1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи) - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урока. Природопользование в истории человечества. Задачи урока 1 46.29kb.
Конспект урока по физической культуре для учащихся 10 класса Тема... 1 115.71kb.
Цели и задачи 1 37.79kb.
Урок "Почвенные ресурсы Белоруссии" Тип урока: комбинированный Цели... 1 72.27kb.
Педагогический совет по теме: сл. 1 «Воспитательный потенциал урока... 1 90.31kb.
Методическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка 1 73.93kb.
Программа тренинга нового поколения Теория и практика корпоративного... 1 51.65kb.
Урок литературы в 9 классе Тема И. А. Бунин. Рассказы о любви Цель... 1 118.46kb.
Пояснительная записка направленность программы. Образовательная программа... 1 339.01kb.
Урока №2 «Строение, свойства костей, их соединения» Задачи урока 1 25.03kb.
Учебно-методический комплекс: учебник Новейшая история, презентация... 1 144.22kb.
«Социально-педагогической помощи детям из неблагополучных семей» 1 116.98kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи) - страница №1/4

  Виды схем анализа урока

  Дидактический анализ урока

  Индикаторы экспертизы результативности инновационного проекта

  Миссия методической службы в школе с углублённым изучением отдельных предметов  заключается в следующем

  Мониторинг воспитательной направленности урока

  Памятка для анализа работы учителя

  Проблемы экспертизы качества инноваций

  Типовая карта посещения урока

  Учителю начальных классов о дидактической системе Занкова

  Учителю о преемственности

  Формы методической работы в школе № 20

Аспектный анализ урока

Цель: выявление преемственных педагогических стратегий на уроке

Виды схем анализа урока
1. Полный анализ урока

2. Структурный анализ урока

3. Аспектный анализ урока

4. Краткий анализ урока

5. Дидактический анализ урока

6. Психологический анализ

7. Психологический анализ

8. Комплексный анализ уроков


Полный анализ урока -- это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока.
1. Целевая направленность урока (постановка триединой задачи).

2. Каков объем отобранного на урок учебного материала и реальность его усвоения на уроке учащимися.

3. Какое время на уроке было отведено изучению нового материала, его разбору, закреплению и выявлению результатов усвоения.

4. Как организована самостоятельная мыслительная деятельность учащихся, уровень взаимопроверки своих знаний на уроке.

5. Как работа с учебником способствовала усвоению и закреплению знаний учащихся.

6. Выявить, каков уровень обратной связи со всеми учащимися.

7. Какова система заданий работы учителя с учащимися и как она способствует достижению необходимого уровня знаний на данном уроке.

8. Рациональность проведения уроков - лекций, семинара, конференции, диспута, конкурса и т.д., выдача материала блоками, использование опорных сигналов на данном уроке.

9. Какие методы и приемы обучения были использованы и их активность на уроке.

10.Осуществляется ли опора на межпредметные связи.

11.Как творчески проверено домашнее задание предыдущего урока у всех и доведено ли новое до каждого ученика, его оптимальность с учетом объема заданий по другим предметам.

12.Каков результат усвоения знаний учащихся и не снизится ли он в новых условиях, ситуациях.


Структурный анализ урока- структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

1. Выявить главные элементы урока и определить основные виды работы с учащимися.

2. Определить их последовательность и целесообразность.

3. Выявить временной фактор и его рациональность по этапам урока.

4. Как развивается учебная деятельность учащихся от первого до последнего структурного элемента урока.

5. Какова взаимосвязь отдельных структурных элементов урока.

6. Какова результативность отдельных этапов урока в конечном усвоении знаний учащихся.


Аспектный анализ урока - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.
1. Постановка и решение на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие)

2. Оптимальность выбора типа и структуры урока для решения данной аспектной задачи.

3. Соответствие содержания, понятий, факторов и идей изучаемого материала решению данной аспектной задачи.

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.

Краткий анализ урока (оценочный) - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

1. Постановка на уроке триединой задачи (обучение, воспитание, развитие).

2. Какими методами она решалась.

3. Примеры, подтверждающие работу учителя по реализации .

4. Была ли обеспечена на данном уроке преемственность в решении данной задачи.

5. Проанализировать использование форм и методов обучения, воспитания и развития.

6. Какова работа на уроке учащихся с учебниками и другой литературой.

7. Как организована и каков уровень самостоятельной работы каждого учащегося.

8. Достигнут ли результат по его аспектной цели.

9. Как на уроке оценивались знания, умения и навыки учащихся, каково воспитательное значение оценки и как она помогает достижению конечного результата.


Дидактический анализ урока -- это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.).

1. Общие сведения об учителе и классе.

2. Тема урока, его место в системе уроков по данной теме.

3. Цели-задачи урока (обучение, воспитание, развитие), комплексность их решения.

4. Оптимальный отбор содержания обучения под поставленные цели.

5. Адекватность т.е. соответствие методов и средств целям и содержанию урока.

Их оптимальность и интенсивность.

6. Тип урока, рациональность избранной структуры урока, т.е. соответствие ее целям,

содержанию и методам обучения.

7. Дидактическое взаимодействие на уроке. Технология реализации сотрудничества в обучении.

8. Посильность объема и сложности домашнего задания.

9. Степень реализации триединой задачи урока.


Психологический анализ урок. - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа).
Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.



Стиль урока

1) определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения и учащимися; кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

- педагогический такт (случаи, проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся

1) определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:

- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;

- использование установок в форме убеждения, внушения;

- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;

- использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению),

2) организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;

- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно- чувственных представлений, понятий, обобщающих образов "открытий", формулирования выводов);

- опора на психологические закономерности формирования представлений понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

- планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся ( система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно- эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

- руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;

- использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);

3) закрепление результатов работы:

- формирование навыков путем упражнений,

- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.


Схема психологического анализа урока.

позволяющая оценить степень его личностной ориентированности на ученика


Данные рекомендации позволят стимулировать про­фессиональную рефлексию учителя, будут способствовать психологизации и гуманизации его профессиональных ус­тановок, ощущению самочувствия ребенка, его отношения к предмету, уроку, учению, себе самому.

1. Психологическая оценка урока:

- уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);

- соотношение мнемически-репродуктивной и само­стоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;

- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;

- темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;

- соответствие форм и методов учебной работы воз­растным психофизиологическим особенностям уча­щихся;

- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологичес­ких типов (аудиальный, визуальный, кинестетичес­кий).

2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

- наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ("над", "рядом", ' вместе');

- преобладающее отношение к классу;

- коммуникабельность, умение устанавливать кон­такт с классом и с каждым учеником;

- способы активизации работы учащихся (их разно­образие и педагогическая целесообразность);

- соотношение индивидуального и группового обще­ния на уроке;

- способность к делегированию полномочий уча­щимся;

- умение слушать;

- способность к индивидуализации и дифференциа­ции учебной работы с учащимися;

- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формирова­нию умственных действий (анализ, синтез, сравне­ние, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);

- соотношение принуждения и приглашения в спо­собах организации учебной работы;

- эмоциональная устойчивость, владение собой, пре­обладание эмоции;

- увлеченность преподаваемым предметом;

- адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;

- внешний облик учителя (поза, мимика, пантоми­ма, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

- позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуж­дению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);

- владение основными компонентами учебной дея­тельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, само­оценка процесса и результатов учебной деятельности);

- преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;

- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;

- наличие инициативы у учащихся в процессе учеб­ной работы;

- наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариатив­ности в решениях;

- наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;

- отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее ана­лиза); I

- роль учащихся (коммуникативная открытость, ин­дивидуальность, нестандартность речи);

- склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом това­рищей);

- раскрепощенность или скованность (закрыты, пря­чутся за ролевые маски);

- отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);

- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, эн­тузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрес­сия).
Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков).
уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся.

2. Психологические особенности детей данного возраста.

3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели.

4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.

5. На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.

6. Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от

урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.

7. Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении

всех уроков.

8. Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.

9. Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому

уроку в отдельности.

10. Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению

знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими

учителями.

11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных



недостатков в организации учебной работы учащихся класса.

Индикаторы экспертизы результативности инновационного проекта

Принадлежность конкретной парадигме (системе, модели).

Актуальность.

Новизна.

Цели. Образовательный проект намечает цели, основная цель все-таки должна быть конкретной, локальной. В психологическом плане цель любого образовательного инструмента – воспитать у ученика способность к саморазвитию, быть субъектом процесса своей социализации.

Задачи. Это средства, тактика, последовательность действий, которыми будут достигаться установленные цели.

Участники, субъекты. Здесь требуется описать контингент потенциальных участников данного образовательного проекта: ученики, педагоги, администраторы. К нему также причастны психологи, родители, друзья, формирующие мнение участников. Опосредованное влияние оказывают также авторы СМИ и средств массовой культуры (особенно авторы книг и киносценариев), выступая как субъекты образовательного процесса.

Методы. Общая педагогическая методика и конкретные методы, приемы, используемые в процессе образования.

Типы занятий. Уроки, лекции, семинары, экскурсии, опросы, игровые мероприятия и т.д.

Способы оценки. Возможно, в программе предусмотрена нетрадиционная система оценивания. В России до сих пор практикуется простая система (2,3,4,5), которая действует с первого класса до аспирантских экзаменов. Она ригидна, субъективна и отражает скорее личное отношение учителя к ученику и его работе, нежели объективный количественный учет реальных достижений. Поэтому создание особой оценочной системы может стать преимуществом программы.

Закрепление. Какие возможности для закрепления материала предоставляет проект.

Классификация содержания. Систематизировать знания, накопленные в определенной сфере, для того, чтобы их преподать – непростая задача. Оглавление образовательного проекта не должно повторять список направлений и исторических этапов. Это самостоятельный концепт, создание которого требует больших творческих усилий.

Тематический план. Дидактический материал распределяется по разным формам занятий. Раскрываются тезисы содержания.

Почасовой план. Расчет времени для коллективных занятий и самостоятельной работы, теории и практики.

Контрольные задания. Позволяют оценить успехи учащегося, корректировать и мотивировать дальнейшую учебу. Обычно это тесты, темы письменных работ, экзаменационные вопросы.

Задания для самостоятельной работы. Позволяют научиться самостоятельно искать и обрабатываться информацию, реализовывать полученные умении, закреплять знания.

Требования к уровню подготовки. Сколько заданий должен выполнить ученик, какой объем знаний и умений усвоить по окончании курса.

Учебно-методическое обеспечение. 1) Методические пособия для учителя. 2) Наглядные материалы для урока. 3) Материалы и оборудование для практических занятий. 4) Учебники. 5) Атласы, справочники, пособия и другие печатные материалы для учащихся. 6) Книги для дополнительного чтения. 7) Аудио-, видеоматериалы и компьютерные программы.

Библиография. Источники, которыми пользовался автор при составлении программы, и которые отражают 1) парадигму, 2) обоснование идеи, 3) образовательные аналоги, 4) содержание курса.

Квалификация и контроль исполнителей. Какие меры необходимы для правильной реализации программы педагогическим коллективом.

Материально-технические ресурсы. Автор ОТ может требовать неоправданно высоких затрат: купить пятьсот новых учебников, двадцать телескопов или сорок особых компьютеров. Заметим, что учебные заведения зачастую поддерживаются фирмами, заинтересованными в пиаре или потенциальных кадрах, а также получают в дар подержанное оборудование через спонсоров, благотворителей.

Уровни образования. Один и тот же образовательный проект можно выполнять с разной степенью углубленности: ограничиться циклом ознакомительных лекций или посетить семинар с погружением, пройти семестровый курс, группу спецкурсов и т.д. Гибкая программа должна это предусматривать.

В тезисном виде обозначим некоторые психологические характеристики, анализ которых полезен для экспертизы образовательных сред, стратегий и программ.



  • Количество и динамика нагрузок. Возможности поддержания адекватной трудоспособности, восстановления, адаптации, созревания для больших, профессиональных нагрузок. Сохранение баланса между психологическими (включая умственные), физическими, физиологическими нагрузками.

  • Учет физической и психологической зрелости учащихся.

  • Развитие психомоторных навыков, координации деятельности.

  • Влияние на различные формы памяти, мышления, процессы понимания, построения мыслеобразования, осмысления причинно-следственных и временных связей.

  • Развитие восприятия, сенсорного внимания, умения вычленять значимые образы из фона.

  • Развитие креативности, творческих процессов, вовлечение в традиции искусства.

  • Развитие вербального мышления, языковых способностей.

  • Настройка адекватных эмоциональных реакций.

  • Стимуляция процессов тонуса. Поддержание интереса, внимания, психологического комфорта.

  • Расширение способности к анализу социальных связей и отношений. Усвоение нравственных, этических норм общества. Психо-эмоциональное и личностное созревание.

  • Развитие умения общаться, играть, формировать и отстаивать мнение.

  • Усвоение социальных традиций, установок.

  • Способность контролировать агрессию. Выработка конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

  • Мотивирование позитивного отношения и деятельности. Развитие интереса к знаниям, тяги к новизне.

  • Развитие интегративных показателей личности. Возможности роста самооценки, удовлетворения притязаний на признание. Стимуляция к саморазвитию.


Миссия методической службы в школе с углублённым изучением отдельных предметов заключается в следующем:

  • Развитие способности ученика, адекватной реагированию на изменяющийся окружающий мир;

  • Выработку механизма адаптации к нему как педагога, так и ученика;

  • Формирование сознания, позволяющего самоопределиться, самонастроиться на поиск того знания, которое отвечает познавательным личностным потребностям человека.

В течение последних трёх лет методическая деятельность была направлена на создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков коллектива.

4.1. Приоритеты методической службы:

  • определение узловых проблем, решение которых влияет на эффективность деятельности педколлектива;

  • повышение качества образования в школе;

  • выбор форм и методов решения проблем повышения различных компетенций обучающихся, профессиональной, психологической культуры педагогов.

4.2. Основное содержание методической работы заключается в том, чтобы:

  • подвести учителей к осознанию необходимости того, что работа над методической темой, связанной с вопросами качества экспертизы образовательно-воспитательного процесса, повышения уровня педагогической компетентности учителей, представляет реальную значимость и профессиональный интерес;

  • осуществлять поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического и управленческого опыта в различных формах;

  • разрабатывать и реализовывать методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов через механизм аттестации;

  • разрабатывать и внедрять современные методики образования и воспитания;

  • совершенствовать систему мониторинга образовательного процесса в школе через внедрение тестовых методик, обновление диагностической базы;

  • вести просветительскую работу и осуществлять информационную поддержку педагогов;

  • совершенствовать систему демонстрации результатов труда учителя.

Для того чтобы методическая работа имела хорошие стабильные результаты, были созданы организационно- педагогические условия:

  1. Проблемный анализ школы ( диагностический период ).

  2. Целеполагание и целеобразование.

  3. Организационное направление деятельности.

  4. Демонстрация результатов педагогического труда и школы в целом.

4.3. Методическая служба школы осуществляет функции управления:

1. информационно-аналитическую;

3. мотивационно-целевую;

2. планово-прогностическую;

4. организационно-исполнительскую;

5. контрольно-диагностическую;

6. регулярно-коррекционную.

Методическая служба, формулируя цели и приоритеты через сбор информации, по результатам каждой четверти, полугодия, года, по различным направлениям деятельности, по результатам последних трёх лет, определила круг вопросов, актуальных для школы:

1. Уровень здоровья, социальные условия учителей, детей, родителей;

2. Уровень духовного, морального воспитания, социокультурной среды;

3. Уровень готовности к продолжению образования в новых социальных условиях;

4. Характер образовательной среды в соответствии с потребностями.

5.. Научно-исследовательская деятельность учителей и учащихся

6. Определение основ развития психолого-педагогической деятельности педагогов с целью с целью стимулирования творчества в школе.

7. Разработка системы мониторинга качества образования в школе.

8. Воспитательная, эстетическая, военно-патриотическая работа.



4.4. Анализ работы по методической теме школы.

В течение последних трёх лет методическая работа была направлена на повышение педагогического мастерства учителей, повышение компетентностей учителя, его профессиональной культуры. С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся, их запросов и потребностей, сложившихся традиций в педагогическом коллективе, методическая тема была: «Разработка (моделирование) индивидуальных образовательных траекторий учащихся в условиях перехода к профильному обучению». Цель её заключалась в признании самоценности и уникальности личности учащегося, нацеленной на самоактуализацию и саморазвитие, готовность к осознанному выбору, поиску условий способствующих развитию личности и профессиональному становлению. Методическая тема школы не нашла должного применения в деятельности педагогического коллектива. Этому способствовала частая смена заместителя директора по методической работе, что привело к отсутствию системного управления работой над этой темой, чёткости в планировании методической работы. В результате возникла необходимость в пересмотре темы в связи с насущными методическими, учебными и воспитательными проблемами, касающимися, в частности, повышения качества обучения и воспитания, экспертизы качества работы школы. В начале 2008-2009 уч.г. педагогический коллектив, исходя из анализа УВП, по итогам 2007-2008 уч.г., определил новую методическую тему: «Качество экспертизы инновационной деятельности как условие успешного развития школы».

Тематика заседаний НМС, МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив. Однако есть ряд серьёзных вопросов, которые необходимо решать в ближайшее время: не завершена работа по созданию единого образовательного пространства школы, слабо пропагандируется передовой педагогический опыт, плохо ведутся работы по обобщению педагогического опыта, недостаточный уровень внедрения ИКТ и других инновационных технологий, отсутствие системы в проведении предметных декад, недель, не осуществлялся системный мониторинг качества образования, нет значительных изменений в обеспечении учебных кабинетов методическими, дидактическими материалами. Таким образом ключевой задачей методической работы на сегодняшний день является: обеспечение эффективности и качества образования и воспитания, успешное осуществление научной и исследовательской работы, развитие образовательного пространства школы в рамках программы развития, решение проблемы всеобуча, повышение качества знаний, повышение успеваемости обучающихся, что позволяет детям самореализоваться как в учебной, так и во внеурочной деятельности, развивать аксиологические, креативные способности.

Основные направления научно-методической работы школы разрабатывались на основе предложений учителей, детального анализа деятельности за предыдущие учебные годы, отчетов о работе методических объединений, творческих групп учителей по интересам, созданных с целью расширения школьного образовательного пространства и реализации идеи создания (в рамках школьного компонента Базисного учебного плана) школы – пространства образовательных проб, где ученик получает возможность заниматься исследовательской работой, расширять и углублять свои знания в интересующей области, получать дополнительное образование.

Особое внимание в последние годы (2007-2009 г.г.) уделялось развитию творческой инициативы, познавательной самостоятельности как факторам, способствующим развитию образовательного пространства и повышению успеваемости и качества знаний. Эти направления определили условия создания Программы развития на ближайшую перспективу по теме «Школа – пространство образовательных проб».

Данную работу осуществляют сегодня под руководством директора Вирбицкас Е.В. все заместители: Кондратюк М.Л., Ерёмина М.В., Плотникова Г.М., Арепьев О.В., Исаева В.П., Соснина Е.В., Павлюкова Л.В., руководители методобъединений: Яганова Л.Г., Карпова Н.Н., Бачинина Л..Б, Павлова Е.В.



    1. Анализ курсовой переподготовки

Учитель является главным действующим лицом обновления всего педагогического процесса. Повышение квалификации учителей через курсы АКИПКРО, семинаров краевого, городского уровня, участие в работе МО учителей – предметников, составляет структуру непрерывного педагогического образования.

Курсовая переподготовка учителей осуществляется в соответствии с перспективным планом, составленным на 5 лет.






    1. Анализ работы ШМО как фактор, отражающий результативность методической службы школы.

В предметных МО продолжалась работа по созданию учебно-методических комплексов по профильным дисциплинам, для классов углублённого изучения, совершенствованию методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, по повышению мотивации к обучению у учащихся.
Мониторинг воспитательной направленности и качества урока

В соответствии с современными воззрениями при анализе качества урока нельзя ограничиться оценкой усвоения уровня знаний, умений и навыков. Не менее важно оценить урок под углом зрения того, насколько он стимулирует динамику в воспитании и развитии учащихся. Она становится заметной на протяжении целой серии уроков, отражая воздействие не только учителей-предметников, но и педагогов дополнительного образования и влияния общественной жизни в широком смысле слова.

Мониторинг рассматривается в школе как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом и педагогическом цикле. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведённых педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы её конечным целям. Очевидной является связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах и являются исходной основой мониторинга. Он имеет место везде, где фактическое сравнивается с намеченным, и главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между ними. Актуальность данной темы определила проблему педагогического совета: какова технология мониторинга достижений учащихся по предметам.

Мониторинг связан с качеством образования. Оценка качества не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остаётся одним из показателей качества образования). Оценка качества образования осуществляется комплексно, рассматривается во всех направлениях. Мониторинг должен осуществляться системно, для того чтобы осуществлять проведение полноценного сравнения, определять учебную деятельность на долгий срок. Системность не означает простой сбор данных, а является механизмом внутреннего контроля.

Основными идеями здесь являются следующие:

- Мониторинг должен быть тщательно спланирован и основан на конкретном знании ситуации в конкретном классе.

- Проведение анализа мониторинга и последующие шаги базируются на демократических принципах, например: совместное принятие решений разделения ответственности, способность разрешать конфликтные ситуации и решать проблемы, общепринятые нормы и ценности, адекватное руководство и благоприятный климат.

- Процедура проведения проверки и составления анализа должна быть понятна всеми включёнными в процесс.

Чтобы провести мониторинг за знаниями учащихся на уроке, можно использовать следующие методы: наблюдения, собеседования, тестирования, опорные конспекты, схемы.

1) наблюдая во время урока за учащимися можно заметить, включился ли он быстро в работу, уверенно ли пользуется текстом учебника и другим учебным материалом.

2) более глубокий метод отслеживания знаний по предметам даёт собеседование, когда при помощи правильно подобранных вопросов выясняется уровень знаний ученика или его пробелы в знаниях определённой темы или вопроса.

3) тесты могут применяться как при первичном контроле за усвоением определённой темы, так и на итоговом контроле за знаниями учащихся.

4) опорные конспекты и схемы также помогают отследить определённый уровень знания и развития учащегося, так как, составляя схематично план своего ответа, учащийся учится оформлять свои знания в сжатом логическом виде, беря за основу всё самое важное из изучаемого материала.

При отслеживании результатов развития личности можно использовать такие методы, как:

1) исследовательский (работа с источниками и документами)
2) конспектирование (написание творческих рефератов по теме).

Для одних конспект может составлять только мысли автора, для других – передача смысла статьи своими словами и собственными выводами.

При таком способе мониторинга легко можно выявить группу более подготовленных учащихся и менее подготовленных к самостоятельному осмыслению учебного задания, и даже уровень внутреннего развития и способности каждого учащегося.

Творческие задания такие, как написание рефератов, составление самостоятельных тестов, кроссвордов несут в себе практическое начало. Учащийся в ходе такой работы может раскрыться по-новому, как интересная творческая личность. Самым сложным в учебном процессе является мониторинг воспитательного воздействия урока. Здесь можно использовать:

1) наблюдение
2) социологический опрос
3) сочинение.

Наблюдая за учеником во время урока, можно сразу отследить степень воздействия данной темы или исторической личности на класс в целом и на отдельного учащегося (сопереживание, внимание к рассказу, пассивное участие в нём, дисциплина на уроке).

– социологический опрос может содержать следующие вопросы: «Какие черты изученной нами исторической личности Вам особенно близки (понравились), а какие для Вас неприемлемы?».

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ – один из ключевых вопросов школьного мониторинга.


ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ учащихся рассматривается как ведущий компонент педагогической деятельности. В условиях школы этот процесс осуществляется посредством обучения и воспитания. Обучение понимается как составная часть педагогической деятельности, направленной на развитие учащихся при помощи учебных предметов. Воспитание - это еще одна составляющая педагогической деятельности, имеющая своей целью также развитие учащихся, но при помощи иных средств – личного примера, образца, индивидуальной работы, досуговой деятельности.

Главная цель образования – развитие человека. Однако данная цель реализуется далеко не всегда и сводится чаще всего к усвоению учебных ЗУНов. Заучивание определений, утверждений и стандартных методов решения учебных задач - обычный арсенал педагогических требований к большинству обучаемых. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, традиционные учебные ЗУНы представляют собой ощутимый, видимый результат, который поддается измерению (тесты, контрольные работы). Деятельность же учителя по развитию личностных качеств – это, образно говоря, «айсберг», большая часть которого находится под водой, т.е. усилия педагога, направленные на развитие учащихся, чаще всего оказываются невидимыми. Во-вторых, результаты развития (личностные качества) не всегда явно проявляются в стенах школы, что также делает педагогическую деятельность по их развитию непривлекательной и популярной лишь на словах. В-третьих, в педагогической науке не разработаны эффективные способы измерения вклада педагога в развитие учащихся. Что же касается психологической диагностики, то ее усилия направлены главным образом на измерение конечного результата – уровня развития учащихся. При этом практически невозможно вычленить персональный вклад отдельных педагогов в достижение конечных результатов. В-четвертых, некоторые учителя не знают, как превратить учебный предмет в средство развития конкретных личностных качеств, не владеют специальными образовательными технологиями, благодаря которым педагогический процесс становится развивающим. В-пятых, распространенные на сегодняшний день развивающие образовательные технологии «Школа 2100», «Гармония» ограничены в своем применении. Их действие распространяется в основном на начальную ступень обучения.


В Концепции модернизации российского образования провозглашается, что «модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».
Для того чтобы развивающая направленность школьного образования не носила декларативный характер, необходимы отслеживание и оценка деятельности педагогов на уроке. Наиболее эффективным способом отслеживания вклада учителя в развитие личностных качеств является мониторинг. Основная сложность задачи заключается в необходимости применения доступных (для внешнего наблюдателя), универсальных (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированных (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методов и средств отслеживания параметров развития. Только в этом случае мониторинг развивающей направленности урока станет объективным средством суждения о качестве деятельности учителя на уроке.
Памятка для анализа работы учителя


  1. ФИО, год рождения, категория, педагогический стаж.

_______________________________________________________________________

  1. Учебная нагрузка (количество часов, классы).

__________________________________________________________________________

  1. Факультативные занятия, элективные курсы (название, классы, количество часов по плану).




  1. УМК по предмету

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Оценка выполнения учебных планов.

п/п

Предмет

Класс

Часов по плану

Проведено часов

Причины невыполнения учебного плана












































































  1. Применение ТСО.

п/п

Предмет

Виды ТСО

Класс

Количество часов

Эффективность использования ТСО

по четвертям

за год

I

II

III

IV





































  1. Участие детей в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

п/п

ФИО учащегося

Класс

Дата

Уровень участия

Тема

Результат



































































  1. Участие педагога в методических мероприятиях.

п/п

Название конкурса

Дата

Уровень

Тема

Результат









































































5

Разработка программы элективного курса по обществознанию для 11 кл.










Рецензия БФ АКИПКРО




  1. Курсы повышения квалификации.

п/п

Место прохождения курсов


Дата


Тема курсов


Документ



















  1. Проведённые открытые уроки, внеклассные мероприятия по предмету.

Дата

Тема мероприятия

Класс

Цель

Форма

Результативность






















  1. Формы и методы обучения, их эффективность.




Применяемые ранее

Новые

Результаты по уровню ЗУН (отметить наиболее эффективные)

Формы










Методы

исследовательский

исследовательский, проектный







  1. Анализ состояния ЗУН учащихся (по итогам различных видов работ; показать динамику ЗУН, выявить причины недостатков и пути их устранения).

  2. Динамика успешности обучения учащихся предмету (графики, диаграммы).

  3. Итоги работы над методической темой.

  4. Анализ основных недостатков методической работы.

  5. Задачи на новый учебный год.

Проблемы и условия качества экспертизы инновационных образовательных проектов

следующая страница >>