1. Национальная конкурентоспособность Уровни конкурентоспособности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Понятие и объективные основы конкуренции в экономике. Институциональные... 1 36.62kb.
Вопросы к экзамену по курсу «Стратегический менеджмент» 1 29.9kb.
Принципы эконометрического моделирования конкурентоспособности стран... 1 108.94kb.
Вопросы для итоговой формы контроля по дисциплине «Национальная экономика» 1 42.2kb.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития 21 3480.92kb.
Психологические факторы, определяющие уровни психологического здоровья... 1 147.93kb.
Курсовая работа По дисциплине «Экономика предприятия» на тему «Конкурентоспособность... 4 783.94kb.
С. В. Чернышов Социальные истоки благотворительности исторический... 1 106.03kb.
Методы маркетинговых исследований. Сравнительный анализ форм опроса... 1 19.77kb.
«сны духовного многообразия» Содержани е 28 5489.03kb.
Семинар – тренинг формирование рыночной стратегии компании и её практическое... 1 15.07kb.
Контроль и самоконтроль полученных знаний и усвоенных умений по изучаемому... 1 67.65kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Национальная конкурентоспособность Уровни конкурентоспособности - страница №1/1

Тема 13. Основы международной конкурентоспособности


  1. Национальная конкурентоспособность.

  2. Основные формы конкурентной борьбы на мировом рынке.

__________________________

1. Национальная конкурентоспособность

Уровни конкурентоспособности

  1. Конкурентоспособность товара – относительное сочетание цены и качества товара для потребителя.

  2. Конкурентоспособность фирмы – возможность создавать конкурентоспособные товары, поддерживать их конкурентоспособность, обеспечивать реализацию этих товаров на внутреннем и мировом рынках.

  3. Конкурентоспособность отрасли – реализация в рамках отдельной отрасли политики совершенствования использования факторов производства, нацеленной на завоевания конкурентных преимуществ на мировом рынке.

  4. Конкурентоспособность страны – совокупность сравнительных преимуществ страны, уровня развития факторов производства, экономической и политической ситуации, определяющая место страны в системе мирохозяйственных связей.

Стадии развития конкурентоспособности национальной экономики

Экономический подъем

Спад

1. Конкуренция на основе факторов производства

2. Конкуренция на основе инвестиций


3. Конкуренция на основе нововведений

4. Конкуренция на основе богатства



Факторы, определяющие конкурентоспособность страны

Первая группа – наделенность страны факторами производства.

Вторая группа – технический уровень производства и национальный уровень производительности труда.

Третья группа – национальный уровень подготовки кадров и научно-технический потенциал страны.

Четвертая группа – общеэкономическая ситуация в стране (средняя норма прибыли, эффективность банковской и финансовой системы).

Пятая группа – сложившийся в стране уровень жизни (средний уровень заработной платы, социальные выплаты населению, общие расходы на образование и здравоохранение).

Шестая группа – экономическая и внешнеэкономическая политика государства.

Методика составления рейтинга конкурентоспособности стран

Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируется 290 показателей, из них 41 показатель используется лишь как вводная информация о стране и в конечном рейтинге не отражается. Остальные 249 критериев, которые находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в восемь агрегированных факторов. Агрегированные факторы конкурентоспособности в свою очередь разделяются на подфакторы (см. табл. 1).

При составлении рейтинга используется два типа данных:


  • Достоверные данные (Hard data) - это статистическая информация, получаемая из различных международных и региональных организаций, частных и государственных институтов.

  • Обзорная информация (Survey data) - представляет собой данные опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). Это всесторонний опрос, который проводится среди менеджеров высшего и среднего звена каждой из 47 стран. Анкета опроса включает 110 различных вопросов. Респондентам предлагается оценить существующие и ожидаемые конкурентные условия той страны, которую они представляют.

Однако данные опроса менеджеров имеют все же меньшую достоверность, чем статистические выкладки, поэтому вводится специальная поправка: вес статистических данных составляет 1, а данных опроса - 0,64.

«Золотые правила» конкурентоспособности, следую которым страна добьется повышения или сохранения своей конкурентоспособности:

  • стабильное и предсказуемое законодательство;

  • гибкая структура экономики;

  • инвестиции в традиционную и технологическую инфраструктуру;

  • стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций;

  • повышение агрессивности экспорта наряду с привлечение прямых иностранных инвестиций;

  • улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования;

  • взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов;

  • сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса;

  • крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации работающих;

  • баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений (то есть наряду с осознанием принадлежности к мировому сообществу должна существовать национальная идея, национальное самоопределение).

Таблица 1

Группы критериев оценки конкурентоспособности стран



Агрегированные факторы

 

Внутренний экономический потенциал

Внешнеэко-номические связи

Государственное регулирование

Кредитно-финансовая система

Инфраструктура

Система управления

Научно-технический потенциал

Трудовые ресурсы

Состав-ляющие факторы

Добавленная стоимость

Текущий платежный баланс

Национальный долг

Капитализация экономики

Базовая

Продуктивность

Затраты на НИОКР

Демографические характеристики

Инвестиции

Экспорт товаров и услуг

Правительственные расходы

Доступность капитала

Технологическая

Затраты на рабочую силу

Уровень научных кадров

Характеристики рабочей силы

Сбережения

Импорт товаров и услуг

Фискальная политика

Динамизм фондовых бирж

Деловая (для бизнеса)

Корпоративная интенсивность труда

Технологический менеджмент

Занятость

Конечное потребление

Курс национальной валюты

Эффективность гос. управления

Эффективность банковского сектора

Энергетическая

Эффективность управления

Научная среда

Безработица

Развитие секторов экономики

Инвестиции в ценные бумаги

Правосудие

-

Экологическая

Корпоративная культура

Интеллектуальная собственность

Система образования

Стоимость жизни

Прямые иностранные инвестиции

Правоохранительные органы

-

Уровень жизни

Адаптивность

Национальный протекционизм

-

Национальные культурные ценности

-

Открытость экономики

-

Таблица 2

Рейтинг конкурентоспособности стран (Источник: World Economic Forum, 2004)

Страна

2003 г.

2002 г.

Финляндия

1

1

США

2

2

Швеция

3

3

Тайвань

4

5

Дания

5

4

Норвегия

6

9

Сингапур

7

6

Швейцария

8

7

Япония

9

11

Исландия

10

8



Россия

70

70



Украина

86

84


2. Основные формы конкурентной борьбы на мировом рынке
Ценовые факторы конкурентоспособности

Ценовая стратегия фирм направлена с одной стороны на завоевания большей доли мирового рынка, а с другой – на получение больших доходов.



Ценовые стратегии:

  • пионерные – для реализации новых и принципиально новых товаров;

виды ценообразования: «снятие сливок», «что рынок вынесет», «постепенное проникновение», «жизненный цикл товаров»

  • стандартные – для реализации уже известных товаров;

виды ценообразования: «первоклассный имидж продукта», «целевая доля рынка», «целевой объем продаж», «входной билет на зарубежный рынок», «договорные цены с правительством»

  • адаптационные – ориентация на цены конкурентов.

виды ценообразования: «конкурентное», «проб и ошибок»

Справочная цена и торговые скидки:

Справочная цена – первоначально установленная в прейскуранте фирмы цена или цена предложения (оферты) продавца.

Справочная цена подвержена корректировки через систему скидок:



  • оптовому покупателю;

  • на уторгование;

  • на условия платежа;

  • за количество или серийность;

  • за оборот в течение года;

  • посредникам, дилерам и т.п.;

  • сезонная;

  • специальные.

Неценовые факторы конкурентоспособности в условиях НТР

К неценовым факторам относится конкуренция качества и организация системных продаж.



Конкуренция качества – постоянное совершенствование качества выпускаемой продукции с жестким контролем за увеличением цены.

Системные продажи – форма долговременного сотрудничества продавца с покупателем, основанная на комплексных поставках оборудования, инжиниринге, организации технической поддержки и сервиса и постоянного обновления продукции.