" среди конкретных проблем в программе "Устойчивое развитие", на первое место я бы поставил экологическое образование - pismo.netnado.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Г. Эмерсону принадлежит особое место среди зарубежных специалистов-организаторов... 8 2486.21kb.
Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику. 1 29.03kb.
Законодательная власть и ее органы 4 522.82kb.
Конкурса лучших учителей в рамках пнп «Образование» 1 75.19kb.
Критика кейнсианства. Наступление консерватизма. Ф. Хайек. Л. 1 92.34kb.
Глобализация мировой экономики. Глобальные проблемы мирового хозяйства 1 6.14kb.
Экологическое воспитание и образование 1 99.73kb.
Д ф. н., проф. С. И. Тимина стр 7 760.78kb.
1. Сущность менеджмента 11 1261.5kb.
Управление образования администрация Шебекинского района Информационно-методический... 1 115.19kb.
Задача системы антикризисного управления обеспечить устойчивое развитие... 1 194.62kb.
Безуглов В. Г.*, Гафуров Р. М.**, Рахимов В. М.**, Гогмачадзе Г. 1 111.38kb.
Урок литературы «Война глазами детей» 1 78.68kb.
" среди конкретных проблем в программе "Устойчивое развитие", на первое место я бы - страница №1/1

образование для устойчивого развития: необходимость системного подхода для формирования образовательного пространства в школе
О.Ю.Гордеева1, И.А.Данилин2

1ГОУ СОШ № 789, Москва

2 Российский университет дружбы народов, ГОУ СОШ № 789, Москва

" среди конкретных проблем в программе "Устойчивое развитие", на первое место я бы поставил экологическое образование..."

Н.Н. Моисеев

В начальной и средней школе трудятся ученики, которые будут в полном расцвете сил работать в ХХI столетии. Между тем вряд ли кто наберется смелости точно сказать, каких знаний и в каких объемах потребует от человека XXI век. Школа обязана сегодня готовить ученика к работе в будущем. Однако, наша средняя школа, как известно, дает общенаучное образование. С некоторой степенью условности, его можно назвать энциклопедическим. Однако необходимо отметить, что энциклопедизм - не просто знание. Энциклопедизм есть знание связей, между различными отраслями науки и искусства и понимание значения этих связей. К большому сожалению в рамках базисного и дополнительного учебного плана отсутствует предмет который интегрировал полученные знания и давал учащимся возможность реализовать полученные умения и навыки.

До наших дней не преодолена привычка перегружать учебные программы и учебники материалом, не изжита точка зрения, согласно которой, чем больше знаний усвоит ученик средней школы, тем лучше. Между тем куда правильнее, развивать мышление ученика и прививать ему умения находить нужные для работы материалы. В наш XXI век особенно важно научить школьника учиться.

Как же быть? Выход, видимо, в том, чтобы, зная направления развития наук, воспитывать в молодежи потребность в непрерывном образовании и прививать ей знание методов самообразования. Одним из основных принципов образование для устойчивого развития, является преемственность образовательных программ разных уровней. В нашей системе образования уже существует органическая преемственность между всеми звеньями учебных заведений. Значение ее не возможно переоценить. Если с первых классов начальной и до окончания средней школы ученик познакомится (по книгам, с помощью технических средств обучений, экскурсий, практической полезной деятельности) с возможно большим числом основных отраслей материального производства и искусства, он точнее сможет выбрать будущую специальность.

Сегодня исследователи и учителя-практики принимают значительные усилия в поисках методов обучения, повышающих "производительность" труда и учителя, и ученика, позволяющих за один и тот же отрезок времени усваивать более значительные объемы учебного материала. В частности нами разработаны модули в уроки физики, химии, биологии, информатики позволяющие учащимся знакомиться с наиболее перспективными технологиями, нано-технологиями. Отсутствие практических работ и лабораторных работ, охватывающих несколько дисциплин сужает мировоззрение школьников, не позволяет им реализовать полученные знания. Это приводит к оторванности школьника от реальности, где представляет значимость комплексное знание. Как показали работы экспериментальных площадок под руководством А.Н.Захлебного «Экологическое образование: разработка регионального компонента» и Г.А. Ягодина «Экологическое образование для устойчивого развития» экология может стать тем образовательным пространством на котором возможно реализация комплексного подхода в образовании.

С другой стороны современные проблемы окружающей среды поставили школу сегодня в такие рамки, что введение экологизации знаний является делом первостепенной важности. В школах с 2007/2008 учебного года вводится преподавание курса "Экология Москвы и основы устойчивого развития" в 10-11 классе, а так же проводится разнообразная внеклассная работа по школьному экологическому мониторингу.

Однако, но нарушается преемственность образовательных программ и проблему нужно решать в срочном порядке, чтобы не упустить экологизацию знаний сегодняшних учащихся младшего и среднего звена хотя бы в экспериментальных школах, тем более, если планировать потом внедрение этого опыта в федеральном масштабе.

К сожалению, в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, экология не получила самостоятельного статуса, хотя экологическая тематика нашла нормативное закрепление в содержании девяти школьных учебных предметов. Таким образом, сегодня сложилась парадоксальная ситуация: признанное на государственном уровне экологическое образование как приоритетное, до сих пор не обеспечено нормативной базой, то есть государственным стандартом.
Стандарт должен стать основой для создания в школе системы экологического образования. Такая система может быть выстроена с позиций согласований разных подходов:

-экологизация учебных дисциплин (горизонтальная интеграция),

-сквозные образовательные программы, позволяющие моделировать в учебном процессе конкретные экологические ситуации (вертикальная интеграция),

-интегративный учебный предмет (системная интеграция).



В настоящее время уже накоплено достаточно опыта, наработана масса материала, как практического, так и теоретического плана, для того чтобы начать работу по подготовке следующего "этапа", который предусматривал бы экологизацию знаний в начальных и средних классах общеобразовательных школ и разработке стандарта.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам, важное место принадлежит начальной школе, которую необходимо рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями, о природном и социальном окружении, знакомство его с общей, целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.