1. Финансовый учет, его цели и задачи - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу... 1 154.88kb.
Урок в 4 классе «Краснодарский край. Старина и современность» (с... 1 101.96kb.
1. Цели и задачи стратегического управления предприятием 1 311.2kb.
Цели и задачи как компоненты педагогической деятельности Понятие... 1 151.47kb.
Лекции финансовый учет 2008 4 1133.94kb.
Главному бухгалтеру! Финансовому директору! 1 23.37kb.
Вопросы по комплексному междисциплинарному экзамену для гак 1 70.12kb.
45. Цели и задачи управления развитием производства 1 132.56kb.
Солнце как ближайшая к нам звезда урок, проведенный в рамках методического... 1 37.11kb.
Организация производства машиностроительной продукции. Цели и задачи. 1 48.26kb.
Пояснительная записка Основные цели и задачи Управления Федеральной... 3 762.39kb.
- 3 1693.03kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Финансовый учет, его цели и задачи - страница №1/3

1.Финансовый учет, его цели и задачи

Переход экономики России на условия рыночных отношений и появление в связи с этим новых факторов хозяйственной деятельности потребовали дополнений, а по некоторым операциям и перестройки в системе б/у. Поэтому правительством РФ были приняты решения, посвященные комплексу мер, связанных с реформированием б/у в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

Среди принятых правительственных решений следует выделить утверждение программы реформирования б/у в соответствии с МСФО. В программе была установлена цель реформирования б/у и определены задачи, поставленные для достижения этой цели:


  1. сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей и в первую очередь инвесторов.

  2. обеспечить увязку реформы б/у в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.

  3. оказать методическую помощь организации в понимании и внедрении реформированной модели б/у.

Основные направления реформы в России определены «Концепцией б/у и отчетности» 1997г. Концепция не заменяет никакие нормативные акты по б/у.

В 2004г. Минфином РФ одобрен новый вариант концепции развития б/у и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу (2004 – 2010гг.). Данная концепция направлена на повышение качества учетной и отчетной информации и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Дальнейшее развитие б/у и отчетности в соответствии с данной концепцией необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:


  1. повышение качества информации формируемой в б/у и отчетности

  2. создание инфрастуктуры применения МСФО

  3. Изменение системы регулирования б/у и отчетности

  4. усиление контроля качества бухгалтерской отчетности

  5. существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением б/у и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности

В связи с переходом к рыночной экономике б/у в России разделился на финансовый и управленческий. Финансовый учет – это учет в целях обеспечения информацией широкого круга заинтересованных пользователей как внешних так и внутренних для принятия ими соответствующих управленческих решений. Финансовый учет строится на следующих основополагающих принципах:

1. ведение учета должно осуществляться на базе международных и российских стандартов учета и отчетности

2. финансовая (бухгалтерская) отчетность призвана предоставлять информацию объективную и доступную для понимания настоящим и потенциальным инвесторам и кредиторам о хозяйственных ресурсах организации, ее обязательствах, составе имущества и источников его формирования, а также их изменении

3. финансовый учет и составление финансовой отчетности осуществляется в денежном выражении.

4. бухгалтерская финансовая информация должна удовлетворять следующим требованиям:

-формироваться в системном (бухгалтерском) учете

-быть достоверной, объективной, значимой

-быть своевременной, понятной и т.д.

5. финансовый учет и составление финансовой отчетности основывается на методе дфойной записи

Важным принципом финансового учета является возможность анализа финансового состояния организации, проводимого по бухгалтерскому балансу, его активов и пассивов с привлечением других форм отчетности. Анализ финансового состояния организации предполагает выявление ликвидности актива баланса, определение наличия производственных запасов и других материальных ценностей, а также расчет ряда коэффициентов.


2.Понятие денежной системы, наличных и безналичных расчетов

Денежная система – это формы организации денежного обращения в стране, сложившиеся исторически и закрепленные законодательством. Денежная система включает следующие элементы: -денежную единицу, -масштаб цен, -виды денег, имеющих законную платежную силу, -порядок эмиссии и обращения денег, государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Различают наличный и безналичный расчеты. Наличные расчеты – это расчеты между организациями или физическими лицами наличными денежными средствами. Наличные деньги – это денежные средства в форме бумажных денег и монет.

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые между физическими или юридическими лицами без применения наличных денег путем перевода средств через банк с расчетного счета плательщика в банке на счета их получателей.
3.Учет денежных средств в кассе организации

При осуществлении кассовых операций необходимо руководствоваться инструкцией ЦБРФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ», утвержденный решением совета директоров ЦБР от 22.09.93 №40. Этим документом определено, что все организации независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Все расчеты организации, как правило, производят в безналичном порядке через банки.

Расчеты наличными денежными средствами через кассу между юридическими лицами в соответствии с указаниями ЦБР производятся на уровне 60000р. По 1 договору. Наличные деньги, полученные организациями в банках, расходуются только на те цели, которые указаны в денежном чеке.

Организации могут иметь в своих кассах свободные наличные деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающим их банком. Лимит остатка денег в кассе устанавливается всем организациям, включая бюджетные учреждения. За нарушение порядка ведения кассовых операций организации и их руководители привлекаются к административной ответственности в соответствии с кодексом об административных правонарушениях (КоАПРФ).

Организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3-х рабочих дней, включая день получения в банке.

Прием наличных денег в кассу осуществляется по приходным кассовым ордерам (ПКО). ПКО имеют типовую форму, утвержденную Госкомстатом России (с 1 января2005г. Госкомстат переименован в Росстат). ПКО состоит из 2-х частей: собственно ПКО и квитанции к нему. ПКО является документом организации и остается в документах, а квитанция к ПКО передается лицу или организации, внесшим наличные денежные средства. ПКО подписывается главбухом и кассиром. ПКО регистрируются в специальном журнале, где им присваиваются порядковые номера в течение календарного года. С нового года – новая нумерация.

Испорченный ордер уничтожается, а в замен оформляется новый.

Выдача наличных денег из кассы производится по расходному кассовому ордеру (РКО) или другим надлежаще оформленным документам (заявления, счета, расчетно-платежные ведомости и т.д.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег д.б. подписаны руководителем, главбухом и кассиром предприятия.

Если на оправдательных документах, прилагаемых к РКО есть разрешительная подпись руководителя, то на самом кассовом ордере его подпись не обязательна.

Расписка в получении денег в РКО д.б. сделана получателем собственноручно с указанием полученной суммы прописью с заглавной буквы. Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в РКО. Если деньги выдаются по доверенности, в РКО после ФИО получателя денег бухгалтер указывает кому доверено получение денег. Если деньги выдаются по ведомости, то на каждого получателя отдельно расходный кассовый ордер не оформляется.

В случае получения денег по доверенности кассир перед распиской в получении денег сделает надпись «по доверенности». Доверенность остается в кассовых документах дня, как приложение к РКО или ведомости. По истечение 3-х рабочих дней, установленных для выдачи з/п, кассир построчно проверяет росписи в получении денег и против фамилий лиц, которым не были произведены выплаты ставит штамп и пишет от руки – депонировано. Затем составляет реестр з/п на общую сумму выданных денег, выписывается 1 общий РКО. Депонированные суммы сдаются в банк на РС организации и на эти суммы составляется общерасходный кассовый ордер.

Все поступления и выдачи наличных денег организации учитываются в кассовой книге. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу. Кассовая книга д.б. пронумерована, прошнурована, опечатана печатью и количество листов в книге заверено подписями руководителя и главбуха организации. Кассовая книга может вестись на бумажных носителях, либо в электронном варианте. Если кассовая книга оформляется на бумажном носителе, то записи в ней ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу. Первый и второй экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами, вторые экземпляры – отрывные и служат отчетом кассира. Ко вторым экземплярам кассовой книги прикладываются оправдательные документы, на основании которых были приняты в кассу или выданы из нее денежные средства. Второй экземпляр КК кассир передает в бухгалтерию под расписку в кассовой книге.

Если кассовая книга ведется в электронном варианте, то операции по кассе за текущий день распечатываются в 2-х экземплярах. Один подшивается в папку «Кассовая книга», а 2-ой с оправдательными документами подшивается в папку «Касса за…месяц … года». По окончании отчетного года кассовая книга должна быть сбрушерована, прошнурована, опечатана, количество листов заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главбуха организации. Кассир отвечает только за сохранность наличных денежных средств и других ценностей, которые хранятся в кассе организации (талоны на бензин, почтовые марки, проездные билеты, чистые бланки трудовых книжек, вкладыши к ним, акции и др. ценные бумаги организации).

В ОАО главбуху запрещено исполнять обязанности кассира. В ООО и других малых предприятиях главбуху разрешено исполнять обязанности кассира при условии отсутствия в штатном расписании такой должности. В этом случае с главбухом заключается договор о материальной ответственности. Сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассира в организации проводится ревизия кассы.

Синтетический учет движения денежных средств в кассе ведется на активном счете 50 «Касса». К этому счету м.б. открыты следующие субсчета:

50.1 касса организации

50.2 «операционная касса» - используется для учета наличия движения денежных средств в кассе остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах, вокзалах, портах и т.д. Этот субсчет открывается организацией при необходимости.

50.3 «Денежные документы» - учитывают находящиеся в кассе организации денежные документы (почтовые марки, оплаченные и полученные авиабилеты, ж/д билеты, проездные и т.д.). Денежные документы учитываются на данном субсчете в сумме фактических затрат. Учет поступления и выбытия денежных документов оформляется ПКО и РКО. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам: 10 – федеральные налоги, 3 – региональные налоги, 2 – местные налоги.

50.4 «Валютная касса» открывается для учета операций с наличной иностранной валютой, которая используется для оплаты загранкомандировок. Приходные и расходные кассовые ордера в этом случае заполняются в иностранной валюте. В кассовой книге приводятся суммы в иностранной валюте и в рублях по курсу ЦБР на день совершения операции.

4.Учет денежных средств на РС в банках

Для осуществления безналичных расчетов организации открываются РС в банке. Организация самостоятельно выбирает банк для обслуживания. Можно открывать РС в нескольких банках, с банками заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание. Для открытия РС организация представляет в банк необходимые документы по списку, полученному в банке.

Выдачу наличных денежных средств с РС и безналичные перечисления банк осуществляет как правило на основании приказов владельца счета или с его согласия (акцепт). Без согласия владельца счета (в безакцептном порядке) банк списывает денежные средства в следующих случаях:

1.при выплате просроченных платежей налоговым органам

2.при выполнении решений суда общей юрисдикции и арбитража

3.платежи за коммунальные услуги

Первичными документами на основе которых производятся операции на РС организации являются:

1.Платежные поручения – это документ, на основе которого с РС организации списываются указанные в нем суммы для зачисления на РС получателя денежных средств.

Платежное поручение печатается плательщиком на бланке установленной формы в необходимом количестве экземпляров. Оно действительно в течение 10 дней, не считая дня выписки. Исправления и помарки в платежных поручениях так де как и в кассовых первичных документах не допускаются.

На первом экземпляре платежного поручения проставляются подписи руководителя, главбуха организации (если его подпись предусмотрена в карточке образцами подписей) и оттиск печати организации. I экземпляр ПП остается в документах банка. Последний экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве расписки о приеме платежного поручения к исполнению. Он подшивается к банковской выписке, как оправдательный документ по совершенной операции.

2.Денежный чек – служит основанием для получения наличных денег с РС в банке. Чеки находятся в чековой книжке, для получения которой заполняется заявление установленной формы. Денежный чек заполняется от руки в 1 экземпляре без помарок и исправлений, подписывается руководителем и главбухом организации. На специальном месте в чеке ставится печать организации. На оборотной стороне чека дается расшифровка на какие цели берутся деньги.

Чек действителен в течение 10 дней не считая дня выписки. На оборотной стороне корешка главбух ставит номер и дату приходного кассового ордера, по которому были оприходованы полученные деньги и ставит свою подпись. Испорченные денежные чеки должны оставаться в чековой книжке.

3.Объявление на взнос наличными. На основании данного документа банки принимают наличные денежные средства для зачисления на РС организации.

Подписи руководителя, главбуха организации и оттиск печати на объявлении НЕ проставляются, поэтому данный документ заполняется в банке в момент внесения денежных средств. Бланк объявления состоит из 3-х частей:

-верхняя – объявление на взнос наличными – остается в документах банка

-средняя – квитанция – возвращается лицу, внесшему деньги, на квитанции обязательно должна стоять печать банка для денежных документов

-нижняя – ордер – возвращается в организацию, как приложение к банковской выписке, в которой отражается операция по внесению денег на РС.

На каждой из 3-х частей объявления указывают от кого принимаются деньги, на какой счет они зачисляются, сумма цифрами и прописью, назначение взноса (выручка, депонированная з/п и т.д.).

4.Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору товаров, работ, услуг.

Платежное требование выписывается поставщиком на стандартном бланке и направляется в банк покупателя для оплаты. При согласии оплатить платежное требование плательщик проставляет на всех его экземплярах подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке и ставит оттиск печати на всех экземплярах. Оформленное платежное требование сдается в банк покупателем для совершения платежа.

Все операции по РС отражаются в выписках банка. Выписка – это практически II экземпляр РС организации открытого банка. Храня денежные средства организации банк считает себя ее должником, т.е. на эту сумму имеет кредиторскую задолженность, поэтому остатки средств и поступления на РС банк записывает по кредиту РС, а уменьшение своего долга (перечисление, выдача наличными и т.д.) по дебету РС.

Обрабатывая банковскую выписку бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать в своих регистрах остаток денежных средств и зачисления по дебету РС, а списание по кредиту РС. Полученные банковские выписки проверяются и обрабатываются: подбираются все оправдательные документы, на основании которых зачислены или списаны денежные средства.

Для учета движения денежных средств на РС предназначен активный счет 51»Расчетные счета».
5.Учет денежных средств на специальных счетах в банках: аккредитивы, чековые книжки, депозитные счета

Для аккредитивной формы расчетов, для расчетов с использованием чеков, для обособленного хранения средств целевого финансирования в банках открываются специальные счета. Для обобщения информации о наличии и движении таких денежных средств используется активный счет 55, к которому открываются субсчета 55.1 и 55.2.

55.1 – «Аккредитивы» используется для учета расчетов по аккредитивной форме.

Аккредитив – это форма безналичных расчетов, представляющая собой поручение плательщика банку выплатить определенную денежную сумму контрагенту плательщика при условии предъявления им банку строго определенных аккредитивом документов.

При данной форме расчета платеж совершается по месту нахождения поставщика. Срок действия аккредитива устанавливается договором. Аккредитивная форма расчетов применяется в случаях, если она предусмотрена договором. При наличии соответствующих положений в основном договоре получателем средств по аккредитиву могут являться несколько лиц (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей). Аккредитивы могут открываться 2-х видов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные).

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика списывает средства с РС плательщика и переводит их в банк поставщика на отдельный счет. Депонирование денежных средств в банке поставщика может быть произведено и за счет кредита, полученного плательщиком в своем банке.

Непокрытый – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк покупателя.

Каждый аккредитив должен ясно указывать является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенностью отзывного аккредитива является то, что он м.б. изменен или аннулирован открывшим его банком, в т.ч. по письменному разрешению покупателя до наступления срока платежа без предварительного уведомления поставщика. Безотзывный аккредитив не м.б. изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк документы, предусмотренные в заявлении на открытие аккредитива. Банк проверяет поставщиком выполнение условий аккредитива, правильность оформления документов и только после этого производит выплаты по аккредитиву. Неиспользованная сумма аккредитива возвращается покупателю и зачисляется на его РС, если аккредитив выставлен за счет собственных средств или перечисляется погашение задолженности по кредиту, если аккредитив выставлен за счет банковского кредита.



Схема документооборота при аккредитивной форме расчета:
1.аккредитивное заявление, 2.поручение об открытии аккредитива, 3.извещение об открытии аккредитива , 4.отгрузка продукции покупателю, 5.предъявление в банк необходимых документов для зачисления денежных средств на РС поставщика.

Расчеты по аккредитиву регулируются главой 46 ГКРФ. К расчетам по аккредитивам во всем мире применяется следующая терминология:

1.банк покупателя называется банком эмитентом

2. покупатель (плательщик) – приказодатель или клиент банка-эмитента

3.поставщик (получатель) – бенефициар

4.банк поставщика – исполняющий банк.


55.2 – «чековые книжки». На этом субсчете учитывается движение денежных средств, находящихся в чековых книжках, которые используют для расчетов с поставщиками. Расчетный чек содержит письменное поручение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку на перечисление указанной в чеке суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Различают чеки из лимитированных и не лимитированных чековых книжек.

Лимитированные чековые книжки выдаются для расчетов только с 1 поставщиком и сумма лимита и срок действия книжки ограничивает сумму по получению.

Сумма по чекам выданными, но не оплаченным банком/непредъявленные к оплате продолжают учитываться на субсчете 55.2. сальдо по этому счету должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделены на отдельный баланс, в котором открыты текущие счета в банках. Для осуществления текущих операций по оплате труда, хозяйственным расходам, командировочным суммам и т.д. отражаются на отдельном сс55 «движение указанных средств».
6.Учет денежных документов и переводов в пути

50.3 «Денежные документы» - учитывают находящиеся в кассе организации денежные документы (почтовые марки, оплаченные и полученные авиабилеты, ж/д билеты, проездные и т.д.). Денежные документы учитываются на данном субсчете в сумме фактических затрат. Учет поступления и выбытия денежных документов оформляется ПКО и РКО. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам: 10 – федеральные налоги, 3 – региональные налоги, 2 – местные налоги.

Некоторые организации не могут сдать денежную наличность в течение рабочего дня в обслуживающий банк. В этом случае организации в соответствии с заключенными договорами вносят подготовленную денежную наличность в кассы кредитных организаций, сберегательные кассы или кассы почтовых отделений, как правило, через инкассаторов банка и отделения связи. В период с момента передачи денежных средств инкассаторам или непосредственно кредитным организациям или почтовым отделениям до их зачисления на РС они учитываются на активном счете 57 «Переводы в пути».

Основанием для принятия денежных средств к учету на счете 57 являются квитанции кредитной организации, сберегательной кассы, почтового отделения или копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и другие подобные документы.

На счете 57 учитываются денежные средства в иностранной валюте, предназначенные для продажи и денежные средства в валюте РФ, направленные на покупку иностранной валюты. Организации, продающие товары, работы, услуги с использованием пластиковых карт отражаю на счете 57 выручку от продаж до момента ее зачисления на РС.


7.Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности

При продаже организацией продукции,, товаров, работ, услуг другим юридическим и физическим лицам и при осуществлении расчетов с ними возникают краткосрочные и долгосрочные обязательства, которые представляют собой дебиторскую задолженность.

Организации и лица, которые должны данной организации называются дебиторами. Дебиторскую задолженность также называют средствами в расчетах. Для учета дебиторской задолженности предусмотрены счета 60, 62, 71, 75, 76 и т.д. Это А-П счета.

При покупке организацией ТМЦ, работ, услуг у другихюридических и физических лиц и при осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и илица, которым должна данная организация называют кредиторами. Кредиторов, задолженность перед которыми возникла в результате покупки у них ТМЦ (товаров, услуг), называют поставщиками. Задолженность по начисленной, но не выплаченной своим работникам з/п, задолженность перед бюджетом по налогам и сборам называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задролжность перед которыми возникла по другим нетоварным операциям называют прочими кредиторами. Для учета кредиторской задолженности используются счета 60, 62 в части полученных авансов, 70, 71, 76 и др.

Дебиторская и кредиторская задолженности учитываются на счетах бухучета и отражаются в бухгалтерской отчетности в течение срока, установленного законодательством или определенным соглашением сторон сроком исковой давности.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности и др. долги к взысканию списываются на основании приказа руководителя на уменьшение финансовых результатов организации или за счет средств резерва по сомнительным долгам.

Перед списанием обязательно проводится инвентаризация дебиторской задолженности, собираются документы, которые являются письменным обоснованием платежеспособности должника или его ликвидации.

Отнести на финансовые результаты организации какой-либо операции – это значит отразить ее по Д или К счета 91, в виде операции доходов или расходов или внереализационных доходов и расходов.

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной и ее следует отражать на забалансовом счета 007 «списание в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов». На этом сете дебиторская задолженность числится в течение 5 лет.

Сумма кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек относится на увеличение финансовых результатов организации. Перед списанием кредиторской задолженности необходимо провести инвентаризацию указанной задолженности, подобрать документы, которые подтверждают отсутствие кредитора и издать приказ руководителя организации списании указанной задолженности.



8.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье, материалы и др. ТМЦ, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск Эл энергии, пара, воды, газа и т.д.) и выполняющие различные работы (капитальный и текущий ремонт ОС).

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется А-П счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Снк отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам на начало месяца.

Обк отражает возникновение новой задолженности перед поставщиками за полученные товары, работы, услуги или перечисленные в текущем месяце авансы.

Снд отражает суммы перечисленного поставщикам аванса под поставку ТМЦ (работ, услуг).

Обд отражает погашение задолженности перед поставщиками за ранее поставленные ТМЦ (работы, услуги) или перечисленные в текущем месяце авансы.

Кредитуется сч 60 только после того, как на склад покупателя поступили ТМЦ или приняты заказчиком выполненные работы или оказанные услуги независимо от времени их оплаты. Стоимость принятых работ и оказанных услуг отражается у покупателя на счетах учета затрат 26,….

В случае поступления ценностей без расчетных документов (неотфактурованные постаки, т.е. нет накладной) необходимо проверить не числятся ли они, как оплаченные, но находящиеся в пути или не числится ли стоимость поступивших ценностей, как дебиторская задолженность. Сумма НДС, включенная поставщиками и подрядчиками в счета на оплату товаров, работ, услуг не включается, а учитывается на сч19 «НДС по приобретенным ценностям» на соответствующих субсчетах.

На счете 19 суммы НДС будут учитываться до тех пор, пока не будут выполнены следующие условия:

1.ТМЦ оприходованы на склад Д10К71, работы и услуги приняты заказчиком и выполнены.

2.Имеется сч-фактура поставщика, в которой сумма НДС выделена отдельной суммой

3.полученные ТМЦ, работы, услуги будут использованы в операциях, признаваемых объектами налогообложения НДС.

Олько после этого НДС, подлежащий уплате поставщику будет отнесен на уменьшение обязательств организации перед бюджетом по уплате НДС (т.е. он будет списан в Д68)

Если ТМЦ (работы, услуги) приобретены для изготовления продукции, работ, услуг, освобожденных от НДС в соответствии с главой 21НКРФ, то в этом случае сумма НДС, подлежащая уплате поставщику, включается стоимость ТМЦ (работ, услуг).

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на основании счетов, счетов-фактур, накладных, накладных на отпуск материалов на сторону, выписок банка и регламентируется договорами с поставщиками и подрядчиками.

Счет – это документ, вписываемый поставщиком (подрядчиком) ТМЦ *работ, услуг) заказчику (покупатель), как уведомление за что и в какой сумме д.б. произведена оплата, а также условия этой оплаты. Счет не является документом строгой отчетности (ег не надо хранить, учитывать на забалансовом счете).

При использовании счета ТМЦ передаются покупателю (заказчику) после перечисления суммы, указанной в счете. Счет подшивается вместе с экземпляром платежного поручения к банковской выписке, как оправдательный документ.

Счет-фактура – оформляется поставщиком или подрядчиком при отгрузке покупателю (заказчику) ТМЦ, при выполнении работ и оказании услугне позднее 5 дней после выполнения своих обязательств. Порядок оформления и хранения счетов-фактур, журналов их регистрации, книг покупок и книг продаж утверждены постановлением правительства №914. Счет-фактура является необходимым основанием для принятия покупателем (заказчиком) НДС, подлежащей уплате поставщиком и подрядчиком к вычету при расчетах с бюджетом по НДС. НДС, указанный в счет-фактуре и подлежащий уплате (к вычету) у покупателя называется «входной НДС».

ТМЦ от поставщиков получает материально ответственное лицо покупателя на основании доверенности, оформленной по типовой форме М2 или М2а.

Формы М2 учитываются по корешку доверенности, котрый хранится в бухгалтерии с отметкой о получении и использовании доверенности, а учет доверенностей по форме М2а ведется в книге доверенностей или журнале регистрации. После получения ТМЦ в книге (журнале) учета доверенностей проставляются номера и дата сопроводительных документов поставщика, а взамен нее он выдает накладную (товарно0транспортную накладную), которая сдается на склад вместе с МЦ.

Аналитический учет по счету 60 ведется в разрезе не только по каждому поставщику, но и в разрезе каждого счета, выставленного поставщиком.


9.Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками за продукцию, товары, работы, услуги, ОС и иное имущество организации предназначен А-П счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».



Сд отражает стоимость отгруженной покупателям продукции, работ, услуг, но еще не оплаченных на начало месяца, возникла дебиторская задолженность.

Обд отражает стоимость проданной, но еще не оплаченной продукции, работ, услуг в текущем месяце или зачет сумм ранее полученных авансом при предъявлении покупателем (заказчиком) счетов за отгруженную продукцию, выполненную работу, оказанную услугу.

Обк отражает суммы, полученные в текущем месяце от покупателя, авансов или сумма в счет погашения ранее отгруженной продукции, работ, услуг.

На счете 62 суммы выручек и полученных авансовых платежей учитываются вместе с НДС. При получении авансового платежа от покупателя поставщик сам себе выписывает счет-фактуру в одном экземпляре по полученному авансу. Это необходимо сделать и в том случае, если после получения аванса обязательства перед покупателем будут выполнены в том же месяце.

Налоговые органы рекомендуют получать НДС в составе аванса, учитываемого на сч.76, к которому открывается специальный субсчет. Иногда в публикациях по вопросам бухучета в примерах показывают исчисление НДС полученного аванса по К68 и Д62/ав.пол. В этом случае авансы полученные в ББ будут отражаться за минусом суммы НДС.

На отдельном субсчете «Векселя к получению» сч.62 учитываются векселя, полученные в обеспечение дебиторской задолженности. Аналитический учет по векселям к сч.62 должен обеспечивать раздельный учет по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил, по векселям дисконтированным, по векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Одновременно полученные товарные векселя должны учитываться у поставщика на забалансовом счете 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученных». Поставщик в этом случае выступает в роли векселедержателя.

В соответствии с ПБУ-9/99 «Доходы организации» при продаже продукции, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставленного в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка принимается к б/у в сумме полной задолженности, т.е. с учетом причитающихся %.

Если договором предусмотрен особый порядок перехода права собственности на проданную продукцию, то поставщик использует счет 45 «Товары отгруженные», на котором дебиторская задолженность учитывается по Сс до момента выполнения условий, указанных в договоре. Как правило, сч.45 используется в следующих случаях:

1.товары переданы реализацию по посредническому договору и посредником еще не проданы

2.товары отгружены по товарообменному договору, но встречная поставка МЦ еще не произведена

3.в договоре купли-продажи установлено, что право собственности на отгруженный товар переходит к покупателю после фактической оплаты его стоимости или после выполнения какого-либо условия, указанного в договоре.





10.Создание и учет резерва по сомнительным долгам

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договорами и которая обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв по сомнительным долгам создается только по дебиторской задолженности , возникшей в результате реализации продукции, товаров, работ, услуг. Указанный резерв создается организациями по желанию и поэтому создание резерва д.б. отражено в учетной политике организации.

Резерв по сомнительным долгам могут создавать организации, работающие по методу начисления.Их рекомендуется создавать в течение года после проведения инвентаризации дебиторской задолженности и письменного обоснования дебиторской задолженности организации. Таким обоснованием могут служить материалы переписки с должниками.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Они создаются за счет финансовых результатов деятельности организации (сч.91 «прочие доходы и расходы») и учитываются на пассивном счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Если до конца года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы резерва присоединяются к доходам соответствующего года.

В активе ББ дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, показывается в нетто-оценке, т.е. за вычетом созданного резерва. Списание дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек за счет средств резерва по сомнительным долгам осуществляется на основании приказа руководителя организации.


11.Учет товарных векселей

На отдельном субсчете «Векселя к получению» сч.62 учитываются векселя, полученные в обеспечение дебиторской задолженности. Аналитический учет по векселям к сч.62 должен обеспечивать раздельный учет по векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил, по векселям дисконтированным, по векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Одновременно полученные товарные векселя должны учитываться у поставщика на забалансовом счете 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученных». Поставщик в этом случае выступает в роли векселедержателя.

Получен простой собственный вексель покупателя в обеспечение дебиторской задол-ти за отгруж прод-ю (работы, услуги)

Д62/век.к пол К62

Начислены %-ы к получению по векселям

Д62 К90,91

Получены ден ср-ва в счет погашения задол-ти по векселю

Д50,51 К62/в.к пол


12.Учет расчетов с подотчетными лицами

Подотчетными лицами являются работники организации, получившие авансом наличные суммы денежных средств на предстоящие административно-хозяйственные и командировочные расходы. Размеры, выдаваемых на хозяйственные расходы сумм и сроки, на которые они выдаются определяет руководитель организации. В начале года в организации издается приказ (распоряжение), в котором указывается ФИО и должности лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы на хозяйственные расходы и срок, на который они выдаются.

Авансы на командировочные расходы выдаются в пределах сумм, причитающихся комманированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечение срока, на который они были выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах с приложенными к нему оправдательными документами.

Бухгалтер проверяет целесообразность произведенных расходов, наличие оправдательных. Против израсходованных сумм в авансовом отчете бухгалтер проставляет номера счетов, на которые эти расходы отнесены и утверждает авансовый отчет у руководителя организации. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. При направлении работников в командировку издается приказ, на основании которого оформляется командировочное удостоверение. Фактическое время пребывания в месте командировки определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия и дне выбытия из места командировки. Срок командировки определяется руководителем организации. Днем выезда в командировку считается день отправления транспортного средства из места постоянной работы командируемого. Днем приезда считается день прибытия транспортного средства в место постоянной работы командируемого. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки.

Командируемому работнику возмещаются расходы на проезд к месту командировки и оратно, расходы по найму жилого помещения, выплачиваются суточнве. Размер суточных устанавливается либо в коллективном договоре оргнизации, либо в трудовом договоре, заключенным с сотрудником.

Расходы по проезду к месту командировки оплачиваются по сумме фактических затрат при наличии оправдательных документов (билеты). Командировочные расходы включены в затраты организации в полном объеме, выдачу авансов подотчетным лицам производят по РКО, а возврат неиспользованных сумм оформляют ПКО.

Подотчетные суммы учитываются на А-П счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».



следующая страница >>