1. Цели и задачи аудиторской деятельности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Цели и задачи аудиторской деятельности 3 995.75kb.
Цели и задачи как компоненты педагогической деятельности Понятие... 1 151.47kb.
Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности 1 28.53kb.
Положение о маркетинговой деятельности Славгород, 2007 Общие положения 1 50.94kb.
Аудит цель и задачи данного раздела практики 1 167.96kb.
Урок в 4 классе «Краснодарский край. Старина и современность» (с... 1 101.96kb.
М. А. Макарова Эволюция маркетинга. Маркетинг в России. Цели, задачи... 1 18.99kb.
1. Цели и задачи стратегического управления предприятием 1 311.2kb.
Приложение №06 к уставу Муниципального автономного 1 49.69kb.
Работы, а также практику бухгалтерской, экономической и аудиторской... 1 108.77kb.
Программа всероссийской политической партии «свободная россия» 1 143.97kb.
6 Экономико-финансовый анализ деятельности предприятия Важнейшей... 1 116.88kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Цели и задачи аудиторской деятельности - страница №1/6

1.Цели и задачи аудиторской деятельности.

Основная цель аудиторской деятельности - установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ. Для достижения основной цели и представления заключения аудитор изучает следующие вопросы: 1) общая приемлемость отчетности (соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней); 2)обоснованность (существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм); 3)законченность (включены ли в отчетность все надлежащие суммы, в частности все ли активы и пассивы, принадлежащие компании); 4)оценка (все ли категории правильно оценены и безошибочно подсчитаны); 5) классификация (есть ли основание относить сумму на тот счет, на котором она записана); 6) разграничение (отнесены ли операции, проводимые незадолго до даты составления баланса или непосредственно после нее, к тому периоду, в котором были проведены); 7)аккуратность (соответствует ли сумма отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге); 8) раскрытие (все ли категории занесены в финансовую отчетность и правильно ли отражены в отчетах и приложениях книг).Смысл целей аудита заключается в создании структуры, которая помогла бы аудитору собрать нужное количество актуальных свидетельств, а затем решить, какие именно фактические данные необходимо собирать ввиду конкретных обстоятельств, при которых проводится аудит. Цели остаются одними и теми же при разных проверках, но фактические данные будут различны в зависимости от обстоятельств. Цели аудита: 1) степень общеприемлемости; 2) правильное включение сумм; 3) завершенность; 4) право собственности (по включенным суммам); 5) оценка; 6) правильность корреспонденции и отражения сумм на счетах; 7) разграничение (хозяйственные операции, близкие к дате баланса, следует учитывать за соответствующий период); 8) арифметическая точность (отдельные статьи баланса соответствуют итогам в учетных регистрах и Главной книге); 9) раскрытие (правильность отражения счетов и относящихся к ним фактов данных отчетности). Задача аудита состоит: 1) в оценке уровня бухучета, квалификации учетных кадров, качества обработки информации (особенно первичной документации), правильности и законности совершения бухгалтерских записей; 2) в оказании помощи предприятиям путем рекомендаций по устранению недостатков, особенно тех нарушений, которые непосредственно повлияли на финансовые результаты, сказались на достоверности показателей отчетности; 3) в необходимости оценки не только прошлых фактов и существующих в данный момент положений, но и ориентировании руководства проверяемой организации на будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечный результат. В последнее время в деятельности аудиторов появилась еще одна очень важная функция - это оказание помощи предприятиям в защите их интересов

в налоговых органах и арбитражных судах.
2.Правовые основы аудиторской деятельности

Правовую основу составляет совокупность документов: 1.ФЗ об ауд. Деятельности 307-ФЗ от 30.12.2008. 2.постановление правительства РФ. 3.Документы министерств и ведомств. 4.Правила, стандарты аудиторской деятельности. ФЗ307: определено понятие «цена аудиторской деятельности», дан перечень сопутствующих аудиторских услуг, установлены требования к аудитору и ауд.организациям, перечислены права и обязанности аудир. лиц, определен круг экономич. субъектов, для которых аудит является обязательным. Во исполнение закона- постановления правительства. Все фед.станд. (34 шт.) – утв. Правительством. Пост. 696 от 23.09.02-1-6 стандарт; пост. 557 от 27.07.08 32-34 ст. Пост 80 от 6.02.02 – уполномоч. Фед. Орган – мин. Финансов. Документы министерств: -программы квалиф.экзамена на аттестат ау; - детализация порядка проведения кв.экзамена; - порядок повышения кВ. ау; -порядок лицензирования. Стандарты аудит. деятельности – единые требования к порядку осуществления аудит. деятельности, оценке качества, порядку подготовки ау, оценки их квалификации. Стандарты: международные, федеральные, внутренние стандарты СРО, стандарты ауд.фирм. Федеральные стандарты разрабатываются в соответствии с международными и являются обязательными у аудит. организаций и СРО. Фед. стандарты – требования к порядку осуществления аудиторской деятельности. Стандарты СРО – не против. Фед. явл-ся обязательными у ауд.организаций и ау, которые являются членами СРО. Аудитор – физ.лицо, получившее квалификац.аттестат аудитора и явл-ся членом в СРО. Аудитором признается с даты внесения его в реестр аудит. и ауд.организаций. Квалиф. аттестат выдается при условии, что человек сдал квалификац. экзамен. По новому закону стаж работы в ау или ведении б.у. д.б. больше 3 лет, 2 из которых приходится на работу в ау. организации. Аттестат м.б. аннулирован, если ау не проходит обучение на курсах повышения кв., если ау в теч.2 лет не занимался ауд.деятельностью, если подписал заведомо ложное заключение. Если в течение 3 месяцев со дня внесения в ЕГРЮЛ не вступил в СРО- не может заниматься ау.деятельностью. Может заниматься другими видами деятельности: постановка, восстановление ведения б.у., состояние б.отчетности, бух. консультирование, восстановление ведения налог.учета, составление налог. Отчетности, анализ фин. деятельности организации, эк.и фин. консультации.; юр.конс. и юр. Помощь; конс. По правовым вопросам; представление интересов в гражд., адм.судопр. и вопросах гос. власти; автоматизация б.у. и внедрение инф. технологий; оценочная деятельность; разработка и анализ инвест. проектов, составление бизнес планов; проведение НИИР; обучение в областях, связанных с ауд.деятельностью.


3.Обязательный и инициативный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства РФ, инициативная — по решению экономического субъекта. Подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму ОАО независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала. Вид деятельности экономического субъекта. По виду деятельности обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: • банки и другие кредитные учреждения; • страховые организации и общества взаимного страхования; • товарные и фондовые биржи; • инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании); • внебюджетные фонды, источниками образования средств которых, являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами; • благотворительные и иные (неинвестиционные) фонды, источниками образования средств которых, являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; * если в их уставном капитале (уставном фонде) имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам. * при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности: • объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ;

• суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ МРОТ. Экономические санкции за уклонение от обязательного аудита:- штрафа с экон субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом МРОТ; - штрафа с руководителя (руководителей) экон субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом МРОТ. Обязательный аудит по поручению государственных органов: Органы дознания, следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд поручить аудитору провести аудиторскую проверку экономического субъекта при наличии в производстве указанных органов: • возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела;• принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела;• дела, подведомственного арбитражному суду. Обязательный аудит регулируется ФЗ «Об АД».

Инициативный аудит проводится обычно по решению клиента. При этом цели инициативного аудита могут быть самыми различными. Назовем некоторые из них: контроль и анализ состояния бухучета в целом или отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухучету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по н/о.

Можно определить несколько причин проведения инициативного аудита:

1. Многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в АО, лишились контроля со стороны специальных органов. 2. Текучесть бухгалтерских кадров, которая в свою очередь вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экон структур относиться к гл бухгалтеру как к одному из осн контролеров за законностью хоз-ых операций и др. 3. Низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.


4.Виды аудиторских услуг

Согласно 1 статьи закона аудиторы на ряду с проведением проверки могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Кроме того, п.7 этой статьи установлено, что аудиторы не имеют права заниматься никакой деятельностью кроме проведения аудита и оказание сопутствующих ему услуг. Под услугами, сопутствующими аудиту, понимают услуги, которые аудиторы могут оказывать клиентам помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей профессиональной компетентности в областях: аудита; б/уч; налогообложения; хоз-го права; эко-го анализа; других разделов экономики. Сопутствующие аудиту услуги разделяют на 2 группы: 1)Услуги, совместимые с проведением у клиента обязат-ой ауд-ой проверки. Их оказывают: по постановке б/уч; контролю ведения учёта и составлению отчётности; контролю начисления и уплаты налогов; анализу хоз-ой и фин-ой деят-ти; информационному и экспертному обслуживанию; подбору и тестированию бух-го персонала экон-го субъекта; и пр. 2)Услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки. Их оказывают по: *ведению б/уч - в соответствии со ст.6 ФЗ «О б/уч» в организации, не имеющей бух-ой службы, б/уч м. осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах (в роли которых м. с успехом выступать аудиторские фирмы). Для ведения учёта аудиторская фирма разрабатывает для клиента учётную политику, формирует рабочий план счетов б/уч, перечень субсчетов, проектирует состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства. Ведение м. осуществляться как по всем видам и участникам учёта (полное ведение учёта), так и по отдельным участникам или разделам учёта.; *восстановлению б/уч – проводится за определённый период. Носит разовый характер.; *составление налоговых деклараций – в этом подпункте содержится дополнительный, по сравнению с ФЗ «Об аудиторской деятельности», запрет на проведение обязательного аудита такими аудиторскими фирмами, которые перед этим оказывали услугу экономическому субъекту в составлении налоговой декларации.; * составление бух-ой фин-ой отчётности - предполагает составление отчётности по данным бух-ких регистров представленных заказчиком. Этот вид услуг предполагает составление отчётов во внебюджетные фонды, соц-ные гос-ные фонды и статистической отчётности, необходимой для каждого конкретного клиента. Если аудитор оказывает услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки, то проверку он м. проводить не ранее чем через 3 года. Сопутствующие аудиту услуги подразделяют на: Услуги действия (относят услуги по созданию док-ов, состав которых установлен в договоре с клиентом и ранее не существовавших.); Услуги контроля (относят услуги по проверке док-ов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с клиентом; контроль ведения учёта и составления отчётности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бух-кого персонала клиента.); Информационные услуги (услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.). Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудит-ая организация д. иметь: - лицензии на те виды деят-ти (по выполнению работ и услуг), которые по законод-ву подлежат лицензированию; - материально – технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

5.Функции аудиторских фирм (аудиторов)



Современная отечественная экономика находится в процессе перехода к рыночным отношениям. Особенность перехода к рынку состоит в том, что он развертывается в условиях глобальных переходных процессов. Поскольку переход к рыночной экономике России означает изменение развития страны, то характерной чертой этого процесса является неустойчивость существующей системы. В этих условиях важная роль отводится системе контроля, который призван корректировать процессы развития и становления рыночных отношений. Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок, можно классифицировать следующим образом: 1) государственный (осуществляется государственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти); 2)ведомственный (проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий); 3)вневедомственный (осуществляется Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий в виде ревизий); 4) внутрихозяйственный контроль за деятельностью филиалов, цехов, отделов и других внутрихозяйственных формирований (ведется на предприятиях их руководителями); 5) аудиторский контроль за деятельностью организаций (проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью). Аудит как форма контроля - довольно широкое понятие, Его функция заключается не только в проверке достоверности финансовых показателей, системы ведения бухгалтерского учета и отчетности, но и, что не менее важно, в разработке предложений по оптимизации хозяйственной деятельности, помощи предприятию в рационализации расходов и увеличении прибыли, а также оказании различного рода услуг. Его субъектами преимущественно являются предприятия и организации негосударственного сектора экономики. А так как в условиях рыночной экономики удельный вес государственного сектора значительно меньше частного, то роль аудита становится понятна. Именно частные предприятия в будущем должны составить тот необходимый фундамент, на котором будет базироваться вся система рыночных отношений. Контроль за деятельностью частного сектора, направление деятельности организаций этого сектора экономики в благоприятном для всей хозяйственной системы в целом направлении (или пресечение их деятельности) - вот задача многих контрольных структур государства, в том числе и аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Аудит представляет своего рода форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем. Круг пользователей результатами деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов очень широк, в том числе и различные государственные органы. Роль и значение аудита по мере развития рыночных отношений постоянно возрастают и его место во всей системе контроля становится все заметнее. Задача государства заключается в создании благоприятных условий для функционирования и совершенствования аудиторской деятельности.
6.Права и обязанности аудиторских фирм (аудиторов) и проверяемых объектов

При проведении аудиторской проверки аудиторы и аудит-кие фирмы имеют право: 1.самостоятельно определять формы и методы проведения аудита; 2.проверять в полном объеме документацию, связанную с фин-во – хоз-ой деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации; 3.получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам; 4. отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности фин-ой отч-ти в аудиторском заключении в случаях: -непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации; -выявление в ходе аудиторской проверке обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности фин-ой отч-ти аудируемого лица; 5.оказать сопутствующие аудиту услуги; 6.привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а так же иных специалистов, за исключением: -аудиторов, являющимися учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами, аудируемого лица, несущими ответственность за соблюдении бух.(фин-ой) отч-ти, либо состоящими с указанными лицами в близком родстве; -аудиторов, оказывающим данному экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бух/учёта, а так же составлению фин-ой отч-ти. 7.Образовывать союзы, ассоциации и др. объединения для координации своей деят-ти или защиты своих профессиональных интересов; 8.На вознаграждение за свою деятельность; 9.Обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о её аннулировании в установленном порядке в суде или в арбитражный суд.



При проведении аудиторской проверки аудиторские орг-ции и индивидуальные предприниматели обязаны: 1)осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законод-ом РФ; 2)предоставить по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодат-ва РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а так же о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора; 3)в срок установленный договором, передать аудиторское заключение клиенту; 4)обеспечивать сохранность сведений и док-ов, получаемых и составляемых в ходе проверки, не разглашать их содержание без соглашения клиента; 5)получить соответствующие лицензии на осуществление аудиторской деят-ти и сопутствующие аудиту услуги. 6)Отказаться от проведения аудит проверки, о чем поставить в известность заказчика, а также гос орган, по поручению к-ого проводится аудит проверка, в следующих случаях:а) если аудит фирмы являются их учредителями, собственниками, акционерами, кредиторами, страховщиками, а также в отношении к-ых эти аудит фирмы являются учредителями, собственниками, акционерами;б) если аудит фирмы являются их дочерними пред-ями, филиалами (отделениями) и представительствами экон субъектов или имеющих в своем капитале долю этих аудит фирм;в) если были оказаны данному экон субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также составлению фин отчет-ти. В соответствии с установившейся практикой ответственность аудиторов и аудиторских фирм м.б.: -гражданско – правовая ответственность за причинение вреда (материальная ответственность) возникает в связи с несоблюдением договорных отношений; -административная ответственность (заключается в аннулировании лицензии и аттестата + ст.21ФЗ «Об А.Д.»-ответственность за осуществление аудиторской деят-ти без лицензии – штраф 100-300МРОТ); -уголовная ответственность (УК: ст.165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверием», min штраф200МРОТ, max лишение свободы от 2-5 лет); -моральная ответственность (недоверие, ограничение сегментов аудиторского бизнеса; нарушение кодекса профессиональной этики – это документ не нормативный, поэтому ни штрафа ни иной меры быть применено не может: -порицание аудитора со стороны коллег). Ст.171 «Незаконное предпринимательство», мин штраф 300-500МРОТ; (крупный ущерб более 200МРОТ), мах-лишение свободы до 5 лет. Ст. 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну: штраф 100-200 МРОТ; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет». Ст. 202 «Злоупотребление полномочиями частными натариусами и аудиторами»: штраф 500-800 МРОТ; лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3х лет. Ст. 307 «Заведомоложные показания, заключение эксперта или не правильный перевод»: штраф 100-200МРОТ; лишение свободы до 5 лет. Ст. 308 «Отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний»: штраф 50-100МРОТ, исправительные работы до 1 года. При проведении аудиторской проверке аудируемое лицо имеет право: 1)получать от аудитора информацию о нормативных актах, на которых основываются выводы аудитора; 2)получить от аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором; 3)иные права установленные договором. При проведении аудиторской проверке аудируемые лица обязаны: 1)заключать договоры на проведение обязательного аудита в сроки, установленные законодат-вом(аудитор д. приступать к проверке, когда подписана бух. отч-ть. Нормативно дата не установлена); 2)создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверке; 3)осуществлять содействие в проведении своевременной и полной проверки; 4)предоставлять информацию и документацию, необходимую для проверки; 5)давать исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах; 6)запрашивать необходимые для проверки сведения у 3х лиц; 7)не предпринимать каких бы то ни было действий в целях определения круга вопросов, подлежащих проверке; 8)оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бух.учёта и составления отч-ти; 9)своевременно оплачивать услуги аудиторов в соответствии с договором, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников, клиента, а так же в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взысканию штраф с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ, установленного ФЗ-ом. В случае обнаружения неквалифицир-го проведения аудиторской проверки, приведший к убыткам, обратиться в орган, выдавший лицензию, для предъявления претензий к аудитору или АФ. На основании решения суда или арбитражного суда по иску, предьявленному органом, выдавшему лиц-зию АФ м/б взысказаны в пользу экон субъекта: 1) понесенные уб-ки в полн объеме; 2) расходы на провед-е перепроверки. Кр того, с а-ра (АФ) взыскив-ся штраф, зачисл-мый в д-д республик-го бю-та в сумме 100 МРОТ (с а-ра, осущ-го свою дея-ть сам-но), 100 – 500 МРОТ (с АФ).

следующая страница >>