1. Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рассматривается развитие социально-экономических процессов с позиции... 1 435.41kb.
Политология как наука: объект, предмет, содержание. Объект политологии... 7 2058.56kb.
Билет Вопрос Обоснование теории паблик рилейшнз (пиарологии) 11 1388.43kb.
Программа по дисциплине Планирование социально-экономических систем... 5 1943kb.
Вопросы к экзамену «Теория финансов» 1 16.77kb.
1 Градостроительные разработки, предшествующие новому генеральному... 4 1927.8kb.
1. Объект, предмет, задачи экономической и социальной статистики 1 16.16kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и история политических... 6 1083.43kb.
Повышение интереса старших школьников к изучению географии 1 208.29kb.
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004... 1 255.05kb.
Детская общественная организация и ее деятельность в современных... 4 1179.89kb.
Страна западно-сибирской низменности 20 2378.26kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических - страница №1/2

Тесты по дисциплине «Исследование социально-экономических и политических

процессов»

Тема 1. Объект и предмет дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
1. Объектом изучения дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» являются:

  1. проблемы, связанные с завоеванием, удержанием и распространением власти;

  2. экономические проблемы, затрагивающие интересы различных социальных групп;

  3. происходящие в обществе социально-экономические и политические процессы;

  4. социальные интересы и потребности населения.

2. Понятие, используемое для определения социальных изменений, связанных с глубинными


количественными и качественными преобразованиями:

  1. социальное развитие;

  2. социальная модернизация;

  3. социальная трансформация;

  4. социальное преобразование.

3. Социальный процесс - это...



  1. любой вид движения, смены состояний социального объекта или явления, поток событий, модификаций;

  2. различия между тем, что представляла собой социальная система в прошлом и в настоящий период времени;

  3. результат проводимых в обществе преобразований;

  4. этапы событий, последовательно сменяющих друг друга

4. Существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере –

это _____________________________
5. Понятие «процесс» характеризует:


  1. статику общественного развития;

  2. динамику общественного развития;

  3. явления застоя в общественном развитии;

  4. эволюционные явления.

6. Основными характеристиками процессов, протекающих в обществе, являются:



  1. масштаб;

  2. направленность:

  3. интенсивность;

  4. изменчивость.

7. Сфера взаимодействия имеющихся в обществе социальных групп, классов, слоев по поводу условий их жизни и деятельности – это ___________________________


8. Установите соответствие между уровнем дисциплины и его содержанием:

Уровень

Содержание

теоретический

а) научные знания о методах изучения происходящих в обществе процессов, их взаимодействии;

прикладной

б) анализ частных методов практического решения определенных проблем.

9. Теоретическая направленность исследований состоит в …



  1. определении сущности и реального содержания социально-экономических и политических процессов;

  2. изучении тенденций развития процессов;

  3. управлении социально-экономическими и политическими процессами;

  4. определении социальных сил, в интересах которых развиваются те или иные процессы.

10. Реформа представляет собой процесс...



  1. распада системы, при котором ее элементы «захватываются» другими системами

  2. резкого, скачкообразного изменения ядра системы, ведущего к появлению новой системы

  3. постепенной перестройки ядра системы, ведущей к появлению новой системы;

  4. возрождения старых, отживших элементов системы.


Тема 2. Структура и содержание социальных процессов
1. Процессы, обусловленные внешними причинами, называются...

  1. явные процессы;

  2. латентные процессы;

  3. экзогенные процессы;

  4. эндогенные процессы.

2. Процессы, обусловленные внутренними причинами, называются ________________ процессами


3. Примером направленного процесса является ...

  1. экономический бум;

  2. экономическая социализация;

  3. экономический застой;

  4. стагнация.

4. Процесс приватизации - это...



  1. латентный процесс;

  2. явный процесс;

  3. неуправляемый процесс;

  4. ненаправленный процесс.

5. Процесс административной реформы государственного управления - это:



  1. явный процесс;

  2. латентный процесс;

  3. неуправляемый процесс;

  4. ненаправленный процесс.

6. На уровне мирового сообщества протекают __________________ процессы.


7.Установите соответствие между приведенными терминами и определениями

Термин

Определение

морфогенетические процессы

а) процессы, которые можно распознать, предсказать и у которых можно выявить цель;

явные процессы

б) процессы, приводящие к возникновению совершенно новых условий, состояний общества, социальной структуры, развития экономики и т. д.

спонтанные процессы

в) процессы постепенного накопления новых элементов и свойств, в результате которого происходит изменение;

эволюционные процессы

г) процессы, которые возникают как ненамеренные, нераспознанные (скрытые) совокупности множества индивидуальных действий «снизу».

8.Установите соответствие между приведенными терминами и определениями



Термин

Определение

однолинейные процессы

а) процессы, который нельзя распознать, воспринять как положительные или отрицательные, установить их желательность или нежелательность;

спланированные процессы

б) процессы, приводящий лишь к модификации, реформации развития, в результате которых не возникают новые условия или состояния общества;

процессы трансмутации

в) процессы, идущие под давлением «сверху»;

латентные процессы

г)направленные процессы, развитие которых происходит по единственной возможной траектории.

9. Структура социального процесса состоит из следующих элементов:



  1. субъект социального процесса;

  2. объект социального процесса;

  3. цель социального процесса;

  4. условия протекания социального процесса.

10. Социальный прогресс Г. Спенсер рассматривал...



  1. как результат возникновения и разрешения социальных противоречий

  2. как степень развития производительных сил

  3. как рост однородности и уменьшение степени взаимозависимости социальных компонентов

  4. как увеличение дифференциации, степени взаимозависимости социальных компонентов


Тема 3. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования социальных систем.
1.Установите соответствие между понятием и его сущностью:

Понятие

Сущность

1)метод

а) совокупность правил использования метода

2)методика

б) способ получения результата, решения проблемы или получения новой

3)техника

в) совокупность приемов исследования

2.Стратегия научной деятельности, включающая специальные принципы и определенные


методологические ориентации – это _______________________.
3. Установите соответствие между понятием и его сущностью:

Понятие

Сущность

1)проблема

а) форма знания, содержащая научное предположение;

2) гипотеза

б) форма знания, содержащая то, что еще не познано;

3)теория

в) форма знания, дающая целостное отображение определенной части действительности.

4.Установите верную последовательность уровней структуры методологии:



  • общенаучные (фундаментальные) принципы и методы;

  • конкретно-научные принципы и методы;

  • частно-научные принципы и методы.

5. По признаку цели выделяют следующие методы:

  1. первичные;

  2. вторичные;

  3. логико-аналитические;

  4. экспериментально-игровые.

6. По признаку - способ реализации - выделяют следующие методы:



  1. первичные;

  2. вторичные;

  3. логико-аналитические;

  4. экспериментально-игровые.

7. Установите соответствие между видом исследования и его целью:



Вид исследования

Цель исследования

Качественное

а) понимание и интерпретация субъективного аспекта социальных процессов.

Количественное

б) получение точных, количественных значения изучаемых показателей

8. К количественным методам сбора информации относят:



  1. опрос;

  2. социометрический опрос;

  3. эксперимент;

  4. метод «фокус-групп».

9. К качественным методам сбора информации относят:



  1. опрос;

  2. социометрический опрос;

  3. эксперимент;

  4. метод «фокус-групп».

10. Диалектический метод относится к ___________________________ методам исследования.


Тема 4. Структурно-функциональный и системный анализ социально-экономических и политических процессов
1. Структура - это инвариантная упорядоченность элементов (подсистем) в соответствии с _________________________ между ними.
2. Установите последовательность реализации функций (этапов) процесса управленческой деятельности как системы:

  1. принятие управленческого решения;

  2. прогноз развития ситуации;

  3. планирование исполнения решения;

  4. анализ ситуации;

  5. контроль за исполнением управленческого решения;

  6. организация исполнения решения;

  7. корректировка принятого решения.

3. Определите соответствие между приведенными терминами и определениями:



Термин

определение

Лабильность

а) мера энергетического равновесия между

подсистемами в замкнутой системе;



гомеостаз (ис)

б) способность системы обратимо менять

свою структуру и функции (структурная и

функциональная гибкость);


энтропия

в) механизм, сохраняющий относительную

неизменность параметров внутренней

среды системы при изменяющихся

параметрах внешней среды.


4. Основной задачей системного анализа является:



  1. классификация основных структурных элементов системы;

  2. определение функций социальных институтов;

  3. системное исследование сложных проблем в условиях неопределенности;

  4. дифференциация основных структурных элементов системы.

5. Установите соответствие между понятием и его определением:



Понятие

Определение

эмерджентность

а) относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы;

цель системы

б) связь, усиливающая результаты функционирования системы, способная приводить ее к неустойчивым состояниям;

структура системы

в) предпочтительное состояние для системы;

обратная положительная связь

г) степень несводимости свойств системы к свойствам ее элементов

6. К системному анализу не относится следующая процедура:



  1. рассмотрение изучаемого явления как определенной системы;

  2. выделение в изучаемом явлении его составных элементов;

  3. установление взаимосвязей между системными элементами;

  4. диагностику времени и качества жизни изучаемой системы.

7. Понятие «эмерджентность» предполагает:



  1. степень несводимости свойств системы к свойствам ее элементов;

  2. относительную независимость системы от среды и других аналогичных систем;

  3. относительно устойчивую фиксацию связей между элементами системы;

  4. предпочтительное состояние для системы.

8. Понятие «обратной связи» в системном анализе означает:



  1. степень несводимости свойств системы к свойствам ее элементов;

  2. относительно устойчивую фиксацию связей между элементами системы;

  3. изменение структуры системы во времени;

  4. воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

9. Характеристики «жестких» систем:



  1. четкая, неизменная структура;

  2. ограниченное число элементов, между которыми количество взаимосвязей невелико;

  3. это сложные системы, с большим числом элементов;

  4. эти системы хорошо организованы и управляемы.

10. Последний этап системного анализа...



  1. конструирование системной модели;

  2. построение структуры систем

  3. анализ явлений эмерджентности

  4. анализ взаимосвязей элементов системы.

Тема 5 . Моделирование как способ познания социальных процессов.
1. Моделирование - это...

  1. создание моделей не существующих, а ожидаемых процессов;

  2. идеализирование какого-либо процесса;

  3. представление об объекте, лишенное недостатков;

  4. адекватная замена оригинала аналогом.

2. Установите соответствие между понятием и его определением



1) бинарная модель

а) модель, которая воспроизводит взаимодействие многих переменных - скрытых и явных;

2) регрессионная модель

б) модель, которая фиксирует взаимодействия трёх переменных и более, направленных на решение одной задачи;

3) интерактивная модель

в) модель, которая воспроизводит различные виды взаимодействий двух переменных;

4) многофакторная модель

г) модель, которая используется при анализе влияния двух независимых переменных величин на зависимую третью переменную.

3. При построении модели социального процесса с помощью SWOT-анализа не используется показатель...



  1. сила;

  2. слабость;

  3. возможности;

  4. недостатки.

4. Модель, содержащая фиксированный перечень входных параметров, определяющих свойство и динамику моделируемого объекта – это _________________________________ модель


5. К свойствам модели не относится следующая характеристика...

  1. адекватность;

  2. динамизм;

  3. комплексность;

  4. релевантность элементов.

6. Установите соответствие между принципами моделирования и их содержанием:



Принцип

Содержание

точности

а) принцип, охватывающий переход от максимально полного описания объекта моделирования к более простым формам;

разнообразия элементов модеои

б) принцип, позволяющий отразить многофункциональный характер исследовательских задач;

непрерывности

в) принцип, предусматривающий возможность соответствия образа объекта его содержанию и возможности проверки этого соответствия на адекватность;

верификации

г) принцип, выражающийся в соразмерности исходных данных и точностью в отображении объекта моделирования

7. Не существует моделей...



  1. математических;

  2. невербальных;

  3. предметных;

  4. знаковых.

8.. Модели, используемые в прогнозировании, суть которых заключается в переносе прошлых тенденций в будущее - это модели.

9. К основным языкам моделирования социальных процессов не относится...


  1. словесное описание;

  2. блок-схемы, матрицы решений;

  3. художественное изображение;

  4. математические формулы.

10. Нельзя смоделировать следующий процесс...

  1. динамика ВВП;

  2. динамика фонда заработной платы;

  3. численность населения;

  4. электоральные ожидания.


Тема 6. Программа и организация социального исследования
1. Программа статистического наблюдения - перечень вопросов (признаков),

подлежащих _______________________________ в процессе наблюдения.


2. Установите соответствие между типом исследования и его целью

Тип исследования

Цели исследования

зондажное, поисковое

а) верификация причинно-следственных (объяснительных) гипотез;

дескриптивное, описательное

б) апробирование методики, получение предварительных данных о событии или процессе;

аналитическое, объяснительное

в) формирование целостного представления об изучаемом объекте, его структуре и связях между элементами;

экспериментальное

г) установление зависимости между различными социальными процессами, объектами и их характеристиками, выявление причинно-следственных связей.

3. Установите последовательность основных этапов статистического исследования



  • анализ полученных обобщающих показателей;

  • сводка и группировка результатов наблюдения;

  • статистическое наблюдение.

4. Договор на исследование - письменное соглашение сторон о ___________________ , имеющее

юридическую силу и определяющее экономические и правовые отношения между заказчиком и исполнителем.
5. Установите последовательность основных этапов прикладного социологического исследования


  • кодировка данных и их обработка;

  • подготовка и оформление отчета об исследовании;

  • разработка программы исследования;

  • пилотаж методик сбора информации;

  • анализ полученных результатов;

  • этап сбора эмпирической информации (полевой этап);

  • разработка и внедрение рекомендаций.

6. Эмпирическое социологическое исследование - это...



  1. обобщение данных о культурных, исторических и общественных процессах;

  2. теоретический анализ актуальных общественных проблем;

  3. выработка, принятие и реализация управленческих решений социальных проблем;

  4. реализация системы логически последовательных процедур, связанных между собой единой целью - получить достоверные данные.

7. Впервые предложил методику проведения выборочных опросов населения и ввел понятие


репрезентативности ...

  1. О.Конт;

  2. М. Вебер;

  3. Дж. Гэллап;

  4. Т. Парсонс.

8. Старейшим в России является...



  1. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ);

  2. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ);

  3. VOX POPULI (Б. Грушина);

  4. РОМИР.


9. К основным ограничениям на проведение экспериментов в социологии не относится:

  1. высокая стоимость;

  2. низкая валидность данных;

  3. отсутствие контрольной группы;

  4. нехватка специального оборудования.

10. К основным направлениям демоскопии не относится:



  1. прогнозирование исхода выборов;

  2. анализ биографий политических лидеров;

  3. анализ аудитории СМИ и их эффективности;

  4. Изучение отношения населения к различным законопроектам.

11. Демоскопия -это:



  1. Раздел демографии

  2. Наблюдение и анализ массовых явлений в обществе

  3. Метод сбора эмпирической информации

  4. Тип выборочной процедуры

12. Главные отличия программы прикладного исследования от программы фундаментального исследования заключаются в ...



  1. методиках получения эмпирической информации;

  2. степени разработанности теоретико-методологического раздела программы;

  3. используемых процедурах выборки;

  4. характере решаемых задач.


Тема 7. Социально-экономические процессы как объект социальных исследований
1. Какая форма собственности доминирует в современном российском обществе?

  1. Собственность общественных и религиозных организаций.

  2. Частная собственность.

  3. Смешанная российско-иностранная собственность.

  4. Государственная и муниципальная собственность.

2. Установите последовательность вертикальной социально-экономической стратификации:



  • Квалифицированные рабочие.

  • Мелкобуржуазия

  • Технические специалисты среднего уровня

  • Неквалифицированные рабочие

  • Административно-управленческий аппарат высшего уровня

  • Техники и работники, осуществляющие управленческие функции

  • Коммерческий класс

3. Дайте определение термина «экономическое поведение».

1. Экономическое поведение - это образ, способ, характер экономических действий субъектов

экономических процессов.

2. Экономическое поведение - это экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни.

3. Экономическое поведение - это система ценностей и побуждений хозяйственной

деятельности.

4. Экономическое поведение - это система правил организации экономической деятельности.
4.Установите соответствие между типом личности и типом поведения:

Тип личности:

Тип поведения:

экономический

1. риторический

технологический

2. мобилизационный

психологический

3. прогрессивный

этический

4. автономный

5.Установите соответствие между понятием и его определением:



Понятие:

Определение:

конкуренция

1. сотрудничество субъектов для достижения общей цели

монополия

2.доступность немногих к ресурсам

олигополия

3. соперничество субъектов за доступ к ресурсам

кооперация

4. доступ одного субъекта к ресурсам

6. Дайте определение термина «экономический институт».

1. Экономический институт - это образ, способ, характер экономических действий субъектов.

2. Экономический институт - это экономический элемент социальной структуры, характеризующий устройство, формы организации и регулирования экономической жизни.

3. Экономический институт - это система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности.

4. Экономический институт - это система правил организации экономической деятельности.


7. Одним из основных способов количественной оценки соотношения доходов на душу населения между 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных слоев является:

  1. Статистический.

  2. Индекс развития человеческого потенциала.

  3. Децильный коэффициент.

  4. Нормативный.

8.М. Вебер считал, что основным механизмом регуляции социально-экономических отношений

является:


  1. Бюрократия.

  2. Политическая партия.

  3. Рынок.

  4. Харизматическая личность.

9.Какой слой преобладает в социально-экономической структуре российского общества?

1. Высший

2. Выше среднего

3. Средний слой

4. Ниже среднего

5. Низший слой
10.Основным критерием экономической стратификации является:

1. Политические взгляды.

2. Денежные сбережения.

3. Уровень потребления.

4. Уровень дохода.
Тема 8. Методологические подходы к исследованию социально-экономических процессов
1.Установите верную последовательность элементов в структуре экономической теории:


  • исходные посылки (аксиомы, постулаты);

  • теоретические утверждения и выводы (законы, теоремы, гипотезы и т.д.);

  • теоретические модели;

  • методы доказательства теоретических выводов и проверки гипотез.

2. Абстрактные теоретические понятия, обозначающие определенные элементы экономической


реальности, их состояния или свойства – это ________________________________.
3. Системный подход к исследованию социально-экономических процессов связан с именем ...

  1. К.Маркса;

  2. М.Вебера;

  3. И.Валлерстайна;

  4. В.Леонтьева.

4. Наука, разрабатывающая методы измерения взаимосвязи между экономическими и


социальными процессами, называется ____________________________________.
5. Эвристический метод исследования открытых самоорганизующихся систем, подверженных
корпоративному эффекту, - это ___________________________________.
6. Понятие «экономический процесс» отражает динамику развития...

  1. материального производства;

  2. производительных сил;

  3. окружающей природной среды;

  4. производственных отношений.

7. Методологический подход, рассматривающий социально-экономические процессы как «результирующий вектор» поведения, воли и интересов отдельных субъектов называется....



  1. бихевиористский подход;

  2. системный подход;

  3. структурно-функциональный подход;

  4. институциональный подход.

8.Установите соответствие между ключевой идеей и идеологическим направлением:



Идея

Идеология

неприкосновенности частной собственности

а) социал-демократическая;

смены общественно-экономических формаций

б) марксистская;

социальной справедливости

в) либеральная

9.Установите соответствие между экономической школой и направлением исследований:



Экономическая школа

Направление исследований

меркантилизм

а) предмет исследования - богатство, источником которого является торговля;

физиократизм

б) предмет исследования - богатство, источником которого является производство;

английская классическая

в) предмет исследования - взаимосвязь производства и потребления, накопления и распределения богатства

10.Современная экономическая наука изучает...



  1. духовно-нравственные процессы;

  2. отношения людей и групп в процессе производства;

  3. распределение, обмен и потребление благ при постоянно-ограниченных ресурсах;

  4. естественно-исторические процессы.

Тема 9. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития.
1. Развивающееся общество, в тоже время сохраняющее свою устойчивость, общество, в котором налажен процесс и механизм изменений, сохраняющий его устойчивость, исключающий борьбу социальных сил называется __________________________________.
2. Установите соответствие между терминами и приведенными определениями:

Термин

Определение

социальная стабильность

а) неизменность во времени, сохранение параметров системы, данного строения в данной среде;

устойчивое развитие

б) сохранение параметров системы и возвращение к ним в случае вынужденных отклонений, а также процесс упорядоченного, организованного изменения;

равновесие

в) изменения структуры, функций или каких-либо процессов в социальной системе, которые деформируют эту систему и угрожают ее целостности.

социальная нестабильность

г) развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

3. Укажите компоненты социальной стабильности:

1. Внутренняя социальная стабильность социальных систем (институтов, общностей и т. д.);

2. Внутриличностная стабильность, стабильность установок и ценностей;



3. Стабильность их взаимосвязей и взаимодействий компонентов социальных систем между собой;

4. Стабильность всего общества, которая предполагает стабильность экономическую, политическую, идеологическую, культурную.


4.Устойчивость социальных объектов, структур и процессов, которая при всех изменениях

сохраняет их целостность как таковых - это:

1. социальная изменчивость;

2. социальная стабильность;

3. социальное развитие;

4. социальная стационарность.


5.Нарушение равновесия внутри социальных систем и между ними, которое проявляется в

функциональной расстроенности вплоть до невыполнения необходимых общественных

функций, деформации взаимоотношений между различными социальными институтами:

1. социальное равновесие;

2. социальное развитие;

3. социальная нестабильность;

4. социальное изменение.
6.Теория, претендующая на объяснение поведения человеческих множеств, которые объединены лишь присутствием в одном месте в одно время и взаимодействие между которыми имеет характер усиления эмоций - это...

1. теория массовых коммуникаций;

2. теория «подражания»;

3. теория «толпы»;

4. теория социализации.
7.Система предельно-критических показателей развития российского общества была

разработана:

1. учеными ИСПИ РАН;

2. учеными РАГС;

3. специалистами ООН;

4. специалистами ВЦИОМ.


8.При анализе соотношения предельно-критических и реальных показателей развития

российского общества базой сравнения выступают показатели развития за:

1. 1913 г.;

2. 1985 г.;

3. 1990 г.;

4. 2000 г.


9.Система предельно-критических показателей развития российского общества была разработана для оценки приближения к ситуации нестабильности:

1. в социально-экономической сфере общества;

2. в политической сфере общества;

3. для оценки демографического кризиса;

4. по семи важнейшим сферам жизнедеятельности общества: экономической, социальной,

демографической, экологической, политической, духовной и девиантному поведению.


10. Нормативный, относительный показатель означает:

1. уровень приближения к заданной величине-норме;

2. соотношение минимальных и максимальных величин;

3. соотношение величин в заранее определенных группах;

4. оценку состояния явления.
11 .Социальные показатели - это ...

1. наблюдаемые и измеряемые характеристики социального явления или процесса;

2. фрагменты социальной реальности, на которые направлена познавательная деятельность;

3. отдельные социальные явления и процессы, оказывающие влияние на развитие и функционирование общества;

4. общепринятая система образцов.
12.Установите последовательность стадий нестабильности социальной системы:

1. реформация социальных структур, отдельных функций или процессов внутри социальной системы, а также нарушение межсистемных связей;

2. общая нестабильность социальной системы, когда существенно нарушается ее целостность;

3. разрушение системы или переход в принципиально новое социальное качество.


13.Стабильность в обществе достигается:

  1. за счет неизменности, постоянства социальных связей и институтов;

  2. за счет умелого осуществления назревших социальных изменений;

  3. за счет непрерывной борьбы социальных сил;

  4. за счет жесткой вертикали власти и постоянного контроля.


Тема 10. Методы исследования стратификационных процессов
1.Установите соответствие между методологическим подходом и его автором:

Методологический подход

Автор

системно-динамический

а) П.Сорокин;

социокультурный

б) К.Маркс, Э.Гидденс, П.Штомпка;

функционалистский

в) Т.Парсонс, Р.Мертон, У.Мур

микросоциологический

Г) Дж.Г.Мид, Дж.Хоманс, П.Блау

2. К методам изучения социальной стратификации относятся...



  1. объективный;

  2. репутационный;

  3. фокус-групп;

  4. самооценочный.

3. В исследовании процессов стратификации используют следующие критерии:



  1. формы собственности;

  2. формы разделения и кооперации труда;

  3. мотивации производственной деятельности и ценностные системы человека;

  4. отношение к религии.

4. Метод исследования взаимодействий между социальными объектами и выявления условий возникновения этих взаимодействий называется ______________________________________.


5. «Социально-экономический фундамент» современного общества составляет…

1. элита общества;

2. рабочий класс;

3. средний класс;

4. низший класс.
6. Совокупность методов многомерного статистического анализа, позволяющих представить информацию о связи между признаками изучаемого объекта на основе выделения некоторых факторов - это ____________________________.
7. В основу социальной стратификации положены следующие критерии:


  1. уровень дохода, образование, власть, влияние;

  2. уровень прибыли, власть, влияние, ответственность;

  3. уровень дохода, образование, престиж, власть;

  4. образование, культура, власть, престиж.

8. Экономические процессы в теории стратификации раскрываются через такие категории, как...



  1. социальный статус личности;

  2. социальные связи;

  3. взаимодействия между индивидами и группами;

  4. групповая мобильность.

9. Экономическими критериями оценки социально-экономического статуса являются:



  1. место проживания субъекта;

  2. владение производительной собственностью (капиталом);

  3. социально-отраслевая сфера занятости;

  4. место в управленческой иерархии (должностной статус).

10. На основе признака материальной обеспеченности в современном российском обществе


выделяют ______________________________ групп.
Тема 11. Методология измерения уровня и качества жизни российских граждан
1. К факторам, включаемым в оценку уровня жизни населения, относят...

  1. условия труда;

  2. условия быта;

  3. уровень дохода;

  4. экологию.

2. «Бедность» характеризуется как ...

  1. нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека и семьи;

  2. доход в 1 доллар США на человека в день из расчета покупательной способности доллара;

  3. состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения;

  4. состояние, в котором оказывается человек после потери работы.

3. Понятие «международная черта бедности» характеризуется как....



  1. нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека и семьи;

  2. доход в 1 доллар США на человека в день из расчета покупательной способности доллара;

  3. состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения;

  4. состояние, в котором человек оказывается после потери работы.

4. Понятие «черта бедности» означает:

1. нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека и семьи

2. доход в 1 доллар США на человека в день из расчета покупательной способности доллара;

3. состояние, при котором основные потребности индивида или семьи превышают имеющиеся средства для их удовлетворения;

4. состояние, в котором оказывается человек после потери работы.


5.Интегральным показателем качества жизни является индекс развития ______________________.

.

6.Установите соответствие между понятием и его определением:



Понятие

Определение

1) качество жизни

а) степень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей;

2) уровень жизни

б) обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

7. Степень отклонения фактического распределения денежных доходов населения от линии их


равномерного распределения характеризует ____________________________.

следующая страница >>