1 Итоги реализации Программы развития школы за 2005-2010 г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дальнейшей демократизации управления образованием 3 569.32kb.
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения... 5 1100.17kb.
План реализации стратегии развития воспитательной системы школы в... 2 603.51kb.
Программа Развития муниципальной системы образования муниципального... 7 970.39kb.
Программа для родителей детей 3-х и 4-х классов для педагогов 4 Тематический... 1 56.51kb.
Паспорт Программы Введение Анализ текущей ситуации здравоохранения... 1 117.52kb.
Ссср в 20-30 годы. Реферат 2005 г 1 274.55kb.
Прогноз социально-экономического развития Калитинского сельского... 1 43.52kb.
Паспорт проекта перспективного развития школы 3 660.8kb.
Школы и направления уголовно-процессуальной науки 1 85.41kb.
С изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка... 11 4332.17kb.
Природа не дает в готовом виде всего того, что необходимо для удовлетворения... 1 64.28kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1 Итоги реализации Программы развития школы за 2005-2010 г - страница №1/2



Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 145 Калининского района Санкт – Петербурга


«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ № 145

_______________Бокова Т.П.


Принято

Педагогическим советом ГОУ СОШ № 145

«31» августа 2010 г. протокол № 3





Программа развития школы

на 2010 - 2015 годы



Санкт - Петербург

2010 год

Cодержание:



Пояснительная записка


Стр.

3-4


Паспорт Программы


5-7

Раздел 1: Информационно – аналитический

1.1.Информация по внешней среде

1.2.Информация по внутренней среде

1.3. Итоги реализации Программы развития школы за 2005-2010 г.



7-9

9-10


11-16

Раздел 2: Концептуальный-

2.1. Ценностные приоритеты развития школы

2.2. Стратегические направления развития школы на 2010-2015 гг.



17-19

19-20


20

РАЗДЕЛ 3:Механизм реализации Программы

3.1 Проект «Урок»: традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения.

3.2. Проект «Воспитание»: школьные традиции и инновации в воспитывающей деятельности школы

3.3. Проект – Программа здоровья «Гармония»

3.4 Проект «Технология»:(инновационные подходы к организации традиционной методической работы педагогов, олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся)

3.5 Проект «Кабинет»

3.6. Проект «КАДРЫ» (развитие учительского потенциала ).


20-22

22-24


24-26

26

27-28



28

29


РАЗДЕЛ 4: Основные направления развития ресурсной базы


29-30

РАЗДЕЛ 5: Организация руководства и контроля в ходе реализации Программы развития


31-32

РАЗДЕЛ 6:Критерии оценки ожидаемого результата


32-33


«Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию

должен значительно измениться.

Мы получим реальную отдачу,

если учиться в школе будет увлекательно

и интересно».

Д. Медведев
В свете новых изменений в обществе, модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров, когда нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества, его способности противостоять перед лицом внешних и внутренних вызовов. Наиболее системно, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где оно обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовному, нравственному развитию и воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому появилась актуальнейшая необходимость построения образовательного процесса в школе на совершенно иной основе, на основе приоритета нравственного развития и воспитания обучающихся.

Назначением Программы развития школы «От традиций к инновациям» является интеграция и мобилизация всего коллектива на достижение цели развития – переходу от традиций к новому качеству педагогического процесса по обучению основам наук, формированию личности школьника, высоконравственной, конкурентноспособной социально адаптивной, способной осознавать ответственность за свою деятельность.

За период 2005-2009 гг. в школе была создана воспитательная система гражданско – патриотической направленности. На этапе моделирования были определены педагогические идеи, лежащие в основе построения воспитательной системы школы; сформулирована цель воспитания и обучения в соответствии с социальным заказом и анализом состояния дел в школе. В дальнейшем был осуществлен «запуск» всех основных идей, компонентов, способствующий процессу становления воспитательной системы школы.

К началу 2010 года была создана успешная среда для реализации планов учителей, учащихся, родителей. Об этом свидетельствуют следующие факты: упорядоченность жизнедеятельности школы в соответствии с разработанной концепцией; наличие коллектива единомышленников; создание психолого-педагогических условий для становления и развития школы, реализована педагогическая концепция на основе принципов сотрудничества и сотворчества; создан благоприятный психолого-педагогический климат школы.

Цель нового этапа развития школы:


  • при сохранении традиций в школе перейти к инновационной деятельности педагогического коллектива по всем направлениям работы через отработку содержания деятельности, переход в новое качественное состояние, когда школьный коллектив все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых; в педагогическом коллективе преобладает новое педагогическое мышление, творчество, интерес к науке.

Настоящая программа является важнейшим инструментом управления развитием школы, главным стратегическим документом.

Данная программа состоит из трех разделов:



  1. Информационно-аналитический (справка-анализ состояния дел в школе).

  2. Концептуальный (педагогическая концепция «Инновационное развитие школы»)

  3. Практический (этапы реализации вышеназванной педагогической концепции).

В информационно-аналитическом разделе представлена информация о школе и дан анализ уровня развития учреждения на сентябрь 2010 года. Данный раздел включает:

    • Анализ состояния внешней среды.

    • Анализ состояния внутренней среды.

    • Резюме, отражающее сильные и слабые стороны образовательного учреждения.

Концепция Школы представляет собой систематизированное изложение основополагающих идей, лежащих в основе жизнедеятельности школы. В ней раскрывается и обосновывается сущность проектов школы, определяется образ школы, цели и задачи, модель выпускника школы и требования к педагогам школы, содержание целостного педагогического процесса (воспитания и обучения), подходы и принципы, механизм реализации новой целевой установки (механизм развития), а также условия и критерии его эффективности.

Из чего складывается содержание деятельности по реализации программы:
Ожидание школьников от школы, Выявление творчески ориентированных

педагогов

точнее школьной жизни
Общие интересы Материальные условия учителей и родителей Информационные ресурсы

Социальная среда

Развитие потребности и способности личности к саморазвитию





Тема программы:

«От традиций – к инновациям» (синтез традиции и инновации – условие высокого качества образования и воспитания в школе)


Разработчики программы:

Директор школы- Бокова Т.П.

Зам. директора по УВР – Русаловская И.В.

Зам. директора по УВР – Амирагова А.И.

Зам. директора по ВР – Николаева Э.О.

Методический совет школы


Основания для разработки программы

-Закон РФ «Об образовании»;

-Приоритетный национальный проект «Образование»;

-Президентская инициатива «Наша новая школа»;

-Программа развития образования Санкт-Петербурга

-«Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (Стандарты второго поколения)»(2009 г.),

-Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?»




Управление Программой

-Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы по различным направлениям деятельности.

-Корректировка программы осуществляется Педагогическим советом школы, обсуждается на Совете отцов.





Сроки реализации Программы

Сентябрь 2010 – август 2015 года

Исполнители Программы

Администрация, педагогический коллектив ОУ, ученический

коллектив, Совет отцов, родительская общественность, социальные партнеры школы Военная Академия связи.




Цель программы:

Исследование нового инновационного подхода к организации образовательного пространства школы.


Задачи:


1. Разработать структуру и механизмы реализации концепции программы.

2. Осуществить координацию всех школьных структур в работе по достижению равновесия традиции и инновации во всех сферах деятельности школы.

3. Осуществить мониторинг динамики качества образования и воспитания в связи с выполнением Программы развития.

4. Обобщить и распространить опыт реализации нового подхода к организации образовательного пространства школы





Гипотеза исследования:

Если в образовательном пространстве школы не будет перекоса ни в сторону традиции, ни в сторону инновации, то будут созданы условия для высокого качества образования, что выразится в росте результатов: обученности учащихся, повышении учебной мотивации, улучшении социальной адаптации выпускников школы, высокой степени их воспитанности, овладения образовательными и культурными компетентностями, повышении престижа образовательного учреждения в глазах общественности.

Кем принята Программа

Программа развития ОУ принята Педагогическим советом школы

(протокол № 3__от_31.08__2010___




Этапы реализации программы:


1 этап

– сентябрь 2010-август 2011 г



Аналитико-подготовительный:

1.Анализ достижений педагогической и философской науки по проблемам качества образования, традиции и инновации.

2.Анализ актуального уровня качества образования и степени использования традиции и инновации в образовательном пространстве школы.

3.Выработка концепции.




2 этап

– сентябрь 2011-декабрь 2013 г



Поисково-преобразующий:

1.Внедрение идеи синтеза традиции и инновации в практику деятельности структур школьного образовательного пространства;

2.Мониторинг динамики качества образования и воспитания.

3. Отработка проектов




3 этап

– январь 2014-август 2015 г.



Результативно-прогностический:

1.Выявление позитивной динамики качества образования в результатах деятельности структур школьного образовательного пространства;

2.Определение потерь, трудностей, противоречий в реализации Программы развития;

3.Определение перспектив дальнейшего развития школы

4.Обобщение опыта реализации Программы развития на сайте школы, при проведении различных семинаров и круглых столов по проблемам


Приоритетные направления Программы

1.Обеспечение достижения нового качества образования.

2.Развитие инновационной деятельности по всем направлениям работы школы




Прогнозируемые результаты

Разработанная и апробированная на практике модель синтеза традиции и инновации в деятельности структур школьного образовательного пространства должна дать следующие позитивные последствия:

1. Активизируется деятельность всех структур школы.

2. Повысятся показатели обученности учащихся в текущем образовательном процессе, а также при прохождении итоговой аттестации и продолжении образования на более высшей ступени.

3.Вырастут информационная грамотность и компетентность педагогов и учащихся и их социальная активность.

4.Пополнится интеллектуальный фонд школы (методические разработки, исследовательские и творческие работы, портфолио и т.д.).

5. Укрепится позитивный имидж школы в микрорайоне и районе, повысится её привлекательность в глазах родителей и общественности.

6. Качественно улучшится воспитательный процесс в школе.

7. Новый уровень развития получит кадетское образование.

8. Разовьется система дополнительного образования школы.


Финансирование, необходимое для реализации Программы

Использование бюджетных и привлеченных средств

( спонсорских и средств, полученных от внебюджетной деятельности)






Целью настоящего раздела является выявление исходных позиций к разработке обновлённой версии Программы развития школы «От традиций к инновациям»

Информация для справки-анализа была собрана при помощи следующих методов: анкетирования, тестирования, сравнительного анализа, изучения официальных документов, изучения сведений о внешней среде, бесед, наблюдений и др.




    1. Информация по внешней среде

История формирования школы

Микрорайон, в котором находится школа, был застроен в 1970-х годах. Школьное здание построено в 1972 г. Тогда школа открылась как восьмилетняя. С 1991 года школа стала школой среднего (полного) образования.

Рядом со школой находятся Военная Академия связи и Политехнический университет, которые повлияли на планы развития школы и определили основные направления работы ОУ.

В 1997 г. на базе ОУ были сформированы кадетские классы связистов по Договору с Военным университетом связи.

С 2005 г. в школе организуется «Оборонно – спортивный профиль» (кадеты)

С 2006 г. в школе реализуется «Информационно – технологический профиль» классы «Дизайн».

В настоящее время, когда демографическая ситуация резко изменилась, изменились запросы родителей по образованию своих детей, поэтому отдают рядом по соседству в школу гимназию № 148, школу лицей № 150, в школу № 137, № 71 – количество детей в школе стало меньше проектного.

Среди социальных групп, проживающих в микрорайоне которые могут формировать рынок потребителей, особо выделяются рабочие, представители интеллигенции, служащие, военнослужащие.



На конец 2009 г. географическое распределение мест проживания воспитанников и учащихся школы характеризуется следующим образом:

— 84% детей проживают на территории Калининского района;

— 11% учащихся проживают в других районах города;

— 5% обучающихся проживают в области.




Все дети ориентированы на комфортность и безопасность среды пребывания.

3,5% детей из социально незащищенных семей;

1 % детей из неблагополучных семей;

2,52 % детей – опекаемые;

5,24% детей - из многодетных семей;

21 % детей – из семей военных.

Контингент школы не стабильный, так как он формируется в основном, за счет детей военнослужащих, прибывающих учиться в Военную Академию связи. Основная причина ухода из школы — смена места жительства семей ребенка, направление к месту службы отцов.

Существует ряд проблем:


  • Много детей из социально незащищенных семей, причем процент таких семей возрастает;

  • инфантильность, потребительское отношение подростков к жизни, отказ от ценностей культуры и образования, падение духовности;

  • низкая активность родителей в вопросах взаимодействия семьи и школы;

  • низкий уровень педагогической и правовой грамотности родителей.



    1. Информация по внутренней среде

Успешность деятельности образовательного учреждения за 2005-2010 гг. получила официальное признание в следующих фактах:

 Школа является победителем районного конкурса педагогических достижений в номинации « Общественная поддержка образованию» ( Совет отцов) 2005 г.

 Директор школы награжден грамотой Минобороны за патриотическое воспитание подрастающего поколения кадет – связистов 2005 г.

 Школа имеет призеров Всероссийского соревнования по скоростной Радиотелеграфии 2004,2006 гг.

 Ежегодно учащиеся кадетских классов являются призерами военно – патриотической игры «Зарница» в районном и городских турах.

 Учащиеся кадетских классов стали лауреатами городского конкурса патриотической песни 2006 г.

 Школа победитель районного конкурса педагогических достижений «Лучшая школа района» 2007 г.

 Кадеты постоянно участвуют во всех патриотических акциях района и города,«Вахте памяти».


  • Школа и педагогический коллектив награждены Почетным знаком за активную работу по патриотическому воспитанию граждан РФ 2009 г.

  • Школа заняла 4 место во Всероссийской олимпиаде «Кадеты России» среди суворовских, нахимовских и кадетских корпусов,2010.

К моменту окончания 2009 – 2010 учебного года в школе сложился достаточно стабильный и квалифицированный кадровый состав из 47 педагогов.

В школе работают 2 кандидата военных наук, 1 кандидат технических наук, 1 доцент физической подготовки и спорта. Высшую квалификационную категорию имеют 13 педагогов ( 27 %), первую – 23 ( 48%), вторую – 4 (8 %). Всего с категорией – 40 педагогов -85%, что является высоким показателем.
Среди педагогов школы имеются учителя, отмеченные правительственными и отраслевыми наградами: 2 заслуженных учителей РФ, 6 отличников народного просвещения, 6 почётных работников общего образования, 1 работник обладатель знака «За гуманизацию образования Санкт-Петербурга», 3 обладателя Грамоты Министерства Образования РФ, грамотами Губернатора Санкт – Петербурга награжден – 1 человек.
Из 47 педагогов – 43 – с высшим педагогическим образованием; 4 – со средним профессиональным образованием.

Средний возраст наших учителей составляет 44 года. Увеличилось количество учителей-мужчин, что составляет 23 % от общего числа педагогических работников.



В 2009-2010 уч.году учителя нашей школы активно повышали свою квалификацию в различных образовательных учреждениях города, а именно: Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования (АППО) – 6 человек; Региональный центр оценки качества и информационных технологий (РЦОКиИТ) – 5 человек; Институт точной механики и оптики (ИТМО) – 2 человека; Научно-методический центр Калининского района (НМЦ) – 8 человек. Всего в течение учебного года был обучен 21 педагог, а это на 7 человек больше, чем в прошлом году.

Были разработаны дополнительные образовательные программы :

Колдаковой Э.А. «Лабиринты математики» и Мордовиной Л.В. «Занимательный английский».

Большинство учителей работают над своей методической темой, принимают активное участие в работе практических семинаров, проблемных групп и мастер-классов, что способствует распространению своего педагогического опыта.

На базе школы было организовано и проведено два районных семинара, в которых приняло участие 35 педагогов нашей школы.



  1. «Воспитание культурного петербуржца».

  2. «Использование культурного поля Санкт-Петербурга в образовательной деятельности младших школьников».


1.3. Текущее состояние школы и необходимость принятия новой Программы развития.

В современной быстроменяющейся жизни нельзя стоять на месте, поэтому очень важно, чтобы учителя постоянно повышали свой профессионализм, повышали свою квалификацию.

Стабилизация содержания образования и учебных планов к 2005 году привела школу к поиску дальнейших резервов совершенствования образования. Объектом этих усилий выступили нуждавшиеся в обновлении педагогические технологии, позволявшие существенно повысить качество образования.

Мониторинг использования ИКТ технологий на уроках показал, что еще не все учителя прошли курсы по информатизации - только 28% учителей, но несмотря на это учителя стараются использовать такие технологии, так как получили навыки с которыми поделились их товарищи. Это позволило поднять качество обучения.



Использование ИКТ технологий на уроках




2007-2008

2008-2009

2009-2010

1-4 классы

23%

30%

38%

5-9 классы

32%

45%

58%

10-11 классы

35%

47%

63%

Учебный план школы составлен на основе базисного учебного плана. Он сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами и отдельными предметами.

В начальной школе реализуется развивающая программа «Школа – 2100…»

С 5 класса в условиях общеобразовательной школы созданы кадетские классы, их в школе 7 (с 5 по 11 классы), которые организованы по Договору с Военной Академией связи.

С 9 класса реализуется предпрофильная подготовка.

В 10-11 классах реализуется «Оборонно – спортивный профиль».

Кадетские классы занимаются в режиме полного дня, так как после уроков для них реализуется допрофессиональная подготовка по прикладным военным наукам. В школе работают 10 групп продленного дня (5 групп в начальной школе, 5 групп – кадетские классы).

На 01.09.2010 г. в школе обучаются 518 учащихся, в том числе в 1 ступени –193, во 2 ступени –269, в 3 ступени– 56. Количество учащихся небольшое, что улучшает возможности проведения внеклассной и внешкольной работы, создает хорошие возможности в организации учебного процесса.

Наметилась положительная динамика по результатам обученности в начальной школе: 100% успеваемость, а качество знаний по предметам начальной школы выше 50%


Анализ качества знаний по предметам в начальной школе

В средней и старшей школе качество знаний хуже, уменьшается количество учащихся, которые обучаются на «5», снижаются показатели обучения учащихся на «4и5», падает мотивация к учению.



Одним из важнейших показателей деятельности являются результаты государственной итоговой аттестации, которая проходит в строгом соответствии с нормативной базой.


Средний балл ЕГЭ по русскому языку


Следует отметить, что за последние годы снижается и количество участников конкурсного движения, и количество победителей. В прошлом году победители были среди 7 учебных предметов, в этом – среди 4.

И это не случайно, ведь и среди учителей отмечается низкий уровень участия в конкурсном движении. А ведь только успешный учитель может подготовить успешного ученика.

Ежегодно проводимый медицинский осмотр показывает уменьшение количества заболеваний школьников. Общее количество заболеваний на одного ученика в 2007-2008 учебном году составило – 1,1; в 2008-2009 учебном году составило – 0,98 заболеваний. Следовательно, проблема сохранения здоровья школьников решается на допустимом уровне.

С 01.09. 2010 г. на базе школы начал работу школьный спортивный клуб «Феникс», где в спортивных секциях занимается 135 человек. Работа клуба позволила решить положительно проблему занятости детей во внеурочное время:

Основу модели школьного ученического самоуправления в школе составляет совет старшеклассников. Высшим органом школьного самоуправления является Школьное соб­рание учащихся.

Ученическое самоуправление реализуется не только через работу Совета, но и систему КТД. Традиционно проводятся мероприятия:


  • Праздники: «Первый звонок», «Праздник осени», «День учителя», «Посвящение в кадеты», «Новогодний калейдоскоп», «Последний звонок», «День пожилого человека», «День матери», и др.

  • Оказание шефской помощи ветеранам ВОВ и труда через деятельность проекта «Милосердие».

  • Субботники по благоустройству и уборке территории школы,

  • Вахты памяти, участие в митингах на Пискаревском и Богословском мемориальных кладбищах.

У учащихся школы преобладает положительное отношение к школе 85%; основная цель посещения школы – усвоение знаний (65%), общение с друзьями (48%), 10% посещают школу по необходимости.

Степень удовлетворенности учениками школьной жизнью: средний балл по школе перовой ступени – 3,9 б. (максим. – 4 б.), по старшему звену – 2,6 б.:


Большое внимание педагогический коллектив уделяет работе с педагогически запущенными детьми, которые требуют особого внимания и заботы со стороны службы сопровождения, администрации школы, классных руководителей. Общими усилиями удалось снизить процент учащихся, стоящих на учете в ОДН, наметилась положительная динамика в работе с учащимися из социально незащищенных семей.
Количество учащихся, состоящих на контроле в ОДН и ВШК

(включая подопечных)



Школа располагает достаточной материально-технической базой, которая значительно пополнилась за счет средств, полученных из бюджета. Для организации целостного педагогического процесса оборудованы кабинеты, имеется хорошо оснащенный компьютерный класс, школьная локальная сеть, доступ в Интернет, спортивный зал, столовая, библиотека, медицинский кабинет, пришкольный стадион. Всё это является благоприятными условиями для развития личности школьников.

На текущий момент в школе действуют 29 учебных кабинетов, 11 из которых оборудованы современной техникой. Имеется 1 компьютерный класс, пришкольный стадион , 2 спортивных зала, 2-интерактивные доски и 7 мультимедийных комплекса в кабинетах школы, имеется лекционный зал, столовая, медицинский кабинет, библиотека с выходом в Интернет.

С 2006 по 2009 г. школа осуществляла опытно – экспериментальную работу по теме «Методическое обеспечение успешности ученика в кадетских классах». Результатом работы по данной теме стало участие школы в проекте «Кадетское образование».

Психологический микроклимат в коллективе педагогов оценивается как удовлетворительный (по 4-х балльной шкале) (см. диаграмму).

По результатам диагностики уровень инновационного потенциала коллектива не очень высок:



        1. Ждут от своего участия в инновационной деятельности:

83% – личного удовлетворения;

95% – лучшего результата своей работы;

5% – морального признания;

0% – приоритетного положения;

5% – повышения личного дохода.

Диагностика свидетельствует о достаточном творческом потенциале коллектива и отдельных педагогов, готовых к поиску, реализации себя через участие в решении проблем школы.

Весь педагогический коллектив (100%) осознает необходимость совершенствования содержания обучения и воспитания в соответствии с современными требованиями, а также необходимость развития воспитательного потенциала школы

Вопросы, наиболее важные для коллектива, решаются коллегиально.

Анализ состояния дел в школе на сентябрь 2010 года позволил определить результаты работы, выявить круг проблем, сильные и слабые стороны в деятельности коллектива.

В течение пяти лет педагогический коллектив школы работал над реализацией Программы развития «Школа для каждого и для всех, ориентированная на успех».

Главной идеей образовательной деятельности стало формирование успешной личности ученика независимо от его общей подготовленности и мотивации к процессу обучения и воспитания, отработка методик работы школы на успех.

По результатам работы были созданы документы школы:



  1. Программа допрофессиональной подготовки кадет.

  2. Нормативно-диагностическое сопровождение Программы «Гражданин. Патриот. Воин»

  3. Ежегодный перспективный план учебно - воспитательной работы на год.

  4. Мониторинговая карта успешности школьников (карта отслеживания динамики успешности школьников)

  5. Разработана модель выпускника кадетских классов

  6. Создан проект «Школа успеха»

  7. Вырос уровень профессиональной подготовки учителей

  8. В своей деятельности педагоги активнее стали использовать новые образовательные и информационные (компьютерные) технологии, что является привлекательным для учащихся и способствует повышению мотивации к педагогическому взаимодействию.

Однако администрации школы несвойственно довольствоваться достигнутым и останавливаться в позитивном развитии. Есть ряд областей деятельности школы, нуждающихся в административных, технологических, финансовых или творческих усилиях для их совершенствования и модернизации.
Резюмируя, отмечаем слабые и сильные стороны школы:
сильные

  • Изменился имидж школы, школа стала востребована.

  • Создана и эффективно реализуется воспитательная система школы гражданско – патриотической направленности.

  • Широкое развитие получило кадетское образование.

  • В школе работает достаточно интеллектуальный, творческий коллектив с инновационным потенциалом.

  • Администрации психологически готова к обновлению Программы развития школы.

  • Наметилась позитивная динамика личностного роста школьников.

  • Среди родительской общественности появились единомышленники

  • Усилились партнерские связи с Военной академией связи, Политехническим университетом, с досуговым центром «Союз».


слабые

  • Недостаточный уровень качества знаний обучающихся.

  • Отсутствие системы работы педагогов по организации воспитания в процессе обучения.

  • Неактивное включение педагогов в олимпиадно – конкурсное движение

  • Недостаточный уровень внедрения учителями новых образовательных технологий в учебный процесс.

Все вышесказанное требует поиска педагогически эффективных путей развития школы. При этом следует отметить готовность педагогического коллектива работать в режиме развития инноваций: совершенствовать воспитательную систему школы.

Анализ данных привел администрацию, педагогический, ученический и родительский коллективы школы к необходимости создать Программу развития на 2010-2015 годы.






«Искусство воспитания человека

есть важнейшее из всех искусств».

Ян Коменский

Концепция составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Приоритетный национальный проект «Образование»;

  • Президентская инициатива «Наша новая школа»;

  • Программа развития образования Санкт-Петербурга

  • «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (Стандарты второго поколения)»(2009 г.),

  • Доклад рабочей группы совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию «Школа 2020. Какой мы её видим?»

Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определяется цель образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям.

За это время произошли существенные изменения в обществе и в школьной жизни.

Из нормативных документов следует, что одной из главных задач на современном этапе является задача повышения качества образования. Выполнение этой стратегической задачи проходит в условиях значительных перемен не только в содержании образования, что в первую очередь, предусматривают образовательные стандарты нового поколения, но и в стремительных изменениях в средствах обучения в связи с оснащением учебного процесса компьютерной и мультимедиа аппаратурой, а также в необходимости внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Возросла роль классного руководителя в школе. Изменились интересы школьников. Расширилось социальное партнерство, изменились потребности родителей в дополнительном образовании и подготовке детей. Родители все больше заинтересованы в педагогической поддержке своих детей и желают, чтобы они были заняты во внеурочное время, смогли, не выходя из школы получать дополнительное образование, тем самым уберечь их от улицы. Надежно и безопасно.

Анализ результата опроса родителей « Что необходимо изменить в школе?» показал, что 92% родителей желают изменить систему дополнительного образования детей, расширить возможности удовлетворения интересов учащихся в разнообразной деятельности. Хотят, чтобы в школе было комфортно, интересно и увлекательно учиться.

Результат анкетирования учащихся по вопросу: «Какой они хотят видеть новую школу?» показал, что 68% учащихся хотят дополнительно заниматься различными видами спорта, 47% учащихся хотят овладеть современными компьютерными технологиями, современными программными продуктами и пользованием сети Интернет, 35% учащихся хотят иметь возможность получать дополнительную информацию: пользоваться справочной литературой через библиотеку, пользоваться читальным залом.

73% учащихся кадетских классов хотят получать не только теоретические знания по допрофессиональной подготовке, но и больше практических умений и навыков через дополнительное образование во внеурочное время.

В условиях изменяющегося мира воспитание становится приоритетным направлением развития школы.

Достаточно заметную часть жизни ребенок проводит в школе. Естественно, воспитательный потенциал школы должен носить ключевой характер во всей системе воспитания. Воспитание как приоритет в образовании должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения.

Неслучайно в проекте национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА» говорится, что «важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающего. Профилактика безнадзорности, правонарушений, других асоциальных явлений должна рассматриваться как необходимая и естественная составляющая деятельности школы».

Наша главная задача – воспитание детей, способных жить в современном быстро меняющемся мире. Следовательно, необходимо открыть и развить в ребенке такие качества, которые помогут ему строить свою собственную жизнь, преодолевать трудности, окружать себя достойными людьми и чувствовать себя счастливым и успешным.

Необходимо создать такие условия пребывания ребенка в школе, чтобы ему хотелось не только просто учиться, но и получать радость от успеха своей деятельности, быть в центре внимания своих сверстников, получать одобрение своих учителей, быть успешным.

Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. 

Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие:



  • низкие показатели здоровья и эмоционального благополучия детей;

  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

  • недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Образовательный процесс должен сохранить то позитивное, что выработано десятилетиями лучшей советской и российской школьной практикой и обогатиться модернизированной образовательной средой, современными педагогическими технологиями, при этом сохраняя стратегическую цель – повышение качества образования.

Ключевыми понятиями в формулировке темы Программы развития являются понятия «традиция», «инновация», «качество образования». Под качеством образования понимается степень овладения обучающимися знаниями, навыками и компетентностями, уровень воспитанности и культуры обучающихся, их подготовки к социальной адаптации. Понятия «традиция» и «инновация» трактуются в данной программе достаточно широко – как своего рода идеология, определяющая образовательную деятельность школы не только в основном учебном процессе, но и в дополнительных учебно-воспитательных воздействиях, формирующих образовательное пространство школы. Иными словами, синтез традиции и инновации – есть соединение лучшего старого и лучшего нового, эффективной традиции и эффективных новшеств, что должно стать основным подходом к урочной практике, к функционированию системы дополнительного образования, к воспитывающей деятельности школы, к системе управления качеством образования.


2.1.Ценностные приоритеты развития школы
Направление деятельности школы определяется необходимостью обеспечить готовность (в настоящем и будущем) выпускника школы к полноценному функционированию в обществе. Современный национальный воспитательный идеал, обозначенный в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отчества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основные приоритеты развития:

  • Стремление к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.

  • Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

  • Создание эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования учителей.

  • Оптимизация системы дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • Создание условий для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования путем новых образовательных и учебных программы на интегративной основе и на основе новых образовательных стандартов.

  • Оптимизация системы внешних связей школы, в том числе и путем использования возможностей   школьного сайта.

Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:


  • готовность к жизни в  современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические  жизненные  цели и быть способным их достигать;

  • наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению  и развитию своего  физического, психического и нравственного здоровья;

  • способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;

  • коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

  • высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

  • умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;

  • способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;

  • адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль).

2.2. Стратегические направления развития школы на 2010-2015 гг.


  1. Обновление содержания образовательных программ, освоение и внедрение инновационных образовательных технологий. (Личностно – ориентированное обучение, модульное обучения, разноуровневое обучение)

  2. Обеспечение здоровьесберегающего характера учебно-воспитательного процесса.

  3. Развитие воспитательной системы школы, обеспечивающей психологически комфортную, развивающую, воспитывающую среду.

  4. Повышение профессионального уровня педагогов школы. (Проект «Кадры»).

  5. Введение компьютерного обучения для всех участников образовательного процесса.

  6. Создание условий для развития и самореализации учащихся

  7. Развитие кадетского образования

  8. Развитие сети дополнительного образования.

  9. Развитие учительского потенциала ( Проект «Кадры»)

  10. Обновление материально – технического обеспечения школы





Исходя из анализа факторов работы школы, считаем необходимым:


  • выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающее ориентированного образования на основе сохранения традиций и синтеза с инновациями.

  • создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

  • интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, клубы);

  • создание условий и механизмов внутри школы для развития детских общественных организаций, ученического самоуправления;

  • формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

  • создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории;

  • разработка дополнительных проектов для эффективной реализации Программы развития.

Реализация Программы развития школы по теме «От традиций – к инновациям»- это условие высокого качества образования и охватывает следующие основные области школьного образовательного пространства:



    • Создание качественно новой воспитательно – образовательной среды;

  • Традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения;

  •  Школьные традиции и инновации в воспитательной деятельности;

  •  Инновационный подход к организации традиционной методической работы педагогов, олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся;

  • Создание комфортной воспитательно – образовательной среды.

  • Реализация Программы развития через отдельные проекты.





10-11 классы


5-9 классы


1-4 классы



Реализация Программы развития через дополнительные проекты:


3.1 Проект «Урок»: традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процесс обучения.

На сегодняшнем этапе развития образования никакая экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения новых педагогических технологий.

Современная педагогическая наука и передовая школьная практика (не без определённых разногласий) определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих усовершенствованию традиционных подходов к обучению. Можно определить два основных подхода в использовании новых обучающих педагогических технологий:

1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.

2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.

Использование инноваций в рамках традиционного урока

Инновация на уроке не самоцель, а лишь средство достижения наивысшей результативности процесса обучения. Поэтому урочная система, в первую очередь, опирается на традиционную типологию урока Ю.А.Конаржевского, ориентированную на целевую природу урока:



  •  комбинированный урок;

  •  урок усвоения новых знаний;

  •  урок закрепления изучаемого материала;

  •  урок повторения;

  •  урок систематизации и обобщения нового материала;

  •  урок проверки и оценки знаний.

В зависимости от целеполагания конкретного урока, каждый учитель школы на любом его этапе или на уроке в целом вправе избрать оптимальные педагогические технологии, в том числе инновационные, если их синтез с традиционными позволит добиться наивысшей результативности, т.е. приведёт учеников к новому качеству образования.

Программа развития рекомендует учителям использование в рамках традиционного урока следующие инновационные обучающие технологии интерактивного характера:



  • имитационные, ролевые игры – искусственно созданные учебные ситуации, служащие развитию творческой активности учащихся в коллективном поиске с элементами театрализации;

  •  тренинги и тесты – учебные ситуации, требующие знаниевых и логических усилий, с применением либо множительной техники, либо ИКТ;

  •  игровое проектирование – совместная подготовка, обоснование и защита какого-либо проекта в рамках изучения текущего учебного материала;

  •  мозговой штурм – свободное выдвижение смелых, неожиданных идей и гипотез по поставленной учебной проблеме;

  •  творческие мастерские – отработанная технология творческого применения изучаемого материала;

  •  мастер-классы – обмен опытом успешной исследовательской или иной учебной деятельности;

  •  дискуссии, диспуты – организация конфликтного обсуждения спорной, неоднозначной учебной проблемы;

  •  технологии обратной связи – послеигровые обсуждения, рефлексия, обучение умению оценивать ход и результаты изучения;

  •  групповые (или парные) технологии – коллективное участие в решении проблемы с определённым распределением учебного материала или ролей;

  •  собственно информационно-коммуникативные технологии – использование компьютерной и медиааппаратуры в качестве наглядной передачи учебного материала, иллюстрирования или диагностики на любом из этапов урока любого типа.

Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока.

Внедрение нестандартных форм организации учебного процесса как альтернативы традиционному уроку

Большинство нестандартных форм организации учебного процесса, являясь инновацией, на самом деле не становятся стопроцентной альтернативой традиционному уроку, скорее они являются альтернативой структуре современного урока, а не его заменой. Поэтому в школьной практике применение этих нестандартных форм не означает полного отказа от классно-урочной системы, а определяет инновационные виды (или жанры) урока в дополнение к традиционным.

В рамках Программы развития педагогам школы рекомендованы следующие виды инновационного урока:


  •  урок-игра – чаще применяется на 1 и 2 ступенях обучения, имеет широко распространённую практику и бесконечное разнообразие игровых учебных форм;

  • урок- экскурсия (или путешествие) – может быть заочным с предварительной подготовкой учащихся или реальным – с выездом за пределы школы;

  •  урок-исследование – имитирует структуру и ход исследования поставленной перед учениками и учителем проблемы;

  • урок-диспут – организация конфликтного, аргументированного обсуждения спорной или нерешённой проблемы;

  • урок-суд – проводится на основе игрового распределения ролей и поставленной цели – вынесения приговора тем или иным персоналиям или явлениям;

  •  урок-пресс-конференция – проводится учителем, гостем или специально выделенной группой учащихся-экспертов с обязательной подготовкой остальными учащимися класса вопросов по рассматриваемой проблеме;

  • видео-урок (аудио-, медиа-) – просмотр целостного материала или фрагментов с предварительно поставленной перед классом целевой установкой;

  • урок-концерт (или конкурс) – показ индивидуальных или групповых творческих заданий;

  •  урок-защита проекта;

  •  лекционно-семинарская и зачётная практика в старших классах – лекция читается всей параллели в лекционном зале, а семинары, конференции и зачёты проводятся для классов в рамках урока или элективного курса (подготовка старшеклассников к адаптации к вузовской системе).

Основным преимуществом внедрения нестандартных форм организации учебного процесса является внесение разнообразия в текущие учебные будни, что влечёт за собой повышение учебной мотивации и – как результат – развитие творческих способностей учащихся и рост качества образования.
3.2. Проект «Воспитание»: школьные традиции и инновации в воспитывающей деятельности школы.
Воспитывающая деятельность школы – одна из самых традиционных, даже консервативных областей школьного образовательного пространства. Этой деятельностью в образовательном учреждении заняты все и всегда, так как, по большому счёту, она неотделима от учебного процесса и составляет единое целое с образовательным процессом. Однако есть конкретные структуры, которые непосредственно осуществляют в школе эту деятельность. Это заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители и родительские комитеты, педагоги дополнительного образования и ученическое самоуправление.

Деятельность каждого из названных воспитывающей системы в сегодняшнем образовательном пространстве обогащается применением инноваций. Однако если в классно-урочной системе инновации носят системообразующий характер, существенно влияя на сам процесс обучения и целевую результативность, то в воспитывающей деятельности инновации носят в большинстве своём вспомогательный характер, являясь средством достижения образовательного результата. Чаще всего эти инновации связаны с применением ИКТ и иных новейших педагогических технологий, а также с вектором социальной направленности деятельности и совершенствованием структур ученического самоуправления.

Программа развития школы на 2010 – 2015 годы предусматривает значительную интенсификацию применения инновационных технологий, в том числе ИКТ, в воспитывающей деятельности школы. Традиционно выделяются следующие сферы внеурочной воспитывающей деятельности в образовательном учреждении:


  •  общешкольные традиции;

  • кадетское образование, которое стало традицией;

  •  воспитывающая деятельность в классных коллективах;

  •  работа с родителями;

  •  ученическое самоуправление (или соуправление);

  • система дополнительного образования.

Все эти сферы нуждаются в определённой модернизации.
Инновационный подход к поддержанию общешкольных традиций и организации воспитывающей деятельности в классах

Школьные традиции, прежде всего, проявляются в ежегодном проведении в школе и классах так называемого «годового круга» праздников, фестивалей, конкурсов- КТД.

Сценарий и проведение каждого дела предусматривает творческий подход, музыкальное и мультимедийное сопровождение, особое изящное оформление, включение инновационных интерактивных приёмов, осуществление попутной фото- и видеосъёмки с последующим приданием их результатов гласности. В этом сочетании традиционных и инновационных приёмов во внеклассной работе в ближайшие годы кроется залог успеха образовательной деятельности школы в области воспитания.

В общую ткань воспитательных воздействий в процессе выполнения Программы развития должны всё более активно вплетаться интерактивные приёмы, основанные на организации сиюминутной связи с необходимыми объектами, быстрой ответной реакции субъектов воздействия и столь же быстрой и адекватной корректировки этих воздействий.

В практику традиционного проведения классных часов в определённое время в процессе выполнения Программы развития будет смелее входить использование интерактивного приёма общешкольной радиотрансляции, которая теперь отлично технически обеспечена, со сбором ответной экспресс-информации с классных часов. Это позволит значительно усилить обратную связь в организации воспитывающей деятельности.

В рамках традиционно выделяемого патриотического воспитания, воспитания толерантности будут применяться такие инновационные приёмы, как виртуальное путешествие в историческое прошлое, электронные презентации проектных работ.

В деле воспитания усиливается роль гласности и открытости. Новые подходы здесь осуществляются через организацию в школе систематических персональных выставок рисунков или фоторабот учащихся и учителей, систему радиопередач, выпуск стенных газет, публикацию материалов и на электронном сайте школы.

Наилучшего воспитательного воздействия достигают такие дела, в которых ребята участвуют не только как исполнители, а именно как разработчики, организаторы, активные участники. Для повышения результативности важна, прежде всего, осознанная социальная направленность каждой акции.

Социальная и культурная активность старшеклассников в процессе реализации Программы развития будет реализовываться через организацию диспутов и дебатов, а также проведение общешкольных тематических научно – практических конференций, участие в районных и городских играх, конкурсах, фестивалях.

Инновационные подходы в работе с родителями, организации ученического самоуправления и системы дополнительного образования

В ближайшие годы родительские собрания в классах будут иметь актуальный тематический характер. В процессе их подготовки и проведения будут участвовать не только члены администрации, но и социальная, психологическая, медицинская службы школы. Тематика собраний будет разрабатываться на основе широкого анкетирования и социологических опросов, что является инновационным подходом – быстрой и адекватной реакцией на социальные запросы. Эта тематика должна носить острый, конфликтный характер, учитывать первостепенные родительские проблемы, быть практически направленной. К примеру: «Если ребёнок попадает в дурную компанию…», «Как направить и развить талант», «Отцы и дети «опасного» возраста», Выбор пути: и т.п.

Это поставит не только учителей, но и родителей в образовательную ситуацию и побудит их выполнять свою миссию полноценных участников образовательного процесса.

Особенностью работы с родительской общественностью на современном этапе является вовлечение родителей во все направления воспитательной работы школы. Сделать родителей соратниками и помощниками.

Главной ближайшей задачей в организации ученического самоуправления следует считать преодоление любых признаков формализма. Сегодняшние дети вполне склонны к конкретной деятельности, если совпадают их представления о собственной выгоде и о пользе для окружающих. Если им интересно играть роли, выступать с концертными номерами – пусть будут литературная гостиная, школьный театр, концерты для Дома ветеранов, новогодние представления для малышей. Если они считают для себя полезным научиться азам исследовательской работы – пусть будет школьное научное общество, конкурсы исследовательских работ, научно-практические конференции. Если у них тяга к интеллектуальной соревновательности – пусть будет клуб надпредметных олимпиад «Эрудит. Если они хотят попробовать себя в роли учителя – пусть будет день самоуправления, который по традиции пройдёт в День учителя. Если у них тяга к компьютерным презентациям и сайтам – пусть пройдёт конкурс презентаций проектных работ «Открытие». Если они хотят попробовать себя во власти – пусть работает Совет старшеклассников.

Только активная и социально значимая деятельность учащихся ведёт их к формированию личности, способной с успехом адаптироваться в современном мире.


3.3. Проект – Программа здоровья «Гармония»

Под понятием «здоровье школьника» понимается не только забота о здоровье, его сохранении, но и понимание того, что здоровье – это счастье человека, значимая ценность и успех.



следующая страница >>