1-64 Конституционное право 1997. 568с - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную... 1 374.45kb.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) 1 24.64kb.
Вопросы по конституционному праву россии для гак на 2012 1 29.6kb.
Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная 1 294.73kb.
Кутафин Олег Емельянович, академик ран главы II, VI, VII, XIII, XIV... 15 8656kb.
Д. В. Долгушин антропология раннего и. В. Киреевского 1 188.82kb.
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское... 4 1865.02kb.
Спор о человеке в русской науке: психофизиологическая проблема в... 1 151.03kb.
Предмет истории государства и права России 1 57.56kb.
Кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 года n 167 Ведомости... 9 2910.78kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистранта... 2 313.53kb.
Российская федерация федеральный закон 8 1743.19kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
1-64 Конституционное право 1997. 568с - страница №1/21

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В.Е.Чиркин

КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАВО

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Реклама:

Как раскрутить и продвинуть сайт www.sait-prodvinut.ru

Создание новых сайтов www.irb-sem1.narod.ru
Учебник

ББК 67.99(3)01 4-64

Чиркин В.Е.

1-64 Конституционное право 1997.—568с. ISBN 5-7357-0204-1

Учебник написан в соответствии с учебной программой по данному предмету, утвержденной Академическим правовым университетом при Институте государст­ва и права Российской академии наук. В Общей части рассматриваются основные институты конституционного права, в Особенной — основы конституционного права десяти стран Европы, Азии, Африки, Америки, представляющие определен­ные конституционно-правовые системы.
ББК 67.99(3)01 ISBN 5-7357-0204-1 © Чиркин В.Е., 1997

© «Юристъ». Оформление, 1997

Изучение конституционного права зарубежных стран в высших юри­дических учебных заведениях России предусмотрено Государственным образовательным стандартом. Конституционное право преподается и во многих странах Содружества Независимых Государств. Данный учеб­ник, подготовленный в Академическом правовом университете при Ин­ституте государства и права Российской академии наук, может использо­ваться с соответствующими изменениями (например, в перечне изучае­мых стран) и в этих государствах.

Курс конституционного права зарубежных стран имеет три главные цели: общеобразовательную, правоведческую и практическую. Общеоб­разовательное значение данного предмета связано с необходимостью повышения общей культуры студентов — будущих юристов. Правоведческая цель курса состоит в углублении теоретических знаний о моделях правового регулирования статуса личности, о различных конституцион­ных принципах экономической, социальной и политической систем об­щества, об основах его духовной жизни, о разных формах правления, территориально-политического устройства государства, системах госу­дарственных органов и органов местного самоуправления. Практическая роль курса связана с изучением конституционно-правовых институтов и методов конституционного регулирования, их позитивных и негативных сторон, которые могут изменяться в неодинаковых условиях: позитив­ные черты могут обернуться негативными последствиями, и наоборот. Знание конституционной теории и практики различных государств может помочь совершенствованию конституционно-правового регулиро­вания в России и других странах с учетом их конкретных условий.

В предлагаемом вниманию читателя учебнике рассматриваются основные институты конституционного права зарубежных стран (Общая часть, имеющая в основном теоретическое значение) и основы конститу­ционного права десяти отдельно взятых стран, представляющих различ­ные правовые системы современности (Особенная часть). При изучении данной дисциплины в других высших учебных заведениях, в иных стра­нах перечень этих государств может быть дополнен, те или иные из них могут быть заменены другими, например в зависимости от подготовки педагогических кадров или практических потребностей (скажем, в слу­чае необходимости изучать основы конституционного права сопредель­ных стран).

Овладение знаниями по данной дисциплине предусматривает не только слушание лекций преподавателя, но и значительную самостоя­тельную работу студентов, знакомство их с некоторыми конституциями и рекомендованной литературой. При изучении курса целесообразно провести также 2—4 семинарских занятия по избирательным системам, вопросам парламентаризма и территориально-политического устройст­ва государства и др. План таких занятий и список рекомендуемой ли­тературы содержатся в программе и учебно-методическом пособии, ко­торые изданы Академическим правовым университетом в 1995 г. Там же приводятся список контрольных вопросов, задания по курсовым и контрольным работам, даны методические указания по подготовке таких работ.

Для овладения курсом студенту достаточно хорошо изучить данный учебник, а также рекомендуемые ниже основную литературу и источни­ки (некоторые конституции). Студентам, стремящимся к углубленному изучению предмета, желающим специализироваться по государствоведческим и конституционным проблемам, готовить дипломную работу по данной дисциплине, рекомендуется дополнительная литература. Ее спи­сок не носит исчерпывающего характера, так как появляются новые ис­следования, принимаются новые конституции и законы. Студент должен следить за этими новеллами, а также за практикой применения консти­туционного права в изучаемых государствах.

Основная литература и источники

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1993. Т. 1; М., 1995. Т. 2. В 1996 г. оба эти тома опубликованы отдельным изданием с несущественным обновлени­ем материала.

2. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков.

М„ 1996 (гл. 1-4, 8, 9, 11, 12).

3. Конституции зарубежных государств. М., 1996 (конституции США, Великобритании, Франции, Японии или иные 3—4 конституции

по указанию преподавателя).

4. Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. / / Консти­туция и основные законодательные акты КНР. М., 1984.

Дополнительная литература

1. Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994.

2. Зарубежное законодательство о политических партиях. М., 1993.

3. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1993.

4. Национальный вопрос, государство и право в странах западной

демократии. М., 1994.

5. Очерки парламентского права. М., 1993.

6. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах

М.,1994.

7. Сахаров Н.Л. Институт президента в современном мире. М., 1994

8. Сравнительное конституционное право. М., 1996.

9. Судебные системы западных государств. М., 1991.

10. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.

11. Чиркин В.Е, Основы конституционного права: Учебное пособие

М.,1996.

12. Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств

М.,1995.

Дополнительные источники.

В 70—80-х годах в издательстве «Прогресс» опубликован ряд книг под общим заголовком «Конституция и законодательные акты». В этих книгах содержатся тексты конституций и многих других правовых




актов — законы о выборах, о средствах массовой информации и т.д., ордонансы и указы президентов, регламенты парламентов, решения кон­ституционных судов. Каждая книга посвящена определенной стране (Ав­стрии, Италии, Кубе, США, Франции и т.д.). На титуле сначала обозна­чена страна, а затем — заголовок, например: Французская Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989.

Студентам следует использовать эти источники для углубления зна­ний.




ОБЩАЯ ЧАСТЬ:

основы

КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН




Глава 1

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН:

ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

§ 1. Конституционное право — отрасль права

Терминология. Государства современного мира характеризуются ог­ромным многообразием. Среди них есть государства-гиганты, например Китай с 1, 2 млрд. населения, и государства-карлики, например Респуб­лика Науру в Океании, где население не достигает и 8 тыс. человек;

экономически высокоразвитые страны, например США, и государства, где до сих пор в деревне преобладает патриархальное хозяйство (Респуб­лика Чад в Африке); страны с устойчивыми демократическими традиция­ми, например Франция, и государства с авторитарными (Индонезия) и даже тоталитарными (КНДР) режимами. В подавляющем большинстве стран (кроме тех, где вообще нет конституций, хотя и в них действуют нормативные принципиальные положения разного рода) наряду с други­ми отраслями права (гражданским, трудовым, уголовным и т.д.) сущест­вует конституционное право.

Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль дейст­вующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу обще­ственных отношений (прежде всего основы устройства общества и госу­дарства, правового положения личности). Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституцион­ного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах. Как учеб­ная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе. Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права — такой отрасли нет. Существует конституционное право той или иной страны, и в каждой из них — свое (французское, индийское, конго­лезское, бразильское, австралийское и др.). Следовательно, при употреб­лении термина «конституционное право зарубежных стран» речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о комплексном и сравнительном изучении конституционного права многих стран мира (в настоящее время существует более 200 государств), а также об учебной дисциплине.

10

В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования, а наука и учебный курс — свой предмет изуче­ния, но основное содержание этой отрасли права является в принципе одинаковым, сходным, аналогичным.



Объект регулирования конституционного права в зарубежных странах. Свое название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально (Герма­ния) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, по­становлений конституционного суда или конституционного совета и т.д. В отличие от других отраслей права, каждая из которых имеет свой объект регулирования (имущественные и некоторые неимущественные отношения в гражданском праве, трудовые отношения — в трудовом, преступления и наказания — в уголовном и т.д.), правовые акты, относя­щиеся к конституционному праву, регулируют прежде всего наиболее значимые, важнейшие общественные отношения: основы жизни общест­ва, государства, коллектива, личности. Эти акты в своей совокупности распространяются на все четыре главные сферы общественной жизни:

экономику, социальные отношения, политику, идеологию. Конституци­онное право регулирует основы социально-экономической структуры об­щества, его политической системы, духовной жизни и правового статуса личности. В социально-экономической сфере конституционное право оп­ределяет основы отношений собственности, социальную роль государст­ва и др., в политической сфере — создание и роль политических партий, избирательных объединений, организацию государства и т.д., в духовной сфере конституционное право может допускать плюрализм (множест­венность) идеологий, а может закреплять одну из них в качестве офици­альной, господствующей, единственной (например, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна в Китае). Важнейшая часть конституционного права — основы правового положения личности: конституционные права, обязанности, их гарантии.

Таким образом, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с зако­ном государственной власти, имеют своей целью осуществление госу­дарственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определен­ных конституцией. Конституционное право как отрасль права — это сис­тема внутренне согласованных норм, закрепляющих и регулирующих основы социально-экономической структуры общества, его политичес-

11

кой системы, духовной жизни и правового статуса личности, обеспечива­ющих правовыми средствами условия для осуществления государствен­ной власти, участия в ней, борьбы за нее мирными, конституционными средствами. Нормы конституционного права регулируют основы право­вого статуса личности, принципы общественного и государственного строя, форму государства, способы осуществления представительной и непосредственной демократии (избирательную систему, референдум), организацию и деятельность законодательной, исполнительной и судеб­ной власти, основы местного самоуправления и управления.



Сказанное об объекте конституционного права характеризует его ос­новное содержание, глобальную тенденцию. В отдельно взятых странах, неодинаковых по своим условиям, эта тенденция проявляется по-разно­му. В старых конституциях (например, в конституции США 1787 г.') вопросы общественного строя, духовной жизни общества, а нередко и многие важные стороны правового положения личности (социально-эко­номические права) регулируются в минимальной степени, основное же внимание уделяется органам государства, их взаимоотношениям. Новей­шие конституции, принятые после второй мировой войны (например, конституция Италии 1947 г.), особенно в последние годы (конституции Бразилии 1988 г., Узбекистана 1991 г., Перу 1993 г., Казахстана 1995 г., Украины 1996г., Белоруссии 1996г. и др.), более полно отвечают данно­му выше определению объекта конституционного права (некоторые из них разрабатывались под определенным влиянием социалистических концепций об объекте конституционного регулирования). Однако, как отмечалось, действующее конституционное право не сводится только к конституции, оно включает множество других правовых актов, а эти акты, в том числе и в США, в той или иной степени относятся к основам всех главных сфер общественной жизни. Объект регулирования консти­туционного права в целом в странах современного мира более или менее одинаков.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран. Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, ох­рана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет централь­ную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии

1 Здесь и ниже указаны даты принятия конституций, а не вступления их в силу

12

1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственнос­ти в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследова­ния и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относя­щиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.



Соотношение конституционного, публичного, государственного права находится в иной плоскости, чем отмеченные выше связи консти­туционного права и других отраслей права. Конституционное право — основная часть публичного права. Термин «публичное право» имеет со­бирательное значение. По традиции, идущей от римских юристов, в со­став публичного права включаются те отрасли, в которых доминирует регулирование не частных отношений, а публичной сферы жизни: кон­ституционное, административное, финансовое, уголовное право и др. Некоторые отрасли, и прежде всего гражданское право, относятся к частному праву. Это деление в значительной мере условно, особенно в современную эпоху, когда наблюдается вмешательство государства в регулирование различных сфер жизни, ранее остававшихся за его преде­лами. В гражданском, торговом, семейном праве также есть существен­ные элементы публично-правового регулирования.

В некоторых странах (в Германии, ранее в СССР) наряду с термином «конституционное право» используется термин «государственное право». Часто содержание этих отраслей права совпадает, в сущности, это одна и та же отрасль, но иногда они отличаются -друг от друга, и главным образом по объему. Считается, что, с одной стороны, конститу­ционное право шире государственного, так как конституция включает нормы, относящиеся к собственности, семье, охране природы и т.д., а законодательство, относящееся к конституционному праву, развивает эти исходные положения. С другой стороны, шире государственное право, выходящее за пределы конституционных норм, включающее мно­гие вопросы государственного управления, административного, финан­сового права. Впрочем, в последние годы в Германии издавались работы, объединяющие под одним заголовком конституционное и государствен­ное право.



Особенности норм конституционного права. Нормы конституци­онного права, как и другие правовые нормы, — это общеобязательные правила, установленные главным образом нормативными правовыми ак­тами (законами, указами и др.) и обеспечиваемые государственным при­нуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создают-

13

ся иначе — путем судебного прецедента, конституционного обычая — или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обы­чай, социально-экономические права личности в некоторых странах). В статье конституции или закона может содержаться всего одна норма. Такова, например, ст. 102 Основного закона ФРГ (Германии) 1949 г. («Смертная казнь отменяется»). Вместе с тем в статье или даже в одном предложении статьи может содержаться несколько норм конституцион­ного права. Так, в ст. 3 французского закона 1962 г. о выборах президента республики в одном из предложений устанавливается: «Не позднее чем за 15 дней до первого тура выборов президента республики правительст­во публикует список кандидатов». Эта статья содержит различные пра­вила: возлагает обязанность такой публикации на правительство (а не на другой орган, например избирательную комиссию), устанавливает срок для этого. Из цитированного предложения статьи следует множество выводов: о невозможности иного официального опубликования списка кандидатов, о том, что список должен быть единым, что разновременная публикация фамилий кандидатов исключается и т.д.

В отличие от отраслей частного права, где используется, как правило, диспозитивный метод регулирования (сторонам предоставляется воз­можность выбора того или иного варианта поведения), в конституцион­ном праве доминирует императивный (повелительный) метод. Боль­шинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веле­ния), как это имеет место в цитированных выше статьях. Реже использу­ются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основны­ми лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчи­нения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в конституционном праве есть и диспозитивные нормы. Такова, например, ст. 94 итальянской конституции 1947 г., устанавли­вающая, что каждая палата парламента может выразить доверие прави­тельству или отказать в нем путем поименного голосования. В последнем случае президент республики может уволить правительство в отставку или распустить парламент с назначением даты новых выборов, т.е. реше­ние вопроса о коллизии парламента и правительства отдается на усмот­рение избирателей.

Названные выше нормы — это нормы-правила. При возникновении соответствующих юридических фактов — событий, состояний, дейст­вий (в нашем примере это факт голосования в парламенте по вопросу о доверии) эти нормы порождают соответствующие правоотношения (в нашем примере между парламентом, правительством, президентом). Ре-14

ализуются такие нормы в результате преобразования правовых пред­писаний в фактическое поведение участников общественных отноше­ний причем при применении норм-правил это происходит наиболее очевидным образом.

В конституционном праве много и норм-принципов, реализация кото­рых имеет опосредованный характер. Они получают свое развитие и наполняются конкретным содержанием в других статьях конституции, в актах иных отраслей права, в деятельности органов государства. Напри­мер, ст. 17 конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализ­ма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он при­зван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе. В некоторых конституциях содер­жатся нормы-цели (целеполагание было особенно характерно для основ­ных законов стран тоталитарного социализма, провозглашавших цели строительства социалистического и коммунистического общества). Су­ществуют и нормы-символы. Так, ст. 1 конституции Гвинеи 1990 г. уста­навливает «девиз республики»: «Труд, справедливость, солидарность». Есть нормы-определения: ст. 2 конституции Франции определяет госу­дарство как неделимую, светскую, социальную и демократическую рес­публику. Особый характер имеют положения преамбулы (введения) кон­ституции. Обычно считается, что такие положения не нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции.

Структура норм конституционного права тоже имеет свои особеннос­ти. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах других отраслей права), а если и имеются, то обычно носят политический характер: отставка правительства, отреше­ние от должности президента и т.д. Уголовная ответственность может быть предусмотрена лишь за определенные преступления и формулиру­ется в самом общем виде (например, за государственную измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после отрешения от должности и, как и для обычного гражданина, по нормам уголовного права. Гражданская ответственность высших должностных лиц за нане­сение ущерба гражданам в результате незаконных действий при испол­нении служебных обязанностей тоже может быть предусмотрена кон­ституцией, но наступает она по нормам гражданского права. Что касает­ся гипотезы (условия применения нормы), то она также редко имеет словесное выражение в актах конституционного права и обычно подразумевается или формулируется косвенным образом.

Институты конституционного права в зарубежных странах Нормы конституционного права, как и других отраслей права, с одно] стороны, объективно, а с другой — по воле ученых-систематизаторов

15

соединяются в отдельные группы. Например, одна группа норм относит­ся к вопросам гражданства (приобретение гражданства, утрата граждан­ства, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д.), другая регулирует положение главы государства (порядок выборов пре­зидента, его полномочия, досрочное отрешение от должности и т.д.), третья — личные свободы граждан (неприкосновенность личности, жи­лища, тайну переписки и т.п.). Такие объединения норм образуют ин­ституты конституционного права. Институт конституционного права — это система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах в общем совпадают с институтами, которые вычленяются в российском конституционном праве: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни об­щества, правового статуса личности, формы государства, избирательно­го права, референдума, парламента, главы государства, правительства, местного самоуправления и др. Нередко членения бывают и более дроб­ными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт прав человека, форм правления, правового положения депутата, институт ответственности правительства), кото­рые рассматриваются как подынституты, а последние могут дробиться и дальше.



Названные выше институты существуют, однако, не во всех зарубеж­ных странах. В тех странах мусульманского фундаментализма, где в соответствии с принципами ислама создание политических партий не разрешается, политическая система ограничивается, по существу, госу­дарственными органами и особый институт политической системы не складывается. С другой стороны, есть страны, где реально существую­щая социально-экономическая структура общества не нашла достаточ­ного выражения в нормах конституций, не стала особым институтом конституционного права (например, в султанате Бруней и даже в США). Вместе с тем в конституционном праве зарубежных стран есть такие институты, которых нет в России. Во многих из этих стран они связаны с существованием монархии. Особые институты, связанные с провозгла­шением господства социалистической собственности, идеей советов как единственных полновластных органов, с руководящей ролью коммунис­тической партии в обществе и государстве, существуют в странах тота­литарного социализма (КНДР, Куба и др.).

Конституционно-правовые отношения и субъекты этих отно­шений в зарубежных странах. В результате юридических фактов на основе действия норм конституционного права между различными сто­ронами возникают конституционно-правовые отношения. Их участники

16

называются субъектами конституционного права. В конституционном праве не используется деление субъектов на физических и юридических лиц, как, например, в гражданском праве. В нем принята своя классифи­кация. В наиболее обобщенном виде в число субъектов конституционно-правовых отношений обычно включаются: 1) социальные и националь­ные общности (народ, являющийся источником власти, нации и иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в стра­нах тоталитарного социализма и др.); 2) государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии или автономные об­разования в Китае); 3) основные органы государства (глава государст­ва — император в Японии, президент в США, парламент в Великобрита­нии, кабинет министров в Индии, народный защитник в Испании и т.д.);



4) общественные объединения и коллективы граждан публичного ха­рактера, т.е. те, которые участвуют в политике, а не занимаются, скажем, извлечением прибыли, как акционерные общества (например, партии, выдвигающие кандидатов на выборах в органы государства, в Бразилии или группы избирателей в Швейцарии, обладающие правом народной законодательной инициативы, — см. ниже); 5) депутаты представи­тельных органов, обладающие, например, правом депутатского вопроса к представителям исполнительной власти; 6) органы местного самоуп­равления и управления (например, советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции); 7) индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с множественным гражданством — каждая из этих категорий населения обладает своим объемом конституционных

прав).


Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной от­расли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) служит конституция — основ­ной закон. К другим источникам относятся:

1) законы конституционные (вносят изменения в конституцию или дополняют ее), органические (принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом), обыкновенные (регулируют отдельные вопросы, например закон о выборах президента), чрезвычайные (согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламен­та продлить этот срок);

2) внутригосударственные публично-правовые договоры (напри­мер, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших госу­дарственных должностей между приверженцами разных религий, согла-

1465


шение о разделении Чехо-Словакии с 1 января 1993 г. на Чехию и Слова­кию, Конституционное соглашение между президентом и парламентом Украины 1995 г.. Конституционный договор 1996 г. между Молдавией и самопровозглашенной Приднестровской республикой о том, что послед­няя остается республикой в составе Молдавии);

3) регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутрен­нюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одоб­рения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай);

4) акты главы государства и исполнительной власти (указы мо­нархов, декреты президентов, постановления правительства, акты мини­стров, некоторых ведомств, например постановления центральной изби­рательной комиссии о порядке составления списков избирателей). Осо­бая роль среди актов исполнительной власти принадлежит актам, имею­щим силу закона (они издаются на основе рассматриваемого ниже деле­гирования полномочий парламентом (как, например, в Великобрита­нии), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительны­ми полномочиями президента (Франция);

5) акты. органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные тол­кования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции;

6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — ре­шения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся ос­новой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам. В некоторых странах судебные прецеденты не признаются источ­никами права, т.е., по существу, не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, особенно в области административного права; такие нормы создает и конституционный совет, в частности по вопросу о пра­вах личности;

7) конституционный обычай сложившееся в практике единооб­разной деятельности органов государства правило, имеющее устный ха­рактер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций;

8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о пре­столонаследии. В единичных мусульманских странах конституцию заме-

18

няет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи про­поведей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоя­щим выше конституции;



9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

10) международно-правовые акты, например Европейская конвен­ция о правах человека 1950 г.. Договор ФРГ и ГДР о процедуре объ­единения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маа­стрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую деклара­цию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (далее — Международные пакты о правах человека).

На локальном уровне — в субъектах федерации, автономных образо­ваниях — действуют свои источники конституционного права (напри­мер, конституции штатов в США, конституция Занзибара в Танзании, конституция Автономной Республики Крым на Украине). В городах не­редко имеются свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Во многих развивающихся странах актами, регулирующими принци­пиальные вопросы (например, реорганизацию федерации в Нигерии, из­менение формы правления в Эфиопии), были акты военных и революци­онных советов — временных органов власти, создававшихся после оче­редного военного переворота (декреты, прокламации и т.д.). Иногда важ­нейшее конституционное (и даже надконституционное) значение имели национальные хартии (Алжир), революционные хартии (Мадагаскар), акты правящих (единственных) партий (Конго, Заир и др.).



§ 2. Наука о конституционном праве зарубежных стран

Развитие знаний о конституционном праве. В отличие от действу­ющего конституционного права наука о нем — это не совокупность норм, а рассуждения, гипотезы, выводы ученых. Материально она представле­на не законами и другими правовыми актами, а огромным количеством книг, статей, докладов на многих языках мира. Наука изучает действие

19

конституционного права, реализацию его норм, обнаруживает законо­мерности его развития, формулирует практические советы с целью со­вершенствования норм и конституционно-правовых отношений. Она изучает историю науки, теории, их развитие. Наука конституционного права едина. Если ученые не следуют каким-то заранее установленным догмам, подгоняя под них свои взгляды, то даже ошибочные их рассужде­ния могут быть полезны для научной дискуссии.



Исследование конституционного права зарубежных стран — это изу­чение определенных сторон мирового опыта. Оно помогает отобрать, усовершенствовать, применить на практике те модели конституционного регулирования, которые оказались эффективными в сходных условиях, и отказаться от институтов, оказавшихся непродуктивными или не соот­ветствующими общечеловеческим ценностям.

Наука конституционного права прошла длительный путь развития. При своем возникновении она была тесно связана (да и сейчас связана) с философией, социологией, политологией, религиоведением. Ее отпо­чкование в самостоятельную научную отрасль произошло позже, чем некоторых других юридических наук (например, гражданского, уголов­ного права), хотя процесс выделения новых юридических дисциплин про­должается и сейчас (например, экологическое право).

Первоначально некоторые идеи конституционного значения (об уст­ройстве общества и государства) были высказаны в сочинениях писате­лей древнего мира (греческих мыслителей — Платона, Аристотеля и др., римских авторов — Цицерона, Гая и др.), хотя в то время ни самого конституционного права, ни науки о нем еще не было. В средние века также публиковались работы, содержащие отдельные рассуждения, свя­занные с проблемами конституционного права (например, сочинения Фомы Аквинского). Сюда можно отнести и произведения некоторых му­сульманских юристов, переиздаваемые в наши дни (например, труд аль-Маварди о властных нормах, династическая теория развития общества Ибн Хальдуна).

Становление основных идей конституционного права, зарождение соответствующей науки связано с периодом крушения феодального абсо­лютизма и деятельностью блестящей плеяды просветителей (главным образом в Великобритании; Франции, США). Представители «третьего сословия» и выразители общенародных интересов Г.Гроций, Ш.-Л. Мон­тескье, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие сформулировали многие положе­ния, которые легли в основу современного конституционного права (о народном суверенитете, разделении властей, естественных и неотчужда­емых правах человека, парламентаризме, ответственном правительстве и др.). Эти идеи нашли воплощение в первых конституционных докумен­тах: в Декларации независимости США 1776 г., конституции США

20

1787г во французской Декларации прав человека и гражданина 1789г., в польской конституции 1791 г.



В XIX в. большое влияние на развитие науки конституционного права оказали труды У.Беджгота, А.Дайси в Великобритании, Ж.-П. Эсмена во Франции, В.Лабанда в Германии, У.Уиллоуби в США. В середине XIX в. зародилось также марксистское направление в изучении конституцион­ного права. В те времена и долго после этого это направление носило преимущественно критический и прогностический характер (предсказа­ния о будущем обществе и государстве при грядущем социализме), хотя в работах его основателей и последователей, в частности по конституци­онным вопросам, правильно анализировались некоторые негативные сто­роны как авторитарных порядков, так и существовавших в то время буржуазно-демократических режимов. Однако на развитие конституци­онного права и официальной науки это направление в те времена не оказало сколько-нибудь заметного влияния.

В конце XIX — начале XX в. заметный вклад в развитие конституци­онного права внесли французы Л.Дюги (концепция солидаризма), М.Ориу (институционализм), итальянцы В.Орландо (министериализм), В.Парето и Г.Моски (теория элит, корпоративизм), американцы Д.Брайс и С.Лоу (теории демократизации), немцы Г.Еллинек (юридическая школа), Макс Вебер (легитимация власти), хотя некоторые из них были по профессии не юристами, а экономистами, политологами. Сохраняя прежние подходы, многие из названных авторов давали им новое толко вание, выступали за ограничение роли парламента и усиление исполни тельной власти, формулировали идеи корпоративной демократии, «коло ниального государства», иногда в их работах содержались зачатки кон цепции «рационализированного парламентаризма».

В настоящее время известными представителями зарубежной науки конституционного права являются: во Франции — Ж.Бюрдо, М.Дювер-же, Б.Шантебу, Д.Лаврофф (занимавшийся, в частности, проблемами развивающихся стран), П.Гонидек (также известный работами о разви­вающихся странах), Ж.Конак; в Великобритании это Д.Макинтош, Д.Маршалл, П.Бромхед, А.Дженнингс (также занимавшийся новыми проблемами развивающихся стран); в США — Л.Трайб, Д.Эптер, Ш.Х. Нахмод, С.Хантингтон; в Канаде — Ф.Снайдер; в Италии — Дж. ди Верготти; в Германии — К.Хессе, К.Штайн, К. фон Бойме, Ф.Иен-зее, П.Кирххоф, Т.Маунц и др. Здесь перечислены, конечно, далеко не все известные ученые.

Представляют интерес также исследования, созданные в странах Ла­тинской Америки. Известны труды мексиканского ученого Ф.Тена Рами-реса, аргентинца С.В. Линареса Кинтаны, колумбийца Л.К. Сачика.

Работы по конституционному праву (часто вместе с политологией)

21

изданы в ряде арабских стран Известны произведения ливанца Зухди Йакана, египтян Мухаммеда Камаля Лейлы, Мухсина Халила и Усмана Халила, а также Нимата ас-Сайда (Ирак)



Начиная с середины XX в в связи с появлением на месте прежних колоний новых государств появляются и местные исследования по кон­ституционному праву этих стран Особенно много работ было издано в Индии (труды А Сена, Д Басу, Р Котхари и др ), в Нигерии опубликовано несколько монографии Б Нвабуезе, в Уганде — работы Г Каньеихамбы, в Кении — Г Гичери, в Кот д'Ивуаре — Л Силлы и др

Много работ по конституционному праву зарубежных стран было опубликовано учеными стран тоталитарного социализма — представите­лями марксистско-ленинского направления О принципиальных чертах этого подхода будет сказано ниже Здесь же отметим лишь, что в России ранние работы подобного рода были написаны В Н Дурденевским, Г С Гурвичем, И Д Левиным, позже — И П Траининым В дальнейшем исследованиями конституционного права зарубежных стран занима­лись правом капиталистических, или, как долгое время это называлось, буржуазных, стран — М А Крутоголов, Б С Крылов, Н С Крылова, В В Маклаков, А А Мишин, Б А Страшун, Б А Стародубский, В А Ту­манов, Ю П Урьяс, правом так называемых зарубежных социалистичес­ких стран — Л Д Воеводин, Д Л Златопольский, Б А Страшун, НП Фарберовидр Над проблемами конституционного права развиваю­щихся стран плодотворно работали Л М Энтин, Ю А Юдин Здесь, ра­зумеется, названы далеко не все авторы, внесшие весомый вклад в разра­ботку конституционно-правовых проблем



Основные направления и школы, в современной науке конститу­ционного права В настоящее время в этой науке существуют два основ­ных направления Условно их можно назвать радикалистским и либе­ральным Радикалистское направление представлено в основном рабо­тами ученых-марксистов (в ленинском, большевистском толковании марксизма), произведениями так называемых революционных демокра­тов, отстаивающих социалистическую ориентацию развивающихся стран, и сочинениями левых радикалистов Авторы, принадлежащие к этому направлению, рассматривают конституционное право с позиции классовой борьбы и нередко'— с позиций диктатуры определенного клас­са или блока классов Правда, эти классы в понимании различных груп­пировок данного направления неодинаковы У марксистов-ленинцев это рабочий класс (в настоящее время и здесь вносятся поправки говорится о диктатуре народной демократии) Революционные демократы отстаи­вают «совокупную» власть блока трудящихся и тех нетрудящихся, с которыми, по их мнению, можно сотрудничать на этапе коренных демо­кратических преобразовании, способных в конечном счете привести к

2;

социализму. Левые радикалисты чаще всего фактор революционных изменений видят в некоторых отрядах интеллигенции, а то и в деклассиро ванной группе «передовых борцов». Ученые леворадикалистского на правления считают, что служебная роль конституционного права заключается в создании условий (власти, экономики, партийной системы структуры государства и т.д.) для строительства социализма и коммуниза _ теперь об этом обычно говорится как о далекой перспективе. Эти авторы говорят о народной, социалистической демократии, но на деле выступают за авторитарные системы управления, за бессменное правле­ние одной (коммунистической) партии, против разделения властей и местного самоуправления, за огосударствление экономики, за преиму­щества в правах определенных групп населения (рабочего класса, «тру­дящихся»), за ликвидацию частной собственности, «эксплуататоров», в частности путем применения массовых насильственных средств.



Либеральное направление представлено работами ученых самых различных стран и континентов, включая современные постсоциалистические государства. В Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане Узбекистане и других постсоциалистических государствах эти ученые кардинально пересмотрев свои взгляды, стали разработчиками новы? конституций. В них включены нормы, отражающие общегуманистические ценности человечества, хотя не удалось избежать некоторых автори тарных черт, прежних влияний.

Представители данного направления считают, что конституция, как \ конституционное право в целом, является не орудием диктатуры, а выражением социального контакта между различными группами населения правящими и управляемыми, документом, который должен воплощать i своих нормах общечеловеческие ценности (свободу, демократию, прав;

человека, социальную солидарность, социальную справедливость и др.) Они выступают за правовое, демократическое и социальное государство разделение властей, признание местного самоуправления, за ответственность всех должностных лиц и органов государства перед народом и его представителями, за мирные средства разрешения конфликтов, поиск! компромиссов и консенсуса, против закрепления в конституции руководящей и направляющей роли» одной партии в обществе и государстве, з< подлинно народный, а не классовый характер государственной власти.

Названные два главных направления отражают лишь полярные взгляды. Между ними есть промежуточные течения, в ряде случаев в исследованиях одного и того же автора соединяются некоторые черты обоих направлений. Кроме того, не все ученые одного и того же направлена придерживаются абсолютно одинаковых взглядов по всем, даже принципиальным вопросам. Существуют разные подходы к объяснению конституционно-правовых явлений, в связи с чем в рамках одного и того же

23

направления возникают различные научные школы — коллективы уче­ных, использующих сходные методы исследований и дающих в целом аналогичные истолкования их результатов. Приверженность к той или иной научной школе не всегда зависит от места жительства и работы ученого. Крупные научные школы имеют международный характер, объ­единяют авторов из различных стран. Приверженность к той или иной научной школе определяется содержанием публикаций, научных док­ладов.



Можно назвать три основные школы, существующие сегодня в зару­бежной науке конституционного права: юридическую, политологичес­кую и теологическую. Промежуточное положение между первой и вто­рой занимает институционализм, тяготеющий больше к политологичес­кой школе.

Юридическая школа имела сначала определяющее, а затем значи­тельное влияние до 20-х годов XX в. Ее сторонники ориентировались главным образом на изучение государства, его органов, прав человека, причем делалось это преимущественно, а то и исключительно лишь с юридических позиций. Они признавали социальный характер государст­ва, но призывали юристов изучать государство, его органы, его деятель­ность как систему правоотношений. В настоящее время эта школа свое значение утратила, но методы исследования, выработанные ею, продол­жают широко использоваться в науке конституционного права.

Политологическая школа одержала окончательную победу в сере­дине XX в. Ее сторонники призывают изучать не столько нормы консти­туционного права (иногда они даже игнорируют их), сколько реальную роль тех или иных институтов государственности, политических инсти­тутов. Не случайно в некоторых франкоязычных странах предмет препо­давания теперь называется «Конституционное право и политические ин­ституты».

Особое место занимает теологическая школа. Она отличается край­ней пестротой взглядов своих приверженцев. Ее правое крыло ничего общего не имеет с либерализмом. Оно смыкается с радикалистским на­правлением в особой, религиозной интерпретации, но определенная часть ее сторонников, на которую влияние оказали западные идеи, вы­сказывает либеральные взгляды, хотя и прикрывая их религиозной обо­лочкой. Она представлена главным образом исследованиями мусульман­ских юристов. Труды ее сторонников пронизаны идеями халифата — справедливого правления, которое существовало, по их утверждениям, при пророке Мухаммеде и сменивших его четырех «праведных» халифах. У сторонников этой школы свой подход к проблеме суверенитета (они считают, что вселенский суверенитет принадлежит аллаху), к выборам (они часто отрицают полезность этого института, предлагая заменить

24

выборы советом аш-шура — консультативным правлением, т.е. совеща­нием особо авторитетных лиц при правителе государства), к институту правового статуса личности (по их мнению, равенство должно осущест­вляться в соответствии с принципами шариата, что предполагает, в част­ности, неравноправие мужчин и женщин, а главным они считают не права, а правовые и моральные обязанности перед Аллахом и общиной «правоверных»).



§ 3. Конституционное право зарубежных стран — учебная дисциплина

Поскольку в зарубежных странах действует множество актов консти­туционного права и имеется обширнейшая литература, подробное изуче­ние конституционного права этих стран студентами невозможно. В выс­ших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действу­ющего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не о всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний. Более углубленное изучение тех или иных инсти­тутов, а также конституционного права отдельно взятых стран или реги­онов возможно только на основе подготовки курсовых и дипломных работ, а также в ходе дальнейшей специализации, в частности в аспи­рантуре.

Изучение конституционного права зарубежных стран, в том числе путем самоподготовки, призвано повысить правовую культуру граждан, научить их широкому подходу к конституционной действительности, ис­пользованию опыта зарубежных стран в своей практической деятельнос­ти (разумеется, с учетом конкретной ситуации и условий своей страны). Знание положительных и отрицательных сторон тех или иных конститу­ционно-правовых институтов, применяемых в зарубежных странах, по­зволяет правильно и всесторонне оценивать предлагаемые меры, приме­нять такие способы правового регулирования, которые доказали свою полезность в сходных условиях, и, напротив, отвергнуть институты, ока­завшиеся непродуктивными.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой. Общей части изучаются основные институ­ты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и срав­нительном плане, во второй. Особенной — основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей раз­личных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

При исследовании и изучении конституционного права зарубежных стран используются различные методы. Марксистско-ленинскую мето-

25

дологию как единственную отстаивают лишь многие ученые стран тота­литарного социализма, но и они при изучении конкретной действитель­ности используют различные методы наряду с общенаучными: истори­ческим, логическим, анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сис­темным и структурно-функциональным и т.д. Изучая конституционное право зарубежных стран, ученые широко используют метод сравнитель­ного правоведения, включая контрастирующее сравнение. Широкое при­менение этого метода обусловлено самим предметом изучения: множест­венностью различных стран с неодинаковыми конституционными моде­лями.

Наряду с учебным курсом конституционного права существуют и другие дисциплины, в которых исследуются конституционно-правовые отношения. В ряде стран основные вопросы конституционного права изучаются в курсе публичного права, в Германии есть учебная дисципли­на государственного права, во Франции, как упоминалось, преподается предмет «Конституционное право и политические институты». В Вели­кобритании обычно конституционное право объединяется с администра­тивным. В старших классах школы в некоторых странах преподается дисциплина «Гражданское воспитание», включающая наиболее важные вопросы конституционного права.


следующая страница >>