1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат по предмету философия эмпиризм как гносеологическая категория 1 130.74kb.
Методы научного познания. Развитие научного знания процесс научного... 1 91.04kb.
Экономический анализ и теория познания 2 633.22kb.
Демонстрационный эксперимент 2 375.42kb.
Это учение о методах и приемах познания и преобразования действительности... 1 70.63kb.
Статьи, опубликованные в сборнике, посвящены анализу структуры научного... 1 312.28kb.
Общая характеристика современного литературного процесса в России 1 34.64kb.
Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения, общая... 1 21kb.
Менеджмент лекции 1 347.26kb.
Методология истории как форма знания 1 62.35kb.
Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. 1 137.62kb.
Основы логики и логические основы компьютера 4 786.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания - страница №2/4


11. Естественные и искусственные языки. Формализованный язык логики.

По своему происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые, а затем и графические информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки – это вспомогательные знаковые системы, создаваемы е на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка называют мета языком, основной – языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной широты строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике и т.д. Искусственный язык используется логической наукой для теоретической или практического анализа мыслительных структур.

Формализованный язык – искусственный язык формальных логических исчислений. От обычного языка, выполняющего познавательную и коммуникативную функцию и представляющего систему букв и звуков, формализованный язык отличается тем, что он является системой таких знаков, операции с которыми совершаются по правилам, которые определяются только формой выражения, составленного из символов.

Главной отличительной чертой формализованного языка является наличие в нем теории или системы логического анализа. В формализованном языке слова заменяются буквами и специальными символами. Разработка системы логического анализа является фундаментом формализованного языка. Из этого следуют такие требования к построению формализованного языка: тщательность в формулировке правил, отсутствие неправильностей и исключений, наличие системы логического анализа.

12. Понятие парадокса в классической и неклассической логике.

Парадокс – это формально-логическое противоречие, состоящее из двух противоположных утверждений, каждое из которых имеет убедительные аргументы.

Одним из самых известных парадоксов является «парадокс лжеца». Его открыл древнегреческий философ Эвбулид. В его изложении парадокс звучит так: «Критянин Эпименид сказал: «Все критяне лжецы» - Эпименид сам критянин – следовательно, он лжец».

Далее рассуждение ведется следующим образом: если Эпименид лгун, то его убеждение, гласящее, что «все критяне лжецы» - ложно; следовательно, критяне не лгуны. Эпименид сам критянин. Следовательно, он не лгун и его утверждение «все критяне лжецы» правильно.

Несомненно, что парадоксы разрушают рассуждения как средство достижения и доказательства истины. Это обуславливает необходимость нахождения источников парадокса и их устранения.

Все парадоксы имеют одно общее свойство – само применимость или циркулярность. В каждом из них объект, о котором идет речь, характеризуется посредством некоторой совокупности объектов, к которым он сам принадлежит. Во всех парадоксах имеет место самоприменимость понятий, значит, есть как бы движение по кругу, приводящее к исходному пункту.

Несомненно, полезной была бы классификация парадоксов. Ф. Рамсей предпринял такую попытку. Он предложил разделить все парадоксы на синтаксические и семантические. По его мнению, синтаксические парадоксы должны содержать понятия логики и математики, а семантические – относящиеся к теории познания. Он предложил исследовать только синтаксические парадоксы. Однако практика доказала, что гораздо большие результаты дает исследование второй группы парадоксов. Со временем стало ясно, что деление парадоксов на две группы очень условно и не имеет в своей основе глубокого анализа.

Не смотря на то, что парадокс – одна из важнейших проблем формальной логики, он в то же время имеет большое значение для нее. Парадокс в теории указывает на допущения в ее основе. Парадоксы заставляют задуматься, объективны ли методы, для формулирования понятий и построения рассуждений.

Следует обратить внимание еще на один факт: устранение и разрешение парадокса - это не одно и то же. Устранение парадокса подразумевает перестроение теории таким образом, что парадоксальное утверждение оказалось недоказуемым. Однако это не станет его разрешением. Мало найти способ, чтобы исключить парадокс, гораздо важнее попытаться объяснить его возникновение. Именно эта задача и должна сейчас выйти на первый план в логике по отношению к такому явлению, как логический парадокс.

13. Основные законы логики.

Законы логики используют при оперировании понятиями и суждениями, применяются в умозаключениях, доказательствах и опровержениях. Нарушение законов логики приводит к логической ошибке: как к непреднамеренной – паралогизму, так и к сознательной – софизму. Логические законы отражают в сознании человека определенные отношения, существующие между объектами, или отражают такие обычные свойства предметов, как их относительная устойчивость, определенность, несовместимость в одном и том же предмете одновременного наличия или отсутствия одних и тех же признаков.



1.Закон тождества.(А=А)

Если высказывание истинно, то оно истинно. Каждое высказывание вытекает из самого себя и является необходимым и достаточным условием для своей истинности.

А-» А, если А, то А «если дом высокий, то он высокий.»

Применительно к абстрактным объектам принцип тождества принимается в качестве интуитивно очевидного постулата, лежащего в основе логики иррационально мышления в целом. Эмпирические объекты тождественны друг другу, если и только если они обладают они обладают одними и теми же свойствами.



2.Закон противоречия(непротиворечивости, А не равно не А)

Говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т.е. о высказываниях, одно из которых является отрицание другого. «Луна – спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли». В одном из высказываний что-то утверждается, а в другом – это же самое отрицается. Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными. Никакое высказывание не является вместе истинным и ложным. Из двух противоречащих друг другу высказываний одно является ложным.

Закон противоречия был открыт Аристотелем, сформулировавшем его так: «…невозможно, чтобы противоречащие утверждения были вместе истинными…»

3. Закон исключения третьего.

« Из двух противоположных суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано» А или не –А. Например:» Аристотель умер в 322 г. до н.э. или он не умер в этом году» дело обстоит так, как говорится в рассматриваемом высказывании, или так, как говорится в его отрицании, и никакой третьей возможности нет.

Закон исключения третьего с иронией обыгрывается в художественной литературе: «жила одна старушка, вязала кружева, и если не скончалась – она еще жива». Немецкий ученый Гегель весьма иронично отзывался о законе исключения третьего и о законе противоречия. Первый он представлял так: дух является зеленым или не является зеленым и задавал каверзный вопрос, как ему казалось, вопрос: какое из этих двух выражений истинно? Ни одно из этих выражений не является истинным, поскольку оба выражения бессмысленны. Закон исключения третьего приложим только к осмысленным высказываниям. Только они могут быть истинными или ложными. Бессмысленное же ни истинно, ни ложно.

4.Закон достаточного основания.

Впервые был сформулирован Лейбницем: «Ничто не происходит без причины и должна быть причина, почему существует это, а не другое». Лейбниц пришел к выводу, что существующий мир находится в предустановленной Богом гармонии, является логически непротиворечивым и наилучшим из возможных миров. При этом он подчеркивает, что сам Бог есть нечто такое, пониманию чего способствует принцип достаточного основания. «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». Это значит, что любое положение, прежде чем стать научной истиной, должно быть подтверждено аргументами, достаточными для признания его твердо и неопровержимо доказанным. Формализованный язык может служить основой для разработки информационного языка, которым пользуются в вычислительных машинах.



14.Понятие и структура аргументации.

Аргументация – это логический процесс или форма мыслительной деятельности, направленная на обоснование истинности или ложности некоторого высказывания или теории.

Структура аргументации:

1.тезис


2. аргументы

3.демонстрация

Положение, истинность которого подлежит обоснованию, называется тезисом. Его можно выразить только в форме суждения.

Положения, используемые для обоснования тезиса, называются аргументами или основаниями(посылками) Их истинность уже обоснованна или не нуждается в обосновании в силу очевидности.

Способ доказательства или демонстрация – это вид логической связи как между самими аргументами, так и между аргументом и тезисом. Обосновывать свои утверждения можно разными способами. Полный список всех видов представить нельзя, но их можно сгруппировать в несколько разновидностей по некоторым признакам и составить компактную классификацию видов доказательных рассуждений.

15.Понятие как форма мышления. Содержание и объем.

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основе существования их признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии. Множество предметов, которое мыслится в данном понятии называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Логика также оперирует понятиями «класс»(множество), «подкласс»(подмножество), «элемент класса». Класс студентов включает в себя подкласс студентов юридических вузов, класс преступлений- подкласс экономических преступлений. Класс, стоящий из всех элементов исследуемой области, называется универсальным классом. Если класс состоит из одного элемента, то это единичный класс. Класс, который не содержит ни одного элемента, называется нулевым(пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Виды понятий:

1. единичные и общие

В зависимости от того, мыслится в них один или множество элементов. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется. Они имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующими и имеет бесконечный объем.

2. собирательные и несобирательные.

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющие единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного понятия относится ко всей совокупности элементов, а не к каждому отдельному предмету. Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому из его элементов, называется несобирательным. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементы класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, то такое употребление называется собирательным.

3.конкретные и абстрактные.

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли . Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.

4. положительные и отрицательные

Понятия, содержание которых составляют свойства, присуще предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными.

5.безотносительные и относительные

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия «студент», «государство» и другие. Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому.

6. с пустым и непустым объемом

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.



16. Виды и правила аргументации.

Прежде всего доказательства делятся на прямые и косвенные, затем косвенные распадаются на разделительные доказательства и доказательства от противного.

Прямой способ – аргументация по существу, где аргументы относятся к содержанию тезиса. В аргументации по существу анализу подвергается само содержание тезиса, а не его происхождение. В прямых аргументациях тезис непосредственно выводится из аргументов в качестве заключения(если речь идет об основании его истинности) или устанавливается его несовместимость(при обосновании его ложности)

Косвенная аргументация- аргументация, когда аргументы не направлены на тезис, а на подтверждение или опровержение другого суждения или нескольких суждений, альтернативных тезису.

В случаях, когда тезис нельзя доказать прямо, прибегают к косвенным доказательствам: берут логически связанные с тезисом положения и устанавливают их истинность или ложность. После этого делается вывод о самом тезисе.

Другой вид косвенных аргументаций – разделительные. Пример разделительной аргументации – доказательство методом аналитических таблиц утверждения, что некоторая формула логики высказываний собственно выполнима. Известно, что каждая формула – тождественная истинна, собственно выполнима или тождественно ложна. Методом аналитических таблиц прямо невозможно доказать, что формула собственно выполнима, но можно установить тождественную истинность или ложность формулы. Если доказано, что она не тождественно – истинна и не тождественно – ложна, то тем самым доказано, что она выполнима.

В доказательстве от противного объектом внимания сначала делается противоречащее тезису утверждение, попадающее под действие закона исключения третьего. Благодаря такой логической зависимости достаточно доказать истинность или ложность одного из них, тем самым определяется истинное значение другого.

Правила аргументации:

1.тезис должен быть ясно сформулирован

2. тезис не должен меняться в ходе аргументации



17. Соотношение объемов понятия.

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом. Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому сравнивать эти понятия невозможно. Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании тих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов.


  1. вида отношений совместимости:

1.Равнообъемность(понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный(равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, но содержание различно, поскольку каждое из них содержит различные признаки треугольника.

2.пересечение(перекрещивание)(понятие, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно. Плотник и столяр)

3.подчинение(субординация)(понятие, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть)

Отношения между понятиями принято изображать при помощи круговых схем(кругом Эйлера, где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка – предмет, мыслимый в его объеме.

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми. Эти понятия одержат признаки, исключающие совпадения их объемов.

3 вида отношений несовместимости:

1.противоположность(контрарность)(понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, несовместимые с ними. Такие понятия называются противоположными(контрарными). Объемы двух противоположных понятий составляют в сумме всего лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены.)

2.соподчинение(координация) (два или больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию называются соподчиненными.

3. противоречие (контродикторность)( находятся понятия, одно из которых содержит признаки, а другое эти же признаки исключает. Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являют и которому они соподчинены).

18. Ошибки и уловки в процессе доказательства и критики.

Во время доказательства и критики возможно возникновение ошибок и уловок.

Содержательная ошибка – это использование в доказательстве ложных посылок.

Формальная ошибка имеет место тогда, когда умозаключение не опирается на логический закон и заключение не вытекает из посылок.

В процессе доказательства может быть нарушение правил тезисов, что приводит к ошибкам. Нарушение ясной формулировки тезиса ведет к его забыванию или преобразованию. Имение тезиса в ходе доказательства ведет к тому, сто доказывается совсем не то, что надо было доказать, а совершенно другое.

В процессе аргументации могут быть нарушены правила аргументов, что приводит к возникновению ошибок. Если нарушено правило истинности аргументов(аргументы должны быть истинными), то возникнет ошибка, которая называется «основное заблуждение» и характеризуется попыткой доказать тезис с помощью ложных аргументов. Если истинность не обоснованна независимо от тезиса, то возникает ошибка «круг в доказательстве»: справедливость доказываемого положения обосновывается посредством этого же положения, высказанного, возможно, в другой форме.

Некорректные приемы, используемые в спорах, многочисленны и разнообразны. Наиболее грубы «механические» уловки, когда, например, противнику не дают говорить.

Грубый прием – организация «хора» присутствующих при споре, восхваляющих доводы одной стороны и демонстрирующих скептическое отношение к доводам другой стороны.

К предельно грубым приемам относится использование насилия, физического принуждения или истязания с целью заставить другую сторону имитировать принятие навязываемого тезиса. Немеханические, некорректные приемы – это использование ложных, недоказанных аргументов, надеясь на невнимательность противной стороны, намеренное запутывание или сбивание с толку.

Существует перечень некорректных психологических приемов, ориентированных на то, чтобы вывести оппонента из психического равновесия и расстроить его работу мысли и воображения. К психологическим приемам относится, когда один из спорящих говорит очень быстро и выражает свои мысли в путаной форме, быстро перескакивая с одной мысли на другую.



19. Ограничение и обобщение понятий.

Обобщить понятие – значит перейти от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Министерство юстиции РФ» мы переходим к понятию «министерство юстиций». Объем нового понятия шире исходного понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Содержание понятия уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки.

Обобщение понятия может быть беспредельным. Наиболее широким являются понятия с предельно широким объемом – категории, например, «материя», «сознание», «движение» и т.д. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.

Ограничение понятия представляет собой операцию, противоположную операции обобщения. Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объемом , но с меньшим содержанием, к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием. Чтобы ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образовав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения понятия является единичное понятие.

Таким образом, изменяя объем исходного понятия, мы изменяем и его содержание, осуществляя тем самым переход к новому понятию – с большим объемом и меньшим содержанием(обобщение) или меньшим объемом и большим содержанием(ограничение)

Логические операции обобщения и ограничения понятий широко применяются в практике мышления: переходя от понятий одного объема к понятиям другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным. Обобщение и ограничение понятий не следует смешивать с мысленным переходом от части к целому и выделению части из целого.



<< предыдущая страница   следующая страница >>