1. Гэлбрейт "Новое индустриальное общество", 1967 г - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Гэлбрейт "Новое индустриальное общество", 1967 г - страница №1/1

Лекция 6 (1)

3.10.06

Теории новых типов обществ, связанных с потреблением
Возникло много теорий о новых типах общества - в 60-е гг.

1.Гэлбрейт "Новое индустриальное общество", 1967 г.


в экономико-социологическом ключе

Центральная идея: социальная природа поведения людей кардинально изменилась => критика маржинализма. Близко к новой экономической теории и экономической социологии.
Черты нового общества:

  1. гигантский рост потребления (по объему)

  2. увеличивается технология группового производства

  3. охват корпорациями всех сфер деятельности

  4. обезличивание управления корпорациями

  5. рост доли государственного сектора в экономике

  6. регулирование государством совокупного дохода, который расходуется на потребление

  7. упадок профсоюзов

  8. рост числа людей с высшим образованием

  9. увеличение спроса на образование: влияние образования на потребительское поведение, спрос на труд

  10. агрессивный маркетинг (рост аппарата внушения)


Основная идея:

Возросший уровень контроля корпорациями на рынке.

Управление объемами производства, продаж, доходов потребителей, контроль деятельности государства и политики в целом. => Общество все более контролируемо корпорациями (а в корпорациях – техноструктурой. Корпоративные менеджеры – управляющие, но не собственники).

Основная цель корпораций: возможность воздействовать на потребителя (управление людьми с целью роста продаж).

Человек управляем в сфере неосновных покупок (Вряд ли вместо хлеба он купит велосипед, если он голоден. А вот вместо одного велосипеда другой – да.) Таким образом, человек управляем, когда удовлетворены его основные потребности.

Корпорации навязывают точку зрения на то, что потребитель должен купить, таким образом, управляя спросом (корпорации, а не потребители управляют спросом).

Спрос – объект управления:



  • со стороны корпораций с помощью рекламы

  • со стороны государства в виде налогов – потребительских и корпоративных

  • определенная политика и в отношении сбережений (источник потенциального потребления)

Человек в этой системе исключительно потребитель (нет других ролей).

Также происходит внушение определенных ценностей: Уровень дохода => Уровень потребления => Статус => большинство потребностей психические (они связаны с внушением, а не с тем, что действительно нужно).

Воздействие осуществляется главным образом посредством рекламы и убеждений.


2.Алан Турен “Постиндустриальное общество” (1969)


3 основные характеристики:

    1. постиндустриальное по отношению к индустриальному

    2. технократическое по доминирующей системе влияния

    3. программируемое по способу организации механизма производства.


Основные идеи:

  1. Исчезает специфика потребления отдельных социальных групп (субкультура, стиль жизни). На место этого приходит уровень жизни и теперь все можно померить количественно (уровень потребления все показывает).

  2. Досуг – стратифицирующий признак. Место в социальной иерархии определяется степенью активности досуга и доходом.

Низшие слои общества – пассивность досуга, потребление массовой культуры – “хлеба и зрелищ”.

Высшие – активность досуга.



  1. появляется общество массового потребления, культурная деятельность – функция от социального уровня группы.


3.Ж. Бодрийяр “Общество потребления” (1972)


Во многом соглашается с Гэлбрейтом. Находит подтверждения на основе французской статистики.

Вводит понятие “общество потребления”.



Потребление – всеобщая организация повседневности, всеобщий выразитель счастья (через миф о равенстве: счастье зависит от равенства)

Опровержение мифа о равенстве: измерение потребления, богатство растет одновременно с бедностью.

Дифференциация изменяется качественно (уменьшается в потреблении, увеличивается – в образовании, культуре, власти и т.д.).

Современное ему общество – общество изобилия.



Изменяется центральная проблема общества: неограниченная производительность и необходимость ограниченно потреблять произведенное => нужно контролировать спрос.

Потребитель свободен только в том, что ему навязывают проблему выбора.


Система потребления – продукт системы производства.

“Потребительская сила” становится ощутимой. Входит в производительные силы.

Потребности производятся как потребительская сила.

Потребности управляются => они важный фактор, это потребительская сила.


Генеалогия потребления:

  1. производство машин (техники) как производительной силы

  2. капитал как производительная сила и система инвестиций

  3. капиталистическая система производства производит наемную рабочую силу. Радикально отличается от того, что ранее называлось мастерством.

  4. Производство системы потребностей, спрос можно контролировать, рационализировать (вторая половина XX века).

Потребление – исключительно продолжение производства.

Общество обучения потреблению (с помощью кредита и рекламы).

XIX век – люди социализируются как производительная сила.

XX век - люди становятся потребительской силой. Проявляется в сфере занятости. Через систему установок закрепляется на производстве. У человека стимул больше работать, он прикрепляется к производству.

Эксплуатация переходит в сферу потребления (и сферу труда)



4.Теория “третьей волны”


Изменение роли потребления.

Тоффлер “Третья волна” (1980)

Развитие истории и человеческого общества происходит рывками (волнами) – естественные переломы при переходе от эпохи к эпохе.
Все человечество можно вписать в три волны:


  1. сельскохозяйственная цивилизация

  2. индустриальная

  3. постиндустриальная (информационная волна) - переход во второй половине (80-е гг.) XX века.




Параметры сравнения

1 волна

(сельскохозяйственная цивилизация)

2 волна

(индустриальная)

Основа экономики

Земля

Машины

Основной источник энергии

Мускульная сила животных или людей

Ископаемое топливо

Разделение труда

Простое

Гигантская система обмена, распределения

Классы и касты

Четкая, простая, иерархичная социальная структура

Более сложная социальная структура, менее иерархичная

Экономика

Децентрализована

Более централизована

Система власти

Тоталитарная

Менее авторитарна

Место и роль человека в системе

Низкая ценность человека, низкая ценность образования

Возрастание ценности человека, рост значения образования

Тип семьи

Патриархальная

Нуклеарная

Особенности системы




Возникновение и воздействие корпораций

Соотношение производства и потребления

Единство производства и потребления

Противоречие между производством и потреблением, единство разрушено

Конфликт между требованиями производителей и стремлениями потребителей




Особенности третьей волны:

  1. Отсутствие конфликта (между производством и потреблением)

  2. Новые источники энергии

  3. Новые методы разделения труда

  4. Новые виды отраслей (электроника, изучение космоса)

  5. Prosumer economics

  6. Конвейерное производство (гибкие формы производства)

  7. Новая система семьи, хотя и нуклеарная

  8. Очень высокий уровень образования

  9. Глобализация

  10. Уменьшение роли национальных государств

  11. Новый социальный слой - технократия


Особенности:

  1. Возникновение большого количества СМИ (мини-издания для малых групп), которые направлены на все общество в целом (Интернет, кабельное телевидение, камеры и т.д.)

  2. Интеллектуализация и компьютерные революции

  3. Увеличение возможности обработки информации

  4. Фиксация жизни на информационные носители

  5. Возможности гибкого производства, отсутствие конвейера => гибкие товары (производство на заказ)

  6. Гибкий производственный график, широкое распространение надомной работы (образ жизни и возможности производства)

  7. “Электронное жилище” (работа, досуг, образование – все с помощью электр. средств)

  8. Исчезновение стандартов в потреблении, стандартизируются детали, а результат гибкий, приближенный к потреблению

  9. Демассификация сознания (на него влияют слишком много источников информации)

  10. Самопроизводство (люди стали стремиться сделать своими силами, человек сам отчасти производитель).


5.Тоффлер 90-е гг.


Концепция экономики недолговечности

“Шоп будущего”



  1. принцип недолговечности в производстве и потреблении.

Изменение ценностей людей в отношении к вещам, сдвиг ценностей в пользу недолговечности, падение ценностей стабильности, длительности.

Различия в культуре.

Снижение ценности долговечности – лидер США.


  1. Изменение отношения к собственности

Увеличивается недолговечность товаров длительного пользования и недвижимости.

Частые смены места жительства.



  1. Изменение отношения к строительным материалам в целом. Возможность мобильных и переносных конструкций в строительстве (переезды магазинов)

  2. Модульность сооружений и вещей (вариабельность, заменяемость вещей)

    • Рост распространения прокатов вещей и недвижимости => препятствие возникновению привязанности к вещам (не покупать машину, а брать ее в прокат)

    • Потребности становятся временными и недолговечными (вещь еще функционирует, но мы заменяем ее новой). EX: новые модели мобильников.

    • Новизна сама становится потребностью, возникает желание нового.


Черты экономики недолговечности:

  • Быстрая сменяемость вещей

  • Временные вещи

  • Исчезает ремонт вещей

  • Возникновение новых и новых потребностей.