1. Цели и задачи аудиторской деятельности - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. Цели и задачи аудиторской деятельности 6 1080.97kb.
Цели и задачи как компоненты педагогической деятельности Понятие... 1 151.47kb.
Перечень федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности 1 28.53kb.
Положение о маркетинговой деятельности Славгород, 2007 Общие положения 1 50.94kb.
Аудит цель и задачи данного раздела практики 1 167.96kb.
Урок в 4 классе «Краснодарский край. Старина и современность» (с... 1 101.96kb.
М. А. Макарова Эволюция маркетинга. Маркетинг в России. Цели, задачи... 1 18.99kb.
1. Цели и задачи стратегического управления предприятием 1 311.2kb.
Приложение №06 к уставу Муниципального автономного 1 49.69kb.
Работы, а также практику бухгалтерской, экономической и аудиторской... 1 108.77kb.
Программа всероссийской политической партии «свободная россия» 1 143.97kb.
Лекции по дисциплине «Бухгалтерский учет» Система счетов бухгалтерского... 1 332.45kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Цели и задачи аудиторской деятельности - страница №2/3


13. Аудит операций по расчётному счёту

Аудитор при проверке операций по счетам в банке должен учитывать основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций. Норм. Док-ты: 1. положение ЦБ №2-П 3.10.02 «О безнал. Расчётах в РФ» 2. ФЗ 173 8.12.03 «О валютном регулировании и валютном контроле» 3. ФЗ 164 8.12.03 «Об основах гос. Регулирования внешнеторг. деятельности»

Источниками информации для проверки могут служить следующие документы и регистры учета:

Аудитор должен определить, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках, а также наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание:

— на соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

— полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке);

— правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;

- правильность отражения операций, связанных с конвертацией (покупка/продажа);

- своевременность отражения операций, связанных с движением денежных средств;

— наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка проводится встречная проверка по запросу от организации в банке);

— обоснованность перечисления денежных средств (наличие договоров, контрактов);

— правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке.

Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями ЦБР. К таким документам относятся:

— выписки банка с приложенными формами, утвержденными им, расчетно-платежных документов, к которым относятся платежное поручение, платежное требование, платежное требование-поручение, платежный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), заявление на взнос наличных денег на расчетный счет, бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обязательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоряжение резидента о переводе купленной валюты и др.;

— первичные документы, обосновывающие правомерность совершаемых операций; они прилагаются к расчетным банковским документам.

Аудитор проверяет правильность оформления документов, проводит их арифметическую проверку и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Особое внимание аудитор должен уделять операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.

Операции по счетам в банке могут быть приостановлены согласно ст. 76 НК для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до его отмены.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нужно проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. Данная процедура проверки оформляется рабочими документами аудитора. При выявлении расхождений необходимо показать сумму отклонений и выявить их причины.

При аудите операций по расчетному счету аудитор также проверяет:

— порядок ведения учетных регистров;

— наличие регистров синтетического учета по каждому расчетному счету, открытому в банке, а также сводного регистра;

— своевременность отражения в регистрах синтетического учета операций по движению денежных средств на расчетном счете;

— наличие записей в учетных регистрах по каждой выписке банка;

— тождественность записей в учетных регистрах и выписке банка.

Проверяя полноту зачисления денежных средств, перечисленных покупателями и заказчиками в оплату поставленных материально-производственных запасов, выполненных работ и оказанных услуг, необходимо сверить записи по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредитовыми записями учетных регистров по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступление денежных средств от финансово-кредитных организаций в виде кредитов, зачисление средств с других расчетных счетов проверяют путем встречной сверки записей по регистрам бухгалтерского учета по счетам 66 «Краткосрочные кредиты банков», 67 «Долгосрочные кредиты банков», субсчетам к счету 51 «Расчетный счет», счету 55 «Специальные счета в банках», а также сверки выписок банка и приложенных к ним документов.

Чтобы установить, насколько реально и обоснованно перечисляются денежные средства с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам, следует анализировать расчетные операции по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Выявленные в ходе проверки операций по расчетному счету нарушения аудитор фиксирует в рабочей документации и отражает в отчете по результатам данного раздела аудиторской проверки.

14. Аудит операций на валютных счетах

Задачами аудита валютных средств и валютных операций являются:

- законность открытия валютных счетов;

- соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных бухгалтерских документов;

- проверка полноты и своевременности оприходования валюты;

- проверка правильности оформления кассовых ордеров на поступление и выдачу валюты. При совершении операций с наличной иностранной валютой должны быть выписаны обычные кассовые ордера (приходные или расходные), в которых указана сумма в валюте платежа (например, доллары США, евро и т.п.) и в рублях. Операции в кассовой книге должны быть отражены как в валюте платежа, так и в рублевом эквиваленте по курсу на дату совершения операции;

- проверка правильности определения курсовых разниц;

- проверка правильности бухгалтерского учета курсовых разниц. Согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» курсовые разницы включаются в состав доходов (расходов) от внереализационных операций.

Для составления бухгалтерской отчетности стоимость основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, товаров и других активов и пассивов принимается в оценке в рублях по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции, результатом которой стало принятие имуществ и обязательств к учету. По этим активам и пассивам пересчет при изменении курса ЦБ РФ не производятся.

Курсовые разницы представляют собой суммовую разницу в рублях одного и того же количества иностранной валюты на разные даты в результате изменения официального курса иностранных валют к рублю. Они возникают по текущим валютным операциям, связанным с расчетами (различные даты возникновения и погашения дебиторской и кредиторской задолженности), а также от переоценки остатка средств предприятия на валютных счетах, денежных документов, ценных бумаг. Курсовые разницы, возникающие по текущим счетам валютным операциям, а также от переоценки валютных счетов, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Исключение составляют курсовые разницы по операциям по формированию уставного капитала предприятия, которые относятся на счет 83 «Добавочный капитал».

В случае приобретения (продажи) продукции (работ, услуг) с оплатой в условных единицах имеют место суммовые разницы. При совершении сделок, оплата по которым предусмотрена в валюте, ее курс также может измениться за период между датой оплаты и оприходования (отгрузки) продукции. Суммовые разницы также относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с действующими нормативными актами юридические лица - резиденты могут иметь следующие валютные счета:

1) транзитный - зачисления в полном объеме поступлений экспортной валютной выручки;

2) специальный транзитный - для учета операций по покупке иностранной валюты за рубли на валютном рынке РФ и ее обратной продаже;

3) текущий - для учета средств, остающихся в распоряжении юридического лица после обязательной продажи экспортной выручки и совершения иных операций по счету в соответствии с валютным законодательством;

4) валютный счет за рубежом, который открывают по специальному разрешению ЦБ РФ организации, имеющие представительства за границей. При осуществлении внешнеэкономической деятельности организации получают выручку от экспорта продукции (работ, услуг), производят платежи по импорту товаров, оплачивают расходы по загранкомандировкам и другие операции в иностранной валюте через валютные счета, открываемые в банках РФ, а также за границей.

При отражении операций на текущих и транзитных валютных счетах необходимо руководствоваться Инструкцией ЦБ РФ от 29.06.1992 №02-104А «О порядке обязательной продажи предприятием, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ» (далее - Инструкция №7).

Следует обратить внимание на то, что транзитный валютный счет выполняет в основном функции счета, аккумулирующего поступающие в пользу организации средства в иностранной валюте и контролирующего эти поступления в части осуществления организацией обязательной продажи валютной выручки. Функции счета расчетов транзитный валютный счет выполняет очень ограниченно.

15. Аудит ОС.

Цель – выражение мнения о достовер-ти показ-ей (ст-ти ОС) в отч-ти и проверка правильности отражения в учёте операций с ОС на соотв-вие их соблюдения норматив-м актам.

Источники информации: акт приёмки передачи ОС (ф.ОС1); акт приёмки сдачи отремонтир-х, реконстр-ых, модернизирован-ых ОС (ф.ОС3); акт о выявленных дефектах оборудования (ОС-16), учётные регистры по сч:01,02,07,08,20,21,23,25,26,91,97,98,83; Гл.кн; б-с (ф1); приложение к б/б (ф5).

Норматив-е док-ты: ФЗ «О б/у», план сч, ПБУ6/01, Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», Приказ МФ РФ от 13.10.03 N 91 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, методические указания по учёту ОС.
Проверку операций по оприходованию ОС необходимо начинать с изучения учётной политики предприятия на финансовый год, за который производится аудиторская проверка. Затем следует проверить в организации наличие постановления действующей комиссии по приёму и списанию ОС, удостовериться в правильности определения первоначальной стоимости объектов ОС.

Бывает, когда первоначальная стоимость объектов значительно занижается за счёт неприсоединения к указанной договоре поставщика стоимости дополнительных расходов, понесённых организацией.

Особое внимание при проверке аудитор должен уделить документальному оформлению законности списания ОС с учёта, т.к. этот момент влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Необходимо проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки ОС. Если такого не производилось, то нельзя признать правильными конечные результаты от списания.

При методе ускоренной амортизации аудитор уточняет цель проведения ускоренной амортизации, основание для её ведения, дату начала ведения амортизации, установленный к-т повышения норм амортизационных отчислений АО и перечень оборудования, в отношении которого используется ускоренная амортизация. Аудитор обязан удостоверится, доведено ли решение о применении ускоренного метода до налоговых органов. Проводя проверку начисления АО по ОС, аудитор должен проверить и соответствующие расчёты, и их тождественность данным аналитического и синтетического учёта АО.

Проверяя вопросы, связанные с отнесением затрат на производство технического и капитального ремонта, аудитор должен проверить документацию, на основании которой проверяются ремонтно-дефектные ведомости, план проведения ремонтных работ, сметные расчёты.

Важный элемент проверки – установление фактов отнесения затрат на ремонтные работы в себестоимость продукции по объектам ОС, не относящимся к производственным фондам. При проведении проверки отнесение затрат на ремонтные работы аудитору следует обратить внимание на создание резервного и ремонтного фондов за счёт себестоимости выпускаемой продукции. В использовании этого фонда допускаются следующие нарушения:



  1. затраты на себестоимость продукции, имея средства по оплате ремонтных работ на указанном фонде.

  2. предприятие за счёт ремонтного фонда списывает затраты на ремонтные работы ОС, не относящихся к производственным фондам.

  3. предприятия в нарушение действующего законодательства не уменьшают себестоимость продукции на остатки средств неиспользованного ремонтного фонда на конец отчётного периода

16.Аудит сохранности ОС, правильности отнесения к основным


Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:
- обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;
- правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;
- правильности оценки основных средств в учете;
- правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;
- правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;
- правильности и эффективности использования основных средств;
- правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности [2].
Учитывая эти задачи, необходимо проверить:
- приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств (назначены ли приказом руководителя материально ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств; заключены ли с ними договора о полной индивидуальной материальной ответственностью);
- соответствуют ли должности материально ответственных лиц Перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работ, с которыми предприятие может заключать письменные договора о полной индивидуальной материальной ответственности;
- созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые и охраняемые помещения для хранения, шкафы, сейфы и т.п.;
- оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;
- организован ли порядок оформления документов в случае вывоза материальных ценностей с территории предприятия;
- назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия по операциям с основными средствами;
- проводились ли инвентаризация и выборочные проверки, нанесены ли инвентарные номера на объекты основных средств (Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, приказ МФ РФ от 13.06.1995 № 49).
Правильность отнесения к основным средствам

Аудитор должен проверить: не числятся ли в составе основных средств объекты стоимостью ниже установленного организацией лимита, или объекты, срок службы которых менее 12 месяцев (и стоимостью менее 20 т.р.), не производился ли в организации перевод основных средств в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и наоборот. При этом следует учитывать, что лимит стоимости объекта определяется на дату приобретения объекта (ввода в эксплуатацию). Характерной ошибкой, выявляемой при аудиторских проверках, является необоснованный перевод основных средств в малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. Часто причиной такого перевода служит стремление организации увеличить свои расходы за счет дополнительного начисления амортизации.

ОС:


  1. Действующие и бездействующие (находящиеся в запасе или на консервации, если более 3 мес, то амортизация не начисляется);

  2. собственные и арендованные (на забалансовых счетах);

  3. производственные и непроизводственные

При аудиторской проверке необходимо получит подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств.

Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, а в необходимых случаях -- и свидетельства о регистрациях сделок в соответствии с законодательством.

17.Аудит оценки ОС, оформления движения ОС
Оценка основных средств и определение первоначальной стоимости в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утверждённым приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, и Положением по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств” (ПБУ 6/01), утверждённым Минфином России от 03.09.97 № 65н, зависит от способа приобретения основных средств.

Аудитор проверяет наличие и оформление договоров купли-продажи основных средств; правомерность включения отдельных расходов в стоимость основных средств, согласно положениям п. 3.2 ПБУ 6/01; правильно ли определена инвентарная стоимость законченных строительством объектов; правильно ли определена стоимость объекта после достройки и дооборудования, реконструкции, модернизации или частичной ликвидации.

При этом аудитору следует обратить внимание на изменения, которые внесены приказом Минфина России от 28.03.2000 № 32н “О внесении изменений в методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств”. В частности, что затраты, связанные с приобретением и возведением (сооружением) основных средств, но по установленному порядку не включаемые в первоначальную стоимость основных средств, с 01.01.2000 включаются в первоначальную стоимость объекта.

Аудитор проверяет, оформлены ли протоколы согласования цены и отражена ли денежная оценка в учредительных документах; правомерность включения других расходов в первоначальную стоимость; достоверность установления рыночной цены. Для определения рыночной цены могут быть использованы данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, опубликованных в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств. Расходы, понесенные организацией по доставке таких основных средств, также включаются в стоимость объекта.

Оценка объектов, приобретенных за иностранную валюту, производится в рублях путем перерасчета иностранной валюты по курсу Центрального Банка РФ, действующему на дату приобретения объектов в собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление.

Аудитор должен проверить: правильно ли определен  момент перехода права собственности в соответствиями с условиями контракта; включены ли в стоимость таможенные платежи (пошлины, сборы) и другие расходы, связанные с приобретением основных средств.

При проверке правильности оценки основных средств аудитор должен обратить внимание на то, были ли случаи изменения первоначальной стоимости объектов, какие причины вызвали эти изменения (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация), отражены ли затраты по капитальным вложениям на счете 08 “Капитальные вложения”, показывается ли источник этих капитальных вложений с увеличением добавочного капитала.

Проверка правильности переоценки основных средств приобретает важное значение, поскольку согласно п.3.6 ПБУ 6/01организациям предоставлено право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств.

Такая проверка осуществляется на основе изучения документов, содержащих ее результаты.

Аудитор должен проверить: подверглись ли переоценке все основные средства или их часть; не производилась ли переоценка земельных участков и объектов природопользования, числящихся в составе основных средств; каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам); имеется ли документальное подтверждение рыночных цен; выборочно проверить правильность расчетов; менялась ли степень износа после проведения переоценки, отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках, правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете, учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.

Движение ОС
Целью проверки учета поступления основных средств является подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию.

На этом этапе необходимо выполнить следующие процедуры:

·         получить список (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по дебету счета 01 “Основные средства”;

·         проверить первичные документы и физическое наличие вновь приобретенных объектов. Проверка проводится выборочно при существенном увеличении объектов основных средств;

·         определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета;

·         определить, соблюдены ли соответствующие положения налогового законодательства;

·         в случае значительных поступлений основных средств в течение отчетного периода определить, была ли списана стоимость старого оборудования.

            Приступая к аудиту поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами.

Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 “Капитальные вложения”, на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта.

Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что:

первоначальная стоимость и сумма накопленной амортизации полностью и надлежащим образом списаны со счетов их учёта;

финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся в результате этих операций, правильно отражены на счёте 80 “Прибыли и убытки”.

При этом могут быть выполнены процедуры:

·         получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчётного периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счёта 01 “Основные средства”, дебиту счёта 02 “Износ основных средств”, данными счёта 80 “Прибыли и убытки” и счёта 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”;

·         проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление;

·         проанализировать по каждой операции выбытия (при значительных объёмах выборочно) правильность списания основных средств и определения финансового результата.

В ходе проверки основных средств аудитор устанавливает причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приёма-передачи основных средств, данные аналитического учёта.

Аудитор должен выяснить, использует ли организация для учёта операций по выбытию основных средств счёт 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”, и проверить правильность отражения записей по дебиту и кредиту этого счёта и определения финансового результата от реализации и прочего выбытия основных средств.

18.Аудит нематериальных активов

Цель аудита нематериальных активов заключается в составлении обоснованного мнения о достоверности и полноте информации о них, отраженной в финансовой отчетности проверяемой организации (Теоретические основы см. в гл. 12).

Пунктом 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н, определены условия принятия к учету активов в качестве нематериальных.

Согласно п. 3 ст. 257 НК нематериальными активами (НМА) признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) и приносящие экономические выгоды (доход).

К бухгалтерскому учету НМА принимаются по первоначальной стоимости (п. 6 ПБУ 14/2007).

Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК (п. 3 ст. 257 НК). Таким образом, первоначальная стоимость нематериального актива в налоговом учете в данном случае будет соответствовать первоначальной стоимости этого актива, отраженной в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 7 ПБУ 14/2007 нематериальные активы считаются созданными самой организацией, если исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику. Первоначальная стоимость определяется как сумма, уплаченная по договору (без НДС).

Для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, Инструкцией по применению Плана счетов предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-5 «Приобретение нематериальных активов». На дату выполнения заказа в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 08, субсчет 08-5, в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма НДС, подлежащая уплате контрагенту, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60.

Оплата по договору будет отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 60 в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».

Сформированная первоначальная стоимость нематериальных активов, принятых в эксплуатацию, списывается со счета 08, субсчет 08-5, в дебет счета 04 «Нематериальные активы».

Уплаченную сумму НДС организация имеет право принять к вычету на основании подп. 1 п. 2 ст. 171 НК в порядке, установленном п. 1 ст. 172 НК после принятия к учету соответствующего актива. Эта операция отражается в учете по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторские и смежные права подлежат защите в соответствии с законодательством РФ, которое, в частности, состоит из Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон об авторском праве).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве).

Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей (п. 1 ст. 9 Закона об авторском праве). Исключительное авторское право на использование произведения может передаваться другим лицам по договорам (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 33 Закона об авторском праве). Исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, принадлежат лицу (рекламному агентству), с которым авторы состоят в трудовых отношениях (п. 2 ст. 14 Закона об авторском праве), и Стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на их создание, изготовление (в том числе материальных расходов, расходов на оплату труда, расходов на услуги сторонних организаций, патентные пошлины, связанные с получением патентов и свидетельств), за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с НК (п. 3 ст. 257 НК). Согласно подп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК суммы начисленного единого социального налога и взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и, как косвенные расходы, единовременно учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде (ст. 318 НК). Таким образом, первоначальная стоимость нематериального актива в налоговом учете в данном случае не будет соответствовать первоначальной стоимости этого актива, отраженной в бухгалтерском учете.

Начиная с отчетности за 2003 г., в действие, как уже отмечалось, введено ПБУ 18/02. Согласно п. 8-10, 15 этого ПБУ разница между первоначальной стоимостью нематериального актива в бухгалтерском и налоговом учете является налогооблагаемой временной разницей, которая приводит к образованию отложенного налогового обязательства. Величина отложенного налогового обязательства определяется как произведение указанной выше разницы и ставки налога на прибыль, действующей на отчетную дату. Это обязательство будет уменьшаться до полного погашения ежемесячно по мере начисления в бухгалтерском и налоговом учете амортизации.


19.Аудит сохранности и учёта МПЗ

Весь объем аудиторских процедур проверки, по существу, можно условно разделить на несколько групп: аудит наличия и сохранности МПЗ; аудит движения МПЗ; проверка правильности налогообложения МПЗ. В ходе проверки наличия и сохранности МПЗ аудитор осуществляет ряд процедур:

проверяет отсутствие искажений в начальном сальдо по МПЗ, правильность перенесения остатков по счетам учета из предыдущего периода на начало анализируемого;

сопоставляет данные финансовой отчетности и бухгалтерского учета;

анализирует правильность синтетического и аналитического учета МПЗ;

удостоверивается, что к исполнению принимаются лишь надлежащим образом оформленные документы;

проверяет установление порядка нормирования МПЗ, соблюдение норм, выявляет отклонения и меры, принимаемые для их ликвидации;

проверяет своевременное и полное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета, проведение периодической сверки синтетического учета с данными карточек складского учета;

устанавливает правильность определения и списания стоимости израсходованных МПЗ на себестоимость;

анализирует организацию контроля за закупками, сам процесс закупок: наличие договора, оплату счетов, накладных, счетов-фактур, оприходование МПЗ в регистрах бухгалтерского учета;

проверяет сроки и периодичность проведения инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, правильность оформления материалов инвентаризации и отражения ее результатов в учете.

При проверке движения МПЗ аудитор детально изучает:

документальное оформление операций по движению МПЗ, применение унифицированных форм, наличие всех необходимых реквизитов, отношение операций к проверяемому периоду;

правильность оприходования МПЗ при покупке, безвозмездном получении, прочем поступлении;

верность списания и отражения прибыли при продаже, прочем выбытии МПЗ;

правильность оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств;

соблюдение законодательства при отражении нетипичных операций;

правильность забалансового учета МПЗ, принятых на ответственное хранение, а также товаров, взятых на комиссию;

полноту учета операций с аффилированными лицами;

соответствие законодательству операций при передаче МПЗ в залог и т. д.

Для определения правильности налогообложения МПЗ аудитор проверяет:

правомерность отражения в учете НДС при приобретении МПЗ, применение налогового вычета;

верность начисления в учете НДС при реализации;

правильность и полноту формирования первоначальной стоимости МПЗ для целей налогового учета;

правильность включения в расходы израсходованных МПЗ;

списание МПЗ по методам, закрепленным в учетной политике для целей налогового учета;

правильность формирования доходов и расходов при продаже МПЗ.
20.Аудит учёта МПЗ: правильность оценки, правильность оформления первичными документами.

Норм. док-ты:

1. ГК

2. З-н «О бух уч»



3. НК (гл. 21,25)

4. ПБУ 5/01

5. №41Н от 9.06.01 МинФин

6. №119Н от 28.12.01 МинФин

7. ПБУ 3/06

8. №154Н от 27.11.06 МинФин

9. №49 (инвентаризация)

Источники:

М-2, М-4, М-11

Т-29, Т-12

ТТН

виды договоров



регистры бух. и налогового учёта (сч. 10,41,43)

бух. налог. отчётность

Оценка

Порядок организации учета запасов определяется ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", Методическими указаниями, утвержденными приказами Минфина РФ № 119н от 28 декабря 2001 г. и № 135н от 26 декабря 2002 г. (по специнструментам, приспособлениям и спецодежде).



Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) занимает ведущее место в системе нормативного регулирования их бухгалтерского учета. Эти запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества.

При покупке материально-производственных запасов у других организаций фактической себестоимостью считаются фактические затраты на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов в соответствии с законодательством РФ.

Указанные фактические затраты могут включать:

* суммы, уплачиваемые поставщикам в соответствии с договором;


* суммы, уплачиваемые другим организациям за информационно- консультационные услуги, связанные с приобретением запасов;
* таможенные пошлины и иные платежи;
* невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением каждой единицы запасов;
* вознаграждения, уплачиваемые посредническим (снабженческим, внешнеэкономическим и т. п.) организациям;
* затраты по заготовлению и доставке МПЗ до места их использования, включая расходы по страхованию грузов. Такие затраты, называемые транспортно-заготовительными расходами, могут включать комплекс расходов по заготовке и транспортировке запасов; по содержанию заготовительно-складского аппарата организации;
* затраты по доставке запасов до места использования, если они не включены в цену запасов по договору поставки; затраты по оплате процентов по коммерческому кредиту (кредиту поставщиков); затраты по оплате процентов по заемным средствам, связанным с приобретением запасов, если они произведены до оприходования запасов на склад;
* затраты по доведению запасов до состояния пригодности к использованию;
* иные затраты по приобретению материально-производственныхзапасов.

Не включаются в фактические затраты на приобретение МПЗ общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме тех случаев, когда они непосредственно связаны с процессом их приобретения.

При изготовлении различных видов МПЗ собственными силами организаций фактическая себестоимость определяется в размере фактических затрат на производство в соответствии с действующим порядком формирования себестоимости.

Фактическая себестоимость запасов, внесенных как вклад в уставный (складочный) капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

При получении МПЗ безвозмездно или в порядке дарения фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату оприходования организацией-получателем.

Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией. Эта стоимость устанавливается на основе цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организации обычно определяют стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, принятых к учету в организации, не подлежит изменению, кроме случаев, предусмотренных законодательством и ПБУ 5/01. Например, МПЗ могут быть переоценены по цене возможной продажи на конец отчетного года, если в течение года цены на эти запасы снизились либо они частично утратили первоначальные качества или морально устарели. При этом на разницу в оценке (цена возможной продажи ниже первоначальной стоимости приобретения) уменьшаются резервы под снижение стоимости материальных ценностей.

МПЗ, не принадлежащие данной организации, но находящиеся в ее распоряжении по договору с собственником, учитываются на забалансовых счетах в оценке по договору.

При приобретении МПЗ с оценкой в иностранной валюте производится пересчет в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ РФ на дату принятия ценностей к бухгалтерскому учету организацией-получателем в соответствии с договором.

Следовательно, оценка материально-производственных запасов во всех случаях их приобретения осуществляется по фактическим затратам, совокупность которых образует фактическую себестоимость приобретения.

Для целей налогообложения прибыли состав затрат, образующих материальные расходы, вопросы определения стоимости товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, и порядок определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов установлен в ст. 254 НК РФ.

Отметим, что исчисление фактической себестоимости приобретения (заготовления) вида запасов от разных поставщиков возможно только при ограниченной номенклатуре потребляемых запасов и по их основным видам. Практически большинство организаций ведут текущий учет по учетной стоимости, т. е. по средним покупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др.

В соответствии с п. 80 Методических указаний в аналитическом бухгалтерском учете и местах хранения материалов разрешается применение учетных цен, в качестве которых могут быть использованы:

* договорные цены (с исчислением разницы между фактической себестоимостью и стоимостью материалов по договорным ценам, представляющей собой транспортно-заготовительные расходы);


* фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного года (периода). В этом случае отклонения между фактической себестоимостью материалов в текущем месяце и их учетной стоимостью представляют собой транспортно- заготовительные расходы;
* планово-расчетные цены, разрабатываемые организацией для внутреннего использования, применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Отклонения договорных цен от планово-расчетных учитываются в составе транспортно-заготовительных расходов;
* средняя цена группы, представляющая собой разновидность планово-расчетной цены, когда производится укрупнение номенклатурных позиций (размеров, сортов, видов однородных материалов, имеющих незначительные колебания в ценах. Такие отклонения не должны, как правило, превышать 10 %). В этом случае организации разрабатывают номенклатуру-ценник.

Оценка отпуска МПЗ на производство или в иных случаях выбытия осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 одним из следующих способов:

* по стоимости каждой единицы ценностей, которые не могут заменять друг друга;
* по средней себестоимости;
* по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
* по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Применение того или иного способа производится по виду (группе) запасов и является элементом учетной политики организации, которая осуществляется в течение отчетного года.

Первый способ характерен для оценки МПЗ, используемых в особом порядке (например, драгоценные металлы, драгоценные камни и др.), а также для запасов, которые не могут заменить друг друга. В этом случае отпущенные запасы списываются по стоимости каждой их единицы определенного вида.

При использовании первого способа согласно п. 74 Методических указаний могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

* с включением всех расходов, связанных с приобретением запаса;
* с включением только стоимости запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

При применении второго варианта следует исходить из невозможности непосредственного включения в себестоимость конкретного вида запасов транспортно-заготовительных и других расходов на приобретение (например, при централизованной поставке материалов). При этом величина отклонения (сумма разницы между фактическими расходами на приобретение и договорной ценой материала) распределяется пропорционально стоимости отпущенных материалов по договорным ценам.

Три последующие способа оценки (по средней себестоимости, по способам ФИФО и ЛИФО) предполагают применение следующих вариантов средних оценок фактической себестоимости:

* на основе среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и поступления за месяц;


* на основе определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

При отпуске материалов по средней себестоимости она исчисляется по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, включая количественно-стоимостные остатки на начало месяца и поступление запасов за месяц.

При оценке по способу ФИФО исходят из допущения, что запасы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения запасов с учетом остатка на начало месяца.

При оценке по способу ЛИФО исходят из допущения, что запасы, первыми поступившими в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних приобретений.

Оформление первичными документами
правильность оформления движения МПЗ (унифиц. формы первичных документов). Заполняются все обязательные реквизиты (З-н о бух.учёте, наименование документа, дата, наименование организации, содержание операции, подписи лиц и расшифровка, выделяется ли НДС в док-тах, для получения вычета – счёт-фактура и выдел-ся отдельной строкой НДС)

21.Аудит учёта МПЗ: проверка отражения операций по поступлению и выбытию, правильность проведения инвентаризации


Для учета МПЗ характерна значительная однотипность совершае­мых операций. Это позволяет использовать типовую первичную до­кументацию, разрабатываемую Государственным комитетом РФ по статистике в централизованном порядке.

Документальное оформление всех происходящих в организациях хозяйственных операций, связанных с движением материальных ценно­стей, позволяет организовать систематический контроль за их сохран­ностью на складах и у материально ответственных лиц. Рационально разработанная первичная документация и схема документооборота по учету запасов дают возможность получать необходимую информацию для оперативного руководства организацией и осуществлять как пред­варительный, так и последующий контроль за их использованием.

По учету материально-производственных запасов такими докумен­тами являются представленные ниже.

Доверенность (ф. № М-2) предназначена для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организа­ции для получения материальных ценностей. Она составляется в од­ном экземпляре и выдается получателю под расписку бухгалтерией организации. Срок выдачи доверенности — 15 дней, но при получении ценностей в порядке плановых платежей — календарный месяц.

Приходный ордер (ф. № М-4) используется для оформления учета запасов, поступивших на склад организации от поставщиков. Блан­ки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в пронумерованном виде. Они составляются в одном экземпляре на фактически принятое количество ценностей в день их поступления. Основными реквизитами являются: дата составления, код опера­ции, склад, наименование и код поставщика, номер платежного доку-мента, наименование и номенклатурный номер материальных ценно­стей, код и наименование единицы измерения, количество, цена, сумма без учета НДС и с учетом НДС и др. Графа «Номер паспорта» запол­няется при поступлении запасов, содержащих драгметаллы и камни.

Акт о приемке материалов (ф. № М-7) нужен для оформления приемки материально-производственных запасов в тех случаях, ког­да имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика. Акт составляется также при приемке запасов, поступивших без документов. Акт заполняется в двух экземплярах приемочной комиссией с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или незаинтересованной организации. Он утверждается руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами (товарно-транспорт­ными накладными и др.) передается в бухгалтерию организации для принятия на учет материальных ценностей, второй — отделу снабже­ния для направления претензионного письма поставщику. Графа «Но­мер паспорта» заполняется только в случаях обнаружения расхожде­ний по ценностям, содержащим драгметаллы и камни.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) используется для учета от­пуска со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов в про­изводственные подразделения предприятия (цехи, на объекты, участки и др.) в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем исходя из объемов производственных заданий цехов и с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода.

Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сро­ком на месяц, а при небольших объемах списаний — на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается цеху — потребителю ма­териальных ценностей, второй — складу. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах карты дату и количество отпущенных запасов и выводит остаток лимита по каждому их номенклатурному номеру. В лимитно-заборной карте цеха расписывается кладовщик, а в карте склада -представитель цеха-получателя. Все выданные лимитно-заборные карты регистрируются отделом снабжения в специальном реестре, ко­пия которого направляется в бухгалтерию для контроля над своевре­менной сдачей карт после использования лимита. При автоматизации учета отпуска запасов лимит рассчитывается одновременно с выпи­ской лимитно-заборных карт с учетом использования лимитов.

Для сокращения количества первичных документов допускается оформлять отпуск материалов непосредственно в карточки учета (ф. № М-17), где проставляется лимит отпуска. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производ­стве (возврат).

Требование-накладная (ф. № М-11) используется для учета дви­жения материально-производственных запасов в самой организации между структурными подразделениями или материально ответствен­ными лицами. Заполняется в двух экземплярах материально ответ­ственным лицом склада или цеха, сдающего ценности. Первый экзем­пляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом и т. п.), второй — для оприходования ценностей принимающей стороной.


<< предыдущая страница   следующая страница >>