1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат по предмету философия эмпиризм как гносеологическая категория 1 130.74kb.
Методы научного познания. Развитие научного знания процесс научного... 1 91.04kb.
Экономический анализ и теория познания 2 633.22kb.
Демонстрационный эксперимент 2 375.42kb.
Это учение о методах и приемах познания и преобразования действительности... 1 70.63kb.
Статьи, опубликованные в сборнике, посвящены анализу структуры научного... 1 312.28kb.
Общая характеристика современного литературного процесса в России 1 34.64kb.
Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения, общая... 1 21kb.
Менеджмент лекции 1 347.26kb.
Методология истории как форма знания 1 62.35kb.
Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. 1 137.62kb.
Основы логики и логические основы компьютера 4 786.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания - страница №3/4


20. Спор как процесс аргументации. Разновидности спора.

Спор – это столкновение мнений, когда стороны, придерживаясь противоположных позиций, приводят аргументы в поддержку своих убеждений и подвергают критике несовместимые со своими убеждениями представления другой стороны.

Спор представляет собой острую форму частного случая аргументации и предполагает противоположные мнения с активным отстаиванием каждой из его сторон собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны.

Характерные признаки спора:



  1. оппонент отвечает противоположным утверждением

  2. как пропонент, так и оппонент выдвигают доводы в поддержку своих позиций

  3. каждый из спорящих подвергает критике позицию противной стороны

В зависимости от цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной. По используемым средствам споры делятся на использующие только корректные приемы и использующие различные некорректные приемы. Таким образом, мы получаем четыре разновидности спора: дискуссия, полемика, эклектика и софистика.

Дискуссия используется только корректные приемы ведения спора и направлена на достижение истины. Эта одна из важных форм общения, метод решения проблем, а также способ познания. Первоочередной задачей дискуссии является достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса. Главное требование дискуссии заключается в том, что используемые в ней средства должны быть корректными и должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие.

Софистика – это спор с целью достижения победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.

Эклектика – это спор, имеющий целью достижения истины, но использующий для этого и некорректные приемы.

Полемика – спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы.

Спор также может происходить при публике и без публики. При наличии арбитра и без него.



21.Определение.

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Суждение, раскрывающее содержание понятия, называют дефиницией. Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым(дефиниендум); понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим(дефиниенс).

Виды определений:


  1. номинальные и реальные

  2. явные и неявные

Номинальные определения -определение, по средством которого взамен описания какого-либо предмета вводится новый термин, объясняется значение термина, его происхождение и т.д.

Реальное- определения, раскрывающее существенные признаки предмета.

Номинальные и реальные определения различаются по своим задачам: объяснить значение термина или раскрыть существенные признаки предмета.

По способу выявления содержания понятия определения делятся на явные и неявные. Явные определения раскрывают существенные признаки предмета, к неявным относятся определение через отношение предмета к своей противоположности, контекстуальное и другие виды определений.

Правила определения:

1.Определение должно быть соразмерным. Правило соразмерности требует, чтобы объем понятия определяемого понятия был равен объему определяющего понятия, т.е. эти понятия должны находится в отношении равнообъемности.

2.Определение не должно заключать в себе круга. Если при определении мы прибегаем к другому понятию, которое в свою очередь определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг. Разновидностью круга в определении является тавтология – ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Тавтология, отличается от круга в определении меньшей сложностью построения. Определяющее понятие является повторением определяемого.

3. Определение должно быть ясным. Оно должно указывать на известные признаки, не нуждающиеся в определении и не содержащие двусмысленности. Если же понятие определяется через другое понятие, признаки которого не известны и которое само нуждается в определении, то это ведет к ошибке, называемой определением неизвестного через неизвестное или определением х через у.

4. Определение не должно быть отрицательным. Отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.

22. Способы противодействия уловкам в ходе дискуссии или полемики.

Во всяком споре, как и в борьбе, ценной считается инициатива. В споре важно, кто задает тему. Рекомендуется не обороняться, а наступать. Даже оборону лучше вести с помощью наступления, т.е. надо заставить противника защищаться и отвечать на выдвигаемые против него доводы.

Один из приемов, допустимый для использования в устном споре, - это отвлечение внимания противника от мысли, которую нужно вести без критики.

В споре можно применять и прием опровержения противника его оружием, когда из принятых противником посылок надо пытаться вывести следствия, подкрепляющие защищаемый вами тезис. Особый интерес представляют неожиданные для противника следствия, создающие эффект внезапности, способный дезориентировать противоположную сторону.



23. Деление. Правила деления.

Логическая операция, раскрывающая объем понятия. В операции деления следует различать делимое понятие – объем, которого следует раскрыть, члены деления – соподчиненные виды, на которое делится понятие, и основание деления – признак, по которому производится деление.

Различают деление

1.по видоизменению признака. Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого понятия.

2. дихотомическое деление

Правила деления:

1.Деление должно быть соразмерным. Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия.

2.Деление должно производится только по одному основанию. В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не поменяться другим признаком. Например, граждан какой либо страны можно разделить по их социальному положению или национальности, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки. Нельзя делить граждан РФ на рабочих, русских, шахтеров и женщин.

3.Члены деления должны исключать друг друга. Если выбрано не одно основание, то члены деления – видовые понятия – будут находится в отношении частичного совпадения. Деление всех студентов на заочников, первокурсников и спортсменов приведет к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным. В процессе деления родового понятия нужно переходить в ближайшим видам, не пропуская их. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например делить преступления против личности, в сфере экономики и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.



24. Индуктивные умозаключения.

Индукция – это когда от отдельных случаев мы переходим к общему суждению. Индукция – это умозаключение, дающее вероятное суждение. Полная индукция - это такое умозаключение,, когда общее заключение о всех элементах данного класса делается на основании рассмотрения каждого элемента этого класса. Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она применяется в математических и других строгих доказательствах.

Неполная индукция – это когда мы рассматриваем не все случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.

Виды:


Индукция через простое вычисление- на основании повторяемости одного и того же признака у ряда однородных предметов и отсутствия противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. ( Считали, что все лебеди белые, пока не встретили черного)

Индукция через анализ и отбор фактов – стремление исключить случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные по времени, способу получения и т.д.(для определения качества рыбных консервов берут банки из разных партий и разных холодильников)

Научная индукция – это умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков делается общее заключение обо всех предметах данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на всесторонность анализа фактов.

25. Суждение. Структура и термины.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которая в действительности отсутствует, то такое суждение будет истинным.

Субъект – о чем говорится или сообщается в суждении – логическое подлежащее (S)

Предикат – что утверждается или отрицается по поводу субъекта – логическое сказуемое (P)

Связка(есть, суть, является )может выступать в виде утверждения или отрицания

Кванторы(количественное слово):



  1. «все» - квантор общности

  2. «некоторые» - квантор существования

  3. «этот» - квантор единичности

S есть P – самая простая формула суждения

Субъект распределенный – если его объем полностью входит или не входит в объем предиката. Субъект считается нераспределенным, если его объем лишь частично входит или не входит в объем предиката. Предикат считается распределенным, если его объем полностью входит или не входит в объем субъекта. Предикат считается нераспределенным, если его объем лишь частично входит или не входит в объем субъекта.

Ни один динозавр не является грациозным. Субъект (S) - динозавр. Предикат (P) – грациозный . Связка отрицательная – не является. Квантор – все- квантор общности. Общеотрицательное суждение(Е). Субъект и предикаты распределены.

26. Аналогия.

Аналогия – это сходство между предметами, явлениями и т.д. Умозаключение по аналогии представляет собой один из видов рассуждений индуктивного типа.

Умозаключение по аналогии – индуктивное умозаключение, при котором на основе сходства двух объектов по некоторым параметрам совершается заключение об их сходстве, а так же и по другим параметрам.

Например, планеты Земля и Марс сходны по следующим параметрам: они расположены в одной Солнечной системе, на обеим планетах есть вода, атмосфера и т.д. На Земле есть жизнь и поскольку Марс похож на Землю с точки зрения условий, необходимых для существования живого, то можно заключить, что на Марсе есть жизнь. Это заключение правдоподобно.

Общая схема по аналогии: объект А имеет признаки a, b , c. Объект В сходен с А в том, что имеет признаки a и b. Значит объект В имеет, вероятно, и признак c.

Сопоставление двух объектов может дать предположительное знание, гипотезу, нуждающуюся в дальнейшей проверке.

Таким образом, умозаключение по аналогии весьма редко присутствует в ясной, не требующей дополнительного размышления и реконструкции форме. Зачастую, аналогия является свернутой, когда ее некоторые части опускаются.

Умозаключение по аналогии не дает достоверного знания. Посылки умозаключения по аналогии могут быть истинными, но это не означает, что его заключение получится истинным. Например, квадрат и прямоугольник – плоские геометрические фигуры, их противоположные стороны параллельны и равны. У прямоугольника все углы прямые. По аналогии заключаем, что у квадрата все углы также прямые. Этот вывод истинный. Продолжим рассуждения. У квадрата все стороны равны, по аналогии получаем вывод, что у прямоугольника тоже все стороны равны. Этот вывод не является истинным.

Вероятность истинности вывода по аналогии может быть различной. Та аналогия, которая дает истинное знание с большей вероятностью, называется строгой или точной. Строгими аналогиями являются научные, в отличие от встречающихся в повседневной жизни, как правило, поверхностных и не строгих.

27. Виды суждений.

Категорические суждения делятся по качеству и по количеству. А так как любое суждение имеет количественную и качественную характеристику, их принято делить по объединенной классификации.



  1. Деление суждений по качеству.

Утвердительные - принадлежность предмету некоторого качества.

Отрицательные – отсутствие у предмета некоторого признака.

Утвердительные и отрицательные суждения различают характером связки, ее качеством. Утвердительная связка «есть» указывает на принадлежность признака предмету. Суждение с отрицательным предикатом, но с утвердительной связкой «S есть не P» рассматривается как утвердительное.

2.Деление суждений по количеству. Утверждать или отрицать что-либо можно об одном предмете, о части предметов некоторого класса и обо всех предметах класса.

а) единичное ( S есть P)- утверждается или отрицается об одном предмете.

б) частное (некоторое S есть Р) - о части предметов некоторого класса.

в) общее (все S есть Р)

Частные суждения выражаются в предложениях, имеющих в своем составе слова: «некоторые», «многие», «немногие», «большинство», «меньшинство», «часть». В неопределенном частном суждении слово «некоторые» употребляется в значении «некоторые, а может быть, и все», «по крайней мере, некоторые». В определенном частном суждении слово «некоторые» употребляется в значении «только некоторые». Знания, содержащиеся в общих суждениях, характеризуются общностью и завершенностью. В общих суждениях выражаются законы науки, законы, устанавливаемые государством и т.д.

3.Объединенная классификация суждений. Объединенная классификация суждений – это совокупность способов деления , с одной стороны – деление на общие и частные, с другой – на утвердительные и отрицательные. Объединяя количественную и качественную характеристики, согласно данной классификации, все суждения сводятся к четырем видам:

1.Общеутвердительные, общие по количеству и утвердительные по качеству(все S есть Р)А

2.Общеотрицательные, общие по количеству и отрицательные по качеству (все S не есть Р) Е

3. Частноутвердительные, частные по количеству и утвердительные по качеству (некоторое S есть Р) J

4. Частноотрицательные, частные по количеству и отрицательные по качеству( некоторое S не есть Р)О

Особое место в классификации суждений занимают выделяющие и исключающие суждения.

Выделяющие суждения отражают тот факт, что признак, выраженный предикатом, принадлежит или не принадлежит только данному и никакому другому предмету.

« Некоторые города – столицы государств» - пример частного выделяющегося суждения. Столицами государств могут быть только города, и притом некоторая их часть.

Исключающим называется суждение, в котором отражается принадлежность или непринадлежность признака всем предметам. За исключением некоторой их части. Пример: «Все студенты, кроме Волкова, сдали экзамены». Исключающие суждения выражаются предложения со словами «кроме», «за исключением», «помимо», «не считая» и т.п.

28. Вопрос как логическая форма. Виды вопросов.

Вопрос – это выраженный в виде вопросительного предложения и реализуемый в форме ответа запрос мысли, направленный на развитие, уточнение или дополнение знаний.

Функция любого вопроса познавательная, связанная с уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Познавательная функция вопроса реализуется в виде ответа на этот вопрос. Поиск ответа предполагает обращение к некоторой области теоретических или эмпирических знаний, называемой область поиска ответа.

Существует множество вопросов, в зависимости от их структуры и функций, например есть правильно и неправильно поставленные. В отличие от суждения любой вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, и поэтому выраженную в нем информацию нельзя оценить как истинную или ложную.

Если предпосылка вопроса представляет собой истинное и непротиворечивое знание, то такой вопрос считается правильно поставленным.

Неправильно поставленным будет вопрос с ложным или противоречивым базисом, например: «Какая группа крови у снежного человека?»

Вопросы могут быть как закрытыми или открытыми. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. На вопросы закрытые можно лишь дать ограниченное число ответов, их очень часто используют, например во время социологического исследования.

Часто вопрос называется открытым потому, что ответ на него – это выбор истинного суждения из нескольких возможных.

Вопросы бывают уточняющими (ли - вопросы) и восполняющие (что – вопросы) Уточняющим называется вопрос, направленный на выяснение истинности выраженного в нем суждения, например: «Верно ли, что Москва столица России?». Признаком уточняющего вопроса являет наличие частицы «ли».

Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойств у исследуемых явлений: «Кто изобрел телефон?». Грамматический признак восполняющих вопросов – наличие в предложении вопросительных слов: кто, где, что, когда, как.

Уточняющие и восполняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Простым называется вопрос, не включающий в свой состав других вопросов. Для уточняющих вопросов простым будет такой вопрос, в котором выясняется истинность только одного суждения. Для восполняющих вопросов простым будет такой вопрос, в котором содержится лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению. Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа вязки сложные вопросы могут быть соединительными, разделительными и смешанными.

Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, где выясняется истинность двух суждений или более. Для восполняющих вопросов сложным становится вопрос, включающий два вопросительных слова и более, а также вопрос, где вопросительное слово(слова) относится к двум суждениям и более.



29. Логический квадрат( рисунок в лекциях).

Логический квадрат выражает отношения между различными видами понятий.

А – общеутвердительные ( все S есть Р)

Е – общеотрицательные (все S не есть Р)

J – частноутвердительные ( некоторые S есть Р)

О – частноотрицательные( некоторые S не есть Р)

А контрарность Е


по диагонали -

контродикторность, по вертикали - подчинение




J субконтрарность О

Контрарные(противные) – суждения совместимы по ложности, но несовместимы по истинности, т.е. одновременно могут быть ложными и не могут быть истинными.

Субконтрарные(подпротивные) -суждения совместимы по истинности, но не совместимы по ложности.

Подчинение – если истинно общее суждение, то истинно и частное.

Контрадикторные( противоречащие) – суждения не совместимые ни по истинности, ни по ложности. Одно из них обязательно истинно, а другое ложно.

30. Релевантная логика.

Классическая логика подвергалась критике за то, что она не дает конкретного описания логического следования. Логическое следование – это отношение, которое существует между утверждением и выводимым из него заключением. Выводимое следование должно быть связано с тем, из чего оно выводится. Наиболее полное развитие данное положение получило в релевантной логике.

Например, по правилам классической логики из противоречивого суждения « Студент Иванов – отличник» и «Студент Иванов не является отличником» следует утверждение, что «Студенты не хотят учиться». Но при этом между исходным утверждением и вытекающими из него утверждениями нет никакой логической связи. Выводимое следствие должно быть связано с тем, что из чего выводится, но классическая логика это правило игнорирует.

Американский логик К. И. Льюис, а затем и А.Р.Андерсон и Н.Д. Белнап разработали новое направление логики – релевантную логику. Последние стали авторами книги « Выведение следствий», которая вышла в 1975 году. В этой книге была выдвинута идея, что для высказываний характерно существование некоторой связки между содержанием. Эта теория была основана на принципе строгой импликации.

Импликация – это логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний посредством связки, соответствующей союзу «если …, то».

Требования релевантной логики исключали парадоксы. Развитие релевантной логики было связано с возникновением дискуссий на тему: является ли релевантность понятие, отличным от понятия риторика, или нет.

Вопрос о логическом следствии имеет большое значение в силу того, что основной задачей логики является выведение новых знаний из принятых утверждений.

31. Дедуктивные умозаключения.

Умозаключение – форма мышления, включающая посылки и логическую связь между ними, по средствам которой, не обращаясь к органам чувств, из одного или нескольких суждений можно получить новые знания, которые могут быть истинными, логически необходимыми или правдоподобными. При этом, если из условия вытекает следствие, то условие считается достаточным; если условие само вытекает из следствия, то условие является необходимым. Умозаключение делятся на дедуктивные, индуктивные и умозаключения по аналогии.

Дедуктивные умозаключения( от лат. «выведение») обеспечивают переход от более общих суждений к менее общим, т.е. частный случай подводится под действие общего правила, закона, теоремы. Пример: «Все углероды горючи» и «Алмаз – углерод», следовательно, «Алмаз горюч».

Дедуктивные умозаключения, опираясь на тот факт, что ничто частное не существует вне общего, выводят заключение из посылок по принципу необходимости логического следствия, определяющего что, следствие не может не быть, если есть для него достаточная причина. Они дают достоверную информацию, поскольку используют лишь факторы, уже содержащиеся в посылках. И, если все собранные вместе посылки приводят к необходимости нового суждения, то оно содержит информацию уже содержащуюся в них и не требующую дополнительных доказательств.

Дедуктивные умозаключения делятся на опосредованные – выводимые из нескольких посылок и непосредственные – выводимые из одной посылки(умозаключение по квадрату и преобразование одиночных суждений)

Непосредственные дедуктивные умозаключения представляют собой простые категорические суждения существования или свойств. В зависимости от способа преобразования делятся на преобразование по квадрату, обращение, превращение и противопоставление предикату.



<< предыдущая страница   следующая страница >>