1. Консилиум Уже неделю в доме Селезневых жил заколдованный директор заповедника сказок Иван Иванович Царевич в шкуре серого козлика - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. Консилиум Уже неделю в доме Селезневых жил заколдованный директор заповедника - страница №1/9

Кир Булычев

Козлик Иван Иванович

1. Консилиум

Уже неделю в доме Селезневых жил заколдованный директор заповедника сказок Иван Иванович Царевич в шкуре серого козлика. Жизнь дома была сложной и нервной. С одной стороны, казалось бы, что такого? Одним животным в доме больше. Уже есть марсианский богомол, котенок, домработник Гриша... Входит, к примеру, в квартиру гость, слышит - топ-топ по коридору острые копытца. Из дверей выбегает козлик, острые маленькие рожки, бородка еще не выросла, смотрит на гостя жалобными глазами и молчит.

- Ах, - говорит гость, - новое животное завели? А чем он питается?

- Нет, - начинает Алиса, - он совсем не то, чем кажется...

И замолкает, потому что обещала козлику не раскрывать его ужасной тайны, не рассказывать каждому встречному поперечному, что злой и неудачливый волшебник Кусандра, стараясь захватить в заповеднике власть, подсунул директору, доктору наук и профессору Царевичу, вместо чая воды из той самой волшебной лужи. Выпьешь ее, и превратишься в козлика. Если объяснять это каждому гостю, то гость потребует продолжения истории и, может, даже ее счастливого завершения. А сделать это нельзя - ни продолжения, ни счастливого завершения эта история пока не имела. Кусандра успел прыгнуть в машину времени и пропасть в дебрях легендарной эпохи, которая затерялась где-то между третьим и четвертым ледниковым периодами. Он унес с собой курочку Рябу, мешок с позолоченными яйцами и секрет спасения директора. Расскажешь об этом гостям, начнутся пустые речи, что бы сделать, как бы придумать... а вот я знаю одного профессора... а вот я слышал, что на Альдебаране это лечат... Но, оказывается, нигде не лечат. Доказательство тому вчерашний консилиум. Консилиум означает собрание самых знаменитых врачей, биологов и генных инженеров, которые в кабинете Алисиного отца поставили на середину несчастного директора, глядели на него в микроскопы, телескопы и другие приборы, мерили ему давление, брали анализ крови, а потом каждый показывал, какой он знающий ученый.

- Во-первых, - сказал, опершись о трость, седой, объемистый, бородатый профессор Володин, - мы еще не установили, является ли наш пациент человеком или, простите, только козлом.

- Ой, - возмутилась Алиса, которую допустили на консилиум. - Вы же оскорбляете Ивана Ивановича! Вы думаете, что он не понимает, а он не глупее вас.

- Может быть, - сказал профессор Володин. - И тем не менее, научная проверка необходима, не так ли, коллеги?

И его коллеги склонили умные головы, потому что были настоящими учеными и ничего не принимали на веру. Козлик тоже кивнул головой, потому что даже в таком диком виде он оставался ученый.

- Как же вы это проверите? - спросил отец Алисы Селезнев, директор космического зоопарка.

- Способ у меня простой, - сказал профессор Володин. - Но он себя оправдывал в прошлом.

Профессор Володин расстегнул свой портфель, достал оттуда капустный лист и показал всем.

- Вы видите обыкновенный лист капусты, который я заимствовал у моей жены Гуленьки специально для этого опыта.

Профессор Тягамото с островов Люкю, расположенных в Бурном океане планеты Флукс, встал со своего кресла, достал лупу и внимательно исследовал лист капусты.

- Подтверждаю, - сказал он, - что перед нами лист растения, которое именуется на Земле капустой.

- Этот лист капусты я намерен предложить нашему пациенту, - сказал профессор Володин. - Капуста, как известно, излюбленная пища всех козликов.

Остальные профессора склонили головы, соглашаясь с профессором Володиным. Они тоже знали, что капуста -излюбленная пища козликов.

- Если перед нами обыкновенный козлик, - сказал профессор Володин, - то он без сомнения тут же начнет жевать этот лист капусты. Если же перед нами наш уважаемый коллега профессор Царевич, то он найдет в себе силы отказаться от листа капусты, чтобы мы поверили в то, что он - это он. Согласны ли присутствующие?

Присутствующие переглянулись, почесали бороды и лысины и согласились, что такое испытание внесет ясность. Тогда профессор Володин обернулся к козлику, который стоял понурившись посреди кабинета, и спросил его:

- Уважаемый коллега, согласны ли вы с таким испытанием? Вы на нас не обидитесь?

Козлик наклонил голову и сказал коротко:

- Бе.

Профессора улыбнулись. Хоть они и считали себя обязанными провести такой опыт, им было неловко перед Царевичем, с которым они еще недавно встречались на научных конференциях и которого очень уважали. Профессор Володин положил листок капусты на пол, и все стали смотреть на козлика. Козлик поднял голову, обвел всех профессоров внимательным взглядом, потом поглядел на лист капусты. Алиса вдруг испугалась. Она-то была уверена, что козлик - это директор заповедника. А вдруг он обидится на профессоров за такое недоверие и съест лист им назло? Под открытым окном послышался шум и топот - кто-то громадный и тяжелый шел по улице. Топот прервался у самого окна. В комнате стало темнее, потому что в окне появился очень толстый человек в синем костюме и галстуке-бабочке, к которому была пришпилена небольшая золотая корона.



- Ничего не понимаю! - воскликнул профессор Володин. -Почему вы заглядываете с улицы прямо на второй этаж?

- Здравствуйте, - сказал толстый человек, - дело в том, что я приехал верхом на драконе.

И тут же рядом с толстым человеком появилась голова дракона, разверзла пасть, усеянную длинными, как карандашами, зубами, и сказала: - Как дела?

Профессора были так поражены, что не могли поверить собственным глазам.

- Урра! - закричала Алиса. - Это толстый король и Змей Гордыныч к нам приехали!

- Кто они такие? - спросил профессор Тягамото и взял лупу.

- Они из заповедника сказок, - сказала Алиса. - Разве непонятно? Где еще могут у нас жить драконы и короли? Дракон - мой друг, а король исполняет обязанности директора, пока мы не расколдуем Ивана Ивановича.

- Совершенно верно, - сказал король. - К вашим услугам.

Тут он заметил козлика, который радостно заблеял при виде старых знакомых, и поклонился ему: - Как ваше самочувствие, Иван Иванович?

- Простите, - сказал тогда седой профессор Кармайкл из Оксфорда. - Это ни на что не похоже! У меня создается впечатление, что здесь хотят повлиять на наше научное мнение. Надеюсь, что мы и без помощи драконов выясним, козлик стоит перед нами или директор.

- Нам нельзя мешать, - сказал профессор Володин. - У нас консилиум.

- Я считаю, что драконам здесь делать совершенно нечего, - сказал профессор Тягамото. - У вас есть вопросы к нашему пациенту?

- Мы подождем, - сказал толстый король, - вы не беспокойтесь. Мы тут в тенечке отдохнем, пока вы беседуете. Тысяча извинений.

Король верхом на драконе отъехал от окна. Дракон остановился на другой стороне улицы под тенью большого дуба и принялся щипать одуванчики. Профессора покачали головами и вернулись к своим делам.

- Ну и каково будет ваше решение, коллега? - обратился профессор Володин к козлику. Козлик посмотрел на него, подмигнул и подобрал с пола лист капусты. Он хрупал листом капусты, смаковал его, пережевывал, заглатывал, а профессора смотрели на него в полном изумлении. Они ждали чего угодно, только не этого. Козлик доел лист капусты и снова поглядел на профессоров. Профессора опустили глаза.

- Неужели вы не понимаете, - воскликнула Алиса, - что Иван Иванович съел этот листок, потому что обиделся на вас?! Неужели это непонятно?

- С одной стороны, - сказал профессор Тягамото, - мы понимаем чувства Ивана Ивановича. Но с другой - опыт есть опыт. И если судить по опыту, получается, что перед нами самый обыкновенный козлик.

- Да, Иван Иванович, - сказал профессор Володин, который был очень расстроен. - Вы нас подвели. Вы нас, можно сказать, поставили в тупик.

- Бээээ, - сказал козлик, как будто засмеялся. И никто из ученых не догадался, что Иван Иванович съел этот лист капусты просто потому, что ему захотелось капусты. Какой бы ты ни был профессор и директор, но если ты в козлиной шкуре, то любишь капусту. Вот поэтому Иван Иванович и съел этот злополучный листок.

- Что ж, - сказал, наконец, самый старый и самый мудрый профессор Кармайкл-младший. - Мы должны оценить чувство юмора нашего коллеги козлика Ивана Ивановича и попросить у него прощения,

Он строго посмотрел на профессора Володина, и все профессора строго посмотрели на профессора Володина, а профессор Володин смутился, достал из портфеля второй лист капусты и протянул козлику. Козлик кивнул головой, поблагодарил и съел лист.

- Теперь, когда нам ясно, что перед нами все же наш коллега, а не просто козлик, - сказал профессор Тягамото, - мы можем обсудить, как его вылечить.

Профессора спорили целый час. Козлик устал и лег спать. Они так и не достигли согласия. А их предложения были такими. Первое предложение. Сделать козлику искусственное горло, чтобы он мог говорить. Д еще лучше - руки, Чтобы он мог писать свои научные труды. Второе предложение. Заморозить козлика на то время, пока наука не научится превращать козликов в людей. Третье предложение. Сделать, искусственного человека, как две капли воды похожего на Ивана Ивановича, и посадить в него козлика, как в одежду. И все будут думать, что это Иван Иванович. И еще двадцать три подобных предложения. А самое последнее предложение, когда все профессора уже охрипли, сделала Алиса:

- Надо, - сказала она, - расколдовать козлика.

Разумеется, профессора зашикали на девочку, рассердились и попросили ее выйти из комнаты. Ни один из профессоров не верил в сказки и колдовство. И правильно делали. Если бы они верили, то не были бы профессорами, а наука зашла бы в тупик.

2. Легендарная эпоха

Когда профессора разъехались по домам, Алиса с козликом прошли к ней в комнату и сели на ковер.

- Ну, задал ты им работы, - сказала Алиса. - Хотя мне понравилось предложение одеть тебя в шкуру Ивана Ивановича.

Козлик отрицательно покачал головой.

- Понимаю, - сказала Алиса. - Обидно тебе. Ты хочешь все или ничего.

Козлик согласился.

- Тогда нам не на кого надеяться, кроме самих себя, - сказала Алиса. Козлик и с этим согласился.

- А для того, чтобы расколдоваться, нам надо отправиться в легендарную эпоху, - сказала Алиса. - Найти там Кусандру и заставить его тебя расколдовать.

Козлик грустно наклонил голову. Он понимал, что это невыполнимая задача. Где его найдешь? А потом, если найдешь, как его заставишь расколдовать? А вдруг он не умеет? Известно много случаев, когда люди и волшебники могли бог знает что натворить, но совершенно не умели исправлять свои ошибки. Тут зазвонил видеофон. Алиса включила экран. На экране все было белым. Белые стены, белая мебель и белое лицо в белой шапочке.

- Здравствуй, Снегурочка, - сказала Алиса. - Как дела в заповеднике?

- Все хорошо, - сказала Снегурочка, которая звонила из холодильника, где они с Дедом Морозом ждали зимы. - Все здоровы. Гномы трудятся, скоро будет свадьба Вени с твоей куклой Дашей, ждем тебя в гости, дракон написал письмо своей сестре на озеро Лох-Несс. Бабушка Красной Шапочки почти довязала занавес для детского музыкального театра, Волк сам себе сплел намордник и ест манную кашу. Кот в сапогах стирает пыль с хрустального гроба и любуется Спящей царевной...

Алиса услышала за спиной грустный вздох. Она обернулась и увидела, как из глаз козлика катятся крупные слезы. Снегурочка тоже поняла, что расстроила своего бывшего директора.

- Ой, зачем я только говорю и говорю! - воскликнула она. - Директор без нас соскучился, ему грустно. Но ведь я тоже не гуляю, сижу в холодильнике жду зимы.

Козлик никак не мог утешиться, он лил слезы, и скоро на ковре образовалась небольшая лужа.

- Знаешь, Алиса, - сказала Снегурочка шепотом, приблизив губы к самому экрану. - Мне кажется, что наш директор немного влюблен в Спящую красавицу, но раньше он не смел ее поцеловать, а теперь он не сможет этого сделать. Кот этим и пользуется.

- Тогда гоните Кота от хрустального гроба, - сказала Алиса. - Не расстраивайте Ивана Ивановича.

- Я обязательно скажу об этом королю, - пообещала Снегурочка. - Алис, а Алис, почему я тебе позвонила, ты не помнишь?

- Ты мне забыла сказать.

- Ах, вспомнила! Я хотела тебя позвать на коньках кататься.

- Рано, - сказала Алиса. - До зимы долго. Лето только начинается.

- Не может быть! - сказала Снегурочка. - Но я тебе завтра позвоню. Завтра зима будет ближе?

- На один день, - сказала Алиса.

- На целый день, - ответила Снегурочка и отключилась. Под окном раздалось тяжелое дыхание. Толстый король верхом на Змее Гордыныче подъехал к окну и заглянул в него.

- Ну как, отзаседали? - спросил он. - И что решили?

- Много всего решили, - сказала Алиса. - Но нам это не подходит.

- Так я и думал, - вздохнул король и обернулся к козлику: -Я привез вам папку, которую вы просили.

Козлик кивнул головой. Король протянул папку в окно. Козлик не мог взять папку, Алиса сделала это за него и положила папку на диван.

- Еще будут указания? - спросил король. Но козлик его не слушал. Он прыгнул на диван и старался копытом раскрыть папку.

- Тогда я поехал обратно, - сказал толстый король. - Бабушка с Красной Шапочкой ждут меня к завтраку.

Тут в окне показалась одна из голов дракона и сказала:

- Алиса, хочу поделиться с тобой большой радостью. Сегодня пришла открытка из Шотландии. Моя двоюродная сестра Несси откликнулась. Теперь я не одинок.

- Я поздравляю тебя, Змей Гордыныч, - сказала Алиса. - Я очень рада.

- Спасибо, - сказал дракон. - Ты добрый и чуткий ребенок. Заботься о нашем директоре. Не падайте духом. Главное - терпение!

- Поехали! - приказал толстый король, и дракон двинулся по улице. Алиса высунулась из окна и помахала им вслед. Потом Алиса села на диван рядом с козликом и помогла ему развязать папку. В папке лежали нужные бумаги и документы. И козлик почти сразу нашел самую главную бумагу, которую подвинул Алисе, чтобы она прочла. На большом листе было напечатано: "ОПИСАНИЕ ЛЕГЕНДАРНОЙ ЭПОХИ, сделанное профессором И. И. Царевичем".

- Я почитаю вслух? - сказала Алиса. - Это очень интересно.

Марсианский богомол замер на столе, домработник Гриша остановился в дверях, пролетавший по улице по своим делам павлин опустился на подоконник... Всем было интересно.

- "Когда мне выделили в институте Времени машину для исследований - так начиналось описание, - я решил использовать ее для подтверждения моей давнишней гипотезы..." Что такое гипотеза? - спросила Алиса. Все посмотрели на козлика. Козлик не смог ответить.

- Папа! - крикнула Алиса. - Что такое гипотеза?

Отец заглянул в комнату.

- Гипотеза, - сказал он, - это предположение. Еще не открытие, а только идея. Например, я изучал планету, на которой очень большое давление, горячий воздух, много вулканов, землетрясений и даже идут каменные дожди. И я предположил, что на такой планете могут выжить только существа, покрытые крепким панцирем, которые не боятся больших температур. И я даже нарисовал такое животное. И что же - моя гипотеза подтвердилась. Через два года там нашли черепаху...

- Знаю! - сказала Алиса. - И ее назвали: "Черепаха Селезнева".

- А что ты читаешь? - спросил отец.

- Толстый король привез нам описание легендарной эпохи.

- Которой нет, - сказал отец, - потому что ее не может быть.

- Это гипотеза, - сказала Алиса. Отец недоверчиво пожал плечами, но не ушел, а остался в комнате послушать, что будет читать Алиса.

- "Я решил с помощью машины времени, - читала Алиса, - доказать мою давнишнюю гипотезу. Я думал так: столько есть на свете сказок, легенд, мифов и поэм про сказочные существа, и там рассказывают о них со всеми подробностями, и трудно поверить, что все это сплошная выдумка. Я предположил, что в истории было время, когда сказочные существа жили на самом деле. Ведь когда-то ученые не верили, что раньше на Земле жили бронтозавры и даже мамонты. Но наука развивается, и в конце концов удалось откопать из вечной мерзлоты мамонтов, найти скелеты бронтозавров. Животные на Земле много раз менялись, одни вымирали, другие появлялись, и все это от того, что менялся климат, океаны заливали сушу, суша превращалась в пустыни, пустыни становились ледниками и снова - океанами. Но где же, задал я себе вопрос, могла прятаться легендарная эпоха, и почему ее не открыли? Наверное, подумал я, в эту эпоху люди не умели писать. Они рассказывали о гномах, драконах и волшебниках своим внукам и правнукам, а внуки и правнуки не очень верили старикам и называли их рассказы сказками. Но ведь что-то должно было случиться, чтобы люди остались живы, а волшебники и драконы исчезли с лица Земли? Рассудив так, я принялся изучать историю Земли и узнал, что на самой заре человечества, когда люди были еще дикими и только недавно произошли от обезьян, наступили ледниковые периоды. Периодов было несколько, и пережить их было трудно. Особенно плохо приходилось потому, что ледниковые периоды охлаждали Землю, заливали льдом долины и замораживали реки и озера. Только-только оставшиеся в живых звери приспособятся к такой трудной жизни, отрастят шерсть и научатся есть мох в тундре, ледники начинают отступать, реки и озера размораживаются, начинает печь солнце, и те звери, которые не успели сбросить шкуры, вымирают... А жизнь расцветает вновь... Но тут опять похолодание, опять снег сыплет с неба, опять нельзя купаться, опять идет ледниковый период! Таких перемен ни одному зверю, ни одному волшебнику не пережить. Когда я все это изучил, стало ясно, что искать легендарную эпоху надо как раз между ледниковыми периодами. А следов от нее могло не остаться, потому что их скорее всего слизал ледник, как корова языком. Рассудив так, я настроил машину времени на промежуток между первым и вторым ледниковым периодами и ничего там не нашел, кроме диких охотников, которые носились по степям и лесам за дикими и странными животными. Но я не отчаивался. Я отправился в промежуток между вторым и третьим ледниковыми периодами и тоже не нашел ничего необычайного. Тогда я отправился в промежуток между третьим и четвертым ледниковыми периодами и там тоже ничего не обнаружил. Это меня сильно удивило, потому что нарушало мою гипотезу. Я долго ломал голову. Что же произошло, не может быть, чтобы я ошибся!"

Алиса остановилась и перевела дух. Она уже устала читать.

- Вот видишь, - сказал отец, - как устаешь, когда проверяешь неправильную гипотезу, основанную не на научных данных, а на пустых фантазиях!

- Погоди, еще не все, - сказала Алиса и продолжала читать: - "Я несколько месяцев был в ужасном состоянии. Мне было горько отказываться от светлой идеи". Богомол расстроился, спрыгнул со стола и лег на полу, вытянув во все стороны тонкие ноги. Павлин собрал хвост в длинную тряпочку, домработник Гриша смахнул фартучком набежавшую масляную слезу. "И вдруг однажды ночью мне пришла в голову мысль. А почему я всегда забираюсь точно в середину периода между ледниками? Ведь эти периоды очень длинные, по многу тысяч лет. А если поглядеть поближе к концу? Подумав так, я соскочил с постели и в одних оранжевых трусах побежал к машине времени, включил ее и перенесся в те годы, когда четвертый ледниковый период уже начинался. Я вышел на пустынную местность, которая располагалась в те времена на месте Москвы, на краю темного елового леса. Светила луна, дул такой пронизывающий ветер, что я сразу пожалел, что в спешке не успел одеться. По краю леса шла громадная темная тень. Я побежал туда, не зная еще, что это такое. И представляете себе мою радость, когда оказалось, что это самый настоящий дракон с тремя головами! Я так спешил к этому дракону, что совершенно забыл об осторожности. Дракон увидел меня, зарычал и пыхнул мне в лицо огнем. Он мне потом признался, что сам очень испугался, решив, что я сказочное чудовище и, может быть, очень опасное. Ведь он никогда раньше не встречал людей в оранжевых трусах. Я убежал от дракона и через несколько метров увидел, что на склоне холмика прорезано окошко, в котором горит свет. Я опустился на корточки и заглянул внутрь. Оказалось, что я заглядываю внутрь настоящего дома гномов, которые как раз ужинали. Это был самый счастливый момент моей жизни. Я понял, что совершил замечательное научное открытие - нашел легендарную эпоху и доказал, что волшебные существа когда-то существовали рядом с людьми и они не выдумки старых бабушек, а память человечества о своем отдаленном прошлом". Алиса перевернула страницу и сказала отцу: - Вот видишь, а ты сомневался.

- Ученый всегда должен сомневаться, - сказал отец. - Иначе он перестанет быть ученым.

Козлик кивнул головой. Он был согласен с профессором Селезневым.

- "Но открытие легендарной эпохи, - продолжала читать Алиса, - породило новые проблемы. Во-первых, я простудился после того, как пробегал всю ночь по холодной легендарной эпохе, во-вторых, я понял, что ни один из ученых мне не поверит. Даже если я всю Академию наук отвезу в легендарную эпоху и покажу им драконов, эльфов, магов, фей, леших, гоблинов, ведьм, таракушек, глумушек, оборотней, мои дорогие коллеги все равно сочтут меня фантазером. В-третьих, непонятно было, что делать с моим открытием. Я много раз ездил в легендарную эпоху, познакомился с некоторыми ее жителями и узнал, что они очень встревожены тем, что наступает ледник. Мой новый друг Змей Гордыныч узнал, что я живу в будущем, и стал проситься к нам в теплый климат. Другие тоже просили. И я решил - сделаю в двадцать первом веке заповедник для сказочных существ. Пускай все желающие из прошлого будут спокойно жить у нас, а наши дети смогут глядеть на сказки наяву, а не в кино и не на картинках. Пускай вначале все думают, что это фокус, трюк, но постепенно привыкнут к тому, что в Москве есть заповедник сказок, и тогда я смогу убедить ученых, что легендарная эпоха - не моя выдумка. У каждого ученого есть сын, дочь, внук или внучка. И они будут верить в мой заповедник, а их отцы, мамы, бабушки и дедушки скорее прислушаются к голосу внука, чем к словам ученого. Так я и сделал. Постепенно заповедник увеличивался. Мне даже удалось перетащить в будущее дракона Змея Гордыныча и замок толстого короля. Мне помог мой приятель волшебник Оох, который умеет уменьшать все предметы в сто раз. Теперь уже много тысяч детей видели заповедник сказок. На днях я приглашу ученых, на первую экскурсию в заповедник и посмотрим, что они скажут..." - Все, - сказала Алиса. - Дальше ничего не написано. Ты не успел, козлик?


следующая страница >>