1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Реферат по предмету философия эмпиризм как гносеологическая категория 1 130.74kb.
Методы научного познания. Развитие научного знания процесс научного... 1 91.04kb.
Экономический анализ и теория познания 2 633.22kb.
Демонстрационный эксперимент 2 375.42kb.
Это учение о методах и приемах познания и преобразования действительности... 1 70.63kb.
Статьи, опубликованные в сборнике, посвящены анализу структуры научного... 1 312.28kb.
Общая характеристика современного литературного процесса в России 1 34.64kb.
Социально-исторические и духовные предпосылки возникновения, общая... 1 21kb.
Менеджмент лекции 1 347.26kb.
Методология истории как форма знания 1 62.35kb.
Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. 1 137.62kb.
Основы логики и логические основы компьютера 4 786.22kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания - страница №1/4

1.Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное сознание протекает в трех основных формах6 ощущение, восприятие представление.



Ощущение – это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов - их цвета, формы. Запаха, вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием.

Представление – сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах.



Рассмотрим основные особенности мышления:

1.Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания, мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное.

2.Мышление - процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать только то, что непосредственно воздействовало или воздействует на органы чувств. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, называется выводным, а сам его процесс – выведением.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль не возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать на базе языкового материала, в словах и предложениях.

4. Мышление – процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек образует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

В реальном познавательном процессе обе формы находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения , которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятия и ощущениям и создают предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, закон природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.



2. Значение логики в развитии современной науки.

Логика – наука о мышлении, ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в 4 веке до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель(348-322 г.г. до н.э.) Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики – логики предикатов. Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков. Логика стоиков - основа другого направления математической логики- логики высказываний.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качество имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

3. Логика современная(символическая) и традиционная.

В Средние века(6-14в.) логика была в значительной степени подчинена богословию. В этот период теоретический поиск в логике развернулся вокруг проблемы объяснения общих понятий. При этом на протяжении Средних веков систематическая разработка формальной логики почти не выходила за пределы силлогистики. Основателем логики считается сирийский математик Аль-Фараби. Его логика направлена на анализ научного мышления. Он выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия, другая - теорию суждений, выводов и доказательств.

В эпоху Возрождения логика переживала кризис. Она расценивалась в качестве логики «искусственного мышления», основанного на вере. Которому противопоставлялось естественное мышление, базирующее на интуиции и воображении.

Новый, более высокий этап, в развитии логики начинается с 17 века. Его начало было связано с появлением работы Ф. Бэкона «Новый Органон». В этом труде автор стремиться разработать приемы исследования самой природы. Он положил начало созданию механизмов установления причинно-следственных связей с объективной реальностью. Таким образом, Бэкон стал родоначальником индуктивной логики. В дальнейшем индуктивная логика была систематизирована и значительно расширена в работах Гершеля и Милля.

Известный вклад в развитие традиционной логики внесли и русские ученые. Среди них особое место занимает Михаил Иванович Каринский. Он разработал универсальную систему выводов, разделив их на две основные группы - основанные на тождестве субъектов и на тождестве предикатов. Каринский подчеркивал независимость существующего от субъективного представления о нем, признавал объективность интеллектуального восприятия действительности как отражения ее реальных связей и отношений. Каринский предложил различие понятие логической группы и агрегата. Первое определении он относил к совокупности, характеризующейся инвариантностью(утверждаемое обо всех утверждается о каждом). Второе – к совокупности, обладающей иными свойствами, чем составляющие ее элементы.

В 19 веке была создана символическая логика. Растущие успехи в развитии математики выдвинули две фундаментальные проблемы: применение логики для разработки математических теорий и математизацию логики. При изучении проблемы взаимодействия логики и алгебры, приоритет отдавался алгебре. Г.Фреге отказался от алгебраических аналогий и разработал оригинальный символический, пригодный для использования в универсальной логической теории. Он выяснил истинную природу центрального понятия алгебры и логики – переменной. Обнаружилось родство между переменной и неопределенным местоимением.

Продолжение развития символической логики занимались Рассел и Уайтхед. Новая логика позволила с большой точностью описать формы суждений и отношения между ними. С помощью формальной логики стало возможным найти окончательные решения философских проблем.

В современной науке значение символической логики очень велико. Она находит приложение в кибернетике, нейрофизиологии, лингвистике. Символическая логика является современным этапом в развитии формальной логики. Она изучает процессы рассуждения и доказательства посредством его отображения в логических системах исчисления. Таким образом, по своему предмету эта наука является логикой, а по методу – математикой.



4.Основные формы развития знаний: проблема, гипотеза, теория.

Под проблемой будем понимать вопрос, для разрешения которого средств недостаточно. Противоречия между теорией и фактами - главный источник появления проблем. Проблема возникает при появлении потребности в устранении противоречия. Противоречие проявляет себя при использовании теории как метода, средства достижения некоторых познавательных целей – объяснения, предсказания, систематизации фактов.

После того, как проблема поставлена, начинается поиск ее разрешения. На этом этапе развития знаний центральное место принадлежит гипотезе.

Гипотеза – предполагаемое решение некоторой проблемы. Заведомо истинный, как и заведомо ложный ответ на нее не может выступать в качестве гипотезы. Ее логическое значение находится между истинностью и ложностью и может вычисляться в соответствии с законами теории вероятностей.

Главное условие, которому должна удовлетворять гипотеза – е обоснованность. Этим свойством гипотеза должна обладать не в смысле своей доказанности. Доказанная гипотеза – это уже достоверный фрагмент некоторой теории.

Основания, на которые опирается гипотеза, являются положениями необходимыми, но недостаточными для ее принятия. Это то, что называется известным в проблеме, е предпосылками. Между ними имеет место отношение следования законам дедукции, из гипотезы выводятся предпосылки проблемы, а не наоборот.

Всякая гипотеза имеет тенденцию в превращение в достоверное знание. Это превращение сопровождается дальнейшим обоснованием гипотезы, которое идет теперь не со стороны проблемы, а со стороны внешнего материала, с которым она соотносится. Этот новый этап обоснования называется проверкой гипотезы. Проверка – достаточная сложная процедура и может сопровождаться различными подходами – доказательством, опровержением, подтверждением, оспариванием.

Теория – это высшая, самая развитая организация знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются или выводятся из них по логическим правилам. Положения теории отображают определенные существенные связи действительности. Каждое положение теории является истиной для множества обстоятельств, в которых проявляется эта связь

Таким образом, формы развивающихся знаний находятся между собой в неразрывной связи и взаимообусловленности. В то же время в процессе научного исследования каждая из них соответствует строго определенному этапу. Ориентация в этих формах, знание методологических требований – необходимое качество каждого исследователя.

5. Язык как условие мышления и как знаковая система.

Любая мысль в форме понятий, суждений или умозаключений с необходимостью облекается в материально-языковую оболочку и не существует вне языка. Выявить и исследовать логические структуры можно лишь путем анализа языковых выражений.

Функции естественного языка многочисленны и многообразны. Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Язык позволяет передавать накопленные знания, жизненный опыт, практические умения от одного поколения к другому, осуществлять процесс воспитания и обучения подрастающего поколения. Языку свойственны такие функции как хранит информацию, быть средством познания, быть средством выражения эмоций.

Язык –знаковая система, выполняющая функцию формирования, хранения и передачи информации в процессе познания действительности и общения между людьми.

Исходным конструктивным компонентом языка выступают используемые в нем знаки. Под знаком имеют в виду любой чувственно воспринимаемый предмет, выступающий представителем другого предмета и носителем информации о последнем. Среди различных знаков выделим два вида: знаки – образы и знаки - символы.

Знаки - образы имеют определенное сходство с обозначаемыми предметами. Пример: копии документов, фотоснимки, отпечатки пальцев. Знаки – символы не имеют сходства с обозначаемыми предметами. Пример: нотные знаки, буквы в алфавитах национальных языков.

Множество исходных знаков составляет его алфавит. Комплексное изучение языка осуществляется общей теорией знаковых систем- семиотикой, которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксис- раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка – эмоционально – психологические, эстетические и другие отношения носителя языка к самому языку.

По своему происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки – это исторически сложившиеся в обществе звуковые(речь), а затем и графические(письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Естественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки – вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной - языком – объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатым по сравнению с языком – объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки широко используются в науке и технике: химии, математике, кибернетике и т.д. Искусственный язык используется и логической наукой для теоретического или практического анализа мыслительных структур. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической или символической логики.



6. Становление неклассической логики.

Разнообразные неклассические направления составляют разнородное целое, которое принято объединять под именем неклассической логики. Но для направлений неклассической логики классическая была первой изначальной теорией, последовательно и полно реализовавшей программу математической логики.

Классическая логика стала объектом жесткой критики. Л.Брауэр один из самых известных ее критиков начала 20 века. Его рассуждения послужили основой для возникновения интуиционистской логики, основы которой сформулировал в 1930 году А.Гейтинг.

В 1912 году Льюис впервые разработал неклассическую теорию логического исследования. Существует семейство теорий, описывающих логическое следование и условные связки конкретней, чем классическая логика. Наибольшую известность получила релевантная логика, развитая американскими логиками Андерсоном и Белнапом.

В двадцатые годы 20 века начали складываться:

1.деонтическая логика, изучающая связки нормативных понятий.

2.логика абсолютных оценок, исследующая логическую структуру и логические связки оценочных высказываний.

3.вероятная логика, изучающая теорию вероятностей для анализа проблематичных рассуждений и др.

В область логического исследования оказались вовлеченными естественные и гуманитарные науки:

1.логика времени, описывающая логические связи высказываний, у которых временной параметр включается в логическую форму.

2.паранепроворечивая логика, исключающая возможность получать из противоречий все, что угодно.

3.эпистемическая логика, изучающая понятия «опровержение», «неразрешимо», «доказуемо» и др.



7. Понятие и виды знаков. Смысловое и предметное значение знаков.

Знак – это материальный объект, выступающий в процессе познания и общения представителем другого объекта, ситуации, состояния, свойства или отношения, т.е. всего, что требуется указывать. Знак имеет две основные функции: выделение объекта познания и мысленное оперирование с ним. Отсюда вытекают два свойства знака: чувственное восприятие и связь с обозначаемым. Способ, которым знак указывает на свое значение, называется смыслом знака.

Смысл – это, что понимает человек, воспроизводящий и воспринимающий знак. Таким образом, значение и смысл – две основные характеристики знака.

Виды знаков:

1. Знаки - индексы.( связаны с представляемым объектом причинно – следственным, т.е. объект – причина, знак – следствие) полоса от самолета – индекс, самолет - причина

2.Знаки - образы. Связаны с представляемыми предметами отношениями подобия. Фотография – подобие

3. Знаки – символы, не связаны с представляемыми объектами ни причинно – следственно, ни отношением подобия.

8.Многозначная логика.

Классическая логика основывается на принципе, согласно которому, каждое высказывание является либо истинным, либо ложным. Ей противопоставляют многозначные системы. В последних допускаются также разного рода неопределенные суждения, учет которых, не только усложняет, но и меняет всю картину. Принцип двузначности был известен еще Аристотелю, который не считал его объективным. В более позднее время положение, что любое высказывание либо истинно, либо ложно, оспаривалось многими логиками. Это было связано с невозможностью применения данного принципа к несуществующим, неустойчивым или ненаблюдаемым объектам.

Первые современные многозначные логики создали независимо друг от друга Я. Лукасевич в 1920 и Э.Пост в 1921 году. Лукасевичем была предложена трехзначная логика основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. Ряд классических законов в трехзначной логике отсутствовал. Среди них оказались закон противоречия, закон исключения третьего, закон косвенного доказательства и др.

Э.Пост подошел к построению многозначной логики формально. Он предложил обозначения: 1-истина, 0-ложь, находящиеся числа в промежутке между этими значениями, обозначают определенную степень истинности.

В настоящее время построен ряд систем многозначной логики и разрабатывается общая теория этих систем. Разработка систем многозначной логики имеет целью решение различных конкретных задач научного исследования, как общечеловеческих, так и специальных научных. (приложение многозначной логики к обоснованию квантовой механики)

9.Имя. Виды имен.

Имя- это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет(вещи, свойства, процессы и пр. как природы, как и общественной жизни, психические деятельности людей, продукты их воображения и результаты абстрактного мышления). Хотя предметы изменчивы, текучи, в них сохраняется качественная определенность, которую обозначает имя данного предметов.

Имена делятся на:

1.простые(книга, снегирь) и сложные или описательные(самый большой водопад в Канаде и США). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются.

2.собственные, то есть имена отдельных людей, предметов, событий(Обь) и общие – название класса однородных предметов(дом, действующий вулкан)

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением являются обозначаемый им предмет. Смысл имени – способ, каким имя обозначает предмет, те. Информация о предмете, которая содержится в имени. Один и тот же предмет может иметь множество разных имен(синонимов) Такие знаковые выражения как «4», «2+2», «9-5» являются именами одного и того же предмета – числа «4». Разные выражения, обозначающие один и тот же предмет, имеют одно и то же значение, но разный смысл.(т.е. смысл «4», «2+2», «9-5» различен)

Такие языковые выражения как «самое глубокое озеро мира», «пресноводное озеро в Восточной Сибири на высоте около 455 метров», «озеро, глубина которого 1620 метров», имеют одно и то же значение «озеро Байкал», но различный смысл, поскольку эти языковые явления описывают озеро Байкал с помощью различных его свойств, то есть дают различную информацию о Байкале.

Смысл – способ, каким имя обозначает предмет(информация о предмете)

Значение – обозначаемый именем предмет или класс предметов.

Имя – языковое изображение, обозначающее предмет.



10.Модальная логика.

Модальная логика – пример одной из неклассических логик. Цель обогащения языка логики привела к возникновению модальной логики. Ее задача - анализ рассуждений, в которых встречаются модальные понятия, служащие для конкретизации устанавливаемых нами связей и оценок.

Раздел модальной логики, изучающий такие понятия как «полагает», «сомневается», называется эпистемической логикой. Если субъект убежден в чем-то, неверно, что он убежден в противоположном.

Логика времени изучает такие модальные понятия как «было», «будет», «раньше» и т.д.Пример: «Неверно, что произойдет логически невозможное событие».

Все модальные понятия делятся на абсолютные и сравнительные. Понятия «хорошо» и «плохо» представляют собой абсолютные модальные понятия, понятия «лучше» и «хуже»-сравнительные. К абсолютным модальностям в логике времени относятся «было», «есть», «будет», к сравнительным – «раньше», «позже» и «одновременно». В логике оценок понятия «хорошо», «безразлично» и «плохо» являются абсолютными, «лучше», «равноценно» и хуже» - сравнительными. Абсолютными понятиями теории логических модальностей считается «логически необходимо», «логически возможно» и «логически невозможно», которым в качестве сравнительного понятия рассматривает понятие «…логически следует» Логики абсолютных модальных понятий несводимы к логическим теориям сравнительных понятий, и наоборот. Основное внимание в модальной логике отводится абсолютным модальностям.

Формальные свойства – это общее для модальных понятий разных типов. Независимо, к какой группе относятся данные понятия, они определяют друг через друга по одной и той же схеме. Нечто допускается, если нет убеждения в противоположном; возможно, если противоположное не является необходимым; разрешено, если противоположное не обязательно и т.д. Сравнительные понятия разных групп определяются похожим способом: «первое раньше второго», «второе позже первого» и т.д.

Принцип полноты в теории логических модальностей утверждает, что каждое высказывание либо необходимо, либо случайно, либо невозможно.

В каждом разделе модальной логики существует собственная версия модальной непротиворечивости: высказывание не может быть необходимым и невозможным; действие не может быть как обязательным так и запрещенным и т.д.



следующая страница >>