятия: эффект "ореола", эффекты "первичности" и "новизны". Каузальная атрибуция как интерпретация человеком причин и мотивов поведения партнеров по общению. Формы и возможные ошибки каузальной атрибуции. Проблема точности межличностной перцепции. Изучение и формирование перцептивных способностей субъектов взаимодействия.

Коммуникативная компетентность как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.А. Петровская).

Структура коммуникативной компетентности: совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативных процессов. Психология активного слушания (К. Роджерс). Овладение средствами вербальной и невербальной коммуникации. Использование обратной связи в общении, и ее влияние на эффективность коммуникативных процессов. Барьеры в общении и способы их преодоления. Коммуникативные качества личности. Социально-психологический тренинг как метод овладения индивидом разными формами коммуникации с помощью специальных программ (систем заданий и упражнений). Основные виды социально-психологических тренингов: тренинг активного слушания, тренинг уверенности в себе, тренинг умения вести разговор, сензитивный тренинг, тренинг профессионального общения и др.

Деловое общение в структуре организационного поведения. Общая характеристика делового общения. Основные фазы делового общения: предварительная подготовка, дебют, обсуждение, решение проблемы. Проблема диагностики целей, мотивов и интересов деловых партнеров. Психологический механизм формирования аттракции в деловом общении. Правила ведения деловых переговоров: кооперация, вежливость, установление эмоционального контакта, ясность выражения мыслей, проявление интереса к проблемам делового партнера, уважение его мнения, умение признать свою неправоту, проявление эмпатии и толерантности (Р. Фишер, У.Юри и др.). Специфика вербальных и невербальных средств, используемых в деловых переговорах для выражения и понимания намерений партнеров по общению. Конфликтные стратегии в деловых переговорах. Применение стратегии сотрудничества как условие эффективности деловых переговоров. Основные критерии эффективности деловых переговоров: достижение разумного соглашения, учет интересов каждой стороны, улучшение (или, по крайней мере, не ухудшение) отношений между сторонами.

Общее понятие о конфликте. Причины возникновения конфликтов. Конструктивная и деструктивная функции конфликтов. Структурные компоненты конфликта: стороны (участники), условия и предмет, действия участников, исход (результат). Динамика конфликта: возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание ситуации как конфликтной, инцидент, конфликтные взаимодействия, разрешение конфликта. Основные типологии конфликтов: по особенностям сторон, по сферам общественной жизни, по способу разрешения. Стратегии поведения участников конфликта. Конфликтная личность.

Проблема управления конфликтами (Н.В. Гришина). Способы конструктивного разрешения конфликта: согласие участников конфликта, адекватное отражение конфликта, открытость общения, стремление к сотрудничеству, переговорная практика. Участие третьей стороны в разрешении конфликта. Посредничество психолога в урегулировании конфликтов. Изучение конфликта и психологическое консультирование. Профилактика конфликтов.

Проблема взаимодействия (интеракции) людей в социальной психологии. Попытки построения структурной модели межличностного взаимодействия: схема элементарного акта взаимодействия Т. Парсонса. Взаимодействие как вид социальной связи (Я. Щепаньский). Анализ взаимодействия в транзактном анализе. Теории “диадического взаимодействия” . Проблема взаимодействия в “символическом интеракционизме”. Взаимодействие как форма организации совместной деятельности.

Типы взаимодействий: кооперация и конкуренция. Конфликт как форма конкурентного взаимодействия. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса.
Тема 5. Социальная психология личности.
Понятие социализации. Социально-психологический подход к проблеме социализации. Стороны процесса социализации: инкультурация, интернализация, адаптация, конструирование социальности. Содержание процесса социализации в сферах деятельности, общения, самосознания. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Институты социализации. Механизмы социализации: подражание, идентификация, обусловливание, инструктирование и др.

Понятие социальной установки. Традиция исследования социальных установок - "аттитюдов" в западной социальной психологии. Структура социальной установки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение установок и реального поведения (эксперимент Лапьера). Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии (категории: "отношение", "направленность", "ценностная ориентации" и т.д.) Диспозиционная концепция регуляции социального поведения и ее основное содержание (В.А. Ядов). Проблема изменения социальных установок.


Тема 6. Основные направления прикладной социальной психологии.
Практическая социальная психология: становление практической социальной психологии как профессиональной деятельности; позиции психолога-практика и его стратегии работы. Роли психолога-практика: консультант, эксперт, «учитель» (руководитель тренинга).Области практической социальной психологии: психология маркетинга, политическая психология, психология рекламы, организационное консультирование. Основные направления деятельности социального психолога-практика в образовательных учреждениях, службе семьи и др. Методы практической социальной психологии.

Управление организацией (коллективом) как специфический вид трудовой деятельности. Основные функции управления. Административно-директивные и социально-психологические методы управления. Социально-психологическая характеристика руководителя. Психологические приемы эффективного управления. Деловое и межличностное общение в структуре управленческой деятельности. Межличностные отношения с верхними уровнями руководства и с подчиненными. Социально-психологические методы влияния руководителя на подчиненных. Целевой метод управления персоналом и его особенности. Психологические аспекты командообразования в организации. Роль руководителя в оптимизации межличностных отношений, в управлении конфликтами, поддержании благоприятного положительного климата в трудовом коллективе.

Психологическая сущность профессиональной деятельности руководителя. Проблема соотношения единоначалия и организации совместной работы трудового коллектива. Модели деятельности руководителя (С.Паркинсон, П.Вейли, Ф.Фидлер и др.). Управленческое решение в деятельности руководителя. Специфика принятия управленческих решений (Б.М. Теплов).

Основные характеристики эффективной профессиональной деятельности руководителя: профессиональные знания, принятие решений, инновации, компетентность в общении, адекватный стиль руководства. Профессионально-значимые черты личности руководителя: справедливость, ответственность, организаторские, коммуникативные и перцептивные способности, уверенность в себе, самообладание, стрессоустойчивость, креативность, чувство юмора, артистичность. Руководство и групповая эффективность.

Социально-психологические аспекты подбора и расстановки кадров при приеме на работу. Профессиограмма и психограмма конкретных видов трудовой деятельности как психологическая основа оценки специалиста, его соответствия профессионально должностным требованиям. Основные методы работы с людьми при приеме на работу: анализ анкеты или резюме, собеседование, тестирование.

Планирование деловой карьеры и профессионального роста сотрудников организации. Социально-психологические аспекты проведения аттестации сотрудников. Кадровые собеседования и оценочные интервью. Социально-психологические принципы работы с персоналом: полнота информации, адекватное распределение работы и ответственности, знание проблем работников и помощь в их разрешении, стимулирование труда.

Организационная культура предприятия и пути ее повышения.

Раздел II. Психология развития и возрастная психология
Культурно-историческая концепция психического развития Л.С Выготского. Исторический подход как ведущий принцип построения психологии человека. Понятие реальной и идеальной формы. Понятие высших психических функций. Опосредованный характер психических функций человека. Происхождение внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической». Функция медиатора в структуре высших психических функций. Свойства высших психических функций.

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития. Социальная среда, культурный опыт человечества как источник психического развития. Движущие силы - обучение и деятельность. Врожденные свойства организма, его созревание как условие психического развития. Органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки развития.

Проблема периодизации психического развития. Роль категориального анализа проблемы возраста, его динамики, структуры, механизмов, смены в построении периодизации психического развития. Структура возраста: понятия социальной ситуации развития, ведущей деятельности, основных новообразований развития. Возрастные кризисы. Теоретические основания построения концепций периодизации психического развития и развития личности Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна.

Психологическая характеристика дошкольного возраста. Социальная ситуация развития - «ребенок - общественный взрослый». Сюжетно-ролевая игра как ведущий тип деятельности. Основные новообразования познавательного развития и развития личности дошкольника. Кризис семи лет и проблема психологической готовности к школе. Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте. Внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная формы общения со взрослым (М.И. Лисина). Особенности общения дошкольника со сверстниками.

Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Социальная ситуация развития. Учебная деятельность как ведущая деятельность. Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношений к школе, учителю, учебным обязанностям на протяжении младшего школьного возраста. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника: игра, спорт, изобразительное искусство, театр, труд и другие. Социальная жизнь младшего школьника. Особенности общения со сверстниками.

Психологическая характеристика подросткового возраста. Характеристика переходного, критического содержания подросткового возраста, представления о ведущей деятельности. Зарубежные и отечественные концепции кризиса подросткового возраста. Познавательное развитие и развитие личности подростка. Особенности межличностных отношений со сверстсниками, родителями, учителями. Возрастные причины конфликтов.

Психологическая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития. Профессиональное самоопределение как основная задача юности. Познавательное развитие и развитие личности в юности. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте. Две тенденции в общении в юности; расширение сферы общения и обособление в общении. Одиночество и уединение. Дружба в юности. Общение со взрослыми.

Психологическая характеристика зрелого возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность. Возрастные кризисы зрелого возраста. Тенденции в развитии личности в зрелости. Исследования познавательной развития в среднем онтогенезе школой Б.Г. Ананьева. Понятие гетерохронности взросления. Характеристика зрелой личности. Психология зрелого возраста и акмеология.

Психологическая характеристика пожилого возраста: социальная ситуация развития, представления о ведущей деятельности. Теория старости и старения. Особенности личности в старости. Когнитивный статус пожилого человека. Психологические основы социальной работы с пожилыми людьми: особенности психологического консультирования пожилых людей, психотерапевтические методы работы с пожилыми людьми.
Раздел III. Методика преподавания психологии.
Использование психологических знаний в различных областях человеческой практики. Отношение между научной психологией и психологией как учебной дисциплины. Цель изучения психологии как учебной дисциплины -овладение учащимися психологическими знаниями, понимание основных психологических проблем. Факторы, определяющие выбор и содержание конкретных психологических дисциплин, - тип учебного заведения, требования государственного образовательного стандарта по психологии, конкретные задачи изучения психологии, возраст учащихся, уровень их общей и психологической подготовки.

Предметное содержание и основные разделы учебного курса психологии: предмет и задачи курса, система методов; основные теории и научные понятия; разбор конкретных ситуаций и практических примеров с опорой на житейские психологические знания. Реализация дидактических принципов научности, доступности, систематичности, последовательности, наглядности в процессе изучения психологических дисциплин.

Планирование организации занятий по целому курсу. Распределение содержания курса для различных форм аудиторной (лекции, семинарские и практические занятия) и самостоятельной работы. Особенности организации и методики чтения лекций по психологии. Основные требования к лекции: научность, соответствие современному уровню состояния науки, историчность, доступность, наглядность, ясность и эмоциональность изложения, органическая связь с семинарскими и практическими занятиями. Методические требования к подготовке и чтению лекций: постановка цели и составление плана; отбор материала, примеров и иллюстраций по теме лекции; выделение вопросов для более основательной проработки, опора на жизненный опыт учащихся; формирование мотивов и интересов к предмету лекции; организация внимания, памяти, мышления и воображения учащихся; определение вопросов для самостоятельного изучения. Использование проблемных вопросов и диалоговой формы общения с учащимися.

Требования к проведению семинарских занятий: отбор заданий, вопросов и библиографических справок, организация обсуждений докладов и сообщений учащихся, организация дискуссий и диспутов.

Требования к проведению практических занятий: организация процесса овладения учащимися психологическими методами и методиками исследования в соответствии с изучаемым теоретическим материалом: способами обработки данных и интерпретации полученных результатов. Решение психологических задач, знакомство с элементами психологических тренингов.

Роль и место психологии на современном этапе развития образования. Задачи обучения психологии в средних общеобразовательных учреждениях: дать понимание основных психологических проблем и понятий; лучше понимать самого себя; более гуманно строить свои отношения с другими людьми, понимать ценность каждой личности и свою самоценность. Учет возрастных особенностей учащихся при определении содержания и системы методов обучения психологии в средней школе. Использование дискуссий, ролевых игр, сензитивных тренингов, метода творческого самовыражения. Преимущественная направленность обучения психологии на улучшение общения, личностный рост учащихся и лишь вторично на усвоение конкретного содержания учебного предмета.

Задачи обучения психологии в вузах: овладение студентами теоретическими знаниями, усвоение основных понятий и формирование необходимых практических умений. Построение содержания курса психологии в зависимости от типа учебного заведения и требований, предъявляемых к специалистам в конкретных областях.

Изучение психологии как основа гуманитаризации образования, формирования профессионального интереса учащихся к личности и индивидуальности.


Раздел IV. Практическая психология.
Общее представление о психодиагностике. История психо диагностики. Психодиагностика как наука и практика. Предмет и задачи психодиагностики как научной дисциплины. Представление о психологическом диагнозе. Виды психологических диагнозов. Психометрические основания психодиагностики. Представление о надежности, валидности, репрезентативности в психодиагностике. Психодиагностика как практика. Принципы психодиагностики. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики.

Психодиагностические методы и методики. Типология методов психодиагностики по различным основаниям. Формализованные и малоформализованные методы психодиагностики. Представление о тестировании и тестах. Тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей. Примеры наиболее широко используемых тестов. Проективные тесты. Общие черты, психодиагностические характеристики, виды проективных тестов. Основные проективные тесты. Опросники психических состояний и личностных черт. Многофакторные опросники. Анкеты — область применения, принципы конструирования, примеры. Психофизиологические методы в психодиагностике. Экспериментальные методики психодиагностики. Психосемантические методы в психодиагностике. Малоформализованные методы психодиагностики: общие характеристики, достоинства и недостатки. Психодиагностическое наблюдение и его основные виды. Беседа как психодиагностический метод. Виды беседы.

Опросы. Область применения, принципы построения вопросов, репрезентативность выборки респондентов, способы обработки данных.

Анализ результатов деятельности: область применения, диагностические возможности. Контент-анализ как основной метод обработки данных.

Основные методики, используемые при диагностике личности, познавательной сферы, межличностных отношений.

Области использования результатов психодиагностической работы: сфера образования, сфера профотбора, профессионального обучения и профессиональной ориентации, консультативная и психотерапевтическая сфера, судебная практика; специфика запроса на психодиагностические разработки и исследования в этих сферах.

Общее представление о психологическом консультировании. Связь психологического консультирования с другими видами психологической помощи. Классификация видов консультирования по сферам приложения. Основные парадигмы консультирования. Консультирование как информирование, консультирование как обучение, консультирование как коррекция, психотерапевтическое консультирование. Специфика директивного и недирективного консультирования. Характеристика основных понятий психологического консультирования: клиент, жалоба, запрос, проблема. Основные принципы гуманистического консультирования. Рабочий альянс. Личность психолога-консультанта. Специфика индивидуального и группового консультирования. Беседа как основной метод индивидуального психологического консультирования. Основные этапы консультативной беседы. Тренинги в групповом консультировании. Характеристика психологического консультирования в соответствии с запросами различного типа: консультирование по личностным проблемам, семейное консультирование, возрастно-психологическое консультирование, консультирование в организациях.

Общее представление о психотерапии. Соотношение понятий «психотерапия», «психологическая коррекция», «психологическое консультирование». Медицинская и психологическая модели психотерапии. Классификация видов психотерапии по общетеоретическим подходам. Классификация видов психотерапии по формам работы. Сравнительный анализ групповой и индивидуальной психотерапии.

Психодинамическая терапия. Классическая психоаналитическая терапия. Адлерианская психотерапия. Юнгианская психотерапия. Телесноориентированная психотерапия: В.Райх и неорайхианцы. Транзактный анализ Э.Берна. Патогенетическая (реконструктивная) терапия В.Н.Мясищева. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия (общая характеристика). Дазайнанализ (Л. Бинсвангер, М. Босс). Логотерапия В.Франкла.. Терапия, центрированная на личности (К.Роджерс). Психосинтез Р. Ассаджиоли. Гештальттерапия Ф. Перлза. Психодрама Дж.Морено. Трансперсональная психотерапия. Поведенческая психотерапия (общая характеристика). Основные техники поведенческой психотерапии. Систематическая десенситизация А. Вольпе. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (А. Эллис, А. Бек). Нейролингвистическое программирование. Суггестивные методы в психотерапии. Эриксонианский гипноз.

Представление о семье как социальном институте. Функции семьи, типы семейной структуры. Семья как динамическая система. Проблема периодизации семейного цикла. Характеристики семьи на разных этапах семейного цикла. Понятие удовлетворенности браком. Семейные супружеские роли. Типы ролевой структуры семьи. Специфика внутрисемейного общения. Коммуникативные барьеры в семейном общении. Внутрисемейный конфликт. Методы работы с внутрисемейным конфликтом. Детско-родительские отношения: родительские позиции, родительские установки, родительские сценарии. Стратегии воспитания, приводящие к деформации личности ребенка. Внутрисемейные роли ребенка. Методы исследования семейных отношений. Основные направления психологической работы с проблемными семьями.


ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

2012-2013 учебный год
1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.

2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.

3.Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии.

4.Определение психики. Понятие психического отражения.

5. Методы исследования в психологии.

6. Этапы психологического исследования.

7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.

8. Метод наблюдения в психологии.

9. Метод эксперимента в психологии.

10. Метод тестов в психологии.

11. Основные методологические принципы научной психологии.

12. Самосознание, его структура и развитие.

13. Методы исследования самосознания.

14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.

15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших

психических функций.

16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

17. Проблема личности в гуманистической психологии.

18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.

19. Основные направления исследований познавательных процессов в когнитивной

психологии.

20. Проблема биологического и социального в психике человека.

21. Мотивы, их функции и виды.

22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.

23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект.

25. Проблема личности в отечественной психологии.

26. Методы исследования личности.

27. Проективные методики исследования личности.

28. Защитные механизмы личности и их характеристика.

29. Мотивационная сфера личности.

30. Методы исследования мотивации.

31. Общая характеристика эмоций, их виды и функции.

32. Методики изучения эмоций.

33. Потребности, их характеристика и классификация.

34. Общая характеристика волевых процессов.

35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений

и их характеристика.

3б. Методики изучения сенсорных процессов.

37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.

38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.

39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.

40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.

41. Методики изучения восприятия.

42. Методики изучения мышления и воображения.

43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.

44. Методики изучения памяти.

45. Язык и речь. Виды и функции речи.

4б. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.

47. Методики изучения внимания.

48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.

50. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента.

51. Методы исследования темперамента.

52. Общее представление о характере. Основные типологии характера.

53. Методики изучения характера.

54. Навыки, их виды и формирование.

55. Стресс: стадии развития и способы преодоления.

5б. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.

57. Понятие социализации. Содержание и механизмы социализации.

58. Проблема периодизации психического развития.

59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения

дошкольников со взрослыми и сверстниками.

60. Содержание работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.

б1. Виды и методы оценки психологической готовности к школе. I

б2. Психологическая характеристика младшего школьного возраста. Особенности

межличностных отношений в младшем школьном возрасте.

б3. Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.

64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности

межличностных отношений в юношеском возрасте.

65. Направления и виды работы психолога в школе.

66. Методы и критерии оценки профессионального старшеклассников.

67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.

68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.

69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины.

70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях.

71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии

(лекция, семинарские и практические занятия).

72. Основные направления современной психотерапии.

73. Виды социально-психологического тренинга, их характеристика.

74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.

75. Психологическое консультирование. Виды и. методы психологического

консультирования.

76. Предмет и задачи социальной психологии. Место социальной психологии в

системе научного знания.

77. История формирования социально-психологических идей.

78. Методы социальной психологии.

79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.

80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.

81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.

82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной

психологии.

83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.

84. Понятие взаимодействия в социальной психологии. Типы взаимодействий.

85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология.

86. Способы психологической работы с конфликтом.

87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.

88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.

89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.

90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма

и современные представления о групповом влиянии.

91. Диагностика социально-психологического климата в группе.

92. Понятие коммуникативной компетентности. Способы повышения коммуникативной компетентности.

93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в

организации.

94. Социометрический метод в социальной психологии.

95. Психология делового общения.

96. Общая характеристика групповой дискуссии.

97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.

98. Социально-психологические аспекты управления.

99. Психология межгрупповых отношений.

100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.

101. Обратная связь в общении. Виды слушания.

102. Общая характеристика невербальной коммуникации.

103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Каузальная атрибуция.

104. Основные методы исследования межличностных отношений.

105. Психология больших групп и массовидных явлений.

106. Основные направления деятельности социального психолога-практика.

107. Интервью как вид очного опроса.

108. Консультативная беседа как метод социально-психологической помощи.

109. Общая характеристика организационного консультирования.

110. Области и сферы применения практической социальной психологии.

111. Опрос как метод сбора первичной вербальной информации.

112. Правила и нормы составления опросников и работы с ними.

113. Анкетирование как вид заочного опроса.

114. Качественные методы в социально-психологических исследованиях.

115. Контент-анализ как метод изучения документов.

116. Психология семейных отношений.

117. Техники семейного консультирования.

118. Психологические аспекты детско-родительских отношений.

119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований. .

120. Психологическая помощь в адаптации к новой культурной среде.
Литература

Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. - М.: МГУ, 1990.



  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование М.:1994.

  2. Андреева Г.М- Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание второе, перераб. и доп – М.: Аспект Пресс 2000.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс,2000.

  4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. –М.: Аспект Пресс, 2001

  5. Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом в организации. М., 2000

  6. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.

  7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001

  8. Бодалев А.А. Психология общения. М. – Воронеж, 1996

  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. –М.: МПСИ, 1995

  10. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой.-М.: Смысл, 1999.

  11. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Хрестоматия по детской психологии. –М.: МПСИ, 1996

  12. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Курс лекций. М.,»Ось-89», 2005

  13. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002

  14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1989

  15. Ермолаева М.В. Психология развития. –М.: МПСИ, 2000

  16. Журавлев А.Л., Шорохова Е.В. Социальная психология экономического поведения. М., 1999

  17. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000

  18. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для вузов. М: УМК «Психология», 2003

  19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: 1991.

  20. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. –СПб: Питер, 2001

  21. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие для вузов. СПб.: Питер., 2005

  22. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 1998.

  23. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учебное пособие для вузов/ Ю.М.Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др. ; Под. ред. Ю.М. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004.

  24. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. –СПб.: Питер, 2000

  25. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1997

  26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М.: «Роспедагентство», 1996

  27. Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А.А. ,Столина В.В.. – М.: Издательство Московского университета. – 1987

  28. Ольшанский Д.В. Психология масс. – СПб., 2001

  29. Парыгин Б.Д. Анатомия общения.- СПб., 1999

  30. Петровская Л. А. Компетентность в общении. - М,: МГУ, 1989.

  31. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие./ Под ред. Дубровиной И.В. - М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004

  32. Психология семьи. (Серия «психология семейных отношений»). учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики /Хрестоматия. Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. –Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002

  33. Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Психология масс. Хрестоматия – Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1998

  34. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/ Сост. Е.П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 1999.

  35. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов /Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: Аспект Пресс, 2002

  36. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология- - М.; Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.

  37. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. –М.: МПСИ, 1999

  38. Хроменко О. В. Методика преподавания психологии. Конспект лекций. Ростов н/Д, «Феникс», 2004.

  39. Шихирев П.Н. Современная социальная психология - М.: Институт психологии РАН, КСП+; “Академический проект”, 1999

  40. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. –СПб.: Питер, 1999

  41. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. –М.: МПСИ, 1995

  42. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учебное пособие для вузов. –Мн.: АСАР, 2005