1. Антикризисное управление: определение, проблематика, основные функции - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Теоретические вопросы для студентов специализации «Управление корпорацией»... 1 56.12kb.
Лекция Антикризисное управление и антикризисное регулирование: территориальные... 1 127.18kb.
Примерные вопросы междисциплинарного экзамена по специальности «антикризисное... 1 65.4kb.
84. Потребность и необходимость в антикризисном управлении. 1 48.03kb.
Рабочая программа дисциплины: антикризисное управление (заочное обучение) 1 218.61kb.
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции 1 14.93kb.
Примерная тематика рефератов Антикризисное управление 1 35.98kb.
Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080503... 6 988.78kb.
Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики 3 528.46kb.
Деловое общение и его особенности. Функции общения, нравственные... 1 10.03kb.
Деньги, основные свойства, функции денег 1 18.38kb.
83. Особенности и виды экономических кризисов. Причины их возникновения... 1 25.85kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1. Антикризисное управление: определение, проблематика, основные функции - страница №1/1

1. Антикризисное управление: определение, проблематика, основные функции. АУ –процесс предотвращения или преодоления кризиса организации, сохранение и укрепление конкурентного положения предприятия, управление в условиях неопределенности, риска. В этом случае АУ применяется на любом предприятии независимо от его экономического положения 4х группы проблем: 1) проблемы распознавания предкризисных ситуаций, проблемы предотвращения кризисов, проблемы жизнедеятельности организации в кризисном положении, проблемы выхода из кризиса, проблемы ликвидации последствий кризиса; 2 ) методологические проблемы АУ, финансово-экономические проблемы АУ, правовые проблемы АУ, проблемы организации АУ, социально-психологические проблемы АУ; 3) поиск информации, проблемы прогнозирования кризисов, управление рисками, анализ и оценка кризисных ситуаций, инновационные стратегии; 4 ) конфликты, маркетинг, банкротство, оценка (селекция и мотивирование персонала), инвестиционное проектирование. Функции АУ: (1) предкризисное управление; (2) управление в условиях кризиса; (3) управление процессами выхода из кризиса.
2. Актуальность АУ в России. Составляющие АУ: проблемный менеджмент, управление рисками, арбитражное право. Необходимость изучения АУ обусловлена: циклическим характером развития экономики; конкуренцией в рыночной экономике, переходным характером росс. эк-ки. Тенденции регресса росс. эк-ки: падение ВВП; сокращение инвестиций; низкий уровень использования производственного потенциала; утечка мозгов + низкое обеспечение науки; низкий уровень жизни населения и платежеспос. спроса; Проблемы росс. предприятий: (1) маркетинг – отсутствие (рекламы, новых информационных технологий, обслуживания клиента); (2) производство – большой % износа, маленький коэффициент обновления, низкое качество продукции; (3) отраслевая сфера – нет НТП, высокая ресурсоемкость и энергоемкость; (4) логистика – воровство на складе, нет схемы движения и доставки; (5) менеджмент – отсутствие планирования, наличие теневых доходов у руководителей, отсутствие систем повышения квалифик.; (6) финанс. сфера – неэффект. налогооблож., отсутствие финанс. Стратегий. Положит. Тенденции РФ: много ресурсов, дешевая рабочая сила, авиакосмическое строение, высокий уровень золотовалютных резервов, науч. Потенциал.
3. Факторы и условия, определяющие эффективность АУ. Количественные показатели эффективности: сокращение управленческих расходов; снижение издержек; увеличение рентабельности производства; снижение брака; снижение кредиторской и дебиторской задолженности. Факторы, определяющие эффективность АУ: профессионализм менеджеров; научный подход к управлению, гибкость и оперативность управления; использование методов управления рисками; стратегический подход; мотивация персонала; формирование антикризисной команды; мониторинг кризисных ситуаций. Требования к АУ: система – гибкость, адаптивность, повышение роли неформального управления, интеграция и концентрация усилий; механизм – оценка рисков, альтернативность управленческих решений, селекция персонала, инновационный подход, разработка критериев; процесс – мобильность, динамичность, ротация и взаимозаменяемость, своевременность решений, целевой подход.
4. Понятие,типология кризиса и причины его возникновения. Кризис – крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе, переменчивое экономическое состояние объекта, резкий переход от стабильности к разбалансированности всей цепочки производства. Причины кризиса: внешние – социально-политические факторы, технологические, конкуренция; внутренние – старое оборудование, низкая квалификация менеджеров, конфликты, низкая мотивация; объективные – циклическое развитие производства, противоречия между управлением и производством, природные факторы; субъективные – ошибки персонала, смена собственника, преобладание личных интересов. Типология кризисов: (1) – по длительности – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный; (2) – по масштабу – общий, локальный; (3) – по сфере распространения – экономический, социальный, технологический, информационный, финансовый; (4) – по уровню – макроуровень, микроуровень, мезоуровень.
5. Циклическая теория возникновения кризисов на макроуровне. Особенности циклического развития экономики: (1) кризисы менее глубоки, но происходят чаще; (2) нехватка основного капитала; (3) нет резкого снижения цен; (4) сократились фазы кризиса и депрессий, а фазы оживления и подъема увеличились; (5) наблюдается синхронизация экономического цикла; (6) периоды снижения активности в мире сопровождаются ростом в России. Технологические уклады: (1) водяной двигатель; (2) паровой двигатель; (3) электродвигатель; (4) двигатель внутреннего сгорания; (5) микроэлектроника; (6) генная инженерия. Экономические циклы являются формой поступательного развития экономики, а кризис способствует переходу на новую ступень спиралевидного движения, т.е. несет в себе прогрессивную составляющую. Характеристики кризиса: (1) кризис объективен и неизбежен; (2) кризисы имеют периодический характер; (3) кризис относителен; (4) кризис включает не только разрушающую, но и позитивную составляющую (может быть новый скачок производства); (5) кризисы взаимодействуют между собой; (6) кризисы конечны. Этапы кризиса: (1) латентный (скрытый); (2) обвальный (ухудшение динамики системы); (3) стабилизационный (замедление падения и его прекращение). Последствия кризиса: разрушение, оздоровление, обновление.
6. Кризисы в экономике: сущность, причины, классификация.

Экономический кризис характеризуется разрывом между производством и потреблением товаров; или разбалансированностью сводных экономических показателей. Технологические уклады: (1) водяной двигатель; (2) паровой двигатель; (3) электродвигатель; (4) двигатель внутреннего сгорания; (5) микроэлектроника; (6) генная инженерия. Экономические циклы являются формой поступательного развития экономики, а кризис способствует переходу на новую ступень спиралевидного движения, т.е. несет в себе прогрессивную составляющую. Виды экономических кризисов: регулярные и нерегулярные. Нерегулярные: промежуточные, частичные (финансовый, технологический, инновационный), отраслевые (кризис газовой промышленности, ЖКХ, с/х и т.д.), структурные.


7. Основные характеристики системного кризиса российской экономики.

Характеристики кризиса: (1) кризис объективен и неизбежен; (2) кризисы имеют периодический характер; (3) кризис относителен; (4) кризис включает не только разрушающую, но и позитивную составляющую (может быть новый скачок производства); (5) кризисы взаимодействуют между собой; (6) кризисы конечны. Этапы кризиса: (1) латентный (скрытый); (2) обвальный (ухудшение динамики системы); (3) стабилизационный (замедление падения и его прекращение). Последствия кризиса: разрушение, оздоровление, обновление.
8. Соци – полит. кризис: понятие, источники, пути преодоления. Социальная политика ориентирована на выявление интересов и удовлетворение потребителей отдельных групп и слоев общества, партий, профсоюзов, религиозных, национальных организаций. Социально-политический кризис (СПК) –обострение противоречий в социальных отношениях достигшие критического уровня и ведущие к спаду деятельности людей. Социально-политические противоречия, которые ведут к кризису могут иметь: (1) горизонтальный характер (между партиями, СМИ, между бизнесменами и СМИ); (2) вертикальный характер (между бизнесменами и гос. властью, между рабочим и администрацией, СМИ и гос. властью). Последствия СПК: смена гос-го строя, вооруженные конфликты, денационализация экономики. Причины СПК: отход от демократии, подавление оппозиции, строгая рекламация частной жизни, нарушение демократических свобод, дифференциация доходов населения, миграция населения, безработица, конфликты на религиозно-национальной почве, межнациональные конфликты. Пути преодоления СПК: демократизация и полит. социализация общества (многопартийность, оппозиции), разделение властей, равенство граждан перед законом, политика занятости, социальное обеспечение, развитие социальной инфраструкт.

9. Безопасность—состояние, при котором все находит­ся в положении надежной защищенности. Главными объектами защиты являются личность, об­щество и государство. 2 вида Опасностей:Внутренние опасности для общества и государства порождают­ся действиями различных радикально настроенных социальных, национальных, этнических групп.Внешние угрозы могут порождаться действиями не­дружественных или враждебных сил, находящихся за пределами страны — государств, союзов государств, различных эмигрантских, сепаратистских организаций. В структуре национальной безопасности экономическая безопас­ность занимает особое место, поскольку все виды безопасности не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения. Показатели: Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения (8раз), Доля импорта во внутреннем потреблении, всего (30%) в том числе продовольствия 25%), Дифференциация субъектов РФ по прожиточному минимуму(1,5раза).


10. Экономическая безопасность –состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита нац. Интересов, соц. Направленность политики. Элементы:1)технико-производственная составляющая, способность индустрии страны оперативно компенсировать их негативные последствия. 2) Технологическая составляющая гарантирует в короткие сроки само­стоятельную разработку новейших технологических решений, обес­печивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонно­го производства. 3) Продовольственная составляющая, предполагающая обеспечивать на­селение страны продовольствием 4) Энергети­ческой составляющей, которая предполагает обеспечение стабиль­ности поставок энергоносителей для нужд нац. экономи­ки и оборонного комплекса. 5) Управленческая составляющая, включающая целый набор разно­образных умений, навыков, необходимых менеджерам для реализа­ции функций упр. на макро- и микроуровне. 6) Информационная составляющая обмена сведениями внут­ри народнохозяйственного комплекса и зарубежными партнерами.
11. показатели (индикаторы) колич. и кач. экономической безопаснос­ти на уровне предприятия: производства — динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темп изменения); реальный уровень загрузки произ­водственных мощностей; доля НИОКР в общем объеме работ; темп обновления основных производственных фондов; стабиль­ность производственного процесса (ритмичность, уровень заг­руженности в течение определенного времени); оценка конкурентоспособности продукции; возрастная структура и техничес­кий ресурс парка машин и оборудования; финансовые - объем «портфеля» заказов (общий объем предпо­лагаемых продаж); фактический и необходимый объем инвести­ций; уровень инновационной активности; уровень рентабельно­сти производства; фондоотдача (капиталоемкость) производства; просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская); доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств; социальные — уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю промышленности или экономике в целом; уровень задолженности по зарплате; потери рабочего времени; структу­ра кадрового потенциала (возрастная, квалификационная).
12. Государственная служба —институт иерархической органи­зации государственной власти; реализуется в жаловании должнос­ти, назначении содержания, поощрении, награждении, продвиже­нии по служебной лестнице, снятии с должности и т.д. Вместо простой, немногочисленной и относительно дешевой администрации государственного управления, в стране наряду с рыночными меха­низмами для поддержания традиционной вертикали была создана многочисленная, неповоротливая и дорогая государственная служ­ба. Она предназначалась для решения задач перехода от плановой системы к рыночной и не может рассматриваться как перспектив­ный институт государственного управления страной в условиях постпереходного периода. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что государственная служ­ба выполняла положительную роль в качестве противовеса разгу­лу рыночной стихии, заложенной в основу идеологии экономичес­ких реформ, начатых в начале 90-х гг.

13. Симптом внешнее проявление кризис­ных явлений, которые не всегда характеризуют истинные причины кризиса, но по которым эти причины можно установить. Оцени­вать кризисы следует не только по его симптомам, но и по причи­нам и реальным факторам. Фактор кризиса — это событие, или зафиксированное состояние, или установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса. Причина кризиса— это события или явления, вследствие кото­рых появляются факторы кризиса. Симптомы не всегда отражают причины кризиса. инфляция является фактором кризиса, причиной может быть увеличение массы денег в связи с большим государственным долгом и невозможностью его погашения. Симптомами кризиса могут быть, использование долларов в расчетных операциях, повышение цен и пр.Распознавание кризиса обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса. Средства распозн. кризиса— интуиция, опыт, спец. зна­ния, анализ, исследования, диагностика.


14. Этапы цикл. Развития. эксплерентный. Зарождение фирмы в рыночной эк. Среде, формирование ее первонач. Структуры. Это этап скрытого формирования будущей целостности. Фирма еще не оформилась окончательно, но поставляет на рынок экспериментальные образцы. Фирма может исчезнуть,но к кризису она готова: она находится в структуре другой фирмы, более крупной и устойчивой. патиентный. При удачном развитии событий требуются перестрой­ка структуры, дифференциация функций управления, повышение эффективности деятельности. Это этап завоевывания какого-либо сегмента рынка. На этом этапе также существует опасность кризиса, но она незаметна На этом этапе фирма может вырасти до нескольких тысяч человек. виолентный. зре­лого состояния. Это фирмы с силовой стратегией, работают в области большого бизнеса. Фирмы-виоленты трех видов: национальные, интер­национальные и деструктурированные (Закат монополии). коммутантный: период упадка, когда значимые параметры за­метно ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совер­шенствование. леталентный: деструктуризация фирмы, распадающиеся в связи с невозмож­ностью их эффективного функционирования.
15. Аудит – это независимое рассмотрение финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом. Потребность в услугах аудитора необходима:1) возможность необъективной информации со стороны ее со­ставителей ;2) зависимость последствий принимаемых решений от качества информации;3) необходимость специальных знаний для проверки информации; 4) отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества. Наличие достоверной информации позволяет предположить появление кризиса по цифрам. Резкий спад производственных мощностей, застой товара на складе, низкий спрос и выручка и т.д.

16. Диагностика - определение состояния объекта, предмета, явления или процесса посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявление в них слабых звеньев и узких мест. два этапа диагн. кризиса: установление принадлежности объекта к определенному классу (подразумевает определение параметров, которые являются общи­ми для некоторой совокупности объектов); выявление отличий диагностируемого объекта от объектов сво­его класса(количественная идентификация объекта, для чего используют базовые параметры диагноза, определяемые как. откло­нения фактических от базовых). Методы —аналити­ческими(комплексного экономического анализа, балльных оценок), экспертными (используется большое ко­личество приемов и методов экспертных оценок, специальных ко­эффициентов и показателей сравнительной экономической эффек­тивности), линейного(математический прием, использу­емый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий) и динамического программиро­вания (три этапа:1) построение математической модели. 2) решение управленческой задачи;3) анализ и обобщение результатов.)


17Одним из перспективных направлений в экономической диагностике, на наш взгляд, является экспертная финансовая диагностика и диагностика банкротства, результаты которых составляют информационно-аналитическую основу системы управленческого учета. Требуется известное обобщение теории диагностики, чтобы синтезировать многообразие подходов к диагнозу финансово-экономического состояния предприятия, его организационного строения и системы управления. Это особенно важно при диагностике сложных объектов, когда невозможно использование классической теории управления, а нужно опираться на адаптивные, обучающиеся и самообучающиеся системы.Информация, необходимая для диагностики, разнообразна. Это совокупность сведений о состоянии объекта управления, его прошлом и настоящем, а также связях, тенденциях и закономерностях. В каждой социально-экономической системе ее информационное пространство функционирует как единое целое и развивается вместе с самой организацией.В условиях кризиса изменяются характер и объем информации, способы ее получения и обработки. Если менеджер использует информацию, которая позволяет видеть процессы, происходящие в социальном организме предприятия под различным углом зрения и специфическом ракурсе, то это позволяет ему своевременно выявить и оперативно среагировать на происходящие изменения тенденций тех или иных показателей деятельности предприятия.
18Отдельно консуьтантами проводится анализ финансового состояния предприятия. Важно отметить динамику таких показателей, как:

формальные признаки банкротства;

маржинальная, балансовая и чистая прибыль;

кредиторская задолженность, в том числе основные долги и пени бюджетам всех уровней и внебюджетным фондам;

дебиторская задолженность;

сверхнормативные запасы;

оборачиваемость денег;

задержка выплаты зарплаты;

структура себестоимости продукции;продуктовая структура (в долях от оъбема продаж) и т. п.
19антикризисный мониторинг — это организация собственной «разведки и контрразведки», оперативно снабжающей вас любой самой свежей информацией, а также работа аналитической службы, обрабатывающей полученные данные и прогнозирующей их влияние на организацию.Антикризисный мониторинг предприятий, проявляющих признаки неплатежеспособности.
Это мероприятие, вернее, достаточно серьезный комплекс мероприятий является определяющим во всей системе антикризисного управления. Подразумевается полная система взаимодействия между административными органами, фискальными, коммунальными службами, правоохранительными органами и предприятиями, проявляющими признаки неплатежеспособности.
Антикризисный мониторинг позволяет определить первые признаки предкризисного состояния предприятия и сделать первые шаги к его финансовому оздоровлению. Правильно организованная система антикризисного мониторинга предприятий, проявляющих признаки неплатежеспособности, является основой, определяющей успешность всей экономической политики . Естественно, если этот мониторинг осуществляется организациями, отвечающими за экономическую политику, а не контролирующими процедуры банкротства.
На стадии антикризисного мониторинга производится сбор информации о динамике кредиторской задолжности предприятий, характеристике их действительного состояния, планах и программах вывода предприятий из кризисного (предкризисного) состояния. Производится анализ собранной информации, предлагаются рекомендации по дальнейшим совместным действиям, вырабатывается и осуществляется комплекс мероприятий по выводу предприятий из кризисной ситуации.

20 Реструктуризация предприятия — это структурная перестройка в целях обеспечения эффективного распределения и использования всех ресурсов организации. Ее цели:

• обеспечить стабильное и эффективное функционирование;

• увеличить объем поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и городов;

• оздоровить обстановку за счет увеличения рабочих мест и регулярно выплачиваемой заработной платы.

При реструктуризации должны быть соблюдены следующие требования:

1) сохранение сформировавшегося научного, технического, производственного и кадрового потенциала;

2) согласование интересов всех сторон, целевая ориентация на сбалансированность, гармонию интересов фирмы, потребителей и общества;

3) решение проблем погашения задолженности перед кредиторами;

4) увеличение реальных поступлений в бюджет;

5) минимально возможное сокращение и создание новых рабочих мест;

6) защита прав акционеров.

Реструктуризация, являясь составляющей частью стратегии, представляет собой лишь один из инструментов достижения долгосрочных целей предприятия. Далее должны быть задействованы механизмы использования имеющихся у предприятия преимуществ.

Эффективность реструктуризации в значительной мере зависит от принципов ее осуществления — это основное правило, в соответствии с которым осуществляются изменения на предприятии, достигается успех.

Принципы:системности,последовательности, целенаправленности Принцип корпоративности,

Принцип оперативности и гибкости,Принцип концептуальности. Принцип прозрачности

Принцип инновационности или постоянного

Принцип мониторинга

Специалисты Российского центра приватизации выделяют два типа критериев:

• «жесткие», которые поддаются количественному измерению;

• «эластичные», которые не могут быть измерены количественно.

«Жесткие» критерии эффективности реструктуризации — это

привлечение внешних инвестиций; создание совместных предприятий; установление стратегического партнерства; повышение объемов реализации; увеличение объемов экспорта; снижение издержек производства.

«Эластичные» критерии эффективности реструктуризации — это число руководителей верхнего и среднего звена, охваченных программами помощи; степень участия российских консультантов в реализации проектов технической помощи; количество регионов, занятых осуществлением программ реструктуризации; число слушателей тематических семинаров по изучению позитивного опыта; количество распространенных учебных пособий, книг и материалов. «Эластичные» критерии учитывают позитивные результаты реструктуризации, которые не поддаются прямому измерению, но могут быть отнесены к долгосрочным инвестициям в «человеческий капитал».

Виды реструк:организационная, производственная, кадровая, реинжиниринг, финансовая, внешняя

21.Фин реструктуриз – стратег план, а так же совокупность действий для обновления в период острых финанс затруднений.Причины: 1)риски форс-мажоры 2)плохое восприят рынка3)плохая стратегия4)плохая бизнес модель.Стадии фин реструктуризации: 1)смене высшего исполнительного руководства2) Оценка ситуации и будующей жизнеспособности бизнеса3)Внедрение чрезвычайных мер4) Разработка стратегического плана выживания5) Возвращение к нормальной операционной деятельности, прибыльности и росту6)Подготовка к прекращению финансовой реструктуризации


22.Реинжиниринг - фундамент переосмысление и радикал перепроект-е бизнес-проц организац для достиж коренных улучшений в осн показателях ее деят-и.

Базовые понятия Деловая процедура - функция, задача, цепь событий, происходящих в течении определенного промежутка времени.

Бизнес-процесс - горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью - выпуск продукции или отдельных ее компонентов.Бизнес-система - связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой является выпуск продукции (товаров, услуг, документов).

1. Проведение диагностики организации2. Организационное проектирование, 3. Разработку плана и бюджета проведения преобразований 4. Осуществление преобразований.Основные приемы реинжиниринга:разработка иерархических структур целей и задач организации;разработка иерархической структуры показателей ффективности деятельности организации;разработка ункциональных и процессных иерархических структур;горизонтальное сжатие процесса

23.Антикр стратегия:разраб и реализац. чтобы избежать банкротства необходимо предпринимать антикризисные мероприятия. если финансовое положение предприятия становится неустойчивым, встает необходимость разработки и реализации антикризисной стратегии. Стратегия АУ охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области стратегии. Разраб антикризисной стратегии: Анализ внешних факторов(макроср и конкуренты) Анализ вн факторов. 5 этапов при разраб:1эффектив-ть стратегии, 2)сила и слабость стратегии3)цены и издерж4)оценка конкурентосп-ти5)выявл проблем, вызвавших кризисРеализация страт:для реализ-ии необходимо преодалеть сопротивление персонала.т.е. выполняются психологические работы и системные(формирование переходной структуры предприятия, решающей задачи по внедрению изменений без помех для оперативной деятельности.). помощь в проведении антикризисной стратегии может оказать привлечение специалистов со стороны.
24.Общ и конкурентные стратегии сновная задача организаций является достижение преимущества над ее прямыми конкурентами. М. Портер (1985) выделяет три общие стратегии: 1)Лидерство по затратам: В качестве стратегии - жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов. 2)Индивидуализация:Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как чему-то уникальному. Потенциальным риском этой стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов 3) Фокусирование: Задачей стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке.т.е., чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом.

25. антикризисного управления предприятием. На уровне государства: совершенствование налоговой системы; устранение неравенства конкуренции между предприятиями;создание и государственная поддержка реально действующей сети надежных кредитных учреждений; совершенствование нормативно-правовой базы, особенно в разделах о несостоятельности предприятий и регулировании деятельности акцио-нерных обществ;разработка, внедрение и поддержка новых программ по подготовке Кризис-менеджеров, включающих отбор и обучение антикризисных управ-ляющих; определение миссии их деятельности и её целей; обогащение теории организаций на основе обобщения имеющегося практического опыта работы антикризисных управляющих; построение обучающих программ для конкретных ситуаций санации или ликвидации предприятия. На уровне предприятия:определение предприятия как сложного, многофакторного механизма, функционирование которого осуществляется с учётом всех его сторон -финансовой, организационно-структурной, технологической, социально-политической и психологической; учёт российской специфики при применении наиболее популярных мероприятий из мирового опыта антикризисного управления на микро-уровне (реорганизации управленческих структур, диверсификации, введении новых методов работы с кадрами, создании и выделении дочерних фирм, финансировании

реструктуризации за счёт собственных средств);устранение сложившейся негативной тенденции к объединению интересов собственников и менеджмента предприятий, направленных на со-кращение и

ликвидацию предприятий;разрешение повсеместно возникающих серьезных противоречий между

субъектами функционально-управленческой конфигурации предприятия (гендиректором, администрацией, акционерами и трудовым коллекти-вом), путём использования экономических и административных рычагов; создание и финансирование собственных антикризисных подразделений, укомплектованных

квалифицированными кризис-менеджерами.


26. Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих моментах:Эффективность текущей стратегии. Нужно попытаться оп­ределить, место предприятия среди конкурентов; границы конкуренции; груп­пы потребителей, на которые предприятие ориентируется; функциональные стратегии в области производства, марке­тинга, финансов, кадров. Сила и слабость, возможности и угрозы предприятия. Самый удобный способ оценки стра­тегического положения компании - это SWOТ-анализ. Сила, Слабость, Возможности, угрозы. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия. Должно быть известно соотношение цен и затрат предприятия с ценами и затратами конкурентов. метода «цепочка ценностей». Оценка прочности конкурентной позиции предприятия. Прочность по отношению к конкурентам оценивается :качество товара, финансовое положение, технологические воз­можности, продолжительность товарного цикла.Выявление проблем, вызвавших кризис на предприятии. Менеджеры изучают все полученные результаты исследования состояния предприятия на момент кризиса и определяют, на чем нужно сосредоточить внимание, систематизируют полученные данные.
27. Прогнозирование-система научных исследований качественного и количественного характера, направленных на выяснение тенденций развития народного хозяйства или его частей и поиск оптимальных путей достижения целей этого развития. С помощью прогноза происходит:выявление потребителей, анализ их потребности в товарах, работах, услугах, разработка плана продвижения товара, работ, услуг. изменение ассортимента или разработка новой продукции, планирование продвижения и сбыта, анализ состава имущества предприятия, выработка рекомендаций по управлению имуществом предприятия, кадровый аудит, набор квалифицированного персонала, разработка бизнес-плана и инвестиционных предложений по привлечению средств на предприятие, оптимизация налоговых платежей, разработка системы учета затрат,

анализ хозяйственной деятельности и договорных отношений на предмет финансовой эффективности.

28. Технология антикризисного управления - это комплекс последо­вательных мер предупреждения, профилактики, преодоления кри­зиса, снижения уровня его отрицательных последствий. Наиболее ответственный этап- разработка управленческих решений. зависит от след факторов:.1) категория проблем: стандартные — их решение требует четкого следования опре­деленным стандартам. типовые —решаются на базе множества определенных, заранее заданных правил, причем в ходе решения нужно из имеющегося множества выбрать конкретный. эвристические — их решение требует творчества, поиска, оза­рения. 2) условия разработки решений: относительно стабильные, благоприятные, экстремальные, кризисные. 3) достаточность исходной информации: недостаточный объем,достаточный объем, избыточный объем 4) достоверность исходной информации: явно недостоверная, псевдодостоверная, полностью достоверная. 5) масштаб проблемы: глобальная — от ее решения зависит жизнедеятельность целых регионов, локальная — зависит жизнедеятельность неболь­шой группы людей, микролокальная — от ее решения зависит конкретный посту­пок отдельного человека. 6) техническое оснащение: отсутствует, имеется в недостаточном объеме, имеется в достатке.
29. Виды и порядок осуществления процедур банкротства.

Сущ. 5 процедур банк-ва: набл, фин озд., внеш упр., конк. произ-во и мир. согл. Мир. согл. м.б. закл на любой стадии банк., при этом дело о признании должника банк. закр. При возбуждении дела о банк. набл. вводится с даты вынесения арб. судом опред-ия о введении набл. На основании реш собрания кредиторов выносится опред. о введен фин оздор или внеш управ, либо о признании должника банкротом. Если вводится фин озд, по его итогам можно либо конк произ-во, либо внеш управ., либо прекратить дело о банк, если непогаш задолженность отсутствует. Если внеш упр., то она может быть закончена: прекращ. дела о банкр., или признается банкротом и открывается конк. произ-во. После конк произ-ва суд выносит определение о завершении конкур-произ-ва, а если при этом погашены требования кредитов – определение о прекращении произ-ва по делу о банкр-ве. С даты внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкур. произ-во считается завершенным.


30. Организационные преобразования –изменения в организации, способствующие эффективному образу действий. Отличаются от реструктуризации наличием более широкого спектра изменений. виды преобразований: Процессные вклю­чают нововведения: 1) в процессах взаимодействия организации с внешней средой; 2)в процессах управления движением материальных запасов и денежных средств; 3)в процессах информационно-аналитического обеспечения управления 4) технологические 5) организационные. Продуктовые преобразования —выбор и освоение новых ви­дов продуктов и услуг: 1) товары и услуги не новые для предприятия, но новые для рын­ка; 2) товары и услуги не новые для предприятия, но производимые для нового рынка; 3) товары и услуги новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка; 4) товары и услуги новые и для предприятия, и для рынка. Ресурсные преобразования — это реконструкции основных фак­торов функционирования предприятия: 1) реорганизация предприятия в различных факторах его функци­онирования;2) перераспределение или реструктуризация материальных и не­материальных ресурсов; 3) перераспределение ответственности должностных лиц и полно­мочий менеджеров различного уровня, укрепление дисципли­ны, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

31. «риск» предполагает потери, ущерб, вероятность которых обусловлена наличием неопределен­ности, а также выгоду и прибыль, получить которые можно лишь при действиях обремененных риском, что чаще всего связывается с инновацион­ной деятельностью. Управленч. риски: Маркетинговый может быть выражен в потере доли рынка, снижении объема про­даж и размера прибыли,. Финансовый - в величине потерь доходности ценных бумаг. Среди фин.рисков: процентный, кредитный, валютный, неплатежеспо­собности, ликвидности, рыночный, инфляционный, риск финан­совых злоупотреблений. Производственный — превышение текущих расходов пред­приятия по сравнению с бизнес-планом из-за непредвиденных си­туаций. Инвестиционный— риск неопределенности возврата вложенных средств и получения дохода. Наиболее распространенные риски социально-экономического развития страны, воздействующие на менеджмент организации; экономические: утрата национального богатства; снижение конкурентоспособн. страны; падение инвестиционной привлекательности экономики; уменьшение доли ВВП на душу населения; рост уровня инфляции; социальные: ухудшение материальной обеспеченности населения; рост заболеваемости и смертности населения; негативная демографическая ситуация; снижение уровня образованности населения; экологические: загрязнение окружающей среды; вырубка лесов, эрозия почвы; политические: изменение экономической политики; угроза национальных конфликтов.

32. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ — деятельность предприятия, фирмы, банка, направленная на сокращение возможных потерь, обусловленных риском. Наиболее распространенными методами являются диверсификация риска(распределение вкладываемых в экономику денежных капиталов между разнообразными объектами с целью снижения риска потерь и в надежде получить более высокий доход.), изучение рынка, клиентов, маркетинговые исследования, страхование риска- оптимально, т.к. вы можете застраховать риск как на малом предприятии, так и на большом.
33.Для того, чтобы избежать кризиса в организации, необходимо проводить контроллинг, формирование системы планирования, в частности помощь в определении плановой он заключается в следующих функциях - программы развития предприятия и его целей; руководство и координация работами по планированию и составлению бюджета; объединение частных целей и отдельных планов в едином целостном плане предприятия; участие в составлении отчётности, особенно за счёт внедрения системы информационного её обеспечения; удовлетворение потребностей руководства предприятия в информации и необходимой отчётности; своевременное предоставление систематической информации об отклонениях фактических показателей от плановых, прежде всего по расходам, накоплениям, состоянию финансовых средств и инвестиций; разработка и предоставление руководству предприятия системы корригирующих мер при превышении расходов по установленным планом позициям; анализ причин допущенных отклонений, подготовка альтернативных решений и рекомендаций по устранению сложившихся трудностей; составление необходимых отчётов для руководства компании; оценка расчётов эффективности новых проектов.
34.Основные способы привлечения финансирования: инвестиции в уставный капитал компании, долговое финансирование.

В первом случае инвестор (в обмен на предоставляемые инвестиции) приобретает долю в уставном капитале компании, то есть становится ее акционером. Во втором - предоставление средств оформляется в виде задолженности, так что инвестор становится кредитором компании.

Существуют комбинированные виды привлечения инвестиций, например конвертируемые облигации или банковский кредит под залог акций компании.

Первым источником средств нового предприятия являются средства, предоставляемые его первоначальными владельцами. В дальнейшем же для различных потребностей применяются различные виды финансирования за счет собственных средств: Обыкновенные акции; Привилегированные акции; Резервы; Освободившийся оборотный капитал; Средства от реализации основных средств.



35. Формирование инвест.привлекат-ти организации, региона, гос-ва.

хар-ка, отраж. эф-ть и надежность инвестир-я в развитие компании (ликвид- ть, фин.устойчивость, платежеспос-ть, имидж пред-я, квалификация персонала, орг.культ,интеллект.активы,перспектив-ть развития отрасли).Регион: освоенность,развитость инфрастр-ры в т.ч. трансп.коммун-ции,наличие сырьевых и энерг.ресурсов,раб.силы,удаленность от мест потребления. Гос-во: полит.стабильность, налог.закон-во,Ур-нь инфляции,конвертируемость валюты,развитие инвест.инфрастр-ры



36.Санация – реорганизационная процедура. Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника. Санация предприятия проводится в трех основных случаях: 1) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;2) если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагает условия своей санации;3) если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательства перед бюджетом. В зависимости от глубины кризиса предприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два вида санации, каждая из которых имеет ряд форм.1. Санация предприятия, направленная на реорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемого предприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию в устранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматривается как временное явление:– погашение долга предприятия за счет средств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;– погашение долга предприятия за счет целевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудита деятельности последнего;– перевод долга на другое юридическое лицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санации предприятия-должника;– выпуск облигаций (и других ценных бумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило, коммерческим банком, обслуживающим предприятие.2. Санация предприятия с изменением, как правило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санации носит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационных процедур, связанных со сменой его формы  собственности, организационно-правовой формы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование в открытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Она осуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия. Санация осуществляется в порядке и на условиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не более чем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращением производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо в случае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.
37.Формирование капитала как фактор АУ

Чел.фактор отражает факторы корпоративности и лид-ва, исскуства упр-я.Необходимо иметь в виду, что в АУ сущ-т понятие антикр.команды-ближайших помощников антикр.менеджера, кот-е м.польз-ся его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осущ-ть программу АУ. Совок-ть непредсказуемых экстремальных ситуаций м. преодолеть только те люди, кот-е верны общей идее и общ.замыслу и безоговорочно доверяют друг другу. Так же работает чел.фактор в АУ.Антикр.команда-небольш.кол-во людей с взаимодоп.навыками для совсест.реш-я задач и взаимной ответств-и. Атрибуты:лидер, проф.сбалансир.для реш-я широкого круга пробл.,способ-ть быстро обучаться и прин.реш-я, сплоченность группы.



38. Психологические особенности поведения личности в криз.ситуации

На стадии возн.кризиса предст. интерес фазы развития стресса: расстройство и деструкция. Фаза расстройства: изменения в когнитивной сфере.Сужается объем восприятия, сниж-ся V и кач-во оперативной памяти, затрудняется актуализация инфы из долговрем.памяти. Значимые изм-я происходят в мышлении-возрастает его стереотипность, резко сниж-ся продуктивность и спос-ть к адекватной переработке инфы. Для деят-ти в целом хар-ны попытки орг-ть ее по типу поиска в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деят-ти). Феномен глобальных реакций:выбор общих и неопред.вар-тов действий, утрата конкретности и реализуемости, импульсивность и инертность в прин.реш-й.

фаза реструкции:полный распад деят-ти и значит.нарушения псих.процессов, обеспечивающих ее. 2формы:гиперторможение(блокада поведенч.активности,затормож-ть,оцепенение,выключенность из ситуации-срыв деят-ти),гипервозбуждение(поведение хаотичное,беспоряд.послед.неорг.действий, импульсивные реакции, чел.не находит себе места)

39.Создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СОАУ) как инструмента контроля позволит значительно повысить качество деятельности арбитражных управляющих. СОАУ осуществляет следующие функции:- обеспечение соблюдения членами организации законодательства Российской Федерации и правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;- защита прав и законных интересов членов организации;- обеспечение информационной открытости деятельности арбитражных управляющих, процедур банкротства;- содействие повышению уровня профессиональной подготовки членов организации;- иные предусмотренные ее уставом и не противоречащие законодательству функции. В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона СОАУ вправе:- представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;- уведомлять арбитражные суды Российской Федерации о приобретении статуса СОАУ;- обжаловать в судебном порядке акты и действия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы любого из членов или группы членов организации;- подавать иски о защите прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве;- применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов СОАУ;- заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);- осуществлять иные установленные Законом о несостоятельности (банкротстве) полномочия.


40.Арбитражный управляющий должен отвечать следующим требованиям: было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя; владело специальными знаниями и имело высшее образование; имело стаж руководящей работы не менее 2-х лет; сдало теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; не имело судимости; прошло стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; являлось членом одной из саморегулируемых организаций.
41. Права и обязанности врем.управл. ВУ вправе: -предъявлять в арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований;-заявлять возражения относительно требований кредиторов;-принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника;-обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки;-обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;-получать любую информацию, касающиеся деятельности должника; Обязанности ВУ:-принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;-проводить анализ финанс. состояния должника;-выявлять кредиторов должника;-вести реестр требований кредиторов,-уведомлять кредиторов о введении наблюдения;-созывать и проводить первое собрание кредиторов. По окончании наблюдения, но не позднее, чем за пять дней до установленной даты заседания арбитражного суда ВУ обязан представить в АС отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов.
42. Права и обязанности административного управляющего. АУ в ходе финансового оздоровления обязан:-вести реестр требований кредиторов, -созывать собрания кредиторов,-рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;-предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;-осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;-осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;-осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;-в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения; АУ имеет право:-требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;-принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником;-согласовывать сделки и решения должника в случаях и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;-обращаться в АС с ходатайством об отстранении руководителя должника,-обращаться в АС с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер;-предъявлять в АС от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований.

43. Права и обязанности внешнего управляющего. ВУ имеет право:-распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления, -заключать от имени должника мировое соглашение;-заявлять отказ от исполнения договоров,-предъявлять в АС от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований ВУ обязан:-принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;-разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;-вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;-заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;-принимать меры по взысканию задолженности перед должником;-вести реестр требований кредиторов;-реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, -информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий,-представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации.


44. Права и обязанности конкурсного управляющего

КУ обязан:-принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию;-привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника, -уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства;-принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;-анализировать финансовое состояние должника;-предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании,-заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;-вести реестр требований кредиторов,-принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. КУ вправе:-распоряжаться имуществом должника,-увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. -передать на хранение документы должника,-предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, -осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей.


45. Причины конфликтов и их негативное влияние на деятельность фирмы

1. Причины К, порожденные трудовым процессом. Трудовая деятельность предполагает взаимодействие работников, наличие отношений власти и подчинения, деловое общение. Изначально в них заложены противоречия между хоз. субъектам – отд. сотрудниками, рабочими группами и подразделениями.

Конф-ы возникают в ходе: установления и достижения целей, распределение и выполнения должностных полномочий, распределение ресурсов, реализации коммуникаций (неполная и неточная передача инф.)

2.порожденные плохой организацией работы. Причины- нарушения принципа единоначалия упр. Людьми, процедурная и техническая неопределенность в работе, нечеткое распределение власти, функций, прав и ответственности. Эти ошибки приводят к непониманию функций, прав, границ, ответственности в процессе работы. В АУ не должно возникать конф. Из-за плохой организации работы. 3. Плохая организация соц. взаимодействия. Недостаточное внимание руководителя к вопр. организации сотрудничества и форм. соц-псих. климата. Причины-несоответствие поведения работников нормам, принятым в коллективе, неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе, плохая психологическая коммуникация. Невыполнение раб. ролевых и фун-ых обяз., из-за низкой дисциплины. 4. Личные особенности членов коллектива. Причины-различия стиля и манеры поведения работников, различия в чувствах и эмоциональности, агрессивность, бестактность, невнимание к потребностям др. людей. Негативное влияние К на деят-ть фирмы: появление дополнительных материальных затрат и потерь(отвлечение работников от основной работы, снижение производительности труда, увольнение обиженных), формирование противоборствующих группировок, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, снижение степени сотрудничества между работниками, большие эмоциональные затраты и стрессы-уменьшение работоспособности.



46. Управление конфликтами в условиях кризиса организации1) Предупреждение конфликтов-цель создание такой психологической атмосферы в коллективе, при которой возможность К сведена к минимуму (проведение организационных и разъяснительных мероприятий, напр. на улучш. усл. труда, создание рациональной информ. стр-ры, строгое соблюдение правил внутр. жизни).

2) разрешение конфликтов-цель прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем.Методы упр. К: Организационно-структурные методы- изменение в структуре орг.(четкое формулирование и разъяснение работникам их задач, прав, полномочий, использование координирующих механизмов-установление иерархии полномочий, установление общеорганизационных целей, формирование общих ценностей, разработка стру-ры поощрения); Административные методы- директивное вмешательство, на основе приказа руководителя или решения суда. Межличностные методы (уклонение «уход от конфликта»- К. продолжает развиваться, у оппонентов усиливается чувство раздражения, игнорируется их несогласие, проигрывают обе стороны, противоборство конкуренция-это попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой, игнорирование мнения других. Лицо исп. такой стиль поведения ведет себя агрессивно, в результате одна сторона выигрывает, а др. проигрывает. Недостаток-подавление инициативы, в тоже время может принести положит. рез-т навести порядок ради всеобщего благополучия; Приспособление -подавление или сглаживание К. рук-ль не признает К и пытается поддерживать хорошие отношения в коллективе,исп. призывы и уговоры. Может быть разумной тактикой,если против. незнач.;Разрешение К через компромисс, т.е. для каждого принимаемое решение не будет проигрышным;Разрешение К через сотрудничество, признание различий во мнениях и готовность ознакомится с др. точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти приемлемое решение.


47. Причины и последствия корпоративных конфликтов КК - это споры, возникающие между акционерным обществом, его акционерами и менеджерами. В основе этих конфликтов лежат как естественные противоречия между интересами крупных и мелких акционеров, акционеров и менеджмента, так и борьба инвесторов за контроль над акционерным обществом. В практической жизни корпоративные конфликты принимают самые разнообразные формы, нередко нанося серьезный ущерб и самим их участникам, и обществу в целом. Отсутствие баланса интересов между субъектами корпоративных отношений может стать причиной КК. Имеется несколько типов К, способных оказывать негативное влияние на деятельность акционерных компаний; 1)К, связанные с действиями управленцев компаний, приводящим к нарушениям прав акционеров: собственные цели управленцев, идущие вразрез с интересами самой акционерной компании. Подобные конфликты возникают чаще всего в условиях распыленности акций общества среди большого количества акционеров – физических лиц, не обладающих достаточными знаниями своих прав акционеров как субъектов корпоративного управления.2)К между владельцами контрольных пакетов акций и миноритарными акционерами. Первые, действуя исключительно в своих интересах, могут принимать решения, о совершении сделок, противоречащих интересам общества, о невыплате дивидендов, о проведении дополнительной эмиссии в целях размывания доли мелких акционеров и т.д. КК приносят обществу и государству непоправимый моральный и экономический ущерб.

Последствия КК -нарушение норм действующего законодательства, устава или внутренних документов общества, прав акционера или группы акционеров; -иски к обществу, его органам управления или по существу принимаемых ими решений; -досрочное прекращение полномочий действующих органов управления; -существенные изменения в составе акционеров.


48. Антикр. Напр. Совершенств. Корпорат. Управления. КУ - тип управления, который построен по признакам корпоративности, включающим некоторые особенности объекта управления и всю орг. управления, опирающуюся на корпоративную культуру. Ядром КУ является ККультура - комплекс социальных норм поведения в организации, ценностей, установок и привычек. Положительны еаспекты КК:1) нет человека без слабостей, но и слабости могут играть положительную роль, 2) умей владеть собой 3) уметь слушать и слышать, слышать и понимать, понимать и реагировать,4) уметь не только смотреть, но и видеть, 5) если ты кричишь, значит, ты не прав 6) не говори больше сути Отрицательные:1) инициатива наказуема, 2) не высовывайся - опасно для жизни, 3) тише едешь, дальше будешь, 4) делай, что требуют, и не торопись делать - может быть, будет команда отставить, 5) мои интересы превыше всего.
49.Антикризисная политика государства реализуется на трех уровнях: 1)поддержание отраслей национального хозяйства; 2)предупреждение и недопущение кризисов в экономических и социальных сферах 3)уменьшение негативных последствий банкротства предприятий. Государство применяет две группы поддержки: 1). финансовая (основные формы: целевое финансирование;субсидирование процентной ставки по кредиту;предоставление гарантий по кредиту; налоговые льготы; налоговый кредит 2.)особое администрирование(методы: введение дополнительных форм отчетности; установление обязательных нормативов; лицензирование; обязательное страхование ответственности; законодательное ограничение тарифов; другие законодательные ограничения.)

50. Государственная промышленная политика России. Это документ 1). Структура и направления промышленной политики (1. Инновационная политика: развитие наукоемких производств и модернизация промышленности 2. Структурная политика: отраслевой и территориальный аспекты 3. Инвестиционная политика 4. Промышленная политика на уровне предприятия) 2) Государственные управленческие решения (1. Механизм воспроизводства и налоговые мотивации 2. Ссудный фонд промышленности и повышение внутреннего спроса 3. Согласование интересов и государственное управление).

51. Влияние культурных и социальных факторов на антикризисное управление. Социокультурная среда (СС) задает нормы и ограничения деятельности и поведения людей, отражает ценности и традиции, принятые в обществе, и требует от человека определенного соответствия им. Влияние СС на человека проявляется в том, что она либо предоставляет возможность для реализации его способностей, либо ограничивает эту возможность в соответствии с принятыми в обществе нормами деятельности и поведения. Факторами СС, оказывающими влияние на экономическую деятельность человека, являются: нормативная культура общества; экономическая культура общества; система ценностей; культурные традиции; менталитет. С течением времени система ценностей может развиваться и изменяться, что необходимо использовать в целях антикризисного управления. Например, в современных российских условиях важно изменить отношение к труду, пассивность экономического поведения, иждивенчество и некоторые другие поведенческие характеристики, которые тормозят развитие активной экономической деятельности людей.

52. Значение О.К. определяется тем, что она придает сотрудникам организационную идентичность, формирует "корпоративный дух", обеспечивая стабильность и преемственность развития компании, ОК выступает мощным фактором повышения конкурентоспособности компании, стимулирует развитие сотрудниками задач и их решение; а главное- ставит одну цель для все компании.


53. Стрессоустойчивость(с-ость) - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. с-ость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности. с-ость менеджера может сильно упасть в период кризисной ситуации, что обусловлено социальными факторами, личностными качествами и индивидуальностью в целом.

54. Профсоюзы выступают одним из гарантов социального мира, добиваются реализации принципов:- равноправия и полномочия сторон в постановке и обсуждении вопросов на переговорах и консультациях, в принятии решений и контроле за их выполнением;- соблюдения норм законодательства и штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон;- добровольности в принятии обязательств. Регулируют социально-трудовые отношения и следят за ходом процедур банкротства.

55. Социальное партнерство-сис-ма взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений. Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный уровень и уровень организации. Соц. партнерство осуществляется в формах: коллективных переговоров; взаимных консультаций; участия работников; представителей работников и работодателей в досудебном разреш. труд.споров.

56. Факторы нестабильности регионального развития 1. Сепаратизм удаленных окраин 2. Большая, трудноконтролируемая территория, многонациональная 3. Резкий разброс плотности населения по территории 4. Алкоголизм и наркомания 5. Коррупция и вовлеченность местной администрации в теневой бизнес 6.Межнациональные розни 7. Ассимиляция эмигрантов на территории некоторых регионов с последующей массовой скупкой ими всего бизнеса 8. Отсутствие в регионах малого и венчурного бизнеса 9. Естественные монополии (нефтегаз, МПС, ЖКХ) зачастую ведут свою деятельность на территории регионов, а вот доходы получает прослойка московских управленцев-олигархов 10. Низкие доходы населения в регионах 11. Демографическая нестабильность 12. Внешняя нестабильность 13. Низкая квалификация кадров 14. Природно-климатические условия 15. Неразвитость и неравномерность транспортной инфраструктуры 15. Низкая инвестиционная активность экономики регионов 16. Неадекватная государственная политика в отношении регионов.

57. Направ-ия:1)конкур-ть промыш.комплекса,экпорт.потенц.пред.2)ув.раб.мест3)разв.инфрастр-ры4)повыш.инвест.привлек.4)разв.соц.сфера5)созд.усл.мал.и сред.бизнесу.6)экология. Администр-ия должна помогать в поиске инвест. Методы:Предостав-ть налоговые льготы; сниж.риски. При разв-ии рег. делать упор на наиб.выгод.направ. Меры:а)соверш.сис-мы управ.гос.собств.в АО,б)ликвид.неплатежей,контроль расх-ов,в)эк-ая кооперация с более разв.рег-ми,г)оказ.адресной соц.помощи малообеспеч.граж-ам.д)гос.поддержка отсталых рег-ов.(дотации,субвенции,субсидии,целевые рег.программы)
Вопрос 58 основные факторы, характеризующие инновационный потенциал предприятия Оценка инновационного потенциала предприятий может осуществляться следующими методами: 1.сравнение фактического значения показателя с нормативными; 2.сравнение фактических значений некоторых показателей со средними и лучшими по 3.совокупности родственных предприятий; 4.определение динамики показателей; 5.сравнение значений отдельных (связанных между собой) показателей.Обобщенная оценка уровня инновационного развития может быть охарактеризована степенью его влияния на конечные результаты деятельности хозяйственного субъекта. ИУ = П/З.где ИУ — инновационный уровень развития субъекта хозяйствования; П — прирост прибыли; 3 - затраты на производство. Факторы Инновационного потенциала предприятия:·сложившийся ранее уровень развития производства; состояние механизма и системы управления; тип и ориентация организационной структуры;тенденции экономической и иннновационной политики;понимание потребности в различного рода изменениях и готовность к ним персонала и т.д.факторы, способствующие разработке нововведений: 1.Сохранение и расширение производственной базы 2. Сокращение затрат 3. Реализация нужд и предложений потребителя 4. Повышение научно-технического потенциала специалистов 5. Имидж корпорации. Факторы, НЕ способствующие: 1. Высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений 2. Длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок 3. Большая неуверенность в успехе 4. Непатентоспособность нововведения 5. Трудности в сохранении доли на рынке 6. Отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров. Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются: организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри-,так и внефирменных;четкая стратегия управления нововведениями.
Вопрос 59 формирование инновационной инфраструктуры как условие выхода из кризиса

Инновационная инфраструктура представляет собой организационную, материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий, способствующих эффективному распределению средств и оказанию услуг для развития инновационной деятельности, технологического трансферта, коммерциализации научно-технической продукции. Одним из позитивных факторов развития инновационных структур является создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему занятости и социальной стабильности общества. При формировании рыночных отношений инновационная инфраструктура является средой, способной снизить неопределенность инновационных процессов и благоприятствующей рисковой деятельности. Она также аккумулирует финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Также в рамках данной инфраструктуры получают значительное развитие такие элементы системы, как научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, центры высоких технологий и т.д. Деятельность этих организаций также способствует решению задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.


60. Анализ:1) опред-ть размер ожид. ден. поступ. от проекта с распред-ем по срокам поступ. 2) обосновать ставку дисконтир-ия буд-их ден. поступ., кот-ая отраж. бы инвесторам дох-сть от проекта и степень риска влож-ий. 3) расчет дисконтир-ой стоим-ти каждого из ожид. Потоков, суммир-ем кот-ых опред-ся накоп-ая вел-на дисконтир-ых дох-ов.Критерии:1)Большую привлек-ть будут иметь проеты, кот. в короткие сроки дают большие дох-ды. 2) определ. срока окупаемости (число лет возврата инвест-ий). 3)расчет сред. дох-ти инвестиций. Дох-ть=ЧПсред./сред.ст-ть инвест-ий. И 1) и 2) не учит. Врем-ую сост-ую ден. потока 4)NPV(net present value) илиЧДД. npv>0 – полож-ое реш. по проекту, т.к дох-ы покроют расходы, npv<0-отклонить.5) ВНД (ЧДД=0)-внут.норма.дох-ти. Это макс. допуст-ый уровень расходов по проекту.6) принятие управ-ого реш.
61. США: 1984г.-создан Презид-ий совет по соверш-ию управ-ия (решение проблем госап-та). Направ.деят:1)соверш.управ.фин.ресур.2) реализ.управ.инструм. и процедур3)координ.деят.ген.инспекторов.4)увел.заня-ти в госсект-е. 5)обеспеч. Раб-ой молодежи (сочетание работы и учебы). Зап.Европа: приватизация! Цель:повыш.конкур-ти, оздоров. эк-ки за счет инвест. Меры:1)продажа гос.пред-ий част.инвест-ам,2)созд.совмест.пред-ий с долевым уч-ем част.кап.3)продажа части акций. Франция: институт банк-ва. Цель-сохранить пред-ия. Расширен.полн.Торгового суда(арбитраж.).он иниц-ет перегов-ры сторон(они м.длится до3 мес),нет договорён-ти-нач.процедуры несост.Суд может:открыть проц.рестр-ии(рук-во пред-ия д.предлож.план деят.пред.и удовл-ие треб.кр-ов в теч.10л,иначе предлаг-ся продажа).Закон пред-ет юр.отв-ть рук-ля,доведшего пред-е до бан-ва тюрьмы до 20лет.



62. Малое предпринимательство как фактор АУ Малые предприятия – организации, доля участия в которых общественных организаций – не более 25%, доля др.юр.лиц, являющихся субъектами малого бизнеса не более 25%. Числ-ть: промышленность, строит-во, трансп. не более 100; с/х, тех.сфера -60чел.; опт.торговля – 50 чел.; розн.торговля, бытовое обслуживание – 30 человек. МП способствует занятости населения. Высокая роль венчурного предпринимат-ва в инновац.развитии гос-ва.
63.Ли Якокка (амер. мен-р, председатель совета дир-ов комп-ии Chrysler) спас комп-ию от краха в середине 80-х. Он выделял след. кач-ва кандидатов в члены команды: талант, энергия, трудолюбие, профессионализм, опыт, твердый хар-р, мужество. ПРИНЦИПЫ: 1) непосредственное личное участие в отборе команды; 2)оперативная чистка прежнего высшего эшелона рук-ва; 3)проф-зм, опыт, талант; 4)напористость, умение решать проблемы; 5)коммун-ть, спос-ть привлекать людей; 6)взаимопонимание, помощь и сотруд-во 7)личная преданность рук-лю 8) широкие полномочия, самостоят-ть.
Вопрос 64 антикризисный комплекс маркетинга Антикризисный маркетинг- суть в оперативном изменении маркетинговой политики фирмы и всех составляющих маркетинга (ассортимент товара, цена, каналы распределения и методы стимулирования сбыта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды. Для разработки антикр.маркетинг. полит нужно: определить целевой сегмент рынка (выбрать наиболее выгодные ниши), его приоритеты (определить главные); найти наиболее выгодные (с точки зрения географического расположения) рынки сбыта; изменить ассортимент (уменьшить за счет неприбыльных позиций); уделить особое внимание управлению товарными запасами; пересмотреть подход к ценообразованию и формированию условий продаж (осторожно использовать систему предоставления скидок и отсрочек); изменить систему мотивации сотрудников фирмы, отвечающих за сбыт и продвижение продукции. Именно маркетинговый подход к решению основных проблем фирмы в период кризиса поможет ей не только смягчить удар, но и продолжать активную коммерческую деятельность. Стратегическое маркетинговое планирование поможет фирме сконцентрировать и направить свои усилия на деятельность в тех сегментах рынка, которые менее подвержены кризисным явлениям или более выгодны в данных условиях. Примером такого маркетингового решения может служить открытие и развитие некоторыми крупными оптовыми компаниями собственной розничной сети, что существенно уменьшает зависимость этих фирм от финансового положения «партнеров.»