1. Концепция и философия науки логистики. История и современные тенденции развития - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методическое пособие. Ульяновск: УлГУ, 2005. 112 с 7 2735.9kb.
Краткое содержание курса Тема №1 Понятийный аппарат логистики и факторы... 1 52.62kb.
Понятийный аппарат логистики и факторы ее развития 1 52.69kb.
93. Задачи и функции логистики. Факторы и тенденции ее развития см 1 95.15kb.
П. Н. Костылев Признаком зрелости всякой науки, в том числе науки... 1 255.18kb.
Степин, Горохов, Розов: ●Предметом философии науки являются 1 51.03kb.
Тема №3 Современные тенденции развития мирового хозяйства 1 60.25kb.
Происхождение термина «логистика». Определение логистики и ее синонимы. 3 531.32kb.
Методология истории как форма знания 1 62.35kb.
Реферат по курсу «Философия науки» 4 626.9kb.
Темы Философия Духовная философия + Рационализм. Современные наука... 5 712.78kb.
Нам, …, …, …, …, права и обязанности экспертов, предусмотренные ст. 1 180.05kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Концепция и философия науки логистики. История и современные тенденции развития - страница №1/3



Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Московский государственный университет печати


«Логистика»

Задания и рекомендации по проведению практических и семинарских занятий по направлениям : 060800 и 060500

Москва


Издательство МГУП

2004


Утверждено

Советом факультета

Экономики и менеджмента

21 сентября 2004 г.


Л. Н. Косова к. э. н., доцент.


Подготовлено на кафедре маркетинга

Оглавление

Введение. С. 5

Тема 1. Концепция и философия науки логистики. История и современные тенденции развития.

1.1. Тема семинара. Лоистика, наука и практика, мировые достижения развития. Применение логистического подхода в деятельности предприятия в России. С. 5

Тема 2. Построение схемы логистической системы предприятия.

2.1. Задание для практического занятия. Определение границ логистической системы различных типов предприятий (производство продукции, оказание услуг, торговое, учебное, научное). С. 6


    1. Задание для практического занятия. Построение схемы материального потока логистической системы предприятия. С. 9

    2. Задание для практического занятия. Расчет суммарного материального потока логистической системы предприятия. С. 9

Тема 3. Построение логистической схемы информационного потока предприятия.

    1. Задание для практического занятия. Определение состава информационного потока и построение схемы информационного потока логистической системы предприятия. С. 11

Тема 4. Оптимизация структуры логистических цепей

4.1. Задание для практического занятия. Описание процесса поставки, построение и анализ схемы логистической цепи. С. 14

Тема 5. Логистическая система товародвижения предприятия.

5.1.Задание для практического занятия. Построение схемы полного цикла логистической системы предприятия от закупки до поставки продукции. С.17

Тема 6. Методика выбора поставщика.

6.1. Задание для практического занятия. С. 17

Тема 7. Организация транспортных операций.

7.1. Задание для практического занятия. Методика выбора оптимального вида транспорта. С. 18



    1. Задание для практического занятия. Эпюры, как метод оптимизации грузовых перевозок. С. 20

    2. Задание для практического задания. Выбор базисных условий поставки по экспортно-импортным поставкам. С. 25

Тема 8. Управление запасами.

8.1. Задание для практического занятия. Расчет оптимального размера поставки. С. 25



    1. Задание для практического занятия. Расчет оптимального интервала поставки. С. 27

    2. Задание для практического занятия. Применение метода ABC для структурирования ассортимента продукции. С. 28

Тема 9. Управление финансовым потоком.

9.1. Тема семинара. Бюджетирование логистических издержек предприятия. С. 29

Список рекомендованной литературы. С. 30

Введение.

Современное состояние развития уровня производства и потребления продукции и услуг, инфраструктуры рынков, форм и методов государственного регулирования рыночных отношений в различных странах и регионах создает условия для интенсивного развития и применения логистики в организации процессов движения и преобразования материальных объектов, информации и финансовых средств. Логистика прошла определенный путь развития и сформировалась как наука об организации и управлении предприятия, как комплексного объекта, обладающего характеристикой системной целостности.

Основная цель преподавания дисциплины «Логистика» формирование у будущего специалиста комплекса знаний и практических навыков по основам организации управления предприятия, как сложной интегрированной системы с позиции системного подхода в условиях рыночных отношений, и оптимизации управления потоковыми процессами.

Выполнение студентами практических заданий позволит закрепить теоретические знания и получить умение их использовать в практической деятельности. Задания, разработаны с использованием метода конкретных ситуаций, имеют как качественный, так и количественный характер.
Тема 1. Концепция и философия науки логистики. История и современные тенденции развития.


    1. Тема семинара.

«Лоистика, наука и практика, мировые достижения развития. Применение логистического подхода в деятельности предприятия в России.»

  1. Эволюция понятия и концепции науки. Исторические корни развития логистики.

  2. Глобальные логистические системы.

  3. Логистический подход в организации производства. Использование мирового опыта в российских предприятиях.

Тема 2. Построение схемы логистической системы предприятия.

2.1. Задание для практического занятия. Определение границ логистической системы различных типов предприятий (производство продукции, оказание услуг, торговое, учебное, научное).

В процессе выполнения задания студенту необходимо определить процессы, существующие на предприятии для обеспечения его задач и функций и связанные с материальным, информационным и финансовым потоками типовые подразделения, реализующие эти процессы.

Предприятие № 1.

Описание объекта. Швейная фабрика, организационно-правовая форма – ООО, входит в холдинг, специализирующийся на торговле женской верхней одежды. Производит платья, блузы, шарфы и платки из натуральных шелковых тканей. Фабрика полного производственного цикла, готовая продукция передается в центральный склад (ЦСГП) холдинга для последующей продажи. Фабрика находится в г. Ярославле. Место нахождения головной компании и ЦСГП в г. Москве. Объем производства определяется в соответствии с заказами ЦСГП холдинга. Финансовые средства за заказанные партии продукции Финансовая служба холдинга перечисляет по факту поставки продукции на централизованный склад.

Предприятие № 2.

Торговая фирма, диверсифицированная, специализируется на оптовой торговле нескольких групп товаров: женская, детская одежда, пищевые добавки, журналы для досуга, дополнительные виды деятельности: перевозки, сдача в аренду складских площадей. Организационно-правовая форма холдинг.

Элементы логистической системы. В состав входят: швейная фабрика (г. Ярославль), фабрика по изготовлению пищевых добавок (г. Курск), издательский дом (г. Маосква), сеть собственных магазинов, фирма, специализирующаяся на складских услугах, региональная сеть складов, транспортно-экспедиторская фирма. Головная компания холдинга, центральный склад и транспортно-экспедиторская фирма, расположены в г. Москве. Складские площади расположены в городах: Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород. Сеть магазинов расположена в городах: Москва, Нижний Новгород, Курск, Тула, Челябинск, Екатеринбург. Все предприятия холдинга финансовые средства, получаемые от реализации услуг и продукции от покупателей, получают на собственные расчетные счета. Все услуги для предприятий внутри холдинга оплачивает Финансовая служба головной организации каждому предприятию. Все предприятия холдинга перечисляют в головную организацию 30% от дохода.

Предприятие № 3.

Типография оперативной полиграфии. Выполнение работ любого уровня сложности. Виды работ печать листовок, буклетов, настенных и настольных календарей. Описание процесса выполнения заказа: прием заказа осуществляют менеджеры отдела работы с клиентом, согласование заказа с генеральным, выставление счета к оплате, передача заказа в производственный отдел, передача заявки на приобретение материалов в отдел снабжения, составление технологической заявки в производственном отделе и передача ее в цех допечатной подготовки, затем в технологическая заявка сопровождает заказ в печатный цех и в брошюровочно-переплетный и готовый тираж на склад.

Элементы логистической схемы: генеральный директор, отдел работы с клиентом, производственный отдел, отдел технологического контроля, отдел снабжения, склад, допечатный цех, печатный цех, брошюровочно-переплетный цех, бухгалтерия, юридический отдел, маркетинговая группа.

Предприятие № 4

Полиграфический комбинат. Специализация – газетно-журнальное производство полного комплекса. Описание процесса выполнения заказа. Прием заказа в отделе по работе с клиентами и обработке заказов, подписание договора генеральным директором, подписание калькуляции коммерческим директором, передача заказа в службу технологов для составления технологической карты заказа, передача расходного ордера в отдел бумаги и передача технологической карты заказа и материалов по заказу на участок вывода пленок, затем последовательно в формный цех, печатный цех, участок листовой печати затем газетный или журнальный цех, для журналов в переплетно-брошюровочный цех. Готовый тираж журналов поступает на склад, тиражи газет заказчикам передаются после окончания работ в газетном цехе.

Элементы логистической схемы: генеральный директор, директор производства, коммерческий директор, производственный отдел, отдел снабжения, отдел маркетинга, отдел по работе с клиентами и обработке заказов, администрация и финансы, финансово-экономический, бухгалтерия, отдел кадров, юридический отдел, секретариат, склад материалов, склад готовой продукции, склад обработки бумаги, отдел бумаги, служба технологов, участок вывода пленок, формный цех, печатный цех, участок листовой печати, журнальный цех, газетный цех, переплетно-брошюровочный цех.

Предприятие № 5.

Высшее учебное заведение. Описание процесса подготовки специалиста. Прием документов от абитуриента, проверочные мероприятия по контролю уровня знаний абитуриентов для отбора и приема на обучение, зачисление в качестве студентов, формирование учебных групп по факультетам и специальностям, организация семестровых занятий по обучению студентов, проведение контроля знаний, прохождение практики, подготовка курсовых работ и дипломного проекта, присуждение квалификации и выдача диплома.

Элементы логистической системы: ректор, проректор по учебной работе, проректор по работе со студентами, приемная комиссия, учебный отдел, методический отдел, отдел кадров, деканаты факультетов, кафедры, лаборатории, бухгалтерия, общежитие, библиотека, профсоюзный комитет.




    1. Задание для практического занятия. Построение схемы материального потока логистической системы предприятия.

Построить организационную схему предприятия по представленным описаниям пяти типов предприятий. На основе организационных схем предприятий построить схему логистической системы движения материального потока по двум вариантам. Первый вариант – построение логистической схемы движения материального потока для системы толкающего типа (функциональный подход). Второй вариант – построение логистической схемы движения материального потока для системы тянущего типа(процессный подход).


    1. Задание для практического занятия. Расчет суммарного материального потока логистической системы предприятия.

Определить суммарный материальный поток для каждого предприятия за один цикл логистической системы.

Предприятие № 1

Пошив партии женского платья количество 150 штук, вес ткани на единицу готового продукции 820 гр. вес отделочных материалов на единицу продукта 80 гр. вес готового продукта в упаковке - 1000гр. Процент отходов при крое 7.8%. На фабрике движение материального потока осуществляется по следующим этапам: покупка сырья постановка его на хранение на склад, поступление в цех раскроя, поступление кроя в пошивочный цех, поступление изделия в отделочный цех и передача платья в отделочный цех, поступление готового продукта на склад ГП – затаривание в упаковку, вывоз на центральный склад готовой продукции, вывоз в места реализации.

Предприятие № 2.

Изготовление тиража книги весом 300 гр. Тираж 5000 экземпляров. Норма отходов при печати – 3.8%, при брощюровочно-переплетных работах норма отходов 4.2%. Укрупненная технологическая схема изготовления тиража: подготовка бумаги, печатание, брощюровочно-переплетные работы (фальцовка листов-оттисков и компановка блоков из тетрадей, обрезка блоков, вставка блоков в крышки), передача готовой продукции на склад. Вес бумаги на блоки – 1,3 тонны, вес переплетных материалов – 0,26 тонны

Предприятие № 3.

Подготовка специалистов в Вузе. Количество ежегодного приема студентов 80 человек (3 группы). Срок обучения 5 лет, стандартная дневная учебная нагрузка 6 академических часов. Количество изучаемых за пять лет дисциплин 60. Количество недель в семестре 17. Каждая дисциплина изучается один семестр. За период обучения отсев студентов на первом курсе – 10%, на последующих курсах по 2%.

Предприятие № 4.

Подготовка рукописи к изданию. Объем файла рукописи в знаках – 280 тыс. Укрупненная технологическая схема подготовки. Прием рукописи от автора(1), редактирование(2), доработка автора(3), верстка(4), редактирование и доработка после верстки(5), повторная верстка(6), корректорская вычитка(7), передача макета в производственный отдел(8), передача материала в типографию(9).

Изменение объема файла в процессе подготовки рукописи. 1- 280тыс.зн., 2- уменьшение на 5%, 3- без изменений , 4- увеличение от первоначального на 23%, 5-увеличение на 1% от предыдущего этапа, 6 – увеличение на 2% от предыдущего этапа, 7 – без изменений, 8 – без изменений, 9 – без изменений.

Предприятие № 5.

Холдинг, диверсифицированная компания. Направления деятельности – производство одежды, журналов, пищевых добавок. Укрупненная технологическая схема грузопотоков. Поставка сырья и материалов в производящие предприятия – швейная фабрика, издательский дом, фабрика по производству пищевых добавок. Готовая продукция централизованно куммулируется на центральном складе холдинга (ЦСГП). Грузопотоки распределяются по региональным складам и со складов развозятся по магазинам. Вместимость ЦСКГ до 15 тонн, вместимость региональных складов до 3 тонн. Поставка со склада определяется заявками магазинов. Также существует практика возврата на склад не проданного товара.

Структура ежемесячного грузопотока. Швейная фабрика поставляет 2 тонны. Издательский дом – 5 тонн, фабрика пищевых добавок 1.5 тонн.

Сумма заказа склада 1 – одежда 0.7 тонны, журналы 1.5 тонны, п.д. 0.6 тонны. Сумма заказа склада 2 – одежда 1.0 тонна, журналы 1.5 тонны, п.д. 0.3 тонны. Сумма заказа склада 3 – одежда 0.3 тонны, журналы 2.0 тонны, п.д. 0.6 тонны. Ежемесячный процент возврата из магазинов одежда 1%, журналы 10%, п.д. 2%.


Тема 3. Построение логистической схемы информационного потока предприятия.

    1. Задание для практического занятия. Определение состава информационного потока и построение схемы информационного потока логистической системы предприятия.

Предприятие № 1

Организационная схема.



Проректор







Визовый отдел





Отдел международных обменов






Отдел по работе с иностранными учащимися






Характеристика информационного взаимодействия. Все структурные подразделения получают управляющую информацию от проректора и сдают отчеты о деятельности. Организационно-протокольное управление готовит сопроводительные документы внешнего и внутреннего характера для осуществления деятельности по работе с клиентами, учащимися и специалистами, направляемыми на работу за рубеж. Прием учащихся производит Отдел по работе с учащимися и направляет их в центры обучения. Отдел международных обменов также направляет специалистов на зарубежные стажировки или трудоустройство и в международную школу бизнеса.

Предприятие № 2.



















Организационная схема предприятия осуществляющего изготовление и поставку мебели по заказам клиентов. Укрупненная схема технологического процесса выполнения заказа. Заказы принимает отдел продаж и передает его в отдел дизайна, после оплаты заказы передаются на изготовление во внешние организации (фабрики), после выполнения заказа он поставляется клиенту Отделом доставки и сборки. Управление поставками осуществляет Отдел логистики. Выполнение заказа начинается после получения из бухгалтерии информации об оплате заказа Отделом продаж. Все подразделения сдают отчетные документы генеральному директору.

Предприятие № 3































Организационная схема предприятия. Издательство специализируется на выпуске книг. Укрупненная схема технологического процесса выпуска книг. Заказы от покупателей принимаются Отделом продаж. Проданные тиражи поставляются со склада готовой продажи на условиях «самовывоза». Тематический план формируется издательством (отдел маркетинга и главный редактор) и утверждается генеральным директором. График выпуска изданий формируется главным редактором, заместителем директора по производству согласовывается с типографией и утверждается генеральным директором.

Тема 4. Оптимизация структуры логистических цепей

4.1. Задание для практического занятия. Построение схемы логистической цепи. Анализ и оптимизация схемы логистической цепи.
Часть. 1.

Поставка материалов (бумаги) для типографии.

Функциональная схема цепи поставки бумаги.

Заказчик

Поставщики: «Миллюкоски Пейпер» «Форест Альянс»

Отдел бумаги


Отдел транспорта



Перевозчик:

ООО «Карго-транс», ООО «Евроимпекс» , ООО «Рустранслайн»


Перевозчик: финских поставщиков

Производственный

склад



Таможня

РФ


Финская таможня


Терминал на финской стороне



Терминал на стороне РФ

СВХ «Полиграфические Ресурсы»

Описание процесса поставки бумаги.

Полиграфическое предприятие организует покупку и поставку бумаги из Финляндии собственными силами без посредников, логистический канал прямой. Работы по поддержке договоров ведет отдел бумаги и обеспечением поставки занимается отдел транспорта. Перевозки выполняют сторонние организации по договорам. Также предприятие арендует складские площади для хранения бумаги в процессе осуществления поставки. Функциональна схема процессов поставки представлена. Интенсивность поставок высокая, еженедельно поставляется 22-24 тонны бумаги.

Часть 2.

Построение логистической схемы поставки готового тиража журналов, распространяемых по подписке.

Функциональная схема поставки тиража.



Пункт приема тиража №1



Пункт приема тиража № 2

















Описание процесса поставки.

Издающая организация производит тиражи журналов на внешней полиграфической базе. Место нахождения типографии ближнее Подмосковье, место расположения издающей организации г. Москва. Журналы распространяются по подписке несколькими подписными агентствами и собственным отделом маркетинга. Процесс поставки: перевозка тиража от типографии до распространителя и издателя, обработка заказов: упаковка в конверты и печать адресов, сортировка при карточной доставке по областям получателей (экспедирование), почтовая доставка.

Доставка подписчикам на местах осуществляется двумя схемами. Тираж, распространяемый по непрямым сбытовым каналам, доставляется посредниками. Поставку в указанные агентствами пункты приема тиражей (пункт приема № 1 и пункт приема № 2) осуществляет типография по договоренности с издателем. Остальной путь доставки осуществляется при посредстве почтовой связи или собственным автотранспортом агентства.

Тираж, который распространяется собственным отделом маркетинга привозится в Москву типографией и после упаковки отправляется подписчикам по почте.
Субъекты рынка по услугам доставки.

ЦРПА – подписное агентство, имеющее собственную службу доставки автотранспортом и использующее почтовую связь. Ценообразование оплаты услуг : экспедирование оплата по экземплярно, доставка оплата за 1 кг. веса. Примерные данные: обработка заказа 1экз. – 6.17 руб. доставка 1 кг. – 45 руб.

АРЗИ – подписное агентство, имеющее собственную службу доставки и использующее почтовую связь. Ценообразование оплаты услуг : экспедирование оплата по экземплярно, доставка оплата за 1 кг. веса. Примерные данные: обработка заказа 1экз. – 4.37 руб. доставка 1 кг. – 39 руб.

ПИК ВИНИТИ – полиграфическо-издательский комплекс, оказывающий сопутствующие услуги по доставке тиражей для клиентов, для организаций РАН используется 30% скидка. Ценообразование оплаты услуг : экспедирование и доставка рассчитывается комплексно как оплата за 1 кг. веса тиража – 40 руб.

BIZPAC – фирма перевозчик, осуществляет перевозки по РФ. Ценообразование оплаты услуг : оплата за 1 кг. веса. Примерные данные: стоимость доставки до 300 кг. 26 руб. за 1 кг., стоимость доставки за вес более 300 кг. 9 руб. за 1 кг. Услуги по упаковке и оформлению поставки не оказывают.

Отделения ФУПС осуществляют доставку без услуг экспедирования. Ценообразование оплаты услуг : оплата доставки за 1 кг. веса. Примерные данные: доставка 1 кг. – 32 руб.


Тема 5. Логистическая система товародвижения предприятия.

5.1. Задание для практического занятия. Построение схемы полного цикла логистической системы предприятия от закупки до поставки после продажи продукции на принципах процессного подхода с указанием всех видов потоков.

Варианты описания предприятий из тем № 2, 3.
Тема 6. Методика выбора поставщика.

6.1. Задание для практического занятия. Выбрать поставщика.

Определить критерии оценки. Произвести оценку по десятибальной шкале. Вычислить показатель значимости по каждому критерию и суммарное значение оценки поставщика.

Определение веса каждого критерия и оценки значимости критерия произвести по методике из задания 7. Пример таблицы для расчета рейтинга поставщика

Таблица 6.1

Расчет рейтинга конкретного поставщика



№ п/п

Критерий

Вес критерия

Значение критерия

Значимость поставщика для предприятия

1













2













3













4













5













6













7













Итого




1.00

Десятибальная шкала



Характеристика поставщиков:

№ 1. Крупное предприятие «ООО», работает на рынке организовано 20 лет назад, имеет сертификат качества продукции, специализируется на производстве этого продукта, показатель «готовность к поставке» высокий. Имеет собственную транспортную фирму. Поставляет продукцию в течение 2 –х лет. Количество ошибок при поставке небольшое.

№ 2. Крупное предприятие «АОЗТ», работает на рынке 2 года, интенсивно развивается, фирма диверсифицированная, видов производимой продукции 4, использует непрямой логистический канал для обеспечения поставок. Поставляет продукцию в течение 6 месяцев. Количество ошибок при поставке небольшое, показатель «готовность к поставке» высокий.

№ 3. Малое предприятие «ООО», работает на рынке 5 лет, имеет устойчивое финансовое положение, заключен договор о стратегическом партнерстве с транспортной компанией, которая обеспечивает все перевозки предприятия. Поставляет продукцию 2 недели. Ошибок при поставке нет, показатель готовность к поставе высокий.

№ 4 Торговая фирма «АООТ» занимается оптовой торговлей, на рынке 1 год. Собственная региональная сеть складов и экспедиторская фирма. Клиентская база более тысячи партнеров, осуществляет экспортно - импортные торговые операции. Заключен договор и проведена пробная поставка, показатель готовность к поставе высокий. Сертифицирована система качества управления предприятием.


Тема 7. Организация транспортных операций.

    1. Задание для практического занятия. Методика выбора оптимального вида транспорта.

Выбрать оптимальный вид транспорта, для поставки продукции используя экспертные оценки транспорта по выбранным критериям.
Вариант 1. Предприятие-экспортер. Поставка приборов ночного видения. Стоимость продукта высокая. Партия – 5 ед. Пункт поставки – Индия, пункт отправления – Украина.

Вариант 2. Предприятие импортер. Поставка мелованная бумага. Партия – 20 тонн. Пункт поставки – Нижний Новгород, пункт отправления – Хельсинки.

Вариант 3. Предприятие экспортер. Поставка измерительная техника, габариты продукции небольшие, вес небольшой, стоимость высокая. Партия –20 ед. Пункт поставки – Гамбург, пункт отправления – Челябинск.

Вариант 4. Внутренние перевозки по России. Поставка леса. Партия 10 тонн. Пункт поставки – Ростов-на-Дону, пункт отправления – Лесхоз № 5 Карелия.

Вариант 5. Внутренние перевозки по России. Поставка молока. Партия 6 тонн. Пункт поставки – Екатеринбург, пункт отправления – Белгород.
Таблица экспертных оценок видов транспорта.

Вид транспорта

Название критерия оценки

скоро-сть

(к 1)


частота отправляемых грузов

(к 2)


надеж-ность

(к 3)


перевозочная способ-ность

(к 4)


доступ-ность

(к 5)


стои-мость

(к 6)


Ж.. - д.

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5

следующая страница >>