015 – Фото-галерея - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
2 Съезд Джи-би-си терпит фиаско 3 Джаяпатака Свами объявлен в уголовный... 12 1925.17kb.
Фото 9-летней девочки Ким Фук 8 июня 1972 года навсегда вошло в историю. 1 80.55kb.
Русские и иуды. Сборник № Официальные и публичные материалы,ссылки... 9 3472.02kb.
Имя на карте Большого Сочи Генерал Головин 1 81.74kb.
Общая характеристика работы Актуальность темы 3 680.91kb.
А фото 3 X 4 ттестационный лист 1 75.65kb.
По мнению В. Г. Белинского, «Горе от ума» 1 31.71kb.
На официальном сайте Фирмы должно быть указано название полное название... 1 76.35kb.
В процессе изучения русской литературы ХIХ в мы познакомились со... 1 26.86kb.
Методическая разработка урока (внеклассного занятия) Учитель: Белоусова Е. 1 69.33kb.
Текст Иван Ксенофонтов, кандидат технических наук. Фото Александр... 1 61.19kb.
Отзывы и рекомендации к работе «Удивительные числа» 1 21.97kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
015 – Фото-галерея - страница №1/1



РОССИЙСКИЙ СОЮЗ

ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ

Russian Union of Historical Towns & Regions

СЕДЬМОЙ КОНГРЕСС

ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И РЕГИОНОВ РОССИИ


I. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ

ЖУРНАЛ ВЗОР N 3, 2001г.

015 – Фото-галерея

Деревянное зодчество Карелии

Кижи особенно хороши в пригожую погоду. Буквально светятся на солнце все двадцать две маковки Преображенской церкви, скрипят и перешептываются залежавшиеся бревна в добротных крестьянских избах, ажурные балкончики на доме Ошевнева кокетливо выставляют напоказ выпуклые бочки. И во всем этом удивительная гармония непревзойденных творений рук человеческих - замечательных памятников русского деревянного зодчества.

Кижи - небольшой узкий островок в онежских шхерах длиной километра четыре и шириной от двухсот до шестисот метров. Раньше здесь был людный Киж-ский погост, жили представители светской и церковной власти, стоял стрелецкий гарнизон, проходили сходы, ярмарки. Сотни крестьян из других волостей съезжались на лодках и заполняли трапезные церквей, питейные заведения, лавки, до отказа наполняя "дворы на приезд".
Сейчас на острове осталась маленькая деревушка в несколько домов. И лишь в туристический сезон Кижи полнится приезжими, жаждущими собственными глазами взглянуть на великолепную летнюю Преображенскую церковь, зимнюю Покровскую, крестьянские дома. Их перевезли из разных деревень республики, и все они неповторимы и самобытны.
Общий характер орнамента в северных мотивах крупнее. И это вполне объяснимо. При недостатке освещенности четкий геометрический орнамент с крупными деталями лучше читается, и силуэт становится важнейшим средством архитектурной выразительности.

В народном зодчестве польза и красота неразделимы. Старинные избы поражают сдержанностью и простотой форм. Здесь практически нет никаких дополнительных украшений. И они не нужны. Конструкции сами говорят за себя. Стены из толстых бревен, тщательно отесанные, со скругленными углами, мощные балки, поддерживающие потолок, широкие лавки вдоль стен, огромная печь на рубленом деревянном подпечье с печным столбом и отходящими от него полками-воронцами.

Здесь все функционально и конструктивно. Как объясняет известный в Карелии знаток деревянного зодчества профессор Вячеслав Петрович Орфинский, пластика скругленных углов возникла исходя из особенностей отески стен изнутри. Кроме того, такой прием облегчал мытье стен и предохранял углы от промерзания. Почти вся обстановка избы выполнялась вместе с постройкой дома. Разве что стол переносной, но его место было традиционно определено - в красном углу.

Самый известный в музее дом зажиточного крестьянина Ошевнева. Он типичен для Карелии, выполнен в стиле "кошель". Это когда двор и сарай примыкают к боковой стене жилья и здание перекрыто двускатной несимметричной крышей, скат над сараем более пологий. Жилые и хозяйственные помещения объединяют сени. Глядя на такое строение, особенно в ненастную погоду, поражаешься мудрости крестьян, ставивших в условиях натурального хозяйства дома, в которых жилые и хозяйственные помещения находятся под одной крышей. И можно было, не выходя на улицу, ухаживать за скотом и выполнять другую хозяйственную работу.


Дом Ошевнева большой, площадь жилых помещений почти 150 квадратных метров. Но и семья там жила немалая, более двадцати человек. Бытовой уклад патриархальной крестьянской семьи не требовал дробления внутреннего пространства избы на изолированные комнаты. Здесь все распределялось по зонам путем группировки предметов, имевших хозяйственный, символическим или конкретный смысл. Например, киот с иконами в красном углу обозначал почетную мужскую часть избы, ящик для входа в подполье - женское или детское место, устье печи с шестком - место для приготовления пищи.

Особую прелесть дому придают балкончики, они украшают здание с трех сторон. И, как уверен Вячеслав Петрович Орфинский, скорей всего, навеяны городской архитектурой, потому что носят исключительно декоративный характер. На балконы даже нет выхода из светелки.

Но, безусловно, жемчужина Кижского ансамбля - Преображенская церковь. Двадцать две главы, исключительно тонкой, можно сказать, ювелирной работы, все они подчинены единству целого и законам строго выверенной архитектурной системы. Действительно, выдающимся талантом обладал мастер Нестор, сотворивший такое грандиозное сооружение, где ничего нельзя отнять и ничего нельзя прибавить. Настолько все лаконично, просто и гениально.
Прекрасные образцы деревянного культового зодчества сохранились и в других районах Карелии - многоглавые церкви Троицы Клименецкого монастыря (1712 год), Предтеченья в Шуе (первая половина XVIII века), Покрова в Анхимово (1708 год), Успенская часовня в деревне Васильево, часовня Кирика и Улиты в Воробьях, Петропавловская часовня на Волкострове. Вепсское село Шелтозеро. Первое, что поразило в старинном вепсском селе - особое радушие и гостеприимство. Со мной здоровались везде: на улице, в школе, в музее, в столовой. Для сельчан незнакомый человек - гость в доме, и относиться к нему нужно с уважением. Это традиционная национальная черта вепсов. У них и дом - в самом прямом смысле - явление неординарное. В этом можно убедиться, побывав в Шелтозерском этнографическом музее.

Красивый двухэтажный деревянный дом стоит на горке, встречая посетителей резными ставнями, маленьким балкончиком. Открываешь массивную дверь и попадаешь в удивительный мир вепсской семьи, где под одной крышей уживалось сразу несколько поколений. ольшая кухня и жилая комната. В кухне печь, огромный стол, лавки, образа в углу. В горнице - кровать, сундук, люлька. Чтоб ребеночку было чем заняться, можно дать ему поиграть деревянный мячик или пристроить старинную соску, сделанную из рожка с натянутой на него частью коровьего вымени. В такой рожок клали сладкий мякиш хлеба, и ребенок через дырочку его посасывал. юрик Петрович Лонин, основатель и хранитель этнографического музея, показывает ходунки, точь-в-точь как современные, только сделанные из дерева, которыми пользовались, оказывается, уже сотню лет тому назад. А рядом высокий детский стульчик из ивовых прутьев. Кстати, в музее все экспонаты подлинные.

Удивительно рациональна каждая вещь - любая чашка, плошка буквально так и просится в руки, настолько она удобна и практична. Никакая нынешняя пластмассовая посуда и в сравнение с ней не идет. Вещи, сделанные из бересты и дерева, буквально отшлифованы пальцами своих трудолюбивых хозяев. Необыкновенной красоты вышивки на полотенцах и салфетках поражают фантазией узоров и богатством воображения мастериц.

Подобных домов в Шелтозере осталось, конечно, уже очень мало. Но некоторые семьи по-прежнему живут в таких крестьянских избах, и старое и молодое поколение, держат скот, заготавливают сено, дрова, хранят запасы. Удобно. Дома переделаны и осовременены. Правда, по нынешним меркам комфорта маловато. Но для жизни в селе - в самый раз. Когда-то деревня Березовые Мосты была довольно многолюдной. Все как положено. Школа, детсад, клуб. Сегодня постоянно в ней живет практически одна семья. Две сестры. Обе - пенсионерки. И уехать есть куда - к детям, но не хотят. Просто не могут без своих березовых лесов, теплых ламбушек и простора деревенского. Их дом - настоящая крестьянская изба, с сенями, хлевом, лавками в светелке и огромной русской печью. Правда, из живности у них теперь только куры, две козы да собака с кошкой. Вепсское село Шелтозеро, заонежская деревня Сенная Губа, прионежская деревенька Березовые Мосты - разницы нет никакой. Во всех них остались старые крестьянские избы, двухэтажные, почерневшие от солнца и дождя, много видавшие на своем веку, но главное - сохранившие теплоту дома, очага, семейственность и приверженность традициям, когда дом - основа всего, начало всей жизни.

И как хорошо, что избы эти - не музейные реликвии, стилизованные под старину, как тот же дом Ошевнева в Кижах. Хотя, ради справедливости надо сказать, перевезенные из разных мест Карелии, из заброшенных деревень, эти памятники деревянного зодчества благодаря стараниям кижских реставраторов простоят еще не одну сотню лет, напоминая потомкам об истории края, жизни дедов и прадедов. Эти же избы живут вместе с нами, радуются и печалятся, сами творят историю. Старые дома сохранились и в Петрозаводске, в основном на улице исторической застройки имени сказительницы Федосовой , на берегу Онежского озера. И не только в виде музейных реликвий. Городская власть пытается вдохнуть в них жизненную искру. Уже несколько раз объявлялись аукционы по продаже участков со старыми домами.

Но главное условие городской администрации - не нарушать внешний облик здания. Оно должно остаться таким же, как и прежде. А вот внутреннюю "начинку" можно делать по своему вкусу и настроению. Конкурс на аукционе был приличный. И хозяева у старых домов появились. Так что жизнь уникальных образцов деревянного зодчества продолжается.



Автор текста: Светлана Цыганкова
Фото: Фотоагентство АГНИФОТО


(Ссылка-Интернет)